Конспект логопедического занятия на тему перелетные птицы. Конспект логопедическогоо занятия на тему: "Перелетные птицы". VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.

Ход занятия.

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

3. «Не ошибись».

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие."

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

Физминутка.

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

8. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

9. Итог занятия «Птицы улетают на юг».

Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.

Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

Конец сентября – аисты, кукушки.

Середина октября – цапли.

Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.

Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.

Задачи:

образовательные

  • уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»;
  • закрепление в речи названий перелетных птиц;
  • Подбор прилагательных к существительным, согласование в роде;
  • Подбор глаголов к существительным, согласование в роде и числе;
  • закрепление навыков звукослогового анализа;
  • закрепление обобщающего понятия "Перелётные птицы";

развивающие:

  • развитие навыков синтеза слов из слогов;
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
  • развитие общей и мелкой моторики, координирование речи и движений;
  • развитие наглядно - образного восприятия;

воспитательные:

  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  • воспитание бережного отношения к природе родного края, птицам.

Содержание занятия:

I .Организационный момент.

Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:

Здравствуй, здравствуй,

Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)

Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поём (взмахи руками - крыльями)

С добрым утром! (ритмичные хлопки)

С ясным днём! (шаги на месте)

Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).

II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?

2017 год объявлен в России — годом экологии.

ЭКОЛО́ГИЯ - наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.

III .Основная часть.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Послушайте загадку:

Наступает до лета,

Приносит много света,

Под снегом воду

Отпускает на свободу(весна).

Логопед: Какие приметы весны вы знаете?

(картинки с приметами - на слайде)

Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.

Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).

Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?

Ученики : Голоса птиц.

Логопед : Ребята, еще одна примета весны - прилет птиц из жарких стран.

Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что - то новое - покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что - то не получилось - покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.

Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).

  1. Уточнение и расширение словаря.

Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.

На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.

  1. Слоговой анализ.

Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!

Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).

  1. Звукослоговой анализ.

А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.

5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.

6.Дидактическая игра - подобрать признаки к словам - названиям птиц.

Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах - какие они?

Например, зяблик (какой?) - стройный, нарядный, певчий.

Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная

Лебедь (какой?) - белый, крупный, благородный

Грач(какой?) - черный, важный, с блестящими крыльями

Соловей (какой?) - маленький, незаметный, голосистый .

Кукушка (какая?) - пестрая, хитрая, коварная.

7.Дидактическая игра «Сложные слова».

Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).

Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).

Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)

Физкультминутка «Лебеди».

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо, гордо умеют держаться

И бесшумно на воду садятся.

Взмахи руками;

Наклон вперед, руки в стороны,

Медленно поворачиваем голову вправо - влево

Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад;

Сесть на места.

8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.

Ласточка (что делает?) -летает, щебечет, ловит мошек.

Лебедь (что делает?) - плавает, машет крыльями, летает.

Цапля (что делает?) - стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.

Мухоловка (что делает?) - сидит на ветке, летает, ловит мух.

Кукушка - летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.

9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».

Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.

На доске - картинка с изображением птицы, у логопеда на столе - карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

Запись предложений в тетрадь.

Кукушка - кукует, ласточка - щебечет, скворец - поет,

журавль - курлыкает, утка - крякает, гусь - гогочет.

10. Игра «Кто чем питается?».

Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?

Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.

11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).

— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.

Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.

Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).

Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.

Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».

Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки , а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.

12. Развитие связной речи.

Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.

1.Серый журавль - улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.

Итог занятия.

Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.

Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.

Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.

Ольга Земцова
Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»

Лексическая тема : Перелётные птицы .

Логопедическая тема : Формирование грамматического строя речи. Совершенствование связной речи.

Коррекционно- образовательные цели :

1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах .

2. Расширение словарного запаса по лексической теме,

3. Совершенствование грамматического строя речи :

Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище) .

Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

- Развитие функции словообразования :(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)

Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)

4. Развитие связной речи.

Коррекционно- развивающие цели :

1. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

4. Воспитание любви к животному миру.

5. Вызвать интерес к занятиям .

Оборудование :

МУЗЫКА. Ход занятия .

Логопед . Ребята, сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Приветствие.

Логопед . Упражнение " Настроение". предлагает

Логопед предлагает подойти к столу. Перед вами тучки и солнышко выдерите ту картинку которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия .

Логопед . Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта . (Берёт в руки зажженную свечу.)

Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас всё занятие . Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Дети. Удачного дня.

Логопед . Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

Пришла весна перелётные птицы возвращаются в наша края.

Ребята, к нам на занятие прилетела птичка , а вот какая угадайте.

Труд людей он уважает

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто?

Дети : Я думаю скворец.

Логопед . Скажите дети, как называются птицы которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

Дети. Эти птички называются перелётные .

Логопед . Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей- перелетных птиц . Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Дети. Я думаю это кукушка.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (соловей)

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей. (грач)

- Птица белая как снег .

Птица , что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это (гусь)

- Этот старый наш знакомый :

он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту. (аист)

Логопед . Назовём перелётных птиц .

Дети. Это - соловей, аист, лебедь, кукушка.

Логопед . А теперь внимательно посмотрите на экран. Игра " Найди лишнюю птицу . "

Какая птица оказалось лишняя и почему?

Дети. Лишняя сорока - она зимующая птичка, а остальные перелётные .

Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный,. Давайте изобразим весенний ветер. Наберём полную грудь воздуха через нос,не поднимая плечи.

Дети. Дуют.

Логопед . Ребята мы хорошо с вами дули, что все картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать.

Логопед . Вам нужно собрать картинки (гуся, аиста, утки)

Дети. Я буду собирать гуся.

Логопед . Это чья голова?

Дети. Это гусиная голова.

Логопед . Клюв (чей) птичий, утиный, гусиный.

Голова (чья) птичья, утиная, гусиная.

Гнездо (чьё) птичье, утиное, гусиное.

Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. На наши работы прилетели посмотреть другие птицы . Давайте посчитаем каких птиц больше . Игра с мячом “Сосчитай – ка”

Логопед показывает картинки птиц , а дети называют птиц с числительными 1 ,2.

Дети. Одна ласточка, две ласточки.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица , две птицы , пять птиц .

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,

Шла серая по крутому. переваливаясь .)

Вела детей за собою,

И малого , и большого, (загибают безымянный палец; большой

И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого. (загибают указательный палец.)

Физминутка.

Логопед . Ребята, посмотрите каких красивых птиц нарисовал художник . Но вот беда он забыл нарисовать некоторые части тела птицы . Давайте посмотрим и дорисуем то, чего не хватает каждой птице .

Дети. У этой птицы нет ног ,она безногая. Я нарисую длинные ноги и она станет длинноногая. (бескрылая-крылатая, бесхвостая- длиннохвостая)

дети выполняют задание под музыку

Логопед . Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом?

Дети. Лесной певец - соловей. (запись трелей соловья.)

Составим рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица ?

2. Почему их так называют?

3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

4. Чем питается?

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Дети. Соловей -это перелётная птичка . Соловей маленький. серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла,длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище -гнездо.

Логопед . Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны.

Выберете картинку вашего настроения. (тучка- солнышко)

Наше занятие закончено . Сейчас вспомним какое задание ему понравилось дольше всего.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 комбинированного вида»

Конспект

фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей коррекционной дошкольной группе

по теме: "Перелетные птицы"

Учитель – логопед: Таволжанова О.М.

г.Мценск2011г.

Тема: «Перелётные птицы».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

1.Формировать умение пересказывать небольшой рассказ.

2.Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать.

3. Учить (по плану и образцу) рассказывать о птицах.

4. Расширять словарь по теме «Перелётные птицы».

5. Формировать употребление простых предлогов в, на, под.

6. Закрепить в речи названия первых весенних цветов.

Коррекционно-развивающие:

Развитие длительного вдоха и выдо­ха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

6 цветов крокуса разного цвета, 1 цветок подснежник, 6 конвертов с заданиями, сборник музыки «Звуки природы», предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы - грач, кукушка, ласточка, скворец), сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”.

Ход занятия.

I . Организационный этап.

(Дети входят в зал под музыку)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними. А теперь посмотрите на меня, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Мы подарили друг другу улыбки, у нас настроение бодрое, веселое.

II . Мотивационно-ориентировочный этап.

А теперь давайте с вами поговорим:

Какое сейчас время года?

По каким признакам вы узнали, что наступила весна?

А помните, мы с вами говорили, ранней весной появляются первые весенние цветы.

Назовите, какой весенний цветок появляется самым первым.

Правильно, подснежник. Посмотрите какой у меня подснежник –

(показываю подснежник)

А почему он так называется?

А ещё, какой после подснежника появляется цветок?

Ребята, давайте представим с вами, что мы пошли в лес за крокусами.

(включается музыка)

Вот мы и пришли в лес, давайте подышим свежим воздухом, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, а теперь наоборот.

Ребята посмотрите как здесь красиво! Что мы видим?

А какие это цветы, кто догадался? Правильно крокусы. А какие ещё первые весенние цветы вы знаете?

Возьмите по одному цветку и пойдёмте сядем на стульчики.

2). Пальчиковая и дыхательная гимнастика . [ Развитие мелкой моторики, дыхательного аппарата.]

Давайте изобразим, как распускаются цветы.

Все весенние цветки

Распускают лепестки Плавное раскрывание пальцев рук

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки, Закрывание пальцев

Тихо засыпают,

Головой качают. Ладошки под щёчку, затем качают головой.

III . Поисково-практический этап.

А эти прекрасные разноцветные цветы приготовили для вас задания. Задания находятся в этих конверта. Посмотрите, они тоже разноцветные.

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Конвертики».

Если цветок красного цвета, то мы возьмём конверт красного цвета, а если цветок голубого цвета, то возьмём конверт голубого цвета и т. д. Все поняли? Начнем игру. Но сначала я хочу вам немного помочь. Тема нашей игры «Перелётные птицы».

1. Первый конверт пойдет выбирать Люба.

Люба какого цвета у тебя цветок? Какого цвета конверт ты будешь выбирать?

1 задание – Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.] Логопед размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке (рисунок 1).

- Ребята, сейчас мы посмотрим, что за задание в этом конверте.

А задание такое – перескажите сказку.

- Внимательно послушайте сказку.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”. Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!” Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”. Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.

Понравилась вам сказка? А теперь ответьте на вопросы.

Какое время года наступило?

Что сделала Таня?

Что появилось из земли?

Кто мешал Ростку?

Кого Росток попросил о помощи?

Как помог Грач Ростку?

В кого превратился Росток летом?

Логопед дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).

Какую пользу приносят перелетные птицы?

2. Второй конверт пойдет выбирать Милана.

Какого цвета конверт ты выбрала?Почему?

2 задание – в этом конверте задание – «Отдохнуть».

1). Физминутка: «Превратись в птичку».

Дети свободно бегают по залу под музыку, а на голове «шапочки - птиц».

2). Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы).

Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.

Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.

Очень вкусная пища!” Облизать верхнею губу.

3. Третий конверт пойдёт выбирать Вова.

3 задание – Вспомни, где живут перелётные птицы. Найди жилища ласточки, скворца, иволги. Покажи по образцу.

(употребление простых предлогов в, на, под: Скворец живёт в скворечнике. Ласточка живёт в гнезде под крышей дома.):

4. Четвёртый конверт пойдёт выбирать Алина.

4 задание – Расскажи по картинкам, как появляются птенцы.

Когда птицы выводят птенцов?

Дополни предложения словами:

высиживают, вылупляются, выкармливают, вьют.

Весной птицы гнёзда (что делают?) ... .

Птицы в гнёздах яйца (что делают?) ... .

Из яиц птенцы (что делают?) ... .

Птицы птенцов (что делают?) ... .

5. Пятый конверт пойдёт выбирать Дима.

5 задание – игра «Собери картинку».

Логопед раздает детям картинки. Дети собирают их, а затем логопед беседует.

Кто изображен у тебя на картинке?

Расскажи о своей птицы по схеме.

Так спрашивают у всех детей.

Молодцы. Вот мы выполнили ещё одно задание.

6. У нас с вами остался последний конверт. Лера, принеси нам последний конверт. Какого цвета конверт ты принесла?

6 задание – Расскажи о своей птицы по схеме. Дети работают по схеме. IV . Оценочный этап. - Вот мы и выполнили все задания. О ком мы сегодня говорили? - Назовите перелетных птиц. - А ещё о чём мы с вами говорили? Назовите первые весенние цветы. - Ребята, пойдёмте посмотрим выставку первых весенних цветов.- Настя, покажи подснежник. Дима, покажи мать-и-мачеху и т.д.- Ребята, а подснежник рад за вас, что вы такие молодцы, и он тоже сделал для вас сюрприз. Давайте посмотрим.

Скажем всем гостям, большое спасибо, что пришли. До свидание.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

Коррекционно — развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать навыки словообразования;

Коррекционно — воспитательные:

  • формировать навык самооценки;
  • закрепить знания об окружающей среде и воспитывать заботливое отношение к её жителям;

Ход занятия:

Организационный момент.

Первый вариант:

Логопед: Ребята, посмотрите, какой солнечный и замечательный сегодня день. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием : вдох через нос, длительный выдох через рот…

Второй вариант:

Логопед: Ребята, сегодня на улице, к сожалению, дождь. Но, как известно, у природы нет плохой погоды. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Очень часто от людей можно услышать, что в воздухе пахнет весной. Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

Педагог загадывает детям загадку:

Снится ночью пауку

Чудо — юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это … птица.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о весне и о перелётных птицах. Каких вы знаете перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц.

Игра «Подбери признак».

Ребята, посмотрите внимательно на птиц, скажите, какие части тела есть у птиц. Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

1. Логопед: А сейчас давайте названия частей тела птиц разделим на слоги, но прежде вспомним, что такое слоги. Как мы делим слова на слоги? Дети вспоминают и проговаривают правило.

2. Логопед: Посмотрите внимательно на птиц. Чем птицы отличаются друг от друга? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

Дети называют отличительные признаки птиц.

Затем педагог заостряет внимание детей на иллюстрациях, которые находятся на доске. Среди перелётных птиц находится одна зимующая.

Логопед: Ребята, вы ничего странного не замечаете? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Значит, эта птица какая? (Лишняя) Правильно, ведь зимующие птицы давно уже улетели.

Педагог убирает с доски картинку с изображением зимующей птицы.

Гимнастика для глаз.

3. Игра «Четвёртый лишний».

Физминутка (видео).

Логопед: Ребята, какие перелётные птицы прилетают к нам самыми первыми, едва начинает таять снег. А ещё принято считать, что эти птицы самые дружные из всех перелётных. Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Конечно же это грачи.

4. Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ.

5. Логопед: Я предлагаю вам составить предложение к готовой схеме . Будьте внимательны.

Дети составляют предложение к схеме. Анализ предложения.

6. Логопед: Иногда, когда мы гуляем на улице или просто наблюдаем за птицами в окно, мы непроизвольно начинаем их считать. Я тоже предлагаю вам посчитать птиц.

Игра «Посчитай — ка».

7. Логические задачки:

Чего больше — крыльев или птиц?

Чего больше — перьев или крыльев?

Чего больше клювов или хвостов?

8. Игра «Исправь предложение»:

Червяк склевал скворца.

Песня спела соловья.

Гусеница съела кукушку.

Птицы высиживают птенцов, а потом откладывают яйца.

Весной перелётные птицы улетают на юг.

Как на белом на снегу

Мёрзнут ласточки в пургу…. Так бывает или нет?

9. Логопед: Скажите, как мы помогаем птицам? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. Пальчиковая гимнастика.

(Звучит музыка П.Чайковского. Времена года. Апрель).

Коллективная работа. Дети договариваясь друг с другом выкладывают предложение.

10. Итог занятия:

— О чём и ком мы сегодня говорили?

— Что вам понравилось больше всего на занятии?