1.1. Фондом «», именуемым в дальнейшем Фонд, признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные (благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные) цели в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение задач, предусмотренных уставом.
1.2. Полное наименование Фонда на русском языке: Фонд «», сокращенное наименование на русском языке: Фонд «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на : «».
1.3. Фонд вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за его пределами.
1.4. Место нахождения Фонда: .
1.5. Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.
1.6. Фонд создается без ограничения срока.
1.7. Фонд может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности Фонда, предусмотренными уставом Фонда, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
1.8. Фонд имеет круглую печать с полным наименованием Фонда на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.
1.9. Требования устава Фонда обязательны для исполнения всеми органами Фонда и его учредителями.
1.10. Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители Фонда не несут ответственность по обязательствам Фонда. Фонд не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам Фонда.
1.11. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
2.1. Целью создания Фонда является достижение социальных (благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных) целей.
2.2. Предметом деятельности Фонда является: .
2.3. Фонд может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности): .
2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Фондом только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
2.5. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Фонда, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
2.6. Фонд может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность Фонда.
2.7. В интересах достижения своей цели Фонд может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность Фонда со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля над деятельностью Фонда.
3.1. Высшим руководящим органом Фонда является попечительский совет.Текущее руководство деятельностью Фонда осуществляет правление, оно подотчетно попечительскому совету.
3.2. Основная функция попечительского совета - обеспечение соблюдения Фондом целей, в интересах которых он был создан.
3.3. К исключительной компетенции попечительского совета относится решение следующих вопросов:
3.4. Первый состав попечительского совета избирается общим собранием учредителей сроком на . Второй и следующие составы попечительского совета избираются предыдущим попечительским советом.
3.5. Попечительский совет избирается списком или персонально. Член попечительского совета считается избранным, если за него проголосовало большинство от общего числа присутствующих на общем собрании учредителей или членов предыдущего попечительского совета Фонда.
3.6. Кандидат в члены попечительского совета должен отвечать следующим требованиям:
3.7. В попечительский совет выдвигаются кандидаты, имеющие безупречную репутацию. При этом совершение лицом преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также административного правонарушения, прежде всего в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, посягательства на общественный порядок и общественную безопасность, являются факторами, отрицательно влияющими на его репутацию.
3.8. При избрании члена попечительского совета представляется информация о возрасте и образовании кандидата, должностях, которые кандидат занимал в течение последних пяти лет, характере его взаимоотношений с Фондом, а также иные сведения о финансовом положении кандидата или об обстоятельствах, которые могут влиять на выполнение кандидатом его обязанностей.
3.9. Работу попечительского совета организует председатель попечительского совета. Председатель попечительского совета избирается членами попечительского совета из числа членов попечительского совета большинством голосов.
3.10. Попечительский совет вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов попечительского совета.
3.11. За работу в попечительском совете вознаграждение не выплачивается, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в его работе.
3.12. Заседания попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
3.13. Заседание попечительского совета созывается председателем попечительского совета по его собственной инициативе, по требованию члена попечительского совета, правления, Ревизионной комиссии, аудитора.
3.14. Члены попечительского совета письменно извещаются о назначенном заседании попечительского совета не менее чем за дня до даты его проведения. Извещение осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм.
3.15. В извещении должно быть указано:
3.16. К письменному извещению приравнивается ознакомление под расписку с решением председателя попечительского совета о назначении заседания.
3.17. Председатель попечительского совета организует его работу, созывает заседания попечительского совета и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола. Протокол заседания попечительского совета ведет (составляет) секретарь.
3.18. Секретарь попечительского совета Фонда избирается на время заседания попечительского совета большинством голосов из числа присутствующих на нем членов.
3.19. В случае отсутствия председателя попечительского совета его функции осуществляет один из членов попечительского совета Фонда по решению попечительского совета.
3.20. Заседание попечительского совета правомочно, если на нем присутствует более половины избранных членов попечительского совета.
3.21. Совет вправе принимать решения путем заочного голосования (опросным путем).
3.22. В случае если количество членов попечительского совета становится менее половины количества, предусмотренного Уставом, Фонд обязан избрать новый состав попечительского совета. Оставшиеся члены попечительского совета вправе принимать решение только об избрании нового состава попечительского совета.
3.23. Решения на заседании попечительского совета принимаются большинством присутствующих на нем голосов. При решении вопросов на заседании попечительского совета каждый член попечительского совета обладает одним голосом. Передача голоса одним членом попечительского совета другому члену попечительского совета не допускается.
3.25. На заседании попечительского совета ведется протокол, который составляется не позднее 10 дней после его проведения.
3.26. Протокол заседания попечительского совета подписывается председательствующим и секретарем заседания, которые несут ответственность за правильность составления протокола.
3.27. В протоколе указываются:
3.28. Члены попечительского совета имеют право:
3.29. Члены попечительского совета обязаны:
3.30. Член попечительского совета обязан разумно и добросовестно действовать в интересах Фонда.
3.31. Член попечительского совета в своей деятельности должен учитывать интересы третьих лиц для обеспечения эффективной деятельности Фонда, в том числе: контрагентов Фонда, государства и муниципальных образований, на территории которых находится Фонд.
3.32. В случае возникновения или угрозы возникновения конфликта деятельности Фонда с личными интересами члена попечительского совета, он немедленно уведомляет об этом попечительский совет. До принятия решения общим собранием член попечительского совета воздерживается от совершения действий, которые приведут к возникновению конфликта между его интересами и интересами Фонда.
3.33. Член попечительского совета не должен разглашать или использовать в личных корыстных интересах и в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о Фонде.
3.34. Член попечительского совета не имеет права прямо или косвенно получать вознаграждение за оказание влияния на принятие им решений.
3.35. Член попечительского совета, а также его аффилированные лица не должны принимать подарки или получать иные прямые или косвенные выгоды, цель которых заключается в том, чтобы повлиять на деятельность члена попечительского совета или на принимаемые им решения.
3.36. Исключением являются символические знаки внимания в соответствии с общепринятыми правилами вежливости и сувениры при проведении официальных мероприятий.
3.37. Член попечительского совета несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
3.38. Член попечительского совета в полном размере возмещает Фонду убытки, причиненные Фонду своими виновными действиями.
3.39. Член попечительского совета освобождается от ответственности, если будет доказано, что он лично не заинтересован в принятии конкретного решения и внимательно изучил всю информацию, необходимую для принятия решения; при этом иные сопутствующие обстоятельства должны свидетельствовать о том, что он действовал исключительно в интересах Фонда.
3.40. Попечительский совет вправе в любой момент прекратить полномочия своего члена голосов.
3.41. Основания прекращения полномочий члена попечительского совета по инициативе Фонда:
3.42. О своем намерении досрочно прекратить свои полномочия член попечительского совета обязан уведомить попечительский совет не менее чем за месяца.
3.43. Член попечительского совета обязан не разглашать конфиденциальную информацию после прекращения членства.
4.1. Правление Фонда избирается попечительским советом сроком на года (лет) в количестве не менее человек. Правление находится по месту нахождения Фонда.
4.2. Правление Фонда может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.
4.3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий члена правления может быть поставлен по требованию не менее членов правления или члена попечительского совета Фонда.
4.4. К компетенции правления относятся:
4.5. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого попечительским советом. На заседаниях правления ведется протокол.
4.6. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них большинства членов правления.
4.8. Председатель правления избирается на заседании правления из числа его членов сроком на __ года (лет).
4.9. Председатель правления:
5.1. Фонд ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Фонд предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям Фонда и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Фонде, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Фонда, представляемых учредителям Фонда, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.
5.4. Фонд хранит следующие документы:
5.5. Для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Фонда попечительским советом избирается ревизионная комиссия в составе человек сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также избрание ее новых членов не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. Фонд вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) Фонда включает следующие полномочия:
5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом-положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием учредителей, а в дальнейшем попечительским советом.
5.8. По решению попечительского совета членам ревизионной комиссии (ревизору) Фондом в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и/или (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением попечительского совета.
5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда попечительский совет назначает аудитора Фонда.
5.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Фонда в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между Фондом и аудитором договора. Размер оплаты услуг аудитора определяется попечительским советом.
6.1. Имущество, переданное Фонду его учредителями (учредителем), является собственностью Фонда.
6.2. Учредители Фонда не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность Фонда.
6.3. Фонд может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
6.4. Полученная Фондом прибыль не подлежит распределению между учредителями Фонда.
6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление Фондом пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
6.6. Фонд обязан ежегодно публиковать в отчеты об использовании своего имущества.
7.1. Фонд может быть добровольно реорганизован в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Другие основания и порядок реорганизации Фонда определяются статьями 57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.
7.2. Фонд может быть ликвидирован по решению суда в порядке, установленном ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
7.3. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится Фонд. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Фонда в соответствии с требованиями архивных органов.
7.4. При ликвидации Фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых он был создан, и/или на благотворительные цели в порядке, определенном попечительским советом Фонда.
7.5. В случае если использование имущества ликвидируемого Фонда в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Ее организаторы и руководитель должны всё знать об основных документах. Главную роль играет устав. Его нужно прописывать по определенным правилам, включая в него самую важную информацию. На этот документ опирается НКО в работе над выбранным направлением общественной деятельности. Далее в нашей статье мы подробно расскажем, что собой представляет устав некоммерческой организации.
В 2017 году требования к уставу НКО не изменились. По-прежнему, он должен отражать сведения, которые определяются ст. 52 ГК РФ. Ошибки в уставе ведут к тому, что в регистрации организации будет отказано. Поэтому к составлению документа подходят со всей серьезностью.
Самое главное – прописать цели, для реализации которых была создана НКО. Также требуется указать следующее:
Если планируется предпринимательская деятельность, должно быть указано, какая именно и что доходы от нее будут направлены на достижение поставленных целей.
Эти пункты должна прописать в уставе каждая общественная организация. Что касается , это тоже возможно, но нужно соблюдать правила. Порядок внесения изменений прописывается заранее. Если этого сделано не было, изменения могут быть внесены только через судебную инстанцию.
Причиной отказа в регистрации некоммерческой организации часто являются ошибки в уставе. Как грамотно его разработать, учитывая особенности отдельных видов организаций. Как при необходимости правильно внести, утвердить и зарегистрировать изменения.
Читайте в нашей статье:
Юридические лица в Российской Федерации действуют на основании устава (), в том числе это касается НКО. Правовой статус некоммерческих организаций и содержание их учредительных документов определяются федеральными законами « » и « ».
Грамотно составленный устав однозначно определяет сферу и указывает, что и как следует предпринимать в ситуациях, возникающих в связи с управлением НКО или ее функционированием. Некоммерческие организации особенно заинтересованы в создании качественного документа, так как их работа обладает множеством индивидуальных нюансов.
В уставе обязательно закрепляются:
Некоммерческая организация вправе включить в свой устав и другие аспекты, но они не должны вступать в противоречие с нормами закона .
Лучше всего пользоваться типовыми формами устава, которые некоммерческим организациям предоставляет Минюст . Также помочь могут учреждения, занимающиеся поддержкой деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций. В этом случае есть гарантия, что типовой устав составлен правильно с учетом всех последних изменений законодательства.
Если модель устава берется из другого источника, то нужно внимательно проверить содержание и соотнести его с действующей редакцией соответствующих законов.
Разрабатывая устав некоммерческой организации, необходимо соблюдать логическую структуру. При ней содержание лучше воспринимается, да и пользоваться таким документом будет удобнее.
Неудачным будет вариант, при котором важные нормы о деятельности организации собраны не в конкретном тематическом разделе, а рассредоточены по нескольким другим. Например, статьи о реорганизации, ликвидации, ревизионном органе иногда размещают в разделах о формировании имущества и управлении НКО, а не в отдельные блоки.
Сквозная нумерация всех страниц значительно облегчает работу с документом. Кроме того, при подаче устава НКО на регистрацию в Минюст два из трех экземпляров должны быть:
Наличие отдельного титульного листа не является обязательным требованием.
При разработке устава у некоммерческой организации иногда возникают неожиданные затруднения, например:
Чтобы избежать ошибок, можно проконсультироваться в территориальном управлении Минюста, где специалисты еще до подачи документа на регистрацию смогут дать необходимые разъяснения.
Для учредительных документов отдельных видов организаций, в связи с особенностями их деятельности, предусматриваются специальные требования:
Устав НКО:
После принятия положительного решения о регистрации специалист Минюста отправит документы в адрес налоговой инспекции для внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. После того, как в ЕГРЮЛ будет внесена необходимая запись, Минюст выдает свидетельство о государственной регистрации НКО.
Необходимость внесения изменений в устав – обычное явление для работы НКО, она может возникать по разным причинам. Среди них:
Поэтому некоммерческой организации важно изначально прописать в уставе возможность и порядок внесения изменений в него. В особенности это касается организаций – фондов. Если этого не сделать, то получить право корректировать устав можно будет только на основании судебного решения.
Процедура внесения изменений в устав имеет сходство с первоначальной регистрацией учредительных документов некоммерческой организации. В местное отделение Минюста для регистрации изменений предоставляются:
Требования к техническому оформлению поправок такие же, как и к оформлению самого устава.
Если граждане готовы объединиться между собой ради общей цели, они создают общественную организацию . Объединение проходит на добровольной основе, для регистрации в налоговом органе участникам необходимо собрать документы. В их число входит устав организации — главный учредительный документ, содержащий максимум информации о создаваемой организации.
Основу для деятельности общественной организации составляет ГК РФ (ст. 50, 52 и 117), а также 82-ФЗ от 1995 года. Статья 50 ГК РФ устанавливает, что в уставе юридического лица необходимо отражать:
Типовой устав общественной организации – это учредительный документ, который создается для обществ, занимающихся аналогичным видом деятельности.
Для регистрации устава необходимо собрать дополнительные документы, правильно их оформить. Учредительный документ оформляется на бумаге А4, русским языком, в точном соответствии с правилами делопроизводства.
В налоговый орган подается заявление о регистрации организации, определив ее наименование. В заявлении на регистрации указываются данные по принятию устава , в частности, дата и место, а также орган, который принял учредительный документ общественной организации.
Разрабатывается устав в 2 экземплярах. В документе полностью прописывается компетенция участников ОО, условия приема в организацию и выхода из нее.
Условиями могут быть:
Правом вступления в общественную организацию обладают граждане, достигшие 16 лет. Если в уставе прописано, что с разрешения законных представителей вступить в общество могут дети более раннего возврата, то это можно сделать, если родители не против.
Все страницы устава должны быть пронумерованы, на последнем листе фиксируется общее число листов, стоит печать.
В уставе обязательно должна быть прописана цель и функция общественной организации. Например, детский устав, школьный и т.д. Кроме того, в уставе должен быть определен правовой статус организации (региональный устав), с указанием территории, на которую он будет распространять действие, а также контактные данные участников общества.
№402-ФЗ устанавливает, что общественные организации и их подразделения, не осуществляющие коммерцию, должны сдавать раз в год по отчетному периоду документы в упрощенном составе:
Отчет присылается в подразделение Минюста (региональное). Основная суть отчета заключается в том, что объединение не получало денежных средств от зарубежных компаний.
Остальная отчетность ОО:
Чаще всего некоммерческие организации заключают договора :
Кроме того, с некоммерческими организациями заключаются иные гражданско-правовые договоры :
Контрагент обязан убедиться в том, что заключенный с НКО договор отвечает ее уставным целям.
Постановление выносится коллегиальным органом управления общественной организации. Документ имеет распорядительный характер, включает два раздела: констатирующий и распорядительный . Решение подписывает председатель и секретарь.
Форма протокола не утверждена специально для общественных объединений, поэтому при оформлении этого документа они ссылаются на практике на форму протокола, принятого для АО (ст. 63 соответствующего закона).
Таким образом, протокол, изданный в ОО, должен содержать в себе сведения:
На заседании сначала составляется черновик этого документа. Потом, не позднее трех дней, его внимательно перечитывают и создают чистовик, который подписывается председательствующим и секретарем. Оформление протоколов происходит на А4 (общий бланк организации).
Письма включают в себя обобщенное наименование документов, различающихся между собой по содержанию. Они служат средством для коммуникаций между организациями, ИП, а также средством оповещения о каком-либо событии.
Составление писем включает в себя несколько этапов:
Бланк письма включает реквизиты:
Требования к письму:
Письмо включает в себя две части — это вводная и главная . Во вводной излагаются факты, которые послужили мотивом для создания письма. В главной прописывается цель и просьба по существу вопроса, отказ и т.д.
В целях составления этого документа применяется специальный бланк. Если письмо включает в себя две страницы и более, вторая и последующая страница должны быть пронумерованы арабскими цифрами, в середине, на странице сверху.
Виды писем:
Распоряжение – это акт, который издается для решения срочных и проходящих вопросов. Его ратифицирует руководитель ОО. Распоряжения руководителя могут касаться вопросов:
Оформляют распоряжение аналогично приказам ОО. Текст распоряжения включает в себя две части — это констатирующая и распорядительная, начинающаяся со словами «предлагаю». Распоряжение нумеруются по порядку в пределах отчетного года.
Как создать общественную организацию, можно узнать на данном видео.