Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.
Субъект управления - это совокупность элементов управления, которая предназначена оказывать управляющее воздействие на объекты и их действия. Это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением и т.п. Им может быть отдельный человек или группа людей.
Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Объект управления - всё то, на что направлено управляющее воздействие; это то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение. В теории управления в качестве объекта управления обычно рассматривается группа людей, деятельность которых координируется и направляется на достижение определённых целей.
Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь - это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь - это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
Субъект и объект управления в совокупности с системой прямых и обратных связей образуют систему управления . В системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект - управляющей.
Таким образом, управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей, обеспечивающее согласованность их действий для достижения намеченных результатов деятельности.
Этими результатами деятельности является цель управления.
Цель управления - это предполагаемое желательное состояние объекта управления в будущем периоде. На достижение целей, стоящих перед организацией направлен процесс управления. Процесс управления - это последовательная смена этапов управленческого воздействия субъекта на объект управления. Процесс управления характеризует динамику управленческой деятельности в отличие от её статики, которую отражает понятие “система управления”. Формирование цели управления является исходным, а её достижение - конечным пунктом процесса управления.
Управление представляет собой процесс, направленный на достижение целей организации. Этот процесс заключается в последовательности управленческих действий по решению ряда конкретных задач. Эти действия получили название управленческих функций. Слово “функция” латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Функции управления можно определить как относительно обособленные, самостоятельные участки управленческой деятельности.
Принципы управления - это основные правила, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении управления.
Механизм управления представляет собой совокупность отношений управления, в основе которых лежит целенаправленное воздействие управляющего объекта на управляемый.
Методы управления - это способы достижения целей управления.
Организационная структура управления - это категория науки управления, отражающая организационную сторону отношений управления и составляющая единство уровней и звеньев управления в их взаимосвязи и соподчинённости.
Сущность менеджмента.
Менеджмент – выбор целей и средств по их достижению.
Менеджмент – это особый вид трудовой деятельности, объективно необходимый общественному производству и решающий три основные задачи :
· Постановка целей объекта управления;
· Разработка средств и способов их достижения;
· Организация совместной деятельности для получения результатов, адекватных целям, на основе разработанных средств и способов.
Основные функции : планирование, организация, мотивация и контроль.
Структура менеджмента состоит из нескольких блоков
Механизм управления состоит из задач, функций, принципов и методов управления.
Структура управления включает виды управления, систему управления, кадры управления и технические средства управления.
Процесс управления – это содержание процесса управления, организация управления, технология процесса управления и т.д.
Механизм развития системы управления составляет организация совершенствования системы управления на всех уровнях иерархии.
Искусство управления предполагает новые подходы к развитию активности, творчества, инициативы в управлении.
Т.Питерс и Р.Уотермен в своем бестселлере «В поисках эффективного управления» приводят семь переменных (7С) успешных организаций и менеджмента: структура, стратегия, система, стиль, состав работников, сумма навыков, совместные ценности.
Субъекты управления - персонифицированы, конкретные лица.
Объекты управления - предприятия различных отраслей народного хозяйства
Эволюция менеджмента
Сократ, Платон, А. Македонский, своды законов в Греции и т.д
Индустриальный этап: А.Смит (1723-90), Т.Джефферсон (1743-1826), Р.Оуэн (1771-1858), Дж.С.Милль (1806-73) и др, быстрое развитие крупного масштабного производства, которое нуждалось в эффективном управлении; сформировались управленческие ШКОЛЫ.
1) Школа научного управления 1885- 1920: Тейлор - 1911, Гилберт; Повыщение производительности труда, нормирование, стимулирование; научное исследование каждого вида деятельности; отбор менеджеров и рабочих на основе научных критериев; совместная работа менеджеров и рабочих; справедливое и равномерное распределение обязанностей и ответственности между рабочими и руководством.
2) Классическая (административная) школа 1920 - 1950 : А. Файоль 1916 и М. Вебер; были сформулированы универсальные функции (планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию) и принципы управления (14) - Разделение труда Власть и ответственность Дисциплина Единоначалие Единство действий Подчинённость интересов Вознаграждение Централизация Иерархия Порядок Справедливость Стабильность персонала Инициатива Корпоративный дух. Вербер – идеальная бюрократия.
3) Школы человеческих отношений1930- 1950-м гг.: Маслоу, Мери Паркер Фоллет, Э. Мэйо, Лайкерт. Человек - основной элемент эффективной организации; Э. Мэйо (хоторнские эксперименты) - Было установлено, что ни условия труда, ни заработная плата, ни другие факторы не оказывают воздействие на рост производительности труда так, как влияют особые отношения, сложившиеся в группе; пирамида Маслоу. Основная цель школы - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов.
4) Школа науки управления (количественного подхода) 1950 – наст вр ; Р. Люс, Л. Клейн, Р. Акофф; использование количественных методов в процессе выработки и принятия управленческих решений.
Системный подход к управлению ; Ч. Бернард, П. Друкер, Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Петере, Р. Уотермен и др.; Процесс управления как целое является не просто суммой частей, а рассматривается как единство всех частей, тесно взаимосвязанных между собой в процессе управления.
Ситуационный подход к управлению . Бернс, Вудворд, Томпсон,Лоуренс. В основе подхода лежит ситуация, другими словами, конкретный набор обстоятельств, которые оказывают наиболее сильное влияние на организацию в данный момент. Ситуационный подход позволяет менеджеру понять, какие методы и приемы управления позволят достичь целей организации в конкретной ситуации. + Процессный подход
Основные концепции управления
На практике сложились следующие основные концепции менеджмента :
1) управление по принципу исключения (система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Развивая этот принцип, отметим, что те действия, которые изначально имеют совершенно тривиальный характер, не следует даже и измерять),
2) управление по принципу делегирования полномочий,
3) управление посредством согласования целей
4) системное управление посредством передачи прав другим лицам и широкого саморегулирования на основе автоматизированных систем управления.
Основные функциональные сферы менеджмента и предмет науки управления.
Скорость изменений представляет собой важнейшую переменную, которая ограничивает время на принятие решения и определяющим образом влияет на способность к адаптации. Именно поэтому скорость изменений является предметом науки управления. Практический вкладом науки управления в повышение эффективности менеджмента является технические и программные средства: связь, переработка информации, автоматизация процесса принятия решений.
Выбор целей и средств по их достижению представляет собой предмет практического менеджмента.
Формы и методы государственного регулирования торговли
Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»
Принципы государственного регулирования сводятся к следующему:
1. Соблюдение равенства прав субъектов
2. Исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли
3. Приоритет экономических методов госрегулирования
4. Обеспечение прав на свободу выбора торгового партнера и товара
5. Ограничение пресечения и предупреждение монополистической деятельности, развитие свободной конкуренции
6. Защита государством прав и свобод потребителей
Формы гос регулирования :
· законодательные или правовые;
· экономические, включающие планирование, ценовую политику, бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику;
· административные, делящиеся на организационно-административные и административно-экономические.
Методы:Прямое госрегулирование - принятие законов,указов, нормативных актов. Косвенное гос регулирование осуществляется по средствам экономических регуляторов (БНП, ДКП, ценовая политика, таможенные пошлины и таможенную политику, систему оплаты и премирования труда).
Идеалы
Цели
Задачи Задачи Задачи
средства средства средства
Классификация целей.
Цели имеют множество аспектов и непрерывно преобразуются под влиянием изменений, происходящих в динамической системе, стремящейся к достижению этих целей. У ранее сформированных организаций с течением времени возникают новые, свои собственные потребности, иногда становящиеся превалирующими. Поэтому весьма непросто точно определить природу целей, так как начальные цели трансформируются в цели приобретенные.
Например Доунс так охарактеризовал типы целей государственных служащих:
Конечные цели, связанные с воззрениями индивидуума на смысл и цель своего существования.
Общественные цели - цели, затрагивающие основные правила поведения (соображения, которыми следует руководствоваться при принятии решений, являясь членом общества).
Основные политические цели - цели, имеющие отношение к социальным, политическим и экономическим стратегиям, следование которым, как считает индивидуум, обязательно для правительства.
Главные личные цели, связанные с частной жизнью служащих. К этому типу целей относятся власть, деньги, престиж, комфорт, безопасность, удовлетворение работой, желание служить интересам общества и т. д.
Цели, специфические для данной организации. Принципиальные различия между вышеприведенным списком целей и тем списком, который включал бы иерархию целей лиц, работающих на частных предприятиях, отсутствуют.
Перроу предложил следующую классификацию целей организации ;
1. Общественные цели, которые имеют отношение к удовлетворению потребностей общества. Правительство непосредственным образом вовлечено в процесс производства товаров и услуг и служит этим целям. Промышленные корпорации выполняют такую обязанность путем выделения на это некоторой части своих ресурсов.
2. Цели, связанные с результатами работы организации. Такие цели имеют отношение к потребителям продукции данной организации и меняются с изменением нужд потребителей. Мы являемся свидетелями быстрого увеличения частной деловой активности в сферах, традиционно обслуживавшихся государственными организациями, и наоборот. Такое положение вызывает перестановку и взаимозамену целей, поскольку часто бывшие потребители и производители меняются местами.
3. Цели системы, которые представляют особую важность для проектировщиков систем. Здесь Перроу проявляет интерес к исследованию влияния служащих фирмы на производственный процесс и на структуру организации, а не на такие более частные характеристики, как объем продукции, темпы увеличения прибыли и экономического роста, признаки достижения равновесия, стабильности, приближения банкротства, моральное устаревание продукции и т. п. Целями системы, по-видимому, являются ее выживание и адаптация к меняющимся внешним условиям. Примеры того, как корпорации добиваются успеха или терпят неудачу, - это по существу примеры их способности или неспособности следовать этим меняющимся со временем целям. Организацию здесь можно рассматривать как открытую систему, к которой может быть применена системная парадигма для раскрытия динамических свойств системы и для использования в дальнейшем инструментария общей теории систем.
4. Цели, связанные с характеристиками продукции. Эти цели имеют отношение к тому, какими хотела бы видеть организация результаты своей работы, будь то продукты или услуги. Естественно, что эти цели влияют на стратегию организации. Иногда эти цели заменяют целями системы. Так поступают в том случае, когда цель состоит, например, в увеличении ценности акций, а не в увеличении прибыли путем производства какого-либо конкретного товара.
5. Производные цели, связанные с тем влиянием, которое организации, будучи социальными образованьями, оказывают на свое окружение благодаря своему экономическому или социальному содержанию. Несение возложенной социальной ответственности входит в данную категорию производных целей.
Потребности организаций меняются со временем. Можно привести также примеры того, как различия в отношении к целям влияют на поведение различных сотрудников организации. К определению целей можно подойти с позиций: а) того вклада, который деятельность организации вносит в общество, б) официального установления целей, в) потребителей, исполнителей и персонала фирмы.
Декомпозиция представляет собой метод иерархизации целей. На примере абстрактной схемы иерархии целей, приведенной ниже, рассмотрим качественное разрастание иерархии целей.
Алгоритм декомпозиции :
· идентификация и формулирование идеальной цели;
· конкретизация цели с точки зрения языка, точности, привлекательности и достижимости.
· разбиение целей на задачи и дальнейшая верификация (постановка в
· проверяемый вид).
· выбор средств для достижения каждой задачи.
12)Принципы управления-основополагающие правила. По Файолю (представителю административной или классической школы, в частности):
1)Разделение труда (упрощение сложных комплексов работ за счет сокращения числа целей и возможности обучения в короткие сроки)
2)Полномочия и ответственность (Право лица принимать решения порождает адекватную ответственность этого лица)
3)Дисциплина (уважение к формальным соглашениям и применяемым санкциям)
4)Единоначалие (Персонал должен получать приказы от непосредственного начальника)
5)Единство направления (Каждая группа должна иметь цель, единый план и одного руководителя)
6)Подчинение личных интересов общим (Интересы одного работника не могут быть важнее интересов группы или компании)
7)Вознаграждение персонала (Для обеспечения поддержки целей предприятия персонал должен получать справедливую оплату своей работы)
8)Централизация (Соотношение централизации и децентрализации обусловлено ситуацией)
9)Скалярная цепь – ряд руководящих лиц, начиная от высшего должостного лица, заканчивая низшим.
10)Порядок (место для всего, и все на своем месте)
11)Справедливость
12)Стабильность раб.места для персонала
13)Инициатива
14)Корпоративный дух.
13)Функции управления делятся на общие(присущие каждому линейному управляющему) и специфические.
Четыре общие:
1)Планирование (что делать?) – работа, в результате которой достигается определенность по отношению к будущим состояниям управляемого объекта.
2)Организация(как выполнить работу?) – работа, в результате которой создается формальным образом принятая структура ролей и постов.
3)Руководство, лидерство, мотивация (как обеспечить результативность?)- работа по формированию и реализации способностей персонала на основе его мотивации.
4)Контроль – проверка результатов на основе сопоставления фактически полученных(либо ожидаемых) и желаемых.
Также некоторые авторы к функциям управления относят координацию и регулирование. Потребность в этом обеспечивает разделение труда и структурное деление внутри предприятия. Регулирование- набор ограничений на организац-е поведение, вводимых гл. обр. для предсказуемости действий всех участников, позволяющий членам организации самостоятельно выполнять свою часть работы с учетом и в предвидении реакции соседей. Пример регулир-я в отношении крупной системы – антимонопольная политика.
15)Сущность планирования. Типы и процедура планирования.
Задачи планирования:1)выбор оптимальной стратегии развития торговой организации на основе анализа альтернатив.
2)Обеспечение устойчивого функционирования и развития организации. 3)Формирование организационно-технических и социально-эк-х мероприятий, обеспечивающих выполнение плана.
4)Координация выполнения планов по отдельным заданным срокам исполнения.
Принципы планирования:1)точность,2)ранжирование объектов по степени их важности(Паретто) – АВС-аПо срокамнализ, 3)Сбалансированность плана, 4)гибкость плана-возможность его корректировки, 5)вариантность плана.
Типы плана:1)по степени охвата: а)общее планирование, охватывающие все области деятельности, б)частичное, охватывающее определенную строну.
3)По предмету планирования: а)целевое, т.е. определение общности целей и ограничений, б)планир-е средств, в)программное планир-е (объема реализации), в)планирование действий.
4)По сферам функционирования:а)планир-е реализации, б)пл-е инвестиций, в)пл-е персонала, г)финансов и т.д.
5)По срокам: а)кратосрочные(до 1 года), среднесрочные (2-5 лет), в)долгосрочные (5-10 лет и выше).
6)По координации планов во времени: 1)последовательные, 2) единовременные.
7)по учету изменений данных: а)жесткие, б)гибкие,
8)По очередности во времени: а)упорядоченное(текущее), б) скользящее(план продлевается на следующий период), в)внеочередное (винтуальное).
Шаги план-я: 1)анализ ситуации и факторов внутренней и внешней среды (факторы: эк-е, политические, рыночные, технологические, международные, политики отдельных стран, доступ к ресурсам, факторы конкуренции, факторы соц. поведения)
2)установление целей и задач,
3)разработка стратегии, программы и планов,
4)Оценка альтернативных вариантов плана,
5)Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам,
6)Доведение планов до исполнителей.
14)Основные методы управления(способ воздействия субъекта управления на объект упр-я):
1)В зависимости от отношений, складывающихся в процессе управления: А)соц-психологические,
Б)эк-е, в)организационно-распорядительные.
2)В зависимости от масштабов использования: а)общие, используемые для всех функций управления, б) частные используемые для определенных функций управления.
3)От источника, управляющего воздействием: а) централизованного воздействия, б)децентрализованного воздействия.
4)От продолжительности воздействия:
а)метод долгосрочного воздействия,
б)метод оперативного воздействия.
5)В зависимости от способа выработки и принятия управленческих решений: а)единоличные, б)коллективные, в)коллегиальные.
6)По типу воздействия: а)прямого воздействия, б) воздействия путем постановки задач, в)воздействия посредством создания стимулирующих условий.
7)В зависимости от организационных особенностей воздействия:
А) направленные на предупреждение нежелательных видов деятельности, б)на исправление рез-в деятельности, в)на поощрение.
Методы, их соотношения должны выбираться не исходя из возможностей руководителя, а исходя из круга решаемых проблем.
При обосновании выбора конкретных методов исп-ся след. критерии: 1)практическая значимость, 2)стоимость использования данного метода, 3)достоверность метода, 4)стабильность решения, т.е. продолжение его использования, 5)сбалансированность метода.
16)Стратегическое планирование (СП) и его роль.
Объект СП: окружение предприятия с точки зрения как происходящих в ем существенных изменений, так и положение предприятия по отношению к окружению.Задача СП – обеспечение стабильного развития предприятия в долгосрочной перспективе. В целях научно обоснованного СП особенно важно макроокружение, непосредственно деловое окружение и внутренние среды организации.
Важнейший инструмент – SWOT-анализ.
В качестве примеров сильной стороны торговой организации можно привести:
1)наличие фин. ресурсов, 2)умение профессионально вести конкурентную борьбу, 3)статус признанного лидера в определенном сегменте рынка, 4)полное использование эффекта масштаба, 5)наличие прогрессивных технологий и ноу-хау, 6)низкие издержки обращения, 7) хорошая реклама.
Слабые стороны: отсутствие четкой стратегии, узкий ассортимент, устаревшее оборудование, отсутствие требуемых навыков и профессионализма, отсутствие положительного имиджа, низкая доходность, слабые каналы сбыта.
Возможности: выход на новый рынок, обслуживание дополнительных клиентов на прежнем рынке, вертикальная интеграция.
Минусы: рост продажи товаров-субститутов, спад в экономике, появление на рынке сильных конкурентов, изменение вкусов потребителей.
Основные этапы:
1)определение общих целей фирмы включает: определение миссии(общей цели существования предприятия). Миссия должна содержать: определение предпринимат-й деятельности, рабочие принципы, ценности и организац-ю стр-ру.
2)диагностический: анализ внешней среды, обследование внутренней среды, установление сильных и слабых сторон.
3)Определение базовой стратегии развития предпр-я: анализ стратегич-х альтернатив, обоснование стратегического развития.
4)реализация целей и базовой стратегии: структуризация целей, определение тактики, определение политики, определение процедур и правил, формирование бюджета.
Существует 3 типа стратегий, занимающих фундаментальное положение: ВЫЖИВАНИЯ, РОСТА, РАЗВИТИЯ.
17) Базовые стратегии развития предприятий:
1)Виолентная (силовая) ориентирована на поставку на рынок товаров достаточно известных по доступным ценам. 3 стадии развития виолента: А)гордый лев: ускоренный рост, профиль: специализация в важном, перспективном и крупном сегменте рынка, прибыль достаточная для сегмента рынка.
Б) Могучий слон: средний(стабильный) рост, широкая диверсификация в рамках крупного рынка, прибыль достаточна для обеспечения устойчивого роста.
В) Неповоротливый бегемот (350т фабрик по всему миру): замедленный рост, чрезмерная беспорядочная специализация, отдельные направления могут приносить убытки.
2)Патиентная или нишевая (занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей). Патиенты-хитрые лисы.
3)Экспелерентная (пионерская) – первые ласточки. Предлагают принципиально новое, работают с венчурными крмпаниями.
4)Коммутантная – серые мыши (то, что выгодно).
18 )(Из интернета)."Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены".
"Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены".
Казалось бы, определения чуть ли не совпадают и уж если не полностью, то в значительной части. И, тем не менее, верификация и валидация - принципиально разные действия.
Разберемся.
Уже перевод с английского этих терминов дает определенную пищу для понимания разницы: verification - проверка, validation - придание законной силы.
Чтобы было проще понять, сразу приведу пример типичной верификации: тестирование программы или проведение испытания оборудования. Имея определенные требования на руках, мы проводим испытание продукта и фиксируем, соблюдены ли требования. Результат верификации - это ответ на вопрос "Соответствует ли продукт требованиям?".
Но далеко не всегда продукт, соответствующий установленным требованиям, можно применять в конкретной ситуации. Например, лекарство прошло все положенные испытания и поступило в продажу. Значит ли это что оно может быть применено каким-то конкретным больным? Нет, т.к. каждый пациент имеет свои особенности и конкретно для этого лекарство может быть губительным, т.е. кто-то (врач) должен подтвердить: да, этому больному можно принимать это лекарство. То есть врач должен выполнить валидацию: придать законную силу конкретному применению.
Или еще пример. Предприятие выпускает трубы, предназначенные для закладки в землю, в соответствии с некоторыми ТУ (Техническими условиями). Продукция этим ТУ соответствует, но поступил заказ, предполагающий укладку труб по дну моря. Могут ли трубы, соответствующие имеющимся ТУ, быть применены в данном случае? Именно валидация и дает ответ на этот вопрос.
Нетрудно видеть, что еще одно отличие состоит в том, что верификация производится всегда, а вот необходимость в валидации может и отсутствовать. Она появляется только тогда, когда возникают требования, связанные с конкретным применением продукции. Если фармацевтический завод выпускает лекарства, то он будет проверять лишь их соответствие требованиям, а проблемами применения конкретных лекарств конкретными пациентами заниматься не будет. Или тот же АвтоВАЗ.
Таким образом, можно констатировать следующее:
верификация - проводится практически всегда, выполняется методом проверки (сличения) характеристик продукции с заданными требованиями, результатом является вывод о соответствии (или несоответствии) продукции,
валидация - проводится при необходимости, выполняется методом анализа заданных условий применения и оценки соответствия характеристик продукции этим требованиям, результатом является вывод о возможности применения продукции для конкретных условий.
19. Предприятие как система. Внешняя и внутренняя среда предприятия
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
макросреду , влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
Потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
Производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);
Промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;
Государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
Международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.
Природные факторы . Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.
Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы . Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы , к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразиевнутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
Ÿ производство,
Ÿ маркетинг,
Ÿ общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.
Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие функции:
а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);
в) распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);
г) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);
д) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
е) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
Потребления;
Научно-технической, экономической, политической информации;
Капитала;
Рабочей силы;
Сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами :
n взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
n ответственности перед конечным потребителем;
n достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
n экономного ведения хозяйства;
n соблюдения этического кодекса предпринимательства.
20. Организация как функция управления
Для достижения поставленных целей и реализации намеченных планов необходима организация. Основной задачей организации как функции управления является формирование структуры объекта и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы.
Для специалиста в области управления организация как функция – это сознательно формализованная структура должностных обязанностей с распределением заданий, полномочий, ролей, ответственности, ресурсов и т.д. Совместная работа отдельных работников будет эффективной только тогда, когда каждый хорошо понимает свои функции.
Организация как функция управления должна содержать:
– наличие целей, что является результатом реализации функции планирования;
– четкое определение и распределение обязанностей, зафиксированное в должностных инструкциях;
– систему обеспечения исполнителя ресурсами, в том числе и в первую очередь информационными;
– формы предоставления определенной свободы действий исполнителям.
Процесс и функции управления.
Менеджмент
- это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление
- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций
:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
1.Планирование . С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
2.Организация . Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
3.Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.
4.Контроль . Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Теорию управления (менеджмента) принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется ограниченностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления должна быть ориентирована на решение практических задач.
Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой обычно понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории. Предметную область теории тления производством как комплексной науки можно опреть, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.
Элементами управления как всеобщего вида человеческой дельности являются цель управления и способ достижения, и объект и субъект управления , взаимодействующие в определённой окружающей среде.
Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними. Система отношений конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной сети. Данные категории - предмет исследования многих научных дисциплин; задача теории управления как комплексной науки - интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.
Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно-управленческие, организационно экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им Организационно-экономические (и их часть - управленческие) отношения отражают единство объективного и субъективного. И поскольку управление - производительный труд, постольку эти отношения относятся к производственным. Таким образом, отношения управления изучаются и в экономике (как производственные), и в социальной психологии (как проявление сознания человека).
Процесс управления включает сбор, переработку и передач; информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности - методы и средств; обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.
Практически ценное в подходе к управлению как к процесс (кибернетический подход) заключается в том, что им можно управлять даже при неполном знании объекта управления, можно формализовать процесс управления, а следовательно, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Однако кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержанию управления. Следует также учитывать, что лишь незначительную часть управленческих функций можно полностью пере дать ЭВМ. При этом не только окончательное решение, но и объединение отдельных автоматизированных элементов в сие тему для принятия управленческого решения остается за чело веком. Принятие решений - важная часть и теории менеджмента, и практической управленческой работы.
Похожая информация.
ТЕМА. Теоретические аспекты менеджменту.
Концепция классической теориинаучного управления (система Тейлора).
Первый взрыв интереса к теории управления был отмечен в 1911 г. Именно тогда американским инженером Фредериком Уинслоу Тейлором (1856 - 1915) была опубликована книга «Принципы научного управления». Его главные труды, кроме указанного, «Показания перед специальной комиссией Конгресса» (1912). Кроме того, перу Ф. Тейлора принадлежит ряд исследований по конкретным вопросам техники и технологии производства. Вполне заслуженно Ф. Тейлора называют отцом «научного управления». И действительно, он первым применил научные методы своего времени к исследованию управления производством.
Конечно, у Ф. Тейлора были предшественники - прежде всего, известный создатель одной из первых вычислительных машин английский математик Чарльз Бэббидж. Много лет изучая производственные предприятия Англии и на континенте, он написал работу «Экономия промышленности» (1832), где сделал попытку применения некоторых общих принципов к организации промышленности. Ч. Бэббидж выполнил анализ потребности в рабочей силе при горизонтальном разделении труда в технологическом процессе. Другим непосредственным предшественником Ф. Тейлора считают также Генри Тауна. Сам Ф. Тейлор называл его основоположником «новой науки». Г. Таун был известным бизнесменом, президентом и директором целого ряда компаний и с 1870 г. начал внедрять на заводах новые методы управления. Он известен своим тезисом: «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника».
Суть теории научного управления Ф. Тейлора заключается в следующем:
- создание научного фундамента, заменяющего собой старые,
традиционные, практически сложившиеся методы управления;
- отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и
обучение;
- сотрудничество между администрацией и рабочими в деле
практического внедрения научно разработанной системы организации;
- равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Важное место в тейлоровской системе принадлежит комплексу мер, названному им «изучением работы». Тейлор сталкивается с необходимостью обратиться именно к квалифицированным рабочим, детально знающим трудовые приемы. Одним из первых нововведений Тейлора был сбор и систематизация огромной массы знаний рабочих, их запись, классификация, анализ приемов работы и сведение всей суммы знаний о приемах труда в «законы, правила и даже математические формулы».
Тщательно анализируя движения отдельных рабочих, при выполнении отдельных операций, Тейлор стремится разбить каждую из них на элементарные составные части и добивается (с помощью хронометража) создания «идеальных методов работы», устраняя все «ошибочные», «медленные» и «бесполезные движения». Этот комплекс методов, конечно, не может быть обнаружен ни у одного реально существующего рабочего. Минимально необходимое время для устранения усталости и неизбежных задержек также подвергается математическому вычислению. В результате Тейлор пытается научно установить «лучший метод» выполнения каждой работы в самое короткое время.
Практическое применение тейлоровского подхода оказалось весьма результативным. На тех машиностроительных предприятиях, где экспериментировал Тейлор, средняя производительность труда возросла в два раза.
Проблему внедрения наиболее современных методов Тейлор непосредственно связывал со стандартизацией инструментов, учитывающей особенности различных видов работ. Характерен в этом отношении опыт, проведенный им на сталелитейном заводе в Бетле-хеме при изучении погрузки угля лопатами. Как показали исследования, средний вес угля, захватываемого лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов. Экспериментами было установлено, что хороший рабочий в состоянии погрузить за день больше угля, если пользуется лопатой, вмещающей от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных типов материалов целесообразно применять около 15 типов лопат. Внедрение рациональных методов (какие грузы и какими лопатами грузить) привело к тому, что спустя три с половиной года 140 человек выполняли работу, для которой ранее требовалось от 400 до 600 человек.
Важнейшее значение придавал Тейлор правильному подбору и подготовке рабочих. Он рекомендовал каждому поручить такую работу, для которой он лучше всего подходит.
Внедрение тейлоровских методов породило ряд новых проблем организации работы мастеров и бригадиров, обязанности которых значительно усложнились. Все это заставило Тейлора поставить под сомнение существовавшую «линейную» структуру организации, при которой каждый рабочий подчинялся только одному непосредственному начальнику. Предложив отказаться от этой, по его выражению, «военного типа организации», Тейлор в качестве альтернативы разработал систему разделения работы мастера на восемь составных частей. При этом каждый рабочий ежедневно получает указания от восьми узкоспециализированных непосредственных руководителей.
Таким образом, Тейлор провозгласил необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. Особое значение он придавал функции планирования. Обосновывая необходимость выделения планирования в самостоятельную функцию управления, Тейлор выдвигал требование заранее планировать методы работы и всю производственную деятельность предприятия в целом.
Важное место в исследованиях Тейлора занимает разработка системы сдельной оплаты в соответствии с научно обоснованными методами нормирования труда. Основные положения разработанной системы оплаты труда следующие:
- заработная плата платится человеку, а не месту;
- установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках;
-расценки, основанные на точном знании, единообразны и справедливы;
- благодаря установленным таким образом расценкам, продукты производятся дешевле и в то же время рабочие получают более
высокую заработную плату, чем им обычно платят;
- всякому рабочему следует по возможности поручать высший
тип работы, который доступен ему, его умениям и навыкам;
- всякому рабочему, работающему в наивысшем темпе первоклассного работника, следует выплачивать в зависимости от характера работы доплату от 30 до 100% по сравнению с середняком его
класса;
- заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность лучше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, создает
дружеские отношения между рабочими и предпринимателями.
Система Тейлора встретила самое решительное сопротивление со стороны рабочих и профсоюзных организаций США, увидевших в тейлоризме новое средство усиления эксплуатации трудящихся и даже, как гласила одна из резолюций Американской федерации труда, «Дьявольский замысел низвести людей до положения машины».
Характерно, что против тейлоризма вначале выступали также и предприниматели. Система Тейлора требовала от них проведения довольно значительной работы, но результаты ее были еще неясны. Речь шла об изменении всей системы управления предприятием. Так было до рассмотрения дела «Истерн Рейте» в 1910 г. комиссией по регулированию торговли между штатами. Рассматривался конфликт между группой фирм отправителей грузов и железнодорожной компанией «Истерн Рейте», стремившейся под предлогом высоких издержек на заработную плату повысить тарифы. Конфликт принял сразу сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны. Грузоотправителями являлась вся промышленность. Привлеченный в качестве эксперта Харрингтон Эмерсон, один из лидеров движения за научное управление, доказал, что, применив научные методы управления, можно было бы обеспечить снижение издержек при железнодорожных перевозках на 1 млн. долларов ежедневно. В результате железнодорожные компании потерпели поражение.
Теперь предприниматели заинтересовались научным управлением. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Видными последователями Тейлора и активными пропагандистами «научного управления» стали Генри Гантт, Френк и Лилиан Гилберт, Харрингтон Эмерсон. В 20 - 30-х годах зарождаются и получают быстрое распространение новые профессии «консультантов по управлению» или «экспертов по вопросам производительности труда», растет число различных школ и колледжей по управлению, в высших учебных заведениях начинается регулярное чтение курсов по «управлению предприятием», «промышленному управлению». В исследование проблем управления включается все большее число ученых.
Движение «научного управления» стало выходить далеко за пределы США, получив широкое признание в Германии, Англии, Франции и других европейских странах. В.И. Ленин указывал, что «Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее».
Видными исследователями Тейлора в СССР были ученые Алексей Капитонович Гастаев, Платон Михайлович Керженцев, Иосиф Аркадиевич Ерманский.
Концепция административного управления.
Теория административного управления А. Файоля.
Наряду с вопросами построения управления на уровне цеха (Ф. Тейлор) французским исследователем Анри Файолем (1841 -1925) проводились исследования более общих принципов управления. Он считается самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в классическую теорию управления. Американцы его называют «французским отцом» научного управления.
А. Файоль был горным инженером, человеком глубоко творческим, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Наибольшую известность он получил на поприще административной деятельности. В течение 30-ти лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Комем-бо», которая в момент его назначения на пост генерального управляющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых процветающих французских концернов. Его главный труд «Общее и промышленное управление» был опубликован в 1916 г. Выйдя в отставку, последние годы жизни А. Файоль посвятил организации французского Центра административных исследований и пытался применить некоторые из своих идей для реорганизации общественной администрации Франции. Им впервые были обобщены и сформулированы все функции, которые встречаются на предприятиях. Их можно разбить на шесть следующих групп:
1. Техническая функция
- производство, выделка и обработка.
Не надо упускать из виду, что шесть существенных функций находятся в тесной зависимости друг от друга. Например, техническая функция не может осуществляться без наличия сырья, без возможности
сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.
2. Коммерческая функция
- покупка, продажа и обмен. Процветание промышленного предприятия часто зависит в такой же мере
от коммерческой функции, как и от технической.
3. Финансовая функция
- привлечение средств и распоряжение ими. Ничто не осуществляется без участия этой функции. Средства нужны на оплату труда персонала, недвижимость, оборудование, сырье, выдачу дивидендов, непосредственные расходы и т. д.
Нужно искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить пред
приятию средства, чтобы извлечь, возможно, большую выгоду из
имеющихся в распоряжении средств, чтобы избежать безрассудных
займов под залог.
4. Страховая функция
- страхование и охрана имущества лиц.
Задача этой функции - охранять имущество и лица от грабежей, огня,
наводнений; страховать от стачек, покушений и вообще всяких препятствий социального свойства, могущих причинить ущерб ходу и
даже жизни предприятия.
5. Учетная функция
- бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д. Это орган зрения предприятий. Эта функция должна давать
предприятию возможность знать, какие им были достигнуты результаты и куда оно идет. Она должна давать полные, ясные и точные
сведения относительно экономического положения предприятия.
6. Административная функция
- это предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль. Ни на одной
из пяти предыдущих функций не лежит задача выработки общей про
граммы работы предприятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Эти операции не составляют принадлежности технической функции, ни тем более функций коммерческой, финансовой, страховой или учетной. Они образуют особую группу функций, которые обычно обозначаются именем управления. Согласно А. Файолю: управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать.
Дадим краткую характеристику каждой из этих функций.
Предвидение - это предугадывание грядущего и выработка программы действий.
Какое значение придают в деловых кругах предвидению, можно судить по изречению: «Управлять - это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет его существенную часть.
Организация " - это процесс обеспечения предприятия всем необходимым для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом.
Эту совокупность можно разделить на две составные части: материальный организм и социальный организм. Обладая необходимыми - материальными ресурсами, персоналом, социальный организм должен быть способен выполнять шесть функций предприятия.
Распорядительство - это побуждение персонала надлежаще работать. Когда социальный организм построен, нужно заставить его действовать.
Здесь начинается роль распорядительства. Эта миссия распределяется между несколькими начальниками предприятия, причем каждый берет на себя определенную обязанность и несет ответственность за ее выполнение.
Координация - это согласование всех операций предприятия таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех.
Это значит - придать материальному и социальному организму каждого подразделения надлежащие пропорции, чтобы они могли надежно и экономно выполнять свои функции.
Контроль состоит в проверке - все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам. Его целью является - отметить ошибки и заблуждения, чтобы можно было их исправить и избежать повторения. Он применяется по отношению ко всему: к вещам, к лицам, к действиям.
При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директора предприятия. Это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям. Суть файолевской теории «административной теории» образуют знаменитые 14 принципов управления, применимых, по мнению Файоля, ко всем без исключения сферам административной деятельности:
1. Разделение труда. Это специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы. Файоль применяет этот принцип ко всем видам труда, как управленческого, так и технического.
Власть и ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. По мнению Файоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой и проистекает из нее. Он видит во власти сочетание официального и личностного. Официальное основано на занимаемой административной должности. Личностное (авторитет) - заключает в себе сплав умственного развития, морального уровня и других факторов.
3. Дисциплина.
Понимая дисциплину как «уважение соглашений,
рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание,
энергичность и внешнее проявление уважения», Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимы хорошие руководители на всех уровнях, рассудительно применяющие карательные санкции.
4. Единоначалие.
Это означает, что каждый сотрудник должен
получать приказания только от одного начальника.
5. Единство руководства,
В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельности, преследующих одну и ту же
цель, должна иметь одного руководителя и один план. В отличие от
принципа 4, это положение больше относится к организации «само
го предприятия», чем к персоналу.
6. Подчинение индивидуальн
ых интересо
в общим.
Этот принцип требует, чтобы интересы служащего или группы служащих не
ставились выше интересов предприятия.
7. Вознаграждение.
Вознаграждение и формы оплаты должны
быть справедливыми и по возможности удовлетворять персонал и
предприятие.
8. Централизация. Речь идет о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший результат».
9. Иерархия.
Файоль представляет ее как цепь начальников от
самого высшего до самого низшего ранга. Это путь, которым идут
сообщения, что, исходят от высшей власти или адресованы ей.
10.Порядок.
Файоль подразделяет его на «материальный» и «социальный». Общеизвестная формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и каждая вещь на своем месте.
Формула социального порядка такова же: определенное место для
каждого лица и каждое лицо на своем месте.
11.Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со стороны администраторов при общении с подчиненными.
Стабильность пребывания в должности.
Файоль считал, что
излишняя текучесть кадров представляет собой и причину, и следствие плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки.
13.Инициатива.
Это возможность что-то задумать и реализовать.
Это один из могучих стимулов человеческой деятельности. Чтобы
развить инициативу, полезно предоставлять подчиненным полную
самостоятельность в исполнении должностных обязанностей, ограничиваясь наблюдением и направлением их работы, а также поощряя их заслуги.
14.Единение персонала.
Гармония, единение персонала пред
приятия - большая сила. Стало быть, надо стремиться ее установить.
Завершая рассмотрение этих принципов, Файоль указывает, что эта система принципов всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте. Он описал лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять на практике. Личный опыт работы и выполненные исследования дали возможность А. Файолю одним из первых сформулировать требования, предъявляемые к личности руководителя:
- здоровье и физическая выносливость;
-ум и умственная работоспособность (ум, мыслительная способность);
- нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство дела, такт, чувство достоинства;
- значительный круг общих познаний;
- административная установка - т. е. умение предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;
- общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям;
- возможно более глубокая компетентность в характерной для
данного предприятия специальной функции.
Важно, что из этих семи групп качеств и знаний, обладание которыми обязательно для руководителей предприятий, шесть слагаются из одинаковых элементов, какой бы ни была природа предприятия. И только седьмая группа допускает различные специальные условия для различного рода предприятий.
Файоль решительно выступил против сложившейся системы подготовки руководящих кадров для промышленности, доказывая, что административные способности нельзя развить посредством одной лишь инженерно-технической выучки, и подчеркивая необходимость включения в учебные планы инженерных вузов специальных курсов по администрации.
Организационные принципы управления Гьюлика – Урвика.
Наиболее видными систематизаторами и популяризаторами в США классической теории управления являются Лютер Гьюлик и Линдал Урвик. В 1937 г. Гьюлик и Урвик совместно редактировали «Доклады по вопросам науки администрации». Из 11 разделов в этом сборнике два - «Заметки по теории организации» и «Наука, ценности и общественная организация» - принадлежат перу Гьюлика и два - «Организация как техническая проблема» и «Функция администрации в аспекте работ Анри Файоля» - написаны Урвиком. Считая сферу деятельности администрации куда более обширной и сложной, чем это казалось Файолю, Урвик тем самым вынужден был его дополнить. В трактовке Урвика административная деятельность включает в себя:
- планирование,
т.е. постановку в широком аспекте подлежащих
выполнению задач и указание способов их решения для достижения
цели, стоящей перед предприятием;
- организацию,
т. е. создание формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы
между производственными подразделениями, определяется и координируется их деятельность, направленная на достижение поставленной цели;
- укомплектование штата,
т. е. всю работу с личным составом, подбор и подготовку кадров, и создание необходимых условий для
трудовой деятельности;
- руководство,
т. е. постоянную функцию принятия решений и
оформления их в виде приказов, инструкций, распоряжений;
- координацию,
т. е. обеспечение согласованного действия всех
подразделений предприятия, образующих, благодаря координации,
единое целое;
- отчетность
, т. е. обеспечение информацией вышестоящих ин
станций о ходе работы и организацию собственной информации
администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отчетов, докладов, проверок;
- составление бюджета
в виде финансовых планов бухгалтерии и
финансового контроля.
Из этих семи элементов административной деятельности, три -планирование, организация и координация - непосредственно взяты из схем Файоля. Вместо файолевского понятия «распорядительство» появляется понятие «руководство». Урвик не выделяет в качестве отдельного элемента «контроль», который покрывается у него элементами «отчетность» и «составление бюджета». В то же время, если у Файоля работа с кадрами входит в функцию «организация», то у Урвика она выделяется в качестве самостоятельного элемента («укомплектование штата»).
Эта система элементов администрации стала в США отправным пунктом многочисленных исследований, т. к. книга А. Файоля была переведена на английский язык и издана только в 1949 г. Гьюлик и Урвик подчеркивали, что подход к вопросам управления исходит из необходимости рассмотрения процесса управления как единого целого, складывающегося на весьма широкой основе. И все же в большинстве своем разработанные ими принципы касаются в основном лишь формальной организации. Это следующие принципы:
- разделение труда и специализация;
- департаментализация
(на основе цели, процесса, клиентуры
или места);
Выделяют четыре формы специализации административных подразделений:
Во-первых, в основу специализации может быть положен признак цели административной деятельности, т. е. внутри организации можно рационально распределить задачи, группируя виды деятельности, которые способствуют достижению одной цели или решению общей задачи.
Во-вторых , в основе специализации может лежать и такой признак, как процесс. В этом случае стремятся сконцентрировать в одном административном подразделении все виды деятельности, которые характеризуются выполнением однотипных операций.
В-третьих , специализация в соответствии с критерием обслуживаемой категории населения.
В-четвертых, в основе ее может лежать географический критерий, и тогда все вопросы, связанные с конкретным географическим районом, рассматриваются в одном структурном подразделении.
- координация посредством иерархии;
Иерархия - порядок подчинения нижестоящих должностных лиц вышестоящим по строго определенным ступеням (т. н. иерархическая лестница).
- координация посредством комиссий;
Гьюлик не ограничивай координацию только иерархией и признавал необходимость дополнить ее «координацией посредством идей» и «координацией посредством комиссий». Так как комиссии увеличивают консультативный процесс и являются безответственными, то следует ограничить использование комиссий «необходимыми ситуациями».
- единство командования;
Этот принцип полностью совпадает с принципом Файоля, согласно которому одно лицо не может подчиняться сразу двум начальникам. Отдавая себе отчет в том, что неукоснительное проведение данной нормы иногда может приводить к абсурду, Гьюлик и Урвик утверждают, что эти случаи «не имеют значения в сравнении с неизбежной путаницей, неэффективностью и безответственностью, которые возникают вследствие нарушения данного принципа».
- штаб и линия;
Последовательно придерживаясь принципа единоначалия, Гьюлик и Урвик указывают на тот факт, что по мере роста объемов и масштабов организации возрастает необходимость в помощи высшим администраторам со стороны все большего числа экспертов и специалистов. В силу этих причин они и выступают за укрепление и развитие «функциональных» и «штабных» служб.
Но здесь выдвигается вопрос об отношении между этими «штабными» специалистами и линейными руководителями. Характеризуя функции экспертов по вопросам, входящим в сферу компетенции «специального штаба», Гьюлик и Урвик рассматривают их как консультантов высшей администрации, не обладающих административной властью и обязанных добиваться результатов с помощью убеждения и авторитета идей.
- делегирование,
т. е. способность руководителя передавать («де
легировать») ответственность подчиненным лицам;
Урвик не без оснований утверждает, что «отсутствие мужества делегировать должным образом и отсутствие знания, как это делать», является одной из наиболее распространенных причин неполадок в организации. Максимально возможное делегирование ответственности является важнейшим условием эффективной работы руководителей.
- диапазон управления;
Смысл его заключается в том, что необходимы определенные ограничения числа лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Согласно Урвику, «ни один руководитель не может непосредственно контролировать более чем пять или самое большее - шесть подчиненных, работа которых взаимосвязана». Следует отметить, что Гьюлик менее категоричен. Он делает попытку определить различные факторы, которые оказывают влияние на оптимальный диапазон, в частности выделяет личные способности самого руководителя, его территориальную близость к контролируемым подчиненным, характер выполняемой работы, устойчивость организации и др.
Деятельность любой организации требует управления. Без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но и существование организации.
Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата (рис.).
Воздействие - это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.
Субъектами управления являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие. Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т.п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое.
Субъект управления - это организация, учреждение и люди, осуществляющие процесс управления. Поэтому в каждой конкретной ситуации они могут выступать или как субъекты управления, или как объекты управления в зависимости от подчиненности. Так, директор предприятия по отношению к начальнику цеха является субъектом управления, начальник цеха - объектом управления. В то же время начальник цеха является субъектом управления по отношению к своим подчиненным. В других условиях и управленческих связях директор завода выступает как объект управления по отношению к вышестоящему органу управления.
Когда мы говорим, что объектами управления являются процессы и системы, то имеем ввиду, что управление осуществляется людьми, на которых направлено воздействие соответствующего субъекта управления. Система субъектно-объектных отношений - основа построения системы управления.
Система управления - совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру, содержание элементов системы и установление связей между ними. Понятие «система управления» характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Механизм управления - совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие «механизм управления» отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы и ценности человека.
Процесс управления - последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие «процесс управления» отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.
Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять - это планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Различают вертикальное и горизонтальное разделения управленческого труда. При вертикальном управлении управление основано на административной подчиненности, при горизонтальном одноуровневые структуры управления взаимодействуют при принятии управленческих решений.