Определение к слову счастье. Умение контролировать свои эмоции. Любовь как составляющая счастливой жизни

Счастье.… Сколько неоднозначного и волшебного заложено в этом слове, сколько непостижимого кроется в смысле этого чувства. На протяжении многих столетий мудрецы и философы пытались отыскать смысл данного понятия и дать общее представление о том, что же оно в себя включает. Но никто так и не смог вывести точную формулу достижения счастья и определить его однозначное понимание.

Как определить счастье

В древнегреческих писаниях счастье - это судьба человека, которому покровительствуют боги. Аристотель определил это явление как душу, живущую в добродетели.

В психологии данный термин означает психологическое состояние человека, при котором он ощущает удовлетворение от своей жизни.

Так что же такое счастье? Определение этого понятия занимало многие умы. Как его обозначить, и существуют ли его определения? Каждый человек дает собственное понимание этому человеческому чувству. Люди самостоятельно определяют критерии, по которым причисляют себя к счастливым или несчастным.

Если соединить различные мнения о том, что составляет данное понятие для разных групп людей, то можно определить, что это:

  1. Гармония.
  2. Семейный очаг.
  3. Возможность самореализации.
  4. Любовь.
  5. Финансовый успех.
  6. Карьера и успех.

Достижение этого возвышающего над всем чувства - это душевное выражение человека, когда его наполняет радость, восторг и позитивные чувства и эмоции.

Ценность женского и семейного счастья

Часто можно слышать размышления о женском определении этого понятия. Какой смысл несет понятие "женское счастье"? Это теплый уютный дом, любимый человек рядом, детские руки, протянутые к маме. Кажется, что именно эти составляющие вобрали в себя весь смысл понятия, поскольку отражают все грани бытия женщины. Как бы ни отрицали, а именно тепло и любовь близких нам людей делают нас по-настоящему счастливыми, наполняет жизнь смыслом. Кроме этих факторов, для женщины абсолютное счастье определяет возможность выразить свое предназначение в этом мире, найти себя в работе, жить в состоянии осознанности.

Близким понятием по значению предстает и термин «семейное счастье». Определить это состояние можно только такими словами: любовь, гармония, взаимоуважение и желание сделать что-либо важное и значимое друг для друга.

Семья - это и самопожертвование, ежедневная забота друг о друге, духовность, верность и терпение.

Непостижимое и безграничное понятие

Можно еще долго рассуждать о том, что включает это философское понятие, но главное - понимать, что у каждого оно свое.

Некоторые высказывают мнение о том, что счастья вообще не существует, или же оно недостижимое, как мираж. Другие же, продолжая эту мысль, считают, что человек видит его только в том, чего у него нет, а к тому, что у него уже имеется, быстро привыкает, и оно, если даже и способно наполнить его позитивными эмоциями, то лишь на короткое время. Третьи, исходя из того, что человек может быть или только несчастным, или только счастливым, утверждают: счастье состоит в отсутствии страданий. По их мнению, нищий, у которого есть здоровье, гораздо счастливее больного короля.

Если считать счастьем простое удовлетворение своих потребностей и желаний, то тогда это может быть что угодно. Для голодного человека это может стать кусок хлеба, для замерзающего бедняка в холода - место возле огня, для человека, страдающего от болезней, - избавление от недугов. Такое душевное состояние доступно каждому. И чем сильнее мы ощущаем какую-то потребность, тем больше радости нам может принести ее удовлетворение.

Глубина познания счастливой жизни

Но если под этим состоянием понимать не эти простые удовольствия, радости, а то, что называется счастьем жизни, то оно означает наибольшее удовлетворение самой жизнью, осуществлением своего человеческого предназначения, достижения жизненной цели. Так как люди неоднозначно понимают свое жизненное предназначение и свои жизненные цели, поэтому и представления об этом феномене они имеют, соответственно, разные. И все же, несмотря на различие, существуют некоторые общепринятые суждения. Это, например, то, что счастье человека не может состоять в том, что приносит вред или несчастие другим людям, оно может быть лишь в том, что делает счастливыми и других людей. Поэтому, чем больше человек приносит пользы другим, тем более радостные ощущения может он сам испытывать.

Иногда счастье - это просто просыпаться от яркого солнца, чувствуя его лучи на своем лице, брать от него тепло и отдавать его своим любимым. Данное чувство - это нести в своем сердце любовь к своему дому, мечтать, строить планы, загадывать самые несбыточные мечтания и жить верою, что они сбываются.

Также можно сказать, что это ощущение жизни, возможности радоваться каждой прожитой минуте, необходимо с благодарностью принимать то, что дарит жизнь каждый день. В этом и раскрывается смысл понятия "счастье жизни".

Любовь как составляющая счастливой жизни

Для определения этого феномена хочется вспомнить простую фразу из кинофильма «Доживем до понедельника», где герой пишет в своем школьном сочинении, что «счастье - это когда тебя понимают». Люди рассуждают о материальном благополучии, о достижении финансовых благ, но не понимают самого важного в жизни. Достаточно просто понимать человека, чтобы его существование наполнилось смыслом. Особенно важно достичь взаимопонимания с близкими и любимыми людьми.

Для ощущения полноты бытия человек должен любить без остатка, не ожидая ничего взамен. И чтобы почувствовать удовлетворение жизнью, необходимо быть любимым, кому-то нужным.

Смысл любви может заключаться не только во взаимоотношениях между двумя людьми, он может рассматриваться и в широком понимании. Это означает, что, отдавая свою любовь ближнему, природе, пространству, человек достигает наивысшего счастья.

Стремление к счастью

Стремление к достижению этого всепоглощающего чувства связано у человека с путями, которыми он его достигает. Внешний путь к этому состоянию связан с тем, что люди хотят иметь семью, верных друзей, материальное благополучие. При этом счастливые моменты продлятся недолго. Далее человек стремится к получению других элементов. Такой путь открывает кратковременные ощущения.

Вторая дорога - это внутреннее развитие. При таком выборе люди духовно развиваются, духовно обогащаются, происходит личностный рост.

Счастье - это главное желание в жизни человека. Люди не успокоятся до тех пор, пока не поймают «синюю птицу». Все на свете стараются найти его - и существует единственный верный путь обрести это состояние. Для этого человеку нужно научиться управлять своим мышлением. Данное ощущение не связано с внешним воздействием, оно зависит от внутреннего порядка. Человек счастлив или несчастлив не потому, что имеет, и не благодаря тому, кем является, где находится. Состояние определяется тем, что человек об этом думает.

Истинное счастье для человека

В повседневных заботах люди постоянно находятся в поиске этого непостижимого чувства. При этом во всех случаях оно зависит от различных условий. И если эти условия не совпадают с нашим представлением о нем, то мы считаем, что мы несчастны. Чем больше мы желаем его достичь, тем труднее обрести.

А что же необходимо для достижения полноты жизни? Все достаточно просто - нам нужно получить то, что придаст нам уверенности в будущем, даст нам покой и умиротворение. Нужно научиться пониманию своего внутреннего мира, чувствовать и наслаждаться настоящими моментами.

Для того чтобы обрести настоящее счастье, важно осознавать себя здесь и сейчас. Научившись этим простым истинам, люди в итоге смогут получить то свое индивидуальное и важное для самого себя. И это ощущение не будет зависеть от воздействия внешних факторов.

Цитаты о счастье

Говорят, что несчастье - хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет (А. Пушкин).

Величайшее счастье, доступное человеку, состоит в том, чтобы влюбиться в такую идею, которой можно посвятить безраздельно все свои силы и всю свою жизнь (Д.Писарев).

В часы больших переживаний и тревог сердце наше похоже на родничок, который очищается от ила, тогда познается истинная цена человечности, познается и счастье (М. Стельмах).

Счастье - это уметь бороться, уметь смеяться, уметь работать и идти в ногу со всеми, кто за счастье воюет (В. Терешкова).

Человек, делающий других счастливыми, не может сам быть несчастным (К. Гельвеций).

Счастье жизни в нравственности, в любви, в доброте сердечной (И. Тургенев).

Человек счастлив лишь тогда, когда он на своем месте (Л. Вовенарг).

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок (А.Толстой).

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного действия. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЧАСТЬЕ

понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Понятие "С." многоаспектно. Можно выделить четыре осн. значения понятия С. (В. Татаркевич): 1. благосклонность судьбы, удача, везенье; 2. состояние интенсивной радости; 3. обладание наивысшими благами; 4. чувство удовлетворения жизнью. Философский анализ С. начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит (обстоятельства, судьба). То в С., что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его С., было выработано понятие морального совершенства и нравственных добродетелей. Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения в подавляющем большинстве исходили из образа человека, осн. стремлением которого являются стремление к С. Различия между ними начинались при конкретизации того, что такое С. и как оно достигается. С. - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. Понятием С. в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. В философском анализе С. наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели еще два: 1) относится ли С. к сфере целей или оно является сверхцелью? и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? С. - высшая цель деятельности, хотя и труднодостижимая; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: С. нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. - прежде всего речь идет о разграничении С. человеческого и сверхчеловеческого (Божественного). С. заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определенными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах С. и несчастья. За субъективным чувством и представлением о С. всегда стоит какой-то образец того, что такое С. и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании С. человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: С. одних индивидов прямо зависит от С. других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Счастье одних индивидов связано со С. других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о С.

Многие задумываются - что такое счастье? Как правило, счастье – это самая главная каждого из нас. Однако, что именно обозначает это понятие многие ученные и философы никак не могут понять. С древних времён люди считали,
что если человек по жизни защищен Богом, то в таком случае он действительно счастлив.

А вот великий Аристотель считал, что счастьем является душа, какая имеется в светлом человеке. При этом каждый человек должен помогать другим по первому их зову. Теперь давайте выясним: что такое счастье в современном мире.

Во многих учебниках по философии понятие счастье описывается как эмоциональное и психологическое состояние, во время которого человек чувствует полную удовлетворенность своей жизнью. Примечательным фактом является то, что современный человек не имеет возможности почувствовать себя счастливым в полной мере. Довольно частой эмоцией в жизни является страх того, что мы так и не достигнем той цели, о которой очень долго мечтали. Именно этот фактор заставляет каждого из нас находиться в постоянном поиске того, что же такое счастье.

Любой человек на планете имеет свои собственные представления о том, что такое счастье. Одни считают, что счастье – это семья, дети, успех, признание, финансовая стабильность или реализация самого себя. К этому списку можно еще долго добавлять множество других терминов, но эти являются самыми основными. Но также встречаются люди, для которых счастье – это прежде всего, духовное развитие.

Как правило, такой человек будет больше читать художественную или научную литературу и любым способом пополнять свою духовность. Поэтому счастье у каждого из нас свое личное, и зависит оно именно от тех целей, которые мы для себя поставили. Порой даже близнецы чувствуют радость совершенно от разных вещей, которые их окружают. Большинство людей пытаются догнать свое счастье, и быть финансово состоятельными в жизни. Однако когда они достигают намеченных целей, проходит много лет.

Пути для достижения счастья

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что символ счастья у каждого человека свой, при этом можно выделить два основных пути:

  1. внутренний
  2. и внешний.

Внутренний подразумевает под собой внутренний рост человека. При таком выборе человек развивается духовно и постоянно стремится познать или достичь что-то новое и узнать, что такое счастье именно для него. Только в моменты достижения заветной цели человек может почувствовать себя по-настоящему счастливым потому, что сумел претворить свои планы в жизнь.

Внешний же путь к счастью подразумевает под собой то, что счастье – это все то, что нас окружает, поэтому многие люди стараются создать хорошую семью, иметь верных друзей и быть финансово стабильными. Многие люди также могут согласиться, что и покупка каких-либо вещей делает нас счастливее. Но такая радость длится всего лишь небольшой период, а после этого все эмоции забываются и куда-то улетучиваются.

Как, например, маленький малыш, которому подарили новую игрушку. Он будет радоваться ей первое время, испытывать большое счастье, но все же позже он забудет о её существовании и начнет мечтать о другой забаве. Конечно, приобретенные вещи помогут осчастливить нас, но лишь на определенный промежуток времени.

То есть такие позитивные эмоции не дают гарантии, что помогут стать человеку счастливым и в дальнейшем, и об этом нужно знать. Таким образом, ни внутренний, ни внешний пути не могут гарантировать счастье для каждого человека на протяжении всей жизни. Именно поэтому каждому из нас приходится самостоятельно искать пути для осуществления своих поставленных целей.

Секреты заветного счастья

Вопрос о том, что такое счастье, интересует множество людей, именно поэтому на протяжении всей жизни они пытаются найти ответ на него.

Для некоторых людей счастье – это отличная погода за окном, для других – любимый человек рядом, или, например, когда ты здоров и просто имеешь возможность ходить и двигаться.

Но на самом же деле понятие счастья является лишь миражом, который преследует каждого из нас на протяжении всей жизни. И что бы человек ни делал, куда бы ни стремился, он всегда думает о том, что же такое заветное счастье.

Кроме того, он постоянно зависит от разных событий, которые не всегда могут совпадать с его ожиданиями, из-за чего он может стать несчастным. И обычно, чем сильнее человек желает стать счастливым, тем тяжелее ему это дается. Ведь человека интересует не как сама покупка квартиры, мебели или машины, а именно то удовольствие, которое он получает в момент проведения этих сделок.

В большинстве случаев счастье – это то, о чем человек мечтает, но оно не всегда бывает необходимо ему. Чтобы быть счастливым и радоваться обычным вещам каждый день, нужно обрести нечто, которое поможет нам стать уверенными в завтрашнем дне.

Прежде всего, необходимо научиться понимать себя и жить сегодняшним днем, а не только планами на будущее, ведь жизнь проходит, и вернуть ее уже нельзя. Для многих больных людей счастье – это возможность выздороветь или снова начать ходить и жить, как все нормальные люди.

Ведь многие проживают жизнь зря и только потом понимают, что счастье – это когда живёшь в любимой семье, у тебя есть любимая работа и друзья, которые могут во многом поддержать.

Что мешает нам быть счастливыми?


Что необходимо для счастья?

  • В итоге, что же такое счастье? Чтобы обрести его, в первую очередь, необходимо научиться замечать красоту во всем, что нас постоянно окружает, например, радоваться любой погоде, и обычным повседневным вещам.
  • Кроме того, нужно пересмотреть свои цели в жизни и расставить правильно приоритеты в пользу тех, которые в действительности в будущем принесут большую радость и пользу.
  • Не стоит тратить свою жизнь впустую, распыляться на мелочи, которые просто забирают у нас ценное время. То есть только в тот момент, когда человек обретёт гармонию внутри себя, он сможет быть счастливым.

Цитаты о счастье

Демокрит «Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселия».

Платон «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».

Аристотель «Счастье - на стороне того, кто доволен».

Плавт Тит Макций «Ни у кого не бывает постоянного счастья».

Цицерон Марк Туллий «Ни у глупцов никто не бывает счастлив, ни у мудрецов никто не бывает несчастлив».

Цицерон Марк Туллий «Сущность счастливой жизни я целиком усматриваю в силе духа».

Цицерон Марк Туллий «Счастливее всех тот, кто зависит только от себя».

Стихи о счастье

Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно-
С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться
Мы долго, вглядываясь в лица,
Найти пытаемся ответ-
В чем счастье? Есть оно иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье - чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник
И осчастливит нас в сей миг!

А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: «Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!»

Что такое счастье? Угадайте!
Счастье состоит из ничего,
Утром рано окна открывайте
И впускайте с солнцем вы его.

Счастье-это путь,движенье к цели,
Миг счастливый нам не позабыть,
Пусть проходят годы и недели.
Счастье-это значит просто БЫТЬ:

Слышать детский смех и песни мамы,
Видеть землю,небо и рассвет,
Быть творцом,писать стихи, романы,
Радость чувствовать и вкус побед.

Счастье-жить и быть открытым миру,
Жить сегодня и уметь любить,
Счастье-чувствовать такую силу,
Что способна страх свой победить.

Быть счастливым… Как же это просто!
Так же просто, как смотреть, дышать.
Если в жизни есть надёжный остов,
Каждый сможет счастье ощущать!

Счастье-когда мир в душе,
Когда сердце не стонет от боли,
Когда жизнь проживая свою,
Сам хозяин ты выбранной доли…

Счастье-когда ты здоров,
И здоровы рядом родные,
Когда каждый жизни глоток
Смаковал ты,как влагу в пустыне

Счастье-если родной человек,
Разделяет слова и поступки,
Когда прожив отмерянный век,
Наслаждался ты каждой минуткой…

Счастье-когда уходя,
Ты оставил своей жизнью след,
С теплым чувством,что прожил не зря,
И не важно,сколько прожито лет.

Главная мечта любого человека – быть счастливым. А что такое настоящее счастье? И как стать счастливым? Уже много веков ученые, философы никак не могут найти однозначные ответы на эти вопросы. Давайте попытаемся и мы разобраться в них.

Что такое счастье для человека?

Каждый человек имеет свое определение счастью. Критерии счастья могут быть совсем разные, но в большинстве случаев люди считают, что счастье это:
  1. Семья
  2. Гармония
  3. Самореализация
  4. Любовь
  5. Финансовое благополучие
  6. Успех
Можно еще долго перечислять, что люди понимают под словом счастье. Но главное здесь то, что у каждого оно свое.

Итак, если для вас счастье – это семья и дети, то вы будете стремиться именно к этому. А вот если для вас счастье – это самореализация, то вы будете искать свое призвание в жизни, а найдя его, сделаете все для его реализации. Критерий счастья в виде финансового благополучия будет заставлять вас строить свою материальную независимость. Но при всем этом вы всегда будете бояться потерять, то, что приобрели на внешнем пути. А страх не даст вам полноценно наслаждаться счастьем.


Но есть и люди, для которых счастье – это духовное развитие, личностный рост. Такой человек будет много читать, заниматься различными практиками, всячески повышать свою духовность.

Два пути для достижения настоящего счастья

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для поиска счастья есть два пути.

Внешний путь к счастью
При таком пути человек решает для себя, что счастье – это внешний мир. И он будет стараться иметь благополучную семью, хороших друзей, финансовый достаток. При этом какое-то время он, конечно, будет чувствовать себя счастливым, но очень недолго. Здесь можно вспомнить маленького ребенка, которому подарили новую игрушку. Сначала он радуется и счастлив ей, но уже очень скоро он забывает про нее и хочет новую. И это может быть бесконечно. Такой путь ведет нас только к кратковременному счастью.

Внутренний путь к счастью
Вторая дорога, по которой мы можем пойти в поисках своего счастья – это внутренний рост. При таком выборе мы духовно развиваемся, занимаемся личностным ростом и в определенный момент также можем почувствовать себя счастливыми.

Многое согласятся, что ощущения счастья от приобретения каких-то новых вещей или знаний слишком кратковременно и очень быстро забывается. Такое ощущение счастья живет в нашем прошлом и никак не помогает нам быть счастливыми сегодня.

Таким образом, ни внешний путь, ни внутренний не гарантирует нам, что мы найдем постоянное счастье в своей жизни. Поэтому возникает закономерный вопрос: а что же тогда делать? Неужели мы обречены на то, чтобы искать всю свою жизнь это пресловутое счастье? Давайте все-таки еще раз вернемся к понятию счастья. Что же на самом деле хотят люди, когда думают о нем?

Секрет настоящего счастья для человека

Счастье – это мираж, который преследует нас повсюду. Что бы мы не делали, к чему бы ни стремились - мы все время думаем о счастье. При этом оно всегда зависит от определенных условий. А если эти условия не совпадают с нашими представлениями, то мы несчастны. Чем сильнее мы хотим счастья, тем труднее нам его обрести.

Счастье – это самое главное наше желание. Ведь хотим мы не машину, квартиру, работу, а именно стать счастливым. Счастье – это то, чего мы хотим, но совсем не то, что нам действительно нужно.

А что же нам тогда необходимо? Все очень просто - нам нужно обрести нечто, что даст нам уверенность в завтрашнем дне, покой и понимание того, что происходит с нами. Нужно научиться понимать себя, чувствовать и жить здесь и сейчас.

Для того чтобы обрести настоящее счастье, необходимо научиться осознавать себя здесь и сейчас. Осознавать, кто мы есть в этом мире и для чего пришли на эту планету. Научившись осознанию, мы наконец-то сможем получить свое счастье. И это счастье не будет зависеть от внешних факторов. Оно будет всегда с нами и мы всегда сможем его почувствовать, стоит нам только захотеть.

Простой секрет счастья:


Трактовки счастья в разные времена

В переводе с древнегреческого "счастье" – это судьба человека, которого оберегают боги. Люди верили: если человека охраняют боги, то он обязательно будет счастливым.

А вот Аристотель считал, что счастье – это душа, живущая в добродетели. Добродетель в те времена считалась неотъемлемой частью счастья.

А как же сегодня трактуется слово счастье? В большинстве учебников по психологии понятие счастья представлено как психологическое состояние человека, во время которого он чувствует удовлетворение своей жизнью.

Самое интересное то, что современный человек никогда не чувствует себя абсолютно счастливым. Эмоцию, которую он испытывает почти всегда – это страх. Страх, что он никогда не сможет быть счастливым. И этот страх заставляет его искать это счастье с еще большим рвением.

Цитаты о счастье

  • Счастье достается тому, кто много трудится (Леонардо да Винчи)
  • Хочешь быть счастливым - будь им! (К. Прутков)
  • Наслаждение и счастье – это две совершенно разные вещи (О. Уайльд)
  • Несчастье может быть и случайностью. Счастье - не удача и не благодать; счастье - добродетель или заслуга. (Григорий Ландау)
  • Счастье – побочный продукт усилия сделать счастливым кого-то ещё (Г. Палмер)
  • Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом.
  • Счастье никому не кажется таким слепым, как тем, кому оно ни разу не улыбнулось. (Ф. Ларошфуко)
  • Дорога к счастью не всегда асфальтовая. (Т. Капоте)
  • Человек счастлив, лишь когда он на своем месте. (Л. Вовенарг)
  • Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания.
  • Счастье - это шар, за которым мы гоняемся, пока он катится, и который мы толкаем ногой, когда он останавливается. (П. Буаст)
  • В течение каждой минуты, когда вы сердиты, теряется шестьдесят секунд счастья.

Стихи о счастье

Что же такое счастье?
Одни говорят: "Это страсти:
Карты, вино, увлечения -
Все острые ощущения".

Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье -
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвертых, это -
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье-это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.


Асадов Эдуард

*****
Что такое счастье?
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.

Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.

Как тогда ответить,
Что такое счастье?
Ведь оно бывает
Самой разной масти.

Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!

*****
Счастье

Прошло душевное ненастье,
Осталось горе позади,
Бушуют пламенные страсти
В моей израненной груди.

Душа уже почти остыла,
Но разгорелась ярко вновь,
Её для жизни возродила
Совсем нежданная любовь.

И снова ощущаю счастье,
Не упущу его уже,
Не поселилось чтоб ненастье
В моей излеченной душе.


А. Болутенко

*****
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.


И. Бунин

*****
Счастье – когда мир в душе,
Когда сердце не стонет от боли,
Когда жизнь проживая свою,
Сам хозяин ты выбранной доли…

Счастье – когда ты здоров,
И здоровы рядом родные,
Когда каждый жизни глоток
Смаковал ты, как влагу в пустыне

Счастье - если родной человек,
Разделяет слова и поступки,
Когда прожив отмеренный век,
Наслаждался ты каждой минуткой…

Счастье – когда уходя,
Ты оставил своей жизнью след,
С теплым чувством, что прожил не зря,
И не важно, сколько прожито лет.

СЧАСТЬЕ

Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск. , М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это быть счастливым» (Кант. Критика суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εὐδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – стала означать к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм , Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать , способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия , нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, жизненных сил – функционированием, внутр. волевой – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это , означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само , отдача себя, т.е. , поэтому , с к-рым связано С., никогда не , но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна ..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по версии - “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем - аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно - в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся , стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто , чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это , в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения счастья в системе моральных понятий. Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье - цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.