Порядок проведения стажировки на рабочем месте. Программы стажировки по рабочим профессиям. Стажировка — это… Должна ли оплачиваться стажировка

Реформы в сфере образования - тема для активных дискуссий. В числе популярных направлений деятельности законодателя, связанных с данной отраслью, - внедрение института заключения эффективных трудовых контрактов. Для образовательной сферы подобная инициатива достаточно необычна - главным образом в силу того, что предполагается оценка работы учителей школ, исходя из неких объективных критериев. Что такое эффективный контракт? Насколько сложным может быть его внедрение в российских школах?

Акцент на качестве обучения

Основные провозглашаемые цели российских законодателей, которые ввели в оборот такой термин, как "эффективный контракт в образовании", - повышение уровня доходов работников сферы образования, а также улучшение качества преподавания предметов в школах. При этом, как считают многие эксперты, власти решили сделать акцент именно на второй цели, так как доходы учителей в целом за последние несколько лет выросли. Точно так же как, в частности, улучшилась инфраструктура учреждений - вследствие роста бюджетного финансирования. Теперь на очереди, как, вероятно, считает законодатель, повышение эффективности обучения.

Суть эффективного контракта

Основная идея, с целью реализации которой появился эффективный контракт в образовании, - привязать экономические показатели (то есть зарплату учителя) к критериям качества выполняемой им работы. Речь идет о составлении трудового договора с соответствующей структурой и условиями, прозрачными и понятными каждому учителю.

Эволюция внедрения новой практики

Впервые идеи о том, что зарплату учителя имеет смысл поставить в зависимость от качества его работы, широкой публике стали известны в конце 2000-х. В 2012 году была начата реализация одного из первых этапов программы, основные принципы которой были сформированы в президентском Указе "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Сначала были разработаны целевые эффективности работы, прежде всего, сотрудников школ на руководящих должностях. На данном этапе в учреждениях образования прорабатывается структура эффективных контрактов соотносительно со спецификой выполнения трудовых функций всех специалистов. На третьей стадии реализации программы предполагается, что эффективный контракт педагога будет в массовом порядке внедряться в трудовую практику. Ориентировочный срок, к которому выполнение данной задачи должно быть завершено, - 2018 год. В некоторых регионах России школы и другие образовательной сферы начали разработку отражающих процесс перехода к новым стандартам "дорожных карт". В соответствии с ними система эффективного контракта в образовании будет внедряться.

Законодательный аспект

Термин "эффективный контракт", однако, до сих пор не фигурирует в российском законодательстве. Он встречается в СМИ, в некоторых ведомственных рекомендациях, но как такового закрепления на уровне федеральных правовых актов пока что не получил. Таким образом, как считают некоторые эксперты, смысл такого явления, как эффективный контракт в образовании, - в структурировании трудового договора (содержание которого, в свою очередь, регулируется соответствующим Кодексом) так, чтобы, исходя из его текста, было ясно, какова зависимость между зарплатой учителя и качеством преподавания.

Суть инициативы

Но если в законе не сказано, что такое эффективный контракт в образовании, то каковы его возможные признаки, исходя из сущности программной инициативы, о которой шла речь выше? Эксперты полагают, что отличительная специфика трудовых договоров в рамках новой системы может характеризоваться следующими признаками.

  • Во-первых, каждое учебное заведение должно иметь ориентиры в аспекте целевых показателей эффективности на уровне государственного задания (которое формулируется в корректной и понятной для конкретного учреждения форме) вышестоящим органом власти.
  • Во-вторых, форма эффективного контракта в образовании должна быть составлена в должной степени логично и структурированно. Так, чтобы каждый учитель видел, какие конкретно для его тематики деятельности критерии есть и каких стандартов ему следует придерживаться в образовательном процессе. Адаптированные к программе новые трудовые договоры должны в полной мере отражать обязанности сотрудника школы, критерии оценки и оплаты его труда.
  • В-третьих, в школах должны иметься ресурсы, необходимые для выполнения учителями работы требуемого качества. То есть, если речь идет об углубленном изучении географии, то учебные классы должны быть снабжены соответствующими картами или иметь доступ к соответствующего качества электронным ресурсам. Если необходимо изучать литературу на примере редких произведений, то таковые книги должны иметься в школьной библиотеке.

Ожидания

Чего, собственно говоря, ожидает законодатель, вводя эффективный трудовой контракт в образовании? По мнению некоторых экспертов, цели властей могут быть связаны не только с повышением эффективности оплаты труда, но также и с приданием особой привлекательности, прежде всего, для молодых специалистов. Которые хотят видеть перспективы в выборе той или иной сферы деятельности.

Эффективный трудовой контракт при грамотном его составлении и, что немаловажно, при доказанной практике его действенности может сыграть положительную роль в привлечении внимания со стороны перспективных специалистов.

Основные проблемы

Практический переход к системе корреляции между качеством образования и оплатой труда сотрудников школ может быть затруднен отсутствием стандартизации в подходах к оценке работы учителей. Критерии эффективного контракта в образовании в целом достаточно рамочные. Нормы оплаты труда, как считают многие эксперты, даже сейчас устанавливаются подчас не вполне объективно. Есть прецеденты, когда учителя при несопоставимом уровне профессиональной подготовки имеют одинаковую зарплату. Или очень разную при соизмеримой квалификации.

Критерии эффективного контракта в образовании - не единственный проблемный аспект внедрения новшеств. Дело в том, что далеко не все учителя сами желают перемен. Даже те, которые в силу необъективности оценок могут иметь зарплату ниже, чем могли бы. Дело здесь в том, что они считают, что профессия учителя - не из числа тех, что подлежат какому-то измерению в рациональных единицах или иных критериях в привязке к показателям. Очень многое, считают преподаватели школ, дается ученикам вне основного контекста уроков - такие вещи, как внимание, воспитание, разделение опыта в решении каких-то проблем. За это эффективный контракт в образовании отвечать не может.

Еще одна группа возможных проблем в ходе реализации новшеств - риски, связанные с чрезмерным бюрократизмом. Дело в том, что при реализации программы перевода учителей на эффективный контракт речь идет о распределении, прежде всего, бюджетного финансирования. Контролирующие структуры при Министерстве образования и муниципальных отраслевых структурах, вероятно, будут желать вести мониторинг эффективности освоения средств из казны. Это, скорее всего, будет сопровождаться необходимость составлять многочисленные отчетные документы - и делать это будут, вероятно, сами учителя. Скорее всего, в рабочее время. И вполне может получиться так, что учитель может быть в большей степени замотивирован составить красивый отчет, чем качественно подготовиться к уроку.

Методические ориентиры

Выше мы уже сказали, что стандартизованных (принятых на уровне федерального законодательства) критериев, которые должны содержаться в трудовых договорах, пока не выработано. Есть только рекомендуемые методические ориентиры. Перечислим некоторые из них.

1. Форма эффективного контракта в образовании должны быть составлена таким образом, чтобы показатели качества работы были в целом взаимно равновесны. То есть нежелательно в составлении соответствующих критериев делать уклон на какие-то конкретно. Потому как учитель, углубившись в работу, направленную на соответствие им, может упустить из виду выполнение других важных задач. Ключевые критерии эффективности должны быть проработаны, исходя из равной их значимости.

2. Показатели качества работы должны быть конкретизированы, а не звучать абстрактно. Это необязательно какие-то цифры - более того, слишком сильно увлекаться количественными характеристиками, как полагают некоторые эксперты, не всегда целесообразно. Не следует ставить показателем эффективности, к примеру, количество оценок "отлично" за четверть. Преподаватель может, если того пожелает, ставить их как угодно много. Однако критерии должны быть сформулированы так, чтобы по факту выполнения учителем такой-то работы она однозначно определялась как эффективная. Например, это может быть работа по обеспечению полного выполнения домашних заданий по литературе. Критерий эффективности - как вариант, отсутствие двоек за несделанную домашнюю работу в дневниках.

3. Проверяемость показателей качества. То есть они, а также соответствующие критерии должны быть такого свойства, чтобы руководство школы однозначно идентифицировало их достоверность. Например, не самый лучший показатель качества - проведение уроков в дружелюбной атмосфере, однако вполне допустимый - использование методов психофизической разгрузки по окончании занятий 3 раза в неделю.

В среде экспертов есть две точки зрения, отражающие отношение в расстановке акцентов при выработке критериев, о которых идет речь. В соответствии с первой - школа должна подходить к определению параметров качества как можно более локально, учитывая специфику возложенных задач на конкретное учебное заведение. Другая точка зрения предполагает, что чрезмерная локализация затруднит, прежде всего, взаимодействие с проверяющими органами, в результате чего тот самый риск бюрократии может только вырасти - ведомства будут уделять таким учебным заведениям больше внимания. Поэтому, возможно, имеет смысл руководствоваться стандартами, задаваемыми на уровне учредителей государственных и муниципальных школ.

Составление эффективного контракта

Попробуем изучить нюансы практического внедрения в документооборот школы такого элемента, как эффективный контракт в образовании. Образец заполнения должен соответствовать критериям Трудового кодекса, потому как нанимать сотрудников на постоянную работу можно при исключительном соответствии контрактов нормам ТК РФ. Следующий нюанс, который должен содержать эффективный контракт в образовании, образец заполнения которого будет внедряться в школе, - собственно, критерии. Каких-то строгих законодательных ориентиров, как мы уже сказали выше, здесь не предусмотрено. Однако мы можем взять за основу ряд методических рекомендаций на базе ведомственных писем Министерства образования.

Итак, внедрение эффективного контракта в образовании, образец которого мы сейчас изучаем, должно предусматривать показатели качества, а также критерии, по которым оценивается соответствие работы сотрудника школы заданным целям. С точки зрения документального оформления источники соответствующих параметров могут выглядеть как приложение к трудовому договору.

Возьмем вариант, при котором стоит задача определить эффективность работы руководящих специалистов, поскольку соответствующие к настоящему моменту разработаны не только в теории, они внедрены во многих российских школах на практике в рамках первого этапа реализации программы. Директора практически всех школ России знают, что такое эффективный контракт в образовании просто потому, что они уже подписали его. У них есть реальный опыт работы в рамках соответствия ключевым параметрам качества. В свою очередь, если нам нужно составить адаптированный для должности учителя эффективный контракт в образовании, образец такового будет содержать слишком много теоретических формулировок.

Критерии качества

В числе изложенных в письмах Минобрнауки показателей качества, разработанных для руководителей школ, можно выделить следующие.

Во-первых, это соответствие деятельности образовательного учреждения профильному законодательству. Какие критерии могут быть в оценке соответствующего показателя? Министерство выделяет следующие:

Отсутствие (или снижение динамики) предписаний со стороны надзорных органов;

Нет жалоб от каких-либо проверяющих инстанций;

Государственное или выполнено в полном объеме;

Во-вторых, это удовлетворенность родителей и самих учеников качеством предоставляемых школой образовательных услуг. Критерии:

Процент учеников и родителей, давших положительную оценку деятельности школы по итогам года или четверти (исходя из данных анонимных опросов, например);

Отсутствие жалоб на собраниях.

В-третьих, это может быть информационная открытость образовательного учреждения. Критерии:

Функционирование сайта школы;

Публикация ключевых сведений бухгалтерского и финансового-хозяйственного профиля;

Информирование родителей о проводимых мероприятиях и результативности деятельности школы в ключевых направлениях работы.

В-четвертых, показателем качества может быть привлечение молодых специалистов. Критерии здесь:

Процент молодых специалистов в штате школы;

Проработанный механизм стимулирования эффективной работы учителей, только что пришедших в учебное заведение;

Наличие внутренней программы наставничества.

Это очень условный пример эффективного контракта в образовании в части показателей качества и соответствующих им критериев. Отражает он, как мы уже сказали выше, специфику работы руководства школы. Но приблизительный ориентир главным образом в аспекте структуры соответствующего договора мы получили.

Требования к документу

Итак, если мы составляем эффективный контракт в образовании, образец заполнения данного документа должен будет соответствовать следующим основным требованиям.

1. Ключевые положения договора должны полностью отражать предписания Трудового Кодекса. Это - основная часть контракта.

2. Должны быть прописаны показатели качества и критерии, на основе которых ведется оценка соответствия работы сотрудника школы своим должностным обязанностям. Это должным образом оформленное приложение к трудовому договору.

В числе наиболее полезных для сотрудников российских школ источников права, которые могут помочь подробнее изучить эффективный контракт в образовании (что это такое, в чем заключается, что сдержит), можно указать письма Минобрнауки.

По мнению ряда экспертов, те стандарты, которые предполагается издать к моменту начала массового перевода специалистов школ на работу по новым критериям, могут быть применимы не только для средних учебных заведений, но и иного рода образовательных учреждений. Так, вполне могут быть внедрены эффективные контракты в дошкольном образовании, несмотря на то, что специфика детских садов, конечно же, делает работу их сотрудников достаточно несхожей с целями и задачами, которые стоят перед учителями.

Также, как отмечают некоторые эксперты, эффективность должна стать основой для предоставления образовательных услуг не только на уровне государственных и муниципальных школ, но также и в частных учебных заведениях. А также тех, которые в силу своего профиля относятся к учреждениям дополнительного образования. Для работы специалистов, занятых в таких учебных заведениях, также может потребоваться составление специализированных трудовых договоров. Эффективный контракт педагога дополнительного образования, вероятно, будет характеризоваться иными критериями, чем таковой для сотрудника средней школы.

Критика

Выше мы отметили, что не все учителя довольны инициативой законодателя, касающейся перевода работы на эффективную основу. С чем связаны подобные настроения? Одну из причин мы назвали - неготовность многих учителей делить работу на ту, что подлежит рациональной оценке, и ту, которая делается вне конкретных величин, однако, как предполагается, на пользу образовательному процессу.

Другая точка несогласия в данном вопросе - соразмерность задач, возложенных на преподавателей, и величины требуемых ресурсов в аспекте труда и времени. Многие учителя считают, что новые стандарты будут более требовательны с точки зрения трудовых вложений при фактически той же оплате работы. Это может оттолкнуть от рассмотрения перспектив работы в этой сфере молодых специалистов, которые могут найти более эффективный с точки зрения компенсаций способ реализации своих талантов.

Еще один момент, не устраивающий некоторых учителей, - непонятно, как в новой схеме будет учитываться опыт преподавателя. Как известно, эту величину измерить трудно. Более того, не всегда очевидно, как конкретно ресурс в виде опыта может себя проявлять, поскольку он во многих случаях - инструмент локального применения. Эффективные контракты, в свою очередь, требует постоянного воспроизводства методик, которые могут и не быть прямо связаны с уровнем опыта конкретного учителя.

Трудовые отношения, складывающиеся между работодателями, руководителями и подчиненными, регулируются законодательством Российской Федерации, а именно Трудовым Кодексом. Настоящий Федеральный Закон № 197 содержит правила приема на работу, сведения о выполнении своих должностных обязанностей, информацию о предоставлении отпуска или больничного, а также содержит данные о правах и обязанностях работников и руководителей.

Кстати о том, полагается ли отпуск на свадьбу по Трудовому Кодексу можно узнать

При приме на новое рабочее место или при переводе на другую должность, работнику необходимо проходить испытательный срок. В этот период за работником внимательно наблюдает руководитель. По окончанию стажировки руководитель принимает решение о приеме сотрудника на новую должность либо об его увольнении. Период прохождения испытания указывается в трудовом договоре.

Закон № 197 (ст 70) содержит положения о прохождении испытания при трудоустройстве на работу. Текст 70 статьи гласит:

  • в трудовом контракте может содержаться пункт о прохождении стажировки;
  • если в контракте о труде нет пункта о прохождении испытательного периода, то это означает принятие сотрудника на должность на постоянной основе;
  • в период испытания работник обязан соблюдать нормы трудового российского законодательства.

При устройстве на работу, оформление в договоре пункта про прохождение стажировки выгодно :

  • для работодателя выгода заключается в проверке навыков, умений, ответственности потенциального работника, что позволяет ему нанимать только качественный персонал;
  • для работника выгода состоит в том, что за время испытания он сможет определить подходит ли ему данная должность, компания, оклад, коллектив и так далее.

Основания для назначения испытательного срока

По закону о труде, при устройстве на работу некоторых категорий граждан, стажировка не устанавливается. Правила касаются:

  • граждан, которые прошли конкурс на замещение той или иной должности;
  • женщин, имеющих маленьких детей, возрастом до 1,5 лет;
  • беременных женщин;
  • несовершеннолетних возрастом до 18 лет;
  • граждан, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. При условии, что образование получено в учреждениях, прошедших государственную аккредитацию. Также данное трудоустройство является первым рабочим местом, соискатель работы претендует на должность в течении года после завершения образовательного процесса. Если после окончания учебного заведения прошло более года и человек претендует на рабочее место, то он не освобождается от прохождения стажировки;
  • граждан, переведенных на новую работу от другой компании, с учетом предварительной договоренности работодателей;
  • сотрудников, заключивших трудовое соглашение на срок не более двух месяцев;
  • других лиц в соответствии с нормами российских законов.

Для всего остального населения прохождение стажировки по усмотрению работодателя.

Как оплачивается?

Многих граждан интересует вопрос как оплачивается стажировка и оплачивается ли она вообще? В 21 статье настоящего закона указываются права граждан при устройстве на новое место работы. В одном из пунктов настоящей статьи сказано, что каждый человек при устройстве на работу или при прохождении испытательного периода вправе рассчитывать на своевременную оплату труда. По закону, оплачиваться труд должен в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией сотрудника, со сложностью рабочего процесса, количеством и качеством выполняемого труда.

Исходя из положений настоящего закона, можно сделать вывод, что стажировка при приеме на работу должна оплачиваться, согласно нормам закона. Испытательный срок для нового сотрудника может длиться долго, поэтому его труд необходимо оплачивать, чтобы у человека были средства на свои нужды.

В соответствии с настоящим законом, работодатель вправе установить меньшую оплату труда за период прохождения испытательного срока. Но, выплачиваемая сумма не может быть ниже, чем минимальная оплата труда, установленная законом (МРОТ).

Максимальный срок

Согласно закону, испытательный период назначается по решению работодателя (руководителя). В настоящем законе (Трудовом Кодексе) нет положения об обязательном установлении стажировки. Если работодатель при приеме сотрудников устанавливает правило о прохождении стажировки, то и период прохождения также устанавливается по его усмотрению.

В 70 статье настоящего закона содержатся положения о максимальном сроке прохождения стажировки. Для руководящих должностей и для персонала предельные сроки разные.

По закону, максимальный срок стажировки составляет 6 месяцев для следующих должностей:

  • менеджеров предприятий;
  • главных бухгалтеров;
  • руководителей структурных подразделений;
  • руководителей филиалов, представительств, дочерних предприятий и так далее;
  • заместителей руководителей.

Согласно закону, для всех остальных должностей максимальный срок стажировки составляет 3 месяца. Исключение составляет ситуация, когда трудовой договор был составлен на срок 2-6 месяцев, тогда испытательный срок не может быть более двух недель.

Важно знать! По закону, в период стажировки не учитывается фактическое отсутствие на рабочем месте. Если даже отсутствие связано с временной нетрудоспособностью.

Порядок оформления сотрудника на стажировке

Изначально руководитель должен принять решение — устанавливать ли испытательный период или нет. Если было принято решение о введении стажировки в рабочий процесс, то нужно оформить все документально.

Поэтапный процесс оформления стажировки:

1 этап — руководитель компании создает Положение о стажировке. Оно должно содержать сведения об испытательном периоде — сроки прохождения, права работника и руководителя, обязанности сотрудника и директора, оплата, дальнейшие действия после успешного прохождения стажировки.

2 этап — проведение собеседования с потенциальным работником.

3 этап — процедура оформления и подписания срочного договора с потенциальным сотрудником.

4 этап — прохождение испытательного срока.

5 этап — составление экспертного мнения о профессиональной пригодности работника.

6 этап — принятие решения о дальнейшем трудоустройстве работника, либо об его увольнении в соответствии с законом.

Для оформления на испытательный срок, по закону, человеку нужно принести в отдел кадров:

  • заявление об устройстве на ту или иную должность.
  • трудовую книжку;
  • документы об образовании;
  • копию паспорта.

При оформлении стажировки, работодатель и потенциальный работник должны быть ознакомлены с положениями закона о труде. Скачать последнюю редакцию закона № 197 Трудового Кодекса можно по

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про порядок стажировки на рабочем месте.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое стажировка персонала;
  • Кто должен проходить стажировку;
  • Как проходит организация стажировки.

Что такое стажировка персонала

Каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с таким понятием, как стажировка. Впервые мы становимся стажерами во время обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении в период проведения практики. Как правило, такая стажировка не оплачивается, все, что получает будущий специалист – бесценный опыт.

Вторая и последующие подготовки происходят в начальный период деятельности соискателя в организации. Также стажировка на рабочем месте возможна и при продвижении по карьерной лестнице, если новая специальность предполагает кардинально отличные от прежних обязательств.

Так происходит в жизни, теперь мы рассмотрим, как должна проходить стажировка по закону и какими правами и обязанностями обладает соискатель и работодатель.

Стажировка рабочая деятельность, включающая получение дополнительного профессионального образования по определенной специальности, а также способ приложения своих теоретических знаний для доказательства компетентности руководству предприятия и будущего трудоустройства.

Сразу выделим основные функции для стажирующегося:

  • Получение новых профессиональных навыков;
  • Приложение теоретических знаний на благо организации;
  • Возможность оценить собственные способности и соотнести их с функциями и задачами;
  • Возможность трудоустройства по итогам.

Функции для работодателя выделяют следующие:

  • Позволяет сократить период адаптации;
  • Проверяет способности будущего работника и позволяет соотнести их с его задачами и функциями, которые он будет выполнять;
  • Позволяет оценить теоретические знания практиканта.

Также необходимо подчеркнуть отличительные черты стажировки:

  • Профессиональное обучение ограничено во времени;
  • Переподготовка, как вид рабочей деятельности оплачивается согласно договору;
  • Сумма оплаты предварительного обучения работника меньше, чем ежемесячная заработная плата на этой должности;
  • Обязательно должна быть оформлена документально;
  • Стажировка работника осуществляется согласно заранее разработанной программе обучения на рабочем месте;
  • За потенциальным сотрудником закрепляется наставник, который будет курировать выполнение задач стажером.

Когда необходима стажировка

Всего выделяют четыре случая, когда у соискателя возникает необходимость пройти переподготовку:

  • При первом трудоустройстве выпускников средних и высших учебных заведений;
  • При передвижении работника по должностной лестнице;
  • При долгом отсутствии сотрудника на рабочем месте, при условии кардинальных изменений в процессе выполнения своих должностных обязанностей (больничный, декрет);
  • При временном переводе на другую специальность (например, в связи с временным отсутствием специалиста, который занимал это место ранее).

Однако, есть исключение. Потенциальный соискатель может быть освобожден от профессиональной подготовки в случае совместного решения об этом начальника отдела и начальника по охране труда предприятия. Такой ответ может быть дан только при условии наличия опыта деятельности у нанимаемого на идентичной должности более трех лет.

При этом функции специалиста и оборудование, с которым ему предстоит работать не должны отличаться от прежних. В этом случае в личном деле счастливчика необходимо указать то, что он был принят без испытательного срока.

Учебная практика от учебного заведения или найденная самостоятельно без официального оформления – стажировкой не считается.

Выделяют группы должностей, которые обязывают прохождение обучение методом стажировки на рабочем месте.

К ним относятся:

После обучения, конкурсанты на данные должности обязаны сдать экзамен.

Срок прохождения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года изменилась длительность проведения испытаний. Ранее, согласно Трудовому законодательству, стажировка не могла продолжаться дольше двух недель (14 дней), без учета выходных. Ее минимальная продолжительность составляла всего 3 дня.

Сейчас испытательный срок для рядовых определяет начальник отдела, в котором будет трудиться служащий. При наличии у нанимаемого необходимых для специальности умений, навыков и опыта выполнения обязанностей на идентичной должности, время переподготовки может составлять от 3 до 19 дней, без учета выходных.

Если же служащий не обладает необходимой квалификацией или не имеет схожего опыта на идентичной должности, то период его переподготовки будет составлять от 1 до 6 месяцев на усмотрение начальника отдела.

В том случае, если практику необходимо пройти для поступления на руководящую позицию, ее временной интервал может варьироваться от двух недель до одного месяца, на усмотрение руководства компании.

Оплата периода обучения

Вновь обратимся к определению: “Стажировка – рабочая деятельность…”. А как известно, любая работа обязана оплачиваться.

Даже если вы, проработав несколько дней, получили отказ работодателя в дальнейшем трудоустройстве, вам обязаны оплатить отработанные вами дни. Если вам отказывают в оплате, вы вправе обратиться в суд.

При этом заработная плата стажирующегося не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда. На 1 января 2018 год составил 9 489 рублей в месяц и с 01 мая 2018 года его размер будет доведен до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения – 11 163 рубля. Выплата по дополнительной практике обязана проходить официально с учетом всех налоговых отчислений.

Однако, заработная плата во время испытательного срока всегда меньше стандартной заработной платы работника на той же должности.

Но вернемся к студентам. Как уже говорилось ранее, учебная деятельность не является стажировкой с целью трудоустройства на постоянной основе, она предназначена для приобретения практикантом опыта, поэтому не оплачивается.

Порядок прохождения стажировки

Первое, что предстоит пройти претенденту на новую позицию – собеседование с руководителем.

В ходе собеседования практиканта должны ознакомить с заранее составленным положением об испытательном сроке, в котором указан период подготовки, права и обязанности служащего и нанимателя, сумма оплаты, условия успешного прохождения и дальнейшая судьба претендента. Здесь же руководитель официально назначает стажировку.

Второй шаг на пути к желаемой должности – совместное с руководителем составление программы испытательного периода. Здесь разрабатывается журнал, который будет вести куратор переобучения.

Программа обязана отвечать следующим задачам:

  • Практическое применение теоретических знаний испытуемого;
  • Получение практических профессиональных навыков;
  • Ознакомление с деятельностью компании, ее структурой;
  • Ознакомление с должностными обязанностями.

Немного позже мы более подробно рассмотрим этот вопрос.

Третий этап очень важен и позволит избежать обмана со стороны работодателя – . После этого соискатель допускается к прохождению практики. Также подписывается приказ о стажировке.

По окончании испытаний руководитель составляет отзыв на претендента и определяет его профпригодность, на основе чего выносится вердикт о дальнейшем трудоустройстве.

Процедура оформления стажировки

Практика всегда оформляется документально. Это выгодно, как стажеру, так и компании.

Работнику выгодно потому что он будет иметь гарантию оплаты своей трудовой деятельности, а также честности компании при принятии решения о его дальнейшем трудоустройстве. Предприятию, потому что в противном случае она нарушит закон, что чревато негативными последствиями.

Кроме того, в случае с официальным оформлением, организация обезопасит себя от возможных претензий со стороны стажера при получении им травм по собственной неосторожности в процессе труда.

Для того чтобы официально оформить претендента, вам нужно составить следующие документы:

Положение о стажировке . Настоящий документ регулирует процесс проведения переобучения персонала, утверждается руководителем компании.

Состоит из следующих структурных элементов:

  • Общие положения, где указываются основные моменты в координации процесса подготовки;
  • Цели и задачи подготовки. Здесь указываются общие цели, такие как усвоение теоретических и практических основ, необходимых для выполнения функций и задач, ознакомление с деятельностью компании и ее спецификой и другие.
  • Порядок проведения стажировки.
  • Ответственность сторон, также здесь указывается руководитель стажирующегося.
  • Необходимые тесты и испытания по окончании переобучения, позволяющие оценить качество усвоенного во время стажировки материала.
  • Программа прохождения стажировки. О ней мы говорили ранее.
  • Приказ о стажировке.
  • Приказ о допуске к самостоятельной работе. Оформляется уже после практики и сдачи экзамена (если требуется). Приказ допускает к самостоятельной профессиональной деятельности.

Программа стажировки: виды и структура

Условно выделяют следующие типы стажировок:

Практика по охране труда – направлена на приобретение конкурсантом теоретических знаний и практических навыков по обеспечению безопасной реализации его должностных обязанностей. То есть в процессе демонстрации правил по охране труда потенциальному работнику надо объяснить, как он должен работать, чтобы не получить травму и не травмировать других.

Длительность переобучения зависит от степени опасности и сложности работ. Однако, многие руководители пренебрегают данным видом подготовки сотрудников, обходясь только кратким инструктажем. Это неправильно.

По закону стажировку по охране труда должны пройти:

  • Все новопришедшие сотрудники;
  • Переведенные на более опасные виды деятельности;
  • Рабочие, вернувшиеся после трехлетнего перерыва в работе;
  • Выпускники колледжей и вузов.

Программа стажировки по охране труда, как правило, содержит следующие структурные элементы:

  • Охрана труда;
  • Пожарная безопасность;
  • Электробезопасность;
  • Правила санитарной безопасности;
  • Безопасность дорожного движения;
  • Безопасность в промышленности;
  • Средства индивидуальной безопасности;
  • Действия работника в случае чрезвычайных происшествий;
  • Оказание первой медицинской помощи.

Если ваше предприятие никак не связано с производством и промышленностью, то вы можете исключить данный пункт из программы.

Стажировки по специальностям – в этом случае программа будет зависеть от тех работ, которые будет выполнять будущий работник. Назначаются они если претенденту не придется иметь дело со специальной техникой или сложными видами работ.

Например, водитель комбайна обязательно проходит стажировку, чтобы показать свои навыки управления машиной. Такая практика будет проходить под надзором ответственного за стажировку или куратора, который и вынесет оценку по ее окончании.

Отличным примером стажировки по специальности является процесс выпуска водителей общественного транспорта. Прежде чем новоявленный водитель приступает к самостоятельному следованию по своему маршруту, он обкатывает этот маршрут с наставником – опытным водителем.

Структурно программа переобучения по специальностям содержит следующие элементы:

  • Теоретическая часть . Она заключается в прочтении претенденту инструкции, содержащей теоретические основы труда;
  • Практическая часть . Предполагает демонстрацию навыков и умений претендента непосредственно куратору стажирующегося;
  • Оформление документации .

Завершение стажировки

Чаще всего по окончании обучения соискатель на вакансию проходит аттестацию. Для этого собирается комиссия, состоящая из наставника и непосредственного начальника.

Решение принимается либо на основе реализованных стажером задач, либо на основе тестового задания. Также на окончательное заключение руководства, влияет журнал стажировки, который ведет наставник стажера в процессе обучения.

Если комиссия принимает положительное решение, то стажера оформляют в штат, для этого оформляется приказ о допуске к самостоятельной работе.

24.04.2018, 4:58

Многим знакомо понятие стажировки, однако не все знают, в каких случаях проводят стажировку работников. Расскажем об этом в материале.

Зачем стажироваться

В ходе стажировки работники учатся на практике выполнять работу, которая им предстоит, и изучают ход производственно-технологического процесса.

Обязанность проводить стажировку установлена исключительно для работодателей, принимающих сотрудников на работу с вредными и опасными условиями труда, а также в других прямо установленных законодательством случаях (ст. 225 ТК РФ).

Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т.д.), которые могут вызвать у работника заболевание.

Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.

(приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).

Так, например, необходимо проводить стажировку для работников – водителей, занятых на пассажироперевозках и перевозках грузов (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12).

Действующее законодательство регламентирует, в каких случаях проводят стажировку. Так, индивидуальные стажировки для руководителей, специалистов, рабочих и младшего обслуживающего персонала устраивают в следующих случаях (п. 9.1 ГОСТ 12.0.004-2015):

  • при поступлении на работу;
  • при переводе на другое место работу с изменением должности или трудовой функции;
  • в целях подготовки к возможному замещению на время отсутствия постоянного работника;
  • для получения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Помимо общих случаев проведения стажировки, существуют отраслевые требования. В каких случаях проводят стажировку на рабочем месте, например, в энергетике? Помимо перечисленных ситуаций стажировать сотрудника нужно после перерыва в работе (п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).

Срок стажировки зависит от того, к какой категории относится обучаемый работник:

Документальное оформление

Рабочие стажировки должны быть правильно оформлены. Обычно готовят следующие документы:

  • положение о стажировке;
  • приказ о допуске к стажировке;
  • программа стажировки;
  • приказ о допуске к самостоятельной работе.

В Положении о стажировке отражаются основные правила, регламентирующие проведение данного обучения:

  • цели и задачи стажировки;
  • права и обязанности стажера;
  • порядок допуска к стажировке;
  • права и обязанности наставника;
  • сроки стажировки;
  • порядок проведения мероприятия;
  • ответственность.

Самое лучшее обучение – это получение практического опыта. В условиях работы такой период, когда теоретические знания и умения «обкатываются» на практике, получил название «стажировка».

  • Обязательна ли она для каждого сотрудника?
  • Как правильно оформить этот процесс работодателю?
  • Можно ли уволить работника по неудовлетворительным результатам стажировки?
  • Платить или не платить заработную плату за этот период?

Многие участники трудовых отношений смешивают понятие стажировки с испытательным сроком, первичным инструктажем. Нюансов множество, их нужно прояснять.

Для чего проводится стажировка?

Основной смысл стажировки в том, что сотрудник обучается прямо в процессе своей производственной деятельности. Такой период, когда одновременно происходит и учеба, и деятельность, помогает работнику практически овладеть трудовыми навыками в новых для него условиях. Чаще всего необходимость стажировки очевидна в следующих ситуациях.

  1. Первое трудоустройство. Вчерашний студент получил теоретическую подготовку по специальности, но ему, безусловно, недостает практических умений из-за отсутствия опыта. Под руководством опытного наставника в реальных условиях труда практическое обучение пройдет быстро и эффективно.
  2. Вредные и опасные условия. Если человек приступает к работе с такими условиями труда, то ему необходим период присмотра умудренных опытом кураторов, которые помогут ему сориентироваться и избежать возможных случаев производственных травм и вреда здоровью.
  3. Изменение рабочего места . Если человек не поменял работодателя, а всего лишь должность, например, перешел в другое подразделение, получил другие обязанности или даже ушел на повышение, ему понадобится время, чтобы вникнуть в новые условия труда. Эту возможность даст стажировка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Стажировка необходима при любой ситуации, когда человек приступает к новой работе, вне зависимости от его опыта и теоретической подготовки.

Что говорит о стажировке закон

Положения о стажировке сотрудников закреплены в Трудовом Кодексе РФ и сопутствующих документах. В нормативных актах изложен регламент стажировки, а также категории работников, для которых этот процесс является обязательным, вплоть до ответственности работодателя. Порядок стажировки определен в таких законодательных актах:

  • ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации;
  • Постановление №1-29 Министерства образования от 13 января 2003 года;
  • Приказ №37 Ростехнадзора от 29 января 2007 года;
  • ГОСТ 12.0.004-90 п. 7.2.4;
  • Письмо РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.

Положительные моменты стажировки для обеих сторон

Практическая деятельность под руководством более опытного специалиста несет большую пользу для обеих сторон трудового процесса. Благодаря стажировке сотрудник :

  • приобретает или совершенствует практические трудовые навыки по своей специальности;
  • может оценить себя в контексте новых трудовых условий;
  • уточняет круг своих непосредственных обязанностей и требований к ним;
  • вливается в коллектив, начинает строить отношения с коллегами, начальством или подчиненными;
  • мягко адаптируется к новым условиям труда, графику, рабочему месту, требованиям распорядка и дисциплины.

Плюсы стажировки для работодателя :

  • соблюдение законодательства в части требований о создании безопасных условий труда;
  • повышение эффективности сотрудника путем подкрепления теоретической подготовки практическими умениями;
  • повышение уровня подготовки и квалификации сотрудников, а значит, и их производительности труда;
  • снижение рисков причинения вреда здоровью на производстве;
  • непосредственное знакомство со стилем работы сотрудника, выработка стратегии руководства.

ВНИМАНИЕ! Отрицательным моментом стажировки может быть только ее неправильная организация, когда нарушаются права работника либо процесс проводится с нарушениями, а значит, неэффективно.

Для кого стажировка неминуема

Закон говорит об обязательной стажировке для определенных категорий людей, только приступающих к работе. К ним относятся:

  • молодые специалисты;
  • сотрудники, пришедшие трудиться во вредных и/или опасных условиях;
  • операторы технологических и/или промышленных установок;
  • водители общественного транспорта (маршрутных такси, троллейбусов, трамваев, автобусов).

ВАЖНО! Для других категорий сотрудников стажировка должна проводиться в соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ, которая говорит о необходимости обеспечения работодателем обучения безопасным трудовым приемам и организации на рабочем месте инструктажа по охране труда и стажировки. Многие работодатели считают, что в других случаях стажировка не обязательна, хотя это не так. Закон позволяет лишь сократить время на обучение.

Сколько времени стажироваться

Закон не дает точного регламента сроков стажировки. Этот период устанавливается внутренними правилами предприятия для конкретных должностей и категорий сотрудников. Минимальное время, которое следует поработать вновь поступившему под наблюдением наставника, составляет 2 рабочие смены. Верхний предел стажировки – 15 рабочих дней.

Документальная организация стажировки

Для юридически грамотного оформления стажировки работодатель должен позаботиться о своевременном оформлении таких документов:

  • положении о прохождении стажировки, разработанное и утвержденное на предприятии;
  • программы по стажировке для различных специальностей и квалификаций;
  • приказ о взятии на стажировку;
  • приказ о том, что стажировка пройдена и сотрудника можно допустить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей.

Особенности программы

Программа прохождения стажировки индивидуальна для каждой категории сотрудников, должности, специальности, квалификации. Она разрабатывается руководителем стажировки (наставником, назначенным приказом) и утверждается начальством. В содержание программы обязательно входят такие пункты:

  • цель проведения стажировки;
  • требования, предъявляемые к стажеру;
  • названия документации, которую он должен изучить;
  • обязанности, которые будет выполнять стажер, его должностная инструкция;
  • комплекс обучающих мероприятий: знакомство с рабочим местом, территорией организации, изучение рабочих процессов (по компетенциям) и т.п.;
  • обеспечение овладением практическими навыками (с учетом охраны труда);
  • испытание по результатам стажировки.

На каждый этап должно быть запланировано определенное время (в часах или сменах), которое при необходимости можно корректировать.

Порядок прохождения стажировки

  1. Заключение трудового договора: срочного со студентом-стажером, обычного с оговоркой о прохождении стажировки для переведенного или вновь принятого сотрудника.
  2. Проведение первичного инструктажа о технике безопасности и охране труда (с фиксацией его прохождения в соответствующем журнале).
  3. Назначение наставника-куратора: опытного сотрудника, наблюдающего и производящего обучение практическим навыкам.
  4. Непосредственно стажировка - работа под наблюдением и руководством наставника.
  5. Испытание по итогам стажировки: проверка эффективности может быть в форме экзамена, зачета, опроса, оценки результатов работы или иной, предусмотренной внутренним Положением о стажировке и ее программой для конкретной должности.
  6. Допуск к постоянной самостоятельной работе на общих основаниях, выдача удостоверения о прохождении стажировки.

Подводные камни стажировки

Самый сложный момент для стажеров, не знающих полностью своих прав, заключается в том, что недобросовестный работодатель может попытаться воспользоваться их бесплатным трудом, не заплатив за период стажировки и уволив по ее окончании.

ТК РФ ясно утверждает, что период стажировки должен быть полностью оплачен, более того, дополнительной оплате подлежит и наставническая деятельность.

Обжаловать такую ситуацию можно в комиссии по трудовым спорам, профсоюзной организации или обращаться в государственные инстанции, например, в трудовую инспекцию.