С апреля 2016 года работодателям придется ежемесячно сообщать в ПФР сведения по каждому физическому лицу, на выплаты и вознаграждения которому начисляются страховые взносы. Что входит в состав сведений, передаваемых работодателем? Какими способами должны передаваться? Установлены ли санкции за неисполнение указанной обязанности? Ответы на эти и другие вопросы - в данном материале.
Ежемесячная отчетность в ПФР введена Законом № 385-ФЗ . Он дополнил Закон № 27-ФЗ новыми положениями, установив сроки и порядок представления обозначенного отчета, а также меры ответственности за невыполнение страхователями новых требований. Поясним: появление новой отчетности в ПФР с 2016 года обусловлено изменениями пенсионного законодательства, а точнее, необходимостью для установления работающих пенсионеров (в том числе тех, с кем заключены гражданско-правовые договоры).
Дело в том, что с 1 февраля 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета плановых индексаций стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ
).
С 1 апреля работодателю придется в дополнение к квартальному отчету по форме РСВ-1 ПФР ежемесячно подавать следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым также начисляются страховые взносы (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ):
Отметим: по смыслу п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения в ПФР работодателю необходимо подавать на всех работников, независимо от их возраста и наличия у них права на пенсию.
Кстати, ФИО и СНИЛС работников указываются также в подразд. 6.1 разд. 6 расчета РСВ-1 (утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п).
Представлять ежемесячный отчет нужно в подразделения ПФР по месту регистрации страхователя.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ обозначенные сведения о работниках нужно подавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем . Первый раз отчет должен быть подан за апрель, то есть не позднее 10 мая 2016 года (ст. 9 Закона № 385-ФЗ). Но если срок сдачи отчета попадает на выходной или праздничный день, то переносится на ближайший рабочий день. Соответственно, сроки сдачи ежемесячной отчетности в ПФР в 2016 году составят (см. таблицу):
Отчетный период |
Срок сдачи отчета |
---|---|
За апрель |
|
За май |
|
За июнь |
|
За июль |
|
За август |
|
За сентябрь |
|
За октябрь |
|
За ноябрь |
|
За декабрь |
(если этот день не будет выходным) |
Каких-либо особенностей сдачи ежемесячной отчетности в ПФР Закон № 385-ФЗ не предусматривает. Значит, этот отчет должен подаваться в подразделения ПФР по общим правилам представления сведений о застрахованных лицах, установленным ст. 8 Закона № 27-ФЗ. Они показаны на схеме (см. стр.).
На момент подготовки данного материала электронная форма нового ежемесячного отчета в ПФР и формат ее сдачи через Интернет не были утверждена. Вероятно, соответствующий ведомственный приказ появится позднее.
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо. Словом, любое опоздание (даже незначительное - например, на 1 день) с отчетностью может обернуться для страхователя серьезными финансовыми потерями. К примеру, за опоздание при подаче сведений о 40 застрахованных лиц размер штрафа составит 20 000 руб. (40 чел. х 500 руб.).
Взыскиваться данный штраф будет в порядке, предусмотренном ст. 19 и 20 Закона № 212-ФЗ
, то есть за счет средств на счетах страхователя или иного его имущества.
Есть нюанс, на который следует обратить внимание. В настоящее время из Закона № 212-ФЗ (в частности, из пп. 4 п. 6 ст. 39) исключены положения о смягчающих обстоятельствах, уменьшающих штраф. Но КС РФ Постановлением от 19.01.2016 № 2-П признал, что поправки, внесенные в названную норму Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ, противоречат Конституции РФ. Поэтому теперь законодатель обязан предусмотреть порядок уменьшения размера штрафа и определить, какие органы могут его снижать. Также должны быть закреплены условия для снижения, правила учета отягчающих и смягчающих обстоятельств и минимальная величина назначенной меры ответственности. До тех пор, пока не сделаны эти поправки, снизить размер санкции страхователь сможет лишь в судебном порядке и в исключительных случаях.
Казалось бы, составление ежемесячной отчетности в ПФР и сбор сведений о застрахованных лицах - не очень трудоемкая для страхователя обязанность. Вместе с тем с учетом цели этого новшества для работодателей, у которых отсутствуют работающие пенсионеры, данный документ, по сути, является лишней формой отчетности. Тем не менее, раз обязанность по подаче сведений в ПФР о работниках введена - нужно исполнять.
В то же время положения ст. 17 Закона № 27-ФЗ (в ред. Закона № 385-ФЗ) не предусматривают ответственность страхователя за отказ предоставить сведения о застрахованных лицах. Формулировка ч. 4 гласит, что санкция применяется, если сведения представлены с опозданием или с ошибками . Получается, что если страхователь не представит сведения в ПФР о работниках вовсе, он не будет оштрафован. Ведь величина штрафа зависит от количества работников, соответственно, если сведения в ПФР по ним не представлены, нет и штрафа. Не подпадает указанное деяние и под ответственность, установленную ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. В ней тоже говорится о непредставлении в установленные сроки сведений и размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении от суммы страховых взносов, начисленной к уплате.
И это далеко не единственный нерешенный вопрос по поводу анализируемого вида отчетности.
Напомним, что дословно перечень лиц, о которых подаются сведения, в п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ охарактеризован так: о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы). Согласитесь, довольно обтекаемая формулировка.
Например, что значит «каждый работающий»? На наш взгляд, под эту категорию подпадают абсолютно все лица, состоящие в трудовых отношениях со страхователем, в том числе работники, которым в отчетном месяце не начислялись и не производились никакие выплаты (то есть лица, которые находятся в отпуске без сохранения заработной платы или в отпуске по уходу за детьми). Но нужна ли самому ПФР информация о лицах, не получавших выплат, включаемых в базу для обложения страховыми взносами?
Неясности возникают и в отношении второй категории лиц. Например, как правильно подать сведения в ПФР о лице, с которым заключен гражданско-правовой договор на несколько месяцев, а выплата вознаграждения по нему предусмотрена по окончании его действия? Формально сведения по такому лицу должны подаваться за каждый месяц действия договора. И снова все тот же вопрос - зачем?
Очевидно, эти и другие вопросы в скором времени будут разъяснены специалистами ПФР, а до тех пор придется включать в ежемесячный отчет сведения абсолютно обо всех лицах, с кем заключены трудовые или гражданско-правовые договоры.
Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Т. М. Медведева
,
эксперт журнала
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», №3, март, 2016 г.
Президент РФ подписал федеральный закон от 29.12.15 № 385-ФЗ (далее — Закон № 385-ФЗ), который вводит для работодателей новую отчетность в Пенсионный фонд. Начиная с апреля 2016 года, страхователям придется ежемесячно сообщать в фонд сведения по каждому физическому лицу, на выплаты и вознаграждения которому начисляются страховые взносы. Что входит в состав нового отчета? Каким способом его нужно сдавать? Для чего Пенсионному фонду нужны ежемесячные сведения о работниках? Как нововведения отразятся на индивидуальных предпринимателях? Давайте разбираться.
Материалы по теме
С 2016 года изменятся сроки уплаты взносов «на травматизм»
Тарифы страховых взносов «на травматизм» в 2016 году останутся без изменений
В столичном ПФР разъяснили, нужно ли начислять страховые взносы на выплаты высококвалифицированному специалисту из страны ЕАЭС, временно пребывающему в России
Комментируемый закон внес изменения в несколько федеральных законов. В частности, в Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) и в Федеральный закон от 28.12.13 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ). Поправками к Закону № 27-ФЗ новый вид отчетности, сроки и порядок ее представления, а также страхователей за невыполнение новых требований. А изменения, внесенные в Закон № 400-ФЗ, позволяют понять, зачем законодатели обязали работодателей подавать в ПФР ежемесячные отчеты.
Новую отчетность должны представлять страхователи (организации и индивидуальные предприниматели) в отношении всех работающих у них застрахованных лиц. Сообщать сведения нужно, в том числе и на тех физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, если с вознаграждений по таким договорам уплачиваются страховые взносы в ПФР (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).
Представлять отчетность необходимо в подразделение Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя (п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).
На каждого работника нужно ежемесячно передавать следующие сведения:
Заметим, что ФИО и СНИЛС работников указываются также в подразделе 6.1 раздела 6 РСВ-1 (см. «Новая форма РСВ-1: особенности заполнения и представления расчета за первое полугодие 2015 года»). Однако с апреля 2016 года эти сведения, а также ИНН сотрудников потребуется сообщать дополнительно. Пенсионный фонд должен разработать форму нового ежемесячного отчета, а также формат для
Отметим также, что в комментируемом Законе № 385-ФЗ не разъясняются некоторые которые могут возникнуть при составлении нового отчета. В частности, нужно ли подавать сведения на работников, которым в отчетном месяце не начислялись страховые взносы (например, если работник находился в длительном отпуске без сохранения заработной платы или в отпуске по уходу за ребенком)? Следует ли сдавать «пустую» ежемесячную отчетность, если в компании числится только один (он же единственный учредитель), с которым не заключен трудовой договор? Если вознаграждение работнику по гражданско-правовому договору, заключенному на длительный срок, выплачиваются не каждый месяц, то как часто нужно подавать сведения: только за месяц выплаты или за каждый месяц действия договора? Как поступить, если у работника нет ИНН? Возможно, ответы на эти и другие вопросы появятся в порядке заполнения нового отчета и официальных разъяснениях к нему.
Сведения на работников нужно сдавать не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Первый раз предстоит отчитаться за апрель 2016 года (ст. 9 комментируемого Закона № 385-ФЗ). Ниже в таблице приведены сроки за отчетные месяцы 2016 года.
Отчетный месяц |
Срок представления отчета |
---|---|
Сентябрь |
|
* Если срок сдачи отчетности выпадает на нерабочий день, то этот срок переносится на ближайший рабочий день.
Если сведения за предшествующий месяц представляются на 25 и более работающих застрахованных лиц (включая тех работников, с которыми гражданско-правового характера), то страхователь должен сдать отчет в виде электронного документа, подписанного Если же сведения подаются менее чем на 25 человек, то отчитаться можно «на бумаге» (абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ).
Штраф за непредставление ежемесячной отчетности в установленный срок составит 500 рублей. Эту сумму придется заплатить за каждого работника, о котором не сообщены сведения (ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Таким образом, любое опоздание с отчетностью может повлечь для страхователя серьезные санкции. Так, если отчет будет сдан позже срока хотя бы на один день, а у страхователя работает 50 человек, то размер штрафа составит 25 000 рублей (50 чел. × 500 руб.).
Также штрафом в 500 рублей будет наказываться представление неполных и (или) недостоверных сведений в отношении каждого работника (ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).
Проверяющие из ПФР будут взыскивать новые штрафы в порядке, аналогичном тому, который прописан в статьях 19 и 20 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ о страховых взносах (ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). То есть в случае невыполнения страхователем требования об уплате штрафа чиновники смогут принять решение о взыскании задолженности за счет средств на его счетах или иного имущества.
У бухгалтеров может возникнуть резонный вопрос о том, зачем ПФР решил ежемесячно собирать персонифицированные сведения о работниках, учитывая, что данная информация (кроме ИНН) сдается в составе ежеквартального отчета РСВ-1. Чтобы пояснить этот вопрос, вспомним действующий порядок расчета страховой пенсии по старости.
В общем случае страховую пенсию можно определить по следующей условной формуле (ст. 15, 16 Закона № 400-ФЗ):
Сумма пенсии = ПБ х С + ФВ
ПБ
— сумма всех пенсионных баллов (в законе применяется термин «индивидуальный пенсионный коэффициент»);
С
— стоимость одного пенсионного балла на день назначения пенсии;
ФВ
— фиксированная выплата.
Стоимость пенсионного балла пересматривается дважды в год. На 1 февраля этот показатель индексируется на уровень инфляции за прошедший год, а с 1 апреля устанавливается законом о бюджете ПФР на очередной год (п. 21 и 22 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). С 1 февраля 2016 года стоимость пенсионного балла будет увеличена на коэффициент 1,04 (п. 1 ст. 5 комментируемого Закона № 385-ФЗ).
Что касается фиксированной выплаты к страховой пенсии, то она также ежегодно увеличивается с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (п. 6 ст. 16 Закона № 400-ФЗ). С 1 февраля 2016 года коэффициент индексации фиксированной выплаты составит 1,04 (п. 1 ст. 6 комментируемого Закона № 385-ФЗ). Кроме этого, правительство РФ вправе принять решение о дополнительной индексации размера фиксированной выплаты с 1 апреля (п. 7 ст. 16 Закона № 400-ФЗ). Подробнее о составе страховой пенсии см. «Пенсия 2015: сколько получится заработать «на старость».
С февраля 2016 года работающие пенсионеры (в том числе те, кто оформлен по гражданско-правовым договорам) будут получать страховую пенсию без учета плановых индексаций стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Об этом сказано в новой статье 26.1 Закона № 400-ФЗ. Именно факт работы пенсионера сотрудники ПФР планируют отслеживать на основании ежемесячной отчетности, которую страхователи будут сдавать с апреля 2016 года. При этом, как следует из комментируемого закона, сведения придется представлять на всех работников, независимо от их возраста и наличия у них права на пенсию.
Заметим, что «заморозка» плановых индексаций не отменяет для работающих пенсионеров возможности увеличения страховых пенсий с 1 августа исходя из заработных за 2015 год пенсионных баллов (п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ). То есть «замораживается» только индексация, которая проводится государством и которая не связана с тем, сколько баллов «заработал» пенсионер за прошедший год (подробнее об индексации пенсий см. «О стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (блог Татьяны Бандюк)»).
Велика вероятность, что работники будут обращаться к бухгалтерам с просьбой помочь разобраться с новшествами, которые связаны с отменой индексации страховых пенсий. Рассмотрим некоторые моменты, о которых имеет смысл рассказать сотрудникам.
Законодатели предусмотрели, что с февраля 2016 года плановая индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней будет распространяться только на тех пенсионеров, которые по состоянию на 30 сентября 2015 года не осуществляли трудовую деятельность (не работали на основании договоров гражданско-правового характера). Факт работы пенсионера по состоянию на 30 сентября 2015 года специалисты ПФР установят на основании персонифицированных сведений, которые содержатся в расчете РСВ-1 за 9 месяцев 2015 года.
В случае прекращения работы в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер может сам уведомить об этом факте ПФР. Для этого нужно подать в подразделение фонда заявление и документы, подтверждающие окончание трудовой деятельности (например, копию с записью об увольнении). С первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер уведомит ПФР о прекращении работы, фонд начнет выплачивать ему страховую пенсию с учетом индексации (п. 3 ст. 7 комментируемого Закона № 385-ФЗ). Форма указанного заявления размещена на сайте ПФР.
Заметим, что подтвердить завершение трудовых или гражданско-правовых отношений в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер может не позднее 31 мая 2016 года (п. 2 ст. 7 комментируемого Закона № 385-ФЗ). Если пенсионер прекратит работу в апреле 2016 года и позднее, то ему уже не придется сообщать об этом в ПФР, поскольку всю необходимую информацию сотрудники фонда будут определять на основании ежемесячных данных, представленных страхователями. Если из отчетности страхователя будет следовать, что пенсионер уволился, то решение о назначении пенсии с учетом индексации будет вынесено в месяце, следующем за месяцем подачи отчетности (п. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ), а выплата пенсии в новом размере начнется со следующего месяца (п. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ). Если в дальнейшем пенсионер вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет (п. 8 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).
На сайте ПФР сообщается, что если пенсионер относится к категории самозанятого населения, то есть является ИП, нотариусом, адвокатом и т п., то такой пенсионер будет считаться работающим, если он состоит на учете в ПФР на 31 декабря 2015 года.
Елена Кулакова, эксперт «Контур.Отчет ПФ» (на форуме «Бухгалтерии Онлайн» пишет под ником KEGa) полагает, что чиновники ПФР могли приравнять ИП, которые получают пенсию, к работающим пенсионерам на основании нормы статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ. В пункте 1 этой статьи сказано, что индексация не полагается пенсионерам, осуществляющим не только работу, но и «иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». А в пункте 1 статьи 7 комментируемого Закона № 385-ФЗ отмечается, что факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в ПФР.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, Таким образом, можно сделать вывод, что плановая индексация страховых пенсий «замораживается» для всех предпринимателей-пенсионеров, которые будут зарегистрированы в ПФР в качестве страхователей на 31 декабря 2015 года. Отметим также, что хотя в сообщении на сайте ПФР предприниматели упомянуты только как самозанятое население (наравне с адвокатами, нотариусами и др.) это не означает, что запрет на индексацию страховой пенсии касается только ИП-пенсионеров, у которых нет наемных работников. Предприниматели-пенсионеры, которые являются работодателями, тоже лишаются такой индексации. Сам на себя ИП (с работниками или без) не должен подавать ежемесячные сведения в Пенсионный фонд.
Заметим, что если ИП-пенсионер состоит на учете в Пенсионном фонде, но при этом не ведет предпринимательскую деятельность и не получает от нее никакой доход, то он все равно не сможет рассчитывать на индексацию страховой пенсии. Право на индексацию возникнет только после того, как предприниматель будет снят с учета в ПФР (напомним, что фонд снимает ИП с учета после того, как он лишится этого статуса и в появляется запись об этом). При этом подавать заявление о прекращении деятельности по форме, размещенной на сайте фонда, скорее всего, не надо. Однако однозначно утверждать этого пока нельзя.
Уже с 01.04.2016 г. введена в работу ежемесячная отчетная документация для Пенсионного фонда. Она является обязательной для всех российских работодателей (к таковым относятся и юрлица, и ИП) - ФЗ, закон №385 от 29.12.2015 г.
25.01.2016Что собой представляет форма ежемесячного отчета в 2016 году для ПФР?
Данную отчетность разработали квалифицированные специалисты ПФР. Эти документы включают в себя информацию о каждом застрахованном рабочем, сюда относятся и те, что должны работать на основании заключенных гражданско-правовых договоров. Обязательно должны указываться такие данные:
В текущем году в статью №1 (ФЗ, закон №27 от 01.04.1996 г.), в которой идет речь об персонифицированном систематизированном учете всех граждан, задействованных в обязательном пенсионном страховании внесен ряд изменений. Такие нововведения касаются, в первую очередь, отчетных периодов. К таким периодам относится отчетное время, за которое страхователь должен предоставит в местное отделение ПФР все необходимые данные о тех лицах, что прошли процедуру страхования в персонифицированной системе учета нашего государства.
Таким образом, с 01.04 этого года к таким периодам для сдачи отчетности относится каждый месяц (ранее эти отчеты сдавали за первый квартал, полгода, девять месяцев и за весь календарный год). К тому же на данный момент личные сведения, такие как ФИО и СНИЛС, должны подаваться согласно форме РСВ-1 (раздел №6.1, подраздел 6.1).
Бланк формы документальной отчетности СЗВ-М, сдаваемой каждый месяц
Форма документа, который сдается каждый месяц в местное отделение ПФР, носит название «СЗВ-М». Именно в этот бланк работодателям следует вносить все требуемые сведения о рабочих в 2016 году.
Сроки сдачи документации, которая должна сдаваться каждый месяц в ПФР
Как уже говорилось выше, с апреля уже действует закон о ежемесячной сдаче работодателями отчетной документации в местное отделение ПФР. Квалифицированные специалисты произвели подсчеты сроков всех отчетных периодов, приходящихся на этот год (с учетом нерабочих дней и их переноса на следующий рабочий):
Следует помнить, что отчетная документация за каждый отдельно взятый месяц подается работодателями в местное отделение ПФР в электронном виде, если среднесписочная численность рабочих составляет больше 25 (за 2015 год).
Предусмотренные штрафы в 2016 году за задержку сдачи отчетной документации (ежемесячной) в ПФР
За несвоевременную подачу отчетной документации (ежемесячной) в местное отделение ПФР в 2016 году предусмотрено наказание в виде денежного штрафа, выплачиваемого работодателем - 500 рублей (за каждого рабочего). Такое же наказание предусмотрено и за подачу неверных данных. Данные штрафные санкции выписываются работодателям непосредственно в местном управлении ПФР.