Износ амортизация основных фондов виды. Износ основных производственных фондов. Методы начисления амортизации

Сущность, значение цели и целеполагания

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель - это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель - это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель - это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.(1 слайд)

Педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели, Неправильно поставленная цель - причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.(2 слайд)

Целеполагание - непрерывный процесс, который является основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.(3 слайд)

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Особенности процесса целеполагания

В воспитательном процессе педагогу приходится участвовать в целеполагании разного уровня. Существует большое разно­образие целей и подходов к их классификации.

Прежде всего различают общие, групповые и индивидуаль­ные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей; как групповая - у людей, которые уча­ствуют в совместной группе; как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека. Важно, чтобы в определении целей воспитания участвовали педагоги, учащиеся, а родители имели возможность выразить свой заказ.

Можно условно выделяем следующие типы целеполагания: «свободное», «жесткое» и «интегрированное»,.

Кратко охарактеризуем эти типы

При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, состав­ляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; при жестком - цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. Свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться занижен­ными, для других - недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей (см. таблицу 9).

Таблица 9

Характеристика типов целеполагания в группе

№ п/п

Свободное целеполагание

Интегрированное целеполагание

Жесткое целеполагание

Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения.

Определение целей педагогами, руководителями групп.

Учет достигнутых результатов.

Учет планируемых результатов.

Учет планируемых результатов.

Ориентация на личные потребности.

Ориентация на мотивы долга и учет личных интересов.

Ориентация на мотивы долга.

Коллективная разработка программы действий по реализации цели.

Коллективная разработка действий по реализации цели

Программа действий задается педагогами.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Система целей и задач

Общие цели, задачи педагогов и учащихся вырабатываются на этапе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практическими. Хотя они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, но при этом определяющими являются интересы и потребности детей. По содержанию и формулировке жизненно-практические цели и задачи могут быть самыми различными, сориентированы на преобразование окружающей действительности, отношений в коллективе , на совершенствование самих себя. Главное - они должны быть понятными, осознанными и принятыми школьниками.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодей­ствия педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая это, педагоги определяют цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений, то есть жизненно-практические задачи выполняют роль основных средств в решении конкретных задач

Воспитательные задачи сориентированы на развитие уча­щихся, отношений их с окружающими людьми и миром, спло­чение коллектива детей и улучшение отношений в нем.

Организационно-педагогические задачи направлены на орга­низацию воспитательного процесса, Приведем пример, пока­зывающий взаимосвязь задач (табл. 10).

Таблица 10

Взаимосвязь жизненно-практических, воспитательных и о рганизационно-педагогических задач

Жизненно-практические задачи

Организовать интересно и полезно свободное время , досуг учащихся

Воспитательные задачи

Развить потребность в культурном проведении свободного времени, творческие способности, умение общаться

Организационно-педагогические задачи

Изучить интересы и потребности детей;

сформировать группы по интересам и с учетом этого построить планиро­вание и организацию внеучебной работы;

выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т. д.

воспитательные- задачи могут быть одинако­выми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и кон­кретизируются в зависимости от условий, возможностей, по­требностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.(4слайд)

1) Диагностичность, т. е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

Схема 3

Потребности и факторы, влияющие на выработку целей воспитания

ПОТРЕБНОСТИ

воспитания

ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ

Социальные экономические условия

Родителей

Педагогов

Условия образовательного учреждения

Образовательного учреждения

Индивидуальные и возрастные особенности учащихся

Социальной сферы

Уровень развития коллектива

Общества

2) Реальность, т. е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает:

а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.).
б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4) Личностно –значимость целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

целеполагание - это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения выраженного в устной или письменной форме.

этапы целепологания

а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания;

б) идентифицировать об­щие и личные цели детей, педагогические и жизненно-прак­тические задачи;

в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей;

г) провести в жизнь свои педагогические замыслы.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, при­сваивают ее, если то, что предлагают педагоги:

а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми;

б) выражено серьезно, значимо, доверительно;

в) приведет к за­манчивым результатам;

г) доступно и понятно;

д) ярко и эмо­ционально3.

Исследование показывает, что если целеполагающая дея­тельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятель­ном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие ка­чества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.

Особенностью основных средств и нематериальных акти-вов является многократное их использование. Однако время их функционирования имеет определенные границы; оно обусловлено их износом и временем полезного применения. Под износом основных средств и нематериальных активов следует понимать частичную или полную утрату ими своей стоимости и потребительских свойств, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных средств.

Физический износ представляет собой утрату основными фондами своих производственно-технических качеств в про-цессе эксплуатации и влияния природно-климатических ус-ловий.

На размеры физического износа основных фондов в процессе их использования влияет ряд факторов:

Степень нагрузки основных фондов в производственном процессе;

Качество основных фондов;

Особенности технологического процесса и степень защи-ты основных фондов от влияния внешних условий;

Квалификация рабочих и отношение их к основным фон-дам;

Качество ухода за основными фондами.

Физический износ отдельных инвентарных объектов можно определить и по сроку службы. Этот метод применим ко всем видам основных фондов. Исходя из того допущения, что физический износ происходит равномерно в течение всего срока службы средств труда, коэффициент этого износа может быть определен по следующей формуле:

где Т Ф - фактический срок службы средств труда;

Т н - нормативный срок службы.

По характеру физического износа и периоду обновления основные производственные фонды делятся на следующие груп-пы:

Сооружения высокой прочности - плотины, дамбы, тон-нели и т. д. Они отличаются медленным износом и подверга-ются частичному капитальному ремонту через большие про-межутки времени;

Здания, сооружения, машины, у которых снашиваются отдельные части, периодически восстанавливаемые путем ка-питального ремонта;

Некоторые виды машин (автомобили, тракторы, комбай-ны и т. д.), элементы и части которых по мере износа подвер-гаются систематическому возобновлению и замене новыми (кроме основных конструкций);

Некоторые виды сооружений и передаточные устройства (железнодорожные и трамвайные пути, электросети и т. д.), обновление которых происходит непрерывно, посредством пол-ной замены всех элементов и частей;

Аппаратура, оборудование и инструменты, подлежащие полной замене по истечении срока службы.

Физический износ, возникающий при работе объекта, на-зывают физическим (материальным) износом первого рода. Он является преобладающим и определяет размеры износа, необ-ходимость ремонтных работ и в значительной степени сроки службы объекта. Однако, ОПФ промыш-ленности изнашиваются не только во время эксплуатации, но и тогда, когда они бездействуют. Физический износ в этом случае возникает в результате естественных физико-химичес-ких воздействий (физический износ второго рода); так, окисляясь кислородом воздуха, ржаве-ют железо и сталь, коррозирует алюминий. Размеры потерь весьма значительны, ежегодные потери металла от ржавчины достигают трети выплавляемого объема.


Основные производственные фонды претерпевают не толь-ко физический, но и моральный износ.

Моральный износ проявляется в потере экономической эф-фективности и целесообразности использования основных про-изводственных фондов до истечения срока полного физичес-кого износа. При этом потеря стоимости происходит незави-симо от того, участвовали основные производственные фонды в производственном процессе или нет.

Моральный износ бывает двух видов. И тот, и другой явля-ются следствием технического прогресса. Но экономические последствия того и другого различны, и необхо-димость их учета для целей возмещения неодинакова. Вели-чина морального износа как первого, так и второго вида учи-тывается, как правило, в ходе переоценки основных фондов. Моральный износ первого вида заключается в уменьшении сто-имости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

Моральный износ второго вида обусловлен созданием и внедрением в производство более совершенных и экономич-ных видов машин и оборудования.

При рассмотрении морального износа второго вида выде-ляют частичный и полный износ, а также его скрытую фор-му.

Частичный моральный износ - это частичная потеря по-требительной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличивающиеся его размеры на отдельных операциях могут достичь таких значений, когда окажется целесообразным использовать машину на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.

Полный моральный износ - это полное обесценивание машины, когда ее дальнейшая эксплуатация в любых услови-ях убыточна. Вероятна ситуация, когда неубыточные опера-ции еще возможны, но они реализуются на более производи-тельных машинах. Устаревшую машину разбирают на запас-ные части или списывают в металлолом.

Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценивания машины вследствие того, что утверждено зада-ние на разработку новой, более производительной и экономич-ной техники.

При традиционной трактовке морального износа рассмат-риваются лишь те изменения потребительной стоимости, ко-торые приводят к изменению экономической эффективности. Однако потребительная стоимость орудий труда характеризу-ется как количеством и качеством продукции, производимой с их помощью, так и условиями труда, которые они обеспечи-вают. Недооценка социальных факторов обедняет содержа-ние понятий «потребительная стоимость» и «моральный из-нос» техники.

Изменение социальных характеристик средств труда мож-но выделить как относительно самостоятельную форму дви-жения их потребительной стоимости, а уменьшение этих ха-рактеристик можно определить как социальный износ.

Величина социального износа средств труда определяется степенью расхождения социальных характеристик данного средства или данной совокупности средств труда с их обще-ственно нормальным уровнем.

Такое расхождение может быть следствием двух причин:

Вследствие физического снаши-вания данного средства труда изменились его социальные характеристики (например, уменьшилась безопасность, увели-чились вредные выбросы, запыленность рабочего места и т. д.),

Изменился сам уровень общественно нормальных соци-альных характеристик (например, ужесточились нормы осве-щенности рабочего места, предельно допустимые концентра-ции вредных веществ или другие нормы).

В первом случае социальный износ является элементом физического износа (социальная форма физического износа), а во втором случае - морального износа (социальная форма мо-рального износа). Социальная форма как физического, так и морального износа вместе составляет единое понятие социаль-ного износа. Таким образом, понятие «социальный износ средств труда» обладает относительной самостоятельностью и играет существенную роль при анализе социально-экономи-ческих процессов, протекающих при обновлении производ-ственного аппарата.

В зависимости от характера воздействия новой техники и технологии на человека (непосредственно на рабочем месте или опосредованно, через окружающую среду) можно выделить две разновидности социального износа: собственно социальную и экологическую. Собственно социальная форма из-носа вызывается появлением новой техники, улучшающей ус-ловия труда, а также изменениями в уровне общественно нор-мальных норм (прежде всего, по условиям труда). Экологичес-кая форма износа вызывается появлением новой техники, которая в меньшей степени, чем прежняя, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а также ужес-точением норм и ограничений на степень и характер воздействия производства на окружающую среду.

В процессе эксплуатации или бездействия основные фонды подвергаются износу. Факторы, определяющие износ основных фондов, представлены на рис. 5.1.

Различают физический и моральный износ Физический износ определяется тем, что, участвуя в производственном процессе, основные фонды постепенно утрачивают свою потребительскую стоимость, изменяются их механические и другие свойства Различные виды основных фондов изнашиваются в разные сроки. Величина физического износа основных фондов зависит от ин­тенсивности и характера их эксплуатации, условий хранения и т.д. Чем выше нагрузка на них, тем быстрее они изнашиваются. Например, стационарные машины и оборудование имеют мень­ший износ в сравнении с передвижными или переносными. Зна­чительно меньший износ тех машин и оборудования, на которых работают рабочие высокой квалификации.

Для оценки степени физического износа основных фондов применяются экспертный метод и метод анализа срока службы. Экспертный метод ocнован на обследовании фактического технического состояния объекта. Анализ срока службы базируется на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации соответствующих объектов

Под моральным износом понимается уменьшение стоимости основных фондов до окончания срока службы вследствие сниже­ния затрат на их воспроизводство, по мере того как новые виды ос­новных фондов начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших машин и оборудова­ния становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и высокой стоимости.

Различают две формы морального износа. Первая характери­зуется уменьшением стоимости воспроизводства средств труда. В этом случае машины той же конструкции производятся дешев­ле и переносят меньшую стоимость на готовый продукт. Вторая форма морального износа связана с внедрением новых, более со­вершенных средств труда, применение которых дает больший экономический эффект.

Определяющим фактором морального износа выступает на­учно-технический прогресс. Моральному износу подвергаются почти все основные фонды, но в наибольшей степени - рабочие машины. Замена конструктивно устаревших, но еще годных ма­шин новыми должна основываться на детальном, всестороннем экономическом расчете, так как преждевременное отнесение оборудования к морально устаревшему влечет за собой ничем не оправданные материальные потери.

Моральный износ основных фондов бывает полным и частичным. Потери от полного моральною износа устраняются только заменой устаревших машин и оборудования но­выми, более совершенными и экономически выгодными.

Потери от частичного морального износа могут быть устране­ны в результате модернизации и реконструкции устаревших видов основных фондов, то есть технического обновления, а также ис­пользования частично морально устаревшего оборудования для выполнения работ, где оно остается экономически эффективным.

Потери от морального износа могут быть значительно сокраще­ны в результате максимально ускоренного использования имею­щейся техники.


где Тф - фактический срок службы основных фондов; Тн - норма­тивный срок службы основных.

где С а - сумма начисленной амортизации, тыс. руб.; ОФп - перво­начальная стоимость основных фондов, тыс р. фондов,

Моральный износ первой формы (И м1)


где ОФ В - восстановительная стоимость основных фондов, тыс р.

Моральный тнос второй формы (И М 2)

где П н - производительность нового оборудования,

Пс - производительность старого оборудования.

7. Амортизация основных фондов. Методы установления амортизационных отчислений

Износ основных производственных фондов возмеща­ются путем постепенного включения их стоимости в за­траты на выработку продукции на протяжении срока функционирования данных элементов основных фондов. Процесс перенесения по частям стоимости основных производственных фондов на изготовляемую продукцию или выполняемые услуги называется амортизацией. Для возмещения стоимости и накопления средств для после­дующей полной замены основных фондов при выбытии их из эксплуатации производятся амортизационные от­числения. Накопление денежных средств для замены новыми изношенных основных фондов - условие прос­того воспроизводства.

Амортизационные отчисления - денежные средства, накапливаемые за срок службы основных фондов для их полного восстановления.

Таким образом, амортизация – это денежное возмещение износа основных средств и нематериальных активов путём включения части их стоимости в затраты на выпускаемую продукцию. Амортизация есть денежное выражение их физического и морального износа. Она осуществляется в целях полной замены средств труда при их выбытии.. Общая сумма амортизационных отчислений (А) определяется по формуле

А = Фп - Фл

где А - сумма амортизационных отчислений за весь срок службы основных фондов, р.;



Фп-первоначальная стоимость основных фондов, р.;

Фл - ликвидационная стоимость основных фондов, р.

Амортизационные отчисления производят по нормам амортизации от балансовой стоимости основных произ­водственных фондов. Норма амортизации представляет собой установленный в плановом порядке размер отчис­лений, выраженный в процентах от балансовой стоимо­сти основных производственных фондов. Расчет нормы амортизации проводится по следующей формуле:

Н = (Фп – Фл)/ Тсл *Фп

Норма амортизации каждого объекта основных средств и нематериальных активов рассчитывается как величина обратная нормативному сроку службы объекта. На основании «Положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» (вступившего в силу с 1-го января 2002г.) нормы амортизации устанавливаются предприятиями самостоятельно в соответствии с диапазонными сроками полезного использования, которые приведены в данном документе. Например, по зданиям и сооружениям низкой капиталоёмкости срок полезного использования составляет от 5 до 15 лет, высокой капиталоёмкости от 50 до80 лет. Для машин, механизмов этот срок равен от5 до30 лет, а вычислительной техники – от 3 до 14 лет. В соответствии с этими сроками устанавливаются и диапазонные нормы амортизации.

Срок службы – период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов сохраняет свои потребительские свойства. Нормативный срок службы устанавливается правовыми актами или на основе технической документации (технического паспорта на машины, механизмы, оборудования) и других документов.

Начисление амортизации производится с первого числа месяца следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. На предприятиях амортизационные отчисления ежемесячно начисляются и включаются в себестоимость продукции. После реализации продукции образуется амортизационный фонд. Процесс амортизации и простого воспроизводства можно представить в виде следующей схемы (рис. 4.1):

Рисунок 4.1 – Амортизация и воспроизводство основных средств


Амортизационный фонд – это один из источников инвестиций предприятия, который обеспечивает простое воспроизводство основного капитала. Он используется по прямому назначению на всех предприятиях, независимо от формы собственности.

В практике начисления амортизации применяются два вида методов: пропорциональные и регрессивные, или методы ускоренной амортизации. Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение всего срока функционирования амортизационные отчисления рассчитываются по одной и той же норме от первоначальной стоимости основных фондов. При ускоренной амортизации основная часть начислений концентрируется в первые годы эксплуатации основных средств, сокращается амортизационный период, создаются финансовые условия для ускоренной замены оборудования.

К пропорциональным методам относятся:

Равномерно-линейный;

Начисление износа в зависимости от установленного срока службы средств труда;

Начисление амортизации в зависимости от производственной работы.

При равномерно –линейном годовая сумма отчислений по отдельному объекту определяется исходя из первоначальной стоимости и установленной нормы амортизации. В течение срока использования объекта ежегодно начисляются равные суммы.

Сумма амортизации (годовая) (Аг) в наиболее общем виде рассчитывается по предприятию, объединению с учетом среднегодовой балансовой стоимости по каждому виду (группе, под­группе) (Фср,j) основных фондов и соответствующих норм амортизации (Ha i):

где п - число групп (подгрупп) основных фондов.

Достоинства этого метода: равномерность поступления отчислений в амортизационный фонд; стабильность и пропорциональность в отнесении на себестоимость выпускаемой продукции; простота и высокая точность расчетов.

Два других пропорциональных метода представляют собой разновидности равномерного способа и цчитывают специфические условия функционирования отдельных видов средств труда. Начисление износа в зависимости от выполненной работы производится главным образом по подвижному составу автомобильного и городского транспорта. В отраслях горнодобывающей промышленности начисление амортизации производится исходя из норм и фактически добытых полезных ископаемых.

Недостатки : не всегда обеспечивается полный пренос стоимости основных фондов на производимый продукт; образуется недоамортизация средств труда; не обеспечивается концентрация ресурсов, необходимых для быстрой замены оборудования.

В мировой практике используются многочисленные методы ускоренной амортизации , как регрессивные, так и прогрессивные. Основными являются три: метод твердо фиксированного срока службы средств труда, метод уменьшающего остатка, или метод постоянного процента, и кумулятивный метод, или метод “суммы чисел”.

При первом методе фиксируется срок, в течение которого стоимость основного капитала должна быть списана в амортизационный фонд.

Второй метод заключается в том, что размер амортизации исчисляется по удвоенной норме (по сравнению с равномерным методом) с остаточной стоимости ОС. (Прим. 1- 14% от24 = 3,36; 2- 14; от 20,64(24-3,36) = 2,8; 3- 14% от 17,75 (20,64-2,8) = 2,49)

Стоимость действующих средств труда списывается главным образом в первые годы их функционирования, что позводяет немедленно использовать решаюшую часть амортизации на новые капитальные вложения, на обновление оборудования. Этот метод способствует не только ускорению амортизации, но и концентрации ресурсов в первые годы эксплуатации введенных в действие фондов. Вместе с тем этот метод не гарантирует полного списания стимости капитала. Ежегодны размер начисляемого износа снижается, и амортизация растягивается на много лет.

Кумулятивный метод сочетает в себе оба первых метода. Нормируется срок службы средств труда и увеличивается норма износа в первые годы их эксплуатации.

Кумулятивный метод обеспечивает полное возмещение стоимости амортизируемых средств труда к концу установленного срока службы. Вместе с тем решающая доля амортизации исчисляется в первые два-три года.

По действующему законодательству на некоторые виды основных фондов амортизация не начисляется. Это относится к жилищному фонду, к объектам внешнего благоустройства, продуктивному скоту, приобретаемым книжным изданиям и тд.

8 Показатели и пути улучшения использования основных фондов

Для характеристики и использования основного капитала применяется система обобщающих, стоимостных, относительных и натуральных показателей.

Показатели
обобщающие стоимостные относительные натуральные
Рентабельность капитала, Фондоотдача, Фондоемкость Выпуск продукции Объем продаж: - на рубль стоимости активной части фондов - на рубль стоимости машин и оборудования - на 1м2 площади 1.Экстенсивное использование - коэффициент сменности - коэффициент использования времени: календарного, режимного, машинного - доля неработающего оборудования - простои оборудования - среднее число часов работы оборудования в сутки Машиностроение - скорость обработки (резанья, шлифования и др)
Прибыль на рубль стоимости: - активной части фондов - машин и оборудования 2.Интенсивное использование - коэффициент использования мощности

Рентабельность капитала – отношение прибыли к авансированнй среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала.

Фондоотдача - важнейший обобщающий показатель использования основных фондов. В наиболее общем виде она свидетельствует о том, насколько эффективно экс­плуатируются производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование.. При расчете фондоотдачи наряду с соб­ственными учитываются и арендованные основные фон­ды. Исключаются только те фонды, которые находятся на консервации и в резерве (в пределах норматива) или сданы в аренду другим предприятиям и организациям Фондоотдача рассчитывается по полной балансовой сто­имости основных фондов без вычета суммы износа.

Фондоотдача в общем виде - это отношение выпу­щенной продукции на рубль основных производственных фондов. Показывает, сколько продукции получено с каждого рубля действующего капитала.

Фондоемкость – величина стоимости основных фондов, необходимых для получения данного объема продукции.

Коэффициент сменности – отношение чила отработанных машиносмен к общему чилу оборудования.

Коэффициент загрузки оборудования – отношение затрат станочного времени в станко-часах к полезному фонду времени работы оборудования

Достигнутый уровень использования возможной производительности технологического оборудования измеряется коэффициентом интенсивности использования станочного парка, который определяется отношением фактического объема выпущенной продукции к установленной производственной мощности оборудования.

Уровень использования основных фондов может из­меняться под воздействием многих факторов.

К негативным факторам, снижающим фондоотдачу, относятся:

Удорожание машин и оборудования на единицу по­лезного эффекта вследствие недостатков в системе цено­образования;

Отсутствие у работников предприятий материальной заинтересованности в повышении фондоотдачи.

Основными направлениями повышения уровня за­грузки основных фондов являются: реконструкция и тех­ническое перевооружение предприятий; совершенствова­ние средств труда и технологии производства; механи­зация и автоматизация труда; повышение уровня орга­низации производства; внедрение научной организации труда; улучшение организации управления; реализация на сторону либо вовлечение в работу быстродействую­щего оборудования; модернизация оборудования; внедрение системы морального и материального стимулирования по улучшению функционирования основных фондов; рост доли активной части основных фондов; совершенствование системы ценообразования.

36 Сущность инвестиций и их классификация

Для того чтобы предприятие могло успешно функциониро­вать и развиваться в рыночной экономике, в него необходимо по­стоянно вкладывать различные средства (финансовые, матери­альные, интеллектуальные ресурсы и т.п.). Они направляются на замену выбывающих в связи с износом основных фондов; модер­низацию и капитальный ремонт основных фондов; техническое перевооружение, реконструкцию и новое строительство в связи в расширением масштабов или освоением новых видов хозяйст­венной деятельности; пополнение оборотных средств, вызванное увеличением объемов производства; подготовку, переподготов­ку и повышение квалификации кадров; проведение научно-ис­следовательских и проектно-конструкторских работ; проведение природоохранных мероприятий и т.п. Средства, направляемые на указанные цели, принято называть инвестициями.

Под инвестициями понимаются средства, направляемые на прирост капитала, то есть приобретение оборудования, проектно-конструкторской документации новых видов продукции, строи­тельство зданий, дорог, мостов, домов, и др.

Инвестициями являются все виды финансовых и материальных ресурсов, а также имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательских и других видов деятельности. с целью получения прибыли или социального эффекта.

Инвестиции, осуществляемые в воспроизводство основных фон­дов, называются капитальными вложениями (капиталообразующи-ми инвестициями).

Процесс формирования и реализации инвестиционных ресур­сов называется инвестиционной деятельностью. Она представляет собой совокупность практических действий граждан, юридиче­ских лиц и государства, направленных на расширение капитала, получение прибыли и удовлетворение потребностей. Инвестици­онная деятельность может осуществляться на основе частной и го­сударственной собственности.

Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать государство, отечественные и иностранные физические и юриди­ческие лица. Они сами принимают решения о выборе объектов ин­вестиций.

Объектами инвестирования могут быть основные и оборот­ные фонды, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция, земля и природные ресурсы. Запрещается инвестирование объектов, которые не соответствуют требованиям норм безопасности, санитарно-гигиеническим и экологическим нормам.

Собственник инвестиционных ресурсов называется инвесто­ром. Наряду с инвесторами в инвестиционной деятельности вы­ступают субинвесторы и участники.

Субинвесторы - юридические и физические лица, которые осуществляют организацию и управление инвестиционной дея­тельностью на всех этапах ее реализации по договору с инвесто­ром и действуют от его имени. Участники инвестиционной дея­тельности - исполнители заказов или поручений инвесторов и су­бинвесторов.

Для учета и планирования инвестиции классифицируются по различным направлениям. В зависимости от вещественного содер­жания они подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные инвестиции - это капитальные вложения в воспроизводство основных фондов.

Нематериальные инвестиции - это средства, направляемые на приобретение прав пользования землей, водой, полезными ис­копаемыми, товарными знаками, это имущественные права поль­зования изобретениями, «ноу-хау» и т.д. Их удельный вес в общей сумме инвестиций по промышленным предприятиям Республики Беларусь не превышает 10%.

По источнику финансирования инвестиции классифицируют­ся на государственные, инвестиции предприятий и частных фирм, юридических и физических лиц.

По источнику образования инвестиции классифицируются на собственные, заемные и привлеченные средства.

Для предприятий собственными средствами является при­быль, остающаяся в распоряжение предприятия, средства аморти­зационных отчислений и средства от продажи выбывших или из­лишних основных фондов. К заемным и привлеченным средствам предприятия относят кредиты банков, выпущенные предприятием акции долгосрочного действия.

Инвесторы участвуют в инвестиционном процессе как пря­мым, так и косвенным инвестированием.

Прямое инвестирование - это приобретение акций предпри­ятий, осуществляющих развитие собственного производства, акций инвестиционных фондов по определенной программе. Косвенное участие в инвестиционном процессе - это открытие счета в банке, траст-компании, вкладывание денег в пенсионный фонд или стра­ховую компанию. Деньги вкладчиков банки или компании исполь­зуют на выдачу кредитов предприятиям независимо от их формы собственности, обязуясь реинвестировать доверенные им сбереже­ния с прибылью.

Экономика в условиях рынка требует непрекращающихся ни на день инвестиций в обновление основных фондов, расширение производства, освоение новых видов продукции, повышение каче­ства продукции. От активности инвесторов полностью зависит технический уровень производства, конкурентоспособность выпус­каемой и осваиваемой продукции, структурная перестройка про­мышленности.