X 37b otv 1 первый полет. Мини-шаттл устремился буквой X в туманное будущее

Загадочный американский космический аппарат (речь идет о космическом беспилотном аппарате X-37B) вот уже год как находится на околоземной орбите, выполняя различные задачи, связанные, по всей видимости, с долговременными, но неизвестными космическими целями. Это уже третий длительный полет аппарата на околоземной орбите. Последний раз X-37B отправился в космос 11 декабря 2012 года, он был запущен с космодрома на мысе Канаверал в рамках миссии OTV-3 (Orbital Test Vehicle 3). Общие цели миссии, а также информация о грузе, находящемся на борту космического аппарата, строго засекречены.

До этого аппараты X-37B уже успели побывать в космосе 2 раза - в рамках миссии OTV-1, старт которой был дан в 2010 году (она продолжалась 225 дней), и в рамках миссии OTV-2, в которой испытывался уже второй построенный аппарат X-37B. Данная миссия оказалась самой продолжительной, КА находился на орбите 468 дней, он успел облететь землю более 7 тысяч раз. После окончания задания оба аппарата успешно совершили посадку на авиабазе ВВС США в Ванденберге (штат Калифорния).


Работы над созданием космического аппарата X-37 началась в 1999 после того, как НАСА заключила контракт с компанией «Боинг». Общая сумма контракта составила 173 млн. долларов. С 2004 года руководство проектом по созданию экспериментального орбитального самолета осуществляют американские ВВС. Аппарат X-37B был создан компанией «Боинг дифенс спейс энд сикьюрити» при участии исследовательских лабораторий программ X-37 НАСА, X-37 Агентства перспективных исследовательских программ (DARPA) Министерства обороны США и X-40 ВВС США. Весь процесс проектирования, выпуска и испытаний систем нового орбитального аппарата выполнялся на предприятиях компании «Боинг», расположенных в Калифорнии.

Экспериментальный орбитальный самолет X-37B предназначен для выполнения разнообразных задач на орбите Земли на высоте от 110 до 500 миль на скоростях до 17 500 миль/час. Масса аппарата около 4995 кг, длина - 9 м, высота - 2,85 м, размах крыла около 4,5 м. Каждый самолет оснащен грузовым отсеком размерами примерно 2 на 0,6 метра. По заявлению создателей, конструкция X-37B вобрала в себя лучшие качества космического корабля и традиционного самолета, что позволяет достаточно гибко использовать аппарат для решения разнообразных задач. Запуск аппарата в космос производится в вертикальном режиме с помощью ракеты-носителя, а вот посадку он совершает самостоятельно полностью в автоматическом режиме по-самолетному (тот же принцип, что и у шаттлов). Оба космических аппарата X-37B построены для американских ВВС компанией Boeing Government Space Systems.

Согласно информации компании Boeing, оба самолета построены на основе легких композитных структур, которые заменили собой ставший традиционным алюминий. Для защиты крыльев аппарата на орбитальном самолете применяется высокотемпературная термоплитка нового поколения, которая отлична от углеродной плитки, которая применялась на американских шаттлах. Также специалисты Боинга отмечают, что вся авионика космического корабля спроектирована под автоматизацию спуска и посадки аппарата. Вдобавок ко всему на борту X-37B отсутствует гидравлика, все его системы управления полетом и торможения построены на электромеханических приводах.

Сегодня никто не знает, сколько продлится текущая миссия на орбите, официально данная информация нигде не озвучивалась, не ясно также, где именно аппарат совершит посадку в этот раз. В настоящее время в ВВС США рассматривается вариант со спуском и посадкой аппарата на посадочную полосу шаттлов, которая расположена на территории Космического центра Кеннеди NASA недалеко от мыса Канаверал. Именно отсюда уже чуть более года назад и был произведен запуск корабля в космос. Может быть использована оставшаяся после свертывания программы шаттлов инфраструктура, что уменьшит стоимость всего проекта, отмечают американские чиновники.


В настоящее время наиболее продолжительным полетом орбитального самолета X-37B в космос остается полет в рамках проекта OTV-2. Аппарат стартовал 5 марта 2011 года со стартовой площадки, расположенной во Флориде на мысе Канаверал. На орбиту его вывела ракета «Атлас-5/501». В итоге аппарат провел в полете 468 дней и 13 часов, совершив посадку на авиабазе «Ванденберг» в Калифорнии. Полет был осуществлен в рамках продолжения программы испытаний, которая стартовала 22 апреля 2010 года вместе с запуском на орбиту первого аппарата X-37B (OTV-1), первый полет продолжался 225 суток.

Следует отметить, что X-37B стал первым в США космическим аппаратом, который возвратился на Землю и совершил посадку полностью самостоятельно в беспилотном режиме. По заявлению специалистов компании Боинг, данный летательный аппарат наглядно показал, что беспилотные космические аппараты в состоянии выходить на орбиту и благополучно возвращаться домой. В рамках второго сверхдолгого полета в космос создатели корабля детальным образом проверили прочностные характеристики конструкции X-37B, а также провели тестирование его дополнительных функций и возможностей.

При этом руководители из состава ВВС США уклоняются от интервью и прямых ответов на вопрос, какие именно задачи стоят перед орбитальным космическим самолетом X-37B. Все их комментарии сводятся к словам о необходимости сбора данных о характеристиках и возможностях летательного аппарата. По информации компании-производителя, космический аппарат используется в целях демонстрации безопасности и надежности использования на орбите многоразовых беспилотных космических летательных аппаратов для решения задач, которые возложены на ВВС страны.


Неудивительно, что некоторые скептики, а также ряд экспертов, в том числе и в России, полагают, что США занимаются испытаниями очередного космического перехватчика, который в случае необходимости сможет вывести из строя спутники вероятного противника, а кто-то даже высказывается о его возможности нанесения ракетно-бомбовых ударов с земной орбиты.

В этом нет ничего удивительного, так как ВВС США хранят молчание и не разглашают целей использования орбитального самолета X-37B. При этом официальная версия предполагает, что аппарат может использоваться для доставки на орбиту различных грузов, именно это называют его основной функцией. В то же время есть информация о том, что космический аппарат может быть использован в разведывательных целях. По мнению российского историка А. Б. Широкорада, оба этих предположения несостоятельны из-за их экономической нецелесообразности. На его взгляд, наиболее правдоподобной является версия о том, что американские военные используют данный аппарат для испытаний и обкатки технологий для своего будущего космического перехватчика, который в случае необходимости позволит уничтожать космические объекты других стран, в том числе кинетическим воздействием. Такое предназначение данного космического аппарата может вписаться в документ под названием «Национальная космическая политика США» от 2006 года. Этот документ, по сути, провозгласил право Вашингтона на частичное распространение своего национального суверенитета и на космическое пространство.

Источники информации:
http://gearmix.ru/archives/7370
http://vpk.name/news/70744_zavershen_469sutochnyii_polet_vtorogo_orbitalnogo_bla_x37b_kompanii_boing.html

Boeing X -37B – беспилотный орбитальный космический корабль, представляющий собой собственную секретную разработку Военно-воздушных сил США, которая была осуществлена на базе космолета X -37A , созданного Национальным аэрокосмическим агентством НАСА.

Как и все экспериментальные орбитальные летательные аппараты семейства X -37, космический корабль X -37B построен на базе космолета Boeing X -40 длиной 8,8 м с V -образным хвостовым оперением, рассчитанного на запуск с помощью ракеты «Атлас-5» версии 501 со второй ступенью «Центавр». Космические корабли семейства X -37 рассчитаны на скорость полета при возвращении в плотные слои атмосферы до 25 скоростей звука.

К технологиям, применяемым в космолетах X -37, относятся усовершенствованнаясистема термозащиты, более мощная авиационная электроника, автономная система наведения и передовая конструкция корпуса. В системе термозащиты используются применявшиеся и раньше плитки из кварцевой керамики.

X -37 имеют независимую силовую установку с одним двигателем Aerojet AR 2-3, работающим на ракетном топливе длительного хранения и развивающим тягу 29,341 кН.

Космолеты этого семейства автоматически приземляются после возвращения с орбиты. Таким образом, X -37 является вторым после советского «Бурана» космическим кораблем, обладающим такой способностью, и при этом самым маленьким и легким в мире.

О начале проекта разработки космического аппарата X-37B ВВС США объявили 17 ноября 2006 года. Их версия космолета получила условное обозначение X -37B OTV (Orbital Test Vehicle , т.е. экспериментальный орбитальный летательный аппарат). Программа OTV была построена на базе прежних разработок Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA ), аэрокосмического агентства НАСА и Военно-воздушных сил США и осуществлялась под руководством Управления ВВС США по системам быстрого реагирования (U .S . Air Force Rapid Capabilities Office ) в партнерстве с НАСА и исследовательской лабораторией ВВС. Генеральнымподрядчикомпрограммы OTV являлась корпорация Boeing. Космический корабль X -37B был рассчитан на продолжительность разового нахождения на орбите Земли до 270 дней. Секретарь ВВС США отметил, что основными целями этой программы будут «снижение риска, проведение экспериментов и разработка рабочей концепции для технологии создания космических летательных аппаратов многоразового использования, что должно содействовать осуществлению долгосрочных целей в области космических разработок».

Изначально планировался пуск космолета X -37B из грузового отсека космического челнока (шаттла), однако после катастрофы шаттла «Колумбия» в 2003 году орбитальныйаппарат был переустановлен на ракету-носитель «Дельта-2 7920». Тем не менее, впоследствииX -37B снова переустановили, на этот раз на версию ракеты «Атлас-5» с обтекателем сопла, учитывая проблемы с пусковыми аэродинамическими свойствами ракеты без обтекателя. Первый космолет этой серии был запущен на орбиту Земли 22 апреля 2010 года с мыса Канаверал. 3 декабря того же года после выполнения своей миссии он совершил посадку на взлетно-посадочной полосе базы ВВС Ванденберг, Калифорния, при этом в качестве резервного места его посадки была предусмотрена база ВВС Эдвардс.

В 2010 году началось изготовление второго летательного аппарата X -37B по программе OTV -2. Его запуск был осуществлен 5 марта 2011 года с помощью ракеты-носителя «Атлас-5». Посадка космолета вновь была осуществлена на базе Ванденберг и состоялась 16 июня 2012 года.

И, наконец, третий запуск X -37B (OTV -3) (речь идет о втором полете первого космолета этой серии) состоялся 11 декабря 2012 года.

Экспериментальный орбитальный летательный аппарат X -37B представляет собой беспилотный космолет многоразового использования, обладающий следующими общими характеристиками:

Длина: 8,9 м

Размах крыльев: 4,5 м

Высота: 2,9 м

Масса с полной нагрузкой: 4,990 кг

Силовая установка: 1 ракетный двигатель Aerojet AR 2-3 (гидразиновый) с силой тяги 29,3 кН

Источник электропитания: галлий-арсенидные солнечные элементы с литий-ионными аккумуляторными батареями

Площадь грузового отсека: 2,1 м х 1,2 м

Орбитальная скорость: 28,044 км/ч

Орбита: низкая околоземная орбита

Время пребывания на орбите: 270 дней (проектное время).

20 апреля 2010 года на околоземную орбиту должен отправиться один из самых интересных космических кораблей. Этот относительно небольшой многоразовый крылатый челнок способен решать в космосе самые разнообразные задачи – от научных до военных. Его запуск ознаменует практическую реализацию давней идеи универсальных космопланов-беспилотников.

Дебютанта с характерным наклонным оперением зовут X-37B OTV-1 . OTV означает Orbital Test Vehicle, и этот экспериментальный аппарат является последней итерацией конструкции, развиваемой с 1999 года в рамках проекта орбитального самолёта Boeing X-37 .

Первоначально проект X-37 находился в ведении NASA , позже он перешёл под крыло пентагоновского агентства по передовым исследованиям DARPA , а ныне руководят этой программой ВВС США (USAF), что прозрачно намекает на военные возможности машины, хотя она проектировалась как универсальная.

Специалисты NASA, впрочем, остаются в контакте с ВВС, рассчитывая получить от теста OTV-1 свою порцию новых знаний о разных аспектах работы такого челнока, особенно его теплозащиты. Керамические плитки и композитные элементы теплового щита нового аппарата – следующий шаг в технологии, они более долговечны и стойки к ударам, чем те, что применялись на шаттле.

Однако в том году удалось лишь выполнить испытания в воздухе в прицепленном к «Рыцарю» режиме, а первые броски и планирующие полёты с последующим приземлением на полосу X-37 совершил в 2006-м.

Наземные тесты X-37 в 2007 году (фото USAF).

Теперь программа подошла к решающему этапу. Полностью функциональный космический X-37 готов к дебютному вояжу на орбиту.

Стартуя во Флориде, после выполнения заданного числа витков вокруг планеты, X-37B OTV-1 должен приземлиться в Калифорнии на посадочной полосе авиабазы ВВС США Ванденберг (Vandenberg Air Force Base), а если подведёт погода – то Эдвардс (Edwards Air Force Base).

Точную продолжительность первого полёта X-37B OTV-1 источники не указывают, но известно, что технически этот мини-шаттл способен оставаться на орбите до 270 дней.


Размещение X-37B при запуске. В отличие от обычного шаттла, использующего для старта свои двигатели плюс ускорители, новый мини-челнок полетит на орбиту как полезная нагрузка, к тому же бережно защищённая обтекателем – пришлось взять самый крупный из всех имеющихся для ракеты Atlas V (иллюстрация United Launch Alliance).

Весь полёт и приземление OTV-1 вплоть до пробега по взлётно-посадочной полосе должны пройти полностью в автоматическом режиме. Фактически американский орбитальный беспилотник повторит то, что проделал советский челнок "Буран" в своём первом и единственном космическом рейсе в 1988 году.

Как тут не вспомнить, что «Буран» создавали как ответ шаттлу, «напугавшему» руководство СССР потенциальными военными возможностями.

Спустя годы выяснилось, что в роли военной такая машина оказалась бессмысленной, а в качестве средства выведения космических аппаратов – чрезмерно дорогой. «Буран» остался не у дел, его программу «зарезали». Американские шаттлы же сыграли ключевую роль в строительстве МКС , но по завершении последнего должны уйти на покой.

Таинственный космический самолет, управляемый ВВС США, завершил свой 600-й день на орбите, но мы до сих пор так и не узнали, что он на самом деле там делает.

Что известно о космическом самолете?

Космический самолет Boeing X-37B, который также называется Orbital Test Vehicle, был запущен 20 мая 2015 года с мыса Канаверал во Флориде. Это четвертая миссия в программе и вторая для этого транспортного средства. Предыдущая миссия в программе длилась 675 дней, с 11 декабря 2012 года по 17 октября 2014-го.

Несмотря на то что космические аппараты программы в общей сложности провели почти 2000 дней на орбите, цель космического самолета остается загадочной. X-37B представляет собой небольшой аппарат, 8,8 м в длину. Он также имеет грузовой отсек и может использовать роботизированную руку.

Самолет запускается вертикально ракетой и приземляется в горизонтальном положении на взлетно-посадочной полосе. Он работает на солнечных батареях, благодаря которым может оставаться на орбите так долго, путешествуя на скорости 28 тысяч км/ч.

Мы знаем о некоторых полезных задачах, которые этот космический аппарат осуществляет на орбите. Для этого аппарата, как известно, НАСА использовало ионный двигатель малой тяги. Но общая цель космического самолета до сих пор не ясна.

Теории

Согласно одной из теорий, самолет испытывает двигатели малой тяги на низкой орбите (примерно 320 км), с целью размещения там разведывательных спутников в будущем, чтобы получить изображения Земли с более высоким разрешением. Или же он уже может выполнять разведку.

Согласно данным веб-сайта ВВС США, первичные цели X-37B являются двойными: испытание многоразовых технологий космических аппаратов и операционные эксперименты, результаты которых могут быть возвращены на Землю для исследований. Но многие считают, что космический аппарат может служить и другим целям.

Во всяком случае, очень здорово, что на орбите существуют рабочие космические самолеты. Даже если мы никогда не узнаем, в чем заключается их миссия.

Компания Jetpack Aviation больше известна своими реактивными ранцами. Однако недавно она начала принимать заказы на летающий мотоцикл Jetpack Speeder. В соответствии с опубликованной на сайте производителя информацией, в планах разработка 4 версий ховербайка: грузовой, военной, ультралёгкой и для активного отдыха. Различия между ними буду... Читать дальше
  • Каждый современный человек знает о возможности отслеживания действий пользователя компьютерной техники. Избежать тотальной слежки рекомендуется с помощью заклеивания скотчем камер и микрофонов, отключением гарнитур и web-камер на время, когда они не нужны. Однако серьёзные хакеры или спецслужбы легко обходят такие дилетантские способы защ... Читать дальше
  • Одной из основных задач, стоящих перед компаниями, работающими в сфере компьютерной безопасности, является поиск способов и методик взлома мобильных устройств, славящихся своей безупречной защитой. Иногда методология обхода систем безопасности заимствуется у хакеров. Компании Cellebrite и Grayshift, по слухам, используют новейший способ р... Читать дальше
  • Компания из Голландии PAL-V в прошлом году уже представляла на Женевском автосалоне свой летающий автомобиль. В нынешнем году производитель привез обновлённый его вариант. Liberty Pioneer обзавёлся рядом важных дополнений, но самое главное заключается в том, что, как утверждают разработчики, это первый в мире коммерческий сертифицированны... Читать дальше
  • Складные смартфоны с гибкими дисплеями уже не мечта, а реальность. Если, конечно, ценник в 1 900 долларов США и выше не кажется заоблачным. Так, Samsung предлагает приобрести Galaxy Fold с флагманской начинкой и шестью камерами за $1 980. Версия посерьёзней от Huawei в лице модели Mate X и вовсе имеет стоимость $2 600. Цена FlexPai от мал... Читать дальше