Конспект по развитию речи профессии. Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе на тему «Профессии. Тарау Раздел: «Развитие речи»

Конспект

Подготовила: Симакина Ольга Алексеевна

Воспитатель мини – центра «Пчёлка»

«Жамбылская основная школа»

Костанайская обл.;Карасуский р –н.; село Жамбыл.

Образовательной деятельности воспитателя

c детьми средней группы

По развитию речи

«Все профессии важны,все професии нужны»

Білікті Образовательная област ь: «Коммуникация» .

Тарау Раздел: «Развитие речи».

Тақырыбы Тема : «Все профессии важны».

Мақсаты Цель: Составление творческого рассказа.

Задачи:

1.Понимать значимость профессий в жизни людей.

2.Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

3.Развитие речи детей (речь-рассуждение).

4.Развитие элементов логического мышления.

5.Закрепить умение выполнять звукобуквенный анализ слов.

6.Расширять и активизировать словарь по теме.

Оборудование и материалы: цветы из бумаги, картинки с профессиями, пазлы. Предметы труда: поварёшка, расческа, ножницы, руль, бинт, таблетки.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций о профессиях и беседа, о труде людей разных профессий.

2.Разучивание стихов и чтение художественной литературы о профессиях.

3.Экскурсия в школьную библиотеку,в мед.пункт,в школьную столовую.

Билингвальный компонент: дәрігер-врач;мұғалім-учитель;шаштараз-парикмахер;аспазшы-повар .

Ход занятия:

Круг радости:

Цель: умение общаться между собой и говорить друг другу добрые слова.

Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычный день к нам в группу пришли гости. Давайте с гостями поздороваемся. А мы будем приветствовать друг друга добрыми словами в кругу радости вот так.

«Букет пожеланий». Дети приветствуют друг друга по кругу. У каждого в руках по цветку. Педагог улыбается и говорит добрые слова: «Вы сегодня красивые, внимательные, добрые и весёлые. Передаёт стоящему рядом ребёнку цветок с пожеланиями, обращаясь к нему по имени, букет постепенно увеличивается и к педагогу возвращается не только его цветок, но и целый букет-букет пожеланий. Затем букет передаётся гостям.

Воспитатель должен заинтересовать детей своим занятием.

Сегодня у нас гости, и мы с вами должны рассказать, что мы знаем о профессии и какие бывают профессии. Сейчас я вам прочитаю стихотворение С. Мауленова «Все на работе»

Солнышко, куда спешишь?

Да в озеро, в камыш.

Там посплю во тьме приятной,

А потом вернусь обратно.

Ты куда спешишь, Луна?

Меня тянет глубина

И небесная прохлада,

Мне жары дневной не надо.

Ветер,ты спешишь куда?

Я привык спешить всегда.

Травы выстрою иначе,

Облако в ущелье спрячу,

В море бурю закручу,

Сам за море улечу.

Ну, а ты куда спешишь,

Всё на месте не сидишь,

Круглоглазая кукушка?

Подниму детей с подушки,

Им-«ку-ку» своё скажу.

Долгим веком награжу.

Совершают все свой труд,

Все осмысленно живут-

Муравей зерно несёт,

А пчела цветок сосёт.

Так что же такое профессия? (ответы детей)

Какие профессии вы знаете.

А профессия ребята - это занятие и труд, которым занимаются взрослые.

Но и окружающий мир тоже трудится,насекомые,природа и каждый человек выполняет свою работу.

Ребята давайте вместе поиграем. Я буду показывать вам картинки, и загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать и назвать, человек какой профессии на ней изображён, и сказать какие действия он выполняет и какими инструментами пользуется.

Билингвальный компонент: дәрігер-врач;мұғалім-учитель;шаштараз-парикмахер;аспазшы-повар.

Игра «Вьюга»

Цель: развития дыхания.

(слышится шум вьюги)

Ребята, что это такое? Да, это шум вьюги. Что такое вьюга.Это явление природы. Давайте устроим вьюгу в стаканчиках.Показываю механизм действий: сделать глубокий вдох,не поднимая плеч, и дуть в соломинку.

Например: Это парикмахер. Он стрижёт, делает различные прически.

Детям предлагается изображения картинок: повар, продавец, шофер, врач, учитель, пожарный, швея. Составляем рассказ по картинкам.

Надо часто обращаться к детям ласково и благодарить их за помощь.

Молодцы вы много знаете профессий. А ведь у ваших мам и пап тоже есть профессии. Они не только выполняют работу по дому, но и работают в разных учреждениях. нашим гостям очень понравилось, что вы знаете так много профессий. На доске размещены иллюстрации людей разных профессий. А теперь соберём пазлы по нашей теме.

А теперь мы с вами немножко отдохнём, немножко разомнемся.

Физминутка «Часики»

Тик –так,тик – так

Все часы идут вот так.

Налево – раз,направо – раз.

Тик – так,тик – так.

Ноги вместе,руки так

Тик – так,тик – так.

А нука пробуй ещё так.

А теперь продолжим наше занятие.

Дидактическая игра «Посмотри, что в сундучке»

Я буду вызывать вас по одному. Вы должны взять один предмет из сундучка, в котором лежат много интересного. Назвать предмет и сказать, кто им пользуется и для чего он нужен людям.

Например: это шприц. Он нужен доктору. Доктор делает людям уколы, чтобы они не болели. Таким же образом обыгрываются остальные предметы: половник,расческа,весы,руль,моток ниток.

Молодцы детки,всё правильно назвали.

Пальчиковая гимнастика «Мои пальчики…»

Мои пальчики расскажут,

Всё умеют,всё покажут (поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз).

Пять их на моей руке (сжимаем и разжимаем кулачки).

Всё делать могут,

Всегда помогут (попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь).

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Бельё стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щипают,ласкают (имитируем описываемые движения)

Всё успевают (открывают ручки ладошками вверх).

Мы с вами говорили о разных профессиях,какая профессия вам больше всего понравилась и почему?.Кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Возьмите смайлики которые вам больше понравились. О чём мы с вами говорили на занятии.Я вам загадаю загадки.

Скажите,кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты,венегреты,

Все завтраки,обеды? (повар)

Кисти краски и мольберь:

Мамин я пишу портрет

Для картинной галереи,

Отгадай, меня скорее! (Художник)

Все дороги мне знакомы

Я в кабине словно дома.

Мне мешает светофор

Знает он, что я….. (шофёр)

Молодцы, вы все справились с заданием.

Цель:

  • Расширение, уточнение знаний и представлений о профессиях;
  • Активизация словаря по теме;
  • Практическое накопление глагольного словаря по теме;
  • Практическое употребление существительных в творительном падеже ед. числа (кем? – поваром) ;
  • Учить детей составлять небольшой описательный рассказ о людях разных профессий;
  • Развитие внимания и памяти.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей разных профессий, картинка «Какие ошибки допустил художник» , индивидуальные лист «Кому, что надо для работы» .

Ход занятия:

Организационный момент:

Игра «ДА – Нет» .

Яблоко – это фрукт?
Апельсин – это овощ?
Шапка – это одежда?
Куртка – это одежда?

Компьютер – это мебель?
Кровать – это мебель?
Липа – это цветок?
Дуб – это дерево?

Утюг – это инструмент?
Молоток – это инструмент?
Тапочки – это обувь?
Носки – это обувь?

Платок – это головной убор?
Кепка – это одежда?
Лодка – это транспорт?
Корабль – это воздушный транспорт.

Объявление темы:

Логопед: Ребята, послушайте рассказ:

Однажды Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.

Я буду врачом, сказала Таня, - Ведь врач – самая главная профессия, потому что он лечит людей.

Я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы – ответил сестре Ваня.

Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать, - сказала Таня.

Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед, - подумав, заметил Ваня.

А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

Его вылечит врач – уверенно ответил Ваня.

Так кто же тогда главнее? – растерянно спросила Таня.

Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы.

Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной.

Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям – сказала мама.

Логопед: Ребята, а вы как думаете какая профессия самая важная? Какие еще профессии вы знаете? (ответы детей) .

Логопед: Профессий очень много, некоторые вы знаете, а про многие даже и не слышали.

Подумайте, что делает человек, который работает оленеводом? Хлеборобом? Змееловом? Пчеловодом? Конструктором? Чертежником? Крановщиком? Охранником? Экономистом? (ответы детей)

Логопед: Легко догадаться, так как в самом слове уже есть подсказка, и легко отгадать, что делает человек. Но есть профессии, которые надо знать, а отгадать по названию, что человек делает, невозможно. Попробуйте отгадать, какую работу выполняют дизайнер? Юрист? Менеджер? Прораб? (ответы детей)

Логопед: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Запомни и выдели в стихотворении все профессии» .

Нужно сшить – зови портного,
Модельера пригласи.
Хочешь есть – поможет повар,
Блюдо у него проси.

Если хочешь быть красивым,
К парикмахеру иди.
Украшения на праздник
Ювелиру закажи.

Туфли подобьет сапожник,
Разрисует все художник.
И цветочница цветы
Срежет вам для красоты.

Часовщик часы починит,
Массажист усталость снимет,
Врач больного исцелит,
Словно доктор Айболит.

Тренер сильным стать поможет,
Вас заснять фотограф может,
А кондитер вкусный торт
К дню рождения испечет.

Почту вовремя доставит
Самый быстрый почтальон.
И таксист домчит вас быстро,
Все дороги знает он.

Чтобы людям всем помочь,
Трудятся они и день и ночь.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.

Логопед: Ребята, какие профессии и действия вы запомнили? (ответы детей)

Логопед: Многие люди умеют шить, выращивать овощи и фрукты, сделать из доски скамеечку. Но когда человек делает это для себя или своих близких, не считается, что это его профессия.

Логопед: Профессией называют только ту работу, которую человек делает для людей. Чтобы освоить какую - нибудь профессию, надо много знать, уметь. А для этого надо учиться, изучать специальную литературу. Человек имеет право выбирать ту профессию, которая ему нравится, которая доставляет радость. А когда работа нравится, она выполняется легко и качественно.

Мы с вами живем в большом городе. Сколько же труда людей разных профессий требуется, чтобы в городе было все в порядке! Посмотрите на картинки и назовите эти профессии (показ картинок) .

Логопед: Молодцы ребята, вы были очень внимательны. А сейчас вы должны закончить мое предложение.

Врач людей (лечит) .
Учитель детей (учит) .
Пожарный пожар (тушит) .
Повар обед (варит, готовит) .

Парикмахер волосы (укладывает, причесывает, накручивает) .
Полицейский за порядком (следит) .
Портниха одежду (шьет, кроит, чинит) .
Пекарь хлеб (печет) .

Писатель книги (пишет, сочиняет) .
Доярка коров (доит, кормит) .
Тракторист в поле (пашет) .

Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на картину. Какие ошибки допустил художник?

(ответы детей) .

Логопед: Каждому человеку в работе помогают разные орудия, инструменты, оборудование. Я думаю, что вы ребята знаете, кому, что нужно для работы? Перед вами лежат задания, вы должны обвести карандашом, те предметы, которые нужны для данной профессии.

Логопед: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь я хочу знать, кем вы хотите стать, когда вырастите и почему? (рассказы детей) .

Логопед: Ребята, как интересно было вас послушать! На этом наше занятие можно закончить.

Рената Иванова
Конспект занятия по развитию речи «Профессии»

Цели :

I. Коррекционно-образовательные :

1. Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей .

2. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии” .

3. Уточнять и расширять словарный запас по теме «Профессии »

II. Коррекционно-развивающие :

1. Совершенствовать грамматический строй речи (упр. в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными)

2. Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения.

3. Развивать речевую активность , диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога)

III. Коррекционно-воспитательные :

1. Воспитывать мотивацию к обучению

2. Воспитывать эмоциональные чувства.

Оборудование : предметные картинки (врач, повар, продавец и др.) предметы для организационного момента – молоток, поварешка, нитки с иголкой, градусник, расческа.

Занятие проводится в виде путешествия. Путешествуем по уголкам в группе («Больница» , «Магазин» и др.)

I. Орг. момент. Объявление темы.

Здравствуйте ребята, посмотрите, какой беспорядок! Сколько здесь разных предметов! Кто их мог оставить? Я думаю, что молоток оставил плотник. Ножницы оставил кто? и т. д.

Эти предметы нужны людям разных профессий .

Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он не знает, кем он хочет стать, когда вырастет. Мы вместе с Незнайкой отправимся в путешествии в Город Профессий , чтобы рассказать Незнайке о профессиях .

II.Речевая гимнастика

Но к путешествию нужно подготовиться

Покажем Незнайке, как вы радуетесь, грустите, сердитесь, удивляетесь.

Покажем Незнайке, какой подвижной у нас язычок :

Пригласили маляра красить потолок пора (маляр)

Повар сварил вкусное малиновое варенье (вкусное варенье)

Акробаты в цирке качаются на качелях (качели)

У швеи острая иголка, давайте покажем как у нас язычок превращается в острую иголку. (иголочка)

А теперь этой острой иголкой прокалываем щёчки.

Подготовились мы к путешествию.

III. Работа над лексико-грамматической стороной речи .

Ребята, скажите, на чем можно путешествовать?

На машине, на самолете, на корабле…

А на чем мы с вами отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку :

«Странный дом мчит по дороге –

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен

И бензином бак наполнен. ”

Автобус

Правильно! Мы поедем на автобусе.

1. - Кто управляет автобусом?

Водитель

Кто еще работает в автобусе?

Кондуктор

А кем вы становитесь, когда садитесь в автобус?

Пассажирами

Ехали, ехали и наконец, приехали. Автобус остановился и мы приехали.

Вы чувствуете, как здесь вкусно пахнет? Вы догадались к кому мы приехали в гости?

2. Уголок "Кухня"

Мы приехали в гости к повару.

Что делает повар?

Повар варит, жарит, печёт…

Правильно. Наш Незнайка больше всего люблю сладкие блинчики. А что любите кушать вы? Какое у вас любимое блюдо? Начните свой ответ со слов : “Я люблю…” (каждый ребенок называет свое любимое блюдо)

А для нас повар приготовил вкусный компот из яблок. Какой компот приготовил повар?

Яблочный. Повар приготовил яблочный компот.

А если бы он приготовил компот из малины (из груши, из вишни, из абрикоса, из клубники, из сливы, какой бы он получился?

IV. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (Загибают большие пальцы)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)

И очень доволен он. (Разводят руками )

Давайте попрощаемся с поваром и пойдем дальше.

3. Уголок «Больница»

Ребята, пока мы с вами были у повара, Незнайка объелся и у него заболел живот? Что будем делать? Кто нам сможет помочь?

Точно, нам поможет врач. А где он работает?

Врач работает в больнице, поликлинике.

Как по-другому можно назвать врача?

Правильно. Пока доктор лечит нашего Незнайку, я проверю, знаете ли вы, какие предметы нужны врачу. Сейчас нужно будет выбрать только те предметы, которые нужны врачу для работы. (Дети выбирают из предложенных предметов нужные)

Расскажите, для чего нужен этот предмет? В вашем предложении должны быть слова : “Врачу нужен, чтобы…”

А я выберу шоколад, он нужен врачу, чтобы не болели зубы (дети отрицают ответ) .

Хорошо! А теперь попрощаемся с доктором и отправимся дальше. А продолжим мы наше путешествие на самолете

V. Физминутка.

Ну-ка летчики, пилоты,

Приготовились к полету.

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

Начинается полет.

Загудел наш самолет.

Вверх поднялся, полетел.

Летчик вправо посмотрел,

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Наш красивый самолет.

VI. Работа над диалогической речью

4. Уголок «Магазин»

В магазин.

Правильно, это магазин.

Кто работает в магазине?

Продавец.

Что делает продавец?

Продает различные товары.

Давайте посмотрим, что продается в нашем магазине

В магазине продаётся картошка, морковка, огурцы, помидоры.

А как можно назвать все это одним словом.

Правильно. Ребята, сейчас мы с вами станем продавцами и покупателями

Продавец должен быть вежливым, внимательным и спрашивать “Что хотите купить?” (Один ребенок назначается на роль продавца) .

А кто мы?

Покупатели.

Так как магазин у нас продуктовый мы с вами будем покупать продукты, но мы не просто будем их покупать, а еще считать (создается ситуацию для диалога, предъявляется образец “- Что вы хотите купить?» - «Я хочу купить два помидора”).

Я хочу купить три морковки. Я хочу купить один огурец…и т. д.

Молодцы.

Незнайка внимательно слушал и запоминал всё, о чём мы говорили и теперь хочет рассказать вам, что он запомнил.

Шофёр варит обед, а повар управляет автобусом. Правильно?

Врач продаёт, а продавец лечит людей. Правильно?

Перепутал всё Незнайка.

Незнайка спрашивает, кем хотите стать, когда вырастите?

Я хочу стать…

Незнайка мне сказал, что определился, кем он хочет стать, он хочет стать врачом, чтобы помогать людям, лечить их.

Понравилось вам наше путешествие? На чем мы путешествовали? В каком городе мы были и к кому заходили в гости?

Тема: «Все работы хороши …» (Профессии людей)

Задачи:

Уточнить и расширить представление детей о профессиях людей.

Воспитать уважение к людям разных профессий: строитель, врач, повар, парикмахер, ...

Обогатить словарь.

Материалы к занятию:

картинки с изображениями людей разных профессий, многоэтажного и одноэтажного домов;

игрушечные инструменты врачей, парикмахеров.

Ход занятия:

1.Дети собираются около воспитателя.
– Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему городу. Это не просто город – это город мастеров. Каждый день везде мы встречаем людей, которые делают нужную и полезную для других работу.
– А кто построил дома в нашем городе? (Строители.)
– Из каких материалов можно строить дома? (Из кирпича, из дерева, из панелей.)
Воспитатель показывает детям изображение многоэтажного кирпичного или панельного дома и одноэтажного дома, сделанного из дерева.
– Послушайте стихи:

Древоделы-плотники –

Важные работники.

Без гвоздей, лишь топором

Они могут сладить дом.

– Кто такие плотники? (Плотники строят деревянные дома.)
– Какие инструменты нужны плотникам для работы? (Топор, пила, молоток, …)
– А в каком доме вы живете? В одноэтажном или в многоэтажном? (В многоэтажном.)

2.– У нас будут гости. Мы хотим быть красивыми, аккуратно причесанными.
– Кто поможет нам? (Парикмахер.)
– Поехали в парикмахерскую.
– На чем мы поедем? (На автобусе.)
– Кто нас отвезет? Кто водит автобус? (Водитель.)
Воспитатель и дети цепочкой едут к игровой парикмахерской и садятся на стульчики вокруг неё.
– Кто был в парикмахерской? (Я.)
– Расскажи нам, что ты там видел? (Ответы.)
– Какие инструменты нужны в парикмахерской? (Ножницы, зеркало, расческа, фен, бигуди, щипцы для завивки волос, …)
– Мы в парикмахерской привели себя в порядок, а кто приводит в порядок наш город? (Дворники.)

3.– Давайте поиграем в дворников.

Физкультминутка:
– Встаём все шире и подметаем улицу.
– Осенью собираем листву граблями.
– Зимой мы лопатой чистим дорожки, покрытые снегом. Мы насыпали высокий сугроб. Покажите, какой он высокий.
– А теперь берем шланги и заливаем каток для ребят. Попробуем прокатиться на коньках!

4.Воспитатель сажает детей на стульчики.
– Зимой, если долго гулять, можно простудиться.
– Кто нас лечит? (Врач.)
– Какие инструменты нужны врачу? (Градусник, стетоскоп, пинцет, шприц, ножницы, бинт, …)
Дети рассматривают и называют игрушечные инструменты врачей.

5.– А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки!

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?

(Доктор, врач)

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости!

(Сапожник)

Б. Заходер

Вы ответите мне, дети,

Кто же лучше всех на свете

Вас умеет угостить:

Напоить и накормить?

Целый день сегодня шью,

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, –

Будет и тебе одежка!

(Швея, портниха)

Б. Заходер

Мне нужны таки вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка!

(Слесарь)

Б. Заходер

Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит?

(Полицейский)

Это кто, прищурив глаз,

Чинит часики для нас?

(Часовщик)

Встаем мы рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

(Водители)

6.– То, что умеют делать люди, их работа – называется профессией. В мире много разных профессий.
– Посмотрите на картинки на доске. Люди каких профессий изображены на них? Где они работают? Какие предметы им нужны для работы?
Выслушиваем ответы детей.
– Люди каких профессий работают в халатах? (Врач, медсестра, повар, парикмахер, продавец, …)

7.Физкультминутка:

А теперь встаем все в круг,

Поиграем мы в игру,

Что скажу вам делать нужно,

Вы же повторяйте дружно!

Наши ручки все умеют:

Сколотить нам сто скамеек,

Сшить белье и постирать,

Пол, конечно, подметать,

Бревна нам строгать, пилить,

Дров на зиму нарубить.

Все умеют наши ножки:

Резво прыгать по дорожке,

И шагать, на месте стоя,

Приседать, вставать по трое,

Громко топать и бежать,

И на месте постоять.

Мы немножко пошумели

И на место тихо сели.

8.Игра «О ком можно так сказать …»

Добрый (доктор, воспитатель, …)

Умный (учитель, ученый, профессор, …)

Знаменитый (артист, ученый, певец, музыкант, дизайнер…)

Веселый (клоун, артист, …)

Смелый (полицейский, спасатель, дрессировщик, пожарный, солдат, …)

– Как много профессий. Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – выполнять любую работу нужно хорошо. Ведь хороший полезный труд всегда был в почете. Не зря говорится: «Почет и труд рядом живут», «Труд человека кормит, а лень портит».

9.Итоги

– О чем мы сегодня говорили? (О профессиях)
– С людьми каких профессий вам уже приходилось встречаться? (с врачом, с парикмахером, с продавцом, с воспитателем, …)
– Где вы с ними встречались?
– Люди каких профессий работают в детском саду? (воспитатели, медсестра, повар, няня, охранник, музыкальный руководитель, хореограф, дворник, …)
– Какая профессия вам нравится больше всего?

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ДОУ.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Профессии".

Боднар Светлана Викторовна, воспитатель, ГБОУ гимназия №1551, г. Москва.
Описание материала: данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов.
Цель: Формирование грамматического строя речи при составлении описательного рассказа.
Задачи:
1. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами.
2. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3. Способствовать развитию слухового внимания, мышления.
4. Закреплять умение соотносить своё описание с рассматриваемым объектом.
5. Закреплять знание структуры описательного рассказа, умение следовать ей.
6. Расширять представление о труде взрослых, воспитывать интерес к различным профессиям.
7. Воспитывать ценностное отношение к человеческому труду.
Материалы:
Демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схема для составления описательного рассказа.

Содержание образовательной деятельности детей:
1.Беседа.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: А как вы думаете, что можно о ней сказать, какая она?
Воспитатель: Что можно сказать о нашей стране?
Дети: Наша страна: огромная, очень красивая и богатая.
Воспитатель: Кто делает нашу страну большой, красивой, богатой?
Дети: Нашу страну такой могучей делают люди, которые в ней живут и трудятся, люди разных профессий.
Воспитатель: Так что же такое профессия?
Дети: Профессия – это, то чем занимается человек, его основной вид деятельности.
Воспитатель: А что же нужно сделать для того, чтобы получить профессию?
Дети: Чтобы получить профессию необходимо: много учиться.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию по разным профессиям. Но сначала, давайте выполним задания на внимание!
2. Игра «Образуй новое слово» (Пособие «Учим слова и предложения», У. М. Сидорова.)
На автомобиле ездит автомобилист.
Кто играет в баскетбол? (баскетболист)
Кто ездит на мотоцикле? (мотоциклист)
Кто играет в шахматы? (шахматист)
Кто занимается фигурным катанием? (фигурист)
Кто работает на такси? (таксист)
Кто играет в футбол? (футболист)
Кто учится в гимназии? (гимназист)
Кто работает на тракторе? (тракторист)
Стеклит окна – стекольщик.
Багаж носит - носильщик.
Чинит часы – часовщик.
Рубит дрова – дровосек.
Играет на гармони – гармонист.
Кто водит машину – водитель.
Кто учит детей – учитель.
Кто читает книги – читатель.
Кто играет на барабане – барабанщик.
Кто прогуливает уроки – прогульщик.
Кто охраняет границу – пограничник.
Кто учится на «отлично» – отличник.
Кто следит за лесом – лесник.
Кто танцует – танцор.
Кто работает в библиотеке – библиотекарь.
Кто плавает по морю – моряк.
Кто ловит рыбу – рыбак.
Кто играет в театре – актёр.
Кто занимается боксом – боксёр.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.
3. Игра « Найди лишний предмет»
Что нужно?
Воспитателю – картинки, книги, знания, молоток, игрушки.
Строителю – камни, кирпичи, чертежи, цемент, расчёска, техника.
Врачу – ложка, шприц, фонендоскоп, лекарство, рецепты.
Учителю – книги, плакаты, картины, фен, пособия, мел, ручка.
Пожарному – машина, шланг, вода, игрушки, костюм.
Фотографу – фотоаппарат, умения, фонендоскоп.
Парикмахеру – ножницы, зеркало, фен, расчёска, цемент.
Повару – плита, посуда, кирпичи, продукты, нож, ложка.
Полицейский – оружие, машина, внимание.
Воспитатель: Вы, молодцы справились со всеми заданиями, а теперь мы
улетаем на «экскурсию по профессиям»!
4. Физкультминутка «Самолёт» М. Клюкова.
Руки в стороны – в полёт (стойка ноги врозь, руки в стороны.)
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд (поворот вправо).
Левое крыло вперёд (поворот влево)
Раз, два, три, четыре, («завести мотор»)
Полетел наш самолёт (бег, изображая самолёт).
Замечательный пилот
В путь отправил самолёт.
5. Отгадывание загадок. Б. Заходер.
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости!
(Сапожник)
Целый день сегодня шью,
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, -
Будет и тебе одёжка!
(Швея, портной)
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка!
(Слесарь)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
(Доктор)
6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
Воспитатель: А теперь мне бы хотелось послушать ваши рассказы о профессиях. А чтобы рассказ был полным, вам поможет план-схема. Что обозначает каждая картинка схемы?


1. Название профессии.
2. Место работы.
3. Действия.
4. Форменная одежда.
5. Что нужно для работы.
Самостоятельные рассказы детей.
7.Рефлексия.
Подведение итогов. Что понравилось на экскурсии?
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о труде.
Не сиди, сложа руки, не будет в доме скуки.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит. И т.д. Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей подготовительной группы д