Статусы в обществе иерархизированы. Введение, статусная иерархия, их характеристика и роль - иерархическая система статусов

Статусы в обществе иерархизированы.
Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе.
Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.
Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируются под влиянием двух факторов: а) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); б) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса).
В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична.
Так, в любом обществе статусы, связанные с осуществлением властных полномочий, являются одними из самых уважаемых, поскольку власть дает право распоряжаться наиболее ценными, дефицитными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе и т.д. В любом обществе всячески стремятся поддержать и престиж армии-защит-ницы Отечества, гаранта его целостности и независимости. Высоким престижем обладают и статусы, связанные с высоким уровнем образования, профессиональной подготовкой. В то же время в различных обществах имеются и существенные различия в определении престижности того или иного статуса, профессии. Так, пастух у одних народов - это малопривлекательный статус, ассоциируемый с малой образованностью, ограниченным кругозором, примитивным трудом, а у других народов это едва ли не героическая профессия, требующая мужества, отваги, доблести. Такое различие в оценке престижности одного и того же статуса объясняется культурой, принятыми в данном обществе приоритетами ценностей, традициями и обычаями. В достиженческих обществах всегда очень высоко ценятся образование, наука как условия высоких достижений, а приоритетной является личность. Синтез этих двух слагаемых приводит к тому, что в этих странах при достаточно высоком престиже статусов, связанных с властью (чиновник, руководитель и т.д.), наибольшим престижем пользуются статусы, сочетающие высокую образованность и предусматривающие обслуживание интересов личности, а не государства - статусы ученого, профессора, юриста, врача, социолога, психолога и др.
В обществах же бюрократизированных, где роль государства традиционно высока, статусы, связанные с властью (чиновник, руководитель и т.д.), всегда более значимы, чем в странах, где роль государства менее заметна.
465
Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений. В каждом обществе существуют подчас парадоксальные (не очень логичные), но очень тонкие «весы», которые в соответствии с традициями, ценностными приоритетами данного общества позволяют определить престижность.
Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов - материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Оно поощряет престижные статусы, отдает им дань уважения. Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, не только имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию - количественно выражает престижность данного статуса. (И низкая зарплата российского профессора, врача, учителя и т.д. вызывает протест не только по причине невозможности прожить на эту зарплату, но и потому, что является лучшим свидетельством того, как общество ценит этот труд, насколько он престижен.) За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознаграждение, человек менее престижного статуса - другое.
Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный ав-торитет, их выбирают в попечительские советы, приглашают на встречи с молодежью, о них пишут книги, снимают фильмы... Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа. Корпоративная солидарность, понятие о «чести и достоинстве дворянина», «офицерской чести», «долге ученого, учителя» - все это своеобразные формы самоконтроля для поддержания престижности собственного статуса.
Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности молодежи). Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.
Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.
В современном российском обществе буквально за одно десятилетие произошло крушение престижности одних статусов и резкий взлет престижности других. Так, еще, казалось бы, недавно в нашей
стране высоким престижем пользовались военно-промышленный комплекс и, соответственно, технические вузы, а профессия бухгалтера вызывала некоторое пренебрежение. Сегодня, наоборот, резко повысился престиж экономических, в том числе бухгалтерских, специальностей, менеджеров, юристов и т.д., что связано с глубокими преобразованиями в нашем обществе.
Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа. Статусная характеристика личности, казалось бы, СТАТУСНЫЕ статична - но только на первый взгляд. Статусы, ста-коллизии тусные притязания и разочарования, статусные шансы и несоответствия играют заметную роль в формировании социального самочувствия человека. Ведь одна из главных социальных движущих сил - это стремление людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Человек социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения.
Завершая рассмотрение ориентации личности в мире социальных статусов, проанализируем статусные коллизии, с которыми стал-киваются люди, стремясь занять определенный статус, поддержать его престиж и т.д.
Вначале разъясним некоторые явления, как правило, составляющие основу статусных коллизий или сопутствующие им.
Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) - это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, ува-жения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса.
Чем выше престижность статуса (основой которой является при-знание обществом данной функции важной, значимой для его фун-кционирования), тем выше уровень притязаний - и наоборот.
Статусное несоответствие (рассогласование) - это несоответствие материального, морального, экономического и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным притязаниям носителей данного социального статуса. (Яркий пример статусного несоответствия - уровень материального обеспечения офицеров российской армии.)
Рассмотрим некоторые статусные коллизии личности.
1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение в должности). Это распространенная ста-
467
тусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так же как и его престиж, но человек не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными, или сменил место жительства, место работы и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме человека, который глубоко переживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притязания, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-разному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психологическом отношении.
2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения («он всего лишь доцент»). В результате, в частности, снижается интерес молодежи к соответствующему статусу.
Снижение престижности статуса - это серьезная и опасная для представителей данной статусной группы и для общества (если речь идет о необоснованном снижении общественно значимого статуса) коллизия.
Ведь высокая престижность статуса (например, профессии, организации, учреждения, в котором работает человек), всегда является сильнейшим стимулом статусно-профессиональной де-ятельности. И вопрос не сводится лишь к получению высокого материального вознаграждения - большую стимулирующую роль играют и моральные, эмоциональные факторы поддержания высокого престижа, то уважение, привилегии, которыми пользуются представители данной профессии, учреждения. Причем в престижной статусной группе, организации эффективно срабатывают не только внутренние стимулы; в них выше уровень группового контроля, который ввиду авторитетности и референтнос-ти престижной группы (для ее членов) достаточно легко переходит в самоконтроль. Коллеги постоянно стремятся поддерживать высокую репутацию, признание, уважение к своей престижной организации.
Снижение же престижа сопровождается глубокими внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм, профессиональная честь, репутация.
В этом случае степень демотивации не менее ощутима, чем уровень падения материального вознаграждения. Снижение престижа статуса, социальных позиций группы, уважения к ней оказывает
огромное дополнительное, сугубо социальное (не сводимое лишь к материальному) депрессивное воздействие*.
При снижении престижа статуса возрастает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши.
Снижение престижности статуса приводит к существенному изменению положения представителей данной статусной группы в обществе. Ресурс, которым они обладают (контролируют), не признается дефицитным, поэтому снижаются авторитет этих людей, их способность оказывать влияние на представителей других статусных групп, исчезают статусные привилегии и т.д. В результате меняется круг знакомых, приятелей, выгодных и престижных связей. Человек перемещается в менее престижную нишу, где иные люди, иные возможности и иные социальные шансы.
3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями ме-нее престижной статусной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы.
Учителям московских школ и преподавателям московских вузов (показатели уровня материального положения у представителей обеих статусно-профессиональных групп были схожими) был задан вопрос: «С каким настроением вы смотрите в будущее?» Ответы «С тревогой и неуверенностью» или «Со страхом и отчаянием» были даны каждым третьим (35%) учителем, а среди преподавателей вузов они были более распространены - 46,6%, т.е. так ответил почти каждый второй опрошенный преподаватель вузов**.
Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уровнем жизни, но и с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы.
Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, соци-альной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непрестижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными.
* Поэтому, наверное, и опасно, рассматривая мотивацию профессионально-трудовой деятельности, пренебрегать морально-престижными ее составляющими ** См ¦ Эфендиев А.Г. Московский учитель: штрихи социологического портрета, с. 18-26

1. Перемещение индивида, социальной группы, влекущее изменение их социального статуса, можно отнести к
миграции
горизонтальной мобильности
вертикальной мобильности
эмиграции

2. Социальная роль – это
понимание индивидом своего места среди окружающих людей
отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям
характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса
положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное

3. Статусный набор – это
совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу
совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду
совокупность всех статусов, существующих в обществе
совокупность всех ролей в течение всей жизни индивида

4. Личный статус человека определяется
мнением большинства людей любой социальной группы
оценкой большинства людей малой социальной группы
оценкой малой социальной группы

5. Статусная иерархия – это
классификационный порядок неравенства социального престижа в зависимости от различного положения индивидов в социальной системе
система элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого
совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции
соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе

6. Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий какую-либо позицию в организации, называют
социальной ролью
социальным поведением
социальным статусом
социальной ориентацией

7. Положение индивида в малой группе называют его ___________ статусом
ролевым
сопутствующим
личным
малым

8. Примером смешанного социального статуса, то есть такого, который объединяет характеристики достигаемого и предписанного, является статус
мужчины
сына
безработного
женщины

9. Социальная позиция человека в группе или в обществе называется
амплуа
местом
ролью
статусом

10. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе называется
диффузия
дифференциация
стратификация
интеграция

11. Социальный статус – это позиция, занимаемая индивидом
в семье
в школьном классе
в первичной малой группе
в большой социальной общности

12. Понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов
ролевая дистанция
социальная дистанция
ролевой конфликт
производственные отношения

13.Совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве
страта
класс
социальная группа
малая группа

14. Совокупность всех социальных статусов данного общества
социальное пространство
статусное поле
статусный комплекс
статусный фон

15. Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус – это
действие
девиантное поведение
роль
организованное поведение

Стоит изменить один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в метро (эпизодический статус <пассажир>), а другой - передвигаться на собственной <Ауди> (<водитель-владелец собственной автомашины>).

Статусный портрет, составленный только лишь из социальных статусов, оказывается неполным. Мы не включили в него личные статусы и статусы ситуационные, или эпизодические. Если образование социальных статусов определяет общественное разделение труда, то про личные, или межличностные, статусы такого сказать нельзя. Они - плод системы распределения ролей в малой группе. Если мы добавим к совокупности социальных еще и личные статусы, то полностью установим портрет человека, который живет в этой квартире, относится к этому полу и имеет эту профессию.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству и т.д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином "ранг".

Статусный набор - это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. фиксирует положение человека в социальном пространстве, или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

Стоит изменить один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться неосновные.

Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основными. Наряду с ними существует группа неосновных, или эпизодических. К примеру, статус пассажира существует столько времени, сколько человек едет в троллейбусе, автобусе, поезде, такси, метро или летит на самолете. К эпизодическим относятся статусы пешехода, покупателя, больного, гостя, посетителя ресторана, ожидающего в очереди, и т.д.

Эпизодическим считается статус, который человек занимает временно.

Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фиксируется уже не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Конечно, все социальные и межличностные статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. Со смертью человека заканчивается его социальное время. Значит, графическое изображение социального пространства должно включать временнцю составляющую.

Главный статус личности - статус, определяющий положение человека в обществе. Часто главный статус обусловлен должностью, которую занимает человек. Главный статус отражается во внешнем поведении и облике, а также во внутренней позиции. Главный- статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего- статус, связанный с работой, профессией, для женщин- домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты. Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой.

Приписываемый и достигаемый статусы

Впервые употребил понятия «достигаемый» и «приписы ваемый статус» в современном понимании выдающийся аме риканский антрополог и социолог Ральф Линтон в 1936 году.

Приписываемым называется статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Биологическое наследование – раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул). Негр – биологический статус. Социальным статусом делает его положение данного статуса в обществе (отношение как к людям второго сорта в Бразилии). Таким образом, на биологическую сущность накладываются социальные характеристики. Свойство приписывать, то есть придавать то или иное социокультурное значение, присуще только человеческому обществу. Все природные явления, попадая в общественный оборот проходят процедуру приписывания, то есть наделения их новым качеством, которого у них раньше не было.

Похожая информация:

  1. I. В саду Эдемском было два дерева, одно - дерево жизни, другое - дерево познания добра и зла, и это означает, что человеку дана свобода выбора в духовных вопросах.

Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений.

Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса. За один и тот же объем усилий индивид престижного статуса потребует одно вознаграждение, индивид менее престижного статуса – другое.

Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет. Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа.

Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии. Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.

Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа.

4.2. Статусные коллизии

Статусная характеристика личности, казалось бы, статична – но только на первый взгляд. Статусы, статусные притязания и разочарования, статусные шансы и несоответствия играют заметную роль в формировании самочувствия индивида. ведь одна из главных социальных движущих сил – это стремление людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Индивид социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения.

Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) – это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса.

Чем выше престижность статуса (основой которой является признание обществом данной функции важной, значимой для его функционирования), тем выше уровень притязаний – и наоборот.

Статусное несоответствие (рассогласование) – это несоответствие материального, морального, экономического и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным притязанием носителей данного социального статуса.

Рассмотрим некоторые статусные коллизии личности.

1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение должности). Это распространенная статусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так же как и его престиж, но индивид не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме индивида, который глубоко переживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притязания, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-разному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психологическом отношении.

2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения. Снижение престижа сопровождается глубокими внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм, профессиональная честь, репутация. При снижении престижа статуса возникает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши.

3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями менее престижной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы. Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уровнем жизни, но с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы. Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, социальной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что не престижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными.

Глава V. Социальные роли

Зная социальный статус конкретного индивида, его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций.

Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который несет индивид, - это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус – это сами права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий.

Социальная роль – это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Существует и несколько иная точка зрения, что личность сознательно выбирает свои роли: «И выбор этот состоит не только (и даже не столько) в том, кем быть в рамках существующего разделения труда, сколько в том, каким быт ь » [Кон, 1967].

Роль – это деиндивидуализированный образец поведения индивида, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, индивид должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации данного общества.

Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: 1) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); 2) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса).

В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична.

Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений.

Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов - материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию - количественно выражает престижность данного статуса. За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознаграждение, человек менее престижного статуса - другое.

Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет. Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа.

Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии. Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.

Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа.

> Статусные коллизии.

Статусная характеристика личности, казалось бы, статична - но только на первый взгляд. Статусы, статусные притязания и разочарования, статусные шансы и несоответствия играют заметную роль в формировании самочувствия человека. ведь одна из главных социальных движущих сил - это стремление людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Человек социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения.

Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) - это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса.

Чем выше престижность статуса (основой которой является признание обществом данной функции важной, значимой для его функционирования), тем выше уровень притязаний - и наоборот.

Статусное несоответствие (рассогласование) - это несоответствие материального, морального, экономического и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным притязанием носителей данного социального статуса.

Рассмотрим некоторые статусные коллизии личности.

1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение должности). Это распространенная статусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так же как и его престиж, но человек не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме человека, который глубоко переживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притязания, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-разному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психологическом отношении.

2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения. Снижение престижа сопровождается глубокими внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм, профессиональная честь, репутация. При снижении престижа статуса возникает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши.

3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями менее престижной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы. Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уровнем жизни, но с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы. Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, социальной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непрестижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными.