Краткое изложение друг детства. Все «Денискины рассказы»

Главный герой из сборника «Денискины рассказы» — мальчик Денис. В рассказе мальчик вспоминает тот период своего раннего детства, когда он, будучи без пяти минут школьником, пытался определиться со своей будущей профессией. Он хотел быть то астрономом, то капитаном, то художником. В какой- то момент Денис решил стать боксером, а боксеру обязательно нужна для тренировок специальная груша.

На просьбу купить ему боксерскую грушу папа Дениски, в первую очередь, поинтересовался, сколько она стоит. Узнав цену, папа предложил обойтись будущему боксеру без груши. Но положение спасла мама, которая нашла в старых игрушках огромного плюшевого мишку с глазами из разных пуговиц и предложила использовать его в качестве боксерской груши.

Сначала Денис обрадовался маминому предложению, но затем он вспомнил, каким хорошим другом был для него этот плюшевый мишка. Он вспомнил много хороших моментов своего детства, связанных с этим медвежонком. И в какой-то момент Дениска понял, что медвежонок – его настоящий друг, а друзей нельзя использовать в качестве предмета для битья. И настолько важна была для героя рассказа эта детская дружба с игрушечным медвежонком, что он ради нее решил отказаться от мечты стать боксером.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Друг детства» состоит в том, что дружба – это самое ценное, что есть у человека. И важнее дружбы ничего быть не может. Мне понравился главный герой рассказа, Дениска, своей верностью старой дружбе, пусть и с плюшевым медвежонком. Из Дениски, который так относится к своим друзьям, обязательно должен вырасти добрый и порядочный человек.

Какие пословицы подходят к рассказу «Друг детства»?

С хорошим другом и мир добрее.
Верность – основа дружбы.
Старый друг лучше двух новых.
Хороший друг — настоящее богатство.

История ведется от первого лица и рассказывает о мальчике и его верном друге из детства – плюшевом медвежонке. Главный герой не расставался с игрушкой ни на секунду – и носил с собой везде, и сажал за один стол, когда кушал, и спать улаживал рядышком. А когда мальчик вырос, то хотел тренировать удары об мягкого мишку, но на него нахлынули воспоминания из детства.

Рассказ Друг детства скачать:

Рассказ Друг детства читать

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

– Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

– А тебе зачем? – сказал папа.

– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.

– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей сто или триста.

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот и обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), презентация, лепестки цветка

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности

Запись анаграммы на слайде

Слово Речь

Теплое Естественная

Изумительное Чистая

Играющее Изысканная

УЧИТЕЛЬ. Самое главное в общении – это слово и речь. На слайде записаны определения к понятиям «слово» и «речь». Продолжите эти ряды (точное, грубое, красивая, правильная…)

Чем больше слов мы будем произносить и раскрывать их значения, тем лучше мы будем владеть своей речью, а значит какова тема нашего урока – урок развития речи. А точнее «Подготовка к сжатому изложению»

III . Формулирование целей урока

I V . Повторение теории

    Что значит пересказать текст подробно, сжато?
    – Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
    – За счёт чего можно сжать текст?

    – Сжать можно за счет того, что мы исключим из текста детали (подробности), обобщим отдельные факты, действия, заменим сложные предложения простыми.

    Алгоритм написания сжатого изложения

    Прочитайте текст.

    Определите его тему (о чем он?)

    Подумайте о его главной мысли (чему учит?).

    Выделите его основные части.

    Составьте план.

V. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61). (У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке. Первый раз каждый читает текст про себя, второй – по кругу)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… (127 слов)(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста.

– Какие художественные средства автор использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста?
(Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.

План

    Я решил заняться боксом.

    Плюшевый мишка, чем не груша?

    Я обрадовался

    Такой нелепый, но родной мишка.

    Мой самый лучший друг.

Физкультминутка «Помощники на даче»

Учитель. Поиграем в помощников. Поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке по хозяйству.(дети встали и выполняют все, что говорит учитель). Бабушка постирала белье, а отжать не может. Помогите ей- крепко-крепко кулачки, отжимайте сильнее. Еще сильнее…А теперь встряхни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанешь.Еще немного…Ну вот, с бельем управились! Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком… Бери песок в руки и равномерно посыпай землю вокруг себя, старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками, попрыгай! Сильнее, еще сильнее. Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко- высоко, размахнулись и резко опускаем прямо на бревно. Ух! Получилось! Еще раз поднимаем. Ух! Здорово! Помогай голосом, размахнись сильнее! Готово! А теперь погреемся на солнышке….Почувствовали тепло во всем теле…

После работы на даче сядьте на диван, включите телевизор (учащиеся включают пультом телевизор). Что там? (В игровом телевизоре иллюстрации картин) .

Какой из плюшевых мишек больше походит на друга мальчика из текста?

Наверное, когда его только подарили маленькому мальчику, он тоже так красиво выглядел? А какого мишку мальчик видит спустя время?

4) Выделение главного

Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом .
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку . И бросила его мне на диван . (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване , чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый . У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся… Вот он сидит на диване (,) мой бывший самый лучший друг , настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа

Словарная работа Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара (Методы работы со словом: рисование образа слова, ассоциативный эксперимент, метод выравнивания, метод построения полей смыслов)

Орфографическая работа

-Тся , -ться в глаголах ( заняться, тренироваться, сдаётся )
Падежные окончания существительных (
груши, на диване )
Окончания прилагательных (
плюшевого, боксёрской ,)
Проверяемые гласные в корне слова (
боксёрской , смотрел, выпятил, сдаётся, сидит )
Чередующиеся гласные в корне слова (
предложила )
Приставки на
, ( расставил )

Пунктуационная работа

Учитель. Сформулируйте правила постановки запятых в предложениях

Знаки препинания при однородных членах предложения (Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении
устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану (в парах пересказывают друг другу)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…

(68 слов, всего 127 слов)

V.Рефлексия (подведение итогов) Учитель. На листочках перед вами начала фраз, касающиеся ваших впечатлений от урока, продолжите их. А сейчас внимание на доску. Изобразим цветок наших знаний. Как думаете, распустился наш цветок? У вас на партах по три лепесточка разного цвета. Если вы достигли поставленных целей урока, прикрепите лепесток красного цвета, если в чем-то сомневаетесь – желтого цвета, а если вы не достигли поставленных целей – зеленого цвета. Оцените уровень полученных знаний на уроке.

БОУ «Соловьевская СШ»

Открытый урок развития речи по русскому языку в 5 классе

«Подготовка к сжатому изложению по тексту В.Драгунского «Друг детства»

Разработала и провела Балачий Г.В.-

учитель русского языка и литературы

.

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.

Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенностях, овладение анализом текста.

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения кратко излагать мысли, давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение написанию сжатого изложения
по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Цели урока: познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.

Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенностях, овладение анализом текста.

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения кратко излагать мысли, давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные цели: обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции.

Задачи урока:

Обучить приёмам сжатия текста;

Научить применять приёмы сжатия текста на практике;

Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу.

Оборудование : презентация, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 минута)

Вступительное слово учителя.

Ребята, здравствуйте. С каким настроением вы встречаете наш урок? Поднимите солнышко или тучку.

2. Целеполагание (3 минуты)

Речевая разминка по рядам. (стихи А.Барто из цикла «Игрушки» - на слайдах)

Прочитаем с восхищением:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей хвостик гладко,

Гребешком разглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Давайте прочитаем жалобно:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

А сейчас нам надо выразить вопрос:

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

О чём эти стихи? (об игрушках)

Вы удивлены? Я не случайно пришла на урок с игрушкой. Она мне дорога, она стала моим талисманом. Это олимпийский медвежонок. А какая игрушка для вас самая дорогая и почему? (Варианты ребят)

Конечно же, я не просто так спросила вас об игрушках, ведь сегодня речь на уроке пойдет именно об истории, а точнее судьбе одной такой игрушки.

Тема нашего урока « Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства».

Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока .

Научиться писать сжатое изложение.

Для осуществления цели мы должны решить следующие задачи:

Повторить способы сжатия текста;

Совершенствовать работу по формированию навыков анализа текста, разграничивая главное и второстепенное;

Создать итоговый сжатый текст, используя полученные на уроке знания.

Сегодня мы будем работать с дидактическим материалом к уроку, который лежит у вас на парте.

3. Создание проблемной ситуации (3 минуты)

Терминологический диктант.

Что это за вид работы?

1. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст.

(синтаксис)

2. Это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. (текст)

3. Это сжатый пересказ основного содержания текста с выделением в тексте микротем (абзацев) и с использованием приёмов компрессии текста (сжатое изложение)

4. Это приём сжатия текста, который заключается в замене однородных членов предложения обобщающим словом, синонимом. (обобщение).

5. Это приём сжатия текста, который заключается в замене сложного предложения простым, замене прямой речи косвенной. (упрощение).

6. Это приём сжатия текста, который заключается в исключении предложения или части предложения, содержащих неважную информацию, исключение повторов, уточняющих слов. (исключение).

Итак, проверим диктант. Какие же три способа сжатия текста существуют в русском языке? (Исключение, обобщение, упрощение)

Давайте обобщим весь опыт о способах сжатия текста, полученный нами ранее.

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок:

Существует _____ способа сжатия текста: _________________, _________________, _________________. Текст можно сократить за счёт того, что мы ____________________ детали, подробности, __________________ отдельные факты, действия, ___________________ сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения.

Слова для справок: обобщать, исключение, исключать, заменять, обобщение, упрощение, три.

Озвучьте полученный вариант вашего текста.

4. Работа по теме урока.

А теперь обратимся к рассказу «Друг детства», который написал Виктор Драгунский.

При чтении рассказа нам встретятся незнакомые слова

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд)

Груша - спортивный снаряд

Астроном – учёный, изучающий космос Приспичило – захотелось

Прослушайте текст и определите его тему (о чем этот текст?) и идею (с какой целью автор создавал данный рассказ, чему учит нас данный рассказ?)

1. Чтение текста учителем.

Итак, какова тема данного текста?

Темой: текста является решение мальчика заняться боксом и выбор использования плюшевого медведя вместо груши.

Почему Дениска заплакал? (От жалости и любви к своему другу, чувств, которые вновь его захлестнули)

Определите стиль данного текста. (художественный)

Тип речи. (повествование)

2. Работа с текстом.

Давайте выделим микротемы в тексте. Сколько их? (5)

Давайте озаглавим их либо своими словами либо словами из текста.

3. Составление плана

– Составим план текста.
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.

План

1. Я решил заняться боксом.

2. Плюшевый мишка, чем не груша?

3. Я обрадовался

4. Такой нелепый, но родной мишка.

5. Мой самый лучший друг.

4. Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста, т. е. ключевые слова.
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы?

Друг детства

Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» - такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. Я решил заняться боксом .
- Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку . И бросила его мне на диван . И предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
-
Я обрадовался. Устроил мишку на диване , чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
-
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый . У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
- Вот он сидит на диване , мой бывший самый лучший друг , настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

–Что с тобой? - спросила мама, приоткрыв дверь.

А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

Я раздумал быть боксёром.

5. Отработка приёмов сжатия текста.

Какой приём компрессии мы применим к 1 абзацу? Что нам надо исключить? (подробности, кем герой хотел стать и почему). (Исключение)

6. Совместная работа над 1 абзацем.

Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом.

7. Самостоятельная работа.

О чём идёт речь во 2 абзаце? Что здесь главное? (мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши). (Исключение)

О чём идёт речь во 3 абзаце? Что здесь главное? (мальчик обрадовался идее). Исключать и обобщать.

О чём идёт речь во 4 абзаце? Что здесь главное? (Мишка смешной) (Исключение)

О чём идёт речь во 5 абзаце? Что здесь главное? (Дениска понял, что он не сможет ударить друга, пусть даже игрушечного) (Исключение и упрощение. Будем заменять прямую речь мамы и героя косвенной)

8. Проверка.

Друг детства

Когда мне было лет шесть , я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара. Мама спросила, в чём дело. Я ответил ей, что никогда не буду боксёром.

4. Итог урока.

Итак, о чём мы говорили сегодня на уроке?

Какие способы сжатия текста мы знаем? Какие применяли сегодня на уроке?

Какой из них показался вам наиболее доступным?

В чём испытали затруднение?

5. Рефлексия.

По очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (слайд)

  1. Сегодня я узнал….
  2. Было интересно….
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу….
  6. Я научился…
  7. У меня получилось…
  8. Я смог…
  9. Меня удивило…
  10. Урок дал мне знания о….
  11. Мне захотелось…
  12. Я приобрёл…
  13. Теперь я знаю 3 способа сжатия текста….
  14. Я испытал трудности в…
  15. Я хочу, чтобы такие уроки….

6. Домашнее задание.

Написать сочинение 10 – 15 предложений на тему «Кто такой настоящий друг?»

Стихи А. Барто 3 ряд: прочитаем с интонацией вопроса Зайку бросила хозяйка - Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

Цель урока: Научиться писать сжатое изложение. Задачи урока: - повторить способы сжатия текста; - применять их на практике; - учиться выделять главную и второстепенную информацию в тексте; - создать итоговый сжатый текст, используя полученные на уроке знания.

Терминологический диктант 1. Синтаксис 2. Текст 3. Сжатое изложение 4. Обобщение 5. Упрощение 6. Исключение

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок Существует _____ способа сжатия текста: _________________, _________________, _________________. Текст можно сократить за счёт того, что мы ____________________ детали, подробности, __________________ отдельные факты, действия, ___________________ сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения. Слова для справок: обобщать, исключение, исключать, заменять, обобщение, упрощение, три.

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок Существует три способа сжатия текста: обобщение, упрощение, исключение. Текст можно сократить за счёт того, что мы исключаем детали, подробности, обобщаем отдельные факты, действия, заменяем сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения.

Работа с текстом «Друг детства» Словарная работа Челнок – маленькая узкая лодка Приспичило – захотелось Груша - спортивный снаряд

План 1. Я решил заняться боксом. 2. Плюшевый мишка, чем не груша? 3. Я обрадовался. 4. Такой нелепый, но родной мишка. 5. Мой самый лучший друг.

Работа с 1 микротемой Друг детства Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» - такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. Я решил заняться боксом.

Работа с 1 микротемой Сжатый текст Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом.

Сжатый текст Друг детства Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом. Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши. Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался… Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара. Мама спросила, в чём дело. Я ответил ей, что никогда не буду боксёром.

Итог урока Сегодня я узнал…. Было интересно…. Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу…. Я научился… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… Урок дал мне знания о…. Мне захотелось… Я приобрёл… Теперь я знаю 3 способа сжатия текста…. Я испытал трудности в… Я хочу, чтобы такие уроки….

Домашнее задание Написать сочинение 10 – 15 предложений на тему «Кто такой настоящий друг?»

Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван.

Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Я обрадовался. Устроил мишку на диван, чтобы мне удобнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный - жёлтый, стеклянный, а другой большой белый - из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе лапы поднял, будто шутил, что даже заранее сдаётся...

Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

(По В. Драгунскому)

Задания

  1. Чем интересна композиция (построение) данного текста?
  2. Составьте план.
  3. Напишите подробное изложение. Ответьте на вопрос: «Какое решение, на ваш взгляд, примет мальчик и почему?»

Ответы

  1. Композиция рассказа интересна тем, что в нём соединены различные типы речи. Текст начинается повествованием, потом идёт описание предмета, а затем снова повествование и описание. Последние два предложения представляют собой рассуждение.
  2. План.
    1. Чем не боксёрская груша?
    2. Вот мой старый друг.
    3. Как быть?
  3. Скорее всего, мальчик не станет тренироваться на мишке.

    Во-первых, мишка - лучший друг детства.

    Во-вторых, мальчику жалко старого друга: у него разные глаза, сам он облезлый, обе лапы поднял, будто сдаётся.

    В-третьих, это становится понятно из описания мыслей мальчика: «Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...».

    Мальчик, герой рассказа В. Драгунского, совершенно правильно поступил, отказавшись тренироваться на мишке.