За человека отвечает домовой а за скотину. Дворовый. Чем отличается Дворовой от Домового

Дворовой — один из духов древних славян, который живёт по соседству с человеком. Таких духов у славян было несколько — , другие. Дворовой, как невидимый хозяин двора, почитался особо и считался одним из духов-помощников человека.

Дворовой — хозяин двора, который обитает в хлеву, живёт вместе с домашней скотиной. Судя по описаниям дворового, в разных регионах страны его представляли по-разному. Есть сведения, что дворовой — это младший брат домового, друг домового, а иногда домовой и дворовой представляются настоящими соперниками. Иногда дворовой и домовой совсем не различаются, а представляются как один домашний дух, который следит и за домом, и за двором.

Жизнь, здоровье и благополучие животных, крепость и надёжность хозяйства зависит от дворового и отношения к нему хозяина дома. Если хозяин во всём почитает и благодарит дворового духа, то и хозяйство будет только крепнуть и прибавлять, ну а если хозяин не обращает на помощь духа никакого внимания, то со временем хозяйство будет всё более убыточным и в конце концов может полностью развалиться. Дворовой любит порядок, чистоту и лад в семье. Этот дух может рассердиться и серьёзно напакостить хозяевам дома, если те не следят за чистотой, не ухаживают за скотиной в хлеву, если ругаются в хлеву и на дворе, или же если выходят работать во двор ночью, тем самым тревожа покой дворового.

И всё же, дворового нельзя представлять как недоброго духа, который постоянно пакостит и приносит проблемы. В первую очередь, дворовой является главным помощником человека и во всём ему склонен помогать. Особенно дворовой любит скотину, коров, коз, лошадей и так далее, а лучшими друзьями дворового являются собаки и кошки. Сохранились поверья, что в тех дворах, где хозяева почитают дворового духа, скотина всегда сытая, здоровая, чистая и даже расчёсанная. Дворовой ухаживает за домашними животными, расчёсывает гриву у лошадей, а иногда заплетает гриву в косички, о чём сохранились записи этнографов, побывавших в различных регионах страны, где ещё сильна вера в домашних духов. Есть поверье, что скотина может по какой-то причине не понравится дворовому и тот может её изводить и мучить, всю ночь гонять по двору, у лошадей сбивать гриву в колтуны, отбирать корм и так далее. Тогда считалось, что лошадь, корова, коза, овца или другая скотина пришлась «не ко двору», «не по масти дворовому», «не в руку дворовому». От такой скотины пытались избавиться как можно скорее, продать или отдать или пустить на мясо, так как дворовой рано или поздно всё равно её изведёт.

Представляли дворового по-разному. Чаще всего встречаются описания, как маленького мохнатого мужичка. Также часто представляют дворового в виде большой кошки или кошки с нехарактерными чертами — без хвоста, с большой головой и другими странностями. В описаниях дворового присутствует и такой облик, как небольшой человечек с кошачьими, куриными или козлиными ногами. Есть и такое описание: «Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие».

Чтобы дворовой всегда был благосклонен к хозяйству и животным, его приветствовали по утрам и прощались с ним по вечерам, хвалили за хорошую работу, приносили угощения, поздравляли и потчевали в праздники. Праздником дворового считается 21 ноября, который после крещения Руси получил название Михайлова дня. В этот день дворового поздравляют и приносят ему праздничный ужин прямо в хлев.

Лампы, светильники, электрооборудование и многое другое в интернет-магазине. Кабель и провода от Одескабель представлены в большом ассортименте. Удобное качество и быстрая доставка заказа.

Одним из наиболее часто совершаемых гражданами района правонарушений до сих пор остается административное правонарушение, в частности, нарушение установленных правительством области временных правил содержания домашних животных на территории Нижегородской области.

Необходимо знать, что совершение такого правонарушения влечет, в соответствии со ст. 2.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, наказание: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до двух тысяч рублей, а если указанное правонарушение совершается повторно в течение года, то в таком случае можно понести наказание в виде штрафа в размере от трех до четырех тысяч рублей.

К сожалению, многим владельцам домашних животных в Шатковском районе данные Правила не известны либо известны, но они не желают по каким-то собственным соображениям выполнять их.

Владелец животного при нарушении данных Правил может в итоге понести не только административную ответственность в виде штрафа, но и гражданско-правовую ответственность. И тому имеется достаточно примеров.


В судебный участок Шатковского района на рассмотрение мирового судьи поступили составленные участковыми уполномоченными полиции и рассмотрены в 2013 году не менее 20-ти протоколов о нарушении гражданами указанных Правил содержания домашних животных.

Так, летом 2013 года в одном из сел Шатковского района произвольно паслось стадо коз, при этом одна из коз отбилась от стада, подошла к автомобилю, стоявшему на улице, и в течение короткого времени (одной - двух минут) помяла и исцарапала рогами двери и кузов автомашины. Владелец автомобиля успел поймать козу и привязал её, после чего была установлена её хозяйка - гражданка Т. и вызвана полиция.

Сумма ущерба, причиненного козой, согласно проведённой экспертизе, составила 39 000 рублей. Но и это ещё не всё. С хозяйки козы по решению суда, кроме суммы ущерба, также были взысканы судебные издержки - затраты истца (владельца автомобиля), связанные с обращением в суд: расходы на экспертизу, оформление доверенности на представителя у нотариуса, госпошлину. В общей сложности с хозяйки козы по решению суда постановлено взыскать 45 596 рублей в качестве возмещения причинённого этим домашним животным ущерба.

В судебном заседании хозяйка козы поясняла, что козы всегда гуляли сами по себе, никто их не пасет и не привязывает, о Правилах содержания животных она ничего не знает. Однако отметим, что незнание закона не освобождает гражданина от ответственности.


Ещё один случай произошел летом 2013 года также в одном из сел нашего района. Принадлежащая гр-ке Б. корова, находившаяся на территории села без какого-либо присмотра, повредила большое количество плодов тыквы на соседском огороде - 23 шт., при этом часть из них съела, какую-то часть покусала, причинив тем самым ущерб гр-ке М., вырастившей тыкву.

В суде было установлено, что такие случаи ранее также имели место, когда та же корова гр-ки Б. в течение нескольких лет поедала у граждан в огородах их урожай: свеклу, капусту, картошку, морковь и другие овощи, - что, по всей видимости, вполне устраивало её владелицу, которая на просьбы и призывы своих односельчан производить выпас коровы, как положено, следить за ней не реагировала. В итоге хозяйка съеденной и поврежденной тыквы обратилась в суд в отношении владелицы коровы, отстаивала свои права в суде, где доказала факт причинения ей вреда коровой гр-ки Б.. Мировой суд постановил с гр-ки Б. взыскать причиненный гр-ке М. действиями коровы материальный ущерб – стоимость уничтоженной и поврежденной тыквы и расходы по оплате услуг адвоката, сумму госпошлины, уплаченной при подаче иска в суд гр-ой М.

Вот чем может обернуться для владельца домашних животных нарушение Правил их содержания.

Владельцам домашних (сельскохозяйственных) животных необходимо знать и соблюдать данные Правила, которые утверждены постановлением правительства Нижегородской области от 23 августа 2013 года. К обязанностям владельцев домашних животных (крупного рогатого скота, коз, свиней, лошадей, овец, кроликов и других сельскохозяйственных животных), за содержание которых они несут ответственность, относится: принятие необходимых мер для предотвращения поведения домашнего животного, ставящего в опасность жизнь и здоровье граждан, а также их имущество, жизнь и здоровье других животных, имущество организаций.

Согласно этим Правилам запрещается свободный неорганизованный выпас сельскохозяйственных животных вне огороженной территории земельного участка, принадлежащего владельцу животных; запрещается выпас скота на территориях улиц, садов, скверов, лесопарков. Выпас коз, коров, быков, овец необходимо производить в стаде, где животные находятся под присмотром пастуха, который несет ответственность за них; или самостоятельно - под постоянным и строгим ежеминутным контролем владельца, другого лица, определенного владельцем, но в любом случае - в специально отведенных для этих целей местах.

Е. КРАВЧЕНКО, мировой судья судебного участка Шатковского района.

В мифологических представлениях домовой - домашний дух, хозяин и покровитель семьи, обеспечивающий благополучие ее жизни. В народном сознании домовой воспринимался как умерший предок, глава рода и его хозяин. Об этом свидетельствует, например, рассказ о происхождении домового, записанный в крестьянской среде довольно поздно, в ХХ веке:

Хозяин… все слышит, что мы говорим. Дом охраняет. Домовой из тех, кто жил тут, - это душа чья-то, может, отец, мать или братья. Если не уважить его - он и колотить будет, спать не будешь. Он хозяин надо всем

Согласно некоторым мифологическим рассказам, домовыми становятся умершие «неправильной» смертью.

Для домового в крестьянской среде существовало довольно большое число наименований, каждое из которых возникло на основе традиционных представлений о его природе, статусе, функциях, характеристиках, действиях. Так, одно из наиболее распространенных именований домового - «суседка», так как он жил с людьми в одном доме. К домовому часто обращались, называя его «господарем», «дедушкой», «кормильцем», «хозяином». Рассказывая о нем, звали «большаком». Все эти именования отражают осмысление образа домового как старшего в доме, невидимого «хозяина» дома. В то же время названия типа «жировой черт», «лихой» подчеркивают его принадлежность к разряду демонологических существ, к нечистой силе. Многие из имен домового указывают на его местопребывание.


Алексей Макарович (Домовой). С. Коненков.

В народе считали, что в избе он обычно находится за печью или под нею, в голбце или в подполье: отсюда именования «запечник», «подпечник», «голбешник», «подпольник». Зачастую также полагали, что домовой может находиться во дворе, и называли «дворовым» или «хлевником». Во многих местах на Русском Севере произошло слияние мифологических образов домового и дворового. Обычно если они противопоставлялись друг другу, то домовой отвечал за пространство жилого пространства избы, а дворовой - за двор, где находились подсобные помещения, а также место для домашнего скота.

Ряд именований домового обусловлен его поведением и действиями в отношении человека и домашних животных. Так, его часто звали «лизуном», поскольку, по поверьям, он зализывал волосы у хозяина дома и шерсть у скотины, которую любил. Ночью или в полдень он мог наваливаться на спящего человека и давить его, оставляя на теле синяки. Соответственно этому, его называли «гнеток», «гнётка», «намной», «выдавило». Об этом свойстве домового существует множество мифологических рассказов, вот один из них:

Гнётка мохнатый, волосы длинны, а мы не видали. Бывало, съедутся мужики работать, если не залюбит гнётка, всю ночь промучит. Меня гнёл, ни которо местечко не шевелилось. Ко-торо любит, кряхтит и двери открывает, которо не любит - гнетёт.

Еще одно именование - «доброхотушко» - свидетельствует о восприятии домового крестьянами как доброжелательного к человеку существа.

На Русском Севере полагали, что в том доме, где есть мужчины, домовой - тоже мужчина, если же в семье нет мужчин, а одни только женщины, то их домашней покровительницей является мифологическое существо женского пола - домовиха. Соответственно в народных поверьях они представлялись в мужском или женском облике.

Чаще всего домового воображали в виде маленького старичка, покрытого шерстью или волосами, или, наоборот, - большим стариком, ростом под потолок, в белой одежде. В Вятской губернии его представляли стариком с горящими глазами, в красной рубахе. Свойством домового, как и других мифологических существ, является оборотничество. Домовой, по поверьям, мог принимать облик любого из домочадцев, особенно отсутствующего или покойного. Нередко считали, что он повторяет облик хозяина дома или последнего умершего члена семьи. Иногда крестьяне рассказывали, что домовой может явиться даже тенью на стене. Нередко он мог показываться также и в виде животных: кошки, собаки, ласки, мыши, змеи, ужа, жабы. Более того, один и тот же домовой-дворовой мог, по представлениям крестьян, менять облик: показываться то котом, то змеей. На Псковщине же верили, что днем домовой видится то как простая змея, то как змея с петушиной головой, а ночью он похож на хозяина дома. Исследователи считают, что в подобных верованиях нашли отражение архаичные представления о том, что души предков могут воплощаться в виде некоторых животных, и особенно - змеи.

Показательно, что, даже если домовой имел человеческие очертания, в его облике, как правило, проступали черты животного: шерсть на теле, косматые ладони, длинные когти и уши торчком. По поверьям некоторых мест, у домового только одно ухо. В народе полагали, что чем мохнатее домовой, тем в доме больше достатка.

Как правило, домовой невидим и проявляет себя различными звуками: стучит, скрипит, вздыхает, кряхтит. Его присутствие в доме заметно и по переставлению с места на место тех или иных предметов, а то и вовсе по пропаже вещей. Если домовой чем-то недоволен, то пугает людей, прячет вещи, шумит по ночам в подполе, бьет посуду, съедает все, что не спрятали или не благословили на ночь. Когда ему что-нибудь не нравится в домочадце, он может сделать ему на голове колтун так, что волосы уже ни за что не распутать. В некоторых местах рассказывали, что домовой своими проделками вообще может выжить семью из дома: Это у Харитоновны было. У них в дому все гремело. У них в дому дедушко-то всю одежду закрутил: догадывайся, что уйдешь из дому-то. У них вся семья вымерла, а дом-то на другое место перенесли. Чтобы увидеть домового, нужно, согласно традиционным представлениям, надеть на себя хомут или просто посмотреть сквозь него или через поставленную вертикально борону. В северных губерниях «суседку» пытались увидеть, заглядывая в печь или спустившись во дворе на три ступени, нагнувшись вниз и смотря между ног. Саратовские крестьяне верили, что увидеть домового можно на Пасху, но увидевший его долго не живет. В Тульской губернии полагали, что увидевший домового будет болеть шесть недель. Распространено было поверье, что домового можно увидеть с помощью четверговой свечи, принесенной в зажженном виде из церкви в дом.

Излюбленными местами домового, кроме печи, считались красный угол, подполье, клеть, чердак, порог. Кое-где были убеждены, что он обитает под веником, который обычно находился около порога. Известны были не только пространственные пристрастия домового. Крестьяне считали его любимым спутником кота или кошку. При этом в домах старались держать котов той масти, которая угодна домовому. В поверьях ему также сопутствует лошадь. Согласно мифологическим рассказам, основное занятие, за которым его застают люди, - это кормление лошадей и уход за ними. Неслучайно в некоторых местностях в качестве хорошего подарка для домового служила старая монетка с изображением лошади или св. Георгия на коне.

По традиционным представлениям домовой охраняет дом, семейный очаг, все хозяйство и скотину. По ночам он осматривает всю усадьбу, сторожит дом от воров. В некоторых местностях крестьяне были уверены, что домовой выполняет и хозяйственные работы: поддерживает огонь в печи, прибирает в доме, сушит зерно, ухаживает за скотиной. Он также строго следит за порядком в семье: чтобы домочадцы жили мирно и не ссорились, чтобы все соблюдали предписанные традицией нормы поведения и запреты. Согласно мифологическим рассказам, домовой присматривал, например, за тем, чтобы домочадцы работали и отдыхали вовремя, и если вдруг замечал какое-нибудь нарушение, то давал знать об этом:

Одна старуха рассказывала: «Я шла сей год ночью, не вовремя поила скотину. Люди уж спать стали ложиться, а я пойду скотину поить. Раз прихожу, а он на яслях сидит и говорит: «Неужели тебе, Марфа, некогда днем прийти?» Я, говорит, гляжу: как будто мой дедко. Такой лохматый сидит. Я и подумала: «Дед-ко у меня остался на лежанке лежать. А с чего он сюда пришел?» Двери раскрыла - сидит на яслях. Я после этого больше не ходила ночью скотину поить. Надо вовремя все делать». Вместе с тем в народе существовало твердое убеждение, что без домового не может стоять ни один дом. По поверьям, если домовой вдруг покинет жилище, то в нем пойдут несчастья одно за другим: падеж скота, болезни и смерть домочадцев.

В традиционном сознании образ домового был тесно связан с домашним скотом. Крестьяне видели в нем защитника скотины, обеспечивающего ее здоровье, силу и плодовитость. К нему обращались с просьбой о ниспослании скотине благополучия:

«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек и ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». С подобной просьбой обязательно обращались не только по случаю, но и в дни начала и завершения сезона пастьбы.

Согласно многочисленным мифологическим рассказам, домовой избирателен к скотине. Если, случалось, что животное ему не по нраву, «не по шерсти» - неподходящего цвета, то оно никогда не приживалось в хозяйстве. Более того, домовой мог извести несчастную скотину. Не пришедшаяся ко двору корова или лошадь обыкновенно узнавалась сразу: она постоянно кричала, как голодная, даже если на самом деле была полностью обихожена. Со временем бедное животное худело, становилось невеселым. Это крестьяне объясняли тем, что домовой-дворовой не дает нелюбимой животине даже дотронуться до корма. Если домовой невзлюбит овцу, то каждую ночь вплетает ей вокруг ног солому, спутывает шерсть. Животных, что не по нраву, домовой «загоняет» до пены, катаясь на них во дворе всю ночь, забивает под ясли, спутывает хвосты и гривы. В Архангельской губернии в таких случаях, чтобы умилостивить недовольного скотиной «хозяина», во дворе во все углы лили молоко. В некоторых местах для усмирения домового окуривали дом и двор подожженной медвежьей шерстью или обводили вокруг строений живого медведя, махали во дворе липовой палкой, втыкали нож над дверью, чертили мелом кресты на притолоке, окуривали скотину ладаном, кропили везде святой водой. Но по большей части неугодную животину старались продать. Все было иначе, когда животное было по вкусу домовому. По народным поверьям, ему нравится масть, соответствующая тону его волос. Чтобы узнать это, кто-либо из домочадцев оставался на ночь в хлеву и высматривал сквозь проемы в бороне домового, примечая цвет его волос. Получив скотину себе «в масть», домовой холил ее: поил и кормил, чистил, заплетал в гриве косички, как человеку никогда не заплести. По мнению крестьян, эти косички расплетать нельзя, иначе домовой разгневается.

Вообще же, чтобы новой скотине было хорошо, при вводе ее во двор молились, поворачиваясь к каждому углу. Чтобы домовой полюбил животное и хранил его, во все четыре угла хлева клали посоленные ломти хлеба со словами: «Хозяин-хозяюшко, вот тебе хлеб, да соль, да добрый живот: пой да корми, да нас животом дари».

Домовой очень сердился, если хозяева скотины были невнимательны к ней. Если они «неровен час» позволят себе в сердцах обругать животное нечистым, то дворовый в наказание хозяевам «отмахивает» скотину, то есть отгоняет ее от двора. Скотина как будто забывает свой хлев, отбивается от стада и забирается в чащу. Если «отмахнутой» скотине приходится ночевать в лесу, то ей, по поверьям, ничего не грозит, так как и здесь домовой оберегает ее от всякого хищного зверя. Зато хозяева напрасно стали бы искать «отмахнутое» животное: домовой, рассердившись, не показывает им скотину, хоть бы она и находилась рядом с ними в одном шаге.

Иногда домашние животные страдали от домового, казалось бы, по непонятным причинам. Кое-где это объясняли «переходом» - шуткой домового, когда скотина случайно попадает на постоянные или излюбленные пути, по которым он ходит. «Переход», как говорили крестьяне, заключается в том, что домовой, осердившись, спихивает скотину со своего хода, больно ударяя ее. «Переход» обычно узнавали по крови, подтеке или ссадине на несчастном животном. В Ярославской губернии его лечение в таком случае называлось «прощанием» и состояло в том, что хозяева в продолжение 9 или 12 зорь становились на повети лицом к востоку и трижды произносили заговор: «Хозяин-батюшко, прости живота, чем он тебе досадил!» После каждого заговора дули и плевали через правое плечо. Нечто подобное «переходу» случалось иногда и с людьми. Кое-где полагали, что на печи домовой обычно располагается, вытягиваясь вдоль; чтобы ему не досаждать, следует на печь ложиться только поперек, иначе его можно ввергнуть в гнев.

Явление и некоторые действия домового воспринимались в крестьянской среде как предсказания будущего. Чаще всего считали, что домовой показывается в хлеву - к беде. Местами считали, что если домовой виден идущим впереди человека, то последнему грозит смерть, а если он идет сзади - то беда. Широко было распространено поверье, что увидеть домового в шапке хозяина дома - к его смерти. Реже и не везде явление домового рассматривали как предвестие не только смерти, но и других важных событий в жизни человека - перед свадьбой, перед войной. Предрекая печальные события, домовой также плачет, воет, хлопает дверями, мяукает, оставляет синяки на теле домочадцев, притрагивается холодной рукой. Если домовой стучит в окно - к пожару, прыгает в дневное время с чердака - к беде, если вдруг начинает слишком усердно ухаживать за скотиной - к падежу. К хорошим же поворотам судьбы он пляшет или смеется в клети, гладит человека теплой мохнатой рукой. Крестьяне считали, что домовой, если захочет, может помочь избежать несчастья: предотвратить пожар, вовремя разбудив хозяина, или спасти скотину, вовремя вызвав хозяйку во двор. К домовому как предвестнику обращались с гаданием, когда он давил человека. В такой момент ему следовало задать вопрос: «К добру или к худу?» Если к добру, домовой ответит, к какому добру, а если к худу, только скажет: «К ху… к ху…». Верили также, что если домовой давит мохнатой рукой, то к добру, а если голой - к плохому.

На Русском Севере считали, что домовой имеет семью, которая повторяет состав живущей в доме семьи и ее уклад. Женой домового называют «домовиху», или «домаху», и иногда - кикимору; однако, бывает, они выступают как самостоятельные мифологические персонажи, близкие по значению и функциям домовому, но воплощенные в женской ипостаси. По народным поверьям, домовой по ночам ходит к женам и вдовам, тоскующим по своим мужьям. Согласно многочисленным мифологическим рассказам, домовой может жениться на проклятых и тем самым отсуленных ему девушках, которые исчезают из дома и невидимо для людей живут в подполье. Встречаются также представления о том, что домовой, как и некоторые другие демонологические существа, может воровать человеческих детей, особенно проклятых родителями. По поверьям, в доме, где есть некрещеный ребенок, нельзя гасить огонь ночью, а то «хозяин» заберет его к себе. О том, что у домового есть дети, свидетельствует приговор, который произносили при вводе в хлев новой скотины: «Дедуш-ко-домовеюшко, вот тебе дар Божий, скотинка. Корми сладко, стели местушко гладко, сам не обижай и детям не давай».

Крестьяне уважительно относились к домовому. Неписаные правила гласили, что прежде, чем зайти в хлев, следует кашлянуть и уж затем открыть дверь; зайдя же внутрь помещения, нужно было уже молчать. Все это делалось для того, чтобы не помешать домовому или не увидеть его. Учтивость по отношению к домовому проявлялась в приношении ему подарков по случаю или по праздникам: на Рождество, под Новый год, перед Великим постом, в Чистый четверг. Кроме того, в традиции существовали дни, непосредственно связанные с почитанием домового. В день Ефрема Сирина (10 февр. ст. ст.), который считался именинами домового, ему на загнетке печи оставляли кашу и просили заботиться о скотине. Были дни, когда домовой проявлял особое беспокойство, что могло отражаться на жизни домочадцев. Так, в день Иоанна Лествичника домовой, по поверьям, праздновал приход весны и бесился, сбрасывая шкуру. На Новгородчине считали, что домовой бесится перед Петровым днем. Во всех этих случаях его старались умилостивить, поднося гостинцы. Наиболее распространенными подарками были хлеб, овечья шерсть, цветные лоскутки, мишура. В Смоленской губернии хлебную горбушку аккуратно обворачивали в кусок ткани, прошитый красной ниткой, и относили в сени или на перекресток, где и оставляли с поклоном на четыре стороны и молитвой. В Тамбовской губернии хлеб и блины для домового помещали под застрехами, а на Вологодчине - крашеные яйца клали на печной столб. Кое-где на Русском Севере угощение - корочку от каши, а по праздникам горшок с круто посоленной кашей - оставляли в подпечке. Курские крестьяне после каждой вечерней трапезы старались оставлять на ночь на столе еду для домового. Кое-где с домовыми даже христосовались на Пасху, кладя яичко в блюдечко со словами: «Дворовой батюшка, дворовая матушка со своими малыми детушками, Христос воскресе!»

Домовой был единственным мифологическим существом, которое крестьяне в случае переезда в новый дом обязательно звали с собой. В Архангельской губернии обряд приглашения и перевоза домового выглядел следующим образом. Около входа в подполье клали старый лапоть и кликали: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом!» После этого лапоть несли в новый дом, считая, что в нем переезжает домовой. За первым же обедом первый отрезанный кусок хлеба закапывали в правом углу под избой, призывая домового войти в новый дом. В некоторых других местах домового перевозили на помеле или хлебной лопате. Чтобы в новом доме было покойно, после переезда пекли специальную шаньгу, обходили с ней вокруг дома, клали на лопату и в подпечек, и говорили: «Дедушко-доманушко, бабушка-доманушка, я гостинец вам кладу. Вы меня не гоните и не браните, я жить пришла, ночевать пришла, вековать пришла. Меня из дому не гоните, лучше кормите».

Бывали случаи, когда домового забывали позвать с собой. Это было чревато для жильцов, которые въезжали в дом с оставленным «хозяином»: старый и новый, прибывший со своими домочадцами, домовые не могли поладить, что вело к постоянному грохоту, стонам, швырянию и ломанию предметов в доме. Такая обстановка в избе изнуряла новых жильцов, пока они не догадывались, в чем дело. Чаще всего обращались к старым хозяевам с просьбой забрать своего домового к себе, и те осуществляли обряд его перевоза. Оставленного или напущенного чужого домового или своего, но сильно разгулявшегося, знающие люди смиряли разными способами. В Вологодской и Нижегородской губерниях били метлой по стенам хлева и избы с особыми приговорами. На Новгородчине и в Олонецкой губернии для пуганья домового использовали новую плетку с тремя хвостами или особый веник. Вологодские крестьяне в надежде усмирить домового тыкали вилами по нижним венцам строения. В Оренбуржье считали, что чужого домового, мешающего жить, можно выгнать, водя внутри дома по углам мужскими штанами. Согласно поверьям, домовой должен был уйти. Оберегом от чужого домового в некоторых местностях считали венки, сплетенные на Троицу; их обычно развешивали в хлеву.

Чтобы предотвратить проказы своего домового в хозяйстве, в конюшне помещали медвежью голову, убитых птиц - ястреба или сороку; под домом закапывали череп козла. Если домовой мучил скотину, хребты животных и углы в хлеву намазывали дегтем. Для кур в качестве оберега от шалостей домового использовали камень с природным отверстием, называемый в народе «куриным богом», старый лапоть или горлышко от старого разбитого кувшина.

Кое-где считали, что домовой - единственное демонологическое существо, которое не боится молитвы. Зато во многих местах крестьяне были убеждены, что против развоевавшегося «суседки» с успехом можно использовать крестное знамение, а также матерную брань. По поверьям населения Оренбуржья, боится он и людей, которые являются крестными. В случае если домовой наваливается на человека и душит, стоит только позвать: «Крестная!», и он тут же пропадет. Однако во многих деревнях до сих пор помнят и запреты, связанные с представлениями об этом мифологическом персонаже. Согласно народной традиции, всех животных, в образе которых, по мнению крестьян, мог появляться домовой, запрещалось убивать в пределах дома и двора: это могло привести к падежу скота и даже смерти людей. Чтобы не нажить неприятностей, рассердив домового, женщины соблюдали запрет выходить из дома с распущенными волосами, в ночное время работать или кормить ребенка, ложиться спать без ужина. Домовой любит мир и согласие в семье, поэтому, чтобы избежать его недоброжелательства, нельзя ругаться дома и во дворе.

Когда в новый дом входили или приводили купленную скотину, говорили:

Дедушко-доможирушко,

Да бабушка-домованушка,

Пустите нас. Пой, корми сытёхонько

Води светлёхонько. Не мори.

Служебный домашний дух – хранитель дома. Часто появляется перед людьми в виде маленького человечка, иногда в виде старичка с лицом, покрытым белой бородой (или мягкой светлой шерстью), может даже принимать облик хозяина дома. Умеет превращаться в кошку, собаку, корову и других домашних животных. Любит жить около печки, в тепле (в городских квартирах – на кухне, рядом с батареей парового отопления), в том месте, где люди не безпокоят. В разговорах принято называть его «хозяином», «дедушкой», «набольшим», «доможилом», «суседкой», «домовиком». У него может быть и своё домашнее имя, данное хозяевами (как в мультфильме «Домовёнок Кузя»). Если любит хозяина или хозяйку, то служит им преданно и на совесть: предупреждает о беде или о появление нежеланных гостей, караулит дом и двор, присматривает за детьми и скотиной. Дети иногда видят Домового и по-современному называют его «Мурзилкой» или «Чебурашкой».

Очень не любит ленивых и безответственных хозяев, мусор в доме, ссоры и шум по пустякам. Если Домовой сердится – он бьёт и колотит посуду, кричит как кошка, завывает в трубе, прячет и роняет вещи, по ночам топает ногами. Обычно не делает зла человеку, а только шутит и проказит: гладит мохнатою рукой сонного, стучит и возится по ночам на чердаке, подменяет вещи и продукты.

У него может быть своя семья – жена-домовуха и дети-домовята. Он главный над другими домашними духами; его слушаются домовая Кикимора и Кот-баюн, Чердачник и Дворовой, Сарайник и Конюшенник и прочие. Благословен дом, в котором добрый и хозяйственный Домовой, все дела в его хозяйстве будут идти на лад, а беды – обходить стороной. Поэтому при переезде в новый дом хорошие хозяева зовут его с собой. Раскланиваются во все четыре угла комнаты и говорят: «Хозяйнушко Домовой, пойдём в новый дом на богатый двор, на житьё, на бытьё, на богачество!». На новоселье обязательно ставят ему особое угощение (обычно – кашу или пироги) и со всевозможным уважением обращаются: «Дедушко Домовой, входи домой! Будем вместе жить! Давай с тобой дружить!». Угощать Домовых можно и каждый день: очень любят они молоко, домашний хлеб, сладости, свежую зелень. Если семья умеет правильно общаться с Домовым – в их домашнем хозяйстве всегда будет порядок.

Когда Домовой плачет (а плачет он жалостно, как ребёнок) – быть беде. А если уж из всех домов выходят Домовые и плачут на окраине села или деревни – быть войне, болезням, пожару или другим бедствиям. Могут они и собак заставить лаять и выть, а кошек – метаться по дому и громко мяукать, предупреждая своих хозяев о каких-то на- пастях или приближающейся беде. Если дом пуст или Домовые уходят из него – то и счастье может обойти такой дом.

Есть ещё Домовой-Дворовой , который обитает во дворе дома, в хозяйственных постройках. Обычно Дворовой показывается только ночью, когда люди уже спят, поэтому любит животных тёмного цвета. Он дружен с дворовой собакой, а кошек недолюбливает, так как они своевольны и ему не подчиняются. От доброжелательного или враждебного отношения Дворового зависит здоровье домашнего скота. Особенно любит хозяйничать и наводить порядок в конюшне; расчёсывает и заплетает любимой лошади гриву и хвост, даёт ей корма и чистит её. Напротив, когда животное ему не по нраву, он всячески ему докучает.

Конюшенный-дворовой

В большой конюшне может обитать и присматривать за лошадями свой Конюшенный, с которым Дворовой дружит. Когда в домашнем хозяйстве коня нет, оказывает внимание корове или другим животным с добрым, покладистым характером. Дары Дворовому приносят на конюшню или в хозяйственные постройки. Дружит с Банником. В народе говорят, что человеку, который хочет увидеть Дворового или хочет поговорить с ним, нужно сказать заговор: «Дядя Дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я» («Русский народ. Его обычаи, обряды, предания») – тогда он явится человечьем облике.

Мы держим коров выгоняем их в поле. Но в этом году коров осталось 11 штук И пастуха не найти. Коровы сами пасутся, а потом идут домой без присмотра. Коровы к соседу заходят через заброшенный дом, там нет части забора(сгнил). Так он в этом году посадил 2 грядочки. Зашли все стадо и съели моровь с капустой. Было это в июне. Приходил участковый к владельцу 2 коров Д. Л.. Он потерпевшему предлагал за свой счет огородить 2 пролета сеткой, но сосед отказался.

Через недели 3 арестовывает мох 2 коров. Не дает им выйти через дырку в заборе. Сидят с женой во дворе и пьют пиво. Решили проблему. Вызвали полицию. Коров выпустили. Муж убрал навоз в их дворе. Написали мы, что не имеем к соседу никаких притензий. Коровы живы здоровы.

Но на этом история не кончилась. Через месяц опять арестовал нашу корову этот сосед. Когда муж был в магазине сосед покупал пиво и сообщил, что наша корова у него. Но когда попытались забрать, он не отдавал. Вызвали полицию, но сказали разбирайтесь сами. Было это 18.30.

Пошла доить 2 которые были не арестованы. Муж поехал на велике написать заяву на соседа. В это время приехали на машине полиция с соседом пъяным. Он сообщил, что корова испортила 2 стеклопакетапо 800р., что то еще 2по 300р. и металлочерепицу погнула и поцарапала лист 1000р.
Пришло письмо заказное административное.
В инете нашла вот такую информацию Очень удивилась.
Приложение
к Постановлению
Мэра города Вышний Волочек
от 21 мая 2012 г. № 102
ПС Как жить в нашей стране, тем кто держит крупнорогатый скот?

Правила
выгула и выпаса крупного, мелкого рогатого скота
и лошадей на территории муниципального образования
"Город Вышний Волочек"

1. Настоящие Правила устанавливают требования к выгулу и выпасу крупного, мелкого рогатого скота и лошадей на территории муниципального образования "Город Вышний Волочек" (далее - Правила), обязательные для исполнения физическими лицами, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.
2. На территории муниципального образования "Город Вышний Волочек" для выгула и выпаса крупного, мелкого рогатого скота и лошадей определены территории личных подсобных хозяйств на земельных участках, находящихся в собственности или пользовании владельца крупного, мелкого рогатого скота, при хорошо огороженной территории и на привязи под надзором собственника животных.
Выгул и выпас крупного, мелкого рогатого скота и лошадей вне территорий, указанных в п. 2 настоящих Правил, запрещен.
3. Обязанности по выгулу и выпасу крупного, мелкого рогатого скота и лошадей несет собственник животных. За неисполнение обязанностей, предусмотренных настоящими Правилами, собственник крупного, мелкого рогатого скота и лошадей привлекается к административной ответственности.
4. Собственники крупного, мелкого рогатого скота и лошадей обязаны обеспечивать тишину, осуществлять постоянный надзор за животными в процессе их выгула, не допуская их перемещение на участки, не предназначенные для этих целей. Запрещается оставлять животных в режиме безнадзорного выгула на улицах города, а также в местах или в условиях, при которых ими может быть осуществлена потрава чужих угодий и насаждений, их повреждение и уничтожение, а также могут быть созданы помехи движению транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.
5. Не допускать загрязнения тротуаров, дворов, улиц, проспектов, проездов, парков и других общественных мест отходами жизнедеятельности крупного, мелкого рогатого скота и лошадьми. Загрязнения животными экскрементами указанных мест немедленно устраняются его владельцем.
6. Собственники, которые содержат крупный, мелкий рогатый скот и лошадей на территории муниципального образования "Город Вышний Волочек", в целях защиты поверхностных, подземных вод и почв от загрязнения продуктами жизнедеятельности животных, профилактики и борьбы с инфекционными болезнями животных, а также болезнями, общими для человека и животных, обязаны обеспечить содержание и уход за животными в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными правилами и нормами.

Мэр города Вышний Волочек
А. Б. ПАНТЮШКИН
ПС Как выживать тем, кто держит коров?