Период между мировыми войнами

USS Саратога (CV-3) - авианосец ВМС США, эксплуатировавшийся в период с 1925 по 1946 годы, второй корабль типа «Лексингтон». В ходе службы был также известен в ВМС США под прозвищами «Леди Сара» и «Старая Леди».

История

Однотипный с «Лексингтоном» (CV-2) - Саратога тоже был построен на базе незаконченного корпуса линейного крейсера, был спущен на воду 7 апреля 1925 года и введён в состав флота 16 ноября 1927 года. Как и «Лексингтон», он сыграл ведущую роль в разработке концепции применения быстроходных авианосцев ВМС США. С 1928 года оба корабля принимали участие в ежегодных учениях тихоокеанского флота «Флит проблем», дальность плавания и численность авиагрупп этих тяжёлых авианосцев (которая к 1936 г. уменьшилась до 18 истребителей,40 бомбардировщиков и 5 вспомогательных самолётов.) обеспечивала им решающую роль в любых вероятных операциях в Тихом океане.
На момент завершения строительства оба корабля имели в качестве основного артиллерийского вооружения восемь 203-мм орудий в четырёх спаренных башнях, расположенных по две спереди и сзади массивной надстройки, объединенной с дымовой трубой. Первоначально планировалось, что основу вооружения этих авианосцев будут составлять 152 мм АУ. Во время нападения на Пёрл Харбор «Сара» (Саратога) находилась в Сан-Диего, куда она вернулась для небольших доработок, но уже вскоре вместе с «Лексом» (Лексингтон) оказывала помощь гарнизону острова Уэйк.
Модернизации корабля:

1. Изменение вооружения: Четыре спаренных 203-мм АУ были заменены четырьмя спаренными универсальными орудиями Mk.32 127-мм/38, наведение которых осуществлялось системами управления артогнем типа Мк.37 с двумя башенками директоров (наверху надстройки и на площадке у задней кромки тру­бы), которые снабжались радарами Мк.4. Между второй башней и боевой рубкой имелся еще дальномер с базой 2,5 м.
Вспомогательное вооружение «Саратоги» состоявшее из двенадцати 127-мм/25 универсальных орудий, также было заменено на восемь универсальных орудий Mk.30 127-мм/38.Следует отметить что с «Лексингтона» тоже были сняты 203-мм АУ, но 127-мм/38 универсальные орудия вместо них не устанавливались, вместо них ставились четыре 4×28 мм зенитных автомата.
«Саратога» была торпедирована японской субмариной у Гавайских островов 11 января 1942 года, и четыре месяца находилась на ремонте. При этом длина полётной палубы корабля была увеличена с 270,66 до 274,4 м, а ширина до 39,62 м. Для сохранения плавучести авианосца, снизившейся после установки на нём дополнительного оборудования и вооружения на левом борту корабля была сделана большая выпуклость. Комплект малокалиберной зенитной артиллерии был усилен: сначала четырьмя 4х40-мм пушками Bofors, расположенные вдоль полётной палубы, в конце 1942 г. добавили еще 5х4 Bofors, сняв при этом оставшиеся 5х4 28-мм автомата и добавив 22 20-мм автомата Oerlikon (к уже имеющимся 30 таким же автоматам). К началу 1944 г. легкое зенитное вооружение выглядело так: 23х4+2х2 40-мм Bofors и 16 20-мм Oerlikon. Универсальная артиллерия не изменялась, и продолжала состоять из 4х2 Mk.32 127-мм/38 и 8х1 Mk.30 127-мм/38 универсальных орудий.

2. Усиление радиоэлектронного вооружения: В 1942 году авианосец получил поисковые радары типа СХАМ-1 с антенной на платформе, установку типа SC-1 для ближнего поиска воздушных целей с антенной на задней кромке трубы, и директоры Mk.37 с радарами FD на срезанной во время ремонта надстройке. После ремонта 1944 года радар SK (или SG-1) для надводного поиска с параболической антенной на фок-мачте заменил устаревший СХАМ-1. Перед операцией у о. Иводзима на передней кромке трубы установили радар типа SM на пьедестале, а наверху надстройки появилась необычная комбинация радара управления артогнем типа Мк.4/22. Кроме того, появились системы опознавания «свой-чужой» и наведения своих самолетов.

3. Другие изменения: Была увеличена высота мостика, треногая мачта заменена мачтой-однодеревкой. В 1942 года трубу понизили до 19,8 м.

Действия в районе Гуадалканала

«Сара» не участвовала в сражениях у атолла Мидуэй, так как в то время обеспечивала доставку новых самолётов в центральную часть Тихого океана. Но уже 8 июня после потери авианосца «Йорктаун» она вернулась в состав боевого флота. «Саратога» 7 августа 1942 года получила задание нанести силами своих истребителей и пикирующих бомбардировщиков удары по японской обороне на Гуадалканале для подготовки к высадке на остров десанта американской морской пехоты. В ответ на это 20 августа японцы направили к Восточным Соломоновым островам мощное соединение авианосцев.
В боях у Соломоновых островов участвовали авианосцы «Саратога», «Энтерпрайз» и «Уосп». На рассвете 31 августа «Саратога» была торпедирована японской подводной лодкой I-68. И хотя повреждения были незначительными, неполадки в электросети привели к тому, что корабль потерял ход. Через 2 часа электроснабжение было почти восстановлено, и через 6 дней авианосец прибыл в Пёрл-Харбор для ремонта, продолжившегося полтора месяца. В 1943-44 гг. «Саратога» принимала участие в «Большом прочёсывании островов» по всему Тихому океану, а в 1944 г. совместно с англичанами и французами действовала у островов Суматра и Ява.

21 февраля

Когда 21 февраля 1945 г. «Саратога» обеспечивала высадку десанта на Иводзиму, авианосец попал под атаку самолетов камикадзе.

К 16.30 «Саратога» почти прибыла в намеченный район маневрирования в 35 милях к северо-западу от Иводзимы. Внезапно в 75 милях от авианосца появились «призраки». Хотя поступило сообщение, что это свои самолеты, все-таки 6 находившихся в воздухе истребителей были направлены им навстречу. Через 20 минут один из пилотов сообщил, что сбил 2 «Зеро». Самолеты не были своими! «Саратога» начала спешно поднимать дополнительные истребители, и расчеты зенитных орудий заняли свои места. Небо было покрыто тучами, шедшими на высоте 3500 футов, что делало погодные условия идеальными для атакующих. В 16.59 из туч вывалились 6 самолетов, и артиллеристы авианосца открыли по ним огонь. 2 японских самолета были сбиты и упали в воду, но их бомбы попали в авианосец и взорвались. Третий самолет врезался в носовую часть полетной палубы. Четвертый самолет был сбит. Пятый тоже врезался в носовую часть полетной палубы. Шестой врезался в правый край полетной палубы, часть обломков засыпала орудийные спонсоны, но главная масса обломков рухнула за борт. Все это произошло в течение 3 минут. /…/Корабль сохранил скорость 25 узлов. Экипаж начал борьбу с огнем, одновременно оказывая помощь раненным товарищам. Авианосец не мог принимать самолеты, и самолетам «Саратоги», находившимся в воздухе, было приказано садиться на эскортные авианосцы. Вскоре после 19.00 появились еще 5 камикадзэ. 4 из них были сбиты, но пятый сбросил бомбы, которые еще больше исковеркали полетную палубу. Сам самолет врезался в авианосец и отскочил в море.

Авианосцу разрешили покинуть район боев. Потери экипажа составили 132 человека убитыми и 192 ранеными. 6 самолетов «Саратоги» сели на воду, еще 31 самолет был или уничтожен пожарами, или сброшен за борт командой. «Саратога» вернулась в район боевых действий после 2 месяцев ремонта на верфях Соединенных Штатов. После ремонта корабль использовался для подготовки личного состава в Пёрл-Харборе, так как «Саратога», превосходившая по величине авианосцы типа «Эссекс», могла нести меньше самолётов.

Конец эксплуатации

25 июля 1946 г. лишённый оборудования корпус «Саратоги» в ходе операции Перекрёстки (в районе атолла Бикини) был два раза использован в качестве мишени для ядерных взрывов:

  • на расстоянии 2070 м от эпицентра воздушного взрыва Эйбл 23 килотонны на высоте 158 м;
  • затем на расстоянии 360 м от эпицентра подводного взрыва Бэйкер 23 килотонны на глубине 27 м.
  • Первый взрыв не произвёл особого эффекта на корабль, но мог бы поломать самолёты на нём. Во время второго испытания авианосец получил значительные повреждения палубных сооружений при прохождении больших волн, вызванных подводным взрывом


    «Саратога»
    USS Saratoga (CV-3)
    Служба: США США
    Класс и тип судна Авианосец
    Организация ВМС США
    Изготовитель New York Shipbuilding Corporation
    Строительство начато 25 сентября 1920 года
    Спущен на воду 7 апреля 1925 года
    Введен в эксплуатацию 16 ноября 1927 года
    Статус 25 июля 1946 года затоплен во время испытаний на атолле «Бикини»
    Основные характеристики
    Водоизмещение стандартное 36 000 т
    полное 47 700 т
    Длина 270,66 м (по ватерлинии)
    Ширина 32,2 м (полётная палуба)
    Осадка 9,75 м
    Бронирование Пояс: 127-178 мм,
    палуба: 19-51 мм,
    башни: 19 мм,
    траверзы: 127-178 мм
    Двигатели Четырёхвальная (16 водотрубных котлов с нефтяным отоплением системы «Уайт-Форстер», 4 главных турбогенератора «Дженерал Электрик», четыре преобразователя постоянного тока в переменный и восемь электродвигателей)
    Мощность 210 000 л. с. (156,6 МВт)
    Движитель 4 трёхлопастных винта диаметром 4,5 м
    Скорость хода 34 узла (63 км/ч)
    Дальность плавания 12 000 морских миль на скорости 14 узлов (проектная, реальная несколько меньше)
    Экипаж 3373 человек (1945 год)
    Вооружение
    Артиллерия 1944 год
    4 × 2 - 127-мм,
    8 × 1 - 127-мм
    Зенитная артиллерия 1944 год
    23 × 4 - 40-мм «Бофорс»,
    2 × 2 - 40-мм «Бофорс»,
    16 × 1 - 20-мм «Эрликон»
    Авиационная группа 1944 год
    27 истребителей F6F-3
    24 пикирующих бомбардировщика SBD-5
    18 торпедоносцев TBF-1

    21 февраля 1945 года авианосец ВМС США USS Saratoga («Саратога») обеспечивал высадку десанта на Иводзиму и попал под атаку самолётов камикадзе. Норман Полмар в книге «Авианосцы» описывает события так: «К 16.30 «Саратога» почти прибыла в намеченный район маневрирования в 35 милях к северо-западу от Иводзимы. Внезапно в 75 милях от авианосца появились «призраки». Хотя поступило сообщение, что это свои самолеты, все-таки 6 находившихся в воздухе истребителей были направлены им навстречу. Через 20 минут один из пилотов сообщил, что сбил 2 «Зеро». Самолеты не были своими! «Саратога» начала спешно поднимать дополнительные истребители, и расчеты зенитных орудий заняли свои места. Небо было покрыто тучами, шедшими на высоте 3500 футов, что делало погодные условия идеальными для атакующих. В 16.59 из туч вывалились 6 самолетов, и артиллеристы авианосца открыли по ним огонь. 2 японских самолета были сбиты и упали в воду, но их бомбы попали в авианосец и взорвались. Третий самолет врезался в носовую часть полетной палубы. Четвертый самолет был сбит. Пятый тоже врезался в носовую часть полетной палубы. Шестой врезался в правый край полетной палубы, часть обломков засыпала орудийные спонсоны, но главная масса обломков рухнула за борт. Все это произошло в течение 3 минут. Возможно, лишь один авианосец ранее получал столько же попаданий за один раз. Это был «Хорнет», потопленный в конце 1942 года в бою у островов Санта-Крус. Но старушка «Саратога» была построена прочно. Корабль сохранил скорость 25 узлов. Экипаж начал борьбу с огнем, одновременно оказывая помощь раненным товарищам. Авианосец не мог принимать самолеты, и самолетам «Саратоги», находившимся в воздухе, было приказано садиться на эскортные авианосцы. Вскоре после 19.00 появились еще 5 камикадзэ. 4 из них были сбиты, но пятый сбросил бомбы, которые еще больше исковеркали полетную палубу. Сам самолет врезался в авианосец и отскочил в море. Один растерявшийся пилот с эскортного авианосца ухитрился посадить свой самолет на «Саратогу» прямо среди взрывов и пламени. Выбравшись из кабины, он сказал: «Я рад, что не нахожусь на старой «Саре». Ведь там царит сущий ад!» Ему ответил один из встречающих: «Братец, посмотри вокруг получше. Это и есть тот самый ад!» «Саратога» уцелела и в 20.15 даже начала принимать самолеты. Окровавленному и продырявленному кораблю разрешили покинуть район боев. Потери экипажа составили 132 человека убитыми и 192 ранеными. 6 самолетов «Саратоги» сели на воду, еще 31 самолет был или уничтожен пожарами, или сброшен за борт командой. «Саратога» вернулась в район боевых действий после 2 месяцев ремонта на верфях Соединенных Штатов.»

    Тактико-технические характеристики

    Авианосец ВМС США «Saratoga» (CV-3)
    Водоизмещение: 36000 тонн стандартное, 47700 тонн полное.
    Размерения: общая длина -270,66 м, ширина по полетной палубе - 32,2 м, осадка – 9,75 м;
    ГЭУ: четырехвальная, четыре турбогенератора фирмы «Дженерал Электрик» суммарной мощностью 156597кВт (210000 л. с.);
    Скорость: 34 узла;
    Бронезащита: пояса - 152 мм, полетай палубы - 25 мм, главной палубы – 51 мм, нижней палубы - 25-76 мм, орудийных башен - 38-76 мм, барбетов - 152 мм;
    Вооружение: (1945 г.) 4 спаренных и 8 одноствольных 127-мм универсальных АУ, 24 счетверенных 40-мм зенитных АУ «Бофорс», 2 спаренных 40-мм зенитных АУ «Бофос» и 16 20-мм зенитных пушек;
    Авиагруппа: (1945 г.) 57 истребителей и 18 торпедоносцев;
    Экипаж: (1945 г.) 3373 человека

    Авианосец «Лексингтон» был заложен в январе 1921 года, спущен на воду в октябре 1925 года и введен в боевой состав ВМС 14 декабря 1927 года. Однотипный с ним авианосец ВМС США CV-3 «Saratoga», также построенный на базе незаконченного корпуса линейного крейсера, был спущен на воду в апреле 1925 года и введен в состав флота 16 ноября 1927 года. Как и «Лексингтон», он сыграл ведущую роль в разработке концепции применения быстроходных авианосных оперативных соединений ВМС США. С 1928 года оба корабля принимали участие в ежегодных учениях Тихоокеанского флота «Флит Проблем». Дальность плавания и численность авиагрупп этих тяжелых авианосцев (которая к 1936 году уменьшилась до 18 истребителей, 40 бомбардировщиков и 5 вспомогательных самолетов) обеспечивали им решающую роль в любых вероятных операциях на Тихом океане.



    На момент завершения строительства оба корабля имели в качестве основного артиллерийского вооружения восемь 203-мм орудий на четырех АУ, расположенных спереди и сзади массивной надстройки, объединённой с дымовой трубой. Первоначально планировалось, что основу вооружения этих авианосцев будут составлять 152-мм АУ.
    Во время нападения на Перл-Харбор «Saratoga» находилась в Сан-Диего, куда она вернулась для проведения небольших доработок, но уже в скором времени вместе с «Лексингтоном» оказывала помощь гарнизону острова Уэйк. При модернизации корабля четыре спаренных 203-мм АУ были заменены четырьмя АУ по два 127-мм универсальных орудия L/38, наведение которых осуществлялось двумя комплектами приборов управления артиллерийским огнем на больших и малых углах. Вспомогательное вооружение «Саратоги», состоявшее из двенадцати 127-мм орудий для поражений надводных (наземных) целей L/25, было заменено восемью 127-мм универсальными орудиями L/38. Следует отметить, что с «Лексингтона» также были сняты 203-мм АУ, но 127-мм АУ вместо них не устанавливались.



    «Saratoga» была торпедирована японской субмариной у Гавайских островов 11 января 1942 гада и четыре месяца находилась в ремонте. При этом длина полетной палубы корабля была увеличена с 270,66 м до 274,7 м, а ширина - до 39,62 м. Для сохранения плавучести авианосца, снизившейся после установки на него дополнительного оборудований и вооружений, на левом борту корабля была выполнена большая выпуклость. Комплект малокалиберной зенитной артиллерии был увеличен путем сведения ста 40-мм пушек в счетверенные АУ, расположенные вдоль полетной палубы, и размещений шестнадцати 20-мм АУ в кормовой части полетной палубы. Была увеличена высота мостика, треногая мачта заменена мачтой-однодеревкой и установлена дополнительная РЛС обзора и управлений артиллерийским огнем.

    «Saratoga» не участвовала в сражении у атолла Мидуэй, так как в это время обеспечивала доставку новых самолетов в центральную часть Тихого океана, но уже З июня после потери авианосца «Йорктаун» она вернулась в состав боевого флота Истребители и пикирующие бомбардировщики «Саратоги» 7 августа 1942 года получили задачу нанести удары по японской обороне на Гуадалканале для подготовки к высадке на острое десанта американской морской пехоты. В ответ на это 20 августа японцы направили к Восточным Соломоновым островам мощное соединение авианосцев.



    В боях у Соломоновых островов участвовали авианосцы «Саратога», «Энтерпрайз» и «Уосп». На рассвете 31 августа «Saratoga» была торпедирована подводной лодкой I-68. И хотя повреждения были незначительными, неполадки в электросети привели к тому, что корабль потерял ход. Через два часа электроснабжение было частично восстановлено, и через шесть дней авианосец прибыл в Перл-Харбор для ремонта, продолжавшегося полтора месяца. В 1943-44 годах «Saratoga» принимала участие в большом «прочесывании островов» по всему Тихому океану, а в 1944 году совместно с англичанами и французами действовала у островов Ява и Суматра. Когда 21 февраля 1945 года «Саратога» обеспечивала высадку десанта на Иводзиму, в авианосец попал самолет-камикадзе. После ремонта корабль использовался для подготовки личного состава в Перл-Харборе, так как «Saratoga», превосходившая по величине авианосцы типа «Эссекс», могла нести меньше самолетов.

    Михайлов Андрей 16.01.2019 в 10:00

    Больше сорока лет назад, в августе 1971 года, в Пентагоне обсуждался мистический инцидент. Представьте себе: авианосец "Саратога" , гордость ВМС США, возвращался из Средиземного моря на базу в Майами. Акустики обнаружили "на хвосте" корабля неизвестную подлодку, которая легко обгоняла шедший полным ходом авианосец. Но ни одна из подлодок в мире не могла такого сделать!

    Получалось, что загадочный подводный объект должен был двигаться под водой примерно со скоростью торпеды. Но ведь так не бывает! Лишь в середине 80-х годов, когда уже грянула перестройка и все советское рассекречивалось, стало ясно, что подлодка была не мистической, а вполне реальной. А ведь озадаченные американцы даже не знали, что советская подлодка влегкую, как бы играючи, обошла авианосец, шедший на предельной скорости в 30 узлов, лишь на одной из своих двух турбин.

    Адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в The Washington Post, впервые применил уже привычный ныне термин "убийца авианосцев" применительно именно к этой уникальной советской подлодке.

    Ну, а теперь будем поконкретнее. Именно атомной подлодке К-162 проекта 661 "Анчар" принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (только представьте себе - это 80,4 километра в час!). И до сих пор рекорд полной подводной скорости никем еще не побит. В общем, в той истории с американским авианосцем "Саратога", напугавшей все ВМС США, принимала участие самая быстроходная в мире подлодка. Об этом тогда мало кто знал даже среди военных.

    Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинской верфи "Севмаш" под заводским номером 501, но ее строительство постоянно задерживалось как на чертежных досках, так и на стапелях. Во-первых, по ходу дела вносились серьезные изменения в конструкцию корпуса - титан не привычная корабельная сталь, здесь требовались другие методики расчета прочности. Во-вторых, по существу рождалась новая отрасль в металлургии, а также производственных мощностей по изготовлению изделий из титана в промышленных масштабах. Все это создавалось параллельно, а время шло.

    Задержка сроков строительства новой подлодки вызвали рост недовольства "наверху". В итоге было решено в сжатые сроки построить подлодку с таким же ракетным комплексом, но из обычной корабельной стали. И в 1967 году в Горьком на заводе "Красное Сормово" благополучно сходит на воду стальной атомный ракетоносец проекта 670, всего на вооружение ВМФ СССР было поставлено 17 таких подлодок. В справочниках НАТО эти подлодки уже получили название Charlie, а титановая субмарина все еще стояла на стапелях Севмаша.

    На финиш в Северодвинске кораблестроители вышли в декабре 1969 года. Приближалась как бы ритуальная дата -- 17 декабря, день рождения генсека Леонида Брежнева, и подлодка К-162 должна была стать своего рода подарком ему. Дороговатый, прямо скажем, подарочек даже для генсека. Не зря лодку почти сразу прозвали "Золотая рыбка" - не так давно было озвучено в прессе, что ее стоимость равнялась трем процентам годового бюджета всего СССР!

    Вот что рассказал Pravda. Ru о ходовых испытаниях в декабре 1969-го лодки капитан I ранга (ныне уже в отставке) Николай Чарушев , который сам был на ее борту во время установления того самого рекорда подводной скорости: "Когда подлодка стала набирать скорость, все в центральном посту схватились за закрепленные предметы, чтобы не упасть. Странный шум услышали все -- в уши ворвался гул обтекающей корпус воды.

    В конце концов он превратился в самый настоящий самолетный рев. Подошли к первой поворотной точке, и тут подводники впервые ощутили ускорение и крен, как в самолете. Палуба под ногами накренилась так, что чуть не посыпались на правый борт. В это время приборы и показали скорость 44,7 узла - это, между прочим, равняется скорости торпеды…".

    Когда лодка после испытаний вернулась в Северодвинск из Белого моря, корабелы Севмаша пришли в ужас. Те, кто встречал на причале, с трудом узнали подлодку, ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы….

    Подлодка была заново покрашена и 13 января 1970 года единственная в мире (на тот момент) титановая субмарина вступила в боевой состав Северного флота. В 1971 году К-162 вышла в свой первый боевой поход и прошла от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. В этом-то походе и произошел тот самый знаменитый случай с американским авианосцем "Саратога".

    Мне доводилось бывать на "Золотой рыбке" не один раз, правда, только тогда, когда она уже была выведена из боевого состава флота и готовилась к утилизации. В военном порту Северодвинска ломали голову, к какому бы плавучему причалу лодку поставить, ведь титан ее корпуса за считанные месяцы "съедал" любое железо.

    Кстати, несколько лет назад, когда К-162 уже резали "на иголки" на северодвинской верфи "Звездочка", я удивился, в каком прекрасном, прямо-таки в первозданном состоянии был ее корпус. Титану никакое время, никакая ржавчина не страшны…

    По натовской классификации подлодка К-162 называлась "Papa". Неизвестно, почему натовцы ее так назвали, однако, по сути, подводный крейсер К-162 действительно является прародителем целого направления в строительстве отечественных подлодок следующих поколений. Действительно - это подводный папа!

    Ну и в заключение несколько слов о том, почему все-таки "Золотая рыбка" не пошла в серию и осталась единственным в своем роде кораблем этого проекта. Ведь и крылатые ракеты комплекса "Аметист" с подводным стартом, которыми она была вооружена, были отличные, и техника не подводила, и энергетическая установка работала хорошо. Хотя, конечно, дорого стоила лодка, но кто в то время народные деньги считал…