Курсовая работа абзац, его структура и значение для письменного текста. Структура текстового документа, основные элементы, их назначение. Понятие абзаца, виды, правила оформления. Ошибки при построении определœения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Гуманитарный факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин и связей с общественностью

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина Современный русский язык
Тема Абзац, его структура и значение для письменного текста

По специальности 030602 Связи с общественностью

Выполнил:
Студентка 1 курса
Войтенкова К.П.
Проверил:
Малыгина Т.П.

НОВОКУЗНЕЦК
2009
ВВЕДЕНИЕ

Долгое время в лингвистике – науке, обобщающей и анализирующей языковые факты как застывшие факты, очень мало внимания уделяли смыслообразующей функции абзацев. Лингвисты до сих пор не могут согласованно квалифицировать явление абзаца. Внешняя, графически выделенная самостоятельность абзаца некоторое время приводила ученых-языковедов к мысли считать его собственно сверхфразовой единицей. Однако еще А.М.Пешковский отмечал отсутствие специального термина для сверхфразовых единиц и существующую в связи с этим необходимость использовать типографический термин «абзац».
По мнению Пешковского абзац - это интонационно- синтаксическая единица. Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста. Абзац считают «семантико- стилистической категорией» (Л.М. Лосева), «частью текста между двумя отступами» и «средством членения связного текста на основе композиционно-стилистической» (Н.С. Валгина), «синтаксической единицей» (А.Г.Руднев). В результате можно сделать вывод, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.
Итак, цель нашей курсовой работы - на основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление абзаца, а также показать особенности его структуры и выявить значение для письменного текста.
Соответственно для достижения нашей цели поставлены следующие задачи:

    Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой явления абзаца;
    Описать различные точки зрения на проблему основных принципов деления текста на абзацы;
    Обосновать возможность и необходимость деления текста на абзацы;
    Рассмотреть возможности абзацного членения как стилеобразующего фактора и средства эмоционального воздействия.
Объект исследования: структура письменного текста.
Предмет исследования: деление письменного текста на абзацы.
Прежде, чем мы приступим непосредственно к решению поставленных нами задач, дадим определение для абзаца.
Абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой, составляющий относительно законченный отрезок литературного текста, заключающий в себе обычно несколько предложений. Абзац – это дополнительное средство группировки суждений по смыслу. Членение текста на абзацы создает внешний, неграмматический алгоритм распознавания фрагментов смысла, смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Этот термин был заимствован из типографского дела. При чтении абзац выделяется удлиненной разделительной паузой. Она подводит итог сказанному в предыдущем абзаце и готовит читателя к следующему. В абзаце все предложения связаны общей темой. Абзац можно рассматривать как композиционный прием, облегчающий восприятие текста читателем, поскольку он графически отражает его логическую и эмоциональную структуру. Характерными особенностями абзаца являются относительная завершенность (незавершенность), самостоятельность (несамостоятельность) составляющих его предложений. Абзац – графико-композиционная единица письменного текста. Абзац воздействует на читателя не изолированно, а взаимодействуя с другими элементами и сообщением в целом.
Абзац является лингвистическим выражением логического, прагматического и эстетического факторов. Обычно абзацы состоят из 8 – 12 предложений. В газетном стиле абзацы могут включать от 1 до 3 предложений.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОНЯТИЕ АБЗАЦА, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Абзац как литературный термин
АБЗАЦ - в первоначальном значении своем - то же, что и красная строка. Но он означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками. Абзац можно рассматривать с двух точек зрения:
1) целесообразности начертательной;
2) целесообразности поэтической.
Начертательная целесообразность абзаца в том, что он придает книге или рукописи более эстетичный вид, внося некоторое разнообразие в однообразный рисунок параллельных строк; кроме того, абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками. Эти свойства абзаца служат косвенно и целям поэтического воздействия, как это можно утверждать и о других внешних особенностях книги или рукописи.
Но абзац имеет и непосредственную поэтическую целесообразность: его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Группировки образов в абзаце производятся как по их статической связи, так и по связи динамической: так, характеристика действующего лица, описание местности и пр., устанавливающие статическую связь между абзацами, требуют, обычно, красной строки; точно также красной строкой отделяется существенный поворот в развитии сюжета, новый момент в романе или повести, где события даются по преимуществу, в динамической их связи. Там, где передаются рассуждения автора, размышления действующих лиц, абзац подчеркивает логическую связь между идеями. Абзац отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении или отрывке. Так как употребление абзаца не предусматривается никакими строго установленными правилами, то и в обычном его употреблении проявляется художественное намерение автора и здесь его применение в значительной мере субъективно. Единственное, на практике установленное ограничение в этой области требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы.
Художественные возможности абзаца, все же, наиболее выявляются тогда, когда он нарушает установленную традицию. Неожиданные абзацы придают особую нервную напряженность художественной прозе. Необычно-короткие абзацы газетного фельетона или передовой статьи делают речь отрывистой, создавая впечатление лаконизма и особой значительности. Еще более явственна выразительная сторона абзаца, когда художник устанавливает внутреннее взаимоотношение слов, не совпадающее с взаимоотношением внешним.
В стихотворной речи абзац совпадает со строфой. Но строфа, благодаря небольшой обычно длине стихотворной строчки, - гораздо меньше, чем абзац прозаический, служит типографским целям. Строфа может быть произвольной величины, но в поэтической практике наблюдается предпочтительное употребление некоторых излюбленных ее видов; наряду с этим, в каждом почти стихотворном произведении наблюдается строфическое единообразие (впрочем, здесь возможны отклонения, пример чему - поэмы Байрона, где каждая строфа произвольна по величине). В строфе явственно проступает ритмический ее смысл.
В прозаическом абзаце ритмический смысл не столь подчеркнут, но столь же несомненен. Совершенно явственной ритмической особенностью служит здесь пауза, отделяющая один абзац от другого. Тем, что недостаточно разработана еще теория ритма художественной прозы, затрудняется и изучение абзаца. Мы ощущаем разницу между абзацем Гоголя и абзацем Л. Толстого, сходство между абзацами Пушкина и Кузмина, но проверка этого впечатления при помощи объективных показателей была бы затруднительна. Определять величину абзаца по количеству входящих в него фраз не было бы целесообразно, - во-первых, потому, что не всегда абзац совпадает с фразой, во-вторых, потому, что самая фраза не есть достаточно определившаяся мера.
Абзац, как художественный прием, не исследован почти вовсе. Но с уверенностью можно сказать, что он выполняет логическую роль, так как выделяет главные идеи и облегчает тем восприятие мысли.
    Структура абзаца
Абзац представляет собой структуру со встроенным в нее самое механизмом развертывания темы. Абзацы – это единицы восприятия готового текста. Все в них – их объем, структура, функции – приспособлено к аналитическим возможностям читателя. Этому служат:
    Тематическое предложение абзаца (например: В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости.) и содержащиеся в нем информемы – слова, словосочетания или даже части предложения, которые являются семантически неполными и требуют распространения; в нашем случае это словосочетания: чудовищная рассеянность и необыкновенная доверчивость;
    Небольшое число способов распространения тематических предложений: детализация, приведение подробностей, приведение примеров, объяснение, сопоставление и некоторое другое;
    Легко выявляемая связь всех предложений абзаца с его тематическим предложением и информемами в нем:
«[В Париже рассказывали много анекдотов о (Тематическое предложение
чудовищной рассеянности Ампера и его и информемы абзаца)
необыкновенной доверчивости]
[Так, например, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом.] – относится к «чудовищной рассеянности».
[Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр. (По Шаховской)] – относится к «необыкновенной доверчивости».
Наличие тематического предложения в абзаце важно как для пишущего, так и для читающего. Пишущему такое предложение позволяет определить тему абзаца, а читателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.
Концептуальное предложение – это предложение, предающее главную мысль (тезис) абзаца. Например:
1) « Я очень хорошо знаю типы актеров всех стран. <Тематическое предложение абзаца с информемой «типы актеров»>. 2) Французы всегда немного взвинчены, готовы на декламацию, на пафос с жизни. 3) Для немецкого актера свойственны «ходули», ложная приподнятость. 4) Итальянцы просты, но изрядно заштампованы <2,3,4 – детализация, распространение информемы «типы актеров всех стран»> 5) И все актеры поразительно национальны, если можно так выразиться, по духу, восприятию жизни и красоты . <Концептуальное предложение>.
Так же можно отметить, что для оформления концовки абзаца используются специальные синтаксические средства. В этой роли активно употребляется союз и в «завершающем» значении. Завершать абзац могут восклицательные и вопросительные предложения, прямая речь и другие конструкции. В любом случае синтаксический облик концовки изменен по сравнению с предшествующим текстом.
    Научные взгляды о соотношении абзаца и сложного синтаксического целого
Абзац и сложное синтаксическое целое – это единицы разных уровней, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого (ССЦ), однако эти единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они выполняют семантико-стилистическую роль.
В настоящее время существует три точки зрения на вопрос о соотношении абзаца и ССЦ.
Некоторые исследователи до сих пор отказываются от понятия ССЦ, называя абзац сложным синтаксическим единством. Так, Р.А.Каримова в работе, посвященной организации текста, выделяет специальную часть «Абзац как основная единица текста». Опираясь на идеи, высказанные Л.Г.Фридман и Т.Н.Сильман, автор считает, что «абзац предстает как многоплановое явление, по отношению к которому действуют как объективные, так и субъективные факторы членения. К объективным, безусловно, относится традиционно выделяемый критерий тематичности абзаца, то есть содержательный, имеющий под собой грамматическую базу».
Другие ученые в тех случаях, когда абзац не равен по объему одному предложению, не проводят разграничения между абзацем и сложным синтаксическим целым. Подобной точки зрения придерживается, например, А.А.Мецлер, который, отмечая, что «в настоящее время нет еще общепринятых признаков, четко отграничивающих ССЦ как единицу синтаксического уровня от абзаца как единицы композиционного уровня», считает целесообразным придерживаться «понятия текстового блока (Text block) ».
Значительный вклад в уточнение структуры и функций абзаца и ССЦ внесла Л.М.Лосева, которая убедительно показала, что «абзаца как особой семантической или синтаксической единицы не существует. В абзац может выделяться любое предложение, любое слово, любое ССЦ». И далее о функции абзаца: «Выделение абзацев – это способ (прием) семантико-стилистического выделения предложений». Автором подчеркивается также мысль о том, что в стилистическом плане с абзацем связана возможность выразить специфику функционального стиля и жанра речи, особенности индивидуального слога, отношение самого автора к описываемому. Сложное синтаксическое целое определяется Л.М.Лосевой как группа самостоятельных предложений, которая представляет собой единицу текста любого рода, характеризующуюся лексико-грамматическими и ритмомелодическими признаками.
На строгое разграничение функций абзаца и ССЦ указывает Л.Ю.Максимов, который отмечает, что «абзац, в отличие от сложного синтаксического целого, является не структурно-семантической, а стилистико-композиционной единицей. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Таким образом, абзац следует рассматривать только с точки зрения авторской стилистики и общего замысла, композиции текста, ССЦ же в отличие от абзаца – структурно-семантическая единица, главный строевой элемент текста.
    Основные принципы абзацирования
Характер абзацного членения текста зависит от стиля и жанра произведения. В.В. Бабайцева и Л.Ю. Максимов пишут: «Членение текста на абзацы является важным стилеобразующим фактором».
Здесь важную роль играет эмоциональность текста. В эмоционально нейтральных текстах научно- публицистического и официально-делового жанров границы абзацев в целом будут совпадать с границами сложного синтаксического целого. В художественном тексте абзацным отступом может подчеркиваться смысл отдельного предложения или в абзац могут объединяться мысли, подчиненные главной теме. Таким образом, абзацный отступ становится как бы в некотором смысле авторским знаком, что сближает его со знаками препинания.
Большие по объему абзацы более характерны для эпически спокойного повествования; абзацы небольшие, в том числе и абзацы-предложения, более свойственны повествованию напряженному, лирически взволнованному.
В работе «Как строится текст»» Л.М. Лосева выделяет такие виды абзацев:
1) предложения, заключающие в себе основные мысли текста;
2) предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предыдущим предложением;
3) предложения, заключающие в себе повторяющуюся информацию об одном и том же лице (лицах) и связанные дистантной связью;
4) предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и т.д., не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения;
5) предложения, идущие после диалога и полилога.
В данной работе мы хотим выделить следующие принципы абзацирования текста: конструктивный, смежно-тематический, факультативно-модальный и ассоциативный.
Конструктивный принцип членения текста на абзацы предполагает, что с помощью абзацных отступов (красной строки) выделяются: предложения обозначающие одного и того же действия или последовательную (в абстрактном понимании «плавную») сменяемость различных действий при повествовании; предложения рассматривающие элементы или части одного объекта при описании; предложения, представляющие собой последовательность тезисов одного положения при рассуждении. Сущность данного принципа заключается в том, что каждое последующее абзацное предложение логически выводимо из начального предложения предыдущего абзаца и между ними прослеживается достаточно четкая дистантная межфразовая связь. Сами же начальные предложения являются носителями основной информации фрагмента текста.
В соответствии со смежно-тематическим принципом абзацирования рядом находятся и последовательно сменяют друг друга различные типы речи. В этом случае автор прерывает определенную последовательность сообщаемого в одном абзаце, чтобы передать нечто качественно новое.
Факультативно-модальный принцип членения текста на абзацы предусматривает выделение с красной строки определенного фрагмента, который привносит добавочное модальное значение (сомнения, одобрения, утверждения, отрицания, альтернативности действия и т.д.) и имеет характер собственно авторского проявления в тексте. Информация, содержащаяся в абзацах, выделяемых с учетом этого принципа, явно соотносясь с конструктивной и семантической функциями вводных слов, словосочетаний и предложений в составе простого или сложного предложения, указывает на авторское отношение к изображаемому.
Анализируя факультативно-модальный принцип абзацирования текста, следует отметить одну существенную, на наш взгляд, особенность: данный принцип четко проявляется в типе повествования от третьего лица, когда герой и автор семантически и грамматически ограничены друг от друга. Именно здесь дополнительная модальность, проявленная в авторских суждениях и замечаниях, как правило, фиксируется абзацным отступом. Если же повествование ведется от первого лица и герой-рассказчик близок образу автора или, возможно, сливается с ним, факультативно-модальный принцип заменяется смежно-тематическим, т.е. различные типы речи сменяют друг друга в рамках проявления одного грамматического лица, поэтому, видимо, неправильно будет говорить о дополнительной модальности текста или рассматривать авторские суждения как факультативные. В этих случаях налицо уже рассуждения автора-героя, который или ведет повествование, или описывает объект.
Согласно ассоциативному принципу абзацирования с помощью красной строки выделяют те части текста. Которые призваны вернуть читателя либо к более раннему (левому) контексту этого же произведения, либо к контексту другого, но гипотетически узнаваемого, как правило, классического произведения. Абзацы подобного типа оформляются автором как разного рода повторы в расширенном смысле этого слова – от точных цитаций из собственного и других произведений до реминисценций с доминантным словом общекультурного контекста. Композиционно-стилистическое членение текста, организованное на основе данного принципа, имеет, на наш взгляд, две основные задачи: во-первых, организовать дистантную семантическую связь, а иногда и кольцевую структуру в произведении; во-вторых, за счет привнесений извне расширить контекст целого произведения и углубить его смысл. Наиболее часто абзацированию по ассоциативному принципу подвергаются фрагменты. Содержащие вкрапления из библейских текстов. Метафоры или цитаты из Библии, будучи внесенным в произведение. По исторической традиции литературы занимают в нем господствующее, центральное положение, что обусловлено в первую очередь их огромным внутренним смысловым объемом и способностью развертываться в исторической ретроспективе.
Выделенные нами четыре принципа абзацирования в современной литературе названы основными и поэтому не претендуют на исчерпывающий охват особенностей композиционно-стилистического (абзацного) членения текста. Это скорее определенный опыт обобщения основных тенденций членения текста на абзацы. Тем не менее, за всем разнообразием авторского волюнтаризма просматриваются общие (лингвистические и экстралингвистические) черты.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Подведем итоги ко всему вышесказанному. Как мы уже говорили, наука уделяет недостаточно внимания изучению функции абзацев. Существует несколько научных взглядов на проблему абзаца, но нет законов и правил, определяющих принципы разбиения смысла и текста на абзацы. Науке еще не раз предстоит вернуться к этому вопросу.
Очевидно, все же есть некие принципы - по сути, языковые законы, определяющие организацию текста на уровне абзацев и других структурных единиц, более крупных, чем предложение, - страница, параграф, глава, часть и т. п.
Нами выделено четыре принципа абзацирования текста: конструктивный, смежно-тематический, факультативно-модальный и ассоциативный. Но они не претендуют на исчерпывающий охват особенностей разбиения текста. Характер абзацирования в первую очередь будет зависеть от стиля и жанра произведения.
Также мы рассмотрели структуру абзаца. Где важными составляющими являются тематическое предложение, его детализация и концептуальное предложение. Каждый абзац должен нести в себе какой-то один смысл, который, как правило, заключается в тематическом предложении.
Разбиение текста на абзацы имеет два преимущества. С одной стороны, абзац придает тексту более эстетичный вид, облегчает глазу процесс чтения. С другой стороны его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Достаточно очевидна ритмообразующая функция абзацев. Длина абзацев упрощает или затрудняет понимание; при этом - что интересно - абзацы не нарезаются автоматически равными кусками текста, а, оформляются в соответствии с по-своему законченными фрагментами смысла.
Таким образом, в современной литературе абзац следует рассматривать только с точки зрения авторской стилистики и общего замысла. А лингвистика как научное и практическое знание в ближайшее время вряд ли приблизится к своим предметным пределам. Поэтому исследование экстралингвистических средств языковой практики чрезвычайно перспективно с точки зрения открытия принципиально новых языковых закономерностей.

ГЛАВА ВТОРАЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА АБЗАЦИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ

Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором – сдавить
покрепче и держать его у стенки до последней строки.
Пол О"Нил. "Американский писатель"

Описанные в предыдущей главе принципы абзацирования и выработка неких общих критериев абзацного членения необходимы в методических целях. Это во многом поможет более грамотно и, что не менее важно, мотивированно строить нашу письменную речь и четко структурировать тексты.
Абзацы образуют внешнюю (типографскую) структуру текста. Членение текста на абзацы создает внешний, неграмматический алгоритм распознавания фрагментов смысла, смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Так как каких-либо правил членения текста на абзацы не существует, пишущий сам определяет уместность красной строки и размерность абзацев в соответствии со своим представлением о логике и даже со своим темпераментом.
Письменный текст без абзацев воспринимается труднее. Это нужно учитывать при составлении любых текстов. С другой стороны, разбивка текста на слишком мелкие абзацы (слишком частые красные строки) создает ощущение скачкообразной, спотыкающейся, рваной речи.
Весьма странными, если не абсурдными, выглядят рекомендации некоторых редакторов ограничивать абзац в гипертексте тремя предложениями, хотя такие рекомендации обусловлены законом «речевой экономии
Известно, что наше восприятие и память в норме характеризуется с числом В.Ингве, в соответствии с которым мы способны единовременно воспринять и запомнить 7 плюс-минус 2 компонента целого: предложений в абзаце, абзацев - в параграфе, параграфов – в главе и т.д. Но число В.Ингве здесь является следствием.
Создавая текст, мы должны его по максимуму сделать таким, чтобы привлечь внимание читающего, воздействовать на его сознание и задеть его эмоции. Абзацирование – один из многих приемов, влияющий на наилучшее восприятие текста. Разделяя текст на абзацы, мы придаем ему более эстетичный вид, вносим некоторое разнообразие в текстовый рисунок параллельных строк. Абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками.
Эту главу мы хотим посвятить выявлению и описанию определенных закономерностей абзацирования, способствующих грамотной письменной речи в рекламе и журналистике. Умение точно, красиво и убедительно излагать свои мысли на письме считаются нормой для любого образованного человека. Тем большей степени это положение относится к людям, профессиональная деятельность которых предусматривает – да, впрочем, просто требует, - свободного владения навыками письменной речи в рамках избранной специальности. При чем неважно работают они в бизнесе, некоммерческой организации или органах власти.
1. Рекламный текст
Итак, перейдем к делу, а именно к созданию грамотного рекламного текста. В первую очередь возникает банальный вопрос: «А с чего начать первый абзац?».
и т.д.................

структура абзаца

характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений, домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-двуи трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В двуи трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров). Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб). Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973. В. Н. Мещеряков

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу.

Такое совпадение не случайно, но и не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а сложное синтаксическое целое, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это не обязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, акцентную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того абзацное членение в большей мере субъективно, нежели синтаксическое. Это значит, что абзац может разорвать единое сложное синтаксическое целое. Особенно это свойственно художественным текстам, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение, а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два предложения; в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом.

Абзацное членение преследует одну общую цель - выделить значимые части текста. Однако выделяться части текста могут с разными конкретными целевыми установками. Соответственно этому различаются и функции абзаца.



В диалогической речи абзац выступает чисто формальным средством разграничения реплик разных лиц.

В монологической речи абзац может выполнять разные функции - логико-смысловую, акцентно-выделительную, экспрессивно-эмоциональную. Причем функции абзаца прямо связаны с характером текста, его целевой установкой.

Тексты официально-деловые, научные, научно-популярные, учебные ориентируются на логико-смысловой принцип абзацного членения, хотя в ряде случаев не чужд этим текстам и принцип акцентно-выделительный.

В художественных текстах, где выделяется функциональное разнообразие абзацев, та же акцентно-выделительная функция подчиняется функции эмоционально-экспрессивной.

Абзац, разрывающий единое синтаксическое целое, исполняет акцентную роль, когда важным считается выделение отдельных звеньев общей структуры, частных деталей в описании, в раскрытии той или иной темы.

В тех случаях, когда абзацное членение ведется по логико-смысловому принципу, очень важная роль отводится первому предложению абзаца, оно является определенной вехой в раскрытии темы описания (как предложение-зачин в сложном синтаксическом целом). Если стянуть все первые предложения абзацев и опустить все остальные звенья, то получится сжатый, емкий по содержанию рассказ, без детализирующих описаний.

Как видим, эти предложения передают основное содержание текста, причем пропуски даже не ощущаются, так как здесь заключена логико-смысловая канва текста. Это бывает только в случаях совпадения сложных синтаксических целых и абзацев: первые предложения абзацев поэтому и составляют канву повествования, что являются одноременно и первыми предложениями сложных синтаксических целых, т.е. зачинами, которые обобщают или объединяют содержание последуюших компонентов сложных синтаксических целых.

При иной функции абзаца меняется и роль первых предложений.

Такие абзацы построены по другому принципу: с их помощью не определяется логико-смысловая канва повествования, а подчеркиваются эмоционально-экспрессивные качества текста. Это прежде всего свойственно таким абзацам, которые членят единое сложное целое. Первые предложения таких абзацев в сочетании друг с другом лишены логической последовательности и тематической завершенности.

Структурные особенности сложного синтаксического целого

Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство,- это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.

Отдельные предложения в составе сложных синтаксических целых объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальными синтаксическими средствами.

Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видо-временных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений.

Очень характерны для сложных синтаксических целых присоединительные конструкции, последовательно подключаемые к основному (первому) предложению.

Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными предложениями в составе сложных синтаксических целых обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная.

При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых - описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин.

При цепной связи (наиболее распространенной) повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение.

Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого.

Большую роль в структуре сложного синтаксического целого может играть первое предложение - зачин . Оно «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами целого. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными (порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и отчасти лексический состав подчинены предложению-зачину).

Структура абзаца

Рассмотрим более внимательно, как устроен абзац и какими средствами следует пользоваться, чтобы научиться писать логически упорядоченные и связные тексты.

Абзац - это группа взаимосвязанных предложений, в которых обсуждается одна основная мысль. Число предложений в абзаце не имеет принципиального значения, однако их должно быть достаточно, чтобы эту мысль ясно выразить. Сравните абзацы в тексте "Карандашный портрет": описания одного портрета Дианы де Пуатье без сравнения его с портретом Екатерины Медичи было бы явно недостаточно для характеристики мастерства Франсуа Клуэ в запечатлении образа человека, зато отличие его стиля от стиля его отца легко уложилось в три строчки.

Абзац имеет свою структуру из трех элементов: заглавное предложение , поддерживающие предложения , а также заключительное предложение.

Заглавное предложение передает основную мысль абзаца. Оно не только называет тему абзаца (о чем в нем пойдет речь), но и ограничивает эту тему рамками того специфического аспекта или аргумента, который может быть полностью рассмотрен в одном абзаце. Та часть заглавного предложения, в которой формулируется этот специфический аспект, называется контрольной мыслью. Например:

Поддерживающие предложения развивают тему, т.е. объясняют или подтверждают заглавное предложение, предлагая более детальную информацию в направлении, заданном контрольной мыслью. Вот пример поддерживающих предложений к приведенному выше заглавному предложению:

Первый праздник отмечается 29 апреля, в день рождения императора Сёва, правившего страной 64 года.

За ним следует День конституции, который знаменует принятие Японией конституции 3 мая 1947 г.

На другой день японцы отмечают Мидорино хи, праздник зелени и природы.

Завершает Золотую неделю Праздник детей, который отмечается 5 мая и посвящен здоровью и благополучию детей.

Традиционно этот праздник раньше назывался Днем мальчиков.

В некоторых японских семьях все еще помнят об этом и вывешивают на домах флаги в форме карпа, который согласно поверьям, приносит силу и успех будущим мужчинам.

Заключительное предложение указывает на конец абзаца и оставляет читателю важные моменты для запоминания или подводит итог, перефразируя заглавное предложение:

Таким образом, Золотая неделя представляет собой целую неделю разнообразных праздников, широко отмечаемых японцами по всей стране.

Заключительное предложение пишется не всегда, однако бывает особенно полезно в тех случаях, когда абзац насыщен деталями, текст сложен по содержанию или переход от одной мысли к другой требует особого внимания. Оно также необходимо, когда абзац представляет собой отдельный текст (например, аннотацию или резюме).Задание 48

  • Есть ли в тексте заключительное предложение? В чем заключается его идея? Что потерял бы данный текст, если бы не было заключительного предложения?
  • Чем отличаются заглавное и заключительное предложения? Какие характеристики роднят их с введением и заключением к целому тексту?
  • Какого рода информация содержится в остальных предложениях? Достаточно ли приведенных примеров?

Синонимы, слова с единым базовым значением, не всегда имеют одинаковую эмоциональную окраску. Например, слова "упорный" и "упрямый" означают, что человек настойчив в достижении цели. Тем не менее, эпитет "упрямый" может обидеть человека, а "упорный" звучит как комплимент. Точно так же человек предпочитает называться "тонким", а не "худым", "энергичным", а не "суетливым", "общительным", а не "болтливым". Из этого следует, что нужно быть очень внимательным в подборе слов, поскольку многие из так называемых синонимов на деле таковыми не являются.

Заглавное предложение

Заглавное предложение является полезным навигационным средством как для писателя, так и для читателя. Писателю видно, какую информацию нужно включить в данный абзац (и какую, соответственно, исключить), а читателю видно, о чем пойдет речь в данном абзаце, и он лучше подготовлен к восприятию данной информации. Более того, это сэкономит время читателя, поскольку поддерживающие предложения можно и не читать

(хотя писать их, естественно, необходимо). Посмотрите на три предложения ниже.

Гонконг - один из самых шумных и многолюдных городов мира. Гонконг расположен близко к побережью, но далеко от крупных рек на юге Китая.

Гонконг является местом базирования офисов целого ряда ведущих компаний.

Все три предложения начинаются одной темой (Гонконг), однако контрольная мысль у каждого своя. Соответственно, каждое из этих предложений может быть заглавным и открывать свой собственный абзац. Читателю легко предположить, какие детали будут излагаться писателем в каждом случае, и он может внимательно прочесть один абзац (например, о компаниях, расположенных в Гонконге) и пропустить другие, лишь пробежав глазами заглавные предложения.

Связность и целостность абзаца

Заключительное предложение и связь между абзацами

Мы уделили достаточно внимания заглавным предложениям и тому, как благодаря хорошо сформулированной контрольной мысли абзац организуется и вбирает в себя необходимую и упорядоченную соответствующим образом информацию. Последние предложения, возможно, не так важны и заметны, однако в грамотном тексте и у них есть определенные функции. Выработав навык начинать абзац с заглавного предложения, полезно помнить и о том, как закончить абзац и связать его со следующим предложением.

Последние предложения абзаца могут выполнять две функции: во-первых, подводить итог тому, о чем шла речь в абзаце, перефразируя заглавное предложение; во-вторых, связывать данный абзац со следующим, не раскрывая его тему, но намекая на то, как будет развиваться текст дальше. В этом отношении функции заключительного предложения схожи с функциями заключения к тексту, особенно если это заключение не к статье, а к рубрике статьи или к главе в книге. Кроме того, абзац внутри текста может начинаться (и часто начинается) с предложения, связывающего его с предыдущим абзацем.

Рассмотрим такой абзац:

Теперь перейдем к рассмотрению абзаца. Считается, что хороший абзац отвечает трем требованиям: целостность, связность и логика. Целостность абзаца достигается за счет качества контрольной мысли, выраженной в заглавном предложении. Если эта мысль слишком специфична или слишком обща, то, скорее всего, абзац будет слишком длинным, коротким или невнятным. Связность может достигаться за счет правильного использования местоимений, указательных слов или повторения ключевых слов. Логика развития мысли в абзаце также зависит от связности, однако имеет большую связь с содержанием, нежели с языком. Короче говоря, абзац должен быть тщательно спланирован, так чтобы все эти требования были удовлетворены в полной мере. Более того, обеспечению всех трех характеристик абзаца способствует правильное использование сигналов перехода (однако , следовательно, более того и др.).

Легко видеть, что предпоследнее предложение ("Короче говоря, абзац...") подводит итог всему абзацу и перефразирует заглавное предложение ("Считается, что хороший абзац..."). Кроме того, заглавное предложение в этом абзаце идет не первым, а вторым. Первое же предложение играет роль связующего звена между этим абзацем и предыдущим ("Теперь перейдем к..."). Наконец, последнее предложение ("Более того, обеспечению всех трех характеристик...") как бы "перекидывает мост" к следующему абзацу.

В научной литературе заключительное предложение абзаца в тексте позволяет сделать вывод из него, что может быть очень удобно для построения заключения ко всему тексту. Эти промежуточные выводы собираются затем воедино и помогают читателю воспринимать текст как целое, следуя за логикой писателя.

Абзац текста как основная единица структуры. Свойства абзацев

Текст как основной объект документа. Свойства текста

Текст является основным объектом документов, и содержит последовательность символов. Основное свойство символов текста – шрифт (Font ), который определяет внешний вид символов. Система установленных шрифтов позволяет выбрать нужное начертание символов, в том числе национальных алфавитов.

Для деловой документации и в типографском деле, чаше всего, используются шрифты с засечками Times, Georgia или подобные. Для плакатов, презентаций, для выделения фрагментов текста используются прямые шрифты – такие как Arial.

Существуют пропорциональные шрифты, в которых каждый символ имеет различную ширину, определяемую тем, сколько надо, например, Times – буква m толще, чем буква i . Другой вид шрифтов – моноширинные, в которых все символы имеют одинаковую ширину, например, Courier New или Tahoma.

Пример внешнего вида некоторых шрифтов.

Шрифт Arial

Шрифт Times

Шрифт Comic

Шрифт Courier New

Другими важными свойствами текста являются размер и начертание . Размер (кегль) измеряется в пунктах, это типографская единица измерения. Начертание бывает прямое, жирное (Bold ), курсив (Italic ) или подчеркнутое (Underline ). Допускаются также все возможные их сочетания.

К числу дополнительных свойств текста можно отнести цвет , подчеркивание и видоизменение , а также интервалы между буквами.

Пример изменения начертания для шрифта Times.

Начертание – Times, Times , Times , Times , Times,Times .

Видоизменение – Times, Times, Times, Times.

Абзац текста как основная единица структуры. Свойства абзацев

Абзац , это фрагмент документа между нажатиями клавиши Enter. Абзац может быть пустым.

Как правило, новый абзац, в том числе пустой, копирует все свойства предыдущего абзаца.

Основные свойства абзаца:

· выравнивание – положение абзаца относительно любого отступа (по ширине , по центру );

· уровень текста – параметр, позволяющий определить иерархию разделов документа;

· отступ – расстояние от полей документа слева и справа;

· первая строка – отступ или выступ первой строки абзаца, то, что принято называть красной строкой;

· интервал (отбивка) – промежуток перед и (или) после абзаца;

· междустрочный интервал – расстояние между строками текста;

· положение на странице .

Выравнивание может быть определено по левому (правому) краю, по ширине и по центру. Для заголовков документа, чаще всего, применяется выравнивание по центру, при этом абзац не должен иметь красной строки. Для абзацев основного текста – по ширине, при этом текст имеет одинаковые ровные границы слева и справа, что достигается автоматическим добавлением в текст невидимых пробелов.

Уровень текста позволяет определить иерархию разделов документа. Существует низший уровень иерархии – основной текст документа, и девять уровней, определяющих иерархию заголовков, а также связанных с ними разделов основного текста. Использование уровней позволяет создать структуру документа, которую можно потом легко менять, меняя иерархические связи между заголовками. Наличие структуры позволяет также автоматически формировать оглавление документа, указатели на его разделы и сноски.

Отступы задают расстояние от полей документа, что может использоваться для визуального выделения абзаца. Так, можно форматировать эпиграф, вступление или обращение в деловом письме.

Интервал перед абзацем и после, как правило, используется для выделения фрагментов текста, к которым должно быть привлечено внимание, например, заголовков, определений, выводов.

Значение межстрочного интервала задается исходя из требований к документу. Общепринятое значение – одинарный или полуторный . Если выбрать значение интервала «Точно », можно задать произвольное значение в пунктах.

Свойства абзаца, определяющие его положение на странице, фактически определяют поведение абзаца в документе, и могут принять одно из четырех значений.

1. Запрет висячих строк – означает, что в документе недопустимы ситуации, когда одна строка абзаца оказывается на другой странице. Такая одинокая строка называется висячей, а опция запрета приводит к тому, что абзац переносится по общепринятым правилам – или целиком, или хотя бы две строки.

2. Не отрывать от следующего – означает, что абзац всегда должен быть связан с последующим, например, заголовок нельзя оторвать от текста раздела, а пояснения к рисунку должны следовать за рисунком на этой же странице.

3. Не разрывать абзац – означает, что абзац текста вообще не может быть разорван при переносе на новую страницу. Например, абзац, в котором дается определение, не должен прерываться, в таком случае абзац переносится целиком.

4. С новой страницы – используется, когда абзац начинает новый раздел документа, например, таким свойством должен обладать заголовок введения, заголовок очередного раздела, заголовок заключения, примечания, и так далее.

Эти настройки могут быть выполнены только в диалоге форматирования абзаца на вкладке Положение на странице .

4.3. Форматирование текста и форматирование абзацев.
Инструменты форматирования

Форматирование документа выполняется в режиме разметки страницы. В этом режиме документ виден так, как потом будет напечатан. Невидимые символы следует сделать видимыми. При форматировании документа удобно держать под рукой инструменты для выполнения этой работы.

Основные инструменты форматирования расположены на вкладке ленты Главная .

Группа команд Шрифт содержит команды управления форматом текста, группа команд Абзац содержит команды управления форматом абзацев. Группа команд Стили будет обсуждена в последующих темах.

Некоторые инструменты форматирования, которые используются наиболее часто, и должны быть под рукой, находятся в контекстном меню и на мини панели инструментов. Перечислим доступные инструменты форматирования по степени возрастания времени доступа.