Сербская газета "Политика" 1 сентября 2013 года опубликовала интервью, взятое корреспондентом газеты Мирославом Лазанским у генерального директора ОАО "РСК "МиГ" Сергея Короткова на авиасалоне МАКС-2013. Хотя интервью носит главным образом рекламный характер, имея целью продвижение самолета МиГ-35 в Сербию, оно содержит ряд любопытных моментов. В первую очередь стоит отметить заявления С. Короткова о том, что РСК "МИГ" приняла решение переименовать самолеты МиГ-29М/М2 (и, видимо, МиГ-29К) в МиГ-35, и что МиГ-35, предлагаемый к закупкам для ВВС России, является по сути тем же самым самолетом, что и МиГ-29М2.
Господин директор, в последнее время русская пресса писала, что Министерство обороны России отменило заказ на самолеты МиГ-35, и вы не будете иметь работы.
Вы же, как журналист, видите, что это написала газета « Коммерсантъ» на первой странице. Уже на следующий день та же газета опровергла эту же информацию тоже на первой странице. Министерство обороны России интересует только когда первые МиГ-35 поступят в войска. И это не все, интерес к нашим самолетам растет, на протяжении последних лет мы работали для зарубежных заказчиков, а теперь и Министерство обороны России приняло решение приобрести некоторое количество самолетов МиГ-29СМТ, мы подписали два контракта на палубный вариант самолета МиГ-29К. Наша авиация получит 37 самолетов МиГ-35, вся документация для этого передана Министерству обороны России, и мы ожидаем, что первые самолето войдут в строй боевой авиации России в 2015 году.
Можно ли разрешить вопрос о том, является ли самолет МиГ-29М2 другим типом по отношению к самолету МиГ-35. Или это на самом деле один самолет? Есть очень много споров по этому поводу.
МиГ-29М2 и МиГ-35 одинаковые самолеты по весу, размерам, радару, двигателям, планируемой авионике и электронике, по по подвесному вооружению, по , внешниему виду. Нет там никакой разницы. Правда, у нас есть одноместный вариант, который мы назвали МиГ-29М, в то время как двухместный вариант самолета обозначается как МиГ-29М2. На самом деле, МиГ-29М2 является экспортным вариантом боевых самолетов МиГ-35 для ВВС России. Здесь, позвольте мне сказать вам, что на салоне этого года МАКС-2013 мы отказались от названия МиГ-29М2 и приняли название МиГ-35. Чтобы не путать больше наших заказчиков, как и наших противников. Таким образом, в будущем будет только МиГ-35, правда он будет варьироваться в зависимости от оборудования в зависимости от пожеланий заказчика. Например, Индия разрабатывает свою электронику для этого самолета и мы ее устанавливаем.
Для какой страны вы сейчас производите самолеты МиГ-35?
И для России, и для Индии. Индия покупает палубную версию МиГ-29К, что равнозначно палубной версии МиГ-35. Например, разница между базовой версией МиГ-29 и МиГ-29К, или палубной версией МиГ-35, огромна, даже шины на колесах шасси разные.
Сколько целей МиГ-35 может сопровождать одновременно, и сколько одновременно обстреливать?
Сопровождать десять целей одновременно и обстреливать четыри цели одновременно.
Дальность действия РЛС "Жук" на самолете МиГ-35?
Максимальная дальность обнаружения цели 250 км, а максимальная дальность ракеты класса "воздух-воздух" Р-27 80 км. Но у нас есть современная ракета класса "воздух-воздух" большей дальности.
Сербия является потенциальным покупателем самолетов МиГ-35. Говорилось о возможности дать нам самолеты, изготовленные для Сирии, которые в настоящее время ввиду известной ситуации вы не можете поставить?
У нас есть контракт с Сирией на самолеты и президент России Владимир Путин заявил, что контракты должны соблюдаться. Сирийский МиГи мы не будем продавать никому.
Но вы не поставляете?
Это не ко мне. Это вопрос между нами и Сирией.
Если Сербия решит купить МиГ-35, какова будет цена на самолеты?
Мы дадим вам самолеты по той же цене, что и для российской боевой авиации.
То есть по заводской цене?
Да, как для России, так и для Сербии.
Каковы предложения подвесного вооружения для самолетов, оборудования для разведки и радиоэлектронной борьбы?
У нас есть все, что вы хотите из этого оборудования в производстве, и все уже интегрировано на самолете МиГ-35.
Ракеты класса "воздух-воздух" средней и большой дальности?
Все ракеты класса "воздух- воздух" российского производства могут быть интегрированы на самолеты МиГ-35 для Сербии. Мы даже можем интегрировать и ракеты западного производства, если вы захотите, самолет МиГ-35 имеет полностью открытую архитектуру для всех существующих или только разрабатываемых типов ракет.
Имеется ли возможность двусторонней передачи данных в реальном масштабе времени между самолетами и наземными станциями?
Такая возможность существует, и она реализована на практике.
Кто производит крылья и фюзеляж самолета МиГ-35?
Наша компания имеет полный цикл производства самолетов, от конструкторского бюро, через постройку самолетов, методику испытаний, к поставке и обслуживанию самолетов. Правда, двигатели, радары и генераторы мы покупаем у других компаний, а затем устанавливаем их на самолеты. Раньше в Советском Союзе компания "МиГ" только проектировала самолет, а затем он производился по конструкторской документации на других предприятиях СССР. Теперь все по-другому.
Какой процент композитов используется на МиГ-35?
Около 16 процентов, но есть специальное покрытие, которое на самолете МиГ-35 сильно уменьшает радиолокациооную заметность, так что можно сказать, что это по сути, «невидимый» самолет, или самолет с низкой радиолокационной заметностью. Ввиду этой и других особенностей Миг -35 является самолетом поколения «4-плюс-плюс». Преимуществом МиГ-35 является также то, что он спроектирован для взлета и посадки на плохие аэродромы, и может использовать в качестве взлетно-посадочной полосы обычные асфальтовые дороги. В двухместном варианте имеется возможность для оператора выбирать цели и оружие, которое может быть использовано, с МиГ-35 возможно быстрое обучение большего числа летчиков. Для ваших пилотов, которые летают на МиГ-29, переучивание на МиГ-35 не будет дорогим или сложным или длительным процессом.
Все-таки, почему МиГ-35 назван самолетом поколения «4-плюс-плюс»?
В мире не существует общего мнения, что называть "пятым" поколением самолетов, поэтому мы называем МиГ-35 поколением "4-плюс-плюс ».
Конкурирующие самолеты западного производства?
Мы боремся и конкурируем с Typhoon, Rafale, Gripen, мы превосходим F-18. Мы гораздо дешевле всех их. Конечно, цена зависит от оборудования самолета.
Сколько стран в мире сегодня используют самолеты типа "МиГ"?
На наших самолетах летают пилоты 29 стран по всему миру. МиГ-29 используют даже американцы, чтобы обучать своих пилотов. Вы знаете - для обучения воздушному бою, в "эскадрильях агрессоров".
Имеется ли возможность сотрудничества в ремонте МиГ-29 для других стран на нашем авиаремонтном заводе Мома Stanojloviс в Батайнице?
Мы были на этом предприятии, вы можете стать региональным центром для ремонта МиГ-29 не только для соседних стран, но и для Алжира и других арабских стран, имеющих на вооружении этот тип самолета. Зачем везти их в Россию, если это можно сделать у вас, и мы взяли на себя обязательство ремонтировать эти самолеты в Батайнице. Мы предполагаем, что и Куба будет ремонтировать свои МиГ-29 у вас. Знаете, недостаточно просто купить современный самолет, требуется его поддерживать.
Если Сербия подпишет сегодня контракт на закупку самолетов МиГ-35, сколько пройдет времени до поставки первого самолета?
Самолеты изготавливаются в рабочем порядке, после подписания контракта и предоплаты потребуется от 18 месяцев до двух лет до поставки первого самолета. С технологической точки зрения обычно называют два года, но для Сербии есть возможность сократить этот срок.
В конце 2015 года в рамках дальнейшего расширения кооперации РСК «МИГ» и НАЗ «Сокол» заключили контракт о передаче с 2015 года на нижегородское предприятие полного объема сборочных работ на самолете МиГ-29М2. Первая машина из этой партии, собранная на «Соколе», запланирована к отправке в начале 2016 года.
В пресс-службе предприятия уточнили, что, таким образом, с авиазавода «Сокол» будет выходить полностью готовый самолет, летные испытания будет проводить РСК «МИГ». Объем заказов на изготовление МиГ-29М2 и стоимость контракта на предприятии не разглашают.
В последние годы существенно расширился перечень изделий для самолетов унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, освоенных на нижегородском авиазаводе. Так от изготовления отдельных агрегатов для этих самолетов «Сокол» поэтапно переходит к увеличению объема сборочных работ, говорится в сообщении пресс-службы.
В дополнение к уже освоенному производству головных частей фюзеляжа, воздухозаборников, бак-кессонов и других агрегатов, в 2013 году на предприятии началось освоение процесса стыковки фюзеляжа для этих машин. В 2014 году в РСК «МИГ» нижегородский авиазавод отправил первую партию фюзеляжей, изготовленных на «Соколе». В 2015 году, в соответствии с условиями вновь заключенного контракта, на авиазаводе в Нижнем Новгороде будет осуществляться полная сборка двухместного варианта МиГ-29М2.
Одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2 представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
Истребители МиГ-29М/М2 входят в состав нового унифицированного семейства боевых самолетов, созданного на базе корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Силовая установка включает ТРДДФ РД-33МК, имеющие увеличенную тягу, оборудованные бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC). Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надежностью и ресурсом.
По желанию заказчика истребители могут оснащаться модификацией двигателя РД-33МК со всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ), что обеспечивает самолету решающее преимущество в маневренном воздушном бою. Силовая установка из двух двигателей с ОВТ отработана на опытном сверхманевренном самолете МиГ-29М ОВТ.
Истребители МиГ-29М/М2 отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью агрегатов, систем и узлов. По сравнению с ранее выпускавшимися истребителями, стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза. Истребители МиГ-29М/М2 рассчитаны на эксплуатацию по техническому состоянию.
Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29М/М2 строится по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B, что позволяет по требованию заказчика устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства.
На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) Жук-МЭ, выпускаемая Корпорацией «Фазотрон-НИИР». БРЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущего поколения, «Жук-МЭ» имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.
МиГ-29М/М2 оснащаются многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет.
Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей.
В состав комплекса вооружения входят управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы и встроенная 30-мм пушка. Вооружение МиГ-29М/М2 позволяет поражать воздушные цели, а также подвижные и неподвижные наземные/надводные. Одноместный и двухместный варианты имеют идентичное оборудование и вооружение, а так же высокую степень унификации конструкции.
Для МиГ-29М/М2 разработан функционально полный набор технических средств обучения.
Самолет неокрашен и несет бортовой номер 747. Предположительно, данный самолет, завершенный постройкой на Луховицком авиационном производственно-испытательном комплексе ОАО РСК МИГ, является первой машиной МиГ-29М2, предназначенной для Сирии.
Как известно, Сирия подписала в 2007 году контракт с ФГУП Рособоронэкспорт на закупку 24 истребителей МиГ-29М2 новой постройки, став стартовым заказчиком машин этой модификации. Выполнение контракта значительно затянулось - видимо, по политическим причинам. По имеющейся информации, нынешний технический облик МиГ-29М2 для Сирии близок облику поставляемых Индии палубных истребителей МиГ-29К/КУБ (9-41/9-47).
Министерство обороны Республики Казахстан окончательно подвело итоги второй Международной выставки вооружения и военно-технического имущества KADEX-2012, которая состоялась в мае в г.Астана, сообщает пресс-служба РСК МиГ. AEX.ru
Как сообщила пресс-служба Минобороны Казахстана, среди боевых самолетов «наибольший интерес специалистов Вооруженных сил Казахстана вызвал многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-29М2».
На выставке KADEX-2012 активно работала делегация ОАО «РСК «МиГ» под руководством Генерального директора Сергея Короткова. Он представил самолет МиГ-29М2 Президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву и руководству Министерства обороны, отметили в компании.
На истребителе МиГ-29М2 выполнили ознакомительные полеты высокопоставленные военные Казахстана. Главнокомандующий Силами воздушной обороны армии Казахстана генерал-лейтенант авиации Александр Сорокин после полета заявил: «Хороший самолет МиГ-29М2, многофункциональный. Это - прекрасная машина. Работает во всех режимах: по воздуху, по земле, по кораблям».
В настоящее время ОАО «РСК «МиГ» ведет серийное производство самолетов МиГ-29М/М2. В совокупности с корабельными истребителями МиГ-29К/КУБ они составят основу производственной программы «Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» на среднесрочную перспективу.
МиГ-29М/М2 - одно- и двухместные новейшие серийные боевые самолеты ОАО «РСК «МиГ». Они созданы на базе истребителей корабельного базирования МиГ-29К/КУБ, серийный выпуск которых ведется с 2008 года. При разработке семейства МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 решена задача объединения выдающихся аэродинамических характеристик классического МиГ-29 с передовыми разработками в авионике, материалах, двигателях и вооружении. МиГ-29М/М2 - многофункциональные боевые самолеты, способные бороться с воздушными, наземными и надводными целями с помощью современного и перспективного высокоточного вооружения.
МиГ-29М/М2 оснащен новейшими системами обнаружения атакующих ракет и лазерного облучения, что позволяет своевременно выявлять угрозы и парировать их с помощью средств радиоэлектронной борьбы. Назначенный ресурс планера МиГ-29М/М2 составляет 6000 часов, календарный срок службы - 40 лет, что существенно превышает аналогичные показатели ранее выпускавшихся самолетов.
Источники: rg.ru, www.vpk-news.ru, rusplane.ru, vpk.name, topwar.ru
Загадочный Марс является четвертой от Солнца планетой, которая размещена после Меркурия, Венеры и Земли. Его часто называют Красной планетой за его...
Слово «ниндзя» стало известно миру совсем недавно (вторая половина XX века), и в большей мере, благодаря зрелищным кинокартинам Голливуда. Это наложило...
Раздраженное животное способно выпустить струю яда из паротид - крупных скоплений ядовитых желез в области глаз. Также вечером, перед...
ГНОМ это уникальный фактически дистанционная подводная видеокамера. Оператор с поверхности джойстиком управляет и двигает аппарат в нужном направлении, наблюдая за...
В настоящее время не вызывает сомнения существование процесса глобализации - все большей концентрации ресурсов планеты в руках узкого...
Понятие гейзеры берет свое начало от исландского «geysa», что означает «хлынуть» - редкое и величественное явление природы. Зрелище и ощущение, которые...
Первое его имя, данное городу фраками, было Эумолриос. Когда город стал римским владением, он называется Тримонциумом, что означает три...
Долгое время в научной среде само понятие левитация вызывало категорическое непринятие, вызывая ассоциацию с шарлатанством. Тем не менее последние исследования в...
Услышав сообщение об аварии, нужно надеть средства защиты органов дыхания, простейшие средства защиты кожи, по возможности быстро покинуть район...
Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество...
Мало купить мотоцикл и ездить на нём, заправляя его время...
В первую очередь, жемчуг является невероятно красивым камнем, который был...
Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...
Сотрудники Университета Альберты нашли принципиально новый способ получения электроэнергии из...
Вот про МиГ-29М:Многоцелевой истребитель МиГ-29М1. История создания
В 1982 году, когда фронтовой истребитель МиГ-29 лишь завершал летные испытания, в ОКБ им. А. И. Микояна начались работы по глубокой модернизации этого самолета. Усовершенствованный вариант - МиГ-29М (изделие «9-15») - должен был иметь значительно более высокую эффективность поражения как воздушных, так и наземных целей. Создание подобного истребителя было возможно лишь за счет применения БРЭО нового поколения, а также внедрения ряда усовершенствований в области аэродинамики и производственной технологичности.
Одной из основных особенностей нового истребителя должно было стать широкое применение перспективного алюминиево-литиевого сплава (из него, в частности, было решено выполнить всю переднюю часть фюзеляжа), а также массовая замена клепаных соединений на сварные. Все это позволяло значительно уменьшить массу планера. Особенности нового сплава позволяли исключить соединения внахлест и облегчали герметизацию топливных отсеков-баков. Одновременно было решено увеличить долю в конструкции композиционных материалов. Кроме того, впервые намечалось широкое использование радиопоглощающих материалов, что должно было существенно снизить радиолокационную заметность самолета.
Намечалось внесение ряда изменений в аэродинамику самолета. В частности, было решено изменить форму корневых крыльевых наплывов (их острая передняя кромка должна была обеспечить более энергичное формирование вихревой системы на больших углах атаки, что позволяло улучшить управляемость на малых скоростях), а также горизонтального оперения, которое предполагалось снабдить вихреобразующим «зубом», повышающим эффективность стабилизатора на больших углах атаки.
Вместо верхних входов системы защиты двигателей от попадания посторонних предметов, «съедающих» значительный полезный объем планера, было решено применить новую систему защиты двигателей. Изменениям должны были подвергнуться тормозной щиток, парашютная тормозная система, шасси и т.п.
На истребителе МиГ-29М было решено реализовать концепцию продольной неустойчивости, обеспечивающую дальнейшее улучшение маневренности и дальности полета (благодаря уменьшению балансировочных потерь на крейсерском режиме). Этого можно было достичь лишь за счет оснащения самолета электродистанционной системой управления.
Изменению должны были подвергнуться БРЭО и система вооружения самолета. Предполагалось существенно улучшить и его эксплуатационные характеристики.
Одним из ключевых элементов программы МиГ-29М было создание для него новой БРЛС. Для отработки этой станции в 1987 г. был задействован самолет МиГ-29 «9-13», а также летающая лаборатория Ту-134ЛЛ. Новый, более мощный двигатель для МиГ-29М, получивший обозначение РД-ЗЗК, был впервые испытан в воздухе на самолете МиГ-29 «9-12» 27 сентября 1985 г. В дальнейшем к отработке этого ТРДДФ было привлечено еще несколько самолетов.
В начале 1986 г. на опытном производстве ОКБ завершилась постройка первого опытного самолета МиГ-29М («9-15/1»). Эта машина имела еще старые двигатели РД-33 и традиционную электромеханическую авионику. Отсутствовала СУВ. 26 апреля 1986 г. летчик-испытатель В. Е. Меницкий выполнил на этом истребителе первый полет.
Для проведения летно-конструкторских и государственных испытаний было построено еще пять самолетов МиГ-29М установочной серии, совершивших первые полеты в 1987, 1989, 1990 (два самолета) и 1991 гг. Постройка еще одной опытной машины была прекращена в 1993 г. Кроме того, два планера МиГ-29 построили для статических и ресурсных испытаний.
Летчики, пилотировавшие новый истребитель, отмечали его отличную маневренность и управляемость (в этой связи следует упомянуть оценку, данную новому самолету начальником Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС генерал-майора А. Н. Харчевского: «МиГ-29М - это то, что сегодня требуется российской авиации»).
В процессе испытаний были достигнуты максимальные углы атаки порядка 30°, однако, по утверждению представителей ОКБ, это не являлось пределом.
По оценкам специалистов совокупный боевой потенциал самолета МиГ-29М при решении задач завоевания господства в воздухе в 1,5 раза превзошел соответствующий показатель истребителя МиГ-29. При решении ударных задач МиГ-29М превзошел МиГ-29 в 3,4 раза. По боевым качествам новая модификация «МиГа» не уступала европейским истребителям нового поколения - Еврофайтер EF-2000 и Дассо «Рафаль», а по ряду параметров превосходила эти машины. Все это давало основания отнести МиГ-29М к поколению «4+».
Летно-конструкторские испытания и первый этап госиспытаний истребителя завершились в 1991 г., после чего ВВС выдали предварительное заключение о запуске машины в серию. Однако в том же году было принято решение прекратить закупки самолетов типа МиГ-29, сосредоточив все усилия на программе тяжелого истребителя Су-27. Госиспытания МиГ-29М к 1993 г. были свернуты.
В дальнейшем интерес российских ВВС к легкому истребителю, имеющему значительно меньшую стоимость жизненного цикла и более высокий экспортный потенциал, чем тяжелые истребители, возобновился. Это обусловило возобновление летных испытание самолета МиГ-29М. Однако в конце 1990-х годов работы по программе МиГ-29М вновь были заморожены. Но задел, полученный при создании этого самолета, был использован при создании модернизированного истребителя МиГ-29СМТ.
Были проработаны экспортный вариант самолета МиГ-29М, получивший обозначение МиГ-29МЭ (неофициальное название - МиГ-33, а также проект двухместного учебно-боевого самолета МиГ-29УБМ. Однако эти программы не получили пока дальнейшего развития.
Со второй половины 1980-х годов, параллельно с работами по программе МиГ-29М, в ОКБ начались исследования дальнейших путей совершенствования истребителя типа МиГ-29.
2. Компоновка и ЛТХ
Конструкция планера самолета МиГ-29М является дальнейшим развитием конструкции МиГ-29. Широкое применив сварки обеспечило более полное использование внутренних объемов для размещения топлива (ранее это было затруднительно из-за невозможности загерметизировать все швы).
Фюзеляж - типа полумонокок. Его передняя часть, включая гермокабину летчика, - цельносварная, выполненная в основном из алюминиево-литиевого сплава. Широко использованы композиционно-сотовые конструкции (из них, в частности, изготовлены тормозной щиток, воздушные каналы и капоты двигателей, кили, крышки лючков и т. п.). Применение радиопоглощающих материалов позволило уменьшить эффективную поверхность рассеяния самолета.
Откидная часть фонаря, по сравнению с МиГ-29, имеет более выпуклую форму, обеспечивающую летчику лучший обзор и одновременно несколько улучшающую аэродинамику.
Крыло имеет увеличенный на 20% по сравнению с МиГ-29 объем топливных баков. Увеличены площадь отклоняемых носков и элеронов. Число узлов внешней подвески возросло с шести до восьми.
Наплывы крыла, по сравнению с МиГ-29, получили острую, а не закругленную кромку. Это обеспечило более энергичное формирование вихревой системы на больших углах атаки и улучшение управляемости на малых скоростях.
Горизонтальное оперение, по сравнению с МиГ-29, имеет увеличенную площадь и вихреобразующий уступ по передней кромке, улучшающий условия работы стабилизатора на больших углах его отклонения.
На самолете применена новая, более эффективная тормозная парашютная система с куполом площадью 17 кв.м. Вместо двух тормозных щитков установлен один, увеличенной площади, расположенный на верхней поверхности фюзеляжа.
Самолет оснащен двумя ТРДДФ РД-ЗЗК (2x8800 кгс) с цифровой электронно-гидромеханической системой автоматического управления.
Имеется турбокомпрес-сорный стартер-энергоузел ГТДЭ-117.
Воздухозаборник - регулируемый. Его нижняя кромка выполнена управляемой (на взлете она отклоняется вниз на 20°). Для защиты двигателей от попадания посторонних предметов применены решетки, опускаемые в каналы воздухозаборников. Для дополнительной подпитки двигателей воздухом при разбеге используются дополнительные воздухозаборники в нишах основных опор шасси, закрытые защитными сетками.
Внутренний запас топлива - 5810 л. Возможна подвеска двух ПТБ на 1150 л и одного (подфюзеляжного) - на 1500 л.
На самолете установлена аналогово-цифовая электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием в продольном канале и трехкратным - в поперечном.
Система управления вооружением включает радиолокационный прицельный комплекс «Жук» оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, включающий лазерный дальномер, теплопелен-гатор (имеющий более высокую чувствительность чем ТП на самолете МиГ-29) и телевизионный канал обнаружения и распознавания целей.
Станция радиотехнической разведки обеспечивает выдачу целеуказаний для противорадиолокационных ракет Х-31П. Для создания активных радиоэлектронных помех имеется встроенная станция.
На приборной доске истребителя МиГ-29М установлено два монохромных многофункциональных индикатора (МФИ) на ЭЛТ. Резервные электромеханические приборы сосредоточены в средней части приборной доски.
Самолет МиГ-29М оснащен встроенной пушкой ГШ-301 (боекомплект 100 патронов). На девяти узлах внешней подвески могут размещаться УР класса «воздух-воздух» увеличенной дальности типа Р-27Э (до двух единиц), ракеты средней дальности Р-27 (до шести) или РВВ-АЕ (до восьми), а также УР малой дальности Р-73 (до восьми).
Для поражения наземных целей истребитель может использовать до четырех УР Х-29Т (с телевизионным самонаведением), до шести Х-25МЛ или две С-25Л (С-25ЛД) с лазерным полуактивным наведением, а также до четырех корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с лазерным наведением.
Борьба с РЛС противника возможна при помощи противорадиолокационных ракет Х-31П (до четырех единиц).
Самолет может нести свободнопадающие авиабомбы калибром 250 и 500 кг (вариант - восемь ФАБ-500), КМГУ, а также НАР.ГШ-301 (30 мм, боекомплект 15
МиГ-29М («изделие 9-15»)
Самолет «изделие 9-15» представляет собой второе поколение в семействе МиГ- 29, от более ранних машин он отличается во многих отношениях. Самолет с точки зрения технологии представляет собой революционную конструкцию. Едва ли не в первые в мире была предпринята попытка сделать сварной самолет из алюминий-литиевых сплавов. В конструкции планера более интенсивно использовались композиты. Максимум усилий было направлено на увеличение внутренних объемов планера под размещение дополнительного топлива и радиоэлектроники, при этом ставилась задача не выйти за габариты планера «старого» МиГ-29. В целом, все проблемы удалось решить. Так, размеры самолета увеличились очень незначительно: примерно на 40 мм высота фонаря кабины и на 200 мм длина фюзеляжа. Также были увеличены длина ласты между гондолами двигателя; воздушный тормоз имеет одну верхнюю секцию увеличенной площади, на передних кромках стабилизатора появились «зубцы», вместо одного контейнера под тормозной парашют площадью 17 м2 установлено два иод два парашюта площадью по 13 м2 – для лучшего торможения на посадке основательно потяжелевшего самолета. В увеличенном гаргроте размещены блоки радиоэлектронного оборудования и 120 устройств отстрела ловушек. Обзор летчика вниз – вперед улучшен за счет более высокого расположения катапультируемого кресла под фонарем новой конструкции. В задней части остекления фонаря кабины установлена антенна автоматического радиокомпаса. На крыле установлены элероны увеличенной площади, что улучшило управляемость по крену на малых скоростях и больших углах атаки. Конструкция крыла усилена под размещение на подкрыльевых пилонах нагрузки суммарной массой до 4500 кг, количество пилонов увеличено с шести до восьми. На шести внутренних пилонах подвешивается нагру зка массой до 1 000 кг, на двух внешних – до 500 кг.
Первый полет самолет МиГ-29М выполнил 25 апреля I9S6 г. Сначала самолет был оснащен двигателями РД-33, затем на него поставили РД-33К.
Высоту фонаря кабины на МиГ-29М увеличили для улучшения летчику обзора вниз – вперед. Воздухозаборники двигателей снабжены решетками, по типу используемых в воздухозаборниках истребителей Су-27.
Па МиГ-29М был полностью изменен гаргрот, в котором разместили устройства отстрела ловушек.
МиГ-29М «изделие 9-15»
Еще одно внешнее отличие МиГ-29М – новый воздушный тормоз и два контейнера для тормозных парашютов, которые закрываются общим колпаком.
Пятый прототип самолета «9-15» с ракетами Х-31. Под установку антенны РЛС Н-010 был увеличен размер носового обтекателя.
Борт «301» – шестой и последний МиГ-29М. Под крылом подвешены ракеты Р-27, Р- 73, РВВ-АЕ и Х-31.
Один из первых МиГ-29 «изделие 9-13», сфотографированных ушлыми фотокорами за пределами СССР. В феврале 1990 г. несколько таких самолетов приземлились на польском аэродроме Чойни. Под крылом истребителя подвешены ракеты Р-60, Р-73 и Р-27.
МиГ-29 «изделие 9-13» с бортовым номером «01» на венгерской авиабазе Кечкемет, август 1990 г. На воздухозаборнике нарисован маленький знак «Гвардия».
МиГ-29 «изделие 9-13» с бортовым номером «26» голубого цвета на стоянке демонстрационной базы аэродрома Кубинка.
9 августа 1990 г. на летном поле венгерского аэродрома Кечкемет встретились истребители МиГ-29 «изделие 9-13» и американские F-16. Такая встреча произошла в Европе впервые со времени окончания Второй мировой войны.
Кроме того, исключены верхние воздухозаборники на корневых наплывах крыла, изменена форма передней кромки наплывов и каналов воздухозаборников двигателя, в каналах установлены убираемые решетки по типу используемых на истребителях Су-27, снижающие вероятность попадания в турбины посторонних частиц. В конце 1989 г. самолеты стали оснащаться двигателями РД-33К тягой по 53,90/86,25 кН (на первом прототипе стояли двигатели РД-33). За счет отказа от верхних воздухозаборников увеличен внутренний запас топлива до 6000-6250 л., то есть запас топлива во внутренних баках стал таким же, как у F/A-18 и больше, чем у Рафаля. По дальности и продолжительности полета МиГ-29М стал сопоставимым с Су-27. Специально для МиГ-29М были разработаны новые подвесные баки емкостью 2500 л, ранее на МиГ-29 использовались подвесные баки емкостью 1150 л.
Боекомплект к пушке ГШ-301 сокращен с 147 до 100 снарядов, что позволило увеличить емкость топливного бака, размещенного в левом наплыве крыла. По мнению Главного конструктора самолета Михаила Вальдеиберга, сокращение боекомплекта к пушке никак не отразилось на боевых возможностях истребителя: «Просто мы теперь реально представляем насколько точна и эффективна стрельба из пушки».
Самолеты МиГ-29М с бортовыми номерами «155» и «156» демонстрировались на различных авиашоу как МиГ-29МЭ и МиГ-33.
Демонстратор МиГ-29СЭ с бортовым номером «555» был модернизирован в вариант МиГ-29СМТ и получил новый бортовой номер «917». В гаргроте увеличенного размера размещены дополнительный запас топлива и электронное оборудование.
Самолет проектировался под двигатели РД-33К, разработанные для палубной модификации МиГ-29К, но на прототип были установлены двигатели РД-33.
Другим важнейшим нововведением стала аналоговая электродистанционная система управления, установленная вместо традиционной механической системы, которая применялась на прежних моделях МиГ-29, хотя на прототипе ЭДСУ была смонтирована только в канале тангажа. Использование ЭДСУ в комбинации с улучшением аэродинамики самолета позволило расширить область допустимых углов атаки с 30 до 35 градусов. Здесь необходимо отметить следующее: область допустимых углов атаки приводится по «фирменным» данным, в строевых полках максимально допустимый угол атаки устанавливается существенно ниже во избежание предпосылок к летным происшествиям, проще говоря – из-за перестраховки.
В состав системы управления оружием интегрирована РЛС Н-010 «Жук», способна одновременно сопровождать на проходе до десяти воздушных целей и наводить ракеты с полуактивной радиолокационной системой наведения на четыре из них. Дальность обнаружения целей у РЛС Н-010 на 25 % выше, чем у РЛС Н-019, кроме того РЛС Н-010 имеет режимы работы «по земле» (картографирования, масштабирования, синтезированной апертуры, «замораживания» изображения), позволяя применять высокоточное оружие класса воздух – поверхность. Вместо электронно-оптической системы АЭПрНК-29 установлен новый комплекс в составе телекамеры и лазерного дальномера – целеуказателя, обеспчеивающий использование управляемого оружие воздух – поверхность с лазерным и телевизионным наведением. Приборное оборудование кабины полностью обновлено. По современным стандартам оно представляется устаревшим, но следует учитывать время, в которое разрабатывался самолет и стремительный прогресс в области жидкокристаллических индикаторов. В середине 80-х годов о ЖК телевизорах народ вообще ничего не знал – из просто не существовало, а цветные ЖК индикаторы в кабинах боевых самолетов представлялись «последним писком» авиационной моды. В кабине МиГ-29М установлены два монохромных многофункциональных ЖК индикатора. С самолета возможно применение управляемого оружия класса воздух-поверхность.
Всего на опытно-экспериментальном заводе фирмы было построено шесть летных прототипов самолета «изделие 9-15» («151», «152», «153», предсерийные «154», «155», «156») и один планер для проведения статических испытаний на прочность. Первый полет на «изделии (-15-1» (бортовой номер «151») выполнил 25 апреля 1986 г. летчик-испытатель В.Е. Меницкий. Опытные самолеты были задействованы в различных программах летных испытаний системы управления оружием, системы управления, определения летных характеристик, отработки применения управляемого оружия класса воздух-поверхность.
МиГ-29СМТ «изделие 9-17»
Борт «405» – первый МиГ-29 со «стеклянной кабиной» и увеличенным гаргротом, однако воздушные тормоза остались старыми. Самолет выполнил первый полет 22 апреля 1998 г.
Первый МиГ-29СМТ в полностью штатной комплектации, дебют самолета состоялся в Фарнборо в 1998 г. Программа МиГ-29СМТ представляется довольно экономичным способом резко повысить боевой потенциал самолета.
Двигатели РД-33К отрабатывались на первом прототипе «изделия 9-13» (борт «16», заводской номер 1616), РЛС Н-010 – на летающей лаборатории Ту-134. Первый полет МиГ-29М с двигателями РД-33К был выполнен 26 сентября 1987 г. (борт «152»).
Программа разработки и испытания самолета МиГ-29М была закрыта, когда самолет уже почти завершил Государственные испытания. В условиях обвального недофинансирования приоритет был отдан развитию линии Су-27, как утверждают злые языки тут не обошлось без интриг со стороны фирмы Су… Между тем огромный интерес к закупке истребителей МиГ-29М проявляли инозаказчики, в частности в 1993 г. был подписан меморандум о взаимопонимании с Индией, где оговаривалась поставка ВВС Индии 30 самолетов МиГ-29М. В конечном итоге, Индия закупила самолеты Су-30.
Есть информация, что не удалось в полной мере решить сложнейшую технологическую проблему сварки изделий из алюминийлитивеых сплавов. В начале 2000-х годов на фирме велись работы по «переведу» сварной конструкции МиГ-29М в клепанную.
Миг-29, С, СД
МиГ-29, С, М, К
Внешние подвески
Приборная доска истребителя МиГ-29 ВВС ГДР
Приборная доска истребителя МиГ-29 советских ВВС
Приборная доска истребителя МиГ-29СЭ
Приборная доска истребителя МиГ-29М бортовой номер «155»
Приборная доска истребителя МиГ-29М бортовой номер «156»
Приборная доска истребителя МиГ -29К бортовой номер «312»
Козырек фонаря кабины истребителя МиГ-29, вид справа
Козырек фонаря кабины истребителя МиГ-29, вид спереди
Фонарь кабины истребителя МиГ-29
Фонарь кабины учебно-боевого самолета МиГ-29УБ с раскрытой шторкой, предназначенной для тренировок в полетах по приборам
Фонарь кабины учебно-боевого самолета МиГ-29УБ
Перископ второй кабины учебно-боевого самолета МиГ-29УБ, вид снаружи и вид изнутри
Катапультируемое кресло К-36ДМ
Передняя двухколесная опора шасси первого прототипа
Передняя двухколесная опора шасси истребителя МиГ-29
Передняя двухколесная опора шасси истребителя МиГ-29К
Передняя двухколесная опора шасси учебно-тренировочного истребителя МиГ- 29УБ, вид справа
Передняя двухколесная опора шасси истребителя МиГ-29, вид спереди
Передняя двухколесная опора шасси истребителя МиГ-29, вид сзади
Стойка передней опоры шасси учебно-тренировочного истребителя МиГ-29УБ, вид справа
Ниша передней опоры шасси учебно-тренировочного истребителя МиГ- 29УБ
Стойка передней опоры шасси истребителя МиГ-29, вид слева снизу
Верхняя часть стойки передней опоры шасси учебно-тренировочного истребителя МиГ-29УБ, вид слева
Верхняя часть левой основной опоры шасси, вид слева снизу
Ниша передней опоры шасси истребителя МиГ-29
Верхняя часть правой основной опоры шасси
Вид сбоку на верхнюю часть левой основной опоры шасси
Левая основная опора шасси учебнотренировочного истребителя МиГ-29УБ
Ниша правой основной опоры шасси, вид от носовой части са.иолета
Узел крепления тяги уборки/выпуска к стойке правой основной опоры шасси
Ниши колеси правой основной опоры шасси
Гидропривод уборки/выпуска створки ниши правой основной опоры шасси, внизу хорошо виден узел крепления к створке ниши посадочной фары
Ниша колеса правой основной опоры шасси, вид от носовой части самолета
Сообщалось о разработке на базе МиГ- 29М учебно-тренировочной спарки МиГ- 29УБМ и штурмовика МиГ-29Ш.
Из книги Техника и вооружение 2006 02 автораРакета К-8М (Р-8М, «изделие 24-2») С учетом положительных результатов испытаний ракеты К-8 ее усовершенствованный вариант под наименованием К-8М планировался для вооружения одного из вариантов перехватчика Т-3, создаваемого в ОКБ-51 П.О. Сухого в соответствии с постановлением
Из книги Техника и вооружение 2006 10 автора Журнал «Техника и вооружение» Из книги МиГ-29 автора Иванов С. В.Ракета К-24 (Р-24Р, «изделие 140»; Р-24Т, «изделие 160») В ходе отработки ракеты К-23 определись перспективы существенного повышения дальности пусков за счет применения более совершенной схемы полетного функционирования системы наведения. Как уже отмечалась, на К-23 была
Из книги автораРакета К-25 («изделие 370») Предыстория разработки этой ракеты почти повторяет события, приведшие к созданию ракеты К-13. Вновь в ходе локальной войны на Дальнем Востоке трофейный образец современной американской техники в относительно сохранном состоянии достался
Из книги автораРакета К-27 (Р-27, «изделие 470») К началу 1970-х гг. как в США, так и в СССР осуществлялись программы создания истребителей четвертого поколения. На этапе выпуска аванпроекта по будущему МиГ-29 в качестве основного вооружения перспективных истребителей рассматривались ракеты,
Из книги автораРакета Г-300 («изделие 210» и «211») Работы по первому отечественному зенитному ракетному комплексу, позднее получившему наименование С-25, развернулись по постановлению от 9 августа 1950 г. и осуществлялись под неустанным вниманием со стороны высшего государственного
Из книги автораРакета К-15 («изделие 275», «278» и «280») С.А. Лавочкин был подготовлен к внедрению на истребители ракетного оружия более, чем другие советские авиаконструкторы. На протяжении нескольких предшествующих лет он руководил созданием ЗУР для первого отечественного комплекса
Из книги автораРакета К-80 (Р-4, «изделие 36») После начала претворения в жизнь самых «пожарных мер» по усилению ПВО страны, инициированных в 1956–1957 гг. первыми безнаказанными пролетами U-2, у Заказчика сформировалась достаточно упорядоченная общая концепция перспективной ПВО, которая
Из книги автораРакета К-80М (Р-4М, «изделие 36М») С момента появления К-80 изменилась тактика действий авиации вероятного противника, которая прорывалась к цели на малых высотах. Исходя из этого постановлением от 26 декабря 1968 г. была задана разработка модернизированного варианта комплекса,
Из книги автораРакета К-44 («изделие 48») В 1965–1966 гг. был подготовлен аванпроект высотной ракеты К-44 с газодинамическими органами управления. В дальнейшем эти работы были приостановлены, так как задача поражения особо высотных целей успешно решалась перехватчиками МиГ-25 с ракетами
Из книги автораРакета К-60 («изделие 711») В начале 1960-х гг. проектировалась ракета К-60 («изделие 711») для вооружения перехватчика Ту-138 (варианта Ту-128) с РЛС «Смерч-А». Спустя несколько лет обозначение К-60 было вновь использовано применительно к малогабаритной ракете, предназначенной для
Из книги автора«Изделие 10Х» Напомним, что В Н. Челомей, будучи блестящим молодым ученым-механиком, работавшим в области теории колебаний, еще в довоенные годы взялся за решение сложных проблем, связанных с созданием пульсирующего воздушно-реактивного двигателя Как известно, именно
Из книги автораМиГ-29М («изделие 9-14») Недостатки первых МиГ-29 быстро стали очевидными прежде всего – неудовлетворительная продолжительность полета и отсутствие в ассортименте боевой нагрузки высокоточного оружия класса воздух- поверхность. Устранить данные недостатки, не выходя за
Из книги автораМиГ-29М («изделие 9-15») Самолет «изделие 9-15» представляет собой второе поколение в семействе МиГ- 29, от более ранних машин он отличается во многих отношениях. Самолет с точки зрения технологии представляет собой революционную конструкцию. Едва ли не в первые в мире была
Из книги автораМиГ-29Э («изделие 9-16») В 1986 г. самолет «изделие 9-13» (борт «16») был доработан в вариант «изделие 9- 16» или МиГ-29Э (в данном случае буква «Э» обозначает «экспериментальный», а не экспортный). Самолет предназначался для отработки двигателей с изменяемым вектором тяги. Испытания
Из книги автораМиГ-29К («изделие 9-31») МиГ-29К стал первым самолетом авианосного базирования, спроектированным в ОКБ Микояна. Фактически МиГ-29К представляет собой адаптированный под палубное базирование МиГ-29М. Полномасштабное проектирование самолета началось в 1985 г., на год раньше