Конспект урока по русскому языку на тему "словосочетание". Правописание безударных окончаний. IV. Вводная беседа

25.06.2019 Снилс

Диктант.

Ночь.

Быстро падала мгла на тёплую землю. На старом дереве ещё дрожал последний золотой луч. Дерево в этом месте светилось. На высоком небе появился тонкий серп луны. Он плыл, как быстрый корабль. За ним бежала маленькая отважная звездочка. Иногда они ныряли в белые косматые облака. Под развесистым дубом приютилась на ночлег мышь. Под его корнями была ее нора. Подуло свежим ветром. Огромный лес засыпал.

Задание:

Контрольное списывание

Хорошо дома.

Густые стояли луга. Лес весь просвечивался. Облетела листва. Только на старом дереве держался желтый листок. Казалось, что они вспоминали теплое лето. Мы подъехали к деревне. Тяжелые облака неслись над землей. Вдруг из них начал падать колючий снег. В минуту все было покрыто белым ковром. От ворот до крыльца мы шли по узкой тропе. На свежем снегу четко выделялись следы. Мы вошли в дом. Потрескивали поленья в печи. В доме было тепло и уютно.

Диктант

Трудное время.

Птицы – наши друзья. Они охраняют поля, леса, огороды от вредителей. Пришла долгожданная осень. Начались дожди. На пороге зима. В воздухе закружились первые снежинки. Голодно птицам зимой. Вот и летят они к жилью человека. Пожалейте пернатых друзей! Ребята нашего класса смастерили кормушки для них. Они насыпали туда семян, сухих ягод. Слетаются к кормушкам снегири, воробьи, синицы. Ребята, помогайте птицам зимой.

Задание:

Диктант

В лесу.

Идут ребята по лесу. Видят: лесную проталинку пересекает ежиная семейка. Впереди топает мама – ежиха. За ней в серых шубках семенят крошечные ежата.

Увидела ежиха людей, свернулась в большой колючий мяч. Ребята уступили дорогу. Ежиха без страха пошла дальше. Она у себя дома. Это люди в лесу в гостях. Без разрешения хозяев пьют воду из родников, собирают грибы и ягоды, рвут орехи.

Лесные жители добры. Они любят свой дом. Здесь все растет, цветет, дышит, поет. Будь хорошим гостем!

Задание:

Контрольное списывание

Пруд живет.

За околицей села блестит пруд с чистой прозрачной водой. Прочные дощатые мостки уходят от берега на глубину. Вот ползет по подводному стеблю усатое существо. Это водяной ослик. А вот ты замечаешь улитку. Она скользит по гладкой поверхности. Из черной глубины отделился и понесся плывунец. Удивительный паук серебрянка строит свой дом из пузырьков воздуха. Как циркачи пляшут по глади воды водомерки. Бархатные пиявки спрятались под старым бревном. Пруд живет своей жизнью. Он таит много загадок. Может быть, ты их разгадаешь.

Диктант

Гималайский медведь.

В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазает по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберется мишка на черемуху, наломает ветвей, и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок, а из пустого ствола медведь вылезает.

Задание:

Диктант

Грачи.

В старой берёзовой роще поселились грачи. Появились первые птенцы. Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят есть. Целый день родители летают за кормом на поля. Гудят на полях трактора, тащат за собой тяжёлые плуги. За трактором летит целая стая грачей. Грачи сели на свежую пашню. Они ходят по ней и выбирают разных жучков, червячков, личинок. Много еды в рот наберут и летят к гнёздам. Задание:

Диктант.

Забота об урожае.

Много забот у агронома зимой, весной, летом, осенью. Начался сев. Весенний день год кормят. Зашумели машины. Ровными строчками легло золотистое зерно. Настал июнь. Хлеба украсились колосками. Хмурится агроном. Выползает сорная трава. Нужно вести борьбу с ней.

Наступил июль. Идет агроном полем и осматривает спелые зерна. Хороший урожай! Комбайны пошли по полю. Замахали крыльями жатки. В жаркой работе прошло лето и осень. На улице стоит сильный мороз. В теплом доме у стола сидит агроном. Он думает о будущем урожае.

Тема. «Правописание безударных окончаний имен прилагательных».

Цели. Знакомить детей с традиционной русской культурой через художественное слово, игры, пословицы, приметы; закреплять правила правописания безударных окончаний имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Оборудование. Рисунок странички календаря; рисунок с изображением грача; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; полоски бумаги, оформленные в виде веточек; контурное изображение грачихи; магнитофон; аудиозапись «Голоса птиц»; карточка с текстом М.Пришвина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Учитель молча показывает указкой, обводя в воздухе соединения букв; ученики наблюдают, а затем пишут в тетрадях буквосочетания: ус , хр , пр , зд , об .

На доске:

Русь христиане праздник обычай

Учитель. Запишите эти слова правильно и красиво. Составьте устно предложение, использовав в нем эти слова.

Дети. Христиане Руси соблюдали традиции и обычаи. На Руси христианский праздник являлся обычаем.

III. Сообщение темы урока

У. На уроках литературного чтения, естествознания, истории мы с вами не раз вели разговор о христианских праздниках на Руси. Сегодня попробуем использовать интересный материал на уроке русского языка, отрабатывая правописание безударных окончаний прилагательных и другие орфограммы.

IV. Вводная беседа

Открывается заставка – страничка народного календаря с датой 17 марта (Герасим-грачевник).

У. Сегодня, 17 марта, – день преподобного Герасима. Из курса истории вы знаете, что преподобный святой монах.
На следующей строчке после чистописания запишите: «Герасим-грачевник».
Преподобный святой монах Герасим был пострижником Киевской Успенской обители. Ища уединения, преподобный удалился на Север, на берег реки Вологды, где проводил жизнь в трудах и непрестанной молитве. На территории вокруг хижины, которую своими руками построил подвижник, вскоре возник монастырь – первый на Севере Руси. Преподобный Герасим предсказал, что на этом месте возникнет славный город – Вологда. Первое упоминание о Вологде относится к 1147 г.
Но этот христианский праздник имеет еще одно название – «грачевник». Что, по наблюдениям поселян, происходит в этот день?

Д. Прилетают из теплых стран на русскую землю грачи – первые весенние птицы.

V. Закрепление пройденного материала

У. Подберите родственные слова к слову грач .

На доске – изображение грача.

Д. Грач – грачиха, грачата, грачонок, грачиный, грачевник.

У. У Владимира Ивановича Даля грачовник – роща, занятая грачиными гнездами.
Какой вид работы мы выполнили?

Д. Словообразование.

У. Докажите!

Д. В словах меняются их основы.

На доске – репродукция картины А.К. Саврасова.

У. В березовой роще – веселье:
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
Подолгу веселие длится
В зеленой грачиной столице,
И гнезда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.

Это стихотворение написал поэт Владимир Степанов.
Какие словосочетания можно составить с существительными разных родов?

На доске:

– Что объединяет эти окончания?

Д. Эти окончания принадлежат прилагательным с твердой основой.

У. Поставьте данные словосочетания в косвенные падежи. Как будут звучать их окончания?

Д. Р.п. – грачиного крика.
– Т.п. – грачиным пером.
– Д.п. – грачиной семье.
– П.п. – о грачиных заботах.

У. Какие пословицы, приметы о грачах вы нашли? Вы должны были перед уроком написать их на «веточках».

Дети читают, учитель прикрепляет на доску пословицы и приметы, оформленные в виде веточек.

– Запишем одну из примет в тетрадях.

Дети записывают: «Герасим-грачевник грачей пригнал», – выделив грамматическую основу предложения.

– Еще в недалеком прошлом, на памяти наших бабушек, в день Герасима-грачевника пекли в домах веселые хлебы в виде грачей и с изюминкой вместо глаз.
Грачи, прилетевшие в родные гнезда, всегда возбужденно кричат, радуясь своему возвращению. Кроме того, грачи, занятые постройкой и ремонтом своих гнезд, перекликаются между собой. Поэтому шум в роще стоит большой.
Послушайте, как кричат грачи. Их голоса не назовешь красивыми, мелодичными, но они бесконечно дороги сердцу русского человека. Ведь эти голоса говорят о весне!

VI. Физкультминутка (игра на внимание )

Грачи летят, на всю Русь трубят:
– Гу-гу-гу, мы несем с собой весну!
(Дети поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи. )
– Летят, летят! (Кричат дети. )
Журавли летят, на всю Русь кричат:
– Гу-гу-гу, не догнать нас никому!
Летят, летят! (Вторят все. )
Пчелы летят, гудят, бунчат:
– Жу-жу-жу, медову несем сыту!
Летят, летят! (Повторяют дети. )
Поросята летят, полосаты визжат:
– Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!

(Кто ошибся и сказал: «Летят!» – выбывает из игры. )

VII. Работа с текстом

У. Оставьте чистую строку для заголовка. (Дети ставят точку на строке. ) Начинаем писать с красной строки. По ходу работы вам предстоит выполнить несколько грамматических заданий.
В старой березовой роще поселились грачи.

Дети устанавливают связи в словосочетаниях этого предложения, разбирают слово поселились по составу.

– Давайте выполним все задания и поможем грачихе построить гнездо для будущих маленьких грачат.

На магнитной доске из полосок-веточек с пословицами формируется грачиное гнездо, на вершине которого прикрепляется контур грачихи.

Появились первые птенцы. (Учитель предлагает графически выделить в этом предложении все орфограммы. ). Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят есть. (Дети выделяют грамматическую основу предложения, устно дают ему характеристику. ) Целый день родители летают на поля, ходят за трактором по свежей пашне и выбирают разных жучков, червячков да личинок. (Дети доказывают расстановку знаков препинания, разбирают слово выбирают по составу, указывают падеж прилагательного в словосочетании «по свежей пашне» .) Много еды в рот наберут, а потом летят к своим гнездам. (Над каждым словом указывается часть речи. )

– Найдите в тексте все прилагательные с безударными окончаниями. Выделите окончания. Устно объясните их написание.
Как вы озаглавите этот рассказ?

Д. «Грачиные заботы».

У. Запишите свой заголовок на пропущенной строке. Можно ли продолжить данный текст? Дополните письменно рассказ двумя-тремя предложениями.

VIII. Домашнее задание

У. Найдите небольшой рассказ о грачах для комментированного письма в классе. Например:

«Молодые грачата облюбовали одно дерево. Прилетала грачиха с червячками. Когда она садилась, ветка от тяжести опускалась. Грачиха улетала, и ветка поднималась. Грачонок качался, как в люльке. Вся ель от птиц шевелилась своими ветками, как живая».

(М.Пришвин )

IХ. Итог урока

У. Что вы узнали нового на уроке? Какие знания закрепили? Какие виды работы выполняли?

Выслушиваются ответы детей.

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосоче-тании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предло-жении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор-мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор-ме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со-ответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — поста-новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор-ректив в план и способ действия; оценивание качества и уров-ня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль-ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание"»

Урок 11. Словосочетание

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосоче­тании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предло­жении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

    Организационный момент

    Анализ контрольного диктанта

    Самоопределение к деятельности

    Составьте предложение из слов, изменяя форму слов там, где это необходимо.

Грачи, в, роща, поселились, берёзовая, шумные. (В берёзовой роще поселились шумные грачи.)

    Найдите главные члены предложения.

    Какой второстепенный член поясняет под лежащее? {Шумные) Поставьте вопрос от подлежащего к этому второстепенному

члену. (Грачи (какие?) шумные.)

    Кто прочитал на «Страничке для любознательных», как на­зывается этот второстепенный член? (Определение.)

    Найдите в этом словосочетании главное слово. (Грачи.)

    Какое слово в словосочетании называется главным? (То, от которого мы ставим вопрос.)

    Какое слово в этом словосочетании является зависимым? (Шумные.)

    Какой второстепенный член поясняет сказуемое? (Вроще.)

    Поставьте вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (Поселились (где?) в роще.)

    Как называется этот второстепенный член? (Обстоятельство.)

    Найдите в этом словосочетании главное и зависимое слова. (Главное слово - поселились, зависимое - в роще.)

    Какой второстепенный член поясняет обстоятельство в роще ? Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. (Вроще (какой?) берёзовой.)

    О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О словосочетании.)

    Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое сло­восочетание, научиться выделять словосочетания из предло­жения, повторить, какие слова в словосочетании называются главными, а какие - зависимыми.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 28 (с. 22).

(Коллективное выполнение.)

    Является ли грамматическая основа предложения слово­сочетанием? (Нет, здесь оба слова являются главными, нет подчинения.)

    Какие слова в записанных словосочетаниях являются глав­ными, а какие - зависимыми?

    Какую роль играет зависимое слово? (Оно уточняет главное слово.)

    Каким членом предложения является зависимое слово?

(Самостоятельный разбор по составу слова хлопотливые. Са­мопроверка.)

(Обобщение представлений о словосочетании.)

Упр. 29 (с. 22).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимо­оценка.)

    Запишите в словарик слово горизонт, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

    Определите значение слова по толковому словарю.

    Подберите однокоренные слова к слову горизонт. (Горизон­тальный.)

    Составьте и запишите с ним словосочетание.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический.)

    Физкультминутка

    Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 31 (с. 23).

(Чтение текста, коллективное обсуждение вопросов, само­стоятельная работа над изложением. Самопроверка. Тем, кто сЛравится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить упр. 30 (с. 23).)

    Рефлексия

Работа по карточкам

    Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова.

Вариант 1

Золотая осень замела дорожки в парке. (Золотая осень, замела до­рожки, замела в парке.)

Вариант 2

Поздней осенью льют холодные дожди. (Холодные дожди, льют осе­нью, поздней осенью.)

    Подведение итогов урока

    Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

    Что значит «выписать из предложений словосочетания»? Как это сделать?

    Какое слово в словосочетании является главным?

    Какое слово является в словосочетании зависимым?

    Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?

Домашнее задание

Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).