Определение понятия сведения о среде управления. Система управления окружающей средой. Управление в условиях агрессивной среды

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики (ГОСТ Р ИСО 14050.)

  • - сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия...
  • - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также за происходящими в окружающей среде...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Экологический словарь

  • - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой,...

    Экологический словарь

  • - планомерное наблюдение за состоянием и изменением экологически, медико-биологически и социально-психологически важных компонентов окружающей среды: качества воды и воздуха, радиации,...

    Экологический словарь

  • - планомерная охрана и преобразование окружающей среды в интересах человека, но без разрушения механизмов саморазвития самой природы...

    Экологический словарь

  • - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на...

    Экологический словарь

  • - систематический и документально оформленный процесс проверки, объективно полученных и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в...
  • - оценка состояния окружающей среды с целью выявления основных определяющих параметров и критериев безопасности, характеризующих это состояние и позволяющих систематизировать и обобщить фактическую...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации,...

    Словарь бизнес терминов

  • - Систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой в организации критериям аудита такой...

    Словарь бизнес терминов

  • - сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия.См. также: Наблюдения  ...

    Финансовый словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - прил., кол-во синонимов: 3 изолировавший лишавший соприкосновения с окружающей средой обосабливавший...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 3 изолировавший лишавший связи с окружающей средой обосабливавший...

    Словарь синонимов

"СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ" в книгах

Система управления

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Система управления Практически во всех работах по государственному управлению монархам советуют назначать мудрых советников и всячески к их советам прислушиваться. Конечно, в реальной жизни очень многое зависело от личности правителя. Иногда назначенный правителем

Система управления

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

Система управления В управлении необходимо использовать системный подход, предполагающий поиск путей и методов эффективного воздействия на общесистемные цели и критерии с учетом множества факторов.Система управления обладает следующими признаками: наличие

Глава 1 (I–VII, X) Введение. - Миролюбивая система Антонинов. - Военная система. - Общее благосостояние. - Новые принципы управления. - Преторианская гвардия, ее бесчинства. - Тридцать тиранов. - Начало упадка империи

Из книги История упадка и крушения Римской империи [без альбома иллюстраций] автора Гиббон Эдвард

Глава 1 (I–VII, X) Введение. - Миролюбивая система Антонинов. - Военная система. - Общее благосостояние. - Новые принципы управления. - Преторианская гвардия, ее бесчинства. - Тридцать тиранов. - Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Империю Моголов не следует считать бюрократическим государством. Она была прежде всего военной организацией. Все служащие имели воинский чин и в соответствии с ним должны были получать содержание в виде либо жалования из казны, либо возможности

Из книги Исследование истории. Том I [Возникновение, рост и распад цивилизаций] автора Тойнби Арнольд Джозеф

XV. Потеря господства над окружающей средой

Система управления

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Система управления Киевская Русь в 9–11 вв. была государством раннефеодального типа. Здесь были налицо все признаки феодального общества, но находились они еще на стадии формирования. Существовала община, игравшая, важнейшую роль в жизни Древнерусского государства. Она

Система управления

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.Система управления подразделялась на

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

автора

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере

ГЛАВА ВОСЬМАЯ рассказывает о толстяках, которые приходят в баню, чтобы похудеть, о том, что баня помогает спастись от гриппа. Читатель узнает, как японцы избегают простуды и что такое равновесие с окружающей средой

Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е) автора Галицкий Алексей Васильевич

ГЛАВА ВОСЬМАЯ рассказывает о толстяках, которые приходят в баню, чтобы похудеть, о том, что баня помогает спастись от гриппа. Читатель узнает, как японцы избегают простуды и что такое равновесие с окружающей средой Чем уже талия… Из уст спортсменов и тренеров мы уже

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Есть и другие точки наблюдения на стрельбище, который могут оказаться очень полезными. Одним из наиболее часто используемых индикаторов является движение травы, кустов и деревьев; есть таблицы перевода обычного поведения растительности

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Источник 5. Мотивация окружающей средой Как все это мотивирует нас? Довольно просто. Например, мы знаем, что людей мотивируют деньги и блага, которые они могут получить. Представьте себе, что будет, если направить деньги на противоречивые цели. Например, менеджеров

2.1. Реактивная система управления корабля Apollo. Общая характеристика системы управления

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

2.1. Реактивная система управления корабля Apollo. Общая характеристика системы управления Все 3 отсека корабля Apollo – командный отсек, служебный отсек и лунный корабль – имеют самостоятельные реактивные системы управления (рис. 21.1). Рис. 21.1. Корабль Apollo: 1 – лунный корабль; 2 –

Введение

Тема данной курсовой работы – анализ среды управления. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное существование.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что современная среда управления, характеризуется сложностью, динамизмом, неопределенностью и для определения дальнейших действий, стратегий развития и нужен анализ факторов, воздействующих на нее.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о факторах, влияющих на организацию изнутри, их потенциале и тенденциях развития, так и о факторах, влияющих извне.

Эффективная и рациональная организация цепи процессов управления на предприятии возможна только при постоянном изучении и контроле над изменениями многочисленных факторов внешней и внутренней среды хозяйствования.

Самым распространенным методом анализа среды управления является SWOT-анализ, т.к. он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Именно он и положен в основу данного исследования.

Объектом исследования данной курсовой работы является продуктовый магазин – ООО «Розница-1» магазин №458 (Мария-Ра). Предмет исследования – среда управления данного магазина.

Целью данной исследовательской работы является анализ составляющих среды управления и выработка путей и целей дальнейшего развития магазина.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучить структуру среды управления.

2. Выяснить, в чем заключается анализ среды управления и выбранный метод анализа – SWOT-анализ.

3. Дать характеристику объекта исследования.

4. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среды объекта исследования.

5. На основе методологии SWOT-анализа выявить слабые, сильные стороны объекта исследования, а также возможности и угрозы.

6. Определить дальнейшие цели развития объекта исследования и пути их достижения.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава является теоретической, в ней изложены теоретические аспекты выбранной темы, основные понятия. Вторая глава – практическая часть исследования. Она включает в себя описание объекта исследования (магазина №458), анализ его среды управления и пути повышения эффективности деятельности.

При написании курсовой работы использовались работы следующих авторов Астаховой Н.И., Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П., Зуба А.Т., Медведева В.П., Ермалович Л.П., различные интернет-ресурсы, а также такие документы, как Стандарт обслуживания покупателей и Лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазинах торговой сети Мария-Ра.

Глава 1. Теоретические аспекты анализа среды управления

Структура среды управления, основные понятия

Для начала следует дать определение понятия, составляющего тему исследования и раскрыть его структуру.

Среда управления – это совокупность субъектов и факторов, активно действующих и влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность управления.

Различают микро- и макросреду управления. Макросреда включает факторы широкого социального плана: политические, правовые, демографические, экономические, географические, национальные и другие. А микросреда представлена отдельными субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному субъекту управления и его возможностям.

Микросреда подразделяется на:

Ø факторы, не контролируемые организацией (потребители, конкуренты, посредники, поставщики)

Ø факторы, контролируемые руководством организации (выбор сферы деятельности, технологий, персонала)

Ø факторы, контролируемые подразделениями организации

Также среду управления делят на внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя среда управления

Внутренняя среда управления – это совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на перспективы и положение организации.

Внутренняя среда объединяет элементы, которыми располагает субъект и объект управления, т.е. заключает в себе потенциал, необходимый для ее функционирования. Основными составляющими внутренней среды являются цели, структура, задачи, технология и люди. Рассмотрим эти элементы немного подробнее:

Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли, ведь прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс РФ, принятый в 1995 г., зафиксировал, что извлечение прибыли является основной целью всех коммерческих организаций.

Некоммерческие организации (церкви, благотворительные фонды и т.п.), вероятно, будут уделять больше внимания социальной ответственности, т.к. получение прибыли в таких организациях не главная цель.

Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. Цели разрабатываются также и в подразделениях организации, они не должны противоречить с целями руководства и целям других подразделений.

Структура организации – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Структура предприятия отражает внутри организации выделение отдельных структурных подразделений, которые связаны между собой в единое целое.

Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С определенной точки зрения задачи предписываются не самому работнику, а его занимаемой должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Если задача будет выполнена определенным образом в определенные сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Социолог Чарльз Перроу, много писавший о влиянии технологий на организацию и общество, описывал технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.

Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. Использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс, например, производства и ремонта.

Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.

Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня, и чтобы персонал соответствовал потребностям стратегии.

Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимосвязи составляющих внутренней среды

Выделяют также пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами являются:

Ø производство

Ø маркетинг

Ø финансы

Ø работа с кадрами

Ø эккаунтинг

Управление производством представляет собой управление разработкой и проектированием продукта, выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу производства, управление закупкой сырья, материалов, контроль качества и т.д.

Управление маркетингом призвано увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов. Для этого осуществляется управления такими процессами и действиями, как изучение рынка, реклама, ценообразование, создание систем сбыта, распределения созданной продукции и сбыт.

Управление финансами заключается в управлении процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется составление бюджета и финансового плана, формирование денежных ресурсов и их распределение, и т.п.

Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка, переподготовка), а также оплатой, благосостоянием, условиями найма.

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации. Это позволяет организации вскрыть проблемы и выбрать лучшие пути осуществления деятельности.

Внешняя среда управления

Внешняя среда управления – это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы развития организации.

В свою очередь внешнюю среду делят на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение) это поставщики, потребители, конкуренты, а также законодательство и органы государственной власти.

Поставщики – один из главных факторов прямого воздействия. Ведь именно они обеспечивают полное удовлетворение потребности предприятия в различных ресурсах. Перечислим основные виды ресурсов: трудовые, информационные, материальные, финансовые.

Обеспечение материальными ресурсами включает в себя такие виды как поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих, оборудования многого другого. Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема необходимых ресурсов, коммерческими структурами и финансовыми организациями, бюджетом, частными лицами и формирование взаимоотношений с инвесторами. Обеспечение качественной информацией является одним из важных элементов современной организации. К такой информации можно отнести и информацию о рынках сбыта, о планах конкурентов или о новых разработках продукции. И особое место обеспечения предприятия занимают трудовые ресурсы, которые соответствуют ей по структуре, количеству, уровню профессиональной подготовки, возрасту. В приоритете – привлечение высококвалифицированных кадров, в особенности, менеджеров высшего и среднего звена.

Потребители приобретают те товары и услуги, которые производит организация. В зависимости от спроса потребителей делят на две категории: мелкие и крупные. В зависимости от отношения к потребителям можно сказать о разных стратегиях организации: продавать только ту продукции, которая уже производится; производить ту продукцию, в которой нуждается потребитель; формировать своего покупателя, уверяя его в необходимости покупки именно той продукции, которая будет производиться.

Конкуренты традиционно ведут борьбу за ту или иную часть рынка, то есть за рынок сбыта продукции. Конкуренты влияют на деятельность организации. Руководство каждого предприятия должно четко понимать, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Объектами конкуренции могут быть трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Законы, государственные и муниципальные органы также оказывают значительное влияние на организацию. Как бы ни относилось руководство к законам, ему приходиться придерживаться их или же пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращения деятельности. Организации обязаны соблюдать требования государственных органов, налоговых инспекций, санитарных инспекций, органов статистического учета и других.



Рисунок 2 – Среда прямого воздействия

Среда косвенного воздействия (общее внешнее окружение) включает такие факторы, как технология, состояние экономики, а также социокультурные, политические факторы, отношения с местным населением, международные факторы.

Технология, что нетрудно заметить, является одновременно внутренней переменной и внешним фактором. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.

Состояние экономики в мире оказывает сильное влияние на цели фирмы, а также способы их достижения. Под этими факторами понимают темпы инфляции, уровни занятости населения, международный платежный баланс, ставки кредитовании бизнеса и многое другое. Каждый из этих факторов может представлять либо определенную угрозу, либо новую возможность для организации. Экономические факторы должны быть правильно оценены.

Социокультурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда, а также продукцию и услуги, предлагаемые компанией. При организации деятельности предприятия невозможно не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Здесь речь идет о преобладающих традициях и жизненных ценностях в обществе. На основе данного фактора базируется стандарт поведения.

В качестве фактора социокультурного окружения выделяют также и средства массовой информации, которые могут сформировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

Политические факторы. Политическая стабильность в стране и в мире имеет огромное значение для любого бизнеса. От данного фактора зависит уровень притока инвестиций, а также другого рода ресурсов в регион.

Отношения с местным населением имеет одно из первостепенных значений, т.к. у местного населения существуют свои «законы» и установки по отношению к бизнесу, предприятиям, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации, а где нет.

Внимание международным факторам раньше уделяли только те компании, которые работали на экспорт. Сейчас изменения в мировом сообществе затрагивают почти все организации. Уже довольно долгое время на мировом рынке присутствует тенденция глобализации. Это означает то, что практически все границы «стираются» между бизнесом в разных странах. Это способствует более низким издержкам ведения бизнеса за границей, стремлению уйти от ограничений в торговле внутри страны, а также производственные и инвестиционные возможности других стран.

Рисунок 3 – Среда косвенного воздействия

Таким образом, нетрудно заметить, что внешнюю среду составляют вся макросреда, единая для субъектов управления, и элементы микросреды.

Анализ среды управления

Анализ – это метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Соответственно, анализ среды управления – это метод исследования субъектов и факторов, определение критически важных элементов внешней и внутренней сред, влияющих на организацию и ее управление. Т.е анализ внешней и внутренней среды.

Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

Ø получение ресурсов из внешней среды (вход);

Ø превращение ресурсов в продукт (преобразование);

Ø передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме достичь своих целей.

Анализ внутренней среды управления проводится по переменным этой среды, а также функциональным группам процессов. Анализ внешней среды управления проводится также, по ее переменным.

Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы PEST-, SWOT-, SNW- анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы: каково нынешнее положение организации? В каком положении организация могла бы оказаться в будущем? Какие препятствия могут возникнуть, и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям? Какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть целей? Как управлять реализацией стратегии?

По результатам PEST- и SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системой.

Но в данной курсовой работе, будет рассмотрен такой более распространенный и известный метод, как SWOT-анализ.


Похожая информация.


Управление зависит от бесконечного числа факторов, в том числе от показателей социальной среды управления.

Социальная среда управления - это совокупность переменных величин (социальных стандартов, норм и ограничений, общественных, групповых и индивидуальных интересов).

Среда управления - это совокупность внутренних и внешних субъектов, сил, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности менеджеров.

Типы среды:

Микросреда - внутренняя среда организации, ее собственный персонал и взаимодействие человека с условиями жизни в личном окружении;

Мезосреда - среда непосредственного окружения, партнеры, поставщики, потребители или социокультурная среда и сфера труда;

Макросреда - среда косвенного окружения, общественное окружение в целом.

Различают инертную, оптимальную и агрессивную среды.

Оценка степени благоприятствования внешней среды может быть дана исходя из того, в какой степени результат управленческой деятельности, работы организации превосходит или уступает усилиям, потраченным руководителем и организацией на его достижение:

Субъект управления - Объект управления = Результат управления

(Сила «А») (Сила «Б») (Сила «В»)

Оптимальная среда управления: В > А + Б.

Инертная среда управления: В = А + Б.

Агрессивная среда управления: В < А + Б.

1) Агрессивная среда управления

Для неё характерно наличие взаимоисключаемыхцелей организации и целей внешней среды.

Агрессивная среда - это среда, в которой управляющее воздействие вызывает противоположные реакции, люди не только не настроены на выполнение приказов, распоряжений, но и проявляют активность в направлении противодействия власти.

В агрессивной среде возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства. Крайнее проявление - стремление попытки свержения власти.

Агрессивная среда для организации несёт и положительные моменты. Агрессивность внешней среды ускоряет развитие социальной организации, мобилизует внутренние силы организации, усложняет процесс достижения индивидуальных целей, сложность в их достижении требует более активного использования коллективных усилий, совместная деятельность развивает социальную организацию.

Выделяют три основные причины агрессивности среды :

1. Конкуренция между организациями. В условиях рынка организационное пространство уже разделено, и найти свою нишу для организации довольно трудно.

2. Несоответствие характера деятельности и управленческого менталитета государственных органов специфике рыночных структур.

3. Цели организации, находящиеся в явном противоречии с системой общественных ценностей или ущемляющие чьи-то права. Сегменты внешней среды определяют формы стратегии организации по отношению к среде нападения, защиты или нейтралитета.

Организация по отношению к агрессивной среде может осуществлять следующие стратегии :

Нападение - это стратегия открытой агрессии, основанная на большом масштабе и расходах. Нападающий должен, как правило, иметь превосходство над противником, уметь выбирать и локализовать своего противника, а так же за ранее предопределять результаты столкновения.

Защита - это стратегия скрытой агрессии, основанная на информационных ресурсах в сочетании с хорошей внутренней организацией. Для организации требуется гибкость, а порой и сверхгибкость. Противники прекрасно осознают причины, по которым их толкают друг на друга, и сами не прочь прибегнуть к этой стратегии.

Нейтралитет - это стратегия безразличия к агрессивной среде, основанная на неясности в расстановке и соотношении сил. Не следует путать видимое безразличие с действительным безразличием в условиях нейтральной среды.

Стратегия управления может быть направлена на преодоление агрессивного, конфронтационного поведения, достижение компромисса, уход, уклонение он конфликта, что оправдывается поиском разумного и цивилизованного выхода, сотрудничество что позволяет добиться максимального эффекта.

2) Инертная среда управления – это среда управления, для которой характерно отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей организации и внешней среды.

3) Оптимальная среда управления - среда управления, для которой характерна согласованность, однонаправленность или дополняемость целей организации и внешней среды.

Способы управления в агрессивной социальной среде.

Руководитель и организация должны постоянно анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды. Бывают случаи, когда такое соответствие объективно невозможно, например -несовершенство технологий не позволяет обеспечить абсолютную экологическую безвредность производства. Вина в противоречиях организации с внешней средой может лежать на любой из сторон этого взаимодействия. Наиболее яркие конфликты и противоречия с внешней средой возникают у организаций, занятых нелегальной, противоправной деятельностью. В зависимости от целей и ресурсов организации и сегментов внешней среды руководитель должен прибегать к различным формам стратегии: нападение, защита или нейтралитет.

Способы управления в условиях агрессивной социальной среды Метод направленного самоутверждения. Корпоративные (сравнительные) методы. Коммуникативные методы. Метод косвенной и связной стимуляции. Метод мотивационного смещения, переключения и содействия. Методы мотивационной компенсации и "трансляции". Метод стимулирования "духа команды".

Управление в условиях агрессивной среды

Поскольку организация всегда, так или иначе, приспосабливается к среде, она должна находить адекватные способы управления в агрессивной социальной среде.

Способами управления в агрессивной социальной среде могут быть:

Социальное прогнозирование;

Социальное планирование;

Социальное регулирование.

Каждый из них включает в себя набор различных методов, их реализация зависит от: ресурсов внешней среды (её потенциала) и потенциала самой организации.

Если же сил для преломления негативных процессов недостаточно, то не остается ничего другого, как приспособиться к ним. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том, чтобы по возможности ее избегать.

Существуют три варианта реакции на агрессию:

1. игнорирование - отсутствие у власти продуманной стратегии поведения, что усиливает стихийность конфликта, его обострение и эскалацию;

2. силовое решение (или давление) - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов;

3. продуктивный компромисс - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов.

При управлении в агрессивной среде можно применить стратегию управления конфликтами.

Стратегия предупреждения конфликтов имеет своей целью создание таких условий работы и психологической атмосферы в коллективе, при которых возможность возникновения конфликтов сведена к минимуму.

Реализация этой стратегии предусматривает проведение разнообразных организационных и разъяснительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда, создание рациональной информационной системы и структуры управления организацией, разработку обоснованных систем вознаграждения за результативный труд, обеспечение строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций и т.п.

Стратегия разрешения конфликтов имеет целью прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем. Реализация этой стратегии предполагает со стороны руководителя анализ реальных конфликтов и определение методов их разрешения.

Этапы и методы управления конфликтом

При разрешении конфликтов можно пользоваться любым из методов приведенных на рисунке 2. Действия руководителей и других членов трудового коллектива должны зависеть от конкретной ситуации, причины, предмета конфликта, личностных особенностей участников. Подход к разрешению конфликта в каждом случае будет индивидуальным. Знания из области управления конфликтом должны помочь менеджерам перейти от конфронтационного мышления к сотрудничеству.

Большинство хозяйствующих организаций являются сложными социотехническими системами со множеством технических, технологических, информационных взаимодействий, и социальных взаимосвязей, которые требуют определенной упорядоченности и постоянного регулирования. Все эти взаимодействия обеспечивают сотрудники организации. Поэтому важной задачей управления является налаживание их эффективной совместной деятельности.

Организацией принято называть группу людей, сознательно работающих вместе для достижения общих целей. Таким образом, основами существования организации являются совместная постановка целей и совместная деятельность работников (сотрудничество). Для налаживания сотрудничества необходимо уделять внимание как факторам организации и регламентации труда, так и созданию необходимого социально-психологического климата, формированию организационной культуры, сознательному и целенаправленному формированию организационной культуры, сознательному и целенаправленному формированию коллектива.

Таким образом, должны осуществляться целенаправленное формирование поведенческих правил, регламентация поведения работников и рабочих групп, стандартизация группового поведения. Это необходимо для того, чтобы работникам было ясно, какого поведения от них ожидает организация, какие действия получат одобрение, а какие будут отвергнуты как нежелательные.

Особая роль в создании атмосферы сотрудничества принадлежит трудовому коллективу – совокупности работников, объединенных общими целями и процессом труда в одной организации. Это образование обладает рядом признаков, наличие которых позволяет говорить о существовании не просто высокоразвитой малой группы, а трудового коллектива.

Наличие у всех членов коллектива общей цели;

Отождествление членами коллектива себя с данной группой работников, что позволяет им налаживать реальное, а не формальное взаимодействие. В результате такого взаимодействия потенциал коллектива существенно превышает сумму потенциалов каждого из его членов.

Постоянство взаимодействия работников, вследствие чего возникает взаимное влияние членов группы друг на друга, приводящее к формированию общих целей, интересов, пониманию, необходимости сотрудничества.

В то же время необходимо учитывать, что не всегда направленность целей и интересов коллектива носит позитивный характер: сплоченный коллектив в некоторых случаях может препятствовать достижению целей подразделения и организации в целом. Поэтому руководитель должен уделять значительное внимание формированию коллектива (подбор работников), нужной целевой направленности действий его членов, созданию необходимой рабочей и психологической атмосферы. Только в этом случае коллектив будет способствовать налаживанию реального позитивного направленного взаимодействия.

В практике управления для налаживания сотрудничества используются различные методы:

Привлечение работников к совместной постановке целей, совместной выработке решений;

Разъяснение работникам перспектив развития организации (или подразделения);

Реализация действий, направленных на сплочение коллектива, на его ориентацию на производительный труд (организация групповой работы, совместного отдыха, проведение праздничных мероприятий) и др.

При налаживании сотрудничества не следует забывать о необходимости учитывать не только цели организации и ее подразделений, но и личные цели работников, их потребности и мотивы.

Сотрудничество между работниками – это обязательное условие успешной деятельности организации. В коллективе может присутствовать и такое явление как конкуренция. При высокопрофессиональном руководстве конкуренция может сыграть положительную роль в развитии организации, однако, при непрофессиональном управлении конкуренция может перерастать в конфронтацию и иметь следствием конфликты, что является крайне нежелательным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и основные элементы внешней среды организации. Виды воздействия внешней среды на организацию. Теоретические и практические аспекты внутренних и внешних стратегий управления организацией. Пути и методы разрешения проблем управления внешней средой.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Теоретические аспекты управления внешней средой организации. Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды на организацию. Социокультурные факторы, международное окружение. Управление организацией в условиях неопределенности внешней среды.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Характеристика торговой организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Проблема взаимоотношения организации и среды. Взаимосвязанность всех элементов организации и влияние на них факторов внешней среды. Логическое взаимоотношение уровней управления.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2011

    Анализ рынка и конкурентов как основных факторов внешней среды компании "Уралтранс". Оценка факторов внутренней среды предприятия, SWOT-анализ (сильные и слабые стороны филиала). Основные направления для поддержания эффективности управления предприятием.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2012

    Определение понятия, а также основных элементов внешней среды организации. Описание среды прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды организации методами SWOT-анализа, PEST–анализа, оценки профиля, анализа угроз и возможностей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    Сущность и значение анализа внешней среды для организации. Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды организации, ее структуры. Оценка и анализ внешней среды фирмы на примере ООО "Джапанавто". Влияние среды на работу организации.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Роль информации о внутренней среде фирмы для достижения поставленных целей. Метод экспертных оценок для выявления сильных и слабых сторон организации. Экономическая оценка факторов внутренней и внешней среды фирмы, иерархия управления и структура.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2009

Система управления окружающей средой (СУОС) является частью общей системы управления (менеджмента) организации, при этом она призвана обеспечить управление рисками в области охраны окружающей среды, связанными с деятельностью организации.

К началу 80-х г. прошлого века ведущие компании индустриально развитых стран стали активно внедрять СУОС как составляющую экологического менеджмента. В результате качество окружающей среды в промышленных регионах значительно улучшилось. В основу методологии создания и функционирования системы управления окружающей средой положен известный принцип: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй», который развивается по спирали и реализуется в рамках политики, проводимой государством. Модель такого подхода показана на рис. I.

Рис. I. Модель системы управления окружающей средой

Внедрение СУОС компаниями происходит по следующим причинам:

– управление окружающей средой способствует снижению производственных и эксплуатационных расходов, при этом теряется меньше сырья, производится меньше отходов, потребляется меньше энергии;

– при отлаженной СУОС легче выполнять государственные экологические требования и показать, что компания работает в соответствии с выданной ей экологической лицензией;

– банки охотнее инвестируют средства в компании с хорошо функционирующей СУОС, так как это снижает для них риски и в целом это признак хорошего менеджмента;

– СУОС в максимально возможной степени предотвращает экологические катастрофы в компании, которые могут привести её к финансовому банкротству;

– компании с СУОС, признанной на международном уровне, более конкурентоспособны на рынке.

В соответствии с указанным принципом структура СУОС состоит из следующих элементов:

2.Планирование:

– инвентаризация экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организаций;

– инвентаризация всех соответствующих законодательных и других требований;

– целевые и плановые экологические показатели для всех соответствующих должностных лиц, а также программа управления окружающей средой.

3.Внедрение и функционирование:

– роли, обязанности и полномочия для внедрения эффективного управления окружающей средой;

– обучающие программы для повышения и улучшения осведомлённости и компетенции персонала;

– внутренние и внешние связи;

– документация, описывающая систему управления окружающей средой;

– процедуры контроля требуемой документации;

– процедуры контроля операции;

– готовность к аварийным ситуациям и реагированию на них.



4.Проведение проверок и корректирующие действия:

– процедуры мониторинга и измерений;

– процедуры осуществления корректирующих и предупреждающих действий;

– процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных о состоянии окружающей среды.

– Проверка всех систем управления окружающей средой с помощью аудита.

5.Анализ стороны работодателя.

Систему управления окружающей средой наиболее целесообразно вводить по плану шаг за шагом. Для осуществления поэтапного плана введения системы в организации должна быть сформирована экологическая служба организации (ЭСО).

Структуру и численность работников экологической службы организации (ЭСО) определяет работодатель в зависимости от численности работников в организации, её экономического положения, состояния материально-технической базы производства и уровня используемых технологий.

Наиболее целесообразно ЭСО создавать в форме самостоятельного подразделения, состоящего из штаба специалистов в области экологического менеджмента во главе с руководителем службы – ведущим экологом, который подчиняется непосредственно работодателю или по его поручению одному из руководителей организации (главному инженеру). Ведущий эколог осуществляет свою работу совместно с заведующим лаборатории по контролю параметров окружающей среды, а также с работниками, ответственными в подразделениях организации за вопросы охраны окружающей среды.

Основными задачами ЭСО являются:

– внедрение комплексного природопользования, включая экологически обоснованные методы использования атмосферных, земельных, водных, минеральных, лесных и других ресурсов;

– внедрение ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;

– оснащение организации современным природоохранным оборудованием;

– развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

– широкое использование экологического аудита;

– разработка методик по определению экологических рисков;

– осуществление в приоритетном порядке учёта интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;

– разработка системы чрезвычайного реагирования и системы освещения на экологически опасных объектах, а также при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями.

При осуществлении текущей деятельности руководителей ЭСО имеет право:

– в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать подразделения и территорию организации;

– при выявлении нарушений природоохранного законодательства выдавать предписания, в которых определены мероприятия по устранению нарушений и сроки их выполнения;

– требовать от работников, ответственных по подразделениям за вопросы охраны окружающей среды, отчёт о выполнении предписания;

– получать оперативную информацию о возникновении ситуаций, способных привести к авариям и в связи с этим возможному загрязнению окружающей среды;

– направлять работодателю (руководителю организации) предложения о поощрении конкретных работников за активную работу в области охраны окружающей среды или о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства;

– представительствовать по поручению работодателя в государственных и общественных организациях, занимающихся экологической деятельностью.

Работники ЭСО несут ответственность за выполнение своих обязанностей в соответствии с положением о ЭСО и должностными инструкциями.

Требования к системе управления окружающей средой устанавливает Международный стандарт ИСО 14001:1996(Е) Системы управления окружающей средой технические условия и руководство по применению. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и раз­меров с учетом различных географических, культурных и социаль­ных условий. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководст­вом. Такого рода система дает организации возможность устанав­ливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые показатели состояния окружающей среды, добиться соответствия этой полити­ке и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого международного стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по защите окружающей среды и предот­вращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-эко­номическими потребностями.

Есть важное различие между настоящими техническими условия­ми, содержащими требования к сертификации/регистрации и/или самостоятельному заявлению организации о ее системе управления окружающей средой, и не утвержденными официально руководящими указаниями, предназначенными для оказания общей помощи органи­зации в вопросах реализации или улучшения системы управления окружающей средой. Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и кон­курентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этого меж­дународного стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой. Настоящий международный стандарт содержит только те требо­вания, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации и/или самостоятельно­го заявления.

Следует отметить, что настоящий международный стандарт не устанавливает абсолютных требований к экологической эффективнос­ти помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам и постоянно улучшать систему. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но показывающие различную экологичес­кую эффективность, могут обе соответствовать требованиям этого стандарта.

Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех за­интересованных сторон. Однако принятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальных результатов в области эколо­гии. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей техноло­гии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Стандарт не предназначен для рассмотрения аспектов управле­ния безопасностью и гигиеной труда и не содержит требований к ним; однако он не запрещает организациям заняться проблемой ин­теграции таких элементов в системы административного управления. Тем не менее, процесс сертификации/регистрации будет применим только к аспектам системы управления окружающей средой.

К настоящему международному стандарту применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандар­там на системы качества серии ИСО 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управ­ления, согласующуюся с серией ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различных элементов системы адми­нистративного управления может варьироваться в зависимости от це­лей и заинтересованных сторон. В то время как системы администра­тивного управления качеством имеют дело с потребностями пользо­вателя, системы управления окружающей средой обращены к потреб­ностям широкого круга заинтересованных сторон и развивающимся потребностям общества, касающимся защиты окружающей среды.

Требования к системе управления окружающей средой, содержа­щиеся в настоящем стандарте, необязательно должны устанавливать­ся независимо от существующих элементов системы административно­го управления. В некоторых случаях появится возможность соот­ветствовать этим требованиям путем адаптации существующих эле­ментов системы административного управления.