Казачьи посиделки.docx - Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки". Танец « катюша». Литературно-хореографическая композиция «Прялица»

Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

им. А. А. Гречко

«КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ»

/Сценарий казачьих посиделок для детей

МЛАДШИХ КЛАССОВ/

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

Козаченко Валентина Ивановна

«Казачьи посиделки»

Сценарий казачьих посиделок для младшего школьного возраста.

Задачи: ознакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.

Материал : зал оформлен в виде казачьего куреня.

Атрибуты: атрибуты к играм, ИКТ.

Ход праздника.

СЛАЙД 1-2 (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Ведущий:

Дорогие гости, и сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки!

1. На завалинках в светелках

Иль на бревнышках, каких,

Собирали посиделки

Молодых и пожилых

2.Любили казаки, да что там говорит, любят и сейчас

Собраться в светелке, поговорить, повеселиться.

Казачка: Здорово дневали! (кланяется)

Казак: Здорово ночевали! (кланяется)

К-ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.

К-к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.

К-ка: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?

К-к: Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек. А как вы думаете – зачем?

СЛАЙД 3

Исполнение песни «Эх, донские казаки»

1 Эх, донские казаки! – 2 раза
Казаки, казаки – 2 раза

2 По станицам гуляли – 2 раза
Гуляли, гуляли – 2 раза

3 Молодушек любили – 2 раза
Любили, любили – 2 раза

4 Подарочки дарили – 2 раза
Дарили, дарили – 2 раза

Слайд 4

А еще казаки пуще жизни любили край донской, который подарил им свободу и дом, дал им родину.

1-й. (Мальчики в казачьей одежде)

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще меда.

В природе ярких красок мало.

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя.

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля.

Где довелося нам родиться""

(Девочка в казачьей одежде)
4-я.

И вот сегодня вечерком

Мы дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

Каравай мы вам подносим.

Поклоняясь, отведать просим.

СЛАЙД 5 (МУЗЫКА)
(Ведущие кланяются зрителям, раздают угощение).

А еще любят казаки повеселиться,

Девочка:

Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.

Неужели в куреньке половицы лопнут?

СЛАЙД 6

(Звучит веселая музыка. Танцевальная композиция.)

Слайд 5

Вед.: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

К-к: Как это?

Вед: А вот как

Ребенок:

Вед: Начни

Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Ребенок 2: А я знаю другую сказку.

Ребенок 3: Какую?

Ребенок 2: Мы с тобой шли?

Ребенок 3: Шли

Ребенок 2: Кожух нашли?

Ребенок 3: Нашли

Ребенок 2: Я тебе его дал?

Ребенок 3: Дал

Ребенок 2: Ты его взял?

Ребенок 3: Взял

Ребенок 2: Где же он?

Ребенок 3: Что?

Ребенок 2: Да кожух

Ребенок 3: Какой

Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)

Ребенок 3: Шли

Ребенок 2: Кожух нашли?

Ребенок 3: Нашли

Ребенок 2: Я тебе его дал?

Ребенок 3: Дал

Ребенок 2: Ты его взял?

Ребенок 3: Взял

Ребенок 2: Так где кожух? (на повышенном тоне)

Ребенок 3: Что?

Ребенок 2: Да кожух

Ребенок 3: Какой?

Вед: И так до бесконечности. Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Приметы

Ребенок 1: В понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет

Ребенок 2: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.

Вед: Какие приметы вы знаете, ребята? (называют несколько примет)

Вед: А вот какие поговорки были у казаков:

Казаком быть – не разиня рот ходить.

Гриб хорош белый, а казак умелый.

А вы знаете казачьи поговорки?

Казачьему роду нет переводу;

Казачья голова, что под дождиком трава;

Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;

Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;

Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак с конем и ночью и днем;

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, много вы поговорок знаете.

Ну да на этом посиделки - продолжаются.

ВЕДУЩИЙ:

Собрались мы позабавиться

Да потешиться, поиграть.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся, детвора,

Ждет казачья вас игра!

(Проводится игра ""Утенок"". Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.)

Хор: Как ты, утенок по полю, летаешь?

Утенок: Вот как я,утенок,.по полю летаю (машет руками)

^ Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот совиваю (крутит руками).

Хор: Как ты утенок пера нащипаешь?

Утенок: Вот нащипаю (щиплет рубашку)

Хор: Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок; Вот яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак.)

Хор: Как ты их всех разгоняешь?

Утенок: Вот разгоняю:

(Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.)

Ведущий2.

А теперь мы отдохнем

Да загадки разберем"

(Ведущие приглашают гостей сесть на скамьи у стола и загадывают загадки. За правильный ответ ведущие дают сладкий приз (бублик, конфету)

1.Дзенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)

2. Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)

3. Ложка краски, а весь мир красит (Солнце)

4. Вечером цветут, утром вянут (Звезды)

5. В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

6. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)

7. Песни играет, всяк его знает. (Сверчок).

8. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)

9. Не больная - стонет, не трудится - пыхтит, не теряла - ищет. (Свинья)

10. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыка дерет, а лаптей не плетет. (Козел.)

11. Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (Капуста)

12. Мелкие людишки, красные штанишки. (Морковь)

13. Отгадай – ка, что это: из – под земли вылезает, одетым в жаркую баню идет, а после бани его раздевают. (Картофель)
14. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)

15. Летала пташка промеж рта и чашки (Ложка)

16. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

17. Слаще меда, тяжелее железа, в магазине не купишь, на базаре не продается. (Сон)

18. Целый день ходят, ночью с раскрытым ртом стоят. (Сапоги)

19. Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)

Ведущий 1.

-МОЛОДЦЫ, ПОИГРАЛИ, ЗАГАДКИ ОТГАДАЛИ.

Ведущий:

А теперь пришел черед

поиграть частушки.

СЛАЙД 7

(Ребята исполняют частушки.)

Щука плавает в Дону.

Спит на яблоне в саду...

Шерсть смотали мы в клубок,

Выйдет шелковый платок.

2.Закудахтал пес Барбос,

В конуре яичко снес,.,

В марте стаял снег и лед –

Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Дети на телятках

Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась.

Надо пляской помогать.

5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

6. Ой,ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

7.Два каржонка на юру

Раскричались поутру:

Карр да карр,.карр да карр.

Вот устроили базар.

8.Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

СЛАЙД 8

Ведущий:

Прекрасна наша родина-

наш донской любимый край.

1.Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!

2.Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край миусский – Родина моя!

Исполняется песня «Куйбышево милое село».

СЛАЙД 9

Дети перестраиваются.

3.Примиусье мое - край любимый и родной
Часть России многовековой!

Исполняется танцевальная композиция «Казаки»

СЛАЙД 9

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

СЛАЙД 10

(МУЗЫКА)

Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Сценарий фольклорного казачьего праздника в старшей группе

Ход праздника

1 Казачка : Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

2 Казачка : Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

Праздник осени

Будем веселиться, да радоваться.

1. Ходит осень по садам,

Ходит – улыбается.

Точно в сказке – тут и там

Все цвета меняются!

2.Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

3. Листочки падают, играя,

И устилают всё кругом.

А мы, по садику гуляя,

В букет листочки соберём.

4. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где – то,

Где – то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь только листья желтеют

И опадают, как только умеют.

5. Дождь идет по всей земле,

мокрая дорога.

Много капель на стекле,

а тепла – немного.

Спят березы в серебре,

ярче зелень сосен,

Потому что на дворе наступила осень

6.Вновь осенняя пора ветром закружила.

Чудо-красками она всех заворожила!

Посмотри, какой ковер листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней в осени немного…

7. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелёт,

И лес, и сад полны очарованья.

8. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску

9. Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку!

10 . Прекрасна осень! Чередою дни

Летят твои седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

11. Как много листьев:

Желтых, красных.

Подует ветерок – летят.

И в вальсе кружится прекрасном

Над головою листопад.

12.Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

13.Мы простились с тёплым летом

Снова осень к нам пришла

Золотисто-красным цветом всё раскрасила она.

14.Всё вокруг, как на картинке:и берёзки и осинки,

В золотых стоя нарядах, значит осень где-то рядом.

15.Жёлтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

16.Быстро лето улетело, перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль!

17.Закружился надо мной, дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдёшь.

18. Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое у берёзы на плечах.

19.Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,

Стали отчего-то ниже небеса,

Ярче запылали кисточки рябин,

Все цветы увяли, лишь свежа полынь.

20 . Осень, ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас!

Хмуростью неба грозить каждый раз,

Осень, ты хочешь нас всех удивить?

Дети хором : Будем мы Осень любую любить!

Песня « Золотая осень»

1 Казачка:

А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.

Садятся.

2 Казачка :

Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем

Пришёл к нам Октябрь – батюшка, а перед этим мы хорошо трудились. растили в огороде овощи,в садах фрукты, в поле хлеб Хорошо потрудились,собрали весь урожай,теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, потешиться,частушками да танцами позабавится.

Дети поют частушки.

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

4. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

5. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

6. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

7.Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

8.Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

9.Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

10.Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.

2 Казачка:

Засиделись что-то мы.не пора ли нам поиграть?

Игра « Плетень»

: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

А ещё для вас игра вам понравится она.

Проводится игра «Папаха»

1 Казачка:

А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?

Дети: Да!

1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?

Дети : Любо! Любо!

1 Казачка : Атаман без усов и бороды…

Дети : что рыба без воды.

1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.

1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

1 Казачка : В поле казак воин…

Дети: А дома хозяин хлебосольный.

1 Казачка : И в поле, и на войне… .

Дети : Казак всюду на коне.

2 Казачка :

Песня: « Эх, донские казаки»

1 Казачка : Славно казаки поют, но ещё и удаль в плясках

показать умеют.

Девочка

Мой милёнок казачок, он повсюду славится

Он и первый на работе и на гулянье славится..

танец «Казачья кадриль».

2 Казачка:

Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.

Говорить –гутарить; Жаловаться –жалиться; Петь –играть; Хоровод –курагод; Дом –курень

Люди –мир; Сегодня –ноне; Петух –кочет; Ужинать –вечерить;

Немного – трошки; Кукла –кундюбочка; Здравствуйте –здорово дневали.

2 Казачка : Любо гутарите, казачата!

1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу

Песня «Как за Доном казаки гуляют»

2Казачка: -Вот и закончился праздник осенний…

Думаю, вам он поднял настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда…

Дети, со мною согласны вы?

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы (ведущие - казак Григорий и казачка Аксинья)

Цель: продолжать знакомить детей с Донским краем, своеобразием жизни людей на Дону, познакомить с особенностями донского женского костюма; вызвать интерес к созданию казачьего костюма средствами художественно-продуктивной деятельности воспитывать гордость за свой народ.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов о донском казачестве, заучивание поговорок, пословиц. Чтение казачьих сказок. Слушание песен донских казаков.

Музыкальный зал оформлен в виде казачьего куреня. Посередине накрытый стол с блюдами казачьей кухни, вокруг стола стоят лавки. В переднем углу висит икона Божьей Матери. Вокруг рушники, одеяло в лоскутной технике, на ковре висит макет сабель и другого оружия. Несколько детей мальчиков и девочек одеты в казачьи костюмы. Дети рассаживаются на лавки вокруг стола.

Ход и руководство:

Звучат казачьи песни. Появляются казачка Аксинья и казак Григорий.

Здорово дневали! Мы с вами живём в богатом и славном традициями и людьми крае. С давних времён по окончании бабьего лета (после 8 сентября), когда заканчивались все работы в поле, казаки собирались на посиделки, казачки ткали, пряли, вышивали, пели песни, хороводы водили…

Мы приглашаем вас поиграть в казачьи посиделки «Урожай - в закромах, кони - в вольных табунах!»

Казак Григорий:

Казаки на Дон пришли очень давно. Удивительные края, дремучие леса и бескрайние степи. Ни одного человека не встретишь, зато зверей и птиц великое множество (рассказ сопровождается показом слайдов)

А знаете, как называлось сооружение для жилья казаков? (курень) - А что из украшений держали в курене казаки и почему? (кинжалы, шашки, дорогое оружие, добытое как трофей в сражениях)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья». А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

Дети:

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Казак скорее умрёт, чем сродной земли уйдёт. Кто пули боится, тот в казаки не годится. Донской казак честь не кинет, хоть с головушкой сгинет. В стремя ногой - расстанься с головой.

Казачка Аксинья (показывает костюм казачки и называет предметы одежды)

Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофтах, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шёлка или шерсти. Сверху надевали запон - фартук с растительным узором. На ногах полусапожки. На руках кольца из золота и серебра. Головной убор- полушалок (небольшая шаль,) файшонка кружевная. Для девочек шили сарафаны из ситца. Голову украшали ленты, венец или обруч. Посмотрите, какие красивые костюмы у казачек.

Демонстрация одежды казачек. (Показывают заранее подготовленные дети)

Казак Григорий: » А вот что казачья форма нам расскажет«…(Демонстрация слайдов.)

Раньше носили казаки служебную форму, фуражки и папахи с красным верхом и военную синюю шинель, мундир синего сукна и шаровары также синего сукна с красными лампасами. А что такое лампасы? Зачем они нужны казаку? (Ответы детей.) Вот послушайте старинную легенду о лампасах.

«Царь присылал жалованье казакам на военную службу: порох, хлеб, оружие, сукно - обычно красное и синее. Однажды станица, вернувшаяся из Москвы, привезла на Дон жалованье. Все казаки собрались на Круге, чтобы поделить его поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего сукна привезли достаточно, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумел круг, но всё- таки решили всё поделить поровну, и когда подели, то синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по небольшой ленте, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами»

Вот и стали казаки с тех пор нашивать на штаны красные лампасы. Всё это-форму, фуражку и папаху с красным верхом военную синюю шинель, мундир синего сукна с красными выпушками и шаровары также синего сукна с красными лампасами называют «казачья справа». Казака» справляли» задолго до того, как он шёл служить. Отец говорил ему: » Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед Богом за тебя не ответчик» А теперь посмотрите на ребят в казачьей форме.

У вас есть куклы-мальчики и девочки (силуэты, вырезанные из бумаги) Они очень хотят носить красивую и удобную народную одежду. Я предлагаю вам стать модельерами. На столах лежат цветная бумага, выкройки одежды, цветные карандаши и фломастеры. Давайте нарядим кукол в казачьи костюмы. Дети наряжают силуэтных кукол в нарядную одежду, показывают друг другу и педагогу.

Посмотрите, как много появилось кукол в красивой и удобной одежде. Как вы думаете, им будет удобно? Им нравится новая одежда? А вам? Почему? В таких нарядах только на праздник можно идти! А теперь можно и повеселиться!

Казак Григорий и Казачка Аксинья вместе с детьми исполняют песню » Пчёлочка златая»

Казак Григорий:

Вот и закончились наши посиделки. В конце занятия проводится выставка- презентация детских работ.

МБДОУ №8 ВИНОГРАДИНКА»

«Казачьи посиделки»

(Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)

Цели и задачи.

    Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.

    Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.

    Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.

    Побуждать детей и родителей к активному участию.

    Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное творчество.

    Развивать музыкальные способности детей.

Предварительная работа

Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.

Подбор литературного материала.

Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.

Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.

Подготовка выставки.

Оформление музыкального зала в казачьем стиле.

Приглашение гостей. (школьники, коллектив «Хуторянка», юртовой атаман)

Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи костюмы для детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала,

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.

Зал украшен в донском стиле: курень, колодец, лошадь, самовар на столе с угощением. Стоит казачка, ждёт гостей.

Хозяйка. Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки. Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, пели песни, обсуждали станичные новости. Итак, у хозяюшки нашей посиделки. А вот они и едут, ведерниковские казачата. Встречайте.

Под песню «Ой, при лужку» в музыкальный зал заходят дети, встают вокруг хозяйки полукругом.

Гости. Здорово дневали, хозяюшка!

Хозяйка. Дорогие казаки и казачки! Гости дорогие! Слава богу на многие лета! Милости просим в наш курень! Собирайся, народ, в наш весёлый хоровод.

Песни петь да плясать, Всех вокруг собирать.

1-й ребёнок . Тихий Дон – река героев, счастье новой жизни.

Тихий Дон – казачья слава, милая отчизна!

2-й ребёнок . От Азовского сиденья вплоть до нынешних боёв

Прогремела в поколеньях слава донских казаков.

3-й ребёнок . Вспомним всех героев Дона, почесть предкам воздадим.

И на их делах достойных славу Дона возродим.

4-й ребёнок . Вольный Дон – любовь казачья, синегрудые ветра.

И вода твоя прозрачна и волна твоя остра…

5-й ребёнок . Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли,

И эту степь, и это поле, и эту песню соловья.

Хозяйка. Встречайте наших гостей – казачат из Ведерниковской казачьей школы.

В зал под музыку заходят школьники в казачьих костюмах, встают полукругом за детьми старшей группы. Исполняют песню «Мы с тобой казаки». После песни дети из старшей группы садятся на стулья. Школьники исполняют песню «А у нас на Дону» (руководитель Жиров А.И.) После песен под аплодисменты выходят из зала.

Мальчик. Девочки-казачки! Чем вы побелилися?

Девочки. Мы вчера спустились к Дону

И водой умылися!

Мальчик. Разлюбезные казачки! До чего ж вы хороши.

Ваши щёчки заалели,

Словно мака лепестки.

Мальчик. Как у нас на Дону – зорьки ясные,

Как у нас на Дону – ветры ястребы,

Как у нас на Дону – дали синие,

А казачки у нас говорливые.

Девочки-казачки исполняют песню «Вечер, вечер матушка».

Хозяйка. Ох, молодушки мои, хороша песня! Но казачка не только песней славится, но и пляской.

Девочки танцуют «Танец с коромыслами».

Хозяйка. Казачки, а знаете ли вы казачьи потешки?

Ребёнок . Запряжу я кошку в дрожки,

А дрожки в тарантас,

Повезу свою казачку

Всем соседям на показ.

Девочка. А я умница, разумница.

Про то знает вся улица:

Петух да курица, кот да кошка,

Сосед Ерошка, да я немножко.

Девочка . Иди, Женя, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

Так возьми – разуйся.

Казачата выходят с конями, рассказывают пословицы.

1-й казачок . Казак без коня не проживёт и дня.

2-й казачок . Казак сам не поест, а коня накормит.

3-й казачок . Не конь казака красит, а казак – коня.

4-й казачок . Казак без коня, что солдат без ружья.

Исполняют танец казачат с конями. После танца садятся.

(Показывается казачок. Девочка приглашает его погутарить.)

Девочка. Приходи, Игнашка, трошки погутарим с тобой.

Игнат. Меня маменька не пущает.

Девочка. А что такое?

Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.

Девочка. А ты другие портки надень.

Игнат. Вечерять кличут. Опосля приду.

Девочка. Ну ладно, опосля дак опосля. (уходит)

Стук в дверь. Заходят казачки из хора «Хуторянка». Кланяются, приветствуют.

Казачки . Здорово дневали, казаки и казачки!

Все. Слава Богу!

1-я казачка. Мы шли по вашей станице

Мимо вашего куреня,

Услыхали такое веселье,

Что ноги сами сюда привели.

2-я казачка. Не могу их удержать,

Так и хочется плясать.

Казачка. Примите нас в свой карагод.

Хозяйка . А мы сейчас посмотрим какие вы казачки, знаете ли наши сказания, пословицы.

Казачки по очереди говорят пословицы и поговорки.

Казаку всегда мила родная сторона.

По казаку и Дон плачет.

Каков казак отец, таков и сын молодец.

Казак без коня, что воин без ружья.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Ну а ваши казачата знают казачьи пословицы?

Хозяйка . А как же.

1-й ребёнок . Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

2-й ребёнок . Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

3-й ребёнок . Казачья смелость порушит любую крепость.

4-й ребёнок . Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.

5-й ребёнок . Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся.

6-й ребёнок . На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

Хозяйка . Молодцы! Ну понравились вам наши станичники? Примите их в свой карагод?

Все. Милости просим.

Хор «Хуторянка» исполняют песни «Виноград да на веточке» и «Казанники мои».

Ведущая. А знаете ли вы, как раньше было?

На степях было, на Саратовских

На реке, на Камышинке,

Там жили люди вольные

Люди вольные, роскошные,

Донские, гребенские и яицкие.

Был у них атаман, а у атамана свой помощник.

Назывался он есаул.

Собирались они во единый круг,

И думу думали, где зимовать.

Решили идти на Тихий Дон.

И прибегали на Тихий Дон мужики из России.

Они стали называть себя казаками, а войско своё – Донским.

Кто бы ни прибился к войску Донскому – становился вольным казаком.

Мальчики-казачки исполняют песню «Шашка».

Хозяйка. Молодые казаки-станичники, буйные головушки, кто охоту имеет свою удаль показать, нас старых казаков позабавить.

Игры .

Ведущая. На посиделках устраивали состязания.

А может на наших посиделках устроить состязания? Давайте попробуем.

    Сбивание друг друга подушками.

    Папаха. Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует. После игры дети садятся на стулья.

    А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – современное значение и звучание. (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать – болеть, квёлый – слабый, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать могёт – может, буханка – булка, баз - сарай, взвар – компот.)

Хозяйка. А какие же это посиделки без девичьей пляски? Казачки свою удаль показали, а чем же им казачки ответят?

Девочки исполняют танец казачек.

Хозяйка. Ой, хороши казачки. Ребята, а давайте станцуем пляску хороводную и гостей наших с собой позовём .

Дети вместе с приглашёнными гостями исполняют хороводную пляску «Ярмарка» (руководитель Федина О.П.)

1-й ребёнок . На Дону гуляют волны,

Гребешками пенятся.

Мы умеем веселиться

И в труде не ленимся.

2-й ребёнок . Начинается песней могучею

Наша родная река.

Житом, пшеницей пахучею,

Добрым трудом казака.

3-й ребёнок . Ах ты, Дон, ты наш родимый Дон,

Как много ты для нас всех значишь!

Прими от нас земной поклон,

Земной поклон тебе казачий.

4-й ребёнок . В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя Донщина, Родина моя.

5-й ребёнок . Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье,

Приходите в другой раз.

Дети исполняют песню «Казачата».

Хозяйка. На посиделки молодёжь приносила с собой еду. Казаки питались хорошо и разнообразно, пекли пироги, готовили казачье блюдо – тюря, варили уху, так как Дон без рыбы – это не Дон, ну а какой казачий стол без рыбы. А у меня уже и пироги поспели!

Все было: игрища, песни, пляски. Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь и гостей потчевать время настало!

Дети садятся за стол, едят пироги с взваром.

Наталья Исмайылова

Доброго времени суток уважаемые коллеги!

1-казачка : Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Старые да молодые,весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки , сильны и отважны казаки .

2-казачка : Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки . Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата , лузгали семечки, играли песни, обсуждали станичные новости. Ну а пока наши казаки на казачий круг ушли , мы с вами посидим , погутарим. Хотя конечно, спокойно не посидишь с нашими детушками . А куда же мы казачки без них ? А ну и правда, где они? (музыка) А вот они идут, наши, Богдановские казачата . Встречайте! (входят 2дет.) 1-каз (реб. Дев.) : Здорово дневали! 2-каз. (мал.) :Здорово ночевали! (кланяются)

Казачки вед .: Слава богу!

Дев. каз. –Есть у нашего народа,

Вечные особые черты-

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Мал. каз.: Гость, войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку нальём.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Под песню «при лужку» В муз. зал въезжают на конях казачата .


1казачка- Жизнь казака без коня не мыслима . О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром о них пословицы сложены.

1-й-Казак без коня не проживёт и дня.

2-й –Казак сам не поест , а коня накормит.

3-й-Не конь казака красит казак коня .

4-й –Казак без коня , что солдат без ружья. (исполняется каз. танец с конями)

2 казачка : А у нас казачки есть , что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют- сразу ноги в пляс идут (Танец Варенька) Группа «УЛЫБКА»



2 каз.: Ну как вам танец исполнили наши казачки ?

1каз : -Казачьи песни слушать- что мёд ложкой кушать!

2каз.:-Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шёл на службу, с невестой обручался!

Дети читают стихи :

1. Мой милый край, ты сердцу дорог! Я с детских лет в тебя влюблён!

В степную ширь донских просторов, и в каждый куст и в каждый клён!

2. Здесь даль направо, а налево ширь

Которым нет ни края, ни придела

Здесь всплёскивает в камышах пескарь, спасаяся от цапли снежно-белой.

3. Здесь дом –курень, а двор при доме –баз,

И здесь себя старушкой не считая

Лазоревым цветком в закатный час,

Нет-нет, и вспыхнет «Пчёлочка» донская! (исп. песня. Пчёлочка)

1каз.: День продолжается, солнце улыбается! А у нас посиделки продолжаются !

2 каз.: Собирайся, детвора, ждёт казачья вас игра !

Игра «Папаха» : Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают : «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть!» Музыка смолкает,у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.

1 каз.: Как у нас на Дону- зорьки ясные!

2 каз.: Как у нас на Дону- ветры ястребы!

Вместе : Как у нас на Дону- дали синие, а казачки у нас говорливые !


Девочка приглашает паренька погутарить :


Д. -Приходи Игнашка, погутарим с тобой.

М. -Меня маменька не пущает.

Д. - А что такое?

М. - Да на плетне повис, и помочь порвал.

Д. - А ты другие портки надень, да приходи песни слухать.

Выступление хора : лирическая песня (педагоги ветераны нашего ДОУ)

1 каз.: Засиделись мы с вами, заслушались. А ну хороводы водить, становитесь в круг!



2 каз.: Собирайся народ в наш весёлый хоровод!


Песни играть да плясать, всех вокруг собирать! (Молодая,молодая… песня)




После хоровода выстраиваются все в полукруг, впереди 2 детей.

1каз. дев.: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите в другой раз!

2 каз. мал.: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч! Все кланяются и под казачьи песни выходят из зала.


1 ведущая :Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает» - так в народе говорят.

2 ведущая :А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!


Спасибо за внимание!