Лимит расчета наличными между юридическими. Расчет наличными. Наличные расчеты между юридическими лицами. Порядок ведения кассовых операций ИП

В хозяйственной деятельности организации, осуществляющие наличные расчеты через свою кассу, не всегда применяют контрольно-кассовую технику (ККТ), а обходятся выписыванием приходного кассового ордера. Также некоторые организации в ряде случаев выдают товарные чеки или бланки строгой отчетности (БСО). Рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, а в каких можно выдать покупателю БСО или товарный чек, как правильно оформить операции по приему наличных денежных средств от юридических лиц, какие санкции предусмотрены за неприменение ККТ и нарушение порядка ведения кассовых операций.

Порядок работы с наличными денежными средствами в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг регулируются в отношении:

  • применения ККТ — Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении ККТ);
  • применения БСО — Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах без применения ККТ);
  • предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами — Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У (далее — Указание № 1843-У).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма Закона не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые :

Как видно, не применять ККТ при наличных денежных расчетах может лишь ограниченный круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако Закон о применении ККТ обязывает использовать кассовую технику только в случаях наличных расчетов за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги . Иными словами, расчеты, не подпадающие под признак торговых операций, могут оформляться без обязательного применения ККТ . К таким расчетам относятся, например, расчеты по уплате заемщиком основной суммы долга по договору займа или залога, процентов за пользование заемными средствами, неустойки (штрафа, пеней), а также расчеты с подотчетными лицами по возврату работником в кассу организации остатка подотчетных сумм.

Отметим, что согласно п. 3 и 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40; далее — Порядок):

  • для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
  • прием наличных денежных средств в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам ;
  • прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

Как следует из последнего пункта, осуществление наличных расчетов не ориентировано на юридических лиц. Это подтверждается, например, ст. 492, 493 Гражданского кодекса РФ, в которых сказано, что с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, считается заключенным договор розничной купли-продажи, по которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью . Юридические же лица — это организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предполагающей систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, как видно из приведенных норм Порядка, при приеме наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходный кассовый ордер. Может сложиться мнение, что операции по приему денег от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги можно оформлять приходным кассовым ордером без применения ККТ. Однако это не так. Из приведенных норм следует вывод лишь о наличии со стороны законодателя ограничений, суть которых заключается в сведении к минимуму наличных денежных расчетов между юридическими лицами. Указанный вывод подтверждается п. 2 Порядка, в котором сказано, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки .

Тем не менее полное исключение наличных расчетов между юридическими лицами невозможно и, следовательно, такие расчеты должны проводиться в соответствии с Законом о применении ККТ, т.е. с обязательным применением контрольно-кассовой техники. При этом следует отметить, что сам Закон не устанавливает зависимости применения ККТ от целей приобретения товаров, работ, услуг.

Кроме того, Закон о применении ККТ не разделяет покупателей на население и юридических лиц, а лишь определяет момент и случай применения ККТ. Так, согласно ст. 5 данного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вывод об обязательном применении ККТ при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами подтверждает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин». В пункте 3 Постановления указано, что сферой регулирования Закона о применении ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), и судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Как видно, в части использования ККТ при наличных денежных расчетах по операциям с признаком торговых нормы Закона о применении ККТ и Порядка идентичны — ККТ следует применять обязательно. Что касается правил ведения кассовых операций, то они регулируются только Порядком, значит, при приеме наличных денежных средств непосредственно в кассу организации необходимо выписать приходный кассовый ордер.

Таким образом, для правильного оформления наличных денежных расчетов между юридическими лицами необходимо исходить из следующего:

  • организация-продавец, осуществляя операции, имеющие признак торговых, обязана применять ККТ и выдавать покупателям, включая юридических лиц, кассовые чеки или БСО, приравниваемые к кассовым чекам, либо товарные чеки и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар, работу, услугу (по требованию покупателя);
  • организация-продавец, осуществляя наличные расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги непосредственно через свою кассу, должна оформлять поступление наличных денег приходными кассовыми ордерами и заполнять кассовую книгу.

Иными словами, организация-продавец при получении денежных средств от покупателя — юридического лица непосредственно в свою кассу должна пробить и выдать ему кассовый чек и оформить приходный кассовый ордер на сумму, пробитую в этом чеке. Такая позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. № 22-12/44690. Отметим, что идентифицировать покупателя — юридическое лицо возможно при предъявлении им доверенности на получение товара, приемку работ или услуг, совершение расчетов и получение расчетных документов.

Таким образом, если организация-продавец проводит наличные расчеты, применяя ККТ, которые находятся в торговых залах, офисах продаж и других помещениях, не являющихся специально оборудованной кассой организации, где прием денег осуществляют продавцы или кассиры-операционисты, оформлять приходные кассовые ордера на каждое поступление от покупателя денежных средств не требуется. В этом случае по окончании рабочего дня (смены) оформляются приходные кассовые ордера на общие суммы выручки, сданные каждым из продавцов или кассиров-операционистов в кассу организации-продавца.

Если в кассу организации-продавца поступает выручка как напрямую от продавцов или кассиров-операционистов, так и от покупателей — юридических лиц, составляются отдельные приходные кассовые ордера на каждый из видов поступлений:

  • на суммы выручки, полученные от продавцов или кассиров-операционистов, — в конце рабочего дня (смены) при их сдаче в кассу организации-продавца;
  • на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, — в момент такого получения; при расчетах с каждым из таких покупателей будет выбит кассовый чек по ККТ, находящейся непосредственно в кассе.

Если же организация-продавец проводит расчеты и с населением, и с юридическими лицами непосредственно через свою кассу, оформление поступлений наличных денежных средств можно организовать следующим образом:

Отметим, что ФНС России выпустила письмо от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303, в котором рассмотрела порядок осуществления наличных денежных расчетов, не предусматривающий составления отдельного приходного кассового ордера при получении денег от юридического лица. В частности, в указанном письме говорится, что «поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ».

В связи со сказанным применяемый организацией-продавцом порядок учета денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами необходимо закрепить в учетной политике.

Отметим, что при наличных расчетах непосредственно через кассу организация-продавец в бухгалтерском учете выручку, полученную от населения и оформленную общим приходным кассовым ордером, может отражать без применения счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» прямой бухгалтерской записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи». Такая корреспонденция предусмотрена Планом счетов и Инструкцией по его применению .

Если же организация-продавец использует для отражения расчетов с населением счет 62, то, по мнению автора, следует по аналитическим признакам:

  • «Контрагент» — указать «Розничная торговля, выполненные работы, оказанные услуги населению»;
  • «Договор» — указать номер Z-отчета.

В этом случае необходимые методологические требования к аналитическому учету по счету 62, установленные Планом счетов и Инструкцией по его применению, в частности построение аналитического учета с целью получения необходимых данных по покупателям (заказчикам) и расчетным документам, будут соблюдены.

Отдельно отметим, что, по мнению ФНС России, выраженному в письме от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115 «О применении ККТ», в случае получения аванса (предоплаты) за будущие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг следует применять ККТ, поскольку существует связь с указанными видами расчетов.

Пример. Организация «АБВГ» продает офисную мебель и наряду с безналичными расчетами осуществляет расчеты наличными денежными средствами как с юридическими лицами, так и с населением. Выручка от покупателей — юридических лиц и населения поступает непосредственно в кассу организации «АБВГ». Полученную от населения выручку организация «АБВГ» учитывает без применения счета 62.

В течение рабочего дня кассир организации «АБВГ» принял выручку от населения в сумме 900 руб. и покупателей — юридических лиц в следующих размерах:

  • ООО «БАМ» по договору № 11 в сумме 1200 руб.;
  • ООО «Аладдин» по договору № 31 в сумме 1500 руб.;
  • ООО «Солнышко» по договору № 27 в сумме 700 руб.

Общая сумма выручки за рабочий день составила 4300 руб.

В учете организации «АБВГ» операции по осуществлению наличных расчетов будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «БАМ»/договор № 11» — 1200 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 1 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Аладдин»/договор № 31» — 1500 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 2 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Солнышко»/договор № 27» — 700 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 3 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 90 — 900 руб. (4300 руб. — (1200 руб. + 1500 руб. + 700 руб.)) — отражено поступление выручки по розничной торговле в виде разницы между общей суммой выручки, указанной в Z-отчете, и суммой выручки, полученной от покупателей — юридических лиц.

В кассовой книге будут сделаны четыре записи по приходным кассовым ордерам:

  • № 1, 2, 3 — на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, т.е на 1200, 1500 и 700 руб.;
  • № 4 — на общую сумму выручки, полученную от физических лиц, т.е. на 900 руб.

К кассовому отчету кассир приложит приходные кассовые ордера № 1, 2, 3, 4 и Z-отчет .

Контроль за применением ККТ

Контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы и органы внутренних дел. В статье 7 Закона о применении ККТ установлено, в частности, что налоговые органы:

  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением ККТ;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают на организации и индивидуальных предпринимателей штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В свою очередь с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций взаимодействуют органы внутренних дел в пределах своей компетенции.

Ограничение наличного денежного обращения, установленного для юридических лиц. Контроль за соблюдением правильности работы с наличностью

Регулирование и контроль наличного денежного обращения в РФ возложены на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г., протокол № 47 (далее — Положение № 14-П), и Порядке указано, что все организации независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов и обязаны сдавать поступающие в кассы наличные деньги в учреждения банков.

При этом организациям разрешается хранить в кассах наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков, и расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством и разрешенные обслуживающими учреждениями банков. К таким целям относятся, например, хозяйственные нужды организации, командировочные и представительские расходы.

Испрашиваемая сумма лимита остатка наличных денег в кассе рассчитывается организацией самостоятельно на основании данных о суммах выручки за три последних месяца и произведенных выплатах (кроме заработной платы и выплат социального характера) за этот же период. Рассчитывается лимит остатка наличных денег в кассе в расчете по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (далее — Расчет). В Расчете также приводятся цели расходования денежных средств из полученной организацией выручки. Расчет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Обслуживающее учреждение банка анализирует Расчет и устанавливает для организации лимит остатка наличных денег в кассе за подписью руководителя этого учреждения банка.

Кроме того, Банк России предпринимает меры и по ограничению величины наличных расчетов. Так, согласно Указанию № 1843-У на настоящий момент лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, предпринимателями, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. При этом условиями данного ограничения являются осуществление наличных расчетов в рамках одного договора и связь с предпринимательской деятельностью. Законодатель не напрасно указывает на связь с предпринимательской деятельностью, подчеркивая тем самым необходимость ограниченного участия юридических лиц в наличных денежных расчетах, о чем уже говорилось.

Контроль за порядком работы с денежной наличностью в части ограничения наличного денежного обращения между юридическими лицами возложен на учреждения банков. В Положении № 14-П среди прочего установлены правила организации обращения наличных денег и рекомендации по осуществлению проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

В частности, в п. 2.14 Положения № 14-П указано, что «учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью…». Проверка осуществляется в соответствии с Рекомендациями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, являющимися Приложением к Положению № 14-П.

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Например, в ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены санкции по следующим правонарушениям, связанным с работой с наличными денежными средствами:

При установлении указанных нарушений размер административного штрафа составляет для должностных лиц 4000-5000 руб., для юридических лиц — 40 000-50 000 руб.

Применение БСО. Контроль за применением БСО

Как уже отмечалось, организации при оказании услуг населению вместо кассовых чеков выдают БСО, приравниваемые к кассовым чекам.

При применении БСО необходимо руководствоваться Положением о расчетах без ККТ. Формы БСО изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Причем такие системы должны содержать защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО, а также иметь функции по охране его уникального номера и серии в течение не менее 5 лет.

БСО должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения о расчетах без применения ККТ. Следует отметить, что перечень реквизитов является открытым, поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно дополнить БСО иными реквизитами, характеризующими специфику оказываемой услуги.

Такими реквизитами могут быть, например, код услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 , логотип организации, художественное оформление в виде рисунков по тематике услуги, правила предоставления и пользования услугой, время и место предоставления услуги, наименование (адрес) сайта, на котором имеется описание услуги.

Отметим, что ранее формы БСО утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ. Теперь согласно Положению о расчетах без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают формы БСО самостоятельно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО.

В настоящее время утвержденные федеральными органами исполнительной власти формы БСО существуют, в частности, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры .

При оказании населению услуг, в отношении которых формы БСО утверждены федеральными органами исполнительной власти, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять именно эти формы БСО.

Невыдача БСО, приравненного к кассовому чеку, является основанием для привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, информация о санкциях по которой была указана ранее.

Стоит иметь в виду, что согласно позиции ФНС России, выраженной в письме № АС-4-2/9303, «при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93…». При оказании населению услуг, не поименованных в ОК 002-93, ККТ применяется в общеустановленном порядке.

Расчеты с использованием платежных карт приравниваются к наличным денежным расчетам.

За исключением платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитных организаций и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Список организаций и видов деятельности, к которым применяется данное правило, установлен в п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ.

Глава 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

Указанной позиции придерживается ФНС России в письме от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695 «О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники».

Z-отчет — отчет при работе с ККМ. Снимается в основном один раз в конце смены. В Z-отчете указывается общая сумма денежных средств, поступивших в кассу в течение смены, т.е. выручка.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Для упрощения примера иные документы, установленные законодательством РФ и обязательные для составления при применении ККТ, не указываются.

Положение № 14-П.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Указание № 1843-У.

Учреждениями культуры признаются: учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха, включая услуги выставочного характера и художественного оформления и услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) (п. 6 Положения о расчетах без применения ККТ).

Какую сумму наличных денег может потратить предприниматель, чтобы рассчитаться с контрагентом? Почему предпринимателю не нужно соблюдать лимит, тратя деньги на личные нужды? Какой штраф грозит бизнесмену за несоблюдение лимита наличных расчетов?

— неотъемлемая и значительная часть хозяйственной жизни любого предпринимателя. И эти расчеты подлежат особому контролю со стороны налоговых органов. Ведь рассчитаться наличными деньгами можно только в установленных законодателями пределах. На сегодняшний день этот лимит составляет 100 000 руб. по одному договору (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У, далее — Указание № 3073-У). Все подробности о том, как соблюсти лимит наличных расчетов, вы узнаете из данной статьи.

Когда нужно соблюдать предел расчета наличными, а когда — нет

Соблюдать — 100 000 руб. по одному договору — вам следует при заключении сделок с организациями и другими предпринимателями. Причем применять этот лимит следует независимо от того, платите вы наличные или получаете их (п. 2 и 6 Указания № 3073-У).

А вот с гражданами, не являющимися предпринимателями, вы можете рассчитываться наличными без ограничения (п. 2 и 5 Указания № 3073-У). Аналогично нет ограничений и на выдачу наличных денег работникам. Например, под отчет сотруднику вы можете выдать любую сумму, хоть 500 000 руб.

Однако учтите следующее. Если работник на будет от вашего имени и на основании доверенности что-то покупать у организации или предпринимателя, то лимит соблюдать придется. То есть сотрудник не должен платить наличными более 100 000 руб. по одной сделке. Так как в этом случае получается, что сделка заключена не с ним как рядовым физлицом, а с вами как предпринимателем.

Если же сотрудник будет что-то покупать в магазине как частное лицо, то в этом случае сделка будет совершена между продавцом и физическим лицом. А значит, ограничение по расчету наличными применять не нужно. То есть ваш работник, выступая в качестве физического лица, может купить товары на любую сумму, в том числе и превышающую 100 000 руб.

Не нужно соблюдать какой-либо лимит, и когда вы изымаете деньги из бизнеса на свои . Дело в том, что предприниматель является полноправным и единоличным владельцем бизнеса. И деньгами, полученными от ведения деятельности и оставшимися после уплаты налогов, он вправе распоряжаться по своему усмотрению. Получается, что вы в любой момент можете взять из бизнеса любую сумму и потратить ее на личные нужды (ст. 209 и 861 НК РФ).

Примечание. Выдачу наличных денег предпринимателю на личные нужды не надо отражать в налоговом учете.

Наглядно о том, когда необходимо соблюдать предельный размер наличных расчетов, мы представили в таблице ниже.

Как быть, если сумма по договору превышает 100 000 руб.

Лимит расчетов в размере 100 000 руб. действует в рамках одного договора. При этом не имеет значения ни срок действия договора, ни периодичность платежей по нему. То есть даже если срок договора равен году, а деньги по нему вы перечисляете несколькими платежами, все равно общая их сумма не должна превышать 100 000 руб.

Поэтому если вы заключили договор на сумму, например, 600 000 руб., то сверхлимитный остаток в размере 500 000 руб. придется перечислять в безналичном порядке.

Примечание. Нельзя оплатить в разные дни несколькими платежами товары, отгруженные по одному договору, если их стоимость более 100 000 руб. В то же время в течение одного дня можно совершить несколько наличных платежей, не превышающих по сумме 100 000 руб., но по разным договорам.

Когда предпринимателю необходимо соблюдать лимит расчетов наличными

Возможные цели

Предельный размер наличных расчетов

Сделки купли-продажи с организациями или другими предпринимателями, включая возврат наличных сумм по таким договорам

100 000 руб. в рамках одного договора

Сделки купли-продажи с физическими лицами, не являющимися предпринимателями

Ограничений нет

Выплата заработной платы и иных выплат социального характера

Взятие наличных денег на личные нужды предпринимателя, не связанные с предпринимательской деятельностью

Выдача наличных денег работникам под отчет

Не пытайтесь обойти ограничение в 100 000 руб. путем заключения дополнительного соглашения к договору. Например, основной договор вы заключили на 70 000 руб. А потом подписали дополнительное соглашение на сумму 40 000 руб. В этом случае вы превысите предел наличных расчетов. Поскольку дополнительное соглашение к договору является его неотъемлемой частью. И общая сумма наличных по договору и по дополнительному соглашению не должна превысить 100 000 руб.

Лучше поступить так. Один договор разбить на несколько, каждый из которых будет заключен на сумму менее 100 000 руб. Только учитывайте следующее: во избежание разногласий с контролирующими органами заключайте такие договоры в разные дни (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2010 № А33-20038/2009 и ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2009 № А32-171/2009-51/18-9АЖ). Иначе налоговики могут признать подобные сделки притворными и переквалифицировать их в один договор (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2008 № А28-9126/2007-90/18 и ФАС Поволжского округа от 03.12.2008 № А72-3587/2008).

Либо разбейте договор не только по суммам, но и по номенклатуре. Например, вместо одного договора на поставку комплектующих к оргтехнике на сумму 130 000 руб. заключите два договора. Один — на покупку мониторов на сумму 90 000 руб., другой — на приобретение клавиатуры и компьютерных мышей на сумму 40 000 руб.

Имейте в виду : лимит наличных расчетов применяется не только в период действия договора, но и после окончания его срока (п. 6 Указания № 3073-У). Это значит, что, например, нельзя оплатить наличными договорные санкции (неустойки), если наличными уже были оплачены товары, работы, услуги по договору в сумме 100 000 руб.

Какова ответственность за расчеты наличными деньгами сверх 100 000 руб.

Ответственность за наличные расчеты сверх 100 000 руб. установлена статьей 15.1 КоАП РФ. Штраф для организаций составляет от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц — от 4000 до 5000 руб. Про штрафы для предпринимателей в статье 15.1 КоАП РФ не сказано. И многие считают, что предпринимателю за сверхлимитные расчеты ответственность не грозит.

Но, увы, это не так. За несоблюдение лимита наличных расчетов на предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 4000 до 5000 руб., поскольку он приравнивается к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 № А28-16681/2009).

Однако наложить штраф налоговики вправе только в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Момент, когда они обнаружат нарушение, при этом значения не имеет (ч. 1 ст. 4.5 и подп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). То есть контролеры, обнаружив, что полгода назад вы выплатили другой организации или предпринимателю по одному договору, например, 150 000 руб., оштрафовать вас не смогут, поскольку два месяца с момента выплаты уже истекло.

Многих предпринимателей волнует вопрос: кто отвечает за превышение лимита наличных расчетов — тот, кто осуществил платеж, или тот, кто получил наличные деньги? К сожалению, в статье 15.1 КоАП РФ этот момент не оговорен. Но, несмотря на это, судьи считают, что за сверхлимитные наличные расчеты следует штрафовать обе стороны — как плательщика, так и получателя денежных средств. Об этом — постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 № 18АП-2577/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 № А28-2959/2010 и ФАС Уральского округа от 31.08.2010 № Ф09-5561/10-С1).

Выводы:

  1. Если вы рассчитываетесь с организацией или другим предпринимателем, вам необходимо соблюдать лимит наличных расчетов — 100 000 руб. А вот перечислить физическим лицам либо, наоборот, получить от них вы можете любую сумму денег.
  2. Помните, что ограничение в размере 100 000 руб. налагается на всю сумму расчетов в рамках договора, а не на каждый платеж в отдельности.
  3. Оштрафовать за сверхлимитные наличные расчеты вас могут, только если с момента правонарушения еще не прошло два месяца.

Сентябрь 2015 г.

Доля безналичных средств в общем объеме денежной массы в нашей стране непрерывно растет, чему способствуют и реализуемые государством меры. Безналичные расчеты не только удобны, но и позволяют правоохранительным органам обеспечить контроль за осуществлением сделок – как связанных с предпринимательской деятельностью, так и не имеющих к ней отношения.

Именно цель повышения прозрачности расходов на дорогостоящие товары преследует резонансный законопроект об ограничении максимального размера расчетов наличными средствами между физическими лицами, разработанный Минфином России .

Как сейчас...

В настоящее время предельный размер суммы при расчетах наличными деньгами с участием обычных граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не установлен. Правда, подобное ограничение существует, но только в отношении юридических лиц и ИП.

1. Неразвитость инфраструктуры безналичных расчетов . По данным Банка России, за период с 2008 по 2013 годы количество банкоматов увеличивалось быстрее, чем количество электронных терминалов для безналичных расчетов в организациях торговли. На сегодняшний день по объему таких терминалов лидирует Московский регион (206,8 тыс. устройств на 1 октября 2013 года). Второе место со значительным отрывом занимает северная столица (60,9 тыс. устройств), за ней следуют Тюменская (44 тыс. устройств) и Свердловская (40,2 тыс. устройств) области. Аутсайдерами являются северо-кавказские регионы – Республика Ингушетия (47 устройств) и Чеченская Республика (71 устройство).

2. Недоверие граждан к безналичной форме расчетов . Клиенты кредитных организаций и прочих платежных операторов опасаются стать жертвами мошенничества в сфере безналичных платежей. К слову, количество инцидентов, связанных с нарушением требований безопасности при переводе денежных средств, только за первое полугодие текущего года возросло почти на 60% в сравнении с показателями 2012 года.

3. Высокая ставка торговой уступки , то есть комиссии в пользу кредитной организации за то, чтобы клиенты того или иного предприятия могли расплачиваться в безналичной форме за приобретаемые товары и оказываемые услуги. По данным проведенного в 2012 году исследования Высшей школы экономики "Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей" со ссылкой на Банк России, в большинстве стран и в среднем по странам Евросоюза межбанковская комиссия ниже, чем в России на 54% в системе MasterCard и на 80% – в системе Visa. В среднем в странах ЕС размер торговой уступки составляет 0,7-0,8% , тогда как в нашей стране он близок к 1,9% , а в отдельных случаях может достигать 3,2% ).

Половина опрошенных компаний недовольна уровнем торговой уступки, считая его завышенным. Интернет-магазины хотели бы снизить ее в среднем на 1% , а прочие магазины – на 0,5% . В целом, отмечают эксперты Высшей школы экономики, считается, что величина торговой уступки не должна намного превышать стоимость обслуживания наличных платежей , которая для 2/3 опрошенных (66%) сегодня составляет не более 1% . Вместе с тем, безналичные операции, как правило, обходятся дороже в два и более раза .

4. Низкая финансовая грамотность населения . В конечном счете она проявляется в нежелании доверять банку свои деньги, пусть и в пределах застрахованной суммы в 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ " "), оформлять банковские карты, пользоваться онлайн-банкингом и т.д.

Взгляд эксперта...

Специалисты в основном относятся к инициативе взвешенно и не предсказывают серьезных негативных последствий. По словам члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олега Казаковцева , прозвучавшим в пресс-центре РИА Новости на круглом столе "Будущее финансовых операций: наличные и безналичные расчеты" 26 ноября 2013 года, важно вовремя грамотно проинформировать потребителей о грядущих изменениях и обеспечить разумный размер комиссионного вознаграждения банков. Сенатор отметил, что при покупке на 1 млн руб. потребитель должен понимать, что около 20 тыс. руб. придется заплатить банку в качестве комиссионных при осуществлении расчетов.

С другой стороны, эксперт подчеркнул, что неверно все безналичные расчеты сводить к расчетам по банковским картам. Действительно, если деньги хранятся на вкладе в банке, то при необходимости рассчитаться за товар или услугу можно просто направить банку платежное поручение на перечисление средств в пользу третьего лица (например, автосалона при покупке автомобиля), и в этом случае вознаграждение банка будет намного скромнее. Правда, выразил недовольство Олег Казаковцев, оно все равно окажется несопоставимо больше по сравнению со стоимостью обслуживания платежного поручения организации, что нельзя назвать обоснованным и справедливым.

Другим вариантом может послужить пример многих некоторых крупных торговых организаций, установивших в своих офисах операционные кассы . Клиент, таким образом, может перевести привычные банкноты в безналичную форму на месте уже с помощью продавца.

Сдерживающим для распространения безналичных расчетов фактором, по мнению ведущего эксперта Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Дмитрия Мирошниченко , служит и мощный фактор психологической инерции . Кстати, подчеркивает эксперт, он характерен не только для нас – к примеру, в странах англосаксонской системы до сих пор повсеместно рассчитываются чеками, хотя транзакционные издержки при этом еще выше, чем при организации наличного оборота. Вместе с тем, уверен финансист, люди со временем поймут выгоду безналичных расчетов.

Как отмечает ведущий эксперт Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Михаил Хромов , необходимо прежде всего создать такие условия , чтобы людям было выгодно хранить деньги не в наличной форме, а на банковской карте или на банковском счете, развивать инфраструктуру предоставления дистанционных услуг. Помимо этого, полагает экономист, необходимо бороться с монополистическими процентами за услуги банков по переводу средств.

и обычных граждан

Авторы законопроекта поясняют, что предлагаемое изменение порядка расчетов с использованием наличных денег является безболезненной мерой для повседневной жизни потребителей, так как нововведение коснется исключительно приобретения дорогостоящих товаров – таких как автомобили, недвижимость и предметы роскоши.

Однако по данным опроса, проведенного 7 ноября 2013 года Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, почти половина экономически активных граждан (47% ) выступает против предложения об установлении лимита расчетов наличными деньгами. Респондентов этой группы смущает "слишком высокий уровень контроля государства" , а также необходимость уплаты комиссионного вознаграждения банку.

Цитата

Александр Молодцов , директор Центра прикладных разработок и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ:

"В законопроекте фактически нет целевых показателей. На самом деле непонятно, какое воздействие на экономику планирует законодатель оказать – на экономику и на людей. На сегодняшний день пока понятно очевидное негативное воздействие, скажем так, в политической плоскости. Если посмотреть, что пишут люди – они пишут: "Вот опять к нам лезут в карман!", "Да, конечно, несите в Мастер-Банк деньги" и так далее. Да, это "пугалка", но банковский сектор – он зависит от восприятия людьми его самого, как ни крути. И поэтому возникает вопрос вообще о целесообразности и своевременности принятия этого законопроекта именно в этот период "

Почти треть (30% ) опрошенных оценивают законопроект Минфина России положительно. Россияне, в частности, видят в нововведении в качестве антикоррупционную меру и инструмент для отслеживания денежных потоков. Правда, при этом подчеркивается, что "система безналичных платежей недоразвита" .

Еще 23% участника опроса затруднились высказать свое мнение по поводу инициативы .

Наказание не дремлет

Помимо изменений в законопроект предусматривает и установление административной ответственности за нарушение предлагаемого порядка расчетов. Предполагается, что осуществление гражданами расчетов, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, сверх установленного лимита будет наказываться штрафом в размере суммы, уплаченной сверх этого лимита . Причем ответственность будут нести только те граждане, должностные лица или организации, которые приняли наличные деньги в нарушение закона.

Кстати, порядок определения суммы штрафа изменится и для должностных лиц и организаций – если сейчас закрепляет фиксированные размеры штрафов (от 4 тыс. до 5 тыс. руб. и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. соответственно), то в случае одобрения инициативы виновные лица будут обязаны выплачивать штраф в размере превышения предусмотренного для них лимита.

Предполагалось, что планируемые изменения порядка расчетов с участием граждан вступят в силу уже с 1 января 2014 года, однако пока законопроект находится на согласовании у профильных ведомств и даже не поступил в Госдуму. Очевидно, что работа над законопроектом, а также, хочется надеяться, над обеспечением безопасности безналичных расчетов и информированием граждан об их преимуществах продолжится и в новом году. Однако предсказать окончательный вид, который примет ограничение размера наличных расчетов между гражданами, пока невозможно.

Отечественные нормы законодательства допускают совершение сделок субъектами хозяйственных отношений путем, как наличных, так и безналичных расчетов. При этом правовые нормы, которые регулируют оплату с банковских счетов и наличный расчет между юридическими лицами в 2019 году разнятся. При втором способе выполнения своих обязательств по расчетам сегодняшние законодательные нормы определяют особый порядок финансовых операций. Рассмотрим их детально.

«Живые» деньги

Любое предприятие в Российской Федерации может применять в процессе своей деятельности денежные средства. Гражданское законодательство прямо говорит о том, что на российской территории могут иметь хождение как безналичная оплата, так и расчеты между юрлицами за наличный расчет. В 2019 году этот принцип остался незыблем.

Физлица, которые не имеют статуса ИП, имеют право использовать наличный расчет рублями неограниченно. Каких-либо исключений тоже нет.

Совсем другая история выходит при расчетах между юрлицами за наличный расчет в 2019 году. Операции с наличными финансами между организациями более жестко урегулированы законом.

Так, главный Банк России (он же – ЦБ РФ) в своем указании от 11 марта 2014 года № 3210-У (далее – Указание) установил общий порядок организации и оформления расчетов с использованием наличности. Эти распоряжения обязательны для исполнения всеми предприятиями. Между тем, определен более простой порядок финансовых операций по кассе для:

  1. бизнесменов;
  2. небольшого бизнеса;
  3. микропредприятий.

Любой фирме или ИП, которые имеют дело расчетами за наличные деньги, обязательно нужно иметь у себя на предприятии или в компании кассу. Ответственность за это несет глава юрлица.

Второй пункт Указания говорит о том, что руководитель, ответственный за кассу, должен определить лимит наличности для нее по завершению работы к концу дня. Данный норматив рассчитывают по методике, которая есть в Указании. Так выглядит основная формула:

Если ИП или организация нарушат методику Банка России по определению лимита либо допустят нарушение в отношении наличного расчета между юридическими лицами в 2019 году, то последуют санкции. Они вообще лишат предприятие права на хранение денег в своей кассе.

Компания для ведения кассы должна вести документацию, которая принята Госкомстатом России в постановлении от 18 августа 1998 года № 88. Работать с иными бланками не разрешено.

В пункте 4.1 Указания сказано про необходимость оформления кассовых операций приходным и расходным ордером. Заполнять их обязан главный бухгалтер, просто бухгалтер или кассир организации. А в пункт 4.2 говорит об обязанности руководителя оформлять данные ордеры, если он выполняет кассовые операции.

Кроме руководителя, все операции с денежными средствами могут проводить и кассиры. Но только в том случае, если они ознакомлены с соответствующими обязанностями под личную подпись.

Все операции с кассой выполняют лишь обозначенные выше категории лиц. Участие других – недопустимо. Руководитель, кассиры и бухгалтеры обязаны делать в книге по кассе записи про все операции с наличными деньгами. Причем они должны быть подтверждены соответствующими приходными и расходными кассовыми ордерами.

Лимит в 2019 году

Статья 128 ГК РФ регламентирует наличные денежные средства как отдельный правовой объект. Они свободно перемещаются между различными лицами по территории страны.

Ограничивать такую циркуляцию могут только соответствующие законодательные акты и постановления. Это следует из смысла статьи 129 ГК РФ.

Из всего вышесказанного можно заключить, что законодательство вправе ограничивать нормы передвижения наличных средств в каких-либо обстоятельствах. Об этом говорят приведенные статьи Гражданского кодекса.

Банк России в указании от 07 октября 2013 года № 3073-У установил ограничение на наличный расчет между юридическими лицами. В 2019 году оно не претерпело изменений.

Второй пункт этого документа говорит о невозможности расходования по своему усмотрению наличных денег, которые поступили в кассу. Поэтому для каждого правила есть и исключения. Они изложены в этом же пункте.

Так, Центробанк разрешает расходовать наличные средства, пришедшие в кассу организации, в основном, на 2 цели:

  1. для списания в адрес контрагентов;
  2. для выдачи персоналу (подотчет, зарплатные выплаты и т. п.).

Отметим, что ЦБ разрешает отпускать денежные средства на расчеты с поставщиками, независимо от статуса последних: компания или частный предприниматель.

В шестом пункте указания № 3073-У ЦБ установил главное ограничение на наличный расчет между юридическими лицами в 2019 году. Так, между предприятиями либо предприятием и человеком со статусом ИП сумма прохождения наличных финансов по сделке не должна быть больше 100 000 рублей.

По одному договору оплата наличными не должна превышать 100 000 рублей.

Обратите внимание: такое же правило должно быть выполнено при выдаче или получении займа предприятием, коммерсантом.

Для банкнот и монет иных стран Центробанк ввел тот же самый лимит, но сделал одно единственное исключение. Так, эквивалент в российских рублях нужно определять конкретно на определенную дату операции с наличными деньгами.

Принятое ограничение необходимо выполнять по каждому договору. Иначе выражаясь, договоры должны быть заключены на разные сделки.

Когда же имеет место оплата наличными с участием обычных физических лиц, которые не проходили регистрацию как ИП, лимит в 100 000 рублей на расчеты между юрлицами за наличный расчет в 2019 году не действует. На это прямо указывает 5-й пункт указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.

Учтите, что ограничение на выдачу наличных денег можно обойти, если пустить ее на:

  • выдачу заработной платы;
  • выплаты подотчетным лицам;
  • на личные нужды бизнесмена (сам себе).

«Наличка» между главным офисом и «обособками»

Помимо наличного расчета между юридическими лицами в 2019 году (т. е. между независимыми организациями), российское законодательство разрешает возможность движения наличных денег между главным подразделением компании и ее обособленными структурами.

Пункт 6.4 указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У прямо говорит, что организация может полноправно выделять денежные средства из кассы своим подчиненным подразделениям. Причем все правила компания свободно устанавливает сама. Движение наличности в этом случае подтверждает расходный ордер по кассе.

Такой же порядок действует и при движении наличных денег от структурного подразделения к головному офису компании (п. 5.3 указания).

Более того, Банк России, установив возможность циркуляции наличности между главным подразделением организации и ее территориальными структурами:

  1. ничем не ограничил сумму передаваемых денежных средств;
  2. не выделил никаких лимитов на такое движение.

Объяснение довольно простое: третий пункт статьи 55 ГК РФ указывает, что обособленные подразделения не могут в принципе иметь статуса отдельного юридические лица. Стало быть, всё лимитирование, которое российское законодательство накладывает на организации, на их обособленные структуры совершенно не действует.

Таким образом, ЦБ РФ в своих указаниях распорядился запретить оплачивать наличностью суммы больше 100 000 российских рублей только в расчетах наличностью между юрлицами и/или бизнесменами. При движении наличных денежных средств между головной организацией и ее подчиненными структурными подразделениями никаких лимитов на максимальные суммы Центробанком на 2019-й год не введено.

Главные правила расчетов между юрлицами в 2019 году

  • Расчеты между юридическими лицами могут вестись как наличными деньгами, так и в безналичном порядке (ст. 861 ГК РФ).
  • Помимо этого расчеты между юридическими лицами могут производиться ценными бумагами – векселем (ст. 128, п. 2 ст. 142 НК РФ). Расчет векселем между юридическими лицами осуществляется с учетом требований, указанных в Законе “О переводном и простом векселе” от 11.03.1997 N 48-ФЗ.
  • Безналичный расчет между юридическими лицами производится путем перевода денежных средств с банковских счетов на банковские счета (п. 3 ст. 861 ГК РФ) и регламентируется Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 N 383-П.
  • Расчеты между юридическими лицами наличными денежными средствами должны производиться в соответствии с требованиями, установленными Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У “Об осуществлении наличных расчетов”.

Ограничение наличных расчетов и установление порядка их ведения относится к компетенции ЦБ РФ. В нашей статье читайте о действующих пределах наличных расчетов, а также о тонкостях порядка оформления расчетов и кассовых операций.

Лимит наличных расчетов между юридическими лицами в 2018 — 2019 году: нормативные акты об обороте денег и порядке расчетов

Введение ограничения наличных расчетов направлено на повышение эффективности фискального контроля с сохранением за их владельцами возможности распоряжаться финансовыми ресурсами для целей оборота. Поэтому лимит расчета наличными постоянно повышается вслед за инфляцией.

В настоящее время лимит расчета наличными между юридическими лицами составляет 100 000 руб. Устанавливая ограничения наличных расчетов, государство вводит не только ограничения расчетов наличными деньгами между организациями, но и допустимую норму расчета наличными с индивидуальным предпринимателем (ИП).

Ограничение расчетов наличными деньгами между юридическими лицами выражается в следующих мерах:

  • установлении предела расчетов наличными деньгами;
  • ограничении наличных денежных остатков;
  • определении особого порядка проведения операций с денежной наличностью.

За нарушение ограничений наличных расчетов между юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Рассмотрим особенности применения ограничительных мер и правоприменительную практику.

Предельный размер в России суммы, оплачиваемой организациями через кассу согласно указанию об ограничении расчетов. Нужно ли ограничить наличные расчеты с индивидуальным предпринимателем

Базовые положения о расчетах содержатся в ч. 2 ст. 861 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), согласно которой при осуществлении предпринимательской деятельности основу составляют безналичные переводы денег. Расчеты могут производиться также наличными деньгами с учетом установленных нормативно-правовыми актами ограничений.

В ст. 82.3 закона «О Центральном банке РФ» от 10.07.2002 № 86-ФЗ содержится указание о том, что регулирование расчетных отношений в части введения различного рода ограничений относится к компетенции Центрального банка РФ (далее — ЦБ РФ).

Основные положения о проведении наличных расчетов определены указанием ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У), п. 6 которого установлено их ограничение между юридическими лицами, а также ИП денежной суммой в размере 100 000 руб. в рамках одного договора.

За нарушение этого требования предусмотрены меры административной ответственности в виде штрафа.

Ответственность за нарушение порядка расчетов и превышение пределов наличного оборота денег в виде штрафа по КоАП РФ

Ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает меры ответственности за несколько видов нарушений при работе с наличными деньгами:

  • проведение расчетных операций с превышением установленного для этой цели лимита;
  • неоформление прихода денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (данная формулировка толкуется по-разному, включая иногда несоблюдение установленного порядка проведения операций);
  • накопление в кассе наличных денег сверх установленного в организации лимита остатка.

Санкция статьи предусматривает штраф как для должностных, так и для юридических лиц. Максимальный размер штрафа для организации — 50 000 руб.

Расчеты наличными могут совершаться денежными средствами, которые поступают в кассу из нескольких источников:

  1. В виде выручки.
  2. С расчетного или иного банковского счета организации.
  3. В виде других поступлений (возврата подотчетных средств, совершения сделок и др.).

В результате денежных операций на конец рабочего дня объем денежной наличности в кассе организации должен остаться в пределах установленного лимита остатка.

Сколько составляет лимит остатка по кассе. Есть ли требования для ИП

В соответствии с п. 2 указания ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У), банки не устанавливают лимиты остатка наличных денег. Организации делают это самостоятельно, используя для расчета по формуле, приведенной в приложении к указанию, прогнозируемый объем выручки. Сверхлимитные средства должны сдаваться на счет в банке, за исключением дней выплаты зарплаты и некоторых других случаев (абз. 8 п. 2 указания № 3210-У).

При наличии обособленных подразделений (ОП) возможны 2 варианта установления лимита:

  • Если ОП сдает наличные в кассу организации, лимит остатка по кассе определяется с учетом этого ОП.
  • Если ОП сдает деньги на счет в банке, лимит определяется для ОП отдельно. В этом случае в ОП должен храниться экземпляр приказа об установлении ему лимита остатка по кассе.

Указание № 3210-У не содержит норм о сроках пересмотра лимита. В данной ситуации можно руководствоваться письмом ЦБ РФ от 15.02.2012 № 36-3/25, в котором говорится о возможности его изменения по усмотрению хозяйствующего субъекта при изменении объемов поступлений.

От обязанности по установлению лимита остатка наличных денег с 01.06.2014 освобождены ИП и субъекты малого предпринимательства. Однако в случае их установления последние обязаны придерживаться требований о соблюдении лимита остатка и хранении денег на счете (письмо ЦБ РФ от 08.12.2014 № 29-1-1-6/9698).

Оформление и подтверждение наличных расчетов

В течение рабочего дня движение наличных денежных средств оформляется первичными кассовыми документами.

Составление первичных документов учета является обязательным в соответствии с п. 1 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Подобный документ оформляется по утвержденной форме одновременно с фактом, служащим основанием для его составления (кассовой операцией), либо непосредственно по его окончании. Ответственность за содержание документа несет составившее его лицо.

Согласно п. 4.1 указания № 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002. Формы КО-1, КО-2 утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 наряду с образцами других кассовых документов:

  • журнала регистрации;
  • кассовой книги и др.

Указанные документы признаются единственными допустимыми доказательствами расчетов с юрлицами. Расписки и акты приема-передачи денег в этом качестве не принимаются (см. постановление АС ВВО от 09.11.2015 № Ф01-4309/15 по делу № А28-2955/2015).

Кассовые документы подписываются бухгалтером или руководителем, а также кассиром и удостоверяются печатью или штампом организации (п. 4.4 указания № 3210-У). Таким образом, несмотря на отсутствие в законе требования о наличии печати (подробнее об этом и о реквизитах печати читайте в нашей статье по ссылке: Фирменный бланк и печать организации - образцы для ООО), юридическое лицо обязано иметь штамп или печать для заверки кассовых документов.

Расчеты по одному договору: спорные моменты

Сумма всех выплат по одному договору, независимо от числа оформляемых кассовых документов, не должна превышать 100 000 руб. или эквивалента в иностранной валюте по курсу, установленному ЦБ РФ на день расчетов. В то же время отсутствует запрет на проведение нескольких платежей до 100 000 руб. в течение 1 дня по разным договорам, в том числе между одними и теми же лицами.

В подобной ситуации может возникнуть спор с налоговым органом о том, была ли воля сторон договоров направлена на то, чтобы обойти лимит наличных расчетов.

По одному из дел, удовлетворяя заявление о признании недействительным решения налогового органа, 20-й ААС указал, что заключение множества типовых договоров в течение 1 дня с одними и теми же лицами и присвоение через дробь номера договора на разные товары, объемы и цены не подтверждают совершение одной сделки и, как следствие, не свидетельствуют о превышении установленного лимита расчета наличными деньгами (постановление 20-го ААС от 20.01.2016 № 20АП-7487/15). Такая практика судов не является единичной.

Ограничение распоряжения по источнику поступления средств и целям

Возможности по распоряжению денежными средствами, поступившими в кассу организации в течение дня, различаются в зависимости от источника их поступления и целей:

  1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, а также страховая премия могут быть израсходованы только на выплату зарплаты, выдачу ИП, которому принадлежит касса, на его личные нужды и некоторые другие цели, перечисленные в п. 2 указания № 3073-У.
  2. Деньги, поступившие с расчетного счета организации, направляются на расчеты с юрлицами и ИП, затраты по деятельности, а также ряд категорий сделок с физлицами (по займам, расчеты за переданные ценные бумаги и др.). См. п. 4 указания № 3073-У.

Нарушение приведенного порядка (например, направление выручки на расчеты) квалифицируется по ст. 15.1 КоАП РФ, несмотря на отсутствие прямого указания на подобный состав административного правонарушения. В данной ситуации считается нарушенной обязанность хранить деньги на расчетном счете. В качестве примера можно привести постановление 3-го ААС от 22.03.2016 № 03АП-736/16, из которого следует, что суды посчитали нарушением возврат займа учредителю из денежных средств, поступивших не с расчетного счета, а по приходному кассовому ордеру.

Ограничения по выдаче денег сотрудникам под отчет

Порядок оформления выдачи наличности под отчет

Указанием № 3073-У (пп. 2, 6) предусматривается возможность расходовать выручку и страховые премии для выдачи сотрудникам под отчет без учета максимального размера наличных расчетов. Как правило, подобная выдача преследует цели финансирования командировочных расходов и сделок, совершаемых от имени организации.

При этом оформляются следующие документы:

  • Заявление сотрудника в произвольной форме с указанием суммы денег и срока, на который они должны быть выданы, с резолюцией руководителя, содержащей его подпись и дату проставления. Отсутствие заявления может быть признано нарушением порядка хранения наличности, поскольку деньги, выданные без оснований, приравниваются к свободным денежным средствам, которые должны храниться в кассе либо быть сданы на банковские счета организации (см. постановления 13-го ААС от 29.10.2015 № 13АП-20326/15, 12-го ААС от 23.12.2015 № 12АП-11295/15).
  • Расходный кассовый ордер на выдачу денег.
  • Авансовый отчет. В течение 3 рабочих дней по окончании установленного срока сотрудник отчитывается об израсходованных средствах с приложением документов, подтверждающих произведенные затраты. Если в приложенных документах отсутствуют необходимые реквизиты либо они нечитаемы, то затраты организацией не принимаются, а с израсходованных сумм подлежит уплате НДФЛ (определение ВС РФ от 09.03.2016 № 302-КГ16-450).

Ограничения по распоряжению и повторной выдаче подотчетных средств

При совершении операций с выдачей денег под отчет необходимо принимать во внимание следующие нюансы:

  1. Ограничение по затратам распространяется на сотрудника, получившего деньги под отчет. Несмотря на то что объем выдаваемых таким образом средств не лимитируется, сделки будут совершаться работником от лица представляемой организации и не должны превышать по сумме 100 000 руб. каждая.
  2. В соответствии с п. 6.3 указания № 3210-У за сотрудником может числиться только 1 подотчетная сумма. До получения отчета по ней ему не могут быть выданы средства под отчет.

Относительно того, имеется ли в случае несоблюдения данного правила нарушение, предусмотренное ст. 15.1 КоАП РФ, сложилась неоднозначная судебная практика. Например, в постановлении 15-го ААС от 24.11.2015 № 15АП-18097/15 сказано об отсутствии нарушения. Однако в постановлениях 13-го ААС от 24.02.2016 № 13АП-32329/15, 9-го ААС от 19.01.2016 № 09АП-54852/15 указано на наличие оснований для привлечения к ответственности в соответствии с данной нормой в аналогичных случаях. Практика окружных судов отсутствует, поскольку дела по административным правонарушениям при взыскании штрафа в размере до 100 000 руб. не рассматриваются по существу в кассационном порядке.

Денежные средства в размере, превышающем лимит остатка наличности, помещаются на расчетный счет, меры к этому организацией принимаются самостоятельно (п. 7 указания № 3073-У).

Оформление внесения наличных денег в банк от имени организации

Согласно п. 3 указания № 3210-У свободная наличность подлежит сдаче в банк непосредственно или через инкассаторскую организацию.

Порядок следующий:

  1. Оформление доверенности на представителя организации. Это вытекает из п. 10 указания ЦБ РФ «О формах документов, применяемых кредитными организациями…» от 30.07.2014 № 3352-У, согласно которому при предъявлении вносителем денег доверенности ее реквизиты подлежат указанию в объявлении на взнос наличными. Этот документ может быть направлен в банк заранее либо предъявлен непосредственно при внесении денег.
  2. Оформление расходного кассового ордера.
  3. При сдаче денег на счет — оформление объявления на взнос наличными 0402001, которое включает само объявление, ордер и квитанцию (п. 3.1 положения «О порядке ведения кассовых операций…», утвержденного ЦБ РФ 29.01.2018 № 630-П). Квитанция хранится в документах организации.

Итак, ЦБ РФ установлены ограничения по распоряжению наличными деньгами исходя из источников поступления, целевого назначения, а также по размеру суммы. Для ИП установлены более мягкие требования, чем для организаций. За нарушение установленного порядка предусмотрены меры административной ответственности.