Конспект занятия для дошкольников "осенние хлопоты человека". Растительный мир осенью

Гатауллина Гульнара Алимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.г.т. Уренгой
Наименование материала: конспект
Тема: Прогулка в старшей группе "Осенние хлопоты"
Дата публикации: 19.10.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДС КВ « СОЛНЫШКО» Пуровского района п.г.т. Уренгой Открытый показ организации осенней прогулки «Осенние заботы» с детьми старшей группы « Непоседы» для педагогов МБДОУ «ДС КВ «Солнышко» Воспитатель: Гатауллина Г.А. Дата проведения 13.10.2016г.

Уренгой 2016г.

Цель:
Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи
: выявить и расширить представления детей о сельскохозяйственном транспорте; развивать у детей двигательную активность, умение координировать движения с текстом, действовать в подвижных играх по правилам, выбирать водящего с помощью считалок; умение отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарный запас (зерноуборочные, сельскохозяйственный, молотилка, жатка); закреплять знания о признаках осени. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Приоритетные области: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных областей:  Речевое развитие (РР) - владение речью как средством общения, обогащение активного словаря; развитие связной диалогической речи.  Физическое развитие (ФР) - приобретение опыта двигательной деятельности, развитие координации движений; овладение подвижными играми с правилами.  Социально – коммуникативное развитие (СКР) - развитие общения и взаимодействие детей между собой; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда.  Познавательное (ПР) - развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений, о свойствах объектов окружающего мира.

Ход прогулки:
Организационный момент. Активизация внимания. - Какое сейчас время года? - А как вы догадались, что осень? - Перечислите признаки осени. - А давайте поиграем в
игру «Осеннее настроение
». Какая осень заставляет нас быть грустными? (идет дождь, на улице холодно) - Какая осень нас радует? (когда светит солнышко, тепло) - Я буду называть признаки погоды, а вы будете изображать настроение. J Пасмурная J Золотая J Дождливая J Солнечная J Хмурая J Светлая J Тоскливая J Холодная J Яркая, теплая, разноцветная. - Вот и ваше настроение изменилось. Вы стали веселыми, улыбки засветились на ваших лицах. Ребята, а что происходит осенью с живой природой? Нам подскажет об этом лесное эхо.
Подвижно-речевая игра
Воспитатель. Эхо лесное спросить я хочу: «Куда это листья лесные пропали? Дети. Опали, опали, опали… Воспитатель. Травы лесные, вас я не вижу?» Дети. Ниже, ниже, ниже…. Воспитатель. Цветы луговые, а вы что пропали? Дети. Завяли, завяли, завяли… Воспитатель. Птички-певички давно вы не пели? Дети. На юг улетели, на юг улетели …. Воспитатель. Рыбки речные, вы где? Дети. На дне, в глубине. На дне, в глубине! Воспитатель. Лягушки и жабы, куда подевались? Дети. В ил закопались, в ил закопались, Воспитатель. Волки и зайцы, про вас мы не знаем!
Дети. Линяем, линяем, линяем! Воспитатель. Так что же случилось в лесу, мы спросим? Дети. Осень, осень, осень! - Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Какой месяц сейчас идет? - Ой, посмотрите, что это у нас - посылка. Наверно это вам, здесь ваша фотография. Давайте откроем, посмотрим. Здесь письмо и еще конфеты, зачем то. Давайте узнаем, что в письме. «Здравствуйте ребята группы «Непоседы»! пишет вам председатель колхоза «Заря». У нас случилась беда. Уже осень, холодает, нам надо вовремя убрать с поля урожай, но сломалась наша единственная зерноуборочная машина. Помогите нам, найдите недостающуюся деталь и доставьте ее нам. За это мы вам высылаем угощения. Заранее благодарим. Председатель». - Ну что ж, надо помочь ребята? Вы согласны? А теперь, давайте посмотрим, что же это за машина зерноуборочная. Дети достают с посылки картинки с изображениями машин: камаз, пожарная машина, комбайн. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Какая же из них нам нужна? - Правильно, комбайн. А остальные машины, какого вида транспорта. - Да, камаз – грузовой вид транспорта, пожарная – спецтранспорт, а комбайн, кто скажет? - Комбайн, ребята, это сельскохозяйственный вид транспорта. К этому виду еще относят такие машины: молоковоз, трактор, стоговоз, косилки и много других. Здесь в посылке лежат еще картинки с деталями от машин. Какая же деталь нужна комбайну. Рассмотрим. - Правильно, кабина нужна камазу, лестница – пожарной машине, а эта деталь нужна комбайну. Она называется жатка, молотилка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Сейчас мы отправим письмо с нужной частью для комбайна, чтоб председатель успел до снега убрать урожай. - Давайте представим и мы себя колосьями. И нас должен собрать комбайн. Я вам раздаю карточки с изображением колосьев: пшеница, рожь, ячмень.
Игра

называется «Лети, колосок, ко мне в кузовок» (игра средней

интенсивности).

Цель игры: закрепить умение детей различать и называть колосья по

форме, развивать память, внимание, умение соотносить движения со

словами.
(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Ржаной колосок, лети в мой кузовок». Ребята, в руках которых
ржаные колосья подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте загадки, слушайте внимательно, отгадки рядом с вами. J Стоят в один ряд острые пальчики – Цап-царапки: - Подбирай охапки. (грабли) J Когда наводят дружно Порядок и уют, Все, что совсем не нужно, Мне люди отдают (Мусорное ведро). - Давайте же соберем ненужную опавшую листву, покажем какие мы помощники. - Ребята, какие вы молодцы! Как теперь чисто у нас на участке. - Постойте, посмотрите, здесь на столике у меня лежали листочки сухие, а сейчас они влажные. Почему так произошло? (во время прогулки положить свои бумаги на стол)
Познавательно-исследовательская деятельность «Какой осенью воздух?»

Цель: учить детей способам исследования окружающего мира на

примере проведения опыта с воздухом. Развивать логическое мышление,

любознательность, речь.
- Правильно, воздух осенью влажный. А как высушить листы? (батарея, в теплом месте, утюгом) Где быстрее высохнет? Мы придем в группу и разложим листы в разные места и узнаем, где быстрее высохнет. - Ребята, какие вы у меня умные и смышленые. Теперь можно и поиграть в подвижные игры «Мышеловка», «Мой веселый звонкий мяч». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4- описание игр) - А сейчас ко мне подойдут те ребята, которых я назову.
Проводится индивидуальная игра с Алиной, Димой, Машей. Игра

«Достань листочек» - допрыгнуть до листка с места, с разбега.
- А сейчас, ребята мы переходим на спортивную площадку. Происходит смена площадки, вся группа переходит на другую площадку и продолжает самостоятельную двигательную игровую деятельность.
Итоговая работа:
Отправка письма председателю колхоза «Заря» и раздача сладких угощений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Пшеница рис 1 Рожь рис 2 Ячмень рис 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подвижная игра «Мышеловка»
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше. Оба хором говорят: - Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем! Задача играющих, пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Выбирается один ребенок, он имитирует мяч, подпрыгивает на двух ногах, пока произносится текст: Мой Веселый Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться За тобой! С. Маршак Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Все остальные ребята убегают от мячика, который ловит их. Первый пойманный становится мячом.

Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №8, г. Володарск Нижегородская область

Курепова Е.В. Есть в осени первоначальной … (Экологическое занятие старшая группа) // Совушка. 2016.№1..2016.n1-a/ZP15120013.html (дата обращения: 24.02.2019).

Интеграция образовательных областей:

  • познание,
  • коммуникация,
  • социализация,
  • физическая культура,
  • музыка.

Виды детской деятельности:

  • игровая,
  • речевая,
  • музыкальная,
  • продуктивная,
  • познавательная,
  • коммуникативная,
  • двигательная.

Цель:
Закрепить знания детей о характерных признаках ранней осени и осенних явлениях.
Задачи:

  • Формировать умение выделять характерные признаки данного времени года, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
  • Обогащать словарный запас определениями.
  • Развивать речь детей, память, внимание, экологическое и творческое мышление.
  • Формировать чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть её красоту.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Методические приёмы:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
  • Словесные: рассказ педагога, рассказы детей, беседа, словесные игры, чтение стихов.
  • Практические: игры.

Оборудование:

  • Кукла Буратино,
  • мультимедийная установка,
  • музыкальный магнитафон,
  • корзины,
  • настоящие листья с деревьев, кленовые листья из картона,
  • карточки: летние и осенние садовые цветы, деревья, приметы осени, сюжетные картинки "Труд людей осенью"

Литература:

Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый друг Буратино. Я вижу, что он чем-то встревожен. Давайте узнаем, что случилось?
Буратино:
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здравствуй, Буратино!
Буратино:
Ребята, я был у вас летом. Было очень тепло, кругом цвели цветы, зеленели деревья и кусты. Мы гуляли на лужайке и вы мне много рассказали о растениях. Сегодня я с трудом узнал знакомые места. Всё изменилось вокруг: в цветниках очень мало цветов, листья на деревьях меняют цвет, а налетит ветерок и они падают на землю, покрывая её разноцветным ковром.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети:
Такие изменения в природе происходят осенью.
Буратино:
Я совсем ничего не знаю об этом.
Воспитатель:
Ребята, давайте познакомим Буратино с этим замечательным временем года.
У осени есть три месяца. Они не похожи друг на друга.
Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Осень бывает разная: первые месяцы теплые, а последние - холодные. Солнышко меньше пригревает землю, воздух охлаждается, особенно по ночам. Мы наблюдаем с вами две разные осени. Одна - ранняя. Она радостная, пышно убранная цветами, разноцветной листвой, богатая урожаем.
Поэт И. Бунин так сказал о ней:
"Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…"
Другая осень - поздняя: грустная, с дождём и снегом, с тяжелыми тучами, коротким днём.
Какую осень мы наблюдаем сейчас?
Дети:
Раннюю, весёлую.
Воспитатель:
Посмотрите на экран, как изображали раннюю осень художники.
(Используются картины художников: И. И. Левитана "Золотая осень", И.С. Остроухова "Золотая осень" и А.И. Куинджи "Осень". Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского "Времена года".)
Давайте подберём много красивых слов - определений к ранней осени.
Дети:
Весёлая, разноцветная, богатая, радостная, золотая, пышная, щедрая и т.д.
Воспитатель:
Ребята, а почему Буратино не увидел на наших клумбах тех цветов, которые росли летом?
Дети:
Летние цветы уже отцвели, а сейчас на клумбах осенние цветы.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного поиграем. (Дидактическая игра "Летние и осенние цветы").
На наборном полотне расположены карточки различных садовых цветов. Назовите и уберите те из них, которые цвели летом. Какие цветы украшают наши клумбы сейчас?

Дети:
Бархатцы, георгины, астры, хризантемы.
Воспитатель:
Вот эти цветы, Буратино, ты и видел на наших клумбах.
А сейчас, давайте познакомим Буратино с основными приметами осени. (Дидактическая игра "Приметы осени").
(Дети рассказывают о приметах осени с опорой на наглядность).
А ещё, о приметах осени, наши ребята выучили стихотворение.

Дети:
"Приметы осени."
1 ребёнок: Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорогу упадёт.
Это первая примета,
Что у нас уходит лето.
2 ребёнок: А вторая - куст малины,
В нитках белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река.
3 ребёнок: Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень.
Воспитатель:
Молодцы, много осенних примет вы знаете!
Ребята, я приглашаю вас погулять под дождём. (Физминутка. Игра "Координация речи с движением").

Воспитатель:
Ребята, как называется самое красивое время осени?
Дети:
Золотая осень.
Воспитатель:
В это время все деревья и кустарники красуются в самых ярких разноцветных нарядах.
Послушайте об этом стихотворение.
Ребёнок:
"Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны.
В пурпуре осеннем даже дуб зелёный.
Утешает осень: "Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета."
З. Федовская
Буратино:
А я принёс вам в корзинке осенние подарки. Отгадайте загадку.
"С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монет
И соберу большой букет."
Дети:
Осенние листья.
Буратино:
(Показывает разноцветные листья с разных деревьев)
Почему листья желтеют и опадают осенью?
Дети:
Солнце светит меньше, дни становятся короче, останавливается сокодвижение.
Воспитатель:
Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву.
Что это за явление?
Дети:
Листопад.
Воспитатель:
Очень красивое зрелище, когда в сухую солнечную погоду, кружась в воздухе, словно танцуя, плавно опускаются на землю листочки, покрывая её разноцветным ковром.
Об этом Максим хочет прочесть стихотворение В. Вировича "Листопад".
Ребёнок:
"Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит осень - не весна."
Буратино:
Со всех ли деревьев опадают листья?
Дети:
Нет, ель и сосна всегда зелёные.
Воспитатель:
Как называются эти деревья? И почему?
Дети:
Хвойные. У них вместо листьев иголочки - хвоя.
Буратино:
А я видел хвойное дерево совсем жёлтое. Что это за дерево?
Дети:
Это лиственница. У него хвое мягкая как листочки. Это дерево на зиму сбрасывает свои хвоинки.
Воспитатель:
Мы с вами знаем, что у каждого дерева и кустарника свои листочки. Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру "Лети, листок, ко мне в кузовок".


(У детей в руках листья с разных деревьев. Дети заводят хоровод и напевают.)

(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и изображением определённого дерева и говорит: "С такого дерева листок, лети в мой кузовок". Ребята, в руках которых листочки с данного дерева, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки узнал дерево и опустил свой листок в корзину.)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы хорошо знаете деревья и их листочки!
Буратино:
Вы мне рассказывали, что летом у людей много хлопот. А чем же занимаются они осенью? (Рассказы детей по сюжетным картинам "Труд людей осенью" (3-4 рассказа).

Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Вам придется изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами, движениями. (Дети собираются в круг).
Задание 1. Покажите, что стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы).
Задание 2. Покажите, что идёт холодный дождь (дети "открывают зонтики", поднимают воротники, прячутся под крышу).
Задание 3. Покажите, что вновь светит солнышко (дети прыгают, бегают, веселятся).
Задание 4. Покажите, что дует сильный ветер (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками).
Задание 5. Изобразите листопад (дети бегают, кружатся, приседают).
Воспитатель:
Молодцы, вы очень точно всё изобразили.
Воспитатель:
Осенняя погода очень изменчива. Это время года нам дарит много радостных и не очень радостных сюрпризов.
Буратино:
А давайте поиграем в игру "Хорошо - плохо".
Перед вами осенние листочки. Вы будете собирать их в корзинки. В жёлтую - со словами: "Осень - это хорошо…" (потому что красивые разноцветные деревья, опавшие листья шуршат под ногами, мы ходим в лес за грибами, у меня День Рождения и т.д.), а в синею - "Осень - это плохо…" (потому что много хмурых дней, идут холодные дожди, нельзя долго гулять, можно промочить ноги и заболеть и т.д.). (Дети складывают листочки согласно словам.)
Воспитатель:
Мы видим, что в обеих корзинах листочков поровну. В осеннее время года есть и хорошее, и плохое. Но мы любим это время за красоту и щедрые дары.

Буратино:
Я вижу, что вы очень много знаете об осени, а сейчас, я хочу узнать какие вы внимательные. Поиграем в игру "Чего перепутал художник". (Используется мультимедийная установка.)
Посмотрите на экран (на экране картинка с осеннем сюжетом, но допущены ошибки). Назовите, чего не может быть осенью?
Молодцы, вы очень внимательные!
Спасибо ребята. Я много узнал интересного о самом красивом периоде осени. Теперь я знаю почему на клумбах цветут другие цветы и что происходит с листочками на деревьях и кустарниках. По опавшим листочкам, я смогу найти дерево, с которого их унёс ветер. Я узнал, какие изменения происходят в природе осенью и сколько у людей забот в это время года. Теперь, в школе весёлых человечков, я смогу рассказать своим друзьям много интересного про осень.
До свидания!
Воспитатель и дети:
До свидания, Буратино!

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией "Путешествие в Огородную страну!"

Образовательная область «Познание» для старшего возраста
Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.

Цель: Обогащение знаний детей о растениях огорода.
Задачи:
- Продолжать формировать знания детей о растениях огорода.
- Развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, развивать сенсорное восприятие.
- Словесно обозначать пространственное расположение предметов, навыки микроориентировки на
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: чучело, огород, витамины.
- Приучать выслушивать ответы товарищей, развивать память, речь, мышление.

Предварительная работа : Наблюдения за овощами на огороде детского учреждения, лепка овощей и фруктов, отгадывание загадок и чтение художественной литературы.
Материал: Игрушка Чучело, проектор, овощи в корзинке, детская плита, кастрюльки,
Методика проведения:
Воспитатель загадывает загадку:

Там морковка, там капуста,
Там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья,
Нам никак пускать нельзя.

Воспитатель: Правильно, это огород
Показ слайда
Воспитатель: К нам пришёл необыкновенный гость, но чтобы он показался, нужно отгадать ещё одну загадку:
Без ног, а стоит,
Огород сторожит,
Рукавами машет -
С ветром пляшет.
Птицы боятся -
На грядки не садятся.

Воспитатель: Совершенно верно, это огородное чучело, а вот и наш гость (вносит огородное чучело)
Показ слайда.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, где ставили чучело?
Дети: На огороде
Воспитатель: Для чего это делали?
Дети: Чучело охраняло огород и отпугивало птиц.
Воспитатель: Давным – давно, крестьяне ломали голову, как спасти урожай от прожорливых птиц, ведь и птичкам нравились сочные и вкусные ягоды и фрукты, и тогда придумали делать чучела. С помощью каких вещей изготавливали чучело?
Дети: Брали старую одежду и набивали соломой
Воспитатель: Конечно, ведь чучело издалека должно напоминать человека, но птицы быстро поняли эту уловку. Сообразительные пернатые боялись лишь несколько часов. А затем вольготно располагались посередине огорода между пышными трапезами.
Отказавшись от мысли устрашить птиц, люди с удивлением обнаружили, насколько интересно набивать соломой старые комбинезоны и рубашки и теперь для многих это вдохновенный творческий процесс, настоящее искусство – украшать свои огороды и поля таким интересным чучелом.
Воспитатель: Дети, а чучело принесло нам корзинку. Интересно, а что же там?! Наш гость предлагает отправиться в чудеснейшую Огородную страну, в которой овощи будут нам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях.
Отгадывание загадок:
Круглый, коричневый, почистишь – белый.
Его варят, жарят и толкут. Что это?

Дети: Картофель
Показ слайда
Воспитатель: Правильно, а что можно приготовить из картофеля?
Дети: Картофельное пюре, пирожки, сварить суп или борщ.
Воспитатель: А давайте нашим куклам приготовим вкусный суп. Что нужно сделать с картофелем?
Дети: Помыть и почистить
Воспитатель: Всё правильно, посмотрите. Картошка внутри белая, сейчас я её порежу. А в какой посуде будем готовить?
Дети: В кастрюле
Воспитатель : Положи Даша в кастрюлю картошку. Слушаем следующую загадку. Что же ещё выросло на грядке?
Большое круглое, белое, хрустящее?

Дети: Капуста!
Показ слайда
Воспитатель: Посмотрите. Как много у капусты листьев – одёжек.Но «одёжка» эта не застёгивается на пуговицы. Про капусту есть загадка: « Семьдесят одёжек, нет ни петельки, ни пуговицы» Я порежу капусту, а Аня положит в суп.
Отгадайте, какой овощ я буду готовить:
Сидит девица в темнице, а коса на улице?

Дети: Морковка
Показ слайда
Воспитатель: Как мы можем назвать морковку, какая она?
Дети: Вкусная, сладкая, красная, длинная, сочная.
Воспитатель: Морковку нужно почистить, чем я буду чистить?
Дети: Нужно натереть на тёрке
Воспитатель: Покажите, как я это делаю (дети показывают жестами)
Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,
День и ночь они висят, опуститься не хотят,
Ну – ка берегись микроб! Поднял голову …. Укроп

Показ слайда
Воспитатель: И укроп нам пригодился. А вот ещё загадка…
Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидоров и огурцов … чеснок.

Показ слайда
- А какой чеснок на вкус?
Дети: Острый, горький, сильно пахнет.
Воспитатель: Ну и один овощ остался, чуть ли не самый главный
Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках
Кто трогает, тот и ревёт…Лук

Показ слайда
Воспитатель: А скажите, огурец кладут в суп?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, огурец кладут в салат, а как наш суп называется?
Дети: Овощной.
Воспитатель: Вот мы и сварили наш суп (на игрушечной печке) Давайте угостим наших кукол, а чучело хочет поиграть с вами в игру: «Узнай овощ на ощупь!»
Дети угадывают овощи, накрытые салфеткой.

Воспитатель: Больше всего человек ценит овощи. Так как они помогают быть ему здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н. И. Лунин в 1880 году, но только через 32 года витамины получили своё название. Их крёстным был польский учёный Казимир Фунт, который предложил назвать их «витаминами» - от латинского слова «вита», что означает «жизнь»
И морковь, и петрушка, и лук – это копилка витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей и овощной суп, который мы с вами приготовили, является ценным и полезным продуктом.
Если бы овощи могли рассказывать, то мы могли бы услышать много интересных рассказов о приключениях в Огородной стране.
Когда нет дождя или идёт небольшой дождик, обычно делают закличку (дети встают в кружок)
Показ слайда

Уж дождь дождём,
Мы давно тебя ждём:
С чистой водицей
С шёлковой травицей,
С лазоревым цветом.
С тёплым летом!
Дождик, пуще припусти
На пшеницу, на гречи.
На горох, на ячмень
Поливай весь долгий день!
А на просо, на рожь
Поливай сколько хошь!

Воспитатель: Чучело принёс нам в подарок яркие, ароматные яблоки и торопится в свой огород, давайте попрощаемся и скажем «спасибо» за интересное путешествие в Огородную страну.

Рефлексия:
-Что нового узнали?
- В какую игру играли?
- Кто приходил в гости?
- Какую пользу приносят овощи?

Презентация на тему: Путешествие в Огородную страну!

Занятие по окружающему миру

Тема: « Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)