Как работать в лайтруме 5.6 на русском. Что такое Lightroom, как им пользоваться. Чем Lightroom отличается от других графических редакторов

Если вы используете Photoshop для обработки фотографий, то наверняка знаете, что одну и ту же задачу можно решить разными инструментами. Возможности фотошопа настолько велики, что для достижения одного и того же результата, фотографы могут пойти различными путями и сложно сказать, какой путь «правильный».

Lightroom часто называют «альтернативным фотошопом». Так же как и Photoshop, в Lightroom можно использовать различные инструменты для достижения одной и той же цели. Далеко не всегда очевидный и бросающийся в глаза путь является лучшим.

Задача данной статьи, рассказать несколько секретов Lightroom и познакомить вас с альтернативными, но очень удобными путями для решения типичных задач по обработке фотографий.

1. Используйте Luminance вместо Saturation

Часто кажется, что в ясный день очень просто сделать красивый снимок с ярким голубым небом. Но если вы снимаете объекты, находящиеся на земле, тем более в тени, то кадр может получится с пересвеченным или тусклым небом.

При обработке фотографии в lightroom, обычно сразу хочется увеличить насыщенность небо при помощи Saturation, но это далеко не всегда лучшее решение.

Слайдер Saturation усиливает насыщенность всех цветов одновременно, что может помешать, если задача только в том, чтобы повысить насыщенность цвета неба. Воспользовавшись данным слайдером, вы можете получить другие сложности, потому что насыщенность повысится и там, где не требуется, например на коже модели.

Альтернативный вариант, использование панели «HSL / Color / B&W».

В этой панели вы увидите табы Hue, Saturation и Luminance. В табе Saturation можно поднять насыщенность только отдельных цветов, которые связаны с небом, не затрагивая другие цвета.

Но опять же, использование Saturation — может дать не самый лучший результат, цвета станут гипертрофированно мультяшными, если вы перестараетесь.

Хорошей альтернативой будет служить табулятор Luminance. Вы будете оперировать не насыщенностью, а яркостью цвета. Используйте синий ползунок закладки Luminance и вы получите красивый глубокий цвет для неба, не затронув при этом другие цвета.

Подробнее об использовании Luminance можете прочитать в статье —

2. Объединяйте корректирующие кисти

Корректирующая кисть (Adjustment Brush) отличный инструмент для того чтобы изменять только отдельные части фотографии. Одним из самых больших достоинств кисти является то, что в отличии от фотошопа, она не затрагивает изображение напрямую. Вы можете изменить параметры изменений в области действия кисти в любой момент, если вам что то не понравится или просто удалить ее.

Даже в том случае, если было использовано несколько кистей, комбинируя параметры для достижения лучшего результата. Например, для того чтобы размыть какую то конкретную область, вы можете выставить для кисти значение Sharphess в -100. А так как данная настройка дает не очень сильное размытие, примените «размывающую» кисть к одной и той же области несколько раз, добиваясь нужного эффекта.

Чтобы усилить эффект кисти, после того как поработали с ней, нажмите на кнопку New. Это создаст дубликат кисти с теми же настройками и вы сможете воспользоваться ею поверх первой. Повторите действие столько раз, сколько потребуется.

Не забывайте о том, что это все равно будут отдельные кисти. Вы в любой момент можете выбрать одну из них заново и изменить настройки, допустим уменьшив значение Sharphess.

Каждая кисть на снимке выглядит кружочком. Наведя на него курсор, вы увидите зону действия кисти. Чтобы выбрать нужную — кликните по нему и в центре кружочка появится черная точка. Теперь можете изменить настройки выбранной кисти.

3. Быстрая ретушь кожи на портрете

На то, как кожа выйдет на фотографии влияет множество факторов. Например, кожа может получиться слишком красной и не очень гладкой.

Для того чтобы исправить это, можно использовать несколько приемов. Вы можете использовать вместе или по отдельности. Главное — не перестарайтесь. Лучшее — враг хорошего.

Вначале стоит изменить яркость (brightness). Особенно если кожа красноватая или слишком темная. Слегка поднимите яркость, это сделает оттенок кожи более естественным. Дополнительным бонусом будет то, что при увеличении яркости морщины и поры на коже будут не так заметны.

Затем стоит опять вспомнить о табуляторе Luminance. Попробуйте увеличить значение Luminance для красных и оранжевых цветов. Это сделает кожу светлее и придаст ей более здоровый оттенок.

Для того, чтобы сделать это действие еще проще, есть маленький секрет.
Обратите внимание, что слева от названия Luminance есть маленький кружок. Нажмите на него, затем переведите курсор на тот участок, который вы хотите изменить. Lightroom будет автоматически отслеживать те цвета, которые находятся под курсором.
Для изменения достаточно лишь подвигать курсором вверх или вниз, удерживая левую кнопку мыши нажатой.

Этот секрет действует во всех трех табуляторах Hue, Saturation и Luminance

Так же, в Lightroom есть прекрасный инструмент, идеально подходящий для ретуши портрета — кисть «Soften Skin». Если вы будете «рисовать» на лице модели данной кистью, то резкость будет локально уменьшена за счет параметров Clarity и Sharpness.

Вы можете выставить другие параметры, если решите, что предлагаемые по умолчанию не подходят для данного случая.

Наконец, есть еще один способ для того чтобы привести кожу в порядок. Перейдите на вкладку Noise Reduction, отвечающую за шумоподавление.
Уменьшение шума так же приводит к некоторой размытости, что может положительно сказаться на портрете.


Но будьте осторожны. Шумоподавление действует на весь снимок в целом, а не на его отдельные части. Поэтому вы можете испортить изображение в целом.

4. Изменение сетки при кадрировании

Кадрирование фотографии в Lightroom имеет скрытые возможности, чтобы подправить композицию. Изначально сетка делит кадр на 9 частей согласно правилу третей. Но в лайтруме есть 6 вариантов сетки, которые вы можете использовать при кадрировании.

Для того чтобы посмотреть другой вариант — просто нажмите клавишу «O» (латинская раскладка клавиатуры). При нажатии комбинации Shift-O — сетка зеркально перевернется.

Так же можно увидеть все возможные сетки, выбрав в меню Tools > Crop Guide Overlay

5. Двойное тонирование для эффекта ретро фото

Двойное тонироварие (Split-toning) — весьма популярный способ создания различных эффектов. Особенно для создания эффектов «под старину» или эффектов съемки на пленку. Подобные эффекты весьма активно используются Instagramm и многих онлайн редакторах, предоставляющих возможность получить тот или иной эффект «нажатием на 1 кнопку»

Если вы пользовались ранее пресетами для создания ретро эффектов, но обратите внимание на то, какие настройки выставлены для закладки Split Toning. Вы наверняка заметите, что они имеют одинаковую структуру, особенно если посмотреть на значения Hue для теней и светов (highlights, shadows).

В светах ползунок сдвинут влево от центра, в тенях вправо. Такое положение практически всегда даст достаточно интересный эффект.

Попробуйте установить Hue в аналогичное положение, а затем поиграться с настройками Saturation и Balance. Но результат изменения этих настроек будет сильно зависить от вашего снимка, точнее от того что на нем и какие цвета приоритетные.

Поэтому двойное тонирование — инструмент весьма творческий и какие либо готовые рецепты тут давать сложно.

Если же вам лень заниматься двойным тонированием самостоятельно, создавая эффекты «под старину», можете или замечательным плагином

6. Уменьшение силы пресета в Lightroom

Так или иначе все мы пользуемся пресетами для Lightroom. Приятно получить что то особенное, всего лишь кликнув на кнопку. Но очень часто, применение пресета дает слишком сильный эффект. Например, цвета могут стать гипертрофированно яркими, что далеко не всегда хорошо.

В таких случаях хочется слегка ослабить силу действия пресета, но в Lightroom нет штатного инструмента для этого действия.

Точнее способы есть, но они неудобные. Вы можете вручную отследить по закладкам, какие параметры изменены и уменьшить силу каждого из них.
Второй способ — применение Photoshop. Берете оригинальное изображение, поверх него делаете слой с измененным при помощи пресета и меняете прозрачность этого слоя, добиваясь нужной степени воздействия.

Но есть и третий способ. Ярно Хейккинен (Jarno Heikkinen) сделал специальный плагин для Lightroom, который можно спокойно скачать с его сайта Knobroom.com . Плагин называется «The Fader» и делает именно то, что нам требуется — уменьшает силу эффекта пресета.

После того как вы скачаете и установите плагин, откройте фото и перейдите в закладку File > Plug-In Extras > The Fader
Появится окно, где вы можете выбрать пресет и силу его воздействия на снимок.

7. Информация о снимке

Находясь в модуле Develop нажмите I на клавиатуре и в левом верхнем углу снимка появится информация о снимке. Если вы нажмете I еще раз, то информация изменится.

Это бывает очеь полезно, если требуется быстро посмотреть информацию об исходнике или базовые данные Exif


Кроме того, вы можете настроить ту информацию, которую хотите видеть в данном режиме через меню View > View Options
А затем в появившемся диалоге Library View Options откройте закладку Loupe View и выберите те данные, которые вам нужны чаще всего.

8. «Выключение света»

Это известный, но редко используемый инструмент Ligthroom, который тем не менее бывает очень полезен.

Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой то определенной области, используйте функцию Lights Out. Например если вы выбираете определенные снимки из серии. Lights Out затемнит все остальные снимки кроме выбранных.

Если же нажмем L еще раз, фон, кроме наших выбранных миниатюр, станет совсем черный.

Данный режим так же доступен и в модуле Develop. Он бывает полезным, чтобы оценить изображение более точно, не отвлекаясь на детали интерфейса и прочие мешающие элементы.

9. Режим Solo

Есть еще один очень интересный режим работы Lighroom под названием Solo.

Хотя в целом интерфейс Lightroom весьма удобен и продуман, из за большого количества настроек и инструментов бывает сложно быстро отыскать то что требуется. Можно тратить много времени на прокручивание скроллов панелей и их постоянное открытие и закрытие.

Специально для этого разработчики Lightroom внедрили режим Solo или режим «одной вкладки». Действует он весьма просто — каждый раз когда вы открываете какую либо панель инструментов — все другие автоматически сворачиваются. Это очень сильно увеличивает скорость работы с программой.

Вы не верите? Просто попробуйте. Уверены, что вскоре вы не сможете себе представить жизнь без этого режима.

Чтобы ключить режим, кликните правой кнопкой мыши на заголовке любой панели у активируйте пункт Solo Mode в появившемся меню

10. Полезные клавиатурные сокращения

Напоследок, в дополнение к статье о , некоторые полезные клавиатурные сокращения.

  • Автоматический переход при Caps Lock . Если вы нажемете CapsLock, то при назначении снимку какого либо цветового маркера, флага или рейтинга, вы будут автоматически переходить к следующему снимку. Это крайне удобно при первоначальном отборе снимков.
  • Виды просмотра Library . Нажатие на G покажет миниатюры в режиме «сетки». E — увеличит выбранную фотографию. С — режим сравнения, а D — переключение в модуль Develop для выбранного снимка.
  • Быстрое скрытие панелей. Клавиши F5-F9 быстро открывают и скрывают основные 4 панели интерфейса Ligthroom — верхнюю, нижнюю, правую и левую.
  • Альтернативный режим . Нажатие клавиши Alt переведет некоторые инструменты в альтернативный режим. Подробнее смотрите в статье « «
  • Сброс слайдеров . При двойном клике по любому слайдеру вы сбросите его значение в значение по умолчанию. Или при нажатии на Alt вы увидите псевдо кнопку Reset — клик по которой сделает то же самое.
  • Выравнивание горизонта или вертикали. В режиме кадрирования нажмите клавишу Ctrl и не отпуская ее, проведите мышью линию, которая должна быть строго горизонтальной или вертикальной. Лайтрум автоматически повернет снимок соответствующим образом. Это невероятно удобно например для выравнивания горизонта.
  • Скрыть все панели. Ctrl + клик на заголовке любой панели в режиме Develop свернет все панели.
  • Увидеть все клавиатурные сокращения. Нажмите Ctrl + / и вы увидете плашку со всеми доступными сокращениями выбранного модуля Lightroom

Оригинал статьи: tutsplus.com © Josh Johnson

Я люблю Adobe Lightroom. Но это не значит, что я хочу тратить много времени на его использование. Я лучше займусь съемкой или буду давать уроки Lightroom, поэтому мне нужно быстро обрабатывать свои фото в Lightroom.

Как обрабатывать фотографии в Lightroom быстрее

1. Используйте Caps Lock для Автосмены

Когда нужно быстро работать в модуле Библиотека (Library), мой любимый трюк - нажать Caps Lock на клавиатуре.

С включенным Caps Lock можно использовать клавиатурные сокращения для добавления метаданных изображению и автоматического перехода к следующему.

  • P , чтобы отметить снимок как выбранный
  • U , чтобы снять флажок с изображения или пропустить текущее
  • Цифры 1-5 используются для соответствующей оценки в звездах
  • 1-6 используются для цветного ярлыка

Я не могу рекомендовать Автосмену (Auto Advance) как быстрый и простой трюк, но при этом он очень эффективен. С ним можно быстро перемещаться по снимку, при этом держа пальцы на быстрых кнопках, что указаны выше.

Если не хотите использовать Caps Lock, можете активировать режим через меню Фото > Автосмена (Photo > Auto Advance).

2. Редактируйте при помощи смарт-превью

Смарт-превью (Smart Preview) - это как магия. Lightroom может создать меньшие версии ваших снимков внутри каталога, чтобы вы могли продолжить редактирование, если отключитесь.

Это очень полезно для владельцев ноутбуков с огромными фотоколлекциями на внешнем жестком диске. Когда пора оставлять жесткий диск дома и отправляться в путь, вы сможете продолжить редактирование благодаря Смарт-превью .

Ещё одна ключевая функция для Смарт-превью: можно редактировать с их помощью и наслаждаться повышенной производительностью. Вот как это работает: файлы смарт-превью меньше, чем RAW. С ними можно работать быстрее, чем с оригиналами, даже когда есть доступ к полному разрешению. Мы можем заставить Lightroom использовать Смарт-превью вместо оригиналов во время редактирования.

Чтобы работать со Смарт-превью, перейдите в окно Параметров (Preferences) Lightroom и выберите вкладку Производительность (Performance). Поставьте галочку Использовать Смарт-превью вместо оригиналов для редактирования (Use Smart Previews instead of Originals for image editing), чтобы активировать функцию.

3. Отключенная подсветка поможет сфокусироваться на снимке

Иногда мне нужно сфокусироваться на снимке, с которым я работаю, а не интерфейсе Lightroom. Именно здесь приходит на помощь режим Отключенная подсветка (Lights Out) .

Чтобы активировать этот режим, нажмите L , находясь в окне Библиотеки (Library). Пространство вокруг снимка затемняется, и он выглядит ярким и четким. Снова нажмите клавишу и пространство станет совершенно черным. Очередное нажатие L возвращает исходный вид.

Отключенная подсветка отлично работает как при просмотре одной фотографии, так и при работе с сеткой. Ключевая функция - интерфейс затемняется, чтобы вы могли фокусироваться на фотографии.

4. Добавьте свое лого в Lightroom

Давайте придадим немного персональности с новой функцией Lightroom - Личная надпись (Identity Plate). С ее помощью можно добавить свой собственный логотип или изображение в верхний левый угол Adobe Lightroom.

Перейдите в меню Lightroom > Настройка личной надписи (Lightroom > Identity Plate Setup). В выпадающем меню выберите Персональный (Personalized).

Есть два варианта для личной подписи:

Галочка Текстовая личная надпись (Use a styled text identity plate) позволит использовать системные шрифты, чтобы написать свое имя или бренд.

Галочка Графическая личная надпись (Use a graphical identity plate) позволяет использовать прозрачный PNG файл в качестве логотипа.

Личная подпись - идеальный вариант, если вы хотите использовать Lightroom для демонстрации снимков клиентам. Эта долька персональности придает Lightroom вид брендовой студийной программы.

5. Остерегайтесь клиппинга!

Клиппинг относится к потере деталей света или тени. По существу, когда во время постобработки вы переусердствуете, яркие участки будут пересвечены или тени потеряют важные детали.

Это может произойти и при съемке, если неправильно экспонировать снимок, но также встречается на этапе обработки.

Такой проблемы можно избежать, если нажать клавишу J на клавиатуре, находясь в модуле Обработка (Develop). Либо кликните на маленькие треугольники в верхних углах Гистограммы (Histogram), включив функцию.

Красные участки показывают засвеченные места, а синие - потерю деталей в тени. Перетяните слайдеры назад в их диапазон, если хотите избежать неправильного экспонирования.

6. Перетаскивайте и организовывайте пресеты

Я люблю пресеты Lightroom. Это настройки, активируемые в один клик и используемые для стилизации или коррекции изображений. Если ваш каталог Lightroom такой же как у меня, со временем вы наверняка накопили слишком много пресетов и неплохо было бы их почистить.

Элементы панели пресетов можно перетаскивать, чтобы изменить их порядок и организовать по папкам.

Нужна новая папка? Просто кликните правой кнопкой мыши по панели пресетов и выберите Новая папка (New Folder). Дайте ей имя и получите еще одну группу, куда можно организовать необходимые пресеты.

7. Улучшите производительность

Если Lightroom работает медленно, могу предложить три способа то исправить:

  1. На вкладке Параметры > Производительность (Preferences > Performance) снимите галочку Использовать графический процессор (Use Graphics Processor).
  2. На вкладке Параметры > Обработка Файлов (Preferences > File Handling) увеличьте размер в поле Настройки кэша RAW файлов (Camera Raw Cache). Себе я установил 30 Гб.
  3. Периодически запускайте Файл > Оптимизировать каталог (File > Optimize Catalog).

8. Креативно кадрируйте

Вы наверняка знаете, что можно войти в режим обрезки, нажав клавишу R в модуле Обработка (Develop).

Однако, вы могли не знать о разнообразных сетках, которые можно расположить поверх снимка во время обрезки.

Этот скриншот демонстрирует различные сетки обрезки. Опробуйте их для более креативного кадрирования.

Находясь в режиме обрезки, нажмите клавишу O , прокручивая разные варианты. Они могут предложить отличные идеи, как необычно обрезать ваши снимки. Попробуйте разместить ключевые части фотографии на пересечении линий, чтобы привлечь взгляд.

9. Ослабьте действие пресетов

Мы уже говорили об организации пресетов, но вот отличный совет, как поменять их использование.

Есть пресеты, которые я люблю, но я хочу слабее их применять. Вместо полной силы эффекта, было бы неплохо иметь возможность наложить его как слой в Photoshop и сократить непрозрачность.

Именно для этого был придуман плагин The Fader . Скачайте его, а затем перейдите в меню Файл > Менеджер плагинов (File > Plug-In Manager) для установки.

После установки перейдите в меню Файл > Подключить дополнительные устройства > The Fader (File > Plug-in Extras > The Fader), начав использовать новый плагин. В выпадающем списке можно выбрать пресет и применить его. Сократите слайдер Непрозрачность (Opacity), отрегулировав силу эффекта.

10. Автоматически скрывайте панели

Я выполняю большую часть работы по редактированию на крошечном экране ноутбука, поэтому свободное место - это постоянная проблема. Трудно предоставлять достаточно пространства снимку со всеми контрольными панелями, которые есть у Lightroom.

Кликните правой кнопкой мыши по ленте фотографий, а также по левой и правой панели, выбрав Автоматически скрывать и отображать (Auto Hide & Show). Это скроет панели, оставив больше места для ваших снимков. Когда панель понадобится, достаточно просто навести на нужный угол и она появится.

Дата публикации: 16.02.2017

Каждый жанр фотографии имеет нюансы. Своя специфика - творческая, техническая и организационная - есть и в пейзажной съёмке.. Однако тема постобработки была разобрана не столь подробно. Восполним этот пробел.

На примере одного кадра мы разберём ключевые этапы обработки пейзажа и дадим несколько нестандартных советов по работе с цветом и HDR. Как сортировать большое количество фотографий? Как расширить динамический диапазон и не потерять детали в тёмных и светлых участках кадра? Давайте разбираться.

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

1. C чего начать?

С сортировки и каталогизации отснятого материала. Прежде чем приступать к обработке, стоит выбрать лучшие снимки и отсеять технический брак, неудачные дубли. Adobe Lightroom имеет широкие возможности по сортировке. Каждый фотограф использует их по-своему.

В чём сложность отбора снимков с пейзажной съёмки? Иногда в пейзаже применяется панорамная съёмка, а каждый элемент панорамы снимается с брекетингом экспозиции для последующей склейки HDR. Получается, что итоговый кадр может состоять из десятков исходных снимков. Нужно не растерять их и собрать в едином пространстве.

Поэтому я в первую очередь создаю коллекцию с отобранными исходниками: выделяю серию фотографий, жму на левой панели Collections и «плюсик» (показано на скриншоте).

Нужно дать коллекции максимально информативное название. Обычно я пишу название места, где были сделаны снимки.

Теперь фотографии собраны и готовы к дальнейшей работе.

2. Склейка HDR и панорам

Следующий этап работы с серией исходников для пейзажного кадра - сборка. У Adobe Lightroom начиная с шестой версии прекрасные возможности по работе с HDR и панорамами.

Сначала соберём серию HDR-изображений. Исходный сюжет снимался с брекетингом экспозиции по три кадра в серии: тёмный, нормальный, светлый. Благодаря этому при склейке HDR мы сможем добиться сохранения всех деталей.

Кадры для этой статьи сделаны на камеру Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Фотоаппараты Nikon обладают широчайшим динамическим диапазоном: большинство сюжетов можно снимать без брекетинга, если мастерски настроить экспозицию. Однако даже опытный фотограф не застрахован от ошибок. А экстремальное вытягивание деталей из теней чревато увеличением уровня цифрового шума. Я предпочитаю снимать с брекетингом, чтобы при обработке иметь большую свободу для манёвра.

«Противопоказания» для HDR: динамичные сюжеты, кадры с подвижной водой (прибоем, например), ветер при съёмке. В таких ситуациях вряд ли получится собрать HDR без артефактов. Здесь стоит особенно внимательно экспонировать кадр, чтобы сразу получить нужный динамический диапазон.

Итак, мы выбрали три изображения. Теперь нажимаем правую кнопку мыши, а в выпавшем меню - Photo Merge и HDR. Можно воспользоваться горячей клавишей Ctrl+H. При этом запустится процесс склейки HDR. Уникальность Adobe Lightroom заключается в том, что программа создаёт итоговое изображение в формате цифрового негатива DNG. C ним мы можем работать, как с обычным RAW. На сайт есть о склейке HDR в Lightroom.

Этот процесс довольно долгий и рутинный. Повторяем одни и те же действия для каждой серии: выделяем исходники, запускаем процесс склейки, выделяем следующую серию… Скорость зависит от мощности вашего компьютера.

Теперь у нас есть серия HDR-склеек в формате DNG. Выделим её зелёным цветом, чтобы не потерять.

Можно отсортировать файлы по типу или дате создания. Полезно проверить полученные файлы на наличие артефактов склейки.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Если они есть, можно ещё раз склеить HDR-изображение, выбрав один из уровней Deghost Amount. Если HDR не клеится совсем, ищите ошибку в подходе к съёмке: либо вы снимали слишком динамичный сюжет, либо не закрепили фотоаппарат на штативе, либо перепутали фотографии и склеиваете снимки из разных серий. В крайнем случае попробуйте обойтись одним кадром, вытянув из него тени и света.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Выделяем все HDR-изображения и склеиваем их в панораму. Инструмент склейки панорам в Adobe Lightroom прост и незатейлив. После построения превью пользователю предлагают на выбор три проекции, в которых панорама может быть собрана. Выбираем понравившуюся и собираем. В дальнейшем мы сможем немного поработать с перспективой и трансформацией кадра.

Функция Auto Crop позволяет обрезать лишние части панорамы.

Регулятор Boundary Warp трогать рекомендую в крайнем случае: он сильно влияет на геометрию кадра, искажая панораму так, чтобы она уместилась в прямоугольные рамки кадра. Однако над трансформацией можно поработать и после склейки. А если потребуется серьёзная коррекция, это можно сделать на последнем этапе, загрузив фото в Adobe Photoshop и используя инструменты Liquify или Warp. Склейка панорамы тоже занимает некоторое время.

3. Возвращаемся к истокам

Итак, приступаем к обработке панорамного изображения. Наверное, вы уже обратили внимание, что пока я не вносил никаких коррекций, не редактировал цвета, не трогал экспозицию. Почему? Потому что лучше начинать делать это с чистого листа на сведённом панорамном изображении.

Перед работой я сбрасываю все настройки. Часто бывает, что на итоговом изображении сказываются нежелательные настройки, которые были внесены программой или самим фотографом по невнимательности. Кстати, кнопки Reset тут может быть недостаточно.

Lightroom вносит много скрытых коррекций. Некоторые из них вы увидите, если перейдёте в процесс обработки 2010 года. В этом примере яркость изображения повышена до +50, а вместо линейной тональной кривой используется S-образная кривая, повышающая контраст. Обычно все настройки в «Процесс-2010» я возвращаю на 0, после чего переключаюсь обратно в «Процесс-2012». Чтобы ускориться, я записал настройки в пресет.

Время ужасаться: картинка стала тёмной, серой. Зато она максимально «сырая», с ней мы будем работать дальше.

4. Инструменты трансформации и кадрирования

Перед тем как приступать к работе с цветами, яркостью и контрастом, скадрируем снимок. Так мы поработаем над его композицией и в дальнейшем будем видеть сюжет более целостно. При кадрировании я предпочитаю придерживаться стандартного соотношения сторон: 3:2, 4:3, 5:7 или 1:1. Такие снимки лучше воспринимаются зрителем. Кроме того, фотобумага и рамы выпускаются под стандартные соотношения сторон. Да, можно воспользоваться широкоформатной печатью и сделать раму на заказ, но это будет стоить дороже.

Панель инструментов Transform поможет поработать с перспективой на фото. Особенно полезны бегунки Vertical и Horizontal. Они позволяют добиться желаемого отображения перспективы. Это особенно актуально в архитектурной съёмке: с помощью этих регулировок можно выровнять все вертикальные линии, убрать перспективные искажения.

5. Настраиваем Camera Calibration

«Adobe Lightroom портит цвета», - так говорят те, кто не умеет пользоваться блоком настроек Camera Calibration. Дело в том, что фотоаппаратов очень много, а Lightroom один. Чтобы более или менее адекватно интерпретировать информацию, записанную в RAW, был разработан универсальный профиль Adobe Standart. Он работает достаточно корректно, но не так хорошо, как родные профили камеры. Adobe Standart выдаёт «средние» цвета и контраст, снимок с таким профилем не будет блистать сочными красками.

Каждый производитель загружает в свои камеры несколько профилей работы с цветом и контрастом. У Nikon за это отвечают профили Picture Control. Их же мы можем увидеть и в Lightroom - достаточно нажать на значок Profile.

Для начала выберем профиль Camera Standart. Он покажет нам стандартные цвета с камеры. Тут можно поэкспериментировать: одни профили дают более контрастную картинку, другие - менее контрастную.

Я ценю D810 за то, что в нём (как, впрочем, и во всех современных камерах Nikon) есть профиль Flat. С ним можно получить изображение с минимальным контрастом и значительно расширенным динамическим диапазоном.

Выбрав подходящий профиль, мы получаем возможность поработать с насыщенностью каналов. Обратите внимание: регуляторы повышают насыщенность не конкретно зелёного, красного и синего цветов, а каждого из каналов. Поэкспериментируйте с ними, чтобы получить желаемую насыщенность. Поскольку мы работаем с RAW, к этим настройкам можно вернуться в любой момент. Я советую обратиться к ним и на завершающем этапе, когда будет ясна ситуация с цветом. Для начала можно поставить на каждом из каналов значение +60. Рекомендую использовать именно эти настройки из панели Camera Calibration вместо инструментов Saturation и Vibrance.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 320, F10, 1/500 с, 18.0 мм экв.

6. Базовые коррекции. Работа с яркостью, балансом белого и динамическим диапазоном

Итак, подготовительные этапы позади. Перейдём к основным настройкам, которые знакомы каждому фотографу. После сброса настроек в «Процесс-2010» ползунок экспозиции съехал на уровень -1 EV, а контраст на -33. Поработаем с динамическим диапазоном: настроим ползунки Highlights и Shadows так, чтобы на фото не было потери деталей. Здесь можно ориентироваться на график гистограммы.

Следующий этап - работа с тональной кривой. Я предпочитаю с её помощью настраивать яркость и контраст. Она даёт больше возможностей, чем обычный ползунок экспозиции, который настраивает яркость линейно. Тут мы можем работать с разными участками кривой. Для получения нужного контраста я повышаю яркость в светлых участках и немного понижаю её в тёмных.

Теперь переходим к работе с балансом белого. Всё как обычно: стоит придерживаться реалистичного отображения цветов, чтобы зритель верил вашему кадру. Но не забывайте о том, что мы занимаемся творчеством, а не документированием реальности, поэтому с фанатизмом гнаться за достоверностью, наверное, не стоит.

Если хочется глубже поработать с цветами, воспользуйтесь панелью HSL. На этом снимке я увеличил насыщенность тёплых оттенков, чтобы подчеркнуть осенние краски.

При работе с форматом DNG (он же RAW) мы можем вернуться к любой коррекции и подправить её. Именно это я и предлагаю сделать на завершающем этапе. Ещё раз пройдёмся по всем настройкам и «отшлифуем» картинку: поправим цвета, контраст, яркость. Если на фото есть чёрные точки, видны следы пыли на матрице, устраните их инструментом Spot Removal Tool.

Вместо заключения

Как видите, пейзаж можно обработать от начала до конца в одной программе. Если ваша цель - сделать всё быстро, то ограничьтесь работой в Lightroom. Но последний этап обработки можно доверить Adobe Photoshop. В этом фоторедакторе есть мощные инструменты ретуши, которые позволяют более гибко работать с цветом. Но это уже тема для отдельной статьи.

Красота природы - незаменимый элемент пейзажной фотографии, но не единственный. Нужно уметь показать её на фото. А здесь важны творческое видение и художественный вкус. Чтобы развить эти качества, нужна практика. Больше фотографируйте и путешествуйте!!

Дата публикации: 16.02.2017

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Главный редактор журнала «Layers», «фотошоп гуру» — Scott Kelby делится 10-ю советами для новых пользователей Lightroom.

1. Используйте «одиночный» режим (Solo Mode) чтобы не запутаться в панелях

Новичку легко потеряться с куче панелей, прокручивая их вверх и вниз. Поэтому лучше переключитесь в режим одной панели (Solo Mode ). Тогда раскрыта будет только та панель с которой вы работаете (остальные автоматически схлопнутся). Это не только экономит время, но и уменьшает общий беспорядок и повышает концентрацию внимания. Для этого нажмите правой кнопкой мыши (если у вас Windows и Ctrl + клик на Mac) на заголовке любой панели и выберите Solo Mode .

2. Используйте Collections вместо Папок

В папках хранятся все снятые вами фотографии — хорошие, и те которые лучше никому не показывать. Но после импорта их в Lightroom большинство из нас интересуют только удачные снимки, и для этого были и придуманы Collections. Matt и Scott часто шутят, что «Мы заглядываем в папки, только когда хотим увидеть что действительно не было хороших снимков», поэтому они всегда сразу помещают хорошие снимки в Collection. Храня снимки в Collections (Коллекциях) вы убережетесь от всяческих потерь.

3. Храните все ваши фотографии внутри одной главной папки

Вы можете иметь много вложенных папок внутри одной главной, если вам нравится, но если вы хотите чтобы в вашем Lightroom царили порядок и чистота, то основным правилом будет не импортировать фотографии со всего компьютера. Выберите одну основную папку и положите в неё все ваши фотографии. Затем импортируйте их в Lightroom. К тому же это облегчит резервной копирование вашей библиотеки. Одна из главных причин неудач в Lightroom, это отход от этого главного правила. Кстати если вы работаете на ноутбуке, то лучше держать все ваши фотографии на внешнем диске, чем на ноутбуке.

4. Как можно больше работы выполняйте в Lightroom

Скотт делает около 80% всех действий в Lightroom, и переходит в Photoshop только в случае острой необходимости или когда это нельзя сделать в Lightroom вообще (например, коллаж со слоями или серьёзная работа со шрифтом и т.д.). В одном только разделе Develope Module вы можете сделать колоссальный объем работы над снимками (особенно такими инструментами как Градиентый фильтр (Gradient Filter) и Коррекционная Кисть (Adjustment Brush)). Уделите время на изучение этих инструментов и вы ускорите свою работу и упростите себе жизнь.

5. Создавайте Пресеты и Шаблоны для чего только можно.

Ключ к успеху при работе в Lightroom это создание Пресетов (Presets) и Шаблонов (Templates) для ежедневных нужд (хотя большинство никогда не хотят потратить те несколько секунд чтобы создать ещё один). Если вы применяли одинаковые параметры больше одного раза, сделайте пресет для этой операции — это всего один клик. Часто используете настройки печати? Создайте для них шаблон. Как только вы начнете создавать пресеты и шаблоны ваша продуктивность «попрёт как не в себя»!

6. Как сохранять в JPEG

Этот вопрос чаще других задают новенькие пользователи. Потому что не совсем понятно как это сделать, т.к. нет пункта «Сохранить как…» (Save as…) и даже просто команды «Сохранить» в меню «Файл» тоже нет. Если открыть меню «Файл» то там есть четыре команды экспорта и ни одна не называется «Экспорт в JPEG». Тем не менее, вам надо выбрать ту которая называется просто Export и затем когда откроется окно диалога, в настройках вы сможете указать JPEG как формат экспорта.

7. Отключите Auto Show у панелей

Те у кого небольшие дисплеи часто держат некоторые боковые панели скрытыми, и их раздражает что при случайном наведении мышки на край экрана панель выскакивает. Переключите их в режим ручного показа, щелкнув на панели правой кнопкой и выбрав Manual. Теперь панель будет отображаться только когда вы нажмете на маленькую стрелку. Или можете воспользоваться F-клавишами. F5 — показать/скрыть верхнюю навигационную панель, F6 — «фотоплёнка» внизу, F7 — для левой панели и F8 для правой. Или можно нажать кнопку Tab и тогда скроются все панели разом.

8. Не храните старые резервные копии

Если вы создаёте резервные копии ваших каталогов достаточно регулярно (ежедневно или еженедельно) то скоро у вас на компьютере будет целая куча старых «бэкапов». И если у вас в работе довольно много фотографий, то скоро эти резервные копии будут «съедать» всё свободное место на вашем диске. Чтобы от них избавиться зайдите в папку резервных копий и удалите те что старее нескольких недель. В конце концов, даже если вы совсем запутаетесь в каталоге и захотите «откатиться» назад, насколько далеко вам захочется это сделать? На несколько месяцев или на неделю? Слишком старые бэкапы практически бесполезны.

9. Несколько каталогов — это нормально

Вам не обязательно держать все фотографии в одном каталоге — делайте столько сколько считаете нужным. Например, можно их разделить по темам: портреты, семейные, путешествия, спорт и так далее. Некоторые свадебные фотографы создают для каждой отдельной свадьбы свой каталог. «Свежий» каталог работает быстрее, легче и в нем нет никаких снимков кроме этой конкретной свадьбы. Чтобы создать новый каталог зайдите в меню File — пункт New Catalog (не беспокойтесь, открытый каталог не сотрется, он будет сохранён и закрыт). А чтобы открыть те каталоге с которыми вы работали раньше — зайдите в меню File — пункт Open Recent.

10. Спросите себя нужно вам много ключевых слов или нет

Все мы учились что нужно тратить много времени на будущее внося большое количество подробнейших ключевых слов при импорте. Если вы стоковый фотограф, то несомненно это необходимо, особенно если ваш клиент спросит вас: «Пришлите мне все фотографии красных машин, все они должны быть в вертикальной ориентации и только те где видно водителя и водитель — женщина», тогда — да, ключевые слова должны быть подробными как у профи. Но если вы просто разбираете снимки с прошлогоднего отпуска в Париже, возможно вам не нужно пробегаться по всем снимкам и расставлять ключевые слова. Задайте себе вопрос: «Когда я последний раз не мог найти снимки не прибегая к панели Collections?» Если у вас не составляет проблемы найти фотографии в течении нескольких секунд, то возможно вам не надо забивать себе голову проставлением ключевых слов. Не забывайте о них совсем — просто спросите себя нужна вам прорва ключевых слов или нет, потому что большинству пользователей не надо их так много (или вообще не надо).

Мануал по Lightroom Часть 1

В связи с поступившими просьбами решил написать подробное руководство по работе с Lightroom.

Сегодня будет рассматривать возможности закладки Libary, создание каталогов, импортирования фотографий, их сортировка, отбор и вообще все, что нужно для удобной работы с большими архивами фотографий.

Лайтрум состоит из нескольких полей, которые меняют свои функции в зависимости от выбранной закладки Library, Develop, Slideshow, Print, Web

Для начала работы, нам надо импортировать в Лайтрум наши фотографии. Лайтрум в этом плане предлагает нам очень удобную возможность создания каталога с ними.
Создадим новый каталог, в который и будем импортировать наши фотографии. Нажмем "File - New Catalog" (в каталоге хранятся превью всех импортированных изображений, а так же информация о том каким изменениям они подвергались). В открывшимся диалоговом окне мы должны задать название нашего каталога и место, где он будет храниться на вашем компьютере. После того, как все необходимые параметры будут заданы жмем "Сохранить"

Так же в меню File есть следующие функции относящиеся к каталогу "Open Catalog", что позволяет открыть нам ранее созданный каталог. "Open Recent" открыть один из каталогов, к которым недавно было обращение

После создания нового каталога, перейдем к импортированию фотографий в Lightroom, это можно сделать несколькими способами.
1. Используя File - Import Photos From Disk, где мы можем выбрать фотографии с жесткого диска нашего компьютера
2. File - Improt Photos From Device, где мы можем импортировать фотографии с подключенного к компьютеру устройства
3. File - Import From Catalog, что позволяет нам импортировать фотографии в наш новый каталог из ранее созданного
4. File - Import From Elements, что позволяет нам импортировать фотографии из каталога Photoshop Elements или Photoshop Album
5. File - Auto Import, тут мы можем задать просматриваемые папки Лайтрумом, место, куда они будут импортироваться, имя файла, которое им будет присваивать Лайтрум, и информацию о файле, которую будет прописывать Лайтрум.

6. Кнопку Import на левой панели. Эта кнопка по сути совмещает в себе способ 1 и 2, в случае если к вашему компьютеру подключенно дополнительное устройство (картридер, фотоаппарат и т.д.) Или же просто предложит выбрать фотографии из любой локации на жестком диске.


7. Есть еще один способ, мы можем выбрать папку с фотографиями, или отдельные фотографии, которые хотим импортировать в лайтрум, и просто перетащить их в среднее окно

После выбора способа импортирование и использования его в лайтруме появится меню импортирования

Рассмотрим его подробнее) Нам предложены опять же разные способы импортирования
В меню File Handling содержатся следующие функции
1. Import photos at their current location - что позволяет импортировать нам фотографии из указанной локации без копирования их.

2. Copy photos to a new location and import - копирования фотографий в новую указанную нами локацию с сохранением их в имеющимся месте. В этом меню есть несколько подменю, которые появляются при его выборе
2.1 Copy to: - где мы задаем место, куда будут копироваться фотографии
2.2 Organize - что позволяет нам выбрать способы организации новой папки с фотографиями, как то скопировать как оригинальные папки (by originals folders), в одну папку (into one folder), по дате с выбором разных форматов ее представления

3. Move photos to a new location and import - перенос фотографий в указанную нами папку с удалением их из имеющийся. Пункты 3.1 и 3.2 аналогичны предыдущим
4. Copy photos as Digital Negative (DNG) and import - копирования фотографий в виде цифрового негатива (что это такое можно спросить у ya.ru) в указанную нами папку и импорт. пункты 4.1 и 4.2 аналогичны 2.1 и 2.2

Далее мы можем выбрать папки из которых мы будем импортировать фотографии. А так же снять или поставить метку Dont re-import suspected duplicates (не импортировать фотографии, которые уже содержатся в открытом каталоге)


Ниже можно указать место, куда все это будет Бэкапиться "Backup to"

В случае если у нас в меню импортирования выбран способ импортирования с копированием фотографий в новую папку, то мы можем присвоить файлам новые имена или выбрать их формат представления

В "Information to Apply" мы можем задать функции применяемые к нашим импортируемым фотографиям

1. Develop Settings - тут мы можем выбрать предустановку обработки, которая будет применена ко всем импортируемым нами файлам

2. Metadata - задать информацию, присваивымаю импортируемым файлам
3. Keywords - ну они и в Африке кейвордс)
4. Initial Previews - задать размер создаваемых превью.

В меню превью справа мы можем снять метку с некоторых фотографий, тогда они не будут импортированны. и Ползунком мы можем регулировать размер отображаемых превью

После завершения всех необходимых операций, мы можем нажать кнопку Import, после чего фотографии и будут импортированным в Lightroom

Процесс импортирования будет отображен в верхней части Лайтрума, после загрузки каждоый фотографии мы можем сразу же начинать работу с ней

Часть2. Отбор фотографий, расстановка меток и флагов

Процесс импортирования завершен, теперь нам предстоит выбрать лучшие фотографии, с которыми мы и продолжим работу в дальнейшем. Для начала разберемся со способами навигации в лайтруме.
Импортированные нами фотографии отображаются в среднем окне и нижнем

Размеры фотографий в верхнем окне можно менять с помощью ползунка Thumbnails, если он у вас не отображен, нажимаем на стрелку в правой части меню и включаем его

Размеры фотографий в нижнем окне можно изменять увеличением или уменьшением самого окна. Для этого достаточно потащить за линию над фотографиями

Так же в Лайтруме есть функции Grid View (сетка фотографий), Loupe View (по одной), Compare View (детальное сравнение 2ух фотографий), Survey View (сравнение нескольких фотограй)

Предлагаю детально остановится на 2ух последний функциях
1. Compare View как я уже говорил служит для сравнения двух фотографий. Рассмотрим как работает это функция. В нижнем менню выделим с помощью клавиши ctrl две фотографии, и нажмем Compare View, теперь обе фотографии откроются в главном окне, их можно увеличить спомощью на них кликом мышью. Так же можно выбрать степень увеличения с помощью ползунка Zoom. Замечу так же, что обе фотографии будут увеличены в одном и том же месте. Т.к. у нас включена функция Link Focus (изображения замка), если подобное представление нас не устраивает, то мы можем ее выключить щелкнув по ней, и выбрать зуммируемый участок на каждой фотографии отдельно

Так же мы можем выделить несколько фотографий и осуществлять навигацию между ними с помощью кнопок Swap и Make select

2. Теперь рассмотрим функцию Survey View, она позволяет нам сравнить несколько фотографий. Для этого клавишей ctrl в нижнем меню выделим несколько фотографий и включим ее. Фотографии одновременно отобразатся в главном окне. Чтобы удалить одну из них, достаточно навести на нее мышь и нажать на появившийся крестик

Теперь посмотрим что содержится в левом меню
во 1. Это закладка navigator, благодаря которой осуществляется навигация по фотографии. Степень увеличения можно выбрать смопощью кнопок Fit (вписать в окно) Fill 1:1 1:2, а так же с помощью ползунка Zoom, который можно включить в нижней правой части монитора

2. Закладка Library позволяет осуществлять нам навигацию по разделам нашего каталога, All photographs - отобразить все фотографии каталога, Quick collection - отобразить все фотографии каталога добавленные в быструю коллекцию (сделать это можно спомощью клавиши B), Previous Import - отобразить фотографии из последнего импортирования

3. Закладка Find позволяет найти фотографию в каталоге по различным параметрам
4. В закладке Folders можно выбрать отображаемую фотографии из различных папок, которые импортированы в каталог
5. закладка Collection позволяет выбрать определенную коллекцию, созданную внутри каталога
6. Закладка Keyword Tags позволяет найти фотографии с определенным тэгом
7. закладка Metadata Browser позволяет отобразить фотографии по различным параметрам прописанным в EXIF фотографии.

Теперь перейдем к вопросу расстановки меток и флагов.
Лайтрум позволяет отмечать изображение несколькими различными способами: Установка Флага, Установка Черного Флага, Цветовые метки, Установка рейтинга фотографии

Теперь остановимся на каждом способе отдельно. Начнем пожалуй с самого интересного, установки черного флага (метка фотографии на удаление) Сделать это можно несколькими способами
1. нажать Photo - Set Flag - Rejected, и флаг будет установлен на выделенную фотографию или группу фотографий

2. Нажать Flag as Rejected в нижней части главного окна

3.или просто нажатием клавиши X
Удалить черный флаг можно теми же способами, или кнопкой U.

После растановки всех черных флагов, можно быстро и удобно удалить помеченые фотографии. Для этого нажмем Photo - Delete Rejected Photos

Далее нам будет предложено 2 способа удаления, delete from disk и remove, первый полностью удаляет фотографию с вашего жесткого диска, второй удаляет фотографию из базы лайтрума

Остальные флаги и метки используются для фильтрации изображений. Использую их редко, так что не буду вдаваться в подробности их раставления, к тому же они аналогичны черному.

Теперь перейдем к правому меню. Рассмотрим что в нем есть: Закладка Histogram, на которой отображается гистограмма выбранной фотографии, Закладка Quick Develop, внутри которой можно произвести быструю коррекцию снимка, данными вещами в закладке Labrary я не пользуюсь, так что опустим информацию о них)
Ниже находится закладка Keywording, которая позволяет вводить кейворд к каждой фотографии или группе выбранных фотографий
Ниже закладка Metadata, в которой мы можем вносить изменениея в информацию об изображении

Так же в рамках этого урока хочу рассказать о некоторых полезных горячих клавишах. Их список с описанием приведу ниже:

T - открытие и скрытие нижнего меню главного окна
U - удаление флага
I - вывод информации о выделенном изображении
P - установка белого флага
] - увеличение рейтинга выбранной фотографии
F - увеличение окна лайтрума на весь экран
G - режим Gild View
L - затемнение всего, кроме фотографии
Z - увеличение изображения
X - установка черного флага
E - режим Loup View
C - режим Compair View
V - обесцвечивание изображения
B - добавление/удаление изображения из быстрой коллекции
N - режим Survey View
1 2 3 4 5 - установка рейтинга фотографии
6 7 8 9 - установка цветовой метки.

На этом думаю пока все)