Нам, помимо горькой правды, нужны и позитивные примеры, и они у нас есть.
Как бы много проблем с российским военно-морским строительством ни становилось известно, всегда стоит помнить главное: ВМФ жизненно необходим для того, чтобы Россия могла вести хоть какую-то политику в мире. Нет – нет политики, нет возможности добиваться реализации интересов государства где бы то ни было.
Совсем недавнее прошлое, настолько недавнее, что оно перетекает в настоящее, даёт нам пример того, как ВМФ России, при всех его проблемах, по факту отстоял российские внешнеполитические интересы, сыграв просто-напросто стратегическую роль не только в российской внешней политике, но и, похоже, в новейшей в целом.
Речь идёт о том, какую роль ВМФ сыграл в эпохальном событии последних лет – войне в Сирии.
Неважно, кто и что об этом думает, но если бы не ВМФ, то Сирии не было бы сейчас как таковой. Не было бы нашей базы в Тартусе, базы в Хмеймиме, Башара Асада, христианской общины, сохранившей арамейский язык, на котором в тех краях говорили ещё во времена Иисуса, женщин, позволяющих себе ходить с открытыми лицами по улице, тысячелетних памятников культуры – ничего бы уже не было.
В четверг российская новостная служба «Интерфакс», цитируя анонимные источники в Министерстве обороны страны, сообщила, что российские боевые корабли покидают порты в Европе и Арктике, чтобы прибыть в восточную часть Средиземного моря, и что часть из них местом назначения имеет порт Тартус в Сирии. Одиннадцать кораблей, включая пять больших десантных транспорта, четыре из которых способны нести 200 солдат и по десять , а пятый – вдвое больше, осуществят переход из Арктики, Балтийского и Чёрного морей для проведения учений в Атлантике и Средиземном море. Российские новостные агентства заявляют, что один из эсминцев, «Сметливый» из состава Черноморского флота, достигнет Тартуса в течение трёх дней. Два больших транспорта, «Николай Фильченков» и «Цезарь Кунников» (последний участвовал в войне с Грузией 2008-го года), также ожидаются из Чёрного моря, хотя неизвестно, будут ли они заходить в Сирию…
При участии американских спецслужб в районе нефтяного поля «Аль-Джафра» близ военной базы США в провинции Дейр-эз-Зор готовится новая провокация с якобы применением химоружия, сообщил информированный источник, связанный с сирийскими специальными службами. «Спецслужбы США на территории Сирии планируют провокации с использованием запрещенных веществ», – сообщил источник РИА «Новости». По его данным, руководит операцией бывший боевик террористической группировки «Исламское государство» [запрещено в РФ] Мишан Идриз Аль Хамаш.
Таких новостей потом было немало, Минобороны отслеживало и доставку боевых отравляющих веществ в Сирию, и подготовку, как террористов, так и их хозяев - американцев к новой провокации, которая по их мнению должна была быть настолько же удачной, как и предыдущая. Поставить на место этих русских, сорвать их планы, не дать им заключать союзы – кому нужен такой союзник, за союз с которым на голову падают «Томагавки»? Но в этот раз не получилось.
С августа 2018-го, когда в Вашингтоне уже вовсю ходили слухи о новом готовящемся ударе по Сирии, Россия начала развёртывание в Средиземном море морской группировки такой силы, которой там не было уже очень давно.
В Средиземное море были направлены: РКР «Маршал Устинов», БПК «Североморск», фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», СКР «Пытливый», три МРК с ракетами «Калибр», способные от сирийского берега достать почти любую цель в Средиземном море, две дизельных подлодки.
"Маршал Устинов" и "Североморск" идут в Средиземное море
Самолёты ВКС с авиабазы Хмеймим начали осуществлять демонстративные пролёты над кораблями Франции с подвешенными противокорабельными ракетами, а на саму базу Хмеймим перелетели Су-30СМ морской авиации.
С конца августа группировка начала учения, а авиация выполнила показательное потопление ракетным ударом остова старого сирийского СКР.
И всё заглохло. Не произошло провокации с химическим оружием, не произошло никакого удара по Сирии. Никогда больше не произошло.
Можно соглашаться с ролью флота, а можно её оспаривать, но факт налицо: нет группировки ВМФ в восточной части Средиземного моря – есть американские ракетные удары. Есть такая группировка – нет никаких ударов, и даже намёков на них нет, причём при видимом желании противника их нанести.
Надо признать, боевой состав группировки был далёк от сбалансированного, так явным «слабым местом» была её противолодочная оборона, способность маломореходных МРК класса «Буян-М» маневрировать совместно с остальной эскадрой на большой скорости (если бы это понадобилось) была «под вопросом», но как демонстрация силы, операция вполне удалась, и затухание темы с новой атакой по Сирии тому явное доказательство.
При этом очевидным фактом является то, что при наличии в регионе значимого количества боевых кораблей РФ, особенно ракетных крейсеров, США и их союзники ведут себя очень сдержанно и не проводят никаких провокаций.
Таким образом, ВМФ России оказался жизненно необходимым инструментом как для спасения Сирийской Арабской Республики, так и для снабжения её вооружённых сил, без которого эта страна уже погибла бы на данный момент.
События вокруг Сирии в 2012-2018 годах предельно ясно показывают то, какую роль играет ВМФ во внешней политике страны.
Они также показывают то, что никакие прибрежные силы, никакой москитный флот такую же роль сыграть просто не способен: американцы явным образом поджимают хвост только тогда, когда в регионе одновременно есть БПК, которых их подводники побаиваются до сих пор, и ракетный крейсер. Присутствие одних фрегатов, пусть и способных наносить по берегу удары крылатыми ракетами «Калибр», их не останавливает. Также НАТО болезненно реагирует на вооружённую противокорабельными ракетами авиацию.
Да, состав группировок ВМФ был не идеален – и из-за МРК, и из-за требующих срочной модернизации тральщиков, из-за недостаточной противолодочной обороны, да и численность иногда могла бы быть побольше, но даже в таком виде ВМФ свои задачи в сирийской войне выполнил более чем полностью. И морской авиации не помешали бы и «Ониксы» воздушного базирования, и побольше современных противолодочных самолётов. Но после потопления корабля-мишени противник и без этого притих.
И это вполне себе доказательство нужности для России как океанского флота (крейсеры и БПК приходили с других океанов), так и морской авиации, в том числе ударной (штурмовой). Хотелось бы, конечно, чтобы и в случае «срыва» ситуации от демонстрации силы к реальному боестолкновению нам всегда и во всех случаях было бы что «выложить на стол». В принципе, это решаемо.
В будущем, если У России будет своя независимая политика в мире, то должен быть и соответствующий этой политике флот.
И что бы там ни было с ним сейчас, нам всем стоит верить в то, что он у неё будет, и активно этого добиваться, не поддаваясь ни «головокружению от успехов», ни призывам уйти «под берег», ограничиваясь ракетными катерами и береговыми ракетными комплексами.
И тогда всё у нас получится.
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Сейчас в строю ВМФ России 62 подводные лодки, из них 39 атомных. Плюс сейчас строится 17 новых подводных лодок, из них 13 атомных. К 2023 году в России будет около 80 подлодок, из них 52 атомных.
"Кондор", "Борей", "Варшавянка"
Кликабельно
Американский же флот связи c ярко выраженной наступательной направленностью полностью отказался от дизель-электрических подлодок. Последняя ДЭПЛ "Гроулер" была построена в 1958 году.
У США сейчас 69 подводных лодок (все атомные). В 2010 было 74, но американцы списывают старые лодки быстрее чем строят новые. Новых в США строится в данный момент всего 4 подлодки.
К 2023 году у Америки останется 58 подлодок, а к 2029 их число упадет до 55 (41 ударная и 14 старых-старых РПКСН проекта Огайо). При этом часть подлодок привязана к авианосным группировкам, которые они прикрывают.
Интересное сравнение ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»:
Длина: 140 м — 115 м — 108 м
Ширина: 13 м — 10,5 м — 12,2 м
Водоизмещение надводное: 8600 т — 7000 т — 7500 т
Водоизмещение подводное: 13800 т — 8000 т — 9100 т
Скорость надводная: 16 узлов — н/д — 18 узлов
Скорость подводная: 31 узел — 29,5 узлов — 34 узла
Рабочая глубина — 520 м — н/д — 480 м
Предельная глубина: 600 м — 490 м — 600 м
Экипаж: 64 человека — 120 человек — 126 человек
Автономность: 100 суток — н/д — н/д
Вооружение:
10 ТА, 30 торпед, 32 ПУ КР
4 ТА, 26 торпед, 12 ПУ КР
8 ТА, 50 торпед или 50 КР
HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com |
Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.
Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".
Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.
Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.
Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.
Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.
Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет
Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.
По состоянию на начало 2020 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».
Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США
В составе ВМС США:
Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.
Гюйс военного флота США
Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:
Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста
Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск – более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:
Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.
Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года – 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет – еще более 100. Приоритетное направление – подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.
Российская подлодка “Дмитрий Донской” – крупнейшая в мире
Основная проблема ВМФ РФ – нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.
Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.
Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:
Новый японский эсминец типа “Ширануи”
Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск – обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.
В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.
Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:
В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск – 58350 человек.
Новый индийский корвет “Килтан”
В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.
Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ – адмирал Евменов М.А.
Крупнейший из пяти военных морских округов по составу – Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.
“Петр Великий” на страже северных берегов страны
История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы – торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.
С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ – «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача – защита интересов страны в Арктике.
Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.
Флагманский корабль “Москва” в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта
Сегодня морскими силами командует вице-адмирал Осипов И.В. Численность – 25000 матросов и офицеров. Штаб базируется в Севастополе. Входит в состав Южного военного округа. В настоящее время войска ждут допоставок кораблей. Флагманом черноморцев является ракетный крейсер «Москва». В состав также входят:
К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.
Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:
Основная задача – обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.
Ракетный крейсер “Варяг” в Средиземном море
Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.
Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.
Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий – адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.
Эскадренный миноносец “Настойчивый”
История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние – это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман – миноносец «Настойчивый».
БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.
В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:
Мощная Каспийская флотилия
В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.
Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.
Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.
Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира
Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия – одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».
В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии
Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.
Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries
Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре – удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.
Порт Сингапура
Несмотря на некоторый рост в военном судостроении, обозначившемся после 2015 г., Россия пока так и не достигла уровня 2007-го, когда боевые возможности ВМФ РФ составляли 65% от американских. По данным военно-морского портала Mil.Press FLOT, за прошедший год эта цифра составила лишь 47%. Это больше, чем в 2016 и 2015 гг. (45 и 44% соответственно), но все равно статистика оставляет желать лучшего.
Этот показатель не отвечает на вопрос, кто победит в войне, так как с появлением ядерного оружия все стало намного сложнее. Однако цифры позволяют сравнить флоты двух сверхдержав и динамику роста.
В 2017 г. российские моряки получили только два больших боевых корабля – фрегат "Адмирал Макаров" проекта 11356 и корвет "Совершенный".
Корвет "Совершенный". Фото: mil.ru
По идее, на подходе фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков", который проходит государственные испытания. Но эксперты не берутся прогнозировать, когда корабль передадут ВМФ РФ. Слишком часто переносились сроки.
С кораблем той же серии "Адмиралом Головко" проблема еще серьезнее. Фрегат так и не получил двигатели, которые ранее поставлял украинский "Зоря-Машпроект".
Аналогичная ситуация сложилась с тремя фрегатами проекта 11356. Альтернативное производство турбин в Рыбинске еще не налажено. И корабли введут в строй в лучшем случае в 2020-2021 годах. Также неясна судьба большого десантного корабля "Иван Грен" – его тоже планировали передать флоту в прошлом году, но этого не произошло.
Десантный корабль "Иван Грен". Фото: mil.ru
Общую ситуацию немного поправили вернувшиеся из ремонтных доков атомные ракетоносцы "Рязань" и "Тула". Но эти хорошие подводные лодки 1980-х гг. не могут дублировать новые субмарины "Борей", которые должны составить основу стратегического флота.
В то же самое время американские моряки за прошедший год получили новый авианосец "Джеральд Форд", два ракетных эсминца класса "Арли Берк", две многоцелевые подлодки класса "Вирджиния" и три корабля прибрежной зоны типа LCS. Кроме того, испытания проходит второй эсминец-невидимка класса "Замволт" "Майкл Монсур", правда, дата его передачи ВМС США пока неизвестна.
Эсминец "Арли Берк". Фото: wikipedia.org
Зато абсолютно точно в этом году американцы получат три эсминца "Арли Берк", две подлодки класса "Вирджиния", десантный корабль класса "Сан-Антонио" и три LCS.
Россия могла бы существенно поправить ситуацию теми самыми "Мистралями", которые из-за санкций так и не достались ВМФ РФ. Теперь корабли придется либо закупать, например, у Китая, либо строить с нуля, что очень непросто.
Корабль прибрежной зоны LCS 2. Фото: GLOBAL LOOK press/Deven Leigh Ellis
Тем не менее Минобороны РФ медленно, но верно обновляет флот. От строительства нового авианосца пока решено отказаться по финансовым причинам. А все силы и средства сейчас брошены на новые подлодки и фрегаты, которые необходимо достроить любой ценой. Кроме того, не стоит забывать про модернизацию тяжелых атомных крейсеров "Петр Великий" и "Адмирал Нахимов", на которые планируется поставить самое современное вооружение.