Armstrong Whitworth A.38 Whitley (Армстронг Уитуорт A.W.38 Уитли) — Авиация от A до Z — Энциклопедия мировой авиации. Самолеты и вертолеты XX века


Спроектированный в соответствии с выпущенными в июле 1934г. тактико-техническими требованиями В.3/34 Авиационного министерства Великобритании Армстронг Уитуорт A.W.38 Уитли был наиболее широко производившимся самолетом компании, программа серийного выпуска которого достигла 1814 машин. Фюзеляж Уитли типа монокок был изготовлен из легких сплавов. Вопрос о серийном производстве был решен, когда самолет находился еще в стадии проектирования, а в августе 1935г. уже был размещен заказ на 80 машин. 17 марта 1936г. в местечке Уитли Эбби пилот Алан Кэмпбелл-Орд поднял в воздух первый прототип, оснащенный двумя двигателями Армстронг Сиддли Тайгер X (Armstrong Siddley Tiger X) с новыми трехлопастными винтами изменяемого шага фирмы Де Хэвилленд (de Havilland). Второй прототип был построен в соответствии с требованиями В.21/35 и имел более мощные двигатели Тайгер XI. Его первый полет под управлением Чарльза Хагеса состоялся 24 февраля 1937г. Первая партия Уитли Mk 1 была поставлена для эскадрильи бомбардировщиков N10 в начале 1937г. Тридцать четыре Mk 1 были построены перед тем, как в серийное производство был запущен самолет Уитли Mk II. Эта модель имела впервые установленные на самолетах Королевских ВВС двигатели Тайгер VIII (Tiger VIII) с двухскоростным нагнетателем. В рамках первоначального заказа на 80 машин было изготовлено 46 самолетов Уитли Mk II. Бомбардировщики Mk I и Mk II Уитли имели ручные носовую и хвостовую турели c пулеметами Виккерс (Vickers) калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), но у самолета Уитли Mk III в носовой части была установлена турель с электрическим приводом фирмы Нэш и Томпсон и добавлена выдвижная из люка турель с двумя пулеметами Браунинг (Browning) калибра 0,303 дюйма. Восемьдесят самолетов Уитли III имели также бомбовый отсек, где можно было размещать бомбы большего калибра. Часть самолетов Уитли оснащалась различными двигателями фирмы Роллс-Ройс. Уитли I имел двигатель Мерлин II (Merlin II), с которым 11 февраля 1938г. он совершил испытательный полет в Хакнэлле. Хотя двигатель отказал и самолет преждевременно завершил второй полет, программа испытаний была быстро возобновлена. Двигатель Мерлин IV мощностью 768 кВт (1030 л.с.) устанавливался на серийных Уитли IV, первый из которых поднялся в воздух 5 апреля 1939г. Кроме нового двигателя, эта модель имела электроприводную хвостовую турель фирмы Нэш и Томпсон с четырьмя пулеметами Браунинг калибра 7,7 мм (0,303 дюйма); в крыльях устанавливались два дополнительных топливных бака, что позволило довести общий запас топлива до 3205 литров (705 галлонов). Серия составила 33 машины, включая семь самолетов IVA с двигателем Мерлин X мощностью 854 кВт (1145 л.с.). Эти же двигатели устанавливались на Уитли V. Была изменена геометрия вертикального оперения - для обеспечения более широкой огневой зо- ны хвостовому стрелку оперение разнесли от фюзеляжа дополнительно на 0,38 м (1 фут 3 дюйма). В передней кромке крыла был установлен резиновый протектор противообледенителя периодического действия, а общий запас топлива за счет дополнитель- ных баков, установленных в бомбовом отсеке, был доведен до 3805 лит- ров (837 галлонов) или 4405 литров (969 галлонов). Всего было произведено 1466 экземпляров Уитли V. Самолет Уитли VI проектировался под двигатели Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) как страховка против малой поставки двигателей Мерлин, однако построен не был, и последней серией Уитли стал вариант Mk VII. Это был, в сущности, Mk V, но с дополнительными топливными баками в бомбовом отсеке и задней части фюзеляжа, что довело общий запас горючего до 5001 литра (1100 галлонов) и увеличило дальность полета до 2701 км (2300 миль). Это позволило выполнять задачи морского патрулирования. Внешне Mk VIII отличался надфюзеляжной радарной антенной радиолокационной станции ASV модели 2 (ASV - Air-to-Surface Vessel) для осмотра земной поверхности. Серия достигла 146 машин, не считая некоторых Mk V, переделанных в Мк VIII. Как отмечалось выше, эскадрилья N10 базы Дишфорт Королевских военно-воздушных сил стала первой, которую в марте 1937г. оснастили самолетами Уитли. Вскоре их получили и другие эскадрильи. Именно эти бомбардировщики первыми совершили налет на Берлин. В дальнейшем их также активно использовали. Последней операцией перед тем, как в апреле 1942г. Уитли были выведены из состава бомбардировочной авиации, был налет ночью 29 апреля на Остенд. Эксплуатация самолетов Уитли подразделениями Береговой службы началась в сентябре 1939г., когда эскадрилья N 58 для патрулирования и противодействия подводным лодкам в Английском канале (Ла-Манше) была переведена в Боскомб Даун. Это продолжалось до февраля 1940г., когда эскадрилья была возвращена в бомбардировочную авиацию. Однако в течение 1942г. она снова выполняла патрулирование западных морских подходов и неплохо справлялась с этой непростой задачей. В эскадрилье N 502 базы Альдергроув (Aldergrove) Королевских военно-воздушных сил осенью 1940г. Mk V Уитли заменили самолеты Авро Ансонс (Avro Ansons), а вторым подразделением самолетов Уитли в Береговой службе стала эскадрилья N 612, сформированная в мае 1941г. Впоследствии самолеты Mk V были заменены на Уитли Mk VII, оборудованные радиолокационной станцией ASV модели 2, и один из самолетов такого типа из эскадрильи N 502 во время атаки в Бискайском заливе 30 ноября 1941г. действовал настолько удачно и умело, что впервые потопил германскую подводную лодку U-205. Самолеты Уитли применялись также в парашютной учебной школе N1 в Рингвэе (Манчестер), а закрепленные за подразделением N 21, занимавшимся подготовкой планеристов и базировавшимся в Брайз Нортон, использовались в качестве буксировщиков планеров. Самолеты из эскадрильи N51 выбрасывали парашютный десант на немецкую радиолокационную станцию в Брюневале, а самолеты из специальных подразделений базы Темпсфорд Королевских военно-воздушных сил (эскадрильи N138 и N161) совершили немало боевых вылетов на оккупированную территорию для заброски агентов и снабжения групп Сопротивления оружием и снаряжением. Пятнадцать Уитли V в мае 1942г. были переданы компании БОАК (BOAC), освобождены от вооружения и оборудованы топливными баками в бомбовых отсеках. Они стали неплохими транспортными машинами. Эти самолеты летали от Гибралтара до Мальты, перевозя снабжение для осажденного острова.

Двухмоторный бомбардировщик Armstrong Whitworth A.W.38 Whitley

Когда в сентябре 1939 года Великобритания вступила во 2-ю мировую войну, королевские ВВС располагали весьма разношерстным парком бомбардировщиков. С одной стороны это произошло из-за проходившей тогда программы перевооружения, а с другой - из-за необходимости наличия самолетов с разнообразными характеристиками. Из всех типов, имевшихся на вооружении, лишь один с самого начала конструировался как тяжелый ночной бомбардировщик.

Термин "тяжелый" в этом случае, конечно, весьма относителен, но Армстронг-Уитворт "Уитли", когда на него давалось задание в 1934 году, обозначался именно так. К 1937 году он уже мог считаться не более чем средним, поскольку уже шла работа над "Манчестером", "Галифаксом" и "Стирлингом". К 1939 году он устарел и как средний бомбардировщик . Тем не менее, "Уитли" выпала судьба сыграть важную роль на первых стадиях стратегического "воздушного наступления", проводившегося Бомбардировочным командованием. Его строили в значительно больших количествах, чем это оправдывалось его качествами. А поскольку он все-таки имелся в достатке, его приспосабливали для других задач, включавших патрулирование над морем, выброску парашютистов и буксировку планеров в тот период войны, когда более современные машины нельзя было отвлекать от их основных ударных функций. Непригодный как бомбардировщик, "Уитли", тем не менее, много раз был первым на разных операциях Бомбардировочного командования. С него также сбрасывались первые английские воздушные десанты - как в учебе, так и в бою.

Среди других бомбардировщиков королевских ВВС, имевшихся в 1939 году, Хэндли-Пейдж "Хэмпден" и Виккерс "Веллингтон" часто изображаются как современники "Уитли" и аналоги по роду боевой работы, но это не совсем так. Несмотря на то, что "Веллингтон" и, в меньшей степени, "Хэмпден" успешно участвовали в ночных действиях, начиная с 1940 года, оба они были задуманы как дневные бомбардировщики в соответствии с заданием В.9/32, выданным в 1932 году. Среди требований этого задания было ограничение по пустому весу в 2725 кг, укладывавшееся в предложения Женевской мирной конференции 1932 года, которые, хотя и не были приняты всеми странами, поддерживались в то время Великобританией. Хотя этот лимит веса мало коснулся самолетов, созданных по заданию В.9/ 32 фирмами "Виккерс" и "Хэндли-Пейдж", он повлиял на штаб ВВС, который в 1934 году решил заказать новый тяжелый ночной бомбардировщик для тех эскадрилий, которые еще летали на Виккерс "Вирджиния". Более современные типы, Хэндли-Пейдж "Хейфорд" и Фэйри "Хендон" (последний был первым ночным бомбардировщиком-монопланом в английских ВВС), были уже на подходе, но прогресс в авиации в середине 30-х годов шел так быстро, что имелись явные признаки того, что эти машины устареют, не успев сойти со сборочных линий. Примерно то же произошло и с "Уитли".

Бомбардировщик "Уитли" документальное фото

В начале 1934 года штаб ВВС ознакомился с разработкой варианта проекта "Виккерс" по заданию В.9/32 с увеличенным крылом и оперением. Был даже замысел снабжать фюзеляжи альтернативными комплектами крыльев, которые можно будет применять в зависимости от заданий, от оперативной обстановки. Однако, в июне 1934 года Великобритания формально отказалась от ограничения веса бомбардировщиков. Это открыло путь для подготовки более реалистического задания на новый тяжелый бомбардировщик, который, в основном, должен был действовать ночью, но также мог быть пригоден и для дневных налетов в условиях облачности. Это задание, В.3/34, было выслано фирмам "Виккерс", "Фэйри", "Хэндли-Пейдж" и "Армстронг-Уитворт" 23 июля 1934 года. Оно описывало самолет с размахом крыла не более 31 м (больший не мог пройти в двери имевшихся у ВВС ангаров) и возможностью доставить 1135 кг бомб на 2011 км на высоте 4575 м. На этой высоте максимальная скорость должна была быть порядка 362 км/ч. Предусматривалась подвеска одной бомбы в 681 кг или двух по 454 кг или большего числа бомб мелкого калибра. Пулеметные точки должны были размещаться в носу, хвосте и по бортам, экипаж предполагался из двух пилотов (один из них исполнял обязанности штурмана), двух стрелков и стрелка-радиста.

Встреча между представителями четырех компаний и министерства авиации 1 августа 1934 года привела к изменению некоторых требований задания. Например, максимальная скорость была понижена до 330 км/ч, уменьшена заданная скороподъемность и снято требование о загрузке 681-кг и 454-кг бомбами. Однако не удалось достичь никакого соглашения о стоимости разработки такого самолета, и министерство авиации решило отойти от обычного порядка заказа нескольких конкурирующих машин, поручив создание нового бомбардировщика только одной фирме. Разговоры о перевооружении и расширении авиации уже велись вовсю, а штаб ВВС был все более озабочен отсутствием современного тяжелого бомбардировщика. Поэтому скорость разработки имела первостепенное значение. "Фэйри" и "Хэндли-Пейдж" уже не рассматривались министерством авиации; окончательный выбор должен был быть сделан между "Виккерс" и "Армстронг-Уитворт". И 14 сентября 1934 года последняя получила контракт на два опытных самолета.

"Уитли" В Мк 1 вид сбоку

Эта машина, названная AW.38, была двухмоторным бомбардировщиком, происходившим от прототипа "бомбардировщика-транспорта", сконструированного фирмой по заданию С.26/31, и в это время как раз строившегося на заводе "Армстронг-Уитворт" в Уитли, пригороде Ковентри. Самолеты категории "бомбардировщик-транспорт" проектировались в основном как транспортные машины со вторичной возможностью несения (и сбрасывания) бомб. Таким образом, AW.23, созданный по С.26/31, мог быть лишь исходной точкой для разработки чистого бомбардировщика, хотя некоторые его конструктивные решения, такие как запатентованная конструкция крыла из легких сплавов, убирающееся шасси и турели в носу и хвосте, могли быть использованы.

"Уитли" В Мк 2 вид сбоку

Несколько ранее, в том же 1934 году, Дж.Ллойд, главный конструктор компании, спроектировал бомбардировочный вариант AW.23 как AW.30 для чехословацких ВВС. Он отличался от AW.23 более плоским фюзеляжем, уменьшенным до 8460 кг полным весом. Ясно, что он стал важным связующим звеном между AW.23 и "Уитли". Фактически, когда министерство авиации предложило "Армстронг-Уитворт" взяться за бомбардировщик по заданию В.3/34, специально указывалось, что Ллойд может "приспособить свою конструкцию (AW.30) к этим требованиям".

"Уитли" В Мк 3 вид сбоку

С целью ускорения работ министерство авиации возложило всю ответственность за создание AW.38 на компанию, нарушив существовавшую традицию, но твердо намереваясь запустить машину в серию лишь после окончания летных испытаний. Но к маю 1935 года ситуация опять изменилась: "схема С", одна из серии программ развития ВВС, последовательно сменявших друг друга, делала упор на увеличение количества бомбардировочных эскадрилий с 41 до 68 к марту 1937 года. Для того, чтобы облегчить реализацию этого плана, министерство авиации предложило, а кабинет одобрил процедуру заказа новых типов самолетов "с чертежной доски". Когда "Армстронг-Уитворт" 23 августа 1935 года получила заказ на 80 AW.38, она была первой компанией, использовавшей выгоды этой новой процедуры. На следующий год появилась "схема F", предусматривавшая еще больший рост ВВС, и был выдан второй заказ еще на 240 новых бомбардировщиков. В это время опытная машина как раз приступала к летным испытаниям.

"Уитли" В Мк 4 вид сбоку

AW.38, названный "Уитли" в честь места своего рождения (это была традиция для бомбардировщиков), имел вид моноплана со среднерасположенным крылом и узким плоскобортным фюзеляжем. Крыло было толстым и с малым удлинением. Широкий стабилизатор находился внизу у хвостовой части фюзеляжа. Округленные сверху шайбы вертикального оперения стояли на середине его размаха, прикрепленные подкосами к фюзеляжу. И крыло, и хвостовое оперение были очень похожи на AW.23, хотя размах и хорда крыла у "Уитли" были чуть меньше.

"Уитли" В Мк 5 вид сбоку

Крыло AW.38 использовало ту же самую запатентованную конструкцию, что и на AW.23. На нем стояли элероны типа "Фрайз" с металлическим каркасом и полотняной обтяжкой и щелевые закрылки между элеронами и фюзеляжем, отклонявшиеся на 60 градусов. Закрылки, однако, были добавлены в конструкцию довольно поздно для того, чтобы уменьшить скорость захода на посадку и пробег по полосе. Сперва крыло имело угол установки в 8,5 градусов. При положении осей двигателей параллельно крылу это означало, что "Уитли" шел в крейсерском режиме опустив нос, что безошибочно отличало его в воздухе. Это впечатление усиливалось большей высотой носовой части фюзеляжа. Сам фюзеляж, не в традициях "Армстронг-Уитворт", был не из стальных труб, а являлся полумонококом из легких сплавов, имевшим шпангоуты, стрингеры и обшивку из "алкледа".

В качестве двигателей для AW.38 "Армстронг-Уитворт" выбрала два мотора Армстронг-Сиддли "Тайгер" IX -двухрядных звездообразных, мощностью 795 л. с. Они были закрыты удлиненными капотами NACA с коллекторными кольцами сзади. Винты были трехлопастные, изменяемого шага - "Де Хевилленд". Главные ноги шасси, с колесами "Данлоп" и системой уборки "Локхид", убирались вперед в мотогондолы. Поворотное самоориентируещее-ся хвостовое колесо не убиралось. При уборке шасси амортизаторы основных стоек сжимались для уменьшения габаритов. Колеса частично выступали из створок ниш для того, чтобы уменьшить повреждения при возможной посадке "на брюхо". Горючее располагалось в двух топливных баках в передней кромке крыла. В каждом находилось по 827 л; третий бак, емкостью 700 л, стоял в фюзеляже над центропланом. Исходно для "Уитли" планировалось вооружение из одного пулемета "Льюис" в носу и хвосте на турели "Армстронг-Уитворт" с педальным приводом. Они балансировались так, что стволы поднимались и опускались при движении стрелка вперед или назад. Изменение положения прицела относительно линии зрения стрелка при этом автоматически компенсировалось. Турели были закрыты куполом из "перспекса". Органическим недостатком конструкции было наличие всего одного пулемета, поэтому от нее быстро отказались. Конструкторы предусмотрели убирающуюся подфюзеляжную турель, но на первых сериях машин ее не устанавливали.

Длинный бомбоотсек в фюзеляже, идущий от кабины до задней кромки крыла, имел четыре держателя. Впридачу имелись по три индивидуальных отсека в крыле между фюзеляжем и моторами за работающей на кручение "коробкой" и еще на три - за моторами. В первые можно было загрузить шесть бомб по 113 кг, а во вторые - шесть по 51 кг или 55 кг. Четыре бомбы по 227 кг (или меньшего калибра) можно было подвесить в бомбоотсеке (на Mk III и более поздних модификациях - две по 908 кг). Альтернативно в бомбоотсеке можно было установить два дополнительных бензобака емкостью по 300 л. В отдельном отсеке в задней части фюзеляжа размещались осветительные ракеты. Створки бомбоотсека имели деревянный каркас и металлическую обшивку. Они закрывались резиновыми тяжами, а открывались бомбами, освободившимися от бомбодержателей.

Экипаж самолета состоял из пяти человек: двух летчиков, стрелка-бомбардира в носу, радиста и хвостового стрелка. Радист действовал и как стрелок при наличии нижней стрелковой установки, а второй пилот - как штурман. Он сидел на кресле, которое отодвигалось назад и складывалось, открывая проход к столику для карт, стоящему за креслом первого пилота. К передней турели можно было добраться через кабину, через лаз под приборной доской справа. Прицеливание при бомбометании велось через окна, вертикальной полосой шедшие через "подбородок" носовой части. Они крепились на петлях сверху и могли откидываться наружу, давая бомбардиру свободный обзор вниз. Основная входная дверь для экипажа находилась на борту в задней части фюзеляжа. Это вело к необходимости иметь длинный трап через бомбоотсек и центроплан. Хотя самолет был назван в честь аэродрома и завода, где с 1920 года базировалась "Армстронг-Уитворт эйркрафт компани лимитед", "Уитли" фактически был собран на новом заводе фирмы в Бэгинтоне, примерно в двух милях от старого, где сейчас располагается новый аэропорт Ковентри. Там 17 марта 1936 года А.Кэмпбелл-Оурд поднял в воздух первый прототип новой машины. Через три месяца, 27 июня, этот самолет (К4586) впервые был представлен публике на параде королевских ВВС в Хендоне. Первые полеты показали, что хотя характеристики "Уитли" и значительно выше, чем у самолета, который он должен был заменить, но тем не менее совершенно не удовлетворительны для самолета, которому предстояло попасть на вооружение в конце 30-х годов. На испытаниях в ААЕЕ в Мартлшем-Хис опытный самолет достиг максимальной скорости 309 км/ч на высоте 2134 м на полном газу моторов "Тайгер" IX. На других высотах были зарегистрированы следующие скорости: на 915 м - 290

Благодаря решению поставить крыло с большим углом установки "Уитли" легко садился. Эта особенность сделала его популярным у экипажей, которым в свое время приходилось проделывать это ночью. Скорость касания была около 100 км/ч, а для посадки нужно было всего 389 м; фактический пробег был 192 м при использовании тормозов. Взлет требовал менее 274 м и происходил на скорости около 113 км/ч при нормальном весе в 9834 кг. Второй прототип, К4587, в большинстве отношений был подобен первому, хотя он строился по техническому заданию В.21/35, описывавшему уже серийный вариант бомбардировщика. Первым на нем взлетел 24 февраля 1937 года Ч.Тарнер-Хьюз, с прошлого года сменивший Кэмпбелл-Оурда на посту шеф-пилота фирмы. На самолете стояли моторы "Тайгер" XI в 935 л.с., которые должны были довести максимальную скорость до требуемых заданием 330 км/ ч. Поставка серийных "Уитли" началась всего через несколько дней после первого полета второго прототипа, в марте 1937 года. Это произошло спустя три года после заказа двух опытных машин и чуть менее двух лет спустя после решения о серийном производстве. Ни "Хэмпден", ни "Веллингтон", работа над которыми была начата за два года до "Уитли", не могли поступить в эскадрильи еще 18 месяцев, так что нарушение традиций, произошедшее при запуске "Уитли" в серию, оказалось оправданным. На этом этапе имелись заказы на 320 "Уитли", и думали, что больше не потребуется, потому что уже разрабатывались усовершенствованные типы машин по заданию Р. 13/36, поступление которых ожидалось в начале 1939 года. Когда выдавались заказы на "Уитли", полагали, что все 320 будут олучены к 31 марта 1939 года, но обзор положения в начале 1937 года показал, что "Армстронг-Уитворт" серьезно отстает от планов. Пересмотренная оценка показывала, что на эту дату фирма могла выдать всего 200 самолетов, поэтому 30 апреля 1937 года контракт изменили, исключив из него 120 машин.


Добрый день, Уважаемые Моделисты!

Решили тут реставрировать старую модель... да по сути не реставрировать, а собрать из старой модели, сделанной в 90-ых, новую, с немалым количеством доработок. Фото старой модели в конце, он был синего цвета)). Отмыли в Кроте, полностью разобрали, половину деталей выкинули и сделали сами. Делали модель по прототипу, фото прилагается. Это борт командования береговой охраны.

Что было сделано:

Сделали крой по чертежам, схемам, первый раз сделали, поэтому переборщили,

Интерьер, привязные ремни, столики и т.д., суслики короче,

Фонарь передней турели, выдавили сами, плюс вся внутрянка, пулемет, лента, крепления,

Выдавили астро колпак, сделали РЛС,

Сделали рулевые балансиры, заменили хвостовые распорки,

Заднюю турель выточили из куска оргстекла, сделали полностью ее внутрянку по фоткам, поставили пулеметы из смолы от Quickboost,

Сделали металлическую центральную антенну, от нее к хвостам протянули бантик,

Сделали самодельные антенны "гребни" под крыльями и под передним фонарем,

Так же самодельные антенны по фюзелю возле ОЗ,

Сделали БНО в крыльях, так же строевые огни под задней турелью из светодиодов,

Сделали самодельную фару по фоткам, тоже из 2 светодиодов,

Трубка пито, игла в игле,

Полностью сделали самодельные стойки шасси со всеми тягами, так же сами сделали весь силовой набор в нишах,

Сделали диски колес со втулками, сточили пневматики,

Сделали патрубки из трубок, видно на фотках,

В воздухозаборники вставили сеточки с перемычками, снизу из металла сделали козырьки,

В мотогондолы поставили моторчики, которые крутят винты, есть фотки с работающими двигателями),

Использовали травленку Extratech, по сути верхний гребень антен и так, по внутрянке немного,

Декали от Xtradecal + из запасов,

Грунтовали Tamiya, прешейдинг, красили долго и муторно, примерно в 5 слоев, причем сначала Tamiya, потом Hobbe color, в итоге закончили Аканом, тяжело белым красить, прозрачные краски все какие-то.) Пачкали Mig, сделали нагар, местами использовали пудреницу от Tamiya. Лак глянцевый Future, матовый Pacific 88.

Немного освежим память об истории самолета:

A.W.38 «Уитли» (Whitley), спроектированный по спецификации Министерства авиации В.3/34 фирмой «Армстронг Уитворт» (Armstrong Whitworth), представлял собой моноплан полностью металлической конструкции с убираемым шасси и монококововым фюзеляжем из легкого сплава.
Производство разворачивалось, когда самолет был еще в чертежах, поэтому 80 самолетов были заказаны уже в августе 1935 г. Алан Кэмпбелл-Орде поднял в воздух первый прототип в «Уитли» Эбби 17 марта 1936 г., два его двигателя «Тигр» X фирмы «Армстронг Сиддли» вращали новейшие трехлопастные винты изменяемого шага «Де Хэвилленд». Второй прототип, построенный по спецификации В.21/35, имел более мощные двигатели «Тигр» XI, первый испытательный полет 24 февраля 1937 г. Испытания самолета и вооружения в экспериментальном центре Мартлешам Хит закончились осенью 1936 г., и первые произведенные «Уитли» Mk I (включая второй самолет, который прилетел на базу RAF Дишфорт 9 марта) в начале 1937 г. были переданы в 10-ю эскадрилью.
Большинство вариантов «Уитли» выпускались с моторами фирмы «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce).
«Уитли» Mk VII , последняя производившаяся модификациея «Уитли» - по существу Mk V с дополнительными топливными баками в бомбоотсеке и в задней части фюзеляжа общей емкостью 5001 л, с дальностью, увеличенной до 3701 км для морской патрульной службы. Внешне Mk VII отличался установкой на верхней части фюзеляжа обзорной антенны РЛС ASV Mk II. Произведено всего 146 Мк VII, и некоторые Mk V были переоборудованы в эту модификацию.

Всем Спасибо за Внимание!!!

Armstrong Whitworth

© Михаил Быков

A.W.38 «Уитли» (Whitley), спроектированный по спецификации Министерства авиации В.3/34 фирмой «Армстронг Уитворт» (Armstrong Whitworth), представлял собой моноплан полностью металлической конструкции с убираемым шасси и монококововым фюзеляжем из легкого сплава.

Производство разворачивалось, когда самолет был еще в чертежах, поэтому 80 самолетов были заказаны уже в августе 1935 г. Алан Кэмпбелл-Орде поднял в воздух первый прототип в «Уитли» Эбби 17 марта 1936 г., два его двигателя «Тигр» X фирмы «Армстронг Сиддли» вращали новейшие трехлопастные винты изменяемого шага «Де Хэвилленд». Второй прототип, построенный по спецификации В.21/35, имел более мощные двигатели «Тигр» XI, первый испытательный полет 24 февраля 1937 г. Испытания самолета и вооружения в экспериментальном центре Мартлешам Хит закончились осенью 1936 г., и первые произведенные «Уитли» Mk I (включая второй самолет, который прилетел на базу RAF Дишфорт 9 марта) в начале 1937 г. были переданы в 10-ю эскадрилью.

Большинство вариантов «Уитли» выпускались с моторами фирмы «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce).

«Уитли» Mk I были оснащены моторами «Мерлин» II (Merlin II) и испытаны в Хакнелле 11 февраля 1938 г., хотя во втором полете произошла поломка двигателя. Программа была быстро возобновлена, однако и в апреле, и в мае самолет проходил испытания в Мартлешам Хит. Тридцать четыре Mk I были построены прежде, чем появился «Уитли» Mk II.

«Уитли» Mk II. Эта модификация имела двигатели «Тигр» VIIIs (Tiger VIIIs - superchargers) мощностью 845 л.с. с двухскоростным нагнетателем, впервые установленные на самолеты RAF; 46 Mk II завершили первоначальный заказ на 80 машин. «Уитли» Mk I и Mk II имели носовую и кормовую турели «Армстронг Уитворт» с 7,7-мм пулеметами «Викерс».

«Уитли» Mk III На «Уитли» Mk III носовая турель была заменена на механизированную «Нэш и Томпсон» и добавлена убирающаяся нижняя турель с двумя 7,7-мм пулеметами «Браунинг». 80 «Уитли» Mk III имели модифицированные бомбоотсеки, приспособленные для бомб большого калибра.

«Уитли» Mk IV с двигателями «Мерлин» IV мощностью в 1030 л. с. (768 кВт), первый полет которого состоялся 5 апреля 1939 г. Другими изменениями, введенными в эту модификацию, были механизированная кормовая турель «Нэш и Томпсон» с четырьмя 7,7-мм пулеметами «Браунинг», прозрачная панель в нижней носовой части для улучшения обзора бомбардира и два дополнительных топливных бака, увеличившие общий запас топлива до 3205 л. Общий выпуск составил 33 машины, включая семь Mk IVA, на которых были установлены двигатели «Мерлин» X мощностью по 1145 л. с. (854 кВт).

«Уитли» Mk V с двигателями «Мерлин» X мощностью по 1145 л. с. (854 кВт) вобрал в себя большое количество улучшений. Наиболее заметными из них были модификация килей с прямыми передними кромками и увеличение на 0,38 м ширины задней части фюзеляжа для обеспечения лучшей зоны обстрела кормовому стрелку. Резиновые противообледенители были установлены на передних кромках крыла, а запас топлива был увеличен до 3805 л или до 4405 л с подвесными баками в бомбоотсеке. Произведено всего 1466 самолетов.

«Уитли» Mk VI проектировался под двигатели «Пратт-Уитни»: изучалась подстраховка на случай сокращения или прекращения поставок «Мерлинов». Он, однако, не был построен.

«Уитли» Mk VII , последняя производившаяся модификациея «Уитли» - по существу Mk V с дополнительными топливными баками в бомбоотсеке и в задней части фюзеляжа общей емкостью 5001 л, с дальностью, увеличенной до 3701 км для морской патрульной службы. Внешне Mk VII отличался установкой на верхней части фюзеляжа обзорной антенны РЛС ASV Mk II. Произведено всего 146 Мк VII, и некоторые Mk V были переоборудованы в эту модификацию.

Боевое применение «Уитли» . 10-я эскадрилья RAF в Дишфорде стала первой, оснащенной «Уитли», которые в марте 1937 г. заменили «Хэндли Пэйдж» фирмы «Хейфорд». То же вскоре сделали и 51-я и 58-я эскадрильи RAF в Ли-консфильде, и в течение ночи 3 сентября 1939 г. 10 «Уитли» Mk III из этих двух эскадрилий совершили рейд с разбрасыванием листовок на Бремен, Гамбург и Рур. Всего месяцем позже, в ночь на 1 октября, 10-я эскадрилья вылетела с подобной миссией на Берлин. Первые бомбы упали на Берлин в ночь на 25 августа 1940 г. Он был атакован «Уитли» 51-й и 78-й эскадрилий. Отмечая вступление Италии в войну, 36 «Уитли» из 10-й, 51-й, 58-й, 77-й и 102-й эскадрилий совершили рейд на Геную и Турин, однако только 13 из них реально достигли своих целей, погода и неполадки в двигателях помешали остальным. «Уитли» начали выводить из состава Бомбардировочного командования в апреле 1942 г. Последними операциями были рейд против Остенде в ночь на 29 апреля, а также несколько самолетов тренировочных подразделений принимали участие в рейде «1000 бомбардировщиков» на Кёльн в ночь на 30 мая 1942 г.

Совместные действия «Уитли» с Береговым командованием начались в сентябре 1939 г., когда 58-я эскадрилья была перебазирована в Боскомб Даун для несения патрульной службы на Ла-Манше. Полеты прекратились в феврале 1940 г., когда часть вернулась в Бомбардировочное командование, но в течение 1942 г. они снова вернулись к патрульным полетам, летая вдоль западного побережья от Сент Эваля и Сторновэя. Другие подразделения в это время занимались тем же, включая 51 -ю и 77-ю эскадрильи, позднее действовавшие в районе Бискайского залива.

«Уитли» Mk V заменили «Энсоны» фирмы AVRo в 502-й эскадрилье RAF в Альдергроув осенью 1940 г., а второе подразделение «Уитли» в Береговом командовании, 612-я эскадрилья, сформировано в мае 1941 г. Mk V заменены «Уитли» MkVII, оснащенными локаторами ASV Mk II. Самолеты 502-й эскадрильи стали первыми, атаковавшими и потопившими германскую подводную лодку U-206 в Бискайском заливе 30 ноября 1941 г.

«Уитли» также использовались в 1-й парашютно-тренировочной школе в Рингвее (Манчестер) и были приспособлены для буксировки планеров, будучи прикрепленными к 21 -му учебному планерному подразделению в Бриз Нортон, где тренировали пилотов-буксировщиков. В рейде парашютистов на германские радары в Бруневале использовались «Уитли» 51-й эскадрильи и самолеты «специального назначения» подразделения RAF из Темпсфорда (138-й и 161-й эскадрилий), выполнявшие разные виды полетов, заброску агентов на оккупированные территории и поддержку групп Движения Сопротивления оружием и оборудованием. Пятнадцать «Уитли» Mk V были переданы авиакомпании BOAC (British Overseqs Airways Company - Британская компания трансокеанических воздушных сообщений) в мае 1942 г. со снятым вооружением, но с дополнительными топливными баками в бомбоотсеках регулярно летали из Гибралтара на Мальту, доставляя оборудование на осажденный остров.

Всего было произведено 1814 самолетов всех модификаций.

Характеристики Whitley A.W.38
Mk. III Mk. V
Экипаж 5
Размеры
Длина 21,12 м 21,60 м
Размах крыла 25,60 м
Массы и нагрузки
Максимальный взлетный вес 12031 кг 33500 кг
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 311 370
на высоте м 4343 5000
Крейсерская скорость на высоте 15000 ft (4575 м) 264 км/ч 338 км/ч
Время набора высоты 15000 ft (4575 м) 44 мин 16 мин
Практический потолок 5182м 7925 м
Радиус со стандартной заправкой 1914 км 2414 км
Фото Описание

Схема Whitley Mk.V

Armstrong Whitworth A.W. 38 Whitley в полете

Самолеты «Уитли» из 58-ой Эскадрильи в Linton-on-Ouse под грозовыми облаками, лето 1940. «Уитли» P5028/GE:R пережил большинство самолетов своего типа, и был разбит в 1945 году. «Уитли» N1469/GE:H, обычно летал с экипажем командира флайт л-та О"Неилла, пока находился в Линтоне (Linton), был позже передан в 19-ую OTU (Operational Training Unit - учебно-боевая авиачасть) и 3 января 1943 года в условиях плохой видимости перелетел на высокогорье около Arckiestown, Morayshire.

58-ая Эскадрилья перед участием в ночных бомбардировках в Бомбардировочном Командовании провела зиму 1939-40 года в океанских патрулях, передаваясь для помощи Береговому Командованию. Эскадрилья одной из последних продолжала эксплуатировать «Уитли» в 4-ой Группе, не пересев, как другие, на «Галифаксы», поскольку постоянно, до апреля 42 года, передавалась Береговому командованию.

Стальное кольцо на переднем плане - для швартовки самолета при сильных ветрах.

Установка пулеметов в кормовой башне «Уитли» из 58-ой Эскадрильи в Linton-on-Ouse. Четыре пулемета Браунинг калибра 0,303 (7,69 мм), обеспечивали скорострельность 80 пуль в секунду, но эффективный радиус действия не превышал 700 ярдов (640 м) и был малоэффективен против брони. Хотя число вражеских самолетов, сбитых с кормовой установки был небольшим, ее наличие являлось стандартом на большинстве тяжелых английских бомбардировщиков, 0,303 пулемет был быстро выведен за класс прогрессом в немецкой технологии производства оружия. (IWM CH246)

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/
  • "RAIDING THE REICH. The Allied Strategie Offensive in Europe" /Roger A. Freeman/