Конкурсная программа мисс весна для старшеклассников. Конкурс «Правильное поведение». «Морковь − малина»

Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Можно составить верное понятие об уме

и характере человека, осмотрев его

библиотеку.

Луи Жан Жозеф Блан.

В современном мире школьная библиотека занимает важное место для обучающихся и педагогов. Деятельность школьной библиотеки МКОУ СОШ №5 осуществлялась в соответствии с Программой развития школьной библиотеки, планом работы школы.

Основная цель деятельности библиотеки:

обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки;

формирование личного взгляда обучающегося на книгу, как на нравственный ориентир, удовлетворение потребностей в духовно-нравственном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании, интеграции в социокультурную среду общества через чтение.

Формы организации взаимодействия библиотекаря и педагогических работников с обучающимися школы самые разнообразные:

    развитие потребности к чтению и учению на протяжении всего учебного года через тематические библиотечные уроки;

    использование информации: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.

    Организация мероприятий, воспитывающих духовно-нравственную культуру и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию школьников;

    совместная работа с обучающимися, учителями и родителями, в целях реализации методической темы школы и задач библиотеки;

    формирование фонда учебников в соответствии с образовательными программами школы.

Основные направления работы:

    информационно-библиографическое обслуживание читателей;

    работа с фондом библиотеки (литературно-художественной и учебной

литературы);

образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач библиотека комплектует фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.

Деятельность библиотеки регламентируется Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», в котором определены три основные функции: образовательная, информационная и культурная.

1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в Концепции развития школы; взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.

2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.

3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.

Большое значение имеет материально-техническое оснащение библиотеки.

Наша библиотека оборудована столами для читателей, стульями, набором мягкой мебели, секционными стеллажами. В библиотеке имеется абонемент, 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, уголок психологической разгрузки, персональный компьютер библиотекаря, многофункциональное устройство, принтер.

Читальный зал оборудован домашним кинотеатром, оргтехникой, компьютерами, проекционным оборудованием, телевизором.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы);

Среднего школьного возраста (5 - 8 классы);

Старшего школьного возраста (9 - 11 классы);

Педагогической и методической литературой для педагогических работников;

Периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Предоставляемые услуги:

    выдача отраслевой, художественной литературы и периодических изданий;

    выдача учебной литературы на текущий учебный год;

    выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;

    предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;

    сканирование;

    ксерокопирование;

    самостоятельная работа на персональном компьютере;

    поиск информации в сети Интернет (работает фильтр Департамента образования);

    копирование информации на электронный носитель;

    распечатка информации с электронного носителя;

    просмотр учебного материала на мультимедийном проекционном оборудовании;

    проведение библиотечных (тематический, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;

    выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;

    индивидуальное и групповое информирование;

    составление библиографических списков источников информации;

    выполнение библиотечно-библиографических справок.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Педагогические работники

Обслуживающий персонал

Информационно-библиотечная деятельность:

В течение года для учителей проводятся обзоры новой методической литературы по мере поступления.

Для обучающихся оформлены книжные выставки, регулярно проводятся библиотечные уроки.

Комплектование фонда:

Разработаны бланки предварительных заказов учебников. По результатам анализа данных бланков и фонда учебной литературы, составлен перспективный план комплектования фонда учебной литературы.

Составлен заказ, по которому получены и обработаны учебники на Бюджетные средства.

Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети

Одним из социальных институтов, влияющих на развитие старшего школьника, институтом изучения и приобщения к чтению, является школьная библиотека - информационный ресурс образовательного учреждения. На активность читательской деятельности школьников оказывают влияние такие факторы, как программы развития библиотек, внедрение информационных технологий, доступное использование Интернет-ресурсов. Информационные технологии обеспечивают безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Созданы база данных «Учебники», ведется работа с электронным каталогам «Учебная литература», мониторинговая деятельность определяет «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик», «Самая востребованная книга».

Массовая работа:

В 2014-2015учебном году массовая работа проводилась по плану библиотеки. Особенно активно проводились мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Был разработан план к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне , в соответствии с которым в течение года проводились тематические мероприятия в библиотеке.

Большое внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию: проведена литературная гостиная ко дню Народного единства «Единая Россия», обзор-беседа у постоянной книжной выставки: «Воинский долг на земле неизменен».

Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является воспитание здорового образа жизни. Ко дню отказа от курения (ноябрь) оформлена книжно-иллюстративная выставка: «Спорт- это жизнь», ученическим самоуправлением проведены акции: «Чистая книга», «Верить, жить, творить». Оформлялись тематические выставки к праздничным датам.

Ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке школы проведено мероприятия и оформлена развернутая книжная выставка. Библиотека представила детям материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников - «Кто придумал азбуку?», «Слово, буква и книга - всегда вместе. Состоялись познавательные беседы: «Откуда азбука пришла», «Кирилл и кириллица», часы интересных сообщений: «От глиняной таблички до печатной странички».

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Повышение профессионального уровня:

В 2014-2015 учебном году зав. библиотекой была активным участником вебинаров издательств «Дрофа» и «Просвещения», тематических форумов по вопросам современного образования.

Библиотечно-информационная деятельность библиотеки школы построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации. Деятельность библиотеки осуществлялась, согласно намеченным целям и задачам, исходя из того, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.

Продолжается поиск новых, эффективных форм работы, которые несли бы не только познавательную информацию, но и были бы зрелищными, занимательными! В инновационной деятельности библиотеки превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием новых информационных технологий.


В ФГОС второго поколения говорится о том, что в школах необходимо создать современную информационно-образовательную среду для успешной реализации основной образовательной программы общего образования. Медиетика или медиацентр – один из путей создания такого информационного пространства


Положение о медиацентре регламентируется: Гражданским Кодексом Российской Федерации; Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О библиотечном деле"; Рекомендациями по организации медиатек в учреждениях образования Министерства образования РФ от мая 1993 г.; Письмом Министерства образования РФ 5/11 «О создании медиацентров общеобразовательных учреждений» от 4 января 1995 г.; «Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», предложенной в 2009 году на парламентских слушаниях; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Что же такое медиетика? Медиетика (англ. Media «носитель» + греч. «место хранения») фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.


В Библиотечной энциклопедии «медиетика» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.


Медиетика в школе Медиетика в школе это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся и педагогов.


Концепция развития медиатеки 1. Необходимо четко представлять для чего мы создаем медиатеку; 2. Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве школы; 3. Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей


Варианты организации медиатек Первый вариант: библиотека – информационный центр, частью которого является медиетика, в которой собраны материалы на всех видах носителей. Такая медиетика обеспечивает максимально возможный доступ к информации. По этому пути идет большинство библиотек образовательных учреждений.


Второй вариант: медиетика, как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении или учителей информатики, или лаборанта, или заместителя директора по информационным технологиям. Эффективность работы таких медиатек значительно ниже, т.к. информация по одному вопросу оказывается практически в двух разных фондах.


Задачи школьной медиатеки 1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя. 2. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. 3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). 4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации. 5. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. 6. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видео проектах, журналистских и пр.).




Структура школьной медиатеки "Неэлектронное" информационное образовательное пространство школы: библиотека, читальный зал, учебные кабинеты, студия видео и звукозаписи, радиостудия, школьный издательский центр, кабинет информатики, кабинет психолога и т.д. Интранет: внутренняя локальная сеть, которая помогает осуществлять оперативную связь с библиотекой, читальным залом, кабинетами информатики и вычислительной техники, учебными кабинетами оснащенными интерактивными комплексами, доводить оперативную информацию до сотрудников и администрации школы, проводить работу с единой базой данных; Интернет: доступ к информации, имеющейся в мировой сети и позволяющей удовлетворить возникающие потребности в области информатизации


Рабочие зоны медиатеки Компьютерная зона – это помещение, где учащиеся могут самостоятельно получить информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ. Учителя и сотрудники медиатеки имеют возможность проводить занятия с учащимися на базе медиатеки, пользоваться каталогами и информационными образовательными базами данных, обмениваться информацией по электронной почте. Видеотека - это рабочая зона, где имеются помещения для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией. Фоно - и диетика имеют места для индивидуального и группового просмотра слайдов, диафильмов и т.д. Библиотека, которая имеет помещения для читального зала, хранения фонда книг, учебников, периодики, располагает копировально-множительной техникой, компьютером, снабженным программным банком данных и соединенным в локальную сеть с компьютерами.


Структура штатного расписания школьной медиатеки руководитель медиатеки, который назначается приказом директора школы; заведующий библиотекой; педагог-организатор творческих дел; библиотекарь; старший лаборант; медиа специалисты: программист; координатор телекоммуникационных проектов; координатор видео проектов и т.д.


Перечень мероприятий на начальном этапе создания медиатеки 1 Систематизация фонда, имеющегося прикладного программного обеспечения. 2 Изучение нормативной, санитарной, технической документации для создания школьной медиатеки. 3 Согласование статуса, штата, технического оснащения и финансирования медиатеки. 4 Разработка технического задания для обеспечения техническими средствами медиа зала. 5 Разработка структуры и положения медиатеки. 6 Разработка функциональных обязанностей. 7 Разработка правил пользования. 8 Создание фонда электронных учебных и методических материалов, разработанных учителями школы. 9 Систематизация проектов, разработанных учащимися по предметным областям. 10 Систематизация и отбор цифровых образовательных ресурсов с целью совершенствования качества преподавания. 11 Размещение на школьном сайте информационных ресурсов медиатеки.


Преимущества медиатеки Медиетика является программно-аппаратный комплексом для надёжного хранения и удобного поиска цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Содержит банк электронных ресурсов, созданный преподавателями и методистами школы. Это могут быть интерактивные учебные курсы, лекционный материал, тестовые задания, видеоуроки и записи экспериментов. Каждая разработка преподавателя, внесённая в банк данных, становится доступной другим педагогам. Организация медиатеки позволяет легко разделять медийный контент по учебным дисциплинам, курсам, специализациям. Такая группировка помогает создать предметные элементные базы комплект учебных, иллюстративных и методических материалов разбитых по предметам и темам Медиетика играет ключевую роль в достижении информационной грамотности пользователей.


Заключение Отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек, общей для большинства школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным. Техническое оснащение библиотеки это лишь инструмент для эффективного выполнения ею роли информационно-культурного центра школы. Создание школьной медиатеки, как ядра школьной информационной службы - дело не одного года. Только объединив усилия всего педагогического коллектива, работая на общий результат, мы сможем решить поставленные задачи



Бедина И.П.

Современная школьная библиотека, какая она? Значительные изменения в народном образовании, произошедшие в последние годы, повлияли на развитие школьной библиотеки. С появлением школ – гимназий, лицеев школ с углублённым изучением различных предметов или языков роль библиотеки стала рангом выше. Тенденции специализации учебного процесса требуют от библиотеки, с одной стороны, наличия узкоспециальной литературы, а с другой, совершенствования и технической оснащенности библиотеки. Так, какая же библиотека нужна школе, каким требованиям она должна отвечать, каким новым содержанием наполнятся, какое место занять в процессе обучения и воспитания школьников? На все эти вопросы невозможно ответить в рамках одной статьи, поэтому основной своей задачей я посчитала описать сложившуюся за многие годы систему работы нашей школьной библиотеки, отразив наиболее важные аспекты деятельности библиотекаря.

Школьная библиотека – это маленькая, но универсальная массовая библиотека, потому ей присущи все её черты и особенности. Сложность работы библиотекаря в ней состоит в том, что ему одному приходится заниматься сомой разнообразной деятельностью, начиная с оформления помещения библиотеки и заканчивая оформлением бухгалтерских документов и т.д. , никак не связанной с обслуживанием читателей. В связи с этим, по – моему главным в работе школьного библиотекаря является правильная организация всех сторон деятельности. При этом необходимо соблюдать баланс, равновесие, “ золотую середину” между многочисленными обязанностями и возможностями библиотеки, ведь обычно библиотекарь в школе один, и от его организованности зависит всё : помощи ждать не от куда. Я постаралась привести в систему все стороны работы школьной библиотеки и изобразила её в виде схемы, приведенной на рисунке.

Данная схема достаточно условна, однако она даёт наглядное представление о всех сторонах работы школьной библиотеки.

Несколько слов об основных принципах комплектования фонда, главные из которых:

многоэкземплярность программной литературы,

многоэкземплярность литературы по внеклассному чтению для учащихся младших классов,

наличие хрестоматий и сборников литературы, используемых в учебном процессе,

пополнение фонда новыми изданиями справочной литературы и литературы методического характера.

Фонд школьной библиотеки создаётся десятилетиями и требует как внимательного подхода к его оформлению, так и кропотливой и нервной работы по его сохранению. Сохранить фонд нисколько не легче, а может и труднее, чем его накопить.

Ведь при этом иногда приходится преодолевать безответственность читателей: учеников и учителей.

К сожалению, приходится использовать самые “жестокие” методы для того, чтобы заставить читателя вернуть книги в библиотеку.

Правильно скомплектованный фонд – это основа библиотеки, нет фонда – нет читателей, нет работы.

Основной книжный фонд нашей библиотеки насчитывает приблизительно 16 тыс. книг, 1.5 тысяч брошюр и около 20 тысяч учебников, балансовая стоимость фонда составляет 100 тыс. рублей. Количество читателей сохраняется из года в год и колеблется в пределах 850 – 900 читателей, что составляет 80 – 85% от списочного состава школы книговыдача за год составляет около 18 тыс. книг, посещаемость от 8 – 10 тысяч за учебный год.

Для того чтобы справится с таким объёмом работы одному человеку необходимо правильно организовать внутрибиблиотечную работу, которая не видна, но должна занимать ведущее место в работе библиотекаря. Каждый день библиотека должна быть готова к быстрому обслуживанию читателей.

Внутрибиблиотечная работа включает в себя:

Запись взятых читателями книг; расстановку читательских формуляров по классам; расстановка книг, сданных читателями, на полки; подбор читательских запросов по темам; заполнение дневника библиотеки (количество читателей, записавшихся в библиотеку) ; заполнение финансовых документов; подбор литературы для учителей к урокам; ведение каталогов и многое другое

Внутрибиблиотечную работу необходимо выполнять в течение дня и ничего нельзя оставлять “на завтра”.

Специфика обслуживания читателей в школьной библиотеке состоит в том неравномерности прихода читателей, когда за 15 минут перемены необходимо обслужить 15 –20 человек. Это очень непросто сделать, так как читательские запросы бывают самые разные. Если требуется книга конкретного автора или названия, то библиотекарь должен знать, есть она в библиотеке или нет, и поэтому может быстро обслужить читателя. Для более сложных запросов я использую картотеку читательских заявок, в которой указывается тема для подбора литературы. За книгами читатель приходит после уроков. Когда не удаётся подобрать нужную книгу из абонементного фонда, то читателю предлагается поработать в читальном зале, где в основном находится справочная литература от тематических словарей до универсальных энциклопедий. В нашей библиотеке накоплено большое количество словарей, справочников, энциклопедий по различной тематике. Разнообразие справочной литературы даёт возможность учащимся, не выходя из стен школы, разыскивать необходимый материал. Наиболее популярно у нас последнее издание “Детской энциклопедии” , выпускаемое издательством “Аванта” . Хочется отметить, что отсутствия финансирования в последние годы значительно усложняет приобретение новых томов энциклопедии. Но мы используем любую возможность для пополнения библиотеки. Так, на полученные от общешкольного сбора макулатуры деньги приобретены последние тома энциклопедии. Не буду подробно останавливаться на технологии обслуживания читателей, она примерно одинакова у всех. Отмечу попытку внедрения персонального компьютера (ПК) для организации каталогов и абонемента.

Как показано на схеме, работа с читателем имеет различные формы, не связанные непосредственно с выдачей книг. Библиотекарь рассказывает о новинках литературы, выходя в классы к учащимся с обзорами, приглашает ребят в библиотеку обратить внимание на новую выставку.

Выставки, как одна из важных форм развития у учащихся интереса к книге, рассказывают книжные фонды, знакомят с именами писателей, открывают новые имена и названия книг, сообщают о писателе – юбиляре, показывают возможности полиграфического искусства, приглашают войти в мир непрочитанных книг. Выставки можно разделить на цикловые и тематические, персональные и информационные. Интересно вести статистику, взятых с выставки книг. Из сделанных мною за последнее время выставок наиболее удачными получились выставки “ Петербург в русской поэзии” , “Душа Петербурга” , “ Москва златоглавая” , “По секрету всему свету”.

Ребята интересуются книгами, спрашивают книги с выставок, на некоторые из них даже образовалась очередь.

Одна из интересных форм работы библиотекаря совместно с учителем – это внеклассное чтение учащихся.


Рисунок – схема основных форм работы школьной библиотеки

Списание

За последние 5-6 лет, наверное, ни одно структурное подразделение школы не изменилось так кардинально, как библиотеки. Из хранилищ старых, потрепанных книг и учебников они превратились в информационные центры школ, гимназий, лицеев. Если раньше гордостью и пределом мечтаний библиотекарей были видеомагнитофоны с десятком видеокассет и музыкальные центры, то сейчас нормой становятся АРМ пользователей с выходом в Интернет и копировально-множительная техника. А хозяином и смотрителем всего этого богатства является школьный библиотекарь.

В библиотеке гимназии № 9, в которой я работаю уже восьмой год, новая эра - эра модернизации и информатизации - началась с декабря 2004 года - с момента появления первого АРМ библиотекаря (компьютера и принтера). Началась новая жизнь и у меня - школьного библиотекаря. Чтобы быть всегда чуть-чуть впереди пользователей - потребителей информации, знать чуть-чуть больше, приходилось (да и сейчас приходится) постоянно учиться, совершенствоваться, приобретать новые знания и умения в сфере ИКТ и применять их на практике, в библиотечной работе.

Библиотека преобразилась и внешне - удобная мебель, 2 читальные зоны - одна для детей, другая - для ребят среднего и старшего звена и учителей, компьютерная зона. Происходит замена ветхого книжного фонда, приобретаются детские книжки, напечатанные на хорошей бумаге, с яркими иллюстрациями. И это очень важно, ведь библиотека и печатные книги - понятия пока еще неразрывные.

Стремительно ворвавшиеся в размеренную жизнь школьных библиотек электронные информационные ресурсы - электронные издания (учебно-наглядные пособия, хрестоматии по литературе, энциклопедии, интерактивные карты и т.п.), ЭБД, Интернет-ресурсы - предоставили библиотекарям неограниченные возможности справочно-информационного обслуживания пользователей. Если раньше частенько было сложно найти какую-то информацию, то теперь, наверное, сложно ее не найти.

Копировально-множительная техника (в нашей библиотеке 8 единиц такой техники - подсчитала для отчета и сама ахнула - так много!) значительно облегчает повседневную библиотечную работу: с оформлением выставок, копированием текста, сканированием картинок и фотографий отлично справляются принтеры (особенно нежно мною любимый цветной принтер), сканер, копир, только нажимай необходимые кнопки.

А как изменилась работа с читателями! Презентации, видеоряды делают массовые мероприятия зрелищными, запоминающимися. Книжные выставки, викторины, обзоры - при их подготовке и проведении тоже можно использовать ИКТ.

Не забываю я и о библиотечной программе АИБС МАРК-SQL. Продолжаю создавать электронный каталог. Наверное, как нам обещали, когда-нибудь электронные каталоги городских школьных библиотек соединятся в единую библиотечную сеть, и библиотечные фонды станут открытыми. Только вот не знаю, хотела бы я выдавать из фонда своей библиотеки печатные или электронные издания ученикам других школ? Наверное, нет. Хотя жизнь так быстро меняется, меняя и нас самих…

Можно ли говорить о том, что все проблемы школьных библиотек остались в прошлом, и впереди - светлое будущее? Конечно, нет. Уходят одни проблемы, вместо них появляются другие.

Почти все школьные библиотеки расположены в небольших помещениях (обычный школьный кабинет), поэтому ограничен размер компьютерной зоны - для нашей библиотеки три АРМ пользователей - это предел. Уже устарели компьютеры, когда-то казавшиеся чудом техники - два компьютера необходимо заменить, нужны и новые принтеры к ним.

Интернет становится самым востребованным источником информации, но глобальная сеть породила проблему информационной безопасности детей и подростков. Если в школьной библиотеке ученики ищут необходимую информацию в Интернете, именно школьный библиотекарь должен обеспечить ее безопасность для физического и психического здоровья пользователей. Для этого сам библиотекарь должен свободно ориентироваться в информационном пространстве Интернета, владеть навыками быстрого и безопасного поиска информации.

В нашей библиотеке существует правило - ученики с 1 по 7 класс выходят в Интернет только в сопровождении учителя или библиотекаря. Кроме того, создаются базы данных безопасных сайтов, все АРМ снабжены памятками по безопасному поиску информации, проводятся индивидуальные беседы с учащимися перед выходом в Интернет.

Наверное, всех библиотекарей волнует проблема «нечтения» ребят. Перестали дети и подростки читать - не по программе, за оценку - с этим все нормально, а для души.

Из толпы первоклассников, каждую перемену стоящих в очередь, чтобы взять или поменять книгу, к пятому классу остается 15-20 читающих ребятишек (на всю параллель!), а к 10-11 классу - 1-3 постоянных читателя. Мне кажется, что и электронные книги эту проблему не решат. Свой досуг современные дети и подростки проводят за компьютером - играют или общаются в социальных сетях. Чтение теперь скорее наказание для детей, чем любимое занятие.

Говорят, что проблемы не надо решать, надо подниматься над ними. Поэтому, несмотря на все трудности своего бытия, школьные библиотеки живут - по-разному, но живут, и, надеюсь, будут жить, помогая и ученикам, и учителям в трудном деле народного образования.