geoschool 1. ru
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10.
Составление плана местности.
Составление плана местности полярной съемкой.
Вспоминаем: понятие «ориентирование», основные и промежуточн6ые стороны горизонта, азимут.
Повторяем приемы определения направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба.
На планшете в верхнем левом углу вертикально проводят стрелку «Север- Юг». Внизу указывают масштаб.
Каков порядок составления и оформления плана местности?
Ход работы:
Определите свое место нахождения по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам из одного места - места наблюдения.
Определите с помощью компаса основные стороны горизонта и направлений на окружающие объекты, а также расстояние (в парах шагов) до этих объектов.
Полученные результаты занесите в таблицу, и с помощью условных знаков объекты обозначаются на плане.
Наблюдаемый объект | Расположение по отношению к месту наблюдения | Расстояние до объекта |
|
Северо-запад Северо-восток |
На заметку!
Азимут. Или как пользоваться компасом на местности.
Составление плана местности по описанию.
Ход работы:
На листе бумаги, с краю обозначьте стрелкой направления «север-юг». На планах местности север соответствует верхней рамке.
Прочитайте текст описания местности.
Обратите внимание на расстояния, указанные в тексте. Выберите масштаб. План не должен быть очень мелким.
В ходе выполнения работы обращайтесь к образцу плана местности в атласе. Размер условных знаков должен соответствовать масштабу. Изображения знаков должны соответствовать общепринятым и быть выполнены аккуратно.
Сначала начертите план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту и начертите окончательный цветной вариант.
Описание территории.
По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.
В детстве мы с ребятами часто играли в пиратов. Самое интересное в этой игре (для меня) было рисовать карту сокровищ и отмечать на ней секретным символом (крестиком) положение клада. Но карта ли это была? Расскажу.
Детская карта сокровищ
Под планом местности понимают чертеж какого-либо участка не особо крупного по размерам. Его выполняют в крупном масштабе, не привязывая объекты к географическим координатам.
А значит, то что мы, дети, называли картой, скорее, можно считать планом местности. Ведь все объекты изображались с предельной детализацией и в крупном масштабе. Например, деревья, какие-то особенные кусты, небольшие постройки и даже камни. А о географической широте и долготе мы в те годы даже не знали.
Такими чертежами могут пользоваться туристы, лесники, коммунальные и аварийные службы, строители, фермеры на сельскохозяйственных угодьях и все, кому необходим детальный план местности.
План местности может быть контурным или топографическим. На первом изображают только расположение объектов относительно друг друга и их примерные контуры.
Топографический план содержит дополнительно информацию о рельефе местности.
Условные знаки это своего рода «азбука», при помощи которой на плане
обозначают различные объекты. Они бывают нескольких видов:
Знаете ли вы, что древнейшими картами были своеобразные топографические планы местности, нарисованные острой палочкой, перышком, углем, золой, кровью.
Позже они стали основой для составления карт. В этой статье мы разберем, местности.
Наука о составлении географических карт называется картографией. История этой интересной области знания насчитывает целые века. Карты наносились на самые разные поверхности:
Сейчас каждый знает, что географическая карта — это изображение поверхности земли на плоскости в уменьшенном виде. Давайте рассмотрим ее подробнее.
Ранее упоминалось, что примитивные планы были прародителями современных карт. Составляющему любую из них придется ответить на ряд вопросов, прежде чем изобразить план местности:
Ведь каждый такой план требует использования специальных условных знаков, принятых за основу во всем мире. Но сначала следует определиться с масштабом, а после необходимо выбрать место, с которого топографу будет отлично виден весь участок, план которого запланировано начертить. Кстати, при построении плана местности не учитывается кривизна поверхности земли.
А знаете ли вы, что для создания современных планов местности используется разнообразная специализированная техника: вертолеты, самолеты, дроны и спутники.
Для успешной работы в картографическом направлении советуем изучить не только, что такое план местности, но и освоить разные методы его съемки.
Например, при проведении полярной съемки сначала определяется север, после чего наносится точка, с которой собственно и проводится съемка (для этого определяется азимут и наносятся дополнительные оси). Затем рисуются базовые ориентиры (памятники, столбы углы и направляющие домов и т. д.), а потом уже измеряются остальные азимуты (углы между объектом и направлением на север) для каждого предмета, отображаемого на плане.
Под объектами подразумеваются все элементы местности, изображаемые на заборы, дороги, столбы, мосты, деревья, кусты, клумбы, спортивные площадки, реки, озера, холмы, остановки, стоянки.
Глазомерная съемка — самый доступный способ. Все измерения выполняются при помощи простых приспособлений.
К планшету прикрепляется чистый лист бумаги, а в верхнем углу фиксируют компас. Сверяясь с прибором, проводят стрелку с севера на юг. Потом определяют азимуты объектов, которые обозначаются условными знаками. На завершающем этапе удаляют все вспомогательные линии.
При маршрутном способе съемки весь путь с учетом всех поворотов разбивается на участки и выбираются точки остановок, с которых просматриваемая область наносится на планшет.
Прочесть карту или план, ничего не упустив, не так-то просто. Чтобы наиболее полно понять, что такое план местности, следует изучить условные обозначения. И поверьте, это не сложнее, чем выучить дорожные знаки.
Как уже говорилось,— это специальные обозначения, которые применяются для изображения типичных объектов. Они одинаковы для любого региона, для любого уголка мира.
В топографии условные знаки принято подразделять на следующие виды:
Итак, мы узнали, что такое план местности, а для его самостоятельного построения необходимо усвоить следующие понятия: масштаб, азимут, способы съемки плана и методы измерения расстояний на местности (рулетка, мерная лента, полевой циркуль).
Урок по познанию мира "Рисунок и план местности"
ЦЕЛЬ УРОКА:
познакомить с понятиями «рисунок», «план», «карта».
создать условия для формирования навыка работы с планом;
содействовать формированию интереса к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: различные предметы, их рисунки и планы.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель. В руках у меня конверт. В конверте задания на урок. Интересно, что в нем?
2. Актуализация знаний.
Учитель. На конверте надпись: «Вскрыть только после прохождения проверки домашнего задания».
Проверка домашнего здания.
Тест. Подчеркните правильный ответ.
1.Соедини линиями правильно
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА
Корпус. Шкала с делениями.Стрелка.
4)Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?
Север. Восток. Юг.
Проверка по ключу.
Ответы: 2. По компасу.
3. Стрелка
4. На Север
5. Восток.
Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. (Из конверта учитель достаёт нарисованный план, смотреть Рисунок1 ).
Рисунок 1
Что это такое? Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске. ПЛАН.
Посмотрим, что еще здесь написано. «Помогите найти клад»! По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:
* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;
* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;
* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.
Формулирование темы урока: должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.
3. Совместное открытие нового материала.
Введение понятия “рисунок”.Учитель. Посмотрите на предметы: стакан, спичечный коробок, литровая банка, песочные часы. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)
Почему вы сделали это легко? Что же такое рисунок?
Рисунок – это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой. Записать в тетрадь.
Введение понятия “план”.
Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение
Учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху. Как вы догадались? Что же такое план?
План – вид предмета сверху. Записать в тетрадь.
- Зачем люди чертят планы?
Кому они нужны?
Прежде чем построить нашу школу, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.
Посмотрите на план нашего этажа, который я сняла в коридоре. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара. У вас на партах лежит атлас для начальной школы, на 5 странице рассмотрите план местности.
План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки.
Физминутка
4.Работа с учебником.
Давайте рассмотрим условные знаки. С.37.
Как обозначаются дома? Река и мост? Дороги? Разнообразные растения?
Используя условные обозначения в учебнике, давайте попробуем отыскать клад. Я раздам вам такие же планы как на доске.
– Работать будем в парах.
– На что следует обратить внимание перед выполнением работы? Нужно учесть направление сторон света. (На плане обозначаются «Север» - С и «Юг» - Ю.
Теперь слушайте дорогу к кладу.
Из южных окон этого домика, виден фруктовый сад. (Найдите этот домик). Выйдя из дома, переходим через речку по ближайшему мосту. Потом пересекаем фруктовый сад, доходим до кустарников и движемся по берегу реки на север до моста. Дошли? Далее переходим мост, идем по лесной дороге до родника. Вдоль ручья доходим до болота. Здесь находится избушка на курьих ножках, а в ней клад.
– Кому удалось найти дом Бабы-Яги? Нарисуйте ее на плане. Клад – это конфеты, которые вы получите на перемене.
5. Постановка проблемы
– Мы говорили, что план – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху.
Но как вы думаете, то расстояние, которое мы с вами прошли поместится на листочке?
Введение понятия “масштаб”.
Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане. Записать в тетрадь.
– На плане изображена небольшая территория, используется крупный масштаб.
– Где же можно использовать умение читать план?
Покажем, чему научились на уроке.
6. Самостоятельное применение знаний
А). Что такое план?
Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).
Б). Начертим план нашего стола. Как это сделать? (Мы не можем поднять стол и приложить его к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно стол измерить и перенести эти размеры на доску.
(Дети измеряют длину и ширину стола. Учитель на доске записывает размеры). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше?
Надо уменьшит ь изображение.
Уменьшим размеры стола в 10раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
7. Домашнее задание. Стр. в учебнике35 – 38 учить, работа в тетради стр.17.
Тест. Ф.И.______________________________________________________________________
1.Соедини линиями правильно
ГОРИЗОНТ где, кажется, что небо как бы сходится с землей
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТАприбор для точного определения сторон горизонта.
КОМПАС земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.
2) По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?
По Солнцу. По компасу. По Полярной звезде.
3) Какая часть у компаса самая главная?
Корпус. Предохранитель. Шкала с делениями. Стрелка. Стержень.
4) Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?
На запад. На восток. На север. На юг.
5) Какая сторона горизонта расположена напротив запада?
Север. Восток. Юг.
Как составить план местности . Предположим, вам требуется составить план местности, изображённой на рисунке.
1-2. Составление плана местности. 3. Планшет для съёмки местности.
Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.
Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками.
Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр условного знака - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.
Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.
Другие способы съёмки местности . Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите азимуты на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.
Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.
4. Визирование на объект. 5. Изображение линий визирования на различные объекты с указанием расстояний до них.
Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.
1. Маршрутная съёмка участка местности начинается с первой точки стояния (1 Т. С.). Далее на планшет наносятся объекты, видимые со второй, третьей и четвёртой точек стояния. В результате получается план участка местности.