Когда хочу и надо совпадают. II. Стадия осмысления. Между надо и хочу

/ / Сочинение на тему: «Хочу» и «Надо»

Слова «хочу» и «надо» словно составляют противовес друг другу. От рождения наше безудержное «хочу» урезонивается строгим «надо». Мы нередко останавливаемся перед выбором: последовать своему желанию или делать то, что должно. И благо, если мы выберем второе. А если поступим по своему хотению, то потом придётся об этом пожалеть. Не зря говорят: «Делай, что должно, и будь что будет».

С самого детства нам дают понять, что не всегда можно получить желаемое. Вот ты хнычешь, выпрашивая у мамы вкусное мороженое в жаркий летний день. Но мама непреклонна в отказе, потому что у тебя недавно была ангина, и угроза твоему здоровью перевешивает все жалобные просьбы. А ты, возможно, впервые столкнулся с тем, что твоё «хочу мороженого» встретило сопротивление, а «надо полоскать горло настойкой календулы» встало перед тобой со всей неотвратимостью.

Ты становишься старше, и уже тебе хочется не только мороженого и конфет. И опять противостоят «хочу» и «надо», нередко со слезами и криками. Тебе хочется пойти погулять с друзьями, погонять на велосипеде, а вместо этого встаёт необходимость помогать бабушке на огороде, точнее делать на грядках буквально всё, потому что у бабушки спину пересекло. Это скучно, неинтересно, и не нужны тебе всякие огурцы, лук, укроп и прочая зелень. И всё-таки ты идёшь и делаешь то, что надо, иначе как потом бабушке в глаза смотреть?

Ты становишься вполне сознательным четырнадцатилетним подростком. Ты уже задумываешься о будущем. Ты уже понимаешь, что делать как надо, а не как хочется, заслуживает большего уважения. От тебя требуется уже больше, чем от десятилетнего. Хорошо, если тебе нравится становиться взрослым, нравится ответственность, тогда ты не будешь инфантильным рабом своих желаний, и из тебя получится что-то путное.

У тебя есть мечта стать врачом или военным инженером, но ты понимаешь, что для этого надо хорошо учиться, достойно окончить школу. В этом случае «хочу ещё погулять» и «не хочу в школу» придётся забыть. Вступают в силу «надо готовиться», «надо учить», «надо встать пораньше». И это в угоду мечте, главному желанию. Так своеобразно порой взаимодействуют «хочу» и «надо».

Ещё мы часто должны смирять свои желания, если они могут причинить кому-то вред. Например, ты хочешь котёнка, а у твоей младшей сестры аллергия на кошачью шерсть. Так что придётся подождать до тех пор, пока ты станешь жить отдельно.

Желания («хочу») и обстоятельства («надо») часто не совпадают, человеку в процессе взросления приходится дисциплинировать себя. В противном случае он становится безвольной личностью.

Сочинение на тему «Хочу и надо» должен написать каждый школьник. Причем, желательно, в младших или средних классах. Ведь это - не просто работа, развивающая письменную речь. Такое сочинение заставляет подумать и поразмыслить, а также понять, что в нашей жизни - «хочу», а что - «надо».

Вступление

Каждое эссе имеет 3-частную структуру. Это вступление, основная часть и заключение. У многих учеников возникает вопрос, с каких слов нужно начать сочинение на тему «Хочу и надо»? Что ж, понятней будет, если показать на примере. Можно начать примерно следующим образом: “«Хочу» и «надо» - это те слова, которые сопровождают человека на протяжение всей жизни, начиная с самого рождения. И это очень просто доказать. Ребёнок хочет мороженое, но мама ему не позволит им насладиться, так как он не пообедал супом. Ему надо съесть первое, чтобы получить свой десерт. Вот только если в детстве наши желания с обязательствами пустяковые, мелочные, то во взрослой жизни всё более серьёзно”.

Так вполне можно начать сочинение на тему «Хочу и надо». Ведь главное - задать настроение и дать понять читателю, о чем дальше пойдет речь, чтобы заинтересовать его. А потом нужно лишь продолжить развивать тему.

Основная часть

В такой работе, как сочинение на тему «Хочу и надо», должна прослеживаться логика. Принцип прост. Автор делает утверждение и обосновывает его. Это может выглядеть так: “Чем старше становится человек, тем серьёзнее становится его выбор между «хочу» и «надо». Он работал весь год, с нетерпением ждал отпуска. Человеку хочется поехать за границу, чтобы как следует отдохнуть и развлечься. Но также ему надо поменять старые батареи в квартире, чтобы зимой не было холодно, и установить новую ванну, так как прежняя утратила приглядный вид. И ему придется сделать выбор. Желание или необходимость - придется остановиться на чем-то одном. У немногих людей получается сделать своё «надо» и также воплотить в реальность «хочу», потому что далеко не всегда для этого есть возможности”.

В таком духе можно продолжать сочинение-рассуждение на тему «Хочу и надо». Главное, чтобы точка зрения была обоснована автором. В этом и заключается основная задача работы - научить ребенка рассуждать и доказывать своё мнение.

Заключение

Для многих учеников самое сложное - это написать последние строчки. Порой очень трудно поставить точку всему вышесказанному. И сочинение-размышление на тему «Хочу и надо» не является исключением.

Итак, чтобы заключение звучало слаженно и гармонично вписывалось в текст, достаточно выразить в нем своё окончательное мнение по теме задания. И выглядеть это может так: “Каждого из нас всегда будет сопровождать выбор - либо «хочу», либо «надо». И всем нам придется решать, что важнее. Но главное - помнить: ни за что нельзя отказываться от своих желаний. Иногда действительно лучше пожертвовать тем, что «надо». Ведь на кону будет стоять желание, которое подарит человеку радость и ощущение счастья. А это дорогого стоит”.

В общем, работа на эту тему не так уж и сложна. А, если действительно трудно справиться с заданием, то можно составить краткий план написания сочинения. Следуя ему, ученик точно не забудет того, что хотел бы сказать в своей работе.

"Хочу и надо" - мы сталкиваемся с этим каждый день. Одни дают победить слову "хочу", а другие, превозмогая все трудности, делают так, как "надо".

Вечная борьба

Начнем с самого простого: с утра человеку нужно встать по звонку будильника. Конечно, хочется продолжить сладко нежиться в теплой кровати, а не идти на учебу или на работу. Но есть слово "надо": с работы могут выгнать, а в школе можно пропустить важный материал, а затем получить плохую отметку. Поэтому, дети и взрослые встают, одеваются и собираются по своим важным делам. Хорошо, что есть каникулы и отпуск, когда можно отдохнуть.

В обед надо есть суп и котлету, но очень хочется тортика и газировки. Несмотря на наши желания, мы стараемся питаться правильно, иначе можно испортить желудок и попасть в больницу. Никто не хочет лечиться горькими пилюлями, поэтому разумные люди делают так, как положено: сладкое употребляют только в качестве десерта.

А вечером так не хочется умываться и чистить зубы, но опять над нами стоит то самое "надо". Ведь если не делать гигиенические процедуры каждый день, можно заработать проблемы с зубами, они начнут болеть и портиться. А это значит, что придется идти к стоматологу, чего боятся многие.

Что такое надо

Из примеров, приведенных выше, можно сделать вывод, что мы поступаем так, как надо, только по той причине, что чего-то боимся. Но на самом деле, это не так.

Есть "надо" самые разные. Например, те, что диктуют нам правила этикета или морали.

  1. Возможно, мы не хотим звонить прапрабабушке, которая очень стара и путает слова, но знаем, что ей это будет очень приятно. Так надо, потому что это - по совести.
  2. Встретив старушку с пакетами, мы хотим бежать на детскую площадку, но понимаем, что сначала нужно помочь тому, кому эта помощь так нужна.
  3. Мы не бросаем мусор на пол, потому что нам лень идти до мусорного бака, потому что это защищает нашу природу и окружающую среду.

В мире много вещей, которые мы должны делать, несмотря на наши желания. К сожалению, так поступают далеко не все, но именно к этому нужно стремиться.

Ответ оставил Гость

Хочу и надо… этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие: вставать или еще немного полежать? Что ты выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым нашим решением мы все больше творим узор нашей жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают. Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку! Почему нельзя гулять до полуночи, если я так хочу?! » – то получишь в ответ правильный, но для тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе это не надо» . Почему? Почему ты сам не можешь выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти гулять; учиться или бегать с мальчишками по улицам; дружить с правильными, хорошими девочками или «оторвами» из подворотни? Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для тебя обернется то или иное действие. Только мама может понять, что для тебя действительно будет хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть, принять то или иное важное для тебя решение, необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и начинается «хочу» .

Днем перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро» . Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда, какой компьютер? ! По английскому контрольная работа будет! Глаголы учить нужно!» . «Но там такая игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная «натурка» . Хотеть не вредно!! ! Я же не хочу стать неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в руки учебники по русскому, английскому, алгебре и начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя натура по имени «надо» победила.

Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку, конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и начала меня «мучить» ! Не выдержав этого, я сделал зарядку.

И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо» . Так и должно быть!

Вечером по вторникам и четвергам у меня возникает очень, как мне кажется, злостный вопрос: пойти на английский после школы или нет? Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой, включу музыку и отдохну часок, потом, может, встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник английского, и мне станет нехорошо. Но потом такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на английском мы не только учимся, но и общаемся. Да и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я все-таки пойду» .

Но это не единственный случай, когда у меня не совпадают «хочу» и «надо» . Иногда мне приходится разбирать новые тексты по музыке. И я думаю: Может, не надо? Мне все восемь лет учительница говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю: не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять. Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на свои природные способности. Предела совершенству нет. Затем я беру ноты, стул, открываю пианино и начинаю заниматься.

В таких случаях мне очень хочется себя похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой горжусь» .

10.04.2011

ХОЧУ И НАДО. ВОЛШЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

- То есть все дело в потаенных мыслях и нереализованных желаниях?

Все дело в реализации. Люди делятся на три группы по лингвистическим особенностям. Хочу, Надо, Могу. Тех, у которых много желаний, они бесконечно хотят: хотят новую машину, квартиру, хорошего мужа, достойную работу и т.д. - мои коллеги называют «хочухи». У которых много надо, которые считают, что им надо поступать определенным образом, надо выучить английский, надо выйти замуж или развестись, устроиться на другую работу (они всегда должны, обязаны) – «надюхи», или «надики». «Хочу» или «надо» не получает счастья, а получает проблемы и болезни, потому что такие стремления ведут к внутреннему конфликту, напряжению и тревоге, которые выливаются в болезнь. Здоровые личности – это Могу.

Могу - это ответ настоящему, это уже решение, а значит выбор и ответственность (то, о чем мы говорили ранее), т.е. что я могу сделать в этой ситуации. Могу, а не «хочу» или «надо», - это действие, которое избавит от внутреннего конфликта и его соматических проявлений. Мы часто увлекаемся мыслями о прошлом или будущем так, что совершенно забываем о настоящем. Только задумайтесь, настоящее - это то, что воистину существует для нас. Мы можем представлять будущее или думать о прошлом, но реально имеем дело с настоящим. Не бойтесь будущего и прошлого, т.к. оно не настоящее. В настоящем мы обладаем силой. Обратите внимание, что только Могу – это та Золотая середина стремлений, куда мы движемся со своими клиентами за здоровьем.

- Юрий Олегович, а есть ли какие-то характерные особенности проблем у человека «ХОЧУ» и «НАДО»?

Не претендую на научную классификацию, но очень относительно можно охарактеризовать.

«НАДО» - это гиперответственные люди, склонные сильно тревожиться за результаты своей деятельности и поведения. Они страдают от хронического напряжения и стресса. Для «надо» будут более всего свойственны четко обозначенные соматические проблемы и проблемы, связанные с эндокринной и сердечнососудистой системами. Для них характерна борьба с собой. Венец: «Тереза Великомученица». Этих людей чаще всего будут окружать больные и проблемные люди, так как они сами их ищут, чтобы заботиться о них. Жалость - их категория.

«ХОЧУ» талантливы, стремятся занять высокий пост. Они в большей степени склонны к зависимостям. Постоянно сравнивают себя с другими. Низкая самооценка. Свойственны резкие перепады настроения, скука и тоска. Обиды, жадность и ревность часто разрушают им жизнь. У них все проблемы вне себя, т.е. кто-то виноват. Имеют много страхов и часто страдают от панических атак и неврозов. Вообще, неврозы в этом случае - это характерный атрибут. В воспитании преобладали постулаты: сейчас плохо, но потом будет хорошо, или наоборот - раньше было лучше. Их «хочу» редко сбывается, так как когда что-то начинает сбываться, они не могут с этим жить, для них это плохо, и, чем дальше (лучше), тем хуже. Свойственны воспалительные заболевания, задержки в развитии и росте, возможно отсутствие функций некоторых органов и систем. Много болеют. Практически не способны что-то создавать фундаментально.

Хотелось бы отметить, что «НАДО» свойственно людям старшего поколения, а «ХОЧУ»- это очень молодое понятие и больше всего затрагивает нынешнюю молодежь. Это вызывает опасение за будущее нашей страны.

- Приведите, пожалуйста, пример «Надо» и «Хочу» из Вашей практики.

Пример проблемного «хочу» - это женщина, которая хотела материального богатства и достигла его приобретением «счастливого материально обеспеченного» супруга. Следуя своему желанию ездить на дорогой машине и жить в роскоши, она вышла замуж по расчету. И вот она получает все, что хотела: деньги, дом, новый Мерседес, но, вопреки своим ожиданиям, начинает страдать. Почему? Потому что радость и счастье от полученного она испытывала только несколько дней. Через какое-то время она вдруг осознала, что продала себя и своего ребенка человеку, которого не любит и полюбить не может, даже спустя приличное количество времени. Горе и разочарование, ощущение, что жизнь прожита зря, потеряно что-то очень важное, толкнуло эту женщину в отчаянии на самоубийство и породило проблемы со здоровьем. Надо ли говорить, о том, что сейчас это состоявшаяся прекрасная леди, имеющая семью, любящих и любимых людей.

- Например, был такой показательный клиент - главный врач одной из клиник.

Оказалось, что за некоторое время до прихода ко мне на прием, в его жизни появилось «Надо»: ему надо было двигаться дальше, несмотря на должность главного врача. Его родители, ставшие авторитетными учеными в сфере медицины, потребовали от него «идти в науку», потому что ему «Надо» было получать ученую степень. Они говорили ему о том, что надо «защищаться», надо расти. Он нарушает традиции их семьи. Мужчина бросил свой медицинский центр, свое любимое занятие, приносившее ему еще и хороший материальный достаток. Он пошел в науку, где ему было абсолютно неинтересно, потому что он не просто очень хороший врач, а по природе своей практик. Занимаясь тем, чем он «Должен», чем ему «надо» заниматься по мнению родителей, он потерял себя, друзей, здоровье. На вопрос, какую помощь Вы хотите получить, он сдержано пробормотал: «Я хочу избавиться от букета своих заболеваний, которые у меня есть». По окончании лечения он изменил в своей жизни главное, то, что способствовало появлению «Надо» в его жизни. Он вернулся к врачебной практике, которая доставляет ему удовольствие, и совершил качественное и количественное изменение своей семейной жизни, которой ранее у него не было, обретя свою семью. Проблемы со здоровьем утратили смысл и оставили его. Я вспомнил и привел этот пример еще и потому, что изменения произошли очень быстро, просто на глазах.

- Вы работали с его родителями?

Нет, только с ним. Он сам смог сделать так, что его решения и действия стали уважительно оцениваться ранее доминирующими родителями. Было особенно приятно, когда его отец лично поблагодарил за терапию.

Я раньше не слышала о подобном психологическом направлении – работа через «Могу». Насколько широко эта практика распространена среди профессиональных психологов?

Сейчас мало кто занимается Могу, хотя с вопросом Надо и Хочу психологи работают уже давно. К сожалению, часто допуская неточности. Большинство старых учебников по психологии было основано на постулате: Необходимо «Надо» переводить в «хочу». То есть психологи учили своих клиентов все делать через хочу, а не через надо, уходя от проблемного «НАДО». Это было очень распространено в 90-х годах, стала крылатой фраза: «Нет такого слова «надо», есть слово «хочу». Поскольку часто терапия происходила через призму Хочу, то, видимо, поэтому сейчас мы столкнулись с поколением людей «ХОЧУ», освятив путь к другим физическим, психологическим проблемам и невротическим расстройствам личности.

- Поэтому у нас невротиков много?

Конечно не только поэтому. Это как известные Инь и Ян: если много Ян – это одни болезни, если много Инь – другие. Было много Инь-болезней – «надо», а стало много Ян проблем и заболеваний– «хочу». И что произошло в этом мире? Ровно ничего, кроме переноса одной патологии в другую. Надо это просто понимать и строить свою работу в новых условиях.

Преподаватели психологии учили этому даже в школах, с чем я столкнулся во время общения со своей дочкой. Мы часто разговариваем, и однажды она, рассказывая о своей учебе в академии, очень живо описала лекции по психологии, которые ее очень заинтересовали. И она обращаясь ко мне с вопросом, недоуменно сообщила и показала конспект лекции, в котором выделено красным шрифтом: «Нет слова «Надо», есть слово «Хочу». Все действия необходимо совершать, пропуская через « хочу», минуя понятие «НАДО». Если я это фактически хочу, а не обусловлено «Надо», тогда это принесет положительные результаты для личности». Я был очень удивлен в тот момент, но позднее понял, что это всего лишь психологическая традиция данного времени. Используя две крайности, мы не сможем получить гармоничный результат.

И сейчас на сеансах все чаще приходится сталкиваться с пациентами, которых ранее психологи научили Хочу. С ними тяжелее работать, потому что они фрустрированы и не понимают, как же так: раньше нельзя было «надо», а теперь нельзя «хочу». Что же делать? Действительно, конфликтная ситуация.

Оба слова: Надо (Ян-движение, действие) и Хочу (Инь – остановка, стагнация, – существуют. Их можно объединить словом Могу, которое является гармонией между Инь и Ян. И тогда все встанет на свои места.

- Получается, что раньше с людьми Хочу психологи вообще не работали?

Раньше, когда был советский союз, нас всех воспитывали в духе Надо: равняйсь, смирно, вперед за дедушку Ленина. Это характерно для людей моего возраста, немного старше, немного младше. Новое же поколение вырастает на обломках Надо, зато с фейерверками Хочу, и еще какими. Оно абсолютно другое, и старые психологические догмы на него не действуют.

Наши дети другие. Все дети после 90-го года рождения учились слову хочу, поэтому, работая с молодежью примерно до 27 лет, приходится работать с Хочу. А у психологов нет такого опыта, ведь они только что исправляли надо в это самое хочу.

«Надо» было рождено прошлым режимом, диктатурой, которая предписывала: надо ходить на работу с 9 до бесконечности, надо выслуживаться, надо поддерживать лицо пролетариата, в конце концов. Наши дети, родившиеся после падения диктатуры, и мы сами, если обращались к психологам после 90-х – это Хочу.