Любой вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении требует тщательного распределения содержания по временным отрезкам. Этот принцип организации учебно-воспитательного процесса реализуется с помощью разных видов планирования, в том числе ежедневного плана занятий. Его составление, обладая стандартной структурой, требует соотнесения способов решения образовательных задач с психолого-педагогическими особенностями конкретной возрастной группы. Остановимся на тонкостях написания ежедневного плана для старшей группы (дети 5–6 лет).
Для того чтобы понять суть процесса составления ежедневного плана, необходимо прояснить содержание понятия планирования учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в целом. Назначение планирования заключается в педагогическом моделировании приёмов взаимодействия с детьми.
Без планирования невозможно организовать эффективное взаимодействие с детьми
При составлении планирования в детском саду педагоги руководствуются требованиями, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
В зависимости от масштаба целей и задач, которые реализуются в образовательном процессе, есть несколько видов планов.
Последний вид плана является самым подробным, поэтому на тонкостях его составления остановимся детальнее.
Это интересно. Любой вид плана может быть представлен в варианте развёрнутого, то есть с описанием целей и задач по каждому конкретному виду деятельности. И всё же определение «развёрнутый» чаще всего относят к ежедневному.
Ежедневное планирование помогает увидеть целостную картину образовательного процесса в конкретный день
Ежедневный план образовательной деятельности в ДОУ - это заблаговременное определение последовательности практического воплощения образовательной программы в определённый день, а также перечень условий, средств для работы и форм, методов взаимодействия педагогического состава с детьми и их родителями.
Ежедневный календарно-тематический план нужен для:
Как мы видим, миссия составления ежедневного плана едина для всех групп детского сада. Однако задачи для её осуществления определяются возрастом детей. Для старшей группы это:
ФГОС определяет основные принципы составления плана.
Ежедневный план включает описание приёмов взаимодействия с детьми не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и при выполнении режимных моментов
В работе с дошкольниками педагог использует четыре группы методических приёмов, отображая суть и целесообразность применения каждого из них в ежедневном плане.
Для старших дошкольников слово играет важную роль в формировании их речевого образа, отработке умения выстраивать логичные монологические высказывания и уместные реплики диалога. Всё это достигается благодаря восприятию языкового образца, которым и выступают взрослые.
В какой бы вид деятельности ребята ни включались, все этапы работы им необходимо детально описать. Причём даже если речь идёт о повторении (например, гимнастики в стихах для физкультпаузы), порядок выполнения действий нужно вкратце напомнить. В старшей группе активно вводится практика объяснения последовательности выполнения какого-либо задания самими детьми. К примеру, если ребятам предстоит клеить аппликацию из заготовок геометрических форм, объяснить ход выполнения задания может ребёнок, который хорошо помнит название геометрических фигур.
В старшей группе можно даже объяснения выстраивать в форме беседы. В этом случае дети по наводящим вопросам взрослого составляют алгоритм действий (например, о правилах полива цветов в группе).
Кроме того, после работы над любым литературным произведением необходимо организовывать беседу по вопросам. Так, после изучения стихотворения Е.Серовой «Ландыш» я предлагаю своим воспитанникам ответить на такие вопросы:
Это интересно. Вопросы по содержанию произведения нужно подбирать не только репродуктивного, но и проблемного характера, чтобы приучать малышей размышлять, анализировать и делать выводы.
Традиционно эти словесные приёмы являются отличными способами мотивировать ребят на работу. Прежде всего, рифмованные строки отвлекают детей от того вида деятельности, которым они заняты в данный момент, а также объединяют воспитанников общим делом: разгадыванием загадок или прослушиванием стихотворения. Причём загадки ещё и пробуждают в малышах здоровое чувство азарта: дать ответ быстрее товарищей. Всё это позволяет включить детей в работу и актуализировать их опорные знания.
В своей практике при изучении темы «Человеческий организм» на занятиях по ознакомлению с окружающим миром я предлагаю ребятам такие загадки:
Разгадывание загадок пробуждает в детях здоровый азарт, что мотивирует на дальнейшую работу
Стихотворными строками удобно предварять выполнение режимных моментов. Я использую их, например, в качестве подготовки к гигиеническим процедурам:
Занимательные истории, сочинённые, что называется, на ходу, удачно вписываются и в этап введения в тему, и для закрепления материала, например, в качестве основы для беседы. Например, при изучении темы «Подводный мир» я выстраиваю структуру занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Подводный мир» на сюжете сказки «Как Золотая Рыбка спасла море». «В одном море жила весёлая Золотая Рыбка. У неё было много друзей, но чаще всего она играла с Черепахой и Крабом. И вот однажды их любимое море накрыла тень. Рыбка не знала, что делать, побежала к Крабу - он был самым умным обитателем моря. И Краб объяснил, что по их морю проходил нефтяной танкер, и часть нефти вылилась на воду. Но нефть, хоть и важный продукт, на воде воздаёт плёнку, которая не пропускает воздух, а значит, скоро обитатели глубин погибнут, так как не смогут дышать. Помочь могут только бактерии из розовых раковин, живущих на другом краю моря. Тогда решила Рыбка, что она должна доплыть до раковин и спасти своё море. С большим трудом отыскала она эти раковины, дотащила их до нефтяного пятна. Друзья её к этому моменту уже начали задыхаться. Бактерии из розовых раковин быстро съели противное пятно, и все обитатели моря снова смогли нормально дышать».
После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:
Используя этот словесный приём важно помнить, что:
В старшей группе многие дети уже умеют читать, поэтому для развития их самостоятельности на занятиях стоит вводить приём зачитывания коротких заметок по теме. К тому же это будет мотивировать остальных ребят освоить столь важный «взрослый» навык.
Отрывки для чтения не должны быть слишком длинными
Этот приём работы с детьми может применяться как:
В старшем дошкольном возрасте особенно актуальными являются скороговорки на:
Восприятие мира через зрительный канал является ведущим для детей 5–6 лет. Поэтому без наглядности в работе с малышами не обойтись.
https://youtube.com/watch?v=hB6x93Yh3xA Video can’t be loaded: ЗАРЯДКА.Муравей / Бабочка / Червячок / Жук / Стрекоза) (https://youtube.com/watch?v=hB6x93Yh3xA)
Эти способы взаимодействия с детьми вводятся для:
Практическое осмысление материала может быть в формате:
Любой из этих видов работы может быть представлен в форме проекта. К примеру, со своими воспитанниками и их родителями мы готовим поделки на тему «Загадочный космос», защищая который ребятам предстоит рассказать, что и почему они решили взять за основу.
При выполнении творческих заданий дети быстрее запоминают материал
Этот практический приём активно используется в работе со старшей группой, так как позволяет приобщать малышей к эвристическому способу получения знаний: ребята сами добывают полезную информацию, а педагог лишь помогает её систематизировать и обобщить. Кроме того, наблюдение может применяться для организации детей на прогулке.
Тема | Цель | Суть |
Наблюдение за транспортом |
|
Дети наблюдают за движением общественного транспорта, порядком действий водителя на остановках. А также обсуждают назначение общественного транспорта. |
Наблюдение за одуванчиком |
|
Дети в ходе проработки стихотворений, песен знакомятся с основными характеристиками одуванчиков. Учатся правильно срывать цветы и травы. |
Наблюдение за муравьём |
|
Дети наблюдают и комментируют друг с другом особенности поведения муравьёв. Примечание: эту тему можно осмыслить ещё одним наглядным приёмом - созданием рисунков «Муравей - труженик леса». |
Наблюдение в старшей группе - это один из приоритетных вариантов организации прогулки
Ежедневный план обязательно включает все виды игр, практикуемые в ДОУ.
Такие игры применяются для:
Дидактические игры согласно ежедневному планированию могут быть:
Вид | Название | Цели | Материал, суть |
Игры, ориентированные на содержание | |||
Логическая | «Куриное семейство» |
|
Дети получают шаблоны с изображением животных семейств (кур, свиней) и вырезанные геометрические фигуры разных размеров. Задача малышей разложить фигуры на контуры животных, подбирая под размер «члена семейства» (к примеру, большая свинья - большой овал, маленький поросёнок - маленький овал и т.д.). |
Словесная | «Кто где живёт» |
|
Педагог бросает мяч и задаёт вопрос по очереди каждому из стоящих в кругу детей. Ребёнок ловит мяч, отвечая на вопрос, а затем возвращает мячик. Например, «Кто живёт в норе?» -Лиса. «Кто живёт в логове?» -Волк. |
Сенсорная | «Назови по частям» | Отрабатывать навык составлять изображением из частей и наоборот, раскладывать целое на части. | Дети складывают картинки из отдельных деталей (например, колёса, кузов, кабина - грузовик). После чего рассказывают о назначении каждого элемента. |
Музыкальная | «Что звучит» |
|
Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают, что звучит. |
Игры, ориентированные на материал | |||
Настольно-печатная | «Сказки» | Учить определять последовательность сюжета по картинкам. | Дети получают наборы карточек с изображением сюжетных картин изученных сказок. Задача: разложить иллюстрации в правильной последовательности. |
Игра с предметами | Это игры с природными материалами. Например, посчитать количество каштанов в мисочках и сравнить, в какой меньше, в какой больше. | ||
Интерактивная | Игры с применением компьютерных технологий. Например, «Секреты леса»: дети высаживают деревья, предварительно соотнеся набор саженцев с теми растениями, которые указаны в задании. |
С помощью игр этой группы педагог не только решает задачи осуществления здоровьесберегающих методов работы, но и не позволяет детям заскучать, то есть уйти в пассивное состояние. Как правило, подвижные игры - прерогатива занятий на прогулке.
Отрабатываемый навык/умение | Название игры | Цели | Ход игры |
Бег в разных направлениях, прыжки | «Хитрая лиса» |
|
Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга с завязанными глазами. Педагог дотрагивается до спины одного из участников, назначая таким образом лису. Дети снимают повязки и трижды спрашивают, кто лиса. Лиса не должна себя выдать. Затем лиса выходит в центр, дети разбегаются, а она их ловит. |
Пространственное ориентирование | «Совушка» |
|
Дети-«мыши» бегают по площадке. По сигналу «ночь» замирают в той позе, в которой сигнал их застал. Вылетает «совушка», смотрит, кто шевелится, того забирает к себе. По сигналу «день» «совушка» улетает, «мыши» опять разбегаются. |
Формирование ощущения равновесия | «Карусель» |
|
Воспитатель стоит в хула-хупе, к которому привязаны ленточки. Дети держатся за эти ленты, а педагог, двигаясь по кругу, меняет темп движения. Ребята должны двигаться в одном темпе. |
Умение имитировать | «Море волнуется» |
|
Дети стоят по обозначенным кружкам и выполняют любые движения. Водящий ходит между играющими, периодически кладёт руку на плечо участнику и по сигналу «Море волнуется» выполняет движение, которое игроку надо повторить. При этом водящий уводит игрока от кружка. По сигналу «Море спокойно», участник должен добежать до своего кружка. Если не успел, то становится водящим. |
Развитие внимания | «Трамвай» |
|
Ребята, держась за верёвку или ленту, выстраиваются в колонну по двое. На разные цветовые знаки светофора, которые меняет педагог «трамвай» либо движется, замедляет движение, либо стоит. |
Отработка навыка лазанья, ползанья | «Через обручи к флажку» |
|
Перед каждым участником на середине площадке два обруча. По сигналу дети бегут к ним, под один пролазят снизу - кладут на пол, под другой пролазят сверху - кладут на первый. Пробегают остаток дистанции, поднимают вверх флажки. Кто быстрее - тот выиграл. |
Тренировка ловкости | «Быстро возьми» | Развивать умение быстро реагировать на игровую ситуацию. | Дети ходят или бегают вокруг разных предметов, которых на один меньше, чем ребят. По сигналу педагога они поднимают по одному предмету. Кому не досталось - выбывает. |
Планируя игру, нужно позаботиться о подготовке необходимого инвентаря
В ежедневный план работы старшей группы этот вид деятельности может включаться в нескольких вариантах:
Технология составления ежедневного календарно-тематического плана подразумевает, что педагогом будут учтены следующие моменты:
Традиционно ежедневное планирование включает шесть этапов реализации образовательного процесса.
Пребывание в детском саду должно быть продуктивным, то есть нести пользу для физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития ребёнка
Этап | Цели | Принципы работы |
Утро | Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе |
|
Занятия |
|
|
Прогулка |
|
|
Чтение художественной литературы |
|
|
Воспитание культурно-гигиенических навыков | В этот блок входят:
Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия. |
|
Вечер | Дать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра. | Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:
|
Стандартно в ежедневный календарно-тематический план входят:
Дата: Понедельник, 10 апреля («Природа вокруг нас») |
Социально- коммуникативное развитие |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||||
Первая половина дня: приём детей; игры; утренняя гимнастика; КГН; труд; прогулка. |
Формы организации совместной деятельности |
|
Слайдовая презентация: «Что и где растёт?» | Беседа: «Поговорим о погоде в выходные дни». |
|
|||||||
Самостоятельная деятельность | Работа с календарём природы | Раскраски на тему: «Природа и мы» | ||||||||||
Организация образовательной деятельности |
9:00 – 9:20 рисование (композиция «Весенний лес»); 9:35 – 10:00 занятие физкультурой по плану специалиста 16:20 – 16:45 музыка (по плану специалиста). |
|||||||||||
Организация предметно- пространственной развиваю щей среды для поддержки детской инициативы |
Слайдовые презентации: «Что растёт в лесу?», «Кто живёт в лесу?», раскраски по теме, книги: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик». Атрибуты для игр. | |||||||||||
Вторая половина дня: КГН; игры; совместная и самостоятельная деятельность; прогулка. |
Формы организации совместной деятельности |
КГН: закрепление умений аккуратно одеваться, умываться, опрятно заправлять постель. | Слайдовая презентация: «Кто живёт в лесу?» | Чтение: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик» | Рассматривание картины П. Яблоновского «Весна». |
|
||||||
Самостоятельная деятельность | Раскраски на тему: «Природа и мы». | |||||||||||
Вторник, 11 апреля («Природа родного края») |
Социально- коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Речевое развитие | Художественно- эстетическое развитие |
Физическое развитие |
|||||||
Первая половина дня: приём детей; игры; утренняя гимнастика; КГН; Труд; прогулка |
Формы организации совместной деятельности. |
Беседы о взаимосвязях в природе: «Найди растение», «Найди, что опишу». |
|
Словесные игры: «Опиши предмет» |
|
|||||||
Самостоятельная деятельность | Конструктор | Свободное рисование | ||||||||||
Организация образовательной деятельности |
15:15 – 15:40 Окружающий мир: «Что нас окружает» |
11:05 – 11:25 11:35 – 12:00 Развитие речи; Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». |
Физкультура по плану специалиста |
|||||||||
Организация предметно- пространственной развиваю щей среды для поддержки детской инициативы |
Атрибуты для дидактических игр, настольно-печатных, трафареты. Слайдовые презентации по теме. Просмотр обучающих мультфильмов по теме. |
|||||||||||
Вторая половина дня: КГН; игры; совместная и самостоятельная деятельность; прогулка. |
Формы организации совместной деятельности. |
КГН: закрепление умений быстро и аккуратно одеваться, заправлять постель. |
|
Словесные игры: «Опиши цветок» | Коллаж «Цветочное царство». | Гимнастика после сна | ||||||
Самостоятельная деятельность | Поможем накрыть на стол. |
|
Свободное рисование | П/и по выбору |
Ежедневное планирование является организующим началом в работе с детьми. С помощью такого плана педагог не только распределяет формы взаимодействия с детьми между видами деятельности, но и получает возможность разнообразить набор методических средств. Что касается последнего, то здесь важно учитывать психолого-педагогические особенности конкретной возрастной категории малышей. При соблюдении этого требования образовательный процесс в ДОУ становится максимально продуктивным для достижения учебно-воспитательных целей.
Поделитесь с друзьями!Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:
Педагогическая документация
в детских дошкольных учреждений:
При этом планирование своей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.
Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
Документация может быть систематизирована в следующих папках:
1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:
1. 1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.
1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1. 3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
Планирование - основа содержания
воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.
План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.
План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.
Обязательным условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Календарный (ежеждневный) план составляется на основе годового перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.
Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп - в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее) .
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
Технология разработки календарных планов
Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения:
Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПинов (2. 4. 1. 1249-03)
В группе детей ясельного возраста - не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие - во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.
В младшей группе проводится 11 занятий в неделю.
В средней группе проводится 12 занятий в неделю.
В старшей группе проводится 15 занятий в неделю.
В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по допобразованию.
Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.
Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
Занятие планируется в соответствии с сеткой.
Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы) .
Как сочетать общие требования к планированию и проведению занятий
с особенностями работы в условиях разновозрастной группы
При планировании и организации занятий в разновозрастной группе педагогу необходимо прежде всего соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Это значит, что еженедельно со всеми возрастными подгруппами надо проводить занятия по всем разделам обучения (ознакомление детей с окружающим и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование и аппликация, физкультурные и музыкальные занятия) .
Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий (утром или вечером) , их последовательности в утреннее время (какое будет первым, какое вторым) , о сочетании занятий по характеру умственной задачи и деятельности детей и др.
На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме («считалки» ) .
В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами.
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.
Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.
Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц)
Перечень основных «необходимостей» каждого дня:
Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.
Зная их перечень, педагог,
При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.
Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Планирование утреннего отрезка времени
Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) . При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.
Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные) , то утренняя деятельность должна быть более спокойной.
Количество видов деятельности в утренние часы:
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны
Планирование второй половины дня
Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.
Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами
Формы работы,
которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй
Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим) :
Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.
При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.
В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.
Ознакомление детей с художественной литературой
Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.
Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.
Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней) , так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.
В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы) .
При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты) , тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.
В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.
В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.
В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения
Организация работы по театрализованной деятельности
Виды театрализованной деятельности:
Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.
В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.
Познавательно-речевое развитие
Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.
Виды совместной деятельности детей и воспитателя:
Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:
Планирование самостоятельной деятельности детей.
Планирование самостоятельной деятельности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая необходимые условия для ее возникновения и развития.
Планирование гимнастик
Утренняя гимнастика проводится ежедневно.
Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:
Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.
Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.
Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум - 2 раза в день.
Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.
Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.
Существует также сопряженная гимнастика - театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.
Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.
Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки,
включая мероприятия по безопасности
Режим представляет собой наглядную модель того, как организована жизнь детей в течение недели. День «разбивается» на временные периоды (режимные отрезки) и указывается, что в этот период будут делать дети, в какой форме будет организована эта деятельность. План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми.
Практический материал:
План работы с родителями
Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.
Работа может быть расписана в различных формах проведения:
Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, - это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных - вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.
Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы воспитателей в группе: один день с утра, другой - со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности.
Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.
Преимущества картотеки:
При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.
Введение
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Нынешние дошкольники намного способнее и чувствительнее, чем раньше. Поэтому основная цель современного образования – помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал, и эта особая миссия возложена на педагогов детских образовательных учреждений. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать личность подрастающего человека. А это – большая ответственность.
Каждый возрастной период является важной ступенью в развитии детей. Воспитанники подготовительной к школе группы – это будущие первоклассники, поэтому главное, что необходимо им, – положительная мотивация к учению.
Современная задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Современный детский сад должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными требованиями (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года), обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Авторы-составители рабочей программы предлагают ежедневное планирование педагогической деятельности воспитателя по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для подготовительной группы, согласно которой планирование воспитательно-образовательного процесса подразделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Воспитательно-образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей и подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У старших дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения*.
Такая организация воспитательно-образовательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегративные качества: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «овладевший необходимыми умениями и навыками».
Авторы-составители выражают благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.
Утро
- индивидуальные игры:
Дидактическая игра «Кому что». Цель: Закреплять умение детей применять в игре свои знания о домашних и диких животных, о том, чем они питаются, правильно выполнять игровые действия. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия, формировать грамматический строй речи
(ком. деятельность)
- Психогимнастика «Минутка непослушания». Цель: Способствовать профилактике эмоционального напряжения, упражнять криком разряжать эмоциональную напряженность, развивать жизненную емкость легких (соц.-ком. деят.)
- Чтение: Э. Московская «Жадина». Цель: упражнять детей отличать поэзию, от других жанров литературы, внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл. Формировать представления о книге, как источнике знаний, впечатлений, сопоставлять свои действия с действиями героев произведения
(ком. деятельность)
Прогулка 1
Экскурсия по участку «Скоро лето». Цель: Познакомить детей с характерными признаками поздней весны, растениями, цветущими в этот период, жизнедеятельностью птиц и насекомых. Обогащать словарный запас детей, поддерживать познавательный интерес (позн.-иссл. деятельность)
Инд.работа. Дидактическая игра «Кто где стоит». Цель: Формировать умение детей ориентироваться в пространстве, определять взаиморасположение людей, предметов, активно использовать в речи соответствующие предлоги. Формировать грамматический строй речи (ком. деятельность)
Игры с выносным материалом
(ведерки, формочки для песка, лопатки, машинки, мелки, самостоятельная задумка детей)
Игры с песком «Строим дом для щенка». Цель: формировать умение детей выполнять коллективную постройку, использовать различные строительные материалы. Актуализировать представления детей о свойствах сухого и мокрого песка, совершенствовать умение отвечать на вопросы о своей работе
Подвижная игра «По ровненькой дорожке». Цель: упражнять детей вместе проговаривать текст, выполнять движения в соответствии со словами игры, совершенствовать технику выполнения прыжков на двух ногах. Развивать координацию движений, мышцы ног, выносливость
Вечер
- Подгрупповая работа по развитию основных движений: упражнять детей быстро реагировать на сигнал (двиг. деятельность)
- Индивидуальные беседы с детьми по теме «Домашние животные». (ком. деят.)
- Опыты – эксперименты:
«мокрый и сухой песок»
(свойства песка) (позн.-иссл. деят)
Прогулка 2
Наблюдение за птицами. Цель: Систематизировать и дополнить знания детей о птицах, их характерных особенностях (внешний вид, движения, питание). Упражнять правильно, называть птиц, части тела. Развивать познавательный интерес, наблюдательность (позн.-иссл. деятельность)
Индивидуальная работа по развитию основных движений: упражнять детей перешагивать через палку. (двиг. деят)
Игры с выносным материалом
(формы д/песка, ведерки, совочки, машинки)
Игры с песком: «Готовим угощение для игрушек». Цель: Формировать умение у детей изготавливать из песка различные «блюда», ориентируясь на форму полученных поделок, украшать их, используя природные материалы. Упражнять обыгрывать поделки, придумывать простейшие сюжеты (соц.-ком. деятельность)
Подвижная игра «Птичка и кошка». Цель: Совершенствовать выполнение детьми основных движений при беге, Развивать быстроту реакции на звуковой сигнал, выносливость
Планирование воспитательно-образовательной работы .
День недели
Режим
Индивидуальная
работа
___Понедельник_________________________________
Утро
1. ОРУ
3. Пальчиковая гимнастика
4. Дыхательная гимнастика
5. Гимнастика для глаз
6. Беседа
7. Самостоятельная деятельность в игровом уголке.
Прогулка
Работа перед сном
Чтение
Вечер
СРИ
Коррекционные упражнения
Развлечения, досуги
Слушание, пение
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация самостоятельной деятельности детей
Индивидуальная
работа
___Вторник_________________________________
Утро
1. ОРУ
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. Дыхательная гимнастика
5. Гимнастика для глаз
6. Работа по развитию речи
7. Самостоятельная деятельность в книжном уголке.
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)
Работа перед сном
Чтение
Обучение культурно – гигиеническим навыкам
Вечер
СРИ
Отгадывание и составление загадок по теме
Конструирование
Настольно – печатные игры
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация самостоятельной деятельности детей
Индивидуальная
работа
___Среда_________________________________
Утро
1. ОРУ
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. Дыхательная гимнастика
5. Гимнастика для глаз
6. Работа по музыкальному развитию
7. Самостоятельная художественная деятельность
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)
Работа перед сном
Чтение
Обучение культурно – гигиеническим навыкам
Вечер
СРИ
Музыкально – дидактические игры
Развлечения, досуги
Самостоятельная художественная деятельность
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация самостоятельной деятельности детей
Индивидуальная
работа
___Четверг________________________________
Утро
1. ОРУ
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. Дыхательная гимнастика
5. Гимнастика для глаз
6. Работа по познавательному развитию
7. Самостоятельная игровая деятельность в физкультурном уголке
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)
Работа перед сном
Чтение
Обучение культурно – гигиеническим навыкам
Вечер
1. СРИ
2.Ручной труд.
3. Театрализованные игры.
4. Рассматривание иллюстраций, репродукций
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация самостоятельной деятельности детей
Индивидуальная
работа
___Пятница________________________________
Утро
1. ОРУ
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. Дыхательная гимнастика
5. Гимнастика для глаз
6. Работа по физическому развитию (на свежем воздухе).
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)
Работа перед сном
Чтение
Обучение культурно – гигиеническим навыкам
Вечер
1. СРИ
2. Развлечения, досуги
3. Просмотр слайд - шоу
Прогулка
№ 1 – 12(по выбору воспитателя)