Составление плана местности. Составление простейших планов местности. Полярная съемка местности

Который передвигается с определенной цикличностью и частотой. Отличается постоянством физико-химических свойств и конкретной географической расположенностью. Бывает холодным или теплым в зависимости от принадлежности к полушариям. Каждый такой поток характеризуется повышенной плотностью и давлением. Измеряется расход водных масс в свердрупах, в более широком смысле - в единицах объема.

Разновидности течений

В первую очередь циклично направленные потоки воды характеризуются по таким признакам, как устойчивость, скорость движения, глубина и ширина, химические свойства, воздействующие силы и т. д. Исходя из международной классификации, течения бывают трех категорий:

1. Градиентные. Возникают при воздействии на изобарические слои воды. Градиентное океаническое течение - это такой поток, который характеризуется горизонтальными перемещениями изопотенциальных поверхностей акватории. По первоначальным признакам они делятся на плотностные, барические, стоковые, компенсационные и сейшевые. В результате сточного течения образуются осадки и таяние льда.

2. Ветровые. Определяются наклоном уровня моря, силой воздушного потока и колебаниями плотности масс. Подвидом является дрейфовое Это поток воды, вызванный сугубо действием ветра. Колебаниям подвергается только поверхность бассейна.

3. Приливные. Проявляются наиболее сильно на мелководье, в устьях рек и у побережья.

Отдельным видом течения является инерционное. Оно обуславливается действием сразу нескольких сил. По изменчивости движения различают постоянные, периодические, муссонные и пассатные потоки. Последние два определяются направлением и скоростью посезонно.

Причины океанических течений

В настоящий момент циркуляция вод в мировой акватории только начинает подробно изучаться. По большому счету, конкретная информация известна только о поверхностных и малоглубинных течениях. Главная загвоздка заключается в том, что океанографическая система не имеет четких границ и находится в постоянном движении. Она представляет собой сложнейшую сеть потоков, обусловленную различными физическими и химическими факторами.

Тем не менее на сегодняшний день известны следующие причины океанических течений:

1. Космическое воздействие. Это самый интересный и одновременно сложный для изучения процесс. В данном случае течение обуславливается вращением Земли, воздействием на атмосферу и гидрологическую систему планеты космических тел и т. д. Яркий пример - приливы.

2. Воздействие ветра. Циркуляция вод зависит от силы и направления воздушных масс. В редких случаях можно говорить о глубинных течениях.

3. Разность плотностей. Потоки образуются благодаря неравномерному распределению солености и температуры водных масс.

Атмосферное воздействие

В мировой акватории такого рода влияние обуславливается давлением неоднородных масс. Вкупе с космическими аномалиями потоки воды в океанах и более маленьких бассейнах изменяют не только свое направление, но и мощность. Особенно это заметно в морях и проливах. Ярким примером может служить Гольфстрим. В начале своего пути он характеризуется повышенной скоростью.

Во Гольфстрим разгоняется одновременно и противными, и попутными ветрами. Такое явление образует цикличное давление на слои бассейна, разгоняя поток. Отсюда в определенный период времени происходит значительный отток и приток большого количества воды. Чем слабее давление атмосферы, тем выше прилив.

Когда уровень воды понижается, уклон Флоридского пролива становится меньше. Из-за этого значительно уменьшается скорость течения. Таким образом, можно сделать вывод, что повышенное давление снижает силу потока.

Воздействие ветра

Связь между потоками воздуха и воды настолько крепка и одновременно проста, что ее тяжело не заметить даже невооруженным взглядом. Издавна мореплаватели умели рассчитывать подходящее океаническое течение. Это стало возможным благодаря работам ученого В. Франклина о Гольфстриме, датируемым 18 веком. Спустя несколько десятилетий А. Гумбольдт указал именно ветер в списке главных воздействующих на водные массы посторонних сил.

С математической точки зрения теорию обосновал физик Цепприц в 1878 году. Он доказал, что в Мировом океане происходит постоянная передача поверхностного слоя воды на более глубинные уровни. При этом главной воздействующей на движение силой становится ветер. Скорость течения в этом случае убывает пропорционально глубине. Определяющим условием постоянной циркуляции вод является бесконечно долгое время действия ветра. Исключением считаются лишь пассатные потоки воздуха, которые обуславливают движение водных масс в экваториальной полосе Мирового океана посезонно.

Разность плотностей

Воздействие данного фактора на водную циркуляцию является важнейшей причиной течения в Мировом океане. Масштабные исследования теории приводились международной экспедицией Challenger. Впоследствии работы ученых были подтверждены скандинавскими физиками.

Неоднородность плотностей водных масс является результатом действия сразу нескольких факторов. Они всегда существовали в природе, представляя собой непрерывную гидрологическую систему планеты. Любое отклонение температуры воды влечет за собой изменение ее плотности. При этом всегда наблюдается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше температура, тем ниже плотность.

Также на разность физических показателей влияет агрегатное состояние воды. Замерзание или испарение увеличивает плотность, выпадение осадков - ее уменьшает. Воздействует на силу течения и соленость водных масс. Она зависит от таяния льдов, осадков и уровня испарения. По показателям плотности Мировой океан достаточно неравномерен. Это касается и поверхностных, и глубинных слоев акватории.

Течения Тихого океана

Общая схема потоков определяется циркуляцией атмосферы. Так, восточный пассатный ветер способствует формированию Северного течения. Оно пересекает акваторию от Филиппинских островов до побережья Центральной Америки. Имеет два рукава, которые питают индонезийский бассейн и Экваториальное океаническое течение Тихого океана.

В самыми крупными потоками акватории являются Куросио, Аляскинское и Калифорнийское течения. Первые два - теплые. Третий поток являет собой холодное океаническое течение Тихого океана. Бассейн Южного полушария формируют Австралийское и Пассатное течения. Чуть восточнее центра акватории наблюдается Экваториальное противотечение. У берегов Южной Америки имеет место ответвление холодного Перуанского потока.

В летнее время в районе экватора действует океаническое течение Эль-Ниньо. Оно оттесняет холодные массы воды Перуанского потока, формируя благоприятный климат.

Индийский океан и его течения

Для северной части бассейна характерна сезонная смена теплых и холодных потоков. Такая постоянная динамика вызвана действием муссонной циркуляции.

В зимний период главенствует Юго-Западное течение, которое берет начало в Бенгальском заливе. Немногим южнее находится Западное. Это океаническое течение Индийского океана пересекает акваторию от побережья Африки до Никобарских островов.

Летом восточный муссон способствует значительному изменению поверхностных вод. Экваториальное противотечение смещается на глубину и заметно теряет свою силу. В результате его место занимают мощные теплые Сомалийское и Мадагаскарское течения.

Циркуляция Ледовитого океана

Главной причиной развития подводного течения в этой части Мирового океана является мощный приток водных масс из акватории Атлантики. Дело в том, что многовековой покров льда не дает атмосфере и космическим телам воздействовать на внутреннюю циркуляцию.

Важнейшим течением акватории Ледовитого океана считается Северо-Атлантическое. Оно пригоняет огромные объемы теплых масс, не давая температуре воды опуститься до критических показателей.

За направление дрейфа льда отвечает Трансарктическое течение. Из прочих наиболее крупных потоков можно выделить Ямальское, Шпицбергенское, Норткапское и Норвежское течения, а также ответвление Гольфстрима.

Течения Атлантического бассейна

Соленость акватории океана крайне велика. Зональность водной циркуляции является наислабейшей среди прочих бассейнов.

Здесь главное океаническое течение - Гольфстрим. Благодаря ему средние температурные показатели воды держатся на отметке +17 градусов. Это теплое океаническое согревает оба полушария.

Также наиболее важными потоками бассейна являются Канарское, Бразильское, Бенгельское и Пассатное течения.

И зготовление плана местности – задача трудоёмкая. Давно канули в Лету те времена, когда землю измеряли шагами или по принципу «куда шапка долетит». В современном мире приватизированный участок – надежное вложение финансовых средств, а соседские войны могут вестись годами даже за несколько сантиметров земли. План местности , сделанный своими руками и без привлечения сертифицированных геодезистов или землеустроителей, юридической силы не имеет, но в случае следования определенному алгоритму может быть достаточно точен и даёт представление о конфигурации земельного участка и его площади.

Видео-версия статьи

Необходимые материалы и инструменты для составления схемы местности

Чтобы нарисовать план участка своими руками, нам понадобится рулетка (чем длиннее, тем лучше) и бумага для записи. На этапе обработки полученных данных не помешает вооружиться калькулятором, а вычерчивать план удобнее всего на миллиметровой бумаге.

Полевые работы

В геодезии «полевыми работами» называют непосредственное измерение участка. Выполняются они в государственной системе координат → (по ссылке рассказано как работать тахеометром) или с помощью GPS-наблюдений.

Начнём с дома. Обмеряйте его по периметру, фиксируя полученные значения длин линий.

Для полноты картины нам желательно выйти в исходную точку. Как видно из иллюстрации, синей стрелочкой показаны промеры внутри помещения. Для получения наружных размеров, к полученному значению надо прибавить толщину стен (рис. 1б). Теперь мы имеем жесткий контур дома, который станет основой для плана, изготовленного своими руками.

Наносим промеры остальных сооружений на участке. В случае если базисная и измеряемая линия параллельны достаточно будет одного промера.

В прочих случаях понадобится два и более промеров. В геодезии этот метод называется методом створов и перпендикуляров.

Если бы на участке находилось отдельно стоящее строение, схема замеров выглядела бы как показано на рисунке 1в.

На местности не всегда получается отложить прямой угол, поэтому контролем измерений может служить замер диагоналей (рис. 1г).

Этот метод в геодезии называется методом линейных засечек. Таким же образом мы получим крайние точки поворота границы участка, учитывая, что большинство значений на тот момент у нас уже будут известны (рис. 1д).

На практике не всегда есть возможность получить точные размеры из-за загруженности участка, поэтому воспользуемся методом параллельного переноса .

Мы смещаем рулетку параллельно измеряемой величине, чтобы обойти препятствие. В этом случае длина искомой стороны будет равна сумме замеров синей и красных линий на чертеже (рис. 2).

Итогом нашей работы станет абрис с размерами, которые мы и превратим в план участка, нарисованный своими руками (рис 3 а).

Если все размеры не помещаются на чертеже, вынесите их на отдельный листок бумаги.

Камеральные работы

Под этим термином в геодезии понимают обработку полученных значений. Для удобства работу ведём, соблюдая пропорции между реальным изображением и его размерами на бумаге, т. е. в масштабе. В нашем случае для наглядности мы будем использовать масштаб 1:200 (в 1 см плана 2 метра натуры). Начинаем с базовой линии, проводя её параллельно линиям миллиметровки. Наш размер 19,13 м на плане будет соответствовать линии 9,6 см 19,13/2=9,565).

Линейные засечки мы выполняем циркулем, метод перпендикуляров переносится на чертёж с помощью линейки (рис. 3б). Данный план участка, нарисованный своими руками, можно использовать для определения площади.

Так как работу мы вели в масштабе, то можем подсчитать площадь полученной фигуры как сумму площадей полных квадратов миллиметровки и неполных, которые состоят из треугольников, прямоугольников или квадратов (рис 3в).

В заключении о составлении, плана, схемы участка, местности

План участка, полученный подобным образом, имеет некоторые погрешности измерений по сравнению с профессиональной геодезической съемкой, однако при качественном исполнении расхождения с топосъемкой будут минимальными. На практике такой способ даёт погрешность не более 6% от реальной величины, а в случае принятия другой стороны участка в качестве базовой и усреднения результатов двух измерений точность повышается в несколько раз.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку . Успехов вам, и добра вашей семье!

Урок по познанию мира "Рисунок и план местности"

ЦЕЛЬ УРОКА:

    познакомить с понятиями «рисунок», «план», «карта».

    создать условия для формирования навыка работы с планом;

    содействовать формированию интереса к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: различные предметы, их рисунки и планы.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. В руках у меня конверт. В конверте задания на урок. Интересно, что в нем?

2. Актуализация знаний.

Учитель. На конверте надпись: «Вскрыть только после прохождения проверки домашнего задания».

Проверка домашнего здания.

Тест. Подчеркните правильный ответ.

1.Соедини линиями правильно

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

Корпус. Шкала с делениями.Стрелка.

4)Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?

Север. Восток. Юг.

Проверка по ключу.

Ответы: 2. По компасу.

3. Стрелка

4. На Север

5. Восток.

Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. (Из конверта учитель достаёт нарисованный план, смотреть Рисунок1 ).

Рисунок 1

Что это такое? Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске. ПЛАН.

Посмотрим, что еще здесь написано. «Помогите найти клад»! По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:

* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;

* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;

* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.

Формулирование темы урока: должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.

3. Совместное открытие нового материала.

Введение понятия “рисунок”.Учитель. Посмотрите на предметы: стакан, спичечный коробок, литровая банка, песочные часы. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)

Почему вы сделали это легко? Что же такое рисунок?

Рисунок – это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой. Записать в тетрадь.

Введение понятия “план”.

Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение

Учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху. Как вы догадались? Что же такое план?

План – вид предмета сверху. Записать в тетрадь.

- Зачем люди чертят планы?

Кому они нужны?

Прежде чем построить нашу школу, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.

Посмотрите на план нашего этажа, который я сняла в коридоре. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара. У вас на партах лежит атлас для начальной школы, на 5 странице рассмотрите план местности.

План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки.

Физминутка

4.Работа с учебником.

Давайте рассмотрим условные знаки. С.37.

Как обозначаются дома? Река и мост? Дороги? Разнообразные растения?

Используя условные обозначения в учебнике, давайте попробуем отыскать клад. Я раздам вам такие же планы как на доске.

– Работать будем в парах.
– На что следует обратить внимание перед выполнением работы? Нужно учесть направление сторон света. (На плане обозначаются «Север» - С и «Юг» - Ю.

Теперь слушайте дорогу к кладу.
Из южных окон этого домика, виден фруктовый сад. (Найдите этот домик). Выйдя из дома, переходим через речку по ближайшему мосту. Потом пересекаем фруктовый сад, доходим до кустарников и движемся по берегу реки на север до моста. Дошли? Далее переходим мост, идем по лесной дороге до родника. Вдоль ручья доходим до болота. Здесь находится избушка на курьих ножках, а в ней клад.
– Кому удалось найти дом Бабы-Яги? Нарисуйте ее на плане. Клад – это конфеты, которые вы получите на перемене.

5. Постановка проблемы

– Мы говорили, что план – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху.

Но как вы думаете, то расстояние, которое мы с вами прошли поместится на листочке?

Введение понятия “масштаб”.

Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане. Записать в тетрадь.

– На плане изображена небольшая территория, используется крупный масштаб.
– Где же можно использовать умение читать план?

Покажем, чему научились на уроке.

6. Самостоятельное применение знаний

А). Что такое план?

Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).

Б). Начертим план нашего стола. Как это сделать? (Мы не можем поднять стол и приложить его к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно стол измерить и перенести эти размеры на доску.

(Дети измеряют длину и ширину стола. Учитель на доске записывает размеры). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше?

Надо уменьшит ь изображение.

Уменьшим размеры стола в 10раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

7. Домашнее задание. Стр. в учебнике35 – 38 учить, работа в тетради стр.17.

Тест. Ф.И.______________________________________________________________________

1.Соедини линиями правильно

ГОРИЗОНТ где, кажется, что небо как бы сходится с землей

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТАприбор для точного определения сторон горизонта.

КОМПАС земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

2) По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?

По Солнцу. По компасу. По Полярной звезде.

3) Какая часть у компаса самая главная?

Корпус. Предохранитель. Шкала с делениями. Стрелка. Стержень.

4) Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?

На запад. На восток. На север. На юг.

5) Какая сторона горизонта расположена напротив запада?

Север. Восток. Юг.

Инструкция

Для создания топографического плана изучите специальные условные знаки, которые используются для того, чтобы отмечать ими объекты, расположенные на местности – дороги, коммуникации, строения, гидрографические объекты и растительность.

Если вы хотите сделать такой план по глазомерной съемке, то выберите самую высокую точку, откуда будет виден весь участок, на который вы хотите сделать план. Лист белой бумаги прикрепите к жесткому основанию – планшету. Выберите масштаб, необходимый для того, чтобы весь участок поместился . Начертите стрелку -юг и при изготовлении плана сориентируйте планшет, установив его на плоской жесткой основе, по .

Нанесите на плане точку своего стояния и с помощью линейки нанесите направления на интересующие вас объекты и основные ориентиры, расположенные в данной местности . К ним можно отнести водонапорные , трубы, отдельно стоящие здания и деревья, перекрестки дорог.

Направление на каждую такую точку измерьте по азимуту – углу между направлением и направлением на объект. Отложите это направление на плане при помощи транспортира. На этом направлении отмечайте до каждой точки в выбранном масштабе. Его можно измерить шагами или парами шагов и перевести затем в метры и сантиметры, соответствующие выбранному масштабу.

Основные точки, выбранные как ориентиры, отразите на плане теми условными знаками, которые им соответствуют. Оглядите внимательно местность и нанесите по шаговым промерам или «на глаз» остальных объектов, которые вы хотите видеть на плане – линейные объекты: реки, дороги, границы растительности, ограждения. Там же вы можете отметить овраги, ямы или возвышенности, холмы, с указанием приблизительной их глубины или высоты.

Полезный совет

В качестве удобной и точной подосновы вы можете воспользоваться космическими снимками высокого разрешения, которые можно распечатать в картографических сервисах Google Earht или Yandex Maps.

Сбылась ваша мечта, вы стали собственником садового участка или загородного дома. Вам хочется делать все сразу: сажать цветы, строить беседку, выкапывать песочницу для детей. Не стоит торопиться. Прежде чем начинать масштабную работу, вам тщательно нужно спланировать месторасположение всех объектов. Для этого возьмите карандаш, бумагу, подключите фантазию и вперед.

Вам понадобится

  • - геодезический план с указанием трасс подземных коммуникаций (газо- и водопровода, канализации) и уровня грунтовых вод

Инструкция

Определите формы и размеры . Чем больше , тем интереснее получится у вас . Независимо от формы участка , имея в наличие хорошо развитую фантазию, на нем можно расположить все желаемые объекты и он будет отличаться своей нестандартностью. Если участок небольшой, не следует загромождать его мелкими деталями, еще больше уменьшая его зрительно.

Сформулируйте для себя назначение участка : будет ли это с огородом, может в будущем вы планируете там дом или вы хотите облагородить и . В зависимости от этого, нужно определиться с количеством объектов, которые вы хотите разместить на участке. Чаще всего это дом, баня, туалет, сарай, декоративные цветники, сад, огород, газон, площадка для детей, дорожки для хождения и т.п.

Нарисуйте план участка сегодня, такой как он есть. Обозначьте границы, расположение транспортной развязки и все объекты, которые имеются участке: постройки, посадки, водопроводные линии, центральная канализация и многое другое. Если участок неровный, следует указать схематично направление уклона. Все должно быть скрупулезно измерено и нанесено на план участка .

Нанесите на план все желаемые объекты. При этом нужно учитывать санитарные нормы и , взаимосвязь объектов и их взаимное влияние. Так, например, грядки на огороде лучше располагать на солнечной стороне, вдали от деревьев, а плодовые деревья и ягоды - так, чтобы им хватало влажности, но при этом корни находились вдалеке от грунтовых вод, а также учтите разрастание кустарников в будущем. Если вы думаете построить на участке баню, вам нужно решить, где будет располагаться слив для воды. Сточная яма и слив воды не должны находиться колодца или скважины с питьевой водой.

Обратите внимание на особенности ландшафта. Если участок ровный, там можно посадить газон или сделать детскую площадку. Там, где много неровностей можно посадить альпийскую горку. Не торопись выкорчевывать деревья, они могут не только прекрасно вписаться в композицию общего вида участка , но и удачно дополнить ее.

Видео по теме

Обратите внимание

Учитывайте санитарные нормы и правила.

Полезный совет

При нестандартном участке с неровностями, воспользуйтесь услугами ландшафтного дизайнера, он поможет вам скрыть видимые недостатки почвы.

Еще древние путешественники и исследователи рисовали карты целых континентов, до сих пор поражающие своей точностью, но начинали они наверняка с создания планов местности. План местности – это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности в ортометрической проекции, как если бы направление взгляда человека, смотрящего на него сверху, был перпендикулярно этой поверхности.

Для чего нужны планы и карты местности

Если вы посмотрите на спутниковый снимок и топографическую карту одного и того же участка поверхности Земли, вы сразу же увидите разницу между ними. На снимке, так же, как и на карте, будут видны дороги и строения, растительные контура и лесные массивы, но никакие параметры и характеристики этих объектов недвижимости вы по снимку не получите. В то же время по карте, где те же объекты нанесены в виде условных знаков, вам будет понятно все. С помощью условных знаков и надписей к ним будет отмечено: из какого материала построено то или иное здание и сооружение, сколько в нем этажей и является ли оно жилым; материал покрытия дорог их ширина и назначение; какие растения преобладают на том тили ином участке, покрытом растительностью; какие породы деревьев растут в лесном массиве, какова средний диаметр их стволов и средняя высота крон.

План местности отличается от такой карты только более крупным масштабом, поэтому на нем, как правило, изображена поверхность меньшей площадью, а также большей детализацией. На планах масштабов 1:500 и крупнее отражается буквально каждый куст и каждое дерево, даже груда камней, существует и такой условный знак. Чем мельче масштаб карты, тем она менее детализирована, но тем большую поверхность она позволяет охватить. Планы и карты местности используются для получения объективного представления о расположении объектов недвижимости, в том числе и в ситуационном плане, с учетом того, как далеко и в какой стороне от них расположены другие объекты.

План земельного участка

Планы земельных участков, которые имеются у каждого собственника такого участка, являются частным примером плана местности. Если на этом плане имеются отметки высот точек поверхности, нанесены построенные здания и подсобные строения, ограды, садовые дорожки, беседки и огородные грядки, вы имеете, по сути, трехмерную модель местности. Такая модель является основой для планирования территории земельного участка и работ по ландшафтному дизайну, она значительно облегчает проектирование и прокладку инженерных коммуникаций.

В том случае, когда вы приобрели участок, чтобы построить на нем новый дом, такой план местности просто необходим. Существуют программные продукты, которые позволяют смоделировать рельеф этого участка и визуализировать его. Вы сможете, например, выбрать оптимальное место для постройки дачи или коттеджа с учетом имеющегося проекта.

Технологическая карта урока географии 6 класс

Урок №7. Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПЛАНОВ МЕСТНОСТИ.

Практическая работа №3.Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений. Практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о глазомерной съемке местности; создать условия для формирования умения составлять простейший план небольшого участка местности методом глазомерной маршрутной съемки

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Понятие о плане местности

План урока

    Способы глазомерной съемки местности.

    Знакомство с оборудованием для глазомерной съемки местности и способами его применения.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Глазомерная съемка: полярная, маршрутная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся называть и показывать полярный и маршрутный методы глазомерной съемки.

Получат возможность научиться составлять простейший план небольшого участка местности методом маршрутной съемки

Познавательные : оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные : умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Регулятивные : владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Формы

контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему урока, определяют цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа и индивидуальная работа

II. Актуализация знаний

Беседа, работа с рисунками на доске

1. Организует беседу по вопросам:

1) Сравните планы с аэрофотоснимками и рисунками одной местности, используя материал электронного приложения.

2) Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабах

1: 35000; в 1 см - 6 км?

3) Как определяется относительная высота? Что называют рельефом?

4) Что такое абсолютная высота? Для чего используют горизонтали?

2. Организует беседу по вопросам к рисунку на доске (Приложение 1)

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Организует работу с текстом учебника, с. 24-26, по составлению плана глазомерной съемки (Приложение 2)

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, систематизируют и обобщают знания

Индивидуальная и фронтальная работа с текстом учебника

Устные ответы, запись плана в тетрадь

Беседа по рисункам 14, 15, 16, 17, с. 24-26

Организует беседу с целью проверки усвоения нового материала:

Что общего и в чем различия у полярной и маршрутной съемок?

В каких случаях нужно использовать каждую из съемок?

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Практикум «Составление плана местности методом маршрутной съемки»

Составляют план местности

Работа в группах

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 7

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Беседа

Вопросы к рисунку 1:

1) Покажите СП и ЮП, экватор, ось.

2) Как в каждом направлении вращается Земля?

Вопросы к рисунку 2:

1) Укажите стороны горизонта.

2) Определите азимут.

3) Назовите условные знаки.

Приложение 2

Составление плана-памятки глазомерной съёмки

Вы знаете, что такое масштаб и для чего он необходим, умеете определять стороны горизонта и азимут. Знаете, как изображаются предметы и рельеф на бумаге. Как использовать имеющиеся знания и умения для построения планов местности?

Для составления топографических планов необходимо знать, как выполняются съемки местности.

Задание . Используя текст учебника, с. 24-25, составьте план для всех типов глазомерной съемки (полярная, маршрутная). (Можно использовать следующий метод работы: ученики читают по очереди текст учебника, отмечают пункты плана устно.По завершении работы учитель предлагает сравнить составленный коллективно план с планом практикума на местности, с. 26 в учебнике; обращает внимание детей на самые важные пункты плана.)

Например:

План глазомерной съемки

Полярная

Маршрутная

5. Выбрать и отметить точку наблюдения на бумаге.

6. Нанести на бумагу линии направления на объекты.

7. Отметить расстояние.

8. Географические объекты обозначить условными знаками

1. Съемка проводится с использованием планшета, компаса, визирной линейки, циркуля-измерителя, карандаша.

2. Выберите масштаб, учитывая размер участка местности и величины листа.

3. Произведите ориентирование планшета, чтобы С (север) на компасе совпал с северным концом его магнитной стрелки, которая должна быть параллельна краю планшета.

4. При помощи визирной линейки измерьте направления и расстояния на окружности объекта.

5. Отметить точку отправления.

6. Разбить весь путь на участки, учитывая все повороты.

7. Каждый участок пути отметить на планшете, как при полярной съемке.

8. Все видимые объекты обозначить условными знаками