Фотоработы елены шумиловой. Как фотографировать детей. Знаменитый фотограф Елена Шумилова делится секретами. Через тернии к славе

Фотография фотографии рознь.

Снимки часто делаются только для того, чтобы остановить какие-то мгновения, сохранить память о событиях или местах, где человек побывал - мы называем этот жанр "Я и пальма". Но иногда хочется снять нечто такое, что будет пробуждать эмоции независимо от воспоминаний, хочется сделать снимок, который будет висеть на стене так, как будто он открывает окно в какой-то другой мир, - туда, где мы еще не были и вряд ли уже будем. Окно в мир искусства.

Да-да, это будет именно искусство, которое вы создали сами - не Микеланджело, не Сарьян и не Малевич - именно вы. А почему нет? Это доступно каждому. Надо только захотеть.

Именно тем, кто стремится делать такую фотографию, и пригодится наша Азбука. Для фотосессий класса "Я и пальма" все эти знания абсолютно не нужны - современные цифровые камеры настолько просты в обращении и настолько сложны внутри, что позволяют снимать "хроники жизни" без малейших усилий, без духовной перегрузки - и с великолепными результатами, которыми можно под завязку набить толстенький альбомчик 10х15.

Как определить - искусство или нет?

Если при взгляде на чужую фотографию вам жаль, что не вы ее сделали - это искусство. Шутка. Но только почти.

Положим, свои шедевры мы всегда знаем - только не нужно пытаться убеждать себя в обратном. Некоторые фотографы так упорно стараются добиться абсолютного совершенства, что простыми рядовыми удачами пренебрегают. И тем самым обедняют и себя, и нас. Другие же, напротив, каждый свой снимок видят только в розовом фильтре и лишают себя роскоши критической оценки.

Если вам удастся избегнуть таких крайностей (а крайности всегда крайне вредны), то останется только прислушаться к внутреннему голосу. Своему. Он вас никогда не обманет. Ведь главное - чтобы снимок нравился вам самому. Создателю.

И если вам снимок нравится - это искусство. А настоящее искусство достойно выхода в массы - в печать и в свет.

Печать как заветный результат

Ваш замечательный снимок станет настоящим шедевром лишь после того, как Вы его представите на суд зрителя. Хотя, уже на пороге времена, когда в галереях или на стенах квартир будут висеть плазменные панели для демонстрации картин (настольные электронные рамки уже вовсю продаются в магазинах), но самым простым способом овеществления шедевра все-таки остается печать.

После появления более-менее дешевых струйных принтеров стало возможно печатать фотографии прямо на дому, а главное - стало возможно управлять качеством и процессом печати.

Управлять процессом - это очень важно. Наверное, каждый владелец камеры хотя бы раз оказывался в такой ситуации: приходите вы в лабораторию получать фотографии, а они...

  • слишком красные...
  • слишком синие...
  • слишком мутные!
  • ...да это вообще не ваши фотографии!!!

Поэтому печатать снимки дома - надежнее. Придется потратиться на бумагу (которая чем лучше - тем дороже!) и на чернила (которые бывают оригинальные - т.е. от производителя вашего принтера, а бывают дешевле - т.е. не от производителя вашего принтера).

Сделать качественный отпечаток дома не так уж просто. Прежде всего, принтер и монитор нужно откалибровать, для чего придется воспользоваться специальным оборудованием. Понадобятся также навыки в управлении цветом (color management), изменении контраста, цвета, насыщенности и многих других характеристик изображения. Обо всем этом можно прочитать в нашей Азбуке.

Впрочем, можно и не заниматься всем этим самому - достаточно найти профессионалов, которые за разумные деньги сделают все за вас. В последнее время таких сервисов появляется все больше и больше. Здесь важно не ошибиться в выборе. И для этого вам опять-таки полезно будет дочитать до конца нашу Азбуку - ведь если даже вы будете обрабатывать и печатать свои шедевры не сами, то знакомство с этими технологиями позволит вам осознанно выбрать наиболее профессионального исполнителя ваших заказов.

Художественная фотография, что же это такое? Фотолюбители часто задают мне этот вопрос. Обычно прежде, чем ответить на него я делал глубокий вдох и выжидал небольшую паузу, чтобы собраться с мыслями. А затем начинал объяснять всё максимально подробно. Но со временем я пришёл к выводу, что лучший ответ – самый простой и короткий. И многим достаточно просто объяснить очевидные особенности художественной фотографии, чтобы дать представление об этой области искусства.

Главной отличительным признаком художественной фотографии от других областей фотоискусства заключается в том, что художественная фотография – это не просто фиксирование объекта и сцены на фотоплёнку или цифровой носитель. Использование фотокамеры для фиксации тех или иных объектов в тот или иной момент времени – это скорее фотожурналистика, а не художественная фотосъёмка.

Художественная фотография, прежде всего, это выражение того, как фотохудожник видит окружающий мир. В художественной фотографии важно не то что видит и фиксирует фотокамера, а то, что видит и хочет показать фотохудожник. Для фотографа, занимающегося художественной фотографией, камера – это инструмент для создания произведения искусства. В этом случае фотоаппарат выступает средством раскрытия художественного замысла фотографа, а не инструментом документирования того, что попало в прицел объектива

К примеру, известные пустынные пейзажи на полотнах Джорджии О’Киф – ничто иное, как выражение её видения окрестностей Нью-Мексико. То есть если мы разместим с десяток фотографов с камерами рядом с мольбертом О’Киф, получим ли мы одиннадцать художественных пейзажей одной и той же местности? Вряд ли. Скорее всего, в результате мы будем иметь одно художественное полотно и десяток фотоснимков, которые бы, несомненно, запечатлели снимаемую сцену, но не передавали бы художественный замысел их творца.

Восход солнца зимой в Сьерра-Неваде или Вид на Сьерра-Неваду из Лон-Пайна. Калифорния, Ансель Адамс,1944

Другими словами, художественная фотография должна содержать элементы управления вниманием зрителя, акценты, которые художники вкладывают в свои произведения для того, чтобы раскрыть замысел, который они хотели бы передать своим произведением.

Пожалуй, никто лучше Анселя Адамса не выразил эту мысль:

«Искусство подразумевает контроль над реальностью, ибо сама реальность не обладает чувством эстетики. Фотография становится искусством, когда в ней применяются определенные элементы контроля».

Таким образом, художественная фотография должна выходить за рамки буквального представления снимаемой сцены или предмета. Она должна выражать чувства и восприятие фотографа так чётко, чтобы с первого взгляда было видно, что этот снимок был создан художником, а не просто фотокамерой. Каждый элемент в кадре, каждый приём при обработке фотографии и даже способ и формат печати – всё должно выражать индивидуальность мировосприятия фотохудожника.

Ансель Адамс. Парк Гранд-Титон и Снейк-Ривер (1942). Парк Гранд-Титон национальный парк, штат Вайоминг.

А что вы думаете о художественной фотографии? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Сегодня фотография как искусство находится на пике популярности. С развитием технологий, доступностью информации съемка людей и предметов на фотокамеру наполняется совершенно новым смыслом. Еще 2-3 десятка лет назад к услугам фотографа прибегали лишь в самых торжественных случаях, и такой вид фотографии, как был востребован максимально. И если в те времена позволить себе настоящий зеркальный фотоаппарат могли лишь избранные, то сегодня возможность самореализоваться с помощью фотоискусства есть у большинства желающих. Набирает популярности и жанровая съемка, когда фотохудожник ставит перед собой задачу не только запечатлеть происходящие события, но и сделать каждый снимок художественно наполненным. Ведь жизнь сама подбрасывает сюжеты, которые хочется воспеть в монохроме или цвете: трогательная хрупкость невесты, незащищенность новорожденного, красота родной земли, мудрость, отражающаяся в окруженных морщинками глазах, игра солнечных лучей на дощатом полу...

    Наверное, невозможно точно сказать, сколько существует видов и Примеры работ лучших фотохудожников нередко объединяют несколько направлений, сочетая в себе приемы, присущие совершенно разным видам съемки. И, тем не менее, среди всего многообразия стилей можно выделить несколько наиболее популярных.

    Репортаж

    С появлением новых течений в искусстве фотографирования не теряет актуальности и классика. Такой вид фотографии, как репортаж, наверное, будет актуален всегда. Фотокорреспонденты всегда были и будут там, где происходят самые судьбоносные события, чтобы вся планета могла своевременно узнать о них. Репортажную фотографию, как и журналистику в целом, тоже можно подразделить на подвиды, в зависимости от объекта съемки.

    Тут наиболее распространенный вид фотографии - новостной, отражающий актуальные события в мире. Среди тех, кто освещает новости, немного особняком держатся военкоры, ведь их работа полна опасностей и рисков, а в объектив их камеры нередко попадает то, с чем может справиться далеко не каждый.

    Объединяет все подвиды одно - беспристрастность, атмосферность, необходимость сохранять максимальную объективность.

    Свадьба

    Когда-то к репортажной съемке вполне можно было отнести и свадебную фотосессию. Сегодня же этот вид фотографии совершенно модернизировался. Современные молодожены уделяют особое внимание первой - свадебному фотоальбому. Нередко над ним трудится целая команда профессионалов. Задача свадебного фотографа - подметить и отразить всю глубину чувств, которая таится в двух сердцах. Поэтому в кадр его нередко попадают такие мелочи, как сжатые пальцы, трепещущие ресницы, взволнованные взгляды... А как красноречивы мурашки на коже!

    Настоящий профессионал обязательно подметит всё важное, при этом не забывая и о главном. Ведь ему ни в коем случае нельзя упустить неповторимые моменты росписи в книге регистрации, надевания колец, первого супружеского поцелуя.

    Детки в кадре

    Точно неизвестно, сколько существует видов и жанров фотографии, но детские фотосеты можно смело назвать одним из самых популярных. Казалось бы, что может быть проще? Ярко наряженные модели с забавными кудряшками не нуждаются в услугах гримеров, костюмеров и декораторов. Очарование детства так и просится в кадр! А тому разнообразию эмоций, на которое способны только малыши, могут позавидовать даже профессиональные модели. Однако этот вид съемки требует от фотографа умения намного большего, чем любые другие виды и жанры фотографии. С наглядными примерами дерзкого детского позёрства или же, наоборот, упорного нежелания позировать, знаком, наверное, каждый, кто пытался хоть раз запечатлеть собственное чадо на камеру. Поэтому профессионалы нередко используют различные средства для нахождения общего языка с маленькими моделями: включают подходящую музыку, позволяют поиграть с реквизитом, угощают сладостями, украшают объектив и камеру забавными рожицами и зверушками. Да что там говорить, если даже всем известная якобы вылетающая птичка и была придумана много лет назад для того, чтобы привлечь детское внимание к линзе!

    Но те, кому удалось достичь взаимопонимания с малышами, прекрасно понимают, насколько благодарной бывает эта публика. Дети прекрасны в своей непосредственности, интересны сами по себе, поэтому фотографии их - перепачканных, заигравшихся, растрепанных, плачущих и хохочущих - нередко выглядят как иллюстрации к старым добрым сказкам.

    Love Story

    Набирают популярности и новые виды фотографий. Пример тому - Love Story, запечатленные на пленку истории любви. В качестве реквизита нередко используются милые безделушки, имеющие значение для двух влюбленных: записки, плюшевые игрушки, подобранные на пляже ракушки, диски с особенными песнями...

    Подчеркнуть настроение помогают предметы, ставшие общими для двоих, например, парные украшения или две трубочки, воткнутые в один стакан.

    Пейзажная съемка

    Такие виды фотографий, как пейзаж, не потеряют своей актуальности никогда... Сюжет подает сама природа, и источником вдохновения может стать и горизонт тропического острова, и привычный вид с балкона. Здесь, пожалуй, как ни в одном другом жанре, важна работа со светом - чтобы небо не потеряло глубину, чтобы яркие солнечные лучи не дали слишком резких теней, чтобы ни одна подробность не ускользнула...

    Подвидом пейзажной съемки можно назвать кадры из путешествий, которые впоследствии займут свое место в дорожном альбоме, помогая сохранить воспоминания о неприступных горах, ласковом море, дальних берегах.

    Натюрморт

    Когда-то этот вид фотографии можно было назвать едва ли не учебным. К нему прибегали в основном для оттачивания мастерства составления композиции и работы с тенями.

    Сегодня этот вид необычайно популярен не только среди фотохудожников, но и среди тех, кто создает рукотворные шедевры. Мастера стремятся презентовать свой товар наилучшим образом, прибегая к помощи профессионалов.

    Животный мир в объективе фотографа

    Дружба человека и животного привлекает зоркий глаз фотографа давным-давно. Животные нередко с удовольствием позируют.

    Кроме того, нередко милые пушистые мордашки проникают и в другие виды и жанры современной фотографии, например в портретную съемку. И если еще несколько лет назад 99 % популярности принадлежало котикам, сегодня на работах мастеров нередко можно увидеть и такую экзотику, как змеи, игуаны, скорпионы, совы.

    Привлекают фотографов и собаки. К примеру, северные красавцы хаски, самоеды и маламуты, обладающие совершенно невероятной мимикой.

    Тематические сеты

    Еще один новый вид фотографии - тематическая съемка. Здесь уж фотограф может проявить свой талант со всех сторон. Ему никак не обойтись без декораций и реквизита. Идея заключается в создании серии снимков, объединенных общим сюжетом. Нередко в основе лежит знаменитая сказка, кинофильм, история. Модели могут примерить на себя совершенно невероятные роли: Сумасшедшего Шляпника и Алисы, Вакулы и Оксаны, Белоснежки и гномов…

    Приемы тематической съемки нередко проникают и в другие виды фотографий: в детскую, свадебную, портретную. Показателем особого мастерства тут является собственное видение, необычная интерпретация, а не простое иллюстрирование сюжета.

    Сюрреализм

    Не так давно виды и жанры современной фотографии пополнились совершенно необыкновенным направлением. Речь идет о сюрреализме. Многие поклонники этого искусства называют его не просто фотографированием, а созданием новых миров. Из мастеров, работающих сегодня в России, особое место занимает Олег Оприско. Ему удалось создать собственные виды фотографий. Примеры работ Олега позволяют увидеть привычные вещи в невероятном, волшебном ракурсе.

    Не менее известна фотограф Катя Плотникова, тоже работающая в этом жанре. С ее работ на нас глядят невероятные феи и диковинные звери.

    Высокий и низкий ключ

    Эти виды съемок (фотографий) представлены в основном в портретном и предметном жанрах. Скорее высокий и низкий ключ можно назвать приемами фотографирования, а не видами съемки, однако большинство специалистов считают их особым направлением в фотоискусстве. При работе в этом жанре мастер уделяет основное внимание работе со светом и тенью. Съемка в низком и высоком ключе производится в специальной студии, оборудованной не только осветительными приборами, но и особенными светоотражающими экранами.

    Высокий ключ подразумевает особое цветовое решение снимка. Основной тон его - белый, а темные участки, говоря языком профессионалов, находятся в пределах второй ступени светло-серого цвета семиступенчатой плотностной шкалы.

    Низкий ключ, наоборот, воспевает глубокий черный. Высветленной до светло-серого остается лишь та часть снимка, которая несет основную смысловую нагрузку.

    Макро-мир

    Такие жанры фотографии (с примерами фото), как макросъемка, могут ввести обывателя в заблуждение своей необычностью. Иногда сложно понять, что же изображено на снимке: дельта огромной реки или кровеносная система новорожденного, лоскуты дозревающих полей с высоты птичьего полета или узор на крылышке мотылька?

    Для макросъемки используются специальные объективы с увеличивающими линзами. Мастерство фотографа, сумевшего разглядеть самое малое, позволяет простому обывателю узреть то, что зачастую скрыто от его взора.

    Астрофотография

    Во все времена манило людей звездное небо! Неудивительно, что оно нередко попадает и в объективы фотокамер. А необычные небесные явления, такие как затмения, прилеты комет и астероидов, особенная окраска луны и невероятная яркость Млечного Пути, уж точно не оставляют равнодушными любителей астрофотографии.

    Ню

    Некоторые виды современной фотографии берут истоки в глубокой древности. Говоря о съемке в стиле «Ню», нельзя не вспомнить о великих художниках прошлых веков, воспевавших естественную красоту человеческого тела. В широком смысле основным объектом съемки в этом жанре является обнаженное тело. Однако многие мастера нередко прикрывают наготу моделей с помощью драпировок и полупрозрачных вуалей, штор, ширм, таким образом оставляя в снимке какую-то недосказанность и интригу.

    Жанр этот особенный. В нем, как ни в одном другом, необходимо чувствовать грань между искусством и пошлостью.

    Уличное фото

    Говоря о том, какие существуют виды фотографии, стоит упомянуть еще об одном необычном жанре. Речь об уличном фото. Появилось это направление довольно давно, более века назад. Идеологи уличной съемки называют этот жанр самым искренним и достоверным, а работа фотографа тут требует особого мастерства. Ведь он призван всего лишь следить за жизнью города, подмечать наиболее интересные и яркие моменты, обнаруживать необычные образы.

    Уличная фотография рассказывает нам не только о персонажах, но и об их жизни в среде. Тут важно всё - здания и деревья, птицы и мусорные урны, зонтики над столиками кафе, спешащие такси, уличные торговцы…

    Фотоискусство и его перспективы

    Современное искусство живет особенной жизнью, впитывая и отражая все аспекты окружающей жизни. Виды и жанры фотографии с каждым днем пополняются новыми направлениями и течениями, дополняя друг друга. Развитие технологий позволяет не только знакомиться с творчеством лучших мастеров мира, но и использовать достижения науки для собственных творческих нужд. Развивается производство фототехники, оптики, осветительных приборов. В арсенале современного фотографа имеется множество программ для обработки и редактирования снимков. Все это значительно расширяет человеческие возможности и позволяет каждому любителю фотосъемки найти собственную стезю в искусстве.

    Текст – Наталья Буланова, фото – Иван Ерофеев, 24 Мар 2016

    0 0 0 24491

    Ее фотографии знают во всем мире, она проводит семинары в Австралии, в Америке, в Ирландии – проще перечислить, где не проводит. У ее инстаграма – около двухсот тысяч подписчиков. Статьи о ней не сходят со страниц зарубежных и российских СМИ, крупнейший сотовый оператор Vodafone размещает ее работы на билбордах по всему Лондону.

    Елена Шумилова с детьми.

    Ее фотографии знают во всем мире, она проводит семинары в Австралии, в Америке, в Ирландии – проще перечислить, где не проводит. У ее инстаграма – около двухсот тысяч подписчиков. Статьи о ней не сходят со страниц зарубежных и российских СМИ, крупнейший сотовый оператор Vodafone размещает ее работы на билбордах по всему Лондону. Многочисленные поклонники называют ее «russian mother». А она живет в настоящей глуши в Андреапольском районе Тверской области на берегу фантастически красивого озера. И признается: если бы не переезд сюда, ее жизнь сложилась бы по-другому.

    Жизнь в уединении

    Елена Шумилова – счастливая жена и мама. Ее муж Андрей – успешный бизнесмен, который однажды уехал вместе с супругой в глубинку и занялся сельским хозяйством. Сейчас у пары трое сыновей: старшему, Ярославу, семь лет, Ване – четыре, младшему Пете – один. Елена говорит: для того, чтобы найти свое призвание, ей нужно было поселиться именно здесь, вдалеке от влияния города.

    Мы заходим в дом к Шумиловым и с порога заявляем:

    – Уф, устали! К вам сюда добираться не меньше шести часов!

    – Все москвичи так говорят, – смеются Андрей и Елена. – Для вас это долго. А вот когда к нам из Лос-Анджелеса гости приезжают, они не жалуются. Для них такие расстояния привычны. Для нас уже тоже.


    До ближайшей деревни – несколько километров.

    – Почему вы решили уехать из Москвы?

    Андрей: Начали строить здесь дом еще в 2006 году, закончили в 2008-м. Планировали, что это будет дальняя дача. Думали, что будем здесь не просто отдыхать, а еще питаться здоровой пищей, покупать у местных молоко, масло, мясо. А оказалось, что в соседской деревне осталось только две коровы, и за молоком тут очереди выстраиваются. Поэтому в итоге мы занялись собственным хозяйством. Вначале завели кур, чтобы были свои яйца, потом корову. Долго искал помощника, когда нашел, все стало развиваться быстрее. Сейчас у нас есть коровы, овцы, козы, кролики, гуси, индюки, куры, пчелы. Мы выращиваем лен, делаем льняное масло, мед, сыры, муку мелем, хлеб печем. Питаемся только своими продуктами, закупки делаем по мелочам – чай, кофе, сахар, оливковое масло.

    Елена: Вообще, все происходило постепенно. Когда родился Ярослав, мы начали приезжать сюда по выходным, потом по неделе жить, а потом, когда встал вопрос о том, куда Ярославу идти в школу, решили пойти здесь. Недалеко от нас город Андреаполь, там три школы.


    – Вам нравится школа, в которую ходит Ярослав?

    Елена: Да. Дети не испорченные, учителя хорошие. Нам очень нравится наша учительница. Наш средний сын, Ваня, сейчас ходит в детский сад в Москве, мы его оставляем в городе с бабушкой, когда я уезжаю на семинары. Так вот, этот сад довольно дорогой, и там столько всего заявлено: и бассейн, и английский язык. А на деле, не так уж много знаний дают и не так много внимания детям уделяют. Здесь, наоборот, ничего не заявляют, но все делают правильно. Учительница с детьми ладит, благодаря ей ребята в классе дружат между собой. Правда, я не уверена, что в старших классах здесь достаточно высокий уровень образования.

    – Вы думаете о том, что дети вырастут и останутся в деревне?

    Елена: Людям на определенном этапе нужен город, молодежи нужно общение со сверстниками, вся эта «движуха». Мы сами с Андреем были очень активными в этом смысле. Но потом от такого рода общения устают, и это нормально, просто следующий этап жизни. Может быть, наши дети тоже потом захотят вернуться сюда.

    Андрей: В 20 лет мало кто захочет жить в деревне. И в 30 не захочет.

    Елена: Но я-то живу.


    Техника Шумиловых.

    Андрей: Захотела бы ты жить здесь, если бы не увлеклась фотографией, не нашла бы себе занятие? Мы все прекрасно понимаем, что тяга к земле наступает с определенного возраста, достаточно зрелого. С другой стороны, по официальным данным Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году больше половины населения Земли будет испытывать голод. Сюда входит практически вся Латинская Америка, большая часть Азии, Африка. И мы все прекрасно понимаем: чтобы компенсировать этот недостаток, при производстве продуктов будут использовать все больше химии. Тем ценнее будут натуральные продукты. Это дает надежду, что кто-то из ребят, начиная с определенного возраста, захочет есть натуральную пищу и тем самым поддержит идею экологического производства продуктов. Проще говоря, вернется сюда.


    Вместо шведской стенки.

    «Хочешь научиться снимать – иди и снимай в своем дворе»

    – Елена, а как вы начали заниматься фотографией?

    Елена: Раньше я работала архитектором. Когда родился Ваня, работать уже не получалось, с учетом наших длинных отъездов сюда. К тому же, в 2008 году начался кризис. Пару месяцев посидела дома, поняла, что просто домохозяйкой быть не смогу, и начала фотографировать.


    Из личного архива фотографа.

    – То есть, сначала это было хобби?

    Елена: Нет, я сразу хотела стать профессиональным фотографом, профессионально работать с изображением. Мне даже была не важна тематика. Просто училась снимать то, что меня окружает, то, что я вижу каждый день. Эту мысль я вычитала у кого-то из великих фотографов, и студентам своим сейчас говорю: «Хочешь научиться снимать – иди и снимай в своем дворе». Мне интересен был и город, и железные дороги, но на тот момент у меня не было возможности их фотографировать. А к тому моменту, когда я сформировалась как фотограф, я уже научилась снимать другое, вошла во вкус. Сейчас меня город уже не вдохновляет.


    Из личного архива фотографа.

    – Как вы поняли, что у вас получается?

    Елена: Выкладывала свои фотографии в Интернете – в социальных сетях, в фотосетях, и довольно быстро их стали замечать.

    – Вы учились на фотографа?

    Елена: Я очень хотела пойти в фотошколу, но, опять же, возможности не было. Я начала учиться сама и довольно быстро поняла, что это даже к лучшему. Конечно, помогло архитектурное образование. Это же в полной степени художественное образование, мы проходили и живопись, и скульптуру, и рисунок. Все мои знания по композиции и свету – оттуда. Фотографам на курсах это все-таки дают поверхностно. Фотография – набор визуальных приемов, и я его знаю, анализирую каждое изображение, продумываю до мельчайших деталей. Всегда что-то дорисовываю, доделываю. От этого зависит настроение фотографии. Например, сейчас на семинарах я всем студентам выдаю одинаковые заготовки. 20 человек работают над одной и той же картинкой, и у всех получается разный результат.


    Из личного архива фотографа.

    – Ваши фотографии сразу стали популярными?

    Елена: Нет, постепенно. Сначала их заметило фотосообщество, а потом и другие люди.

    Андрей: По большому счету, в России такой уж большой популярности у Лены не было, да и сейчас нет. «Бум» начался на Западе пару лет назад, и до сих пор продолжается. Там одновременно вышло несколько статей – в Daily Mail, в Huffington Post. И все как с ума посходили – от Китая до Латинской Америки. Сразу стали поступать предложения приобрести фотографии. Vodafone, один из крупнейших сотовых операторов в мире, купил фотографию, на которой изображен Ванька с нашей овчаркой. И вся Англия была завешана идущим по полю Ванькой – снимок был на железнодорожных вокзалах, в метро, на улицах. На Западе Лену стали называть «Russian mother», я над ней из-за этого подшучивал.

    – А вы могли этого ожидать?

    Елена: Я просто хотела быть хорошим фотографом, мне это занятие очень нравилось. Но вместе с тем я надеялась этим зарабатывать. Вообще, известность – это не показатель. Я знаю очень хороших фотографов, которые не слишком известны, и не очень хороших, зато популярных. Еще раз повторю: я просто стараюсь хорошо делать свою работу.


    Из личного архива фотографа.

    – У вас сейчас очень напряженный график. Вы проводите семинары по всему миру. Как это получилось?

    Елена: Когда Петя был совсем маленьким, на это не было времени. А когда ему исполнилось полгода, я провела первый воркшоп в Ирландии. Мы отправились туда всей семьей; пока я работала, Андрей сидел с Петей. После Ирландии моими семинарами заинтересовались фотосообщества в других странах. У меня своя программа, я стараюсь, чтобы люди научились всему, что я знаю. Ну и для меня, конечно, это возможность снимать новые лица, новые истории, новые места.

    – Вы много путешествуете, говорите, что ради детей будете готовы переехать отсюда. Получается, вы не ощущаете это место своим домом?

    Елена: Еще как ощущаю. Именно здесь и только здесь я чувствую себя хорошо, громко выражаясь – черпаю вдохновение. Вообще, возможность жить в уединении очень важна для человека, для его психики, ума, для того, чтобы услышать себя. Многие люди, особенно те, кто занимается творчеством, в городе испытывают на себе сильное воздействие окружающих. Они переполнены информацией и уже не понимают, что хорошо, что плохо. Вот Андрей не слишком поддается влиянию, он всегда знает, что ему надо, что для него важно. А я другая, в городе я переполняюсь чужой энергией, и уже не знаю, где мое, где не мое. Слушаю, что там Маша сказала, что Даша. В такой ситуации очень сложно найти себя. Для меня это возможно только здесь.

    Пора прощаться. У Елены очень напряженный график, нам повезло, что мы застали ее дома. Через несколько дней у нее семинар в Барселоне, сразу после этого – Дания, Польша, Швейцария, Италия. Времени отдохнуть от городской суеты не так уж много. Перед отъездом идем еще раз взглянуть на озеро. Оно прямо-таки внушает спокойствие. На память приходят слова Елены о жизни в уединении. И правда, где еще можно встретиться с самим собой, как не здесь? Впереди у нас – шесть часов дороги, но они больше не пугают. Теперь-то мы знаем: это не расстояние.

    Фото Елена Шумилова (с)

    Фотограф Елена Шумилова полгода проводит с семьей в Москве, полгода - в Андреапольском районе Тверской области на озере Бросно, где занимается фермерским хозяйством.

    Фотография в жизни Елены - архитектора по образованию - появилась в качестве профессионального увлечения после того, как она стала мамой. У нее двое сыновей - пятилетний Ярослав и двухлетний Иван.

    Талантливое и самобытное творчество Елены Шумиловой привлекло внимание зарубежных изданий, в частности известной британской газеты DailyMail. По словам фотографа, в поле зрения иностранной прессы она попала после того, как пару месяцев назад один из ее снимков приобрел европейский оператор сотовой связи Vodafon, который, в свою очередь, вышел на нее с помощью социальных сетей. В России проводились фотовыставки, на которых были представлены и работы Елены, правда сама она на них не была.

    Елена заниматься фотосъемкой как хобби начала после рождения второго сына. Просматривала снимки многих семейных фотографов: следила за постановкой кадра, способами цветокоррекции. В качестве одного из ориентиров она привела в пример польку Магдалену Берни. По мнению Елены, некогда владелицы архитектурного бюро, самой ей преуспеть в этом деле помогло художественное видение мира.

    Отвечая на вопрос о том, занимается ли она семейной фотосъемкой профессионально, Елена Шумилова говорит: «Фотографирую только, если у меня появляются интересные идеи и есть на примете люди для их воплощения».


    На фотографиях Шумиловой дети, собаки, кошки, кролики, утята и гуси - все одна большая счастливая семья

    «Дети и животные - это моя жизнь. Я мама двух сыновей, и нам всем нравится жить в деревне. Здесь ты ближе к природе, к красоте. Здесь, в деревне, ты находишься в постоянной гармонии с самой матушкой-природой. А она, соответственно, дает огромное количество сюжетов для съемки» - говорит Шумилова.

    «При съемках я люблю использовать естественный свет: как на улице, что впрочем естественно, так и внутри помещений. Я предпочитаю всякие источники света: уличные фонари, рассеянный свет свечи, загадочный туман, дым, дождь и блики светящегося снега - все, что дает возможность подчеркнуть эмоциональную и визуальную глубину фотографии».

    «Когда я окончила школу, я поступила в Московский архитектурный институт, где я практиковалась в рисовании и живописи. Я полагаю, что именно умение рисовать и разбираться в живописи определило мое чувство фотографии и композиции».

    «Я фотографирую каждый день, а ночью занимаюсь обработкой изображений. Я чувствую, что я нашла свой собственный путь подхода к фотографии».

    «Я в основном доверяю своей интуиции и иду за своим вдохновением. Я фотографирую то, что мне нравится и фотографиями хочу выразить чувства, которые не могу выразить обычными словами».

    Если обратить внимание, то большинство работ Елены выполнены в пастельно-золотистых оттенках. Это своего рода возвращение к истокам православной культуре и подражание традиционной иконе.

    Ведь иконы всегда в православном мире ассоциировались с теплотой, защитой, уютом.

    Загадочный туман в работе мамы-фотографа Елены Шумиловой.

    Зима в работе Елены Шумиловой

    Зимние узоры на окне.

    Первый снег.

    Настоящий друг и надежный защитник.

    Мой кролик.

    Настоящий друг и надежный защитник2