Нижнетагильская роспись. Тагильская роспись. Мастер-класс техники одного мазка. Школа живописцев Демидовых

Для начала хотим упомянуть, что техника ванстрок от Донны Дьюберри и маховая Тагильская роспись на подносах - соверщенно разные вещи. Единственное, что их "объединяет" - это однослойность и письмо двойным мазком, когда на кисть берется две краски любого цвета. Ну а разница между ними, как меж Небом и Землей. Тагильская роспись является уникальным народным промыслом, где каждое изделие - самостоятельное произведение искусства. В то же время ванстрок (one stroke) - это модный и очень любимый американцами китч, философия которого проста: быстро раскрасил - быстро продал.

Данный урок (мастер-класс) показывает последовательность шагов при создании композиции.

Нам понадобится: доска разделочная (чистая заготовка), черный акрил, краски масляные, масло льняное, растворитель (скипидар или уайт спирит), плоские и круглые кисти разной ширины (я предпочитаю колонковые натуральные или синтетические).

Деревянная заготовка

Доску обязательно хорошо зачищаем наждачной бумагой до гладкого состояния. Затем покрываем черным акрилом, тщательно прокрашивая торцы доски и края дырочки изнутри. На окончательное просыхание густого слоя акрила требуется время, пока он окончательно не перестанет липнуть. Поэтому ждем, а когда просохнет, намечаем карандашом рисунок будущей композиции. Ваш рисунок может быть произвольным. Я же использовала в качестве ключевого элемента "тагильскую розу", или, по-местному "розана".

Композиционная разметка

Подготовьте заранее достаточное количество краски. Если будете применять смеси красок, намешайте достаточное количество в какой-нибудь емкости (добавив в смесь немного льняного масла), чтобы нужного колера хватило до завершения работы и не пришлось намешивать заново. Иначе вы рискуете "не попасть в тон".

Роспись обычно начинается от центра композиции. Я начала со светлых тонов, прописав нижние лепестки распустившихся цветов сочетанием белого с неаполитанской оранжевой. Каждый элемент пишется одним мазком.

Сочетанием темных тонов пишем лепестки розан второго плана. Это необходимо для придания объема.

Теми же светлыми красками, с которых мы начали, намечаем верх сердцевины бутонов.

Продвигаясь вглубь, придаем объем сердцевине темно-красной краской.

Завершаем формирование розан, прописывая лепестки переднего плана все той же светлой краской.

Теперь рисуем листья. Чтобы по цвету они были похожи на настоящие листья роз, переход цвета на кончиках делаем к красному. Прописываем листья сразу, чтобы потом к ним не возвращаться.

Дабы выделить главный элемент композиции - розы, добавляем несколько мелких цветков сиреневого оттенка.

Выделяем лепестки сиреневых цветов более светлым, чтобы придать объем, прорисовываем сердцевинки и листики.

Завершаем этапом росписи будет добавление к композиции некоторых деталей: подрисовываем "усы", прорисовываем мелкие веточки, кончики листьев и расставляем кое-где белые точки. Они будут имитировать росу.

По завершении доску несколько раз покрываем лаком.

Опытным художникам наш мастер-класс вряд ли окажется полезным, разве что посмотреть, как работают другие. Начинающим и желающим просто попробовать рекомендуем сперва поупражняться технике двойного мазка на картоне, дабы с ходу не портить доски. Сто процентов гарантии, что роспись сразу не получится.

Составлением композиции лучше заниматься по образцу, но не выдумывать из головы. Найдите подходящие для вашей конкретной формы фотографии из интернета, благо их превеликое множество. Если не можете перенести рисунок с картинки вручную, воспользуйтесь распечаткой или калькой.

Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII века в Нижнем Тагиле. Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, фестончатые, гитаровидные, треугольные, скатертные и др.), так и художественного решения.

Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: так называемая картинная живопись на подносах рубежа XVIII-XIX веков и 1-ой половины XIX века и цветочная роспись, родственная сибирской и уральской росписи сундуков, туесов, прялок и прочих предметов крестьянского обихода.

На заводе Демидовых работали пришлые люди со всех концов России. Основоположником лакового дела на Урале считается А. С. Худояров. Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы. Подносы-картины середины XIX века были вытеснены настольными, утилитарными подносами с народной цветочной росписью.


Характерным является такое расположение рисунка на подносе, в котором преобладают вертикально ориентированные букеты с изображением крупных цветов и фруктов, как бы растущих из вазонов. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета.

Появились они вначале XVIII века на металлургических заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле, выпускавших листовое железо. Изначально сформировались два направления – с сюжетной живописью профессиональных художников и с обобщённой цветочной росписью, близкой народной росписи по дереву и бересте. Расцвет относится к середине XIX века.


Сохранились подносы, изображающие мифологические, исторические, военные сцены, сельские и городские пейзажи (копии картин и гравюр). Они украшены обрамлением из гирлянды цветов, искусно нанесённых золотом или серебром. Писались такие работы согласно гравюрным и живописным оригиналам в три слоя по красновато-коричневому грунту. Были и композиции с букетами цветов на золотом, зелёном, красном фонах. Оба вида товаров были дорогими. Но была и потоковая ремесленная живопись – однослойная цветочная роспись, пользовавшаяся в быту купцов, мещан, зажиточных крестьян.

Подносы кузнецы делали вручную. Роспись кистью выполнялась специальными приёмами, при которых одним мазком получают несколько градаций тона от насыщенного к светлому. Краску основных крупных пятен могли наносить прямо пальцами, а затем уточнять мазками белил и штрихами чёрной краски. Заканчивали привязкой (стеблями, усиками, травами) и обрамляющим узором. В 1930-х традиция живописи была утрачена из-за подражания Жостову. Но во второй половине ХХ века многое было сделано для возрождения искусства.

Вконтакте

Народное ремесло по художественной лаковой росписи металлических подносов, зародилось и существует в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.

Путеводитель по Русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Начало

Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых - Вавилы и Фёдора. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности в деревне Жостово Мытищинского уезда Московской губернии.

Мастера его во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.


Protonnt , CC BY-SA 3.0

Развитие

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н.Демидовым.

В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В.И. Албычев. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых.

Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее (Санкт-Петербург) и ГИМе (Москва) .

В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не обошёл стороной он и Тагильский подносный промысел, требуя адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм заменил кузнеца, и в условиях жесткой конкуренции встал вопрос быстроты и дешевизны отделки подноса.

В это время все большее распространение получает «Маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья.

«Эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизирует и обобщает форму, — подчёркивает Ольга Силонова. — Остаётся только всё самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти - яркое, броское, нарядное» .

После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма.

Существенный толчок к возрождению предало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение.

Большое влияние на возрождение промысла оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Барадулин.

Однако, чтобы соединить традиции прошлого с развитием будущего, теорию и практику, не хватало лишь одного звена - мастера, владеющего старым двуцветным мазком и способного передать это мастерство. Им стала .

Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех.

Современность

Сейчас подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производят 4 фирмы: «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа» и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеринбург),

Подносной росписью занимаются в художественной школе Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна при Нижнетагильском заводе-музее.

Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла.

Фотогалерея



Полезная информация

Тагильская ро́спись

Прообраз Жостово

Считается, что Тагильская роспись - это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.

Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Ранняя история

Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла.

Школа В.И. Алабычева

В период руководства Алабычева, появилась мода на подносы-картины, где в центре изделия писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр или оригинала), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер.

Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.

Женская роспись

Когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой.

Завод

В начале XX в. артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. В 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса.

А.В. Афанасьева

Именно она владела приёмами исконной Тагильской двуцветной росписи и помогла спасти Тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление.

Помимо этого Агриппина Васильевна воспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы Тагильского письма, более того - значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном).

Училище

В 1944 году, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в Уральском училище (ныне колледж) Декоративно-Прикладного Искусства и художественно-графическом факультете Нижнетагильского Педагогического института (ныне академия).

Музей

Важнейшей частью возрождения Тагильского подносного промысла стало создание в городе в 1991 году Нижнетагильского музея истории подносного промысла, который позже стал составной частью нижнетагильского музейного объединения "Горнозаводской Урал".

Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы. Экспозиция музея включает уникальные образцы творчества мастеров тагильской лаковой росписи по металлу за 265 лет.

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и скоростного интернета, все большему количеству горожан требуется отдых от суеты и обыденности. Желание самоопределения как нации направляет помыслы к изучению обычаев и устоев наших предков. Желание реализации в делании чего-либо поднимает популярность изделий ручной работы. Возвращаясь к истокам, мы обращаемся к народным промыслам. Одним из удивительных объектов исконно русских традиций является тагильский поднос.

Исторические истоки

Более трехсот лет насчитывает история этого народного промысла. Уходит она корнями в селения и деревушки Урала. Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно. Где-то в глубине веков затеряны имена мастеров, давших начало настоящему искусству, промыслу, прославившему Великую Русь.

Официальная история тагильского подноса начинается со сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали литье стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Выйске (1722 г.). К 70-ым годам того же столетия, по данным летописей, промысел расширяется и формирует отдельные лакировщик, оковщик.

Весь XVIII век развития промысла - это век живописцев Худояровых. Иконописцы в нескольких поколениях, братья Вавила и Федор, перенесли ключевые приемы росписи, лакировки и декора икон в украшение предметов быта, подносов, сундуков, посуды. Именно этим мастерам тагильский поднос обязан технике живописи «цырь» - золотистая основа щедро заливается цветным фоном. После застывания тонким инструментом до золота снимают верхний слой, получая необыкновенные узоры. Художникам приписывается и изобретение «хрустального лака», необыкновенно прозрачного и жаростойкого. Расписанные по заказам Демидовых подносы и предметы утвари, отправлялись во дворцы двух столиц России.

Расцвет промысла

Конец XVIII - начало XIX века - период расцвета промысла. Его называют веком школ Демидовых, о которых поговорим чуть позже. Демидовы перевели индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, промышленное русло. Обозами расписные шкатулки, сухарницы, подносы, сундуки и другие предметы быта, изготовленные в «горном городе», как называли Нижнетагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу. Это был Золотой век развития промысла.

Упадок и возрождение

С середины XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, начинается спад народных промыслов и почти всех Ускоряющийся темп жизни вынуждал отказываться от тонкой ручной работы, заменяя ее упрощенными, предельно стилизованными формами. Ручная ковка уступает место промышленной, изысканные самобытные детали заменяет трафарет.

К 20-м годам XX столетия жизнь промысла сохранилась в немногочисленных артелях мастеров, таких как «Пролетарий» и «Красная Заря». Искусные подносы ручной работы были невостребованы в советской России, поэтому их отправляются на Ближний восток и Китай.

Единственным островком тагильского подносного промысла остается мастерская при Нижнетагильском заводе эмалированной посуды.

С 90-х годов прошлого столетия, с эпохи перестройки и развития малого бизнеса, начинается медленный и уверенный подъем забытого промысла. Возрождение уникальной ручной росписи породило артели и кооперативы мастеров.

Школа живописцев Демидовых

О школе Демидовых необходимо рассказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Перезоловы.

Коммерсанты Демидовы хорошо понимали, что главное в промысле - это кадры. Именно с целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу, куда пригласили преподавать основы живописи выпускника Императорской Академии художеств В. И. Албычева.

В школе на протяжении четырех лет учились исключительно мальчики, начиная с 12 лет. Но производство все равно испытывало нехватку кадров. Тогда стали принимать в школу девочек и женщин. Интересно, что Демидовы в качестве стимула для желания научиться «писать сильно», предусматривали поощрение женщин в виде выдачи платков. Постепенно создание расписных подносов переходит в женские руки, что имеет место и сегодня.

Школа оказала колоссальное влияние на развитие промысла как направления изобразительного искусства. Тагильская роспись подносов постепенно обрастает своими традициями.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» аутентичная тагильская роза - символичный цветок, на долгие годы ставший олицетворением промысла.

Тагильский поднос - это подносы-картины, с выразительными отточенными деталями и чистейшей живописью, раскрывающей мифологические и исторические сюжетные линии.

Постепенно получает развитие живопись на многогранной клепаной форме. Фигурное листовое железа, узоры-паутинки и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой для художественной росписи. Так создавался тагильский поднос.

Развивалась и особенная тагильская роспись - техника двойного мазка. Тогда же сформировались и главные направления в сюжетных линиях.

Секрет лака

Секрет лака династии Худояровых заключается в пропорциях растворенных в скипидаре копала, конопляного масла и терпентины хвойных деревьев. В отличии от восточного холодного лакирования, применялся способ быстрого горячего (при температуре в 300 градусов) лакирования. В состав добавляли оксид свинца и марганца - лак становился прозрачным и освежал краски. Секрет его так и не разгадан.

Что такое тагильский поднос?

Подносы делали и продолжают делать в мастерских. Меняются технологии, но и сегодня ручной творческий труд - основа промысла.

Методом штампования изготавливается форма подноса и покрывается два раза грунтом, а затем черной эмалью. После просушки заготовка переходит в руки художника, затем орнаментариста. После росписи изделие лакируется.

Современный промысел

Создают произведения искусства в Нижнетагильском центре народных промыслов и ремесел. Торговые марки юридически защищены патентами. Тагильский поднос неизменно вызывает интерес зарубежных мастеров и коллекционеров. Мастера принимают участие в выставках и аукционах в России и далеко за ее пределами. Музеи Нижнего Тагила и Екатеринбурга гордятся богатой коллекцией тагильских подносов, которые экспонировались в США, Франции, Польше и других странах.

Что такое тагильский поднос, сегодня знают далеко за пределами нашей родины. Работы мастеров Худояровых и Дубасниковых - жемчужины экспозиций отечественных музеев и частных коллекций. Тагильские изделия преподносились в дар князьям и монархам. Самобытная тагильская «лакерная» живопись - уникальный пример народного промысла, дошедшего до наших дней и продолжающего удивлять и радовать ценителей самобытного творчества.

Детище горнозаводской цивилизации

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века. Таким образом, здесь постепенно проходила трансформация крестьянской общины в промышленное общество. В этой среде возникло много самобытных традиций, определяющих промышленную, экономическую и культурную индивидуальность города и его дальнейшее развитие. Ярким выражением этого процесса и явился подносный промысел и лаковая роспись по металлу, как форма особого "промышленного" искусства.
Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год , к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тагильский металл с маркой "Старый соболь" стал известен во всем мире.
Картина на железе "Вид Нижнетагильского Высокогорского железного рудника". Металл, ручная ковка, клепка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века. Перезолов Т.К. 49,5 х 75 см.

Его качество, пластичность в обработке высоко ценились, уральские умельцы искали различные формы применения и демонстрации этих качеств тагильского железа. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.

Музей истории подносного промысла

Кроме того, XVIII век стал "золотым" веком для тагильских лакировщиков, среди которых ярко раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. Как пишет известны исследователь их творчества Ольга Силонова: "Потомственные живописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали приемы декора иконописи: серебро, золото. Владели техникой цыровки по разным фонам".
Поднос "Галантная сцена" фигурной формы, с просечными ручками. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1870-е гг. 76 х 101 см.

Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные таким способом, они отличались изяществом и изысканностью. После этого изделие покрывалось лаком, которые назывался "тагильским" или "хрустальным" и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки. Такое покрытие, нанесенное умелой рукой, без пузырьков воздуха и соринок, придавал краскам особую сочность и яркость, не скрывал разнообразие цветовых оттенков, позволял видеть фактуру металла, его идеальную поверхность. В первой пол. XIX века развитие промысла шло по восходящей. Это было связано с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. В этом сказались его прозорливость, понимание важности развития промысла. В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев - профессиональный художник. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были черно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны с пышными букетами.
Поднос гитарообразной формы с трафаретным растительным орнаментом. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1 пол. 1880-е годы 49 х 34 см.

Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.
Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы при-няли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и ГИМе (г. Москва). В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к все ускоряющемуся темпу жизни.