Мотивация ребенка к обучению. Учитесь с таким же жаждущим знаний, как и вы, чтобы мотивировать себя на учебу. Как выбрать конструктор, который понравится ребенку

Дата публикации: 08.08.2016

Вопрос «как не бросить начатое на полпути» волнует многих людей. Мы хотим изучить что-то новое, выработать в себе хорошие привычки, повысить квалификацию, освоить современные принципы работы. Но каждый раз наступаем на одни и те же грабли: устаем, начинаем скучать, не находим время на обучение и бросаем начатое.

Отсутствие мотивации - главная проблема в обучении. Когда человек не до конца осознает, зачем ему это нужно, он теряет интерес к учебе. Как правило, мотивация испаряется с появлением первых трудностей. Мы привыкли себя оправдывать: «раньше же я без этого жил, обойдусь…», затем подключается лень и формируется устойчивое нежелание учиться.

Хорошо, если в детстве родители смогли научить «не сдаваться», и человек обладает силой воли, способен сам себя заставить и подтолкнуть к обучению. А если нет, то сохранить заинтересованность в учебе бывает очень трудно.

Мотивация с научной точки зрения

А что вообще означает термин «мотивация»? Это слово образовано от латинского «двигать» («movere»). По сути, это то, что толкает нас вперед, стимулирует к выполнению поставленной задачи.

Мотивированный человек без проблем достигает интеллектуальных, творческих и спортивных успехов. Четко осознает, для чего он это делает, и какая награда ждет его впереди.

Мотивация к обучению запрограммирована в каждом человеке от природы, иначе мы бы даже не научились ходить и говорить. С получением новых знаний или навыков происходит выплеск гормонов счастья. Человек радуется собственным успехам, что еще больше стимулирует его двигаться вперед.

Но мотивация - штука непростая. С ней нужно знать меру: дозировку следует поддерживать на таком уровне, чтобы тяга к учебе не пропала, но и не превратилась в одержимость.

Как мотивировать себя учиться?

К сожалению, универсального рецепта нет. Осознавая необходимость в мотивации, каждый человек ищет собственные пути ее сохранения или усиления. Отодвинув в сторонку скуку и усталость, можно увидеть множество возможностей мотивировать себя.

Рассмотрим шесть основных способов поддержания мотивации:

  1. Конкретика . Поставленная цель не должна быть призрачной. Возьмите бумагу и напишите, чего вы хотите достичь. Используйте количественные обозначения и точные определения. Это поможет отследить свои достижения спустя время. К примеру, цель «хочу выучить английский язык» - не конкретна, ее легко отодвигать на потом, а вот «поступить в июле на 64-часовые курсы английского языка для начинающих » - это конкретика, от которой сложнее отвертеться.
  2. Всегда помните первопричину своей цели . Когда возникают сложности, напоминайте себе для чего вы обучаетесь. Добавьте к цели перечень причин, по которым вы хотите ее достичь. Не бойтесь быть банальным, пишите все: чтобы стать умнее и иметь возможность, не кривя душой, писать в резюме «владею английским», получить повышение, произвести впечатление на девушку, свободно общаться в поездках, смотреть фильмы в оригинале и т. д. Список должен иметь максимальный охват.
  3. Вместе веселее ! Если сложно приступить к обучению самому, ищите партнеров. Заниматься совместно веселее, к тому же соревновательный инстинкт выступит дополнительным стимулом к работе, да и бросить друзей будет неудобно.
  4. Найдите пример для подражания . Взрослые - это большие дети. Как в детстве нам хотелось быть похожим на старшего брата, кинозвезду или любимого спортсмена, так и во взрослом возрасте хороший пример вдохновляет.
  5. Разделяй и властвуй! Дробите главную цель на маленькие и обязательно достигайте их. Это подарит чувство выполненного долга и позволит постоянно видеть движение вперед.
  6. Не забывайте про позитив . Добавьте к своим ежедневным шагам к цели немного веселья, хвалите и поощряйте себя за маленькие достижения, это поможет учебе не превратиться в тяжкие обязательства и избавит от стресса.

Наслаждайтесь возможностью постоянного роста и

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

Мотивация как условие успешности обучения школьника

Успех в учении – это, образно говоря, тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим. Берегите эту тропинку и этот огонек.

Я продумываю, что будет делать каждый ученик. Для всех подбираю такую работу, которая принесла бы успех. Если ученик не сделал хотя бы маленького шага по пути к овладению знаниями, - это пропавший для него урок. Безрезультатный труд – вряд ли есть более серьезная опасность, подстерегающая и ученика, и учителя.

Как прилежно, сосредоточенно работают шалуны и проказники, если учителю удалось «запрячь» их в посильный умственный труд, сулящий и дающий успех!

У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребенок шалит на уроке, занимается посторонними делами… Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика! (В.А. Сухомлинский. Сто советов учителю.)

В начале каждого учебного года мы видим сияющие глаза учеников, их радость от встречи со школой, учителями, одноклассниками.

Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой, полной потерей мотивации к обучению. Родители, стремясь повысить мотивацию детей к обучению, ставят в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, наказывают за плохие оценки, лишают компьютера, прогулок и т.д.

Учителя, в свою очередь, пугают «2», вторым годом, вызовом родителей…

Ребята не хотят учиться. Ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня.

Каждый из нас, я думаю, задавался вопросами:

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

Какие могут быть ответы, обычно: перегрузка, неинтересно, комп. игры, просто лень; трудно; не умеют; не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.

Подойдём к этому вопросу с научной точки зрения.

Термин «мотивация» происходит от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Психологический аспект.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цели мотивационного взаимодействия.

Мотивы в обучении бывают внутренние и внешние.

Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; у чёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.


Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности;
прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.


Главная задача мотивации учения: организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации».

Причины мотивационного кризиса учащихся.
1. Колоссальная избыточность учебного материала;

2. О тсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования);

3. В се в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником»;

4. В классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

Пути разрешения проблемы мотивации:
- Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать;

- Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся

Способы повышения внутренней мотивации.
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

2. Как можно меньше использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

3. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребёнком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

4. Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности.

5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

7. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя на уроке. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация .

Активная мотивация предполагает, что

  • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
  • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

Наиболее значимыми в работе учителя по созданию мотивационной сферы учащихся можно считать следующие установки и действия:

– учет возрастных особенностей школьников;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

– создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь учителя.

  1. Диагностика учебной мотивации учащихся, которая включала в себя
    – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого были определены уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий;

анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определены значимые для учащихся мотивы учения.

Вывод. Грамотно организовать процесс мотивации и управлять им возможно, зная причины мотивационного кризиса учащихся, способы повышения мотивации, используя установки и действия, влияющие на мотивационную сферу учащихся.

Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.

Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.
Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эмоциональные . Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.

Мотив саморазвития – интерес к процессу и результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Воспитанник проявляет активность к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т. д.

Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

Мотив достижения . Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.

Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого

Возраст/Группа


Мотив


Первоклассники
(дошкольники)


интерес к учению вообще

стремление к взрослости


Младшие школьники


беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);

получаемые отметки;

престижный мотив;

познавательный мотив (очень редко).


Средние классы


стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;

мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;

требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;

потребность в познании и оценке свойств своей личности;

главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);

особенность мотивации – наличие подростковых установок.


Старшие классы


основной мотив – подготовка к поступлению.