К какой группе ос относится ккм. Все, что нужно знать об эксплуатации ккт. Если кассовый аппарат – основное средство

Контрольно-кассовая техника требует к себе повышенного внимания, как со стороны предпринимателей, так и со стороны проверяющих органов. Сегодня рынок подобной продукции изобилует разнообразием. Однако необходимо помнить, что не все аппараты можно свободно применять в работе. Подробности выяснил «Московский бухгалтер».
ККМ «в законе»

Организации и предприниматели, которые осуществляют наличные расчеты с клиентами, по закону обязаны при совершении денежных операций применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности (БСО). Как и любая норма, установленная государством, использование ККТ должно соответствовать ряду правил.

В Государственном реестре контрольно-кассовых машин (ККМ) кассовые аппараты имеют следующую классификацию: пассивные системные ККМ, активные системные ККМ, автономные ККМ, фискальные регистраторы. Также следует помнить, что не все кассовые аппараты, которые можно сегодня купить, официально одобрены государством. За использование технических средств кассового контроля не надлежащего образца, то есть тех, которые не вошли в Государственный реестр подобной техники, налагается штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях.

Все кассовые аппараты, которые официально разрешается применять в работе, предварительно проходят специальную процедуру, рассказывает начальник отдела обеспечения ведения Госреестра ККТ Федерального агентства по промышленности Анатолий Сурков:

— При включении сведений о моделях ККМ в Государственный реестр контрольно-кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ использует материалы экспертиз, подтверждающие соответствие моделей кассового оборудования установленным техническим требованиям к кассовым машинам для конкретных сфер их применения.

Полный перечень кассовых аппаратов, разрешенных для использования, в свободном доступе можно найти на сайте Федерального агентства по промышленности (www.rosprom.gov.ru). Последними обновлениями госреестра стали контрольно-кассовые машины: «СПАРК-617ТК версия 01», «СПАРК-617ТК версия 02», «МИКРО 103К версия 02», «МИКРО 104К версия 02», «ШТРИХ-ТАКСИ-К», «Flaton-11K», «Велес-01К», «МИНИКА 1102.3К», «МИНИКА 1105К», «СП301ФР-К».

Обновленные требования

Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдвигает три основных требования к подобному оборудованию. Во-первых, аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Во-вторых, ККМ должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке. В-третьих, аппарат должен иметь фискальную (контрольную) память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Расширенный список правил использования кассового оборудования изложен в «Положении о применении и регистрации контрольно-кассовой техники», утвержденном постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470. В этом же документе прописана процедура регистрации такого оборудования в налоговой инспекции.

Надо отметить, что с апреля этого года, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152, несколько изменилась форма бланка, который заполняется при постановке ККМ на учет. К примеру, теперь нет необходимости указывать данные о номерах расчетного, текущего и других счетов компании, в том числе и о том, в каких банках и когда они открыты. Также при оформлении регистрации не придется перечислять все имеющиеся у фирмы филиалы с указанием адресов и телефонов. А для того, чтобы поставить на учет кассу в обособленном подразделении, совсем не обязательно заполнять бланк от лица головного офиса: теперь это сможет сделать и представитель подразделения. Достаточно в первой строке бланка указать все реквизиты основной организации и филиала, а во второй — фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя подразделения.

К заявлению также должны прилагаться: паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с центром технического обслуживания (ЦТО). На то, чтобы налоговики внесли кассовый аппарат в книгу учета контрольно-кассовой техники, отводится пять рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов. После этого инспекторы должны выдать представителю компании карточку регистрации и внести в паспорт ККТ отметку о постановке аппарата на учет.

Кстати, по новым правилам, чиновники больше не обязаны заблаговременно извещать предпринимателей об окончании срока использования их кассового оборудования. Налоговики теперь лишь ставят в карточке регистрации ККТ год выпуска аппарата и нормативный срок его амортизации, а фирмам предписывается самим следить за тем, чтобы не был превышен лимит эксплуатации оборудования. По окончании указанного времени инспекторы должны снять кассовое оборудование с учета. Раньше чиновники предупреждали о конце срока амортизации кассовой машины за 30 дней, теперь они сообщают об этом не позднее дня, следующего за днем истечения «срока годности», то есть постфактум.

Немного проще дело обстоит с перерегистрацией или досрочным снятием с учета кассовой техники. Заявление, которое подается в налоговую, составляется в произвольной форме, к нему прилагается паспорт ККТ и регистрационная карточка. Когда оформляется перерегистрация, инспекторы должны проставить все необходимые отметки за пять рабочих дней и по истечении этого времени вернуть бумаги представителю компании. Если речь идет о снятии ККМ с учета, регистрационная карточка фирме уже не возвращается.

Устраняем неполадки

Если в ходе проверки инспектор обнаружит нарушение в эксплуатации кассовой машины, он составит по данному факту соответствующий акт. В случае, если в компании в настоящий момент присутствует должностное лицо, проверяющий оформит также и протокол. В этих документах будет прописаны меры, которые должна предпринять провинившаяся компания. Далее представитель фирмы обязан явиться в налоговую для подписания протокола. Если в обозначенный срок он не придет, у инспекции будет повод для административного расследования и розыска. В общей сложности добиваться подписания этого документа можно не более двух месяцев. По истечении этого срока дело автоматически закрывается. Однако не стоит уповать, что вам простят выявленные оплошности: инспекторы возьмут компанию на заметку и будут применять другие методы воздействия. К примеру, сообщат о нарушении в торговый отдел местной администрации, который может просто не продлить разрешающие документы на право ведения торговой деятельности

Избегаем нарушений

При осуществлении денежных операций компаниям следует помнить, что не только отсутствие контрольно-кассовой техники является грубым нарушением постановления Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 6, в котором предусмотрена административная ответственность за неприменение ККМ. Если аппарат есть, но он не зарегистрирован в инспекции, это приравнивается к его отсутствию. То же самое касается предпринимателей, использующих кассовую технику, не включенную в Государственный реестр. Штрафы грозят и тем фирмам, которые эксплуатируют ККТ без фискальной памяти. Если у кассы отсутствует пломба ЦТО или на ней видны повреждения, свидетельствующие о том, что, вероятно, кто-то имел доступ к фискальной памяти, или аппарат пробивает чек на сумму, которая меньше уплаченной покупателем, то за все эти нарушения компания отдаст от 30 000 до 40 000 рублей. Кассиру, совершавшему операции на кассовом аппарате, который не подходит хотя бы по одному из перечисленных выше пунктов, грозит денежное взыскание в размере от 3000 до 4000 рублей.

Штраф за одно нарушение налагается единожды. Пример приводит Дмитрий Ряховский, директор учебно-методического центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов:

— Если кассир не пробил чек, он нарушил правила работы с наличностью и не применил ККТ. При этом инспекторы могут попытаться суммировать штрафы. Однако это незаконно. В соответствии с пунктом 2 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях, если за одно и то же нарушение ответственность предусматривается двумя и более статьями Кодекса, то накладывается только один штраф — тот, который больше.

Для того чтобы не бояться проверок налоговой инспекции, отслеживающих корректную работу кассовых аппаратов, и избежать неприятных последствий — достаточно всего лишь внимательно отнестись к соблюдению всех норм, предусмотренных законодательством в части применения ККМ.

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 29

Хозяйствующие субъекты, которые ведут со своими покупателями наличные расчеты, всенепременно (за редким исключением) обязаны применять кассовые аппараты. Причем к эксплуатации допускаются далеко не любые модели ККТ, а лишь включенные в соответствующий Госреестр. Проблема в том, что в нем постоянно происходят те или иные изменения. То новый кассовый "агрегат" в него впишут, то, напротив, из Госреестра будет исключена какая-либо модель ККТ. А что если именно на ней-то и выбивались чеки для покупателей?

Обязанность фирм и предпринимателей по применению контрольно-кассовой техники при ведении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт, за товары, работы, услуги установлена п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Игнорировать ее хозяйствующие субъекты могут лишь в четырех случаях:

  • в случае оказания услуг населению и выдачи покупателям бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при уплате единого налога на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при ведении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
  • в случае нахождения бизнеса в удаленных и труднодоступных местностях согласно перечню, утверждаемому региональными властями (п. 3 ст. 2 закона N 54-ФЗ).

Во всех прочих ситуациях неприменение ККТ и невыдача кассового чека покупателю признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена п. 2 ст. 14.5 КоАП и представляет собой предупреждение или наложение штрафа. Для индивидуальных предпринимателей он составит от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб.

Впрочем, подобные меры взыскания предусмотрены не только за непосредственно неприменение кассовой техники, но и за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. А Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 в полном соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ утверждено специальное Положение о порядке и условиях регистрации и применения ККМ (далее - Положение). В нем же более детально прописаны и требования, предъявляемые к кассовой технике Законом N 54-ФЗ.

Впрочем, в данной статье нас будут интересовать два непременных условия применения кассовых аппаратов. Перечислим их:

  • к эксплуатации должны допускаться лишь модели кассовых машин, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ);
  • ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки.

По Реестру

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 54-ФЗ порядок ведения Госреестра ККТ, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный актуализировать таковой, определяются Правительством. Соответствующие Правила Кабинет министров утвердил Постановлением от 23 января 2007 г. N 39; Постановлением от 5 июня 2008 г. N 438 Правительство РФ доверило ведение Реестра Минпромторгу.

При этом как сам Госреестр, так и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их принятия. К слову сказать, последний раз документ был актуализирован Минпромторгом России совсем недавно - Приказом от 10 июня 2011 г. N 777. Тогда в первый раздел Реестра, содержащий сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, была включена информация о программно-техническом комплексе "RECOVER-K".

Вместе с тем иной раз сведения о той или иной модели ККТ могут быть, наоборот, из Реестра исключены. Значит ли это, что хозяйствующему субъекту автоматически необходимо искать средства для приобретения нового кассового аппарата, поскольку, применяя "забракованную" модель, он рискует быть оштрафованным? К счастью, нет.

По нормативному сроку

Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на "одобренную" Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

Конечно, если подобное уведомление, что называется, "затеряется" в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать "негодную" кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

Правила и исключения

Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?

К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.

Использование не поставленного на учет кассового аппарата равносильно его неприменению вовсе.

Таким образом, эксплуатация исключенной из Реестра кассовой машины допустима только для тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно пользовались ею и до этого. Вместе с тем и у таких фирм, и предпринимателей может возникнуть необходимость в постановке техники на учет, а точнее - в перерегистрации кассового аппарата. В частности, это потребуется в случае переезда. Впрочем, как указали специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124, а представители Федеральной налоговой службы довели до сведения своих сотрудников еще в Письме от 15 июня 2006 г. N ММ-6-06/601@, в данном случае проблем возникнуть не должно. В конце концов владелец ККТ в рассматриваемой ситуации остается прежний, меняется лишь место нахождения кассы. Аналогичным образом легко пройти перерегистрацию кассовый аппарат должен и в случае смены названия компании или Ф.И.О. предпринимателя.

Вместе с тем нельзя не отметить, что чиновники выделили также ряд ситуаций, когда исключенная из Реестра техника все же подлежит перерегистрации, даже при условии смены собственника ККТ, по крайней мере де-юре. Речь идет о таких случаях как:

  • реорганизация;
  • регистрация организации предпринимателем, на которого ранее была зарегистрирована кассовая машина;
  • регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве ИП была ранее прекращена.

Более того, допускают регистрацию исключенной из Реестра техники налоговики и в том случае, если таковая была получена в качестве вклада в уставный капитал. Речь идет о ситуации, когда владелец аппарата действительно меняется. Но так или иначе к продаже ККТ аналогичные выводы явно не относятся.

В зависимости от стоимости приобретенного кассового аппарата, его можно либо в составе материально производственных запасов (МПЗ), либо принять на учет как основное средство (ОС).

При этом необходимо учесть, что в первоначальную стоимость ОС включаются все затраты, связанные с его приобретением и доведением до состояния, пригодного к эксплуатации. В статье рассмотрим как осуществить бухгалтерский учет кассового аппарата в 2018 году.

Основные виды кассовых аппаратов

Условно кассовые аппараты можно разделить на две группы:

  1. Работающие самостоятельно (автономные кассовые аппараты). Такой кассовый аппарат может работать автономно, его не надо подключать к компьютеру или принтеру. Программное обеспечение, фискальный накопитель, принтер чеков входят в состав такого аппарата.
  2. Фискальный регистратор. Это отдельный блок, который необходимо подключить к компьютеру, планшету, другому устройству с установленным программным обеспечением (кассовая программа).

Условия признания кассового аппарата в качестве ОС в бухгалтерском и налоговом учете

Для признания кассового аппарата в составе основных средств в бухгалтерском учете, необходимо, чтобы такой кассовый аппарат:

  • был предназначен для использования в основной или управленческой деятельности
  • был предназначен для использования в течение длительного (более 12 месяцев) промежутка времени
  • был способен приносить пользу (экономическую выгоду)
  • организация не планировала продавать его в будущем.

Именно таки условия признания оборудования в качестве основного средства установлены в .

Формирование первоначальной стоимости кассового аппарата (ККТ)

Первоначальная стоимость ККТ формируется исходя из всех фактических затрат по приобретению.

В состав первоначальной стоимости включаются:

  • стоимость ОС по документам поставщика (уплаченная поставщику)
  • стоимость доставки ОС
  • стоимость приведения ОС в состояние, пригодное для начала его эксплуатации
  • стоимость информационных и консультационных услуг по приобретению ОС
  • стоимость услуг посредников, если ОС был приобретен по посредническому договору
  • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением ОС.

В связи с тем, что применяемые с 2017 года онлайн-кассы – это довольно сложные технические устройства, для функционирования которых необходимо специальное программное обеспечение, его установка и отладка, как раз стоимость услуг по доведению кассового аппарата до состояния, пригодного к эксплуатации может составлять значительную долю в стоимости ККТ.

Отражение приобретения кассового аппарата в бухгалтерском учете

Основные бухгалтерские проводки при учете затрат, связанных с приобретением и эксплуатацией кассового аппарата, который планируется учитывать в составе ОС (стоимость более 40000,00). Проводки даны без учета НДС:

Содержание операции Проводка Примечания
Дт Кт
Отражена стоимость кассового аппарата 08 60
Отражена стоимость услуг по настройке программного обеспечения 08 60 Включается в стоимость ККТ в качестве затрат, необходимых для доведения ОС до состояния, пригодного к эксплуатации
Отражена стоимость сканера штрих-кодов 10 60 В состав ОС не включается, т.к. может быть подключен к другой ККТ
Ввод ККТ в эксплуатацию 01 08
Начисление амортизации – ежемесячно, с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию 20,26,44 02
Стоимость услуг оператора фискальных данных (ОФД) – ежемесячно 20,26,44 76 (60) В составе расходов будущих периодов учитывать не рекомендуется
Отражена стоимость кассовой программы (лицензии на право использования в течение 1 года) 97 60
Затраты по использованию кассовой программы ежемесячно 20,26,44 97

Амортизация кассового аппарата

При учете кассового аппарата в составе ОС необходимо определить код по классификатору и амортизационную группу.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 Кассовые аппараты следует относить к коду 330.28.23.13 – Машины счетные, аппараты контрольно-кассовые, машины почтовые франкировальные, машины билетопечатающие и аналогичные машины со счетными устройствами или 330.28.23.13.120 – Аппараты контрольно-кассовые.

Согласно классификатора ОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 ), такие ККТ относятся к четвертой амортизационной группе по сроком эксплуатации от 5 до 7 лет.

Следует учитывать, что с 2017 указанный классификатор применяется только для целей налогового учета.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

В учетной политике для целей бухгалтерского учета установлен лимит признания активов в качестве объектов основных средств 30 000 рублей. Кассовый аппарат стоит 28 500 рублей. Следует ли признать такой кассовый аппарат основным средством?

Да, в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» лимит признания оборудования в качестве ОС может быть установлен и в сумме, меньшей, нежели 40 000,00 рублей. В таком случае кассовый аппарат в бухгалтерском учете следует признавать ОС (если соблюдены основные критерии признания объекта основным средством).

Вопрос № 2:

При покупке кассового аппарата от поставщика получена накладная, в которой отражены фискальный принтер чеков, терминал, денежный ящик, источник бесперебойного питания, сканер штрих-кодов, кассовая программа, услуги по установке кассовой программы, услуги по подготовке ККТ к эксплуатации, обучение сотрудников работе с ККТ, услуги ОФД на год. Что из перечисленного можно включить в состав ОС при комплектовании кассового аппарата.

В состав ОС необходимо включить все те комплектующие, без которых функционирование кассового аппарата не возможно. То же оборудование, которое может использоваться с другим кассовым аппаратом, необходимо учесть отдельно, в составе МПЗ. Услуги по доведению кассового аппарата до состояния, в котором его можно будет начать использовать, следует также включить в первоначальную стоимость ОС. Прочие услуги учесть в обычном порядке.

Таким образом, на наш взгляд, в состав ОС могут быть включены следующие позиции:

  1. фискальный принтер чеков
  2. терминал
  3. денежный ящик
  4. услуги по установке кассовой программы
  5. услуги по подготовке ККТ к эксплуатации

Федеральным законом № 51-ФЗ от 08.03.2015г. внесены следующие изменения: В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем ККТ, но не более 10 лет. Вопросы:1) ранее можно было использовать ККТ до истечения нормативного срока амортизации. Чем отличаются понятия "нормативный срок амортизации" и "срок использования, установленный изготовителем". Если в паспорте на ККТ не указан срок использования, а указан только нормативный срок амортизации, то это одно и тоже понятие. 2) данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу, или только нам ККТ введенную в эксплуатацию с момента вступления в силу данных изменений. Спасибо

О тличие нормативного срока амортизации от срока использования, который устанавливается изготовителем, заключается в том, что в соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе. Таким образом, нормативный срок амортизации кассы - от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 16.03.12 № 03-01-15/2-56).

Если в паспорте указан нормативный срок амортизации, то Ваша организация может эксплуатировать такую ККТ до истечения срока ее полезного использования, но не более 10 лет.

Данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Справочники: Основные изменения законодательства, вступающие в силу в 2015 году

Применение исключенных из реестра ККТ

Если модель ККТ исключена из Государственного реестра, ее можно продолжать применять до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок полезного использования исключенной из реестра ККТ не может быть больше 10 лет. Об этом сказано в пункте 5 статьи 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Пример определения предельного срока эксплуатации ККТ, исключенной из Государственного реестра*

В декабре 2012 года ООО «Торговая фирма «"Гермес"» приобрело ККТ модели ОКА-102К (версия 01). В этом же месяце ККТ была введена в эксплуатацию. Срок службы, установленный изготовителем, – пять лет, то есть до декабря 2017 года (включительно).

С 7 октября 2014 года данная модель ККТ была исключена из Государственного реестра. Организация вправе продолжать эксплуатировать кассовый аппарат до декабря 2017 года (включительно).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ включены в государственный реестр

Государственный реестр ККТ ведет ФНС России (подп. 5.5.11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 , постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1168 , п. , и Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июля 2013 г. № 69н). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены , утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39 .

Актуальный список ККТ, включенной в Государственный реестр, представлен на сайте www.nalog.ru .*

Олег Хороший , начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Статья: Исключенную из госреестра модель ККТ можно использовать не более 10 лет

Получая наличные деньги за реализованные товары, работы, услуги, вы обязаны применять кассовую технику (ККТ). При этом модель используемой ККТ должна быть включена в государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее - Закон № 54-ФЗ).

Так вот, до недавнего времени, если модель вашего кассового аппарата исключали из госреестра, то вы могли пользоваться им до истечения нормативного срока его амортизации (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ в старой редакции). Согласно разъяснениям финансистов этот срок составляет от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124). Вообще же его устанавливает производитель, и теоретически он может быть сколь угодно большим.

Однако уже начиная с 9 марта 2015 года следует принимать во внимание новые правила использования ККТ, исключенной из госреестра. Так, если модель вашей ККТ исключили из реестра, то вы можете ее дальше эксплуатировать до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок не должен быть больше 10 лет. Соответствующие поправки законодатели внесли в пункт 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ.*

5.Статья: Срок эксплуатации ККТ увеличился

Новая норма разрешает использовать кассовые аппараты, исключенные из Госреестра контрольно-кассовой техники, до истечения срока службы, указанного поставщиком, но не более 10 лет.*

С уважением,

Светлана Шарипкулова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».

Все предприниматели и организации, обязанные, в соответствии с законодательством, применять онлайн-кассы , могут использовать только модели ККТ, внесённые в официальный реестр ФНС РФ. Это аппараты, снабженные модулем для выхода в интернет и такой обязательной комплектующей как фискальный накопитель (ФН) . ФН, согласно установленным государственным регулированием нормам, имеет ограниченный срок использования. Чем ФР отличается от ФН , как правильно выбрать фискальный накопитель, каким критериям он должен соответствовать, от чего зависит его стоимость, через какое время он подлежит замене? Ответы вы узнаете в нашей статье.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.

Фискальный регистратор: функции, срок полезного использования

Фискальный регистратор - это специальный модуль, при помощи которого кодируется и записывается информация о производимых предпринимателями расчетно-кассовых операциях - продажа, возврат, получение аванса и пр.

Они могут быть внешними и фактически выполнять функцию онлайн-кассы , то есть помимо сохранения и шифрования платежных документов, отправляют их электронные версии оператору фискальных данных (ОФД). Многие модели, при условии подключения к управляющему компьютеру или другому мобильному девайсу, способны формировать и печатать кассовые чеки. Собственно, именно этот аппарат и обозначается понятием «фискальный регистратор». Как и любая ККТ, он относится к четвертой группе имущества при расчете амортизации. Следовательно, фискальный регистратор имеет срок полезного использования от 5 до 7 лет.

Аналогичный ему прибор, встроенный в кассовый аппарат, - фискальный накопитель. Он может только запоминать и передавать данные о проведенных расчетах. Это его основная задача и дополнительных функций он лишен. За формирование и печать чеков, работу с товарной базой и интеграцию с периферийным оборудованием отвечают другие комплектующие онлайн-кассы.

Некоторые начинающие предприниматели ошибочно полагают, что ФН и ФР ничем не отличаются. На самом деле это не так. Модуль накопления предназначен только для фиксации платежной информации. Он может быть установлен в онлайн-кассу или внешний ФР.

Без основной комплектующей онлайн-кассы деятельность большинства ИП сегодня противоречит закону. Поэтому важно правильно выбрать и своевременно заменить эту составную часть онлайн-ККМ или фискального регистратора, т. к. она имеет ограниченный период полезного использования.

Выбор ФН для фискального регистратора с учетом срока полезного использования

Функциональные особенности и технические характеристики этих модулей, используемых в ККТ, определены на уровне стандартов, установленных регистрирующим органом (ФНС). В реестре налоговой находится 14 разных приборов. Различия между их отдельными видами существенны. По законодательно установленным нормам любой из предложенных накопителей имеет свой срок службы, равный 13, 15 или 36 месяцам. Представители частного бизнеса должны это учитывать перед приобретением и установкой его на свою онлайн-ККТ.

Система налогообложения и вид деятельности хозяйствующего субъекта

В соответствии с п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ модули памяти с максимальным сроком эксплуатации должны приобретать предприниматели, применяющие в своей деятельности упрощённую, патентную систему налогообложения, уплачивающие единый вменённый налог или единый сельхозналог.

Исключение сделано для ИП, которые:

  • занимаются продажей алкоголя, табака и иной подакцизной продукции, а также сезонных товаров;
  • являются платёжными агентами, субагентами;
  • работают в труднодоступных, отдалённых местностях и используют ККМ, не передающие информацию о фискальных операциях в онлайн-режиме через ОФД;
  • совмещают две системы уплаты налогов, в случаях, когда это предусмотрено законом. Например, нельзя совмещать упрощёнку с общей системой налогообложения.

Обратите внимание! Все ИП и компании, подпадающие под эти категории, имеют возможность по своему выбору устанавливать такие приспособления действующие 13, 15 или 36 месяцев. Если организации используют ОСНО, они наделены правом выбирать ФР с любым сроком действия.

Объём памяти и фактический срок службы

Многие ИП и руководители компаний, которые обязаны использовать онлайн-кассы или ФР думают, что чем больше срок полезного использования ФН для фискального регистратора, тем больше объём его памяти. На самом деле это не совсем так. Если, к примеру, вы решили приобрести модули не на 15, а на 36 месяцев, то их память будет фактически одинаковой. Но по сравнению с памятью устройства на 13 месяцев, она выше примерно на 50 %.

Фискальная память, рассчитанная на 15 месяцев, не имеет отдельного статуса. Она относится к линейке ФН, работающих в течение 13 месяцев. Но производители этих устройств, в результате их усовершенствования и увеличения общей памяти, позволили представителям частного бизнеса делать выбор в пользу приобретения накопителя данных на 15 месяцев.

Если нормативные акты не обязывают ИП приобретать устройства с максимальным временным периодом действия, то с целью экономии можно остановить свой выбор на приборах с 15-месячным периодом действия.

Если же представитель бизнеса обязан приобретать модуль, работающий на протяжении трёх лет, но решил в целях экономии заменить его на вариант с более низким периодом эксплуатации, то его ждут серьёзные неприятности в виде административного штрафа и временной приостановки деятельности со стороны налоговых органов.

Обратите внимание! Предоставляемый вместе с онлайн-ККМ ключ фискального признака начинает действовать не после регистрации онлайн-кассы в налоговых органах, а после фискализации накопителя.

Подключим кассу к ОФД всего за 1 день без вашего участия!

Оставьте номер телефона, мы перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

От чего зависит стоимость ФН для фискального регистратора

Разница в цене будет зависеть не только от срока его полезного действия, но и от производителя устройства.

Средние расценки на модуль, фиксирующий кассовые операции:

  • на 13 месяцев – 7 000 рублей;
  • на 15 месяцев – 8 000 рублей;
  • на 3 года – 12 000 рублей.

Замена ФН для фискального регистратора по истечении срока полезного использования

По истечении периода службы накопителя, если предприниматель продолжает прежнюю деятельность, нужно произвести его замену на аналогичный. Сразу после этого имеющаяся в подлежащем замене хранилище данных информация передается сотруднику ИФНС.

Небходимо помнить! В соответствии со ст. 5 п. 2 нормативного акта 54-ФЗ использованный ФН надо поместить в сейф или иное надежное место и хранить пять лет. За его сохранность отвечает или сам бизнесмен, или назначенное им физическое лицо. За утрату даже отслужившего хранилища данных предусмотрена административная ответственность.

Перед тем как зайти в личный кабинет на сайте ФНС и подать заявление о регистрации купленного модуля, надо иметь ключ электронной подписи. Приобретая новое устройство, убедитесь, что оно входит в реестр ФНС и продолжительность его действия не противоречит закону.

Передача данных в ОФД

Перед заменой необходимо удостовериться, что все данные, зафиксированные в отслужившем модуле памяти, переданы в налоговую. Для этого подключите кассовую технику к интернету и дождитесь завершения процесса передачи.

Повлиять на обмен данными с ОФД предприниматель не может. ККМ делает это по своим алгоритмам. При сбоях в передаче нужно внимательно изучить технические документы к ККТ или обратиться в службу поддержки производителя или ЦТО. Если в процессе предыдущей деятельности были претензии к действиям ОФД, в момент перерегистрации ККТ можно выбрать другого оператора. Новый договор в этом случае можно заключить и позже, а в это время активируется Trial-период работы.

Закрытие архива ФН

За передачей в ОФД платёжных документов следует закрытие архива. По окончании передачи в ФНС платёжных документов следует закрытие архива накопителя информации о кассовых операциях. Процедура похожа для всех устройств, но может отличаться деталями в зависимости от ПО и модели онлайн-ККМ.

По истечении периода действия ключа фискального признака, закрыть архив будет проблематично. Поэтому для окончания процедуры надо установленное в онлайн-кассе время перевести на несколько минут назад до окончания последней смены (например, на 23:57). Затем закрытие архива повторяется.

Избежать серьёзных проблем, связанных с блокировкой хранилища данных, поможет его своевременная замена. Если прибор заблокирован, нужно перевести время в кассе на сутки назад до окончания последней рабочей смены. Сделать это в некоторых ККМ можно в случае разборки корпуса аппарата и удаления на несколько минут батареи питания для часов, функционирующих в режиме реального времени.

Обновление ПО онлайн-кассы для использования ФФД 1.05.

Предприниматели, купившие и фискализировавшие онлайн-ККМ в 2017 году под использование формата ФФД 1.0., могут работать с ними до начала 2019 года. Затем все должны перейти на формат ФФД 1.05 или более новый. Во избежание дополнительных проблем, лучше заблаговременно обновить ПО кассового аппарата до более высоких версий.

Будьте внимательны! В процессе обновления могут пропасть все предыдущие настройки в виде Ф.И.О. ИП, его ИНН, кодов защиты, регистрационного номера ККТ. Поэтому лучше заранее путём распечатки диагностических чеков сохранить настройки для более быстрого восстановления.

Замена старого накопителя на новый

Расположение памяти кассы зависит от модели ККТ. Чаще всего отсек, где устанавливается накопитель, закрывается крышкой и крепится винтами или защёлками, расположенными в нижней части онлайн-кассы. В таких моделях как «Эвотор », ФН расположен в емкости, в которой устанавливается чековая лента . В ККМ «Меркурий 185Ф » заменить ФН можно только после вскрытия гарантийных пломб.

Регистрация нового ФН

После физической смены накопителя следует зайти в раздел «Перерегистрация» меню управления ККМ и пройти процесс регистрации аппарата. Если ПО автоматически не скопирует всю ранее внесённую информацию, нужно будет внести данные повторно вручную. Затем программа онлайн-кассы предложит активировать новый модуль памяти. При запросе ПО, ККМ фискализируется под ФФД 1.05. Если применить старый формат, то заменить накопитель нужно будет до конца декабря 2018 года, пройдя перерегистрацию под ФФД 1.05.

Перерегистрация ККТ в личном кабинете налогоплательщика

В личном кабинете налогоплательщика обозначьте причину обращения. После этого заполните заявление.

Обратите внимание! Без наличия действующей электронной подписи владельца бизнеса перерегистрировать онлайн-кассу будет невозможно.
Помните, что после замены памяти перерегистрировать ККТ нужно в течение 1 рабочего дня. Поэтому о наличии действительной электронной подписи позаботьтесь заблаговременно.

Сделаем вывод: фискальные регистраторы, как и вся ККТ , имеют свой срок полезного действия. Важно правильно выбрать накопитель, который затем будет установлен в ФР или в онлайн-кассу . Смена и перерегистрация модуля памяти включает в себя несколько этапов. Пройти их надо правильно и своевременно, иначе вас ждут штрафные санкции со стороны контролирующих органов.