Ф 18 хорнет вертикальная скорость на посадке

11 12 16 ..

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ТВ2-117А (АГ)

8.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Топливная система предназначена для обеспечения питания двигателя и регулирования режимов работы двигателя путем изменения подачи топлива в камеру сгорания. Топливную систему двигателя можно разделить на три системы:

1) система высокого давления обеспечивает регулирование подачи топлива в камеру сгорания топлива и включает в себя следующие агрегаты: насос-регулятор НР-40ВА; регулятор частоты вращения Р0-40М; синхронизатор мощности С0-40; исполнительный механизм ограничителя температуры газов ИМ-40; рабочие топливные форсунки;

2) пусковая система служит для подачи пускового топлива при запуске и имеет блок электромагнитных клапанов с клапаном постоянною давления системы запуска, импульсатор И-2 и две пусковые форсунки пусковых воспламенителей;

3) дренажная система предназначена для слива несгоревшего топлива из нижней части внутренних полостей двигателя после неудавшегося запуска, слива топлива из коллекторов рабочих форсунок после выключения, капельного слива топлива из уплотнений агрегатов топливной системы и состоит из блока дренажных клапанов и дренажного бачка вертолета.

8.2 ПРИНЦИП РАБОТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ ТВ2-117А (АГ)

При работе двигателей топливо из расходного бака вертолета двумя подкачивающими насосами ЭЦН-40 (или ПЦР-1Ш) подается к насосам-регуляторам НР-40ВА двигателей (1). Из насоса высокого давления НР-40ВА топливо поступает в пусковую топливную систему в процессе запуска двигателя, а также в систему регулирования подачи топлива и к рабочим форсункам (13) камеры сгорания. Подачей топлива к пусковым форсункам управляет блок электромагнитных клапанов (5). Давление топлива перед пусковыми форсунками редуцируется клапаном постоянного давления блока электромагнитных клапанов. К рабочим форсункам топливо поступает от насоса-регулятора в количестве, определенном системой регулирования. Рабочим органом, изменяющим подачу топлива к форсункам, является дозирующая игла НР-40ВА. Изменением подачи топлива в камеру сгорания регулируется частота вращения турбокомпрессора и несущего винта (свободной турбины). Поэтому от насоса-регулятора часть дозированного топлива подводится через синхронизатор мощности С0-40 (2) к регулятору оборотов свободной турбины Р0-40М (4). Сервомеханизм иглы настраивается на такую подачу топлива, при которой частота вращения винта остается постоянной. Применение синхронизатора мощности позволяет устанавливать одинаковые режимы параллельно работающих двигателей.

Так же часть дозированного топлива из насоса-регулятора поступает к исполнительному механизму ИМ-40 (3) системы ограничения температуры газа перед турбиной компрессора. При температуре газа выше максимально допустимой исполнительный механизм по сигналам системы, контролирующей температуру, перенастраивает дозирующую иглу НР-40ВА на уменьшение подачи топлива. Подача топлива к рабочим форсункам в процессе запуска двигателя регулируется с помощью пневматического автомата запуска НР-40ВА, к которому подводится атмосферный воздух и воздух из корпуса диффузора камеры сгорания (от компрессора).

1 - насос-регулятор HP-40BA

2 - синхронизатор мощности С0-40

3 - исполнительный механизм ИМ-10

4 - регулятор оборотов РО-40М

5 - блок электромагнитных клапанов

6 - блок дренажных клапанов

7 - корпус камеры сгорания

8 - фильтр

9 - корпус турбины

10 - датчик давления топлива

11 - топливный коллектор первого контрура

12 - топливный коллектор второго контрура

13 - рабочие форсунки

14 - пусковые воспламенители

Тонкий распыл топлива, подводимого от системы высокого давления в камеру сгорания, обеспечивается восемью топливными форсунками (13). "Гак как расход топлива в камеру сгорания изменяется в широки к пределах, то для обеспечения тонкого распыла топливные форсунки выполняются двухканальными. Первый канал (контур) форсунок обеспечивает подачу топлива в камеру сгорания, начиная с момента запуска и на всех режимах. Второй канал включается в работу при выводе двигателя на режимы выше малого газа. Подачей топлива в первый и второй каналы топливных форсунок управляют автоматические устройства насоса-регулятора.

Дренажные клапаны (6) закрываются в момент запуска двигателя под действием давления топлива, поступающего к торцам золотников клапанов, когда его величина достигает 2,5-3 кгс/кв.см. Количество топлива, поступающего в дренажный бачок на работающем двигателе, определяется состоянием уплотнений агрегатов топливной системы, установленных на двигателе.


Демонстрация маневренных возможностей F/A-18E/F «Super Hornet»

При проектировании F/A-18E/F «Super Hornet» разработчик очень серьёзно подходил к необходимости увеличения радиуса действия новой машины. Для палубного многоцелевого истребителя этот показатель является первостепенным, поскольку определяет расстояние, на которое авианосная ударная группировка должна приблизиться к КУГ/АУГ или береговой линии противника для выполнения противокорабельной или ударной операции, а также расстояние, на котором звено истребителей может эскортировать ударное авиакрыло, оснащённое тактическими ракетами типа AGM-84H SLAM-ER. У «Супер Хорнета» данный показатель в 1,35 раза превышает результат «Хорнета» в задачах патрулирования воздушного пространства на высотах 5000 - 12000 м (1200 км против 780 км) и в 1,38 раза в ударном варианте (940 против 580 км). В этом варианте реализован профиль полёта «большая высота - малая высота - большая высота». Рост дальности действия F/A-18E/F стал возможен после увеличения объёма внутренних и внешних топливных баков. Если на F/A-18C/D во внутренних баках было 4903 кг и в 3-х ПТБ ещё 3048 кг (итого 7951 кг), то в топливной системе F/A-18E/F были применены внутренние баки на 6668 кг и ПТБ на 7390 кг (итого 14058 кг). Увеличение ёмкости внутренних топливных баков стало возможным благодаря более крупному и ёмкому планеру «Супер Хорнета», а размещение 5 ПТБ по 1479 кг топлива (3 ПТБ по 1016 кг у «Хорнета») - за счёт более высоких стоек шасси, позволяющих устанавливать на узлы подвески более крупногабаритные контейнеры с вооружением или топливом. Длина фюзеляжа F/A-18E/F - 18,35 м, размах крыла 13,45 м (против 17,1 и 12,3 м у F/A-18C/D).

Тактические возможности «Супер Хорнета» практически не отстают от перспективного палубного F-35C. Максимальная скорость «Super Hornet» в 1900 км/ч, хоть и является его слабым местом (как и у «Рафаля»), всё равно на 500 - 600 км/ч опережает палубную версию F-35C (его скорость составляет всего 1300 - 1400 км/ч). Маневренность F/A-18E/F превосходит аналогичные показатели корабельного «Лайтнинга». Боевой радиус действия на аналогичном уровне. А наличие двухместной модификации F/A-18F делает из машины продвинутый авиационный комплекс, способный одновременно вести воздушный бой, подавлять ПВО противника, а также вести оптическую и радиотехническую разведку с передачей информации в операторские ПБУ корабельных БИУС «Иджис» по радиоканалу «Link-16», наибольший объём задач при этом будет возложен на оператора систем истребителя в задней кабине, индикационное оборудование приборной панели которого продублировано с МФИ в первой кабине пилота.

Были достигнуты главные цели проекта - увеличение боевой нагрузки и номенклатуры вооружения с одновременным расширением радиуса действия машины. На 11 узлах подвески теперь может быть размещено на 14,5% больше ракетно-бомбового вооружения (8051 кг), среди которого «Boeing» отмечает и совершенно перспективные образцы (тактические ракеты малой дальности JAGM на базе «Хэллфайр», планирующие боеприпасы AGM-154 JSOW, тактические крылатые ракеты AGM-158A/B JASSM/JASSM-ER, малозаметные дальнобойные ПКР LRASM, ракеты-приманки ADM-160C MALD-J, способные имитировать ЭПР любого средства воздушного нападения и другое высокоточное вооружение).

«Супер Хорнет», как и его двухместный младший брат - «радиоэлектронный боец» и «убийца» ПВО F/A-18G «Growler», относится к переходному поколению тактической авиации «4++», где большая часть бортового оборудования относится к 5-му поколению и соответствует всем сетецентрическим традициям ведения войны XXI века, которая не обходится без радиолокационных и оптико-электронных средств на самой совершенной элементной базе. Так, цифровая электро-дистанционная система управления (ЭДСУ) «Супер Хорнета» от компании «Lockheed Martin» почти полностью вытеснила резервную тросовую механическую систему, которая была установлена на модификациях F/A-18C/D. Новая ЭДСУ с 4-хкратным резервированием, в случае разрушения одной или даже определённых участков двух плоскостей, способна скорректировать положение исправных плоскостей для продолжения полёта и даже выполнения боевого задания. Конечно, ближний воздушный бой с противником при повреждённых плоскостях вести будет нереально, либо очень сложно, но уничтожить цель в дальнем бою, либо нанести удар по наземной цели не составит абсолютно никакого труда.

Вместо устаревающего оптико-электронного прицельного комплекса AAS-38 «Night Hawk», «Супер Хорнеты», как и «Хорнеты», в ходе модернизации получили перспективный контейнерный оптико-электронный прицельный комплекс AN/ASQ-228 ATFLIR («Advanced Targeting Forward-Looking Infared»), включающий ИК/ТВ-каналы визирования, а также лазерный дальномер с целеуказателем, что позволяет вести высокоточную боевую работу как днём, так и ночью. Бортовая РЛС AN/APG-79 представлена активной ФАР с полотном из 1100 приёмо-передающих модулей, сканирующих воздушное пространство в секторе 120 градусов по углу места и 120 градусов по азимуту. Станция сопровождает на проходе 28 воздушных целей и захватывает на точное автосопровождение для обстрела ракетами AIM-120C-7 и AIM-120D 8 из них. Дальность обнаружения цели с ЭПР 1м2 составляет 128 км. Множество режимов работы по наземным и воздушным целям обеспечиваются высокопроизводительным процессором нового поколения. Устройство является настолько передовым, что на его архитектуре была продолжена модернизированная серия бортовых РЛС AN/APG-63(V)3, установленная на F-15SG ВВС Сингапура, а также на американских F-15SE «Silent Eagle». С режимом синтезированной апертуры AN/APG-79 по точности обнаружения наземных целей и картографирования земной поверхности почти достигает уровня бортового радара AN/APG-81, установленного на малозаметные истребители F-35A/B/C.

Оборудование радиоэлектронной разведки, целеуказания и обороны многоцелевого истребителя F/A-18E/F представлено: системой предупреждения об облучении (СПО) ALR-67(V)3, многочастотной станцией постановки РЭП ALQ-214, а также буксируемой ложной целью AN/ALE-55. Данные устройства объединены в комплекс РЭБ IDECOM. В 6 модулях AN/ALE-47, расположенных в нижней образующей фюзеляжа, размещено 120 инфракрасных ловушек для противодействия ракетам с ИКГСН.

Информационное поле пилота F/A-18E/F стало заметно совершенней, нежели у модификации F/A-18C/D. Все электромеханические приборы, светодиодные и лампочные индикаторы были заменены на многофункциональные индикаторы с жидкокристаллическими матрицами. В кабине пилота F/A-18E/F мы видим 5 МФИ:

Нижний центральный многофункциональный индикатор, который является цветным, и предназначен для отображения карты местности в разных масштабах; его диагональ составляет 8,9 дюйма;

Нижний левый МФИ для вывода графической и числовой информации о количестве топлива во внутренних и подвесных топливных баках, а также о режимах работы турбореактивной силовой установки; диагональ этого индикатора составляет 5,9 дюйма;

2 боковых квадратных монохромных ЖК МФИ для вывода информации о воздушной тактической обстановке, получаемой БРЛС AN/APG-79, о номенклатуре вооружения на точках подвески (левый МФИ), для отображения авиагоризонта и информации от оптико-электронных комплексов, а также отображения картографирования земной поверхности (правый МФИ); диагональ данных дисплеев составляет 7,2 дюйма:

Верхний центральный монохромный индикатор с диагональю около 8,6’’ для отображения изображения, получаемого от оптико-электронных прицельных комплексов, а также навигационной информации и частотных диапазонов с каналами работы бортовой радиостанции. Здесь отметим, что единый компьютеризированный интерфейс позволяет приспособить работу индикаторов для удобств любого пилота. К примеру, данные от бортовой РЛС могут отображаться как на левом, так и на правом индикаторе. Это может значительно облегчить работу пилота, который, к примеру, в течение нескольких лет проходил службу в ВВС США в качестве пилота на истребителе завоевания превосходства в воздухе F-15C «Eagle», где МФИ, отображающий информацию бортовой РЛС, расположен в левой части приборной панели.

«SILENT HORNET» - ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕРЕХОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ

Во всемирной паутине можно встретить огромное количество статей-обзоров, форумов и официально предоставленной документации от компании «Боинг» по самой продвинутой модификации известнейших истребителей семейства F-15C/E - F-15SE «Silent Eagle». Машина получила конформные отсеки вооружения, «стелс»-конфигурацию заднего вертикального оперения (килей и стабилизаторов) с 20-градусным развалом для отвода электромагнитного излучения РЛС противника, а также новейшую БРЛС с АФАР AN/APG-63(V)3, построенную на элементной базе БЦВМ AN/APG-79 и имеющую с ней схожие характеристики. Его скоростные характеристики примерно на 800-900 км/ч выше, чем у F/A-18E/F (порядка 2350 против 1750 км/ч с нормальной нагрузкой на подвесках). Параметры этого многофункционального истребителя в роли перехватчика уникальны, но стоимость обслуживания почти в 2 раза выше, чем у «Супер Хорнета» и составляет около 42 тыс. долларов за час полёта. По этой причине F/A-18E/F более привлекателен для заказчика, и именно его корпорация «Боинг» пытается распиарить и протолкнуть на азиатском рынке вооружений.

Последней версией истребителя считается «стелс»-модификация «Advanced Super Hornet» (также известная как «Silent Hornet»). Изделие воплотило в себе все лучшие наработки по проектам «Хорнет» и «Супер Хорнет». В то же время подробной информации по этому истребителю гораздо меньше, чем по «Сайлент Иглу», а поэтому для обзора будем руководствоваться фотографиями, техническими эскизами и инфографикой из просторов интернета.

Ввиду постоянного совершенствования бортовых радиолокационных станций тактических истребителей ВВС России и Китая, их оснащения перспективными инфракрасными и телевизионными оптико-электронными комплексами, а также предстоящего поступления на вооружение ВВС этих стран ракет класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности типа РВВ-БД, «Изделие 180» и PL-21, специалисты Военно-морских сил США, Минобороны и компаний-разработчиков пришли к выводу, что существующий облик палубного многоцелевого тактического истребителя F/A-18E/F «Super Hornet» перестанет соответствовать появляющимся угрозам уже после 2020-го года. Эффективная поверхность рассеяния в пределах 2 м2 с ракетно-бомбовым вооружением на подвесках не дала бы машине абсолютно никаких преимуществ в дальнем воздушном бою с такими продвинутыми истребителями-бомбардировщиками, как МиГ-35, Су-27СМ/3, Су-30СМ, J-15B/S и т.д. А поэтому специалисты «Boeing» и «Northrop Grumman» начали поиск методов к значительному расширению боевого потенциала штатных «Супер Хорнетов». Кроме того, руководство «Boeing» планировало заработать на новой машине достойный портфель заказов от азиатских и европейских государств.

Первый демонстратор перспективного F/A-18E «Advanced Super Hornet» можно было увидеть на международной аэрокосмической выставке «Aero India-2011» на авиабазе Елаханка (Бангалор). В Индии его пытались продвинуть в рамках тендера MMRCA на закупку 126 лёгких многоцелевых истребителей поколения «4++» для обновления национальных ВВС. Для пиара новой машины на мировом рынке вооружений даже была разработана специализированная программа «International Super Hornet Roadmap», которая предполагала лицензионную сборку на авиапромышленных оборонных предприятиях стран-заказчиков с практически полной передачей технологий производства и предоставлением полноценной логистической поддержки во время эксплуатации в ВВС страны-заказчика.

Конструкция и варианты подвески ракетно-бомбового вооружения в «стелс»-контейнере перспективного F/A-18E/F «Advanced Super Hornet»

Разработка модернизационного пакета для обновлённого «Супер Хорнета» велась примерно с конца первого десятилетия XXI века. Сам пакет включал: оснащение дополнительными надфлюзеляжными конформными топливными баками для увеличения боевого радиуса действия истребителя, разработку подвесного универсального контейнера для размещения ракетно-бомбового вооружения, установку передового оптико-электронного прицельного комплекса с высокочувствительной инфракрасной камерой высокого разрешения, модернизацию силовой установки, интеграцию в БРЭО всеракурсной лазерной станции предупреждения о ракетном нападении SM/LW (Spherical Missile Laser Warning) и глубоко усовершенствованной системы радиоэлектронной борьбы IDECM Block IV, а также установку широкоформатного многофункционального индикатора с диагональю 19 и более дюймов. Действительно, задумка получается очень и очень неплохая, поскольку методика модернизации может применяться не только в отношении F/A-18E/F, но и применительно к самолёту РЭБ и прорыва ПВО-ПРО противника F/A-18G «Growler».

РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБНОВЛЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ADVANCED SUPER HORNET»

1. Конформные топливные баки. Данная опция добавляет ещё 240-250 км к боевому радиусу действия модернизированных «Супер Хорнетов». Два накладных топливных бака ёмкостью по 1982 л могут вмещать до 1585 кг авиационного керосина JP-5 каждый, что в сумме даёт прирост в 3170 кг (3964 л) топлива. Такое решение привело к увеличению радиуса действия F/A-18E/F/G почти до 1500 - 1600 км, и это без подкрыльевых ПТБ. В случае подвески ещё 2 ПТБ по 1800 литров, радиус может достигнуть почти 2300 км! Подобная концепция размещения конформных топливных баков применяется на тактических истребителях F-16C Block 52/52+/60 и F-16I «Sufa». Что можно сказать сразу? Преимущество конформных ТБ (CFT) заключается в придании простому палубному истребителю радиуса действия, эквивалентного нашему бомбардировщику-ракетоносцу средней дальности Ту-22М3 (без штанги с системой дозаправки, естественно) или малозаметному перспективному сверхманевренному истребителю Т-50 ПАК ФА. Недостатки также налицо. Несмотря на всё совершенство обтекаемой аэродинамики накладных конформных топливных баков, они создают определённое сопротивление, которое частично «урежет» и маневренные качества «Сайлент Хорнета», доведя их до уровня F/A-18C/D, и скороподъёмность (до 220 - 230 м/с), и разгонные характеристики. Пострадают и скорость с тяговооружённостью. Первая, с учётом подвесного контейнера для вооружения, не превысит 1,4-1,5М, а тяговооружённость составит около 0,75-0,85 кгс/кг. При таком раскладе пилоты «Сайлент Хорнетов» должны исключать возможность БВБ с сильным (МиГ-29СМТ или Су-30СМ). Но в качестве ударного тактического истребителя среди палубных машин F/A-18E/F останется очень мощной машиной, по боевым качествам соответствующей МиГ-29КУБ и китайским J-15S (без учёта скоростных характеристик).

2. Малозаметный подвесной «стелс»-контейнер с ракетно-бомбовым вооружением. Это устройство является основой основ для радикального снижения радиолокационной сигнатуры «Сайлент Хорнета». Управляемые ракеты классов «воздух-воздух», «воздух-земля/корабль/РЛС», а также управляемые авиабомбы имеют собственную ЭПР в пределах от тысячных до сотых квадратного метра (AIM-120D, к примеру, обладает ЭПР порядка 0,02 м2), поскольку электромагнитные волны отражаются от полотна активной радиолокационной ГСН и любых других металлических деталей. Контейнер изготовлен из специальных радиопоглощающих материалов и покрытий, а также представлен острыми рёбрами без прямых углов, уводящими часть непоглощённого радиолокационного излучения в пространство. Его конструкция и материалы снижают ЭПР арсенала истребителя до показателей малоразмерной («узкой») управляемой авиабомбы типа GBU-39 SDB (0,01 м2). При этом, арсенал, размещаемый в «стелс»-контейнере Enclosed Weapons Pod (EWP), может состоять из 4-х ракет AIM-120D, либо 2-х AIM-120D и 6 SDB, также есть варианты с УАБ JDAM с полуактивным лазерным наведением и т.д. Недостатком данного метода является всё то же аэродинамическое сопротивление довольно-таки крупного «стелс»-контейнера, что ведёт к ещё большему снижению скорости и потере маневренности. Помимо этого, размещение массивного подвесного контейнера может вести к ограничению по предельной перегрузке 5-6 ед. Для дальнего воздушного боя, прорыва ПВО противника и сближения с авианосной ударной группировкой противника подобный контейнер просто незаменим, поскольку ЭПР «Сайлент Хорнета» останется на прежнем уровне, - в пределах 1 м2.

3. Перспективный оптико-электронный прицельный комплекс, установленный на «Advanced Super Hornet» представлен инфракрасным датчиком IRST-21, способным обнаруживать, сопровождать и выдавать целеуказание по различным наземным, морским и воздушным целям. Данный комплекс даёт огромные преимущества при оперировании истребителя в пассивном режиме (с выключенной РЛС и при полном радиомолчании). Малая ЭПР вместе с высокочувствительной IRST-21 способна повысить боевые качества тактического истребителя, не вскрывая собственное местоположение для наземных и воздушных юнитов противника со слабыми радиолокационными средствам.

По окончанию 5 августа 2013 года опытный лётный образец F/A-18F «Advanced Super Hornet» совершил 21-й испытательный полёт, в ходе которого были протестированы основные модернизационные узлы новой машины. Оборудование показало себя отлично, и машина получила начальную боевую готовность для принятия на вооружение и серийного производства в любом государстве мира. Как мы видим, несмотря на медленное и уверенное продвижение в ВВС США и их союзников тактических истребителей 5-го поколения F-35A/B/C, их программное обеспечение продолжает конфликтовать с аппаратной частью БРЭО, включая РЛС, а иногда и оптико-электронные системы, на текущий момент оно остаётся «сырым». «Advanced Super Hornet» же остаются наиболее сбалансированными машинами, способными на высоком уровне действовать как во флоте, так и с наземных авиабаз. Лётно-технические качества этих истребителей выше, чем у «Лайтнингов», модернизационный потенциал - аналогично, а поэтому в скором времени можно ожидать их выхода на арену «Большой игры», ведь не случайно «Boeing» и «Northrop» смело напророчили своему сетецентрическому детищу ещё «несколько десятилетий» службы.

Источники информации:
http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/4829/
http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/1337/
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18c.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18ef.html

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет» на сегодняшний день является одним из самых удачных современных боевых самолетов и основным боевым самолетом авиации ВМС США.

История его создания начинается с шестидесятых годов прошлого века, когда фирмой «Нортроп» был спроектирован самолет P.530 «Кобра». Впоследствии, будучи переработанным, он получил обозначение YF-17 и в 1976 году принял участие в конкурсе ВВС США на создание легкого многоцелевого истребителя. В нем он одержал верх над проектом аналогичного самолета фирмы «Дженерал Дайнэмикс» YF-16. Однако для разработки варианта самолета палубной авиации у «Нортроп» не имелось необходимого опыта. Поэтому дальнейшая работа над проектом проводилась в сотрудничестве с фирмой «Макдоннелл-Дуглас» (с 1997 г. – «Боинг»), у которой такой опыт был. «Макдоннелл Дуглас» взялся за разработку палубного истребителя F/A-18, в то время как «Нортроп» занимался созданием наземного варианта F-18L. Палубный истребитель F/A-18 получил название «Хорнет» («Шершень»).

В конце-концов, сотрудничество двух предприяий обернулось судебной тяжбой. «Нортроп» обвинил «Макдоннелл-Дуглас» в незаконном использовании своих разработок. «Дугласу» удалось прекратить дело, откупившись пятьюдесятью миллионами долларов. С этого времени, «Хорнет» стал полностью его проектом. А вариант F-18L так и не был запущен в серийное производство.

При проектировании самолета «Хорнет» большое внимание было уделено таким параметрам, как выживаемость и надежность. Выживаемость обеспечивается комплексом мер: низкой заметностью самолета, его боевой живучестью, наличием вооружения, действующего за пределами досягаемости средств ПВО противника.

Самолет обладает небольшими габаритами, недымящими двигателями, слабым инфракрасным излучением. Все это, в сочетании с наличием на борту средств РЭБ, делает затруднительным его обнаружение.

Силовая установка включает два двигателя «Дженерал Электрик», построенных специально для этого самолета. Двигатели разделены специальной противопожарной перегородкой из титана. Тяги одного двигателя хватает, чтобы самолет смог вернуться на базу. Отсек силовой установки оснащен системами обнаружения и тушения пожара.

Топливная система состоит из шести баков. Для избежания взрыва в случае боевых повреждений все топливные емкости заполнены поропластом.

Основным материалом, из которого сделан самолет, являются алюминиевые сплавы (почти 50%). Остальная часть приходится на титановые сплавы, высокопрочные стали, композитные материалы. Планер самолета рассчитан на 6000 часов эксплуатации, или 2000 взлетов-посадок.

Мощный вычислительный комплекс самолета включает более 20 ЭВМ. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 фирмы «Control Data». А современная много­режимная РЛС APG-65 стала этапной среди истребительных РЛС.

Самолеты F/A-18 позволяют гораздо более точно применять имеющееся воору­жение, чем его предшественники. Это - по-настоящему многоцелевой истреби­тель-бомбардировщик, способный вести воздушный бой.

Истребители «Хорнет» состоят на вооружении 24-х эскадрилий ВМС США. Они базируются на авианосцах. Обычно в состав авианосного авиакрыла входит 3 эскадрильи данных самолетов.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК БОИНГ F/ A-18 A / C«ХОРНЕТ»

Первый из 11 опытных самолетов «Хорнет» поднялся в воздух 18 ноября 1978 г. Первоначально была заказана партия из 371 одноместного варианта F/A-18А. В 1982 г. начались их поставки на флот.

7 января 1983 года была введена в строй первая боеготовая эскадрилья, вооруженная самолетами F/A-18A – 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Черные рыцари».

Впервые боевое применение самолеты получили во время операции «Эльдорадо Каньон» в Ливии, проведенной в апреле 1986 г. Также участвовали они в операциях: , «Лиса пустыни» (1998), «Несокрушимая свобода» (2001), «Свобода Ираку» (2003-2010).

На смену модификации F/A-18A пришел вариант F/A-18C, кото­рый выпускался до 1999 г. Вооруженные силы США купили 347 таких машин. Первый самолет F/A-18C поднялся в воздух 3 сентября 1986 г. Этот самолет может нести УР класса воздух-воздух AIM-120 AMRAAM и ракеты класса воздух-поверх­ность AGM-65 «Мейврик» с тепловой ГСН. На нем также установлена более совре­менная авионика, кабина экипажа оснащена катапультируемым креслом NACES.

После постройки первых 137 истребителей F/A-18C начался выпуск модификации для действий в ночных условиях. Летчики этих самолетов оснащены очками ночного видения «Кэтс Ай» («Кошачий глаз»), а в состав их оборудования входят контейнеры AAR-50 с тактической инерциальной навигационной системой и AAS-38 с теплопе­ленгатором, ИЛС Кайзер AVQ-28 и цветные многофункциональные дисплеи. Первый ночной истребитель «Хорнет» поступил в войска 1 ноября 1989 г.

Универ­сальность этой модели послужила успеху на внешнем рынке. Первым его зарубеж­ным покупателем стала Канада (98 одноместных самолетов CF-188A) затем 57 са­молетов в варианте AF-18A приобрела Австралия. ВВС Испании сначала закупили 60 истребителей EF-18A (испанское обозначение С.15), а в конце 1995 г. - еще 24 самолета F/A-18A из резервов ВМС США. Истребители поставлялись в Кувейт (32 в варианте KAF-18C), Швейцарию (26 штук) и Финляндию (57 штук).

Истребители «Хорнет» постепенно вытеснили такие устаревшие модели самолетов, как истребители F-4 и F-14,штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения истребителей F-14 в 2006 году «Хорнет» остался единственным ударным палубным самолетом ВМС США.

Характеристики Боинг F/ A-18 C«Хорнет» :

Страна-разработчик: США.

Тип: тактический истребитель-бомбарди­ровщик палубного и сухопутного базирования.

Вооружение: одна встроенная 20-мм шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан»; бомбовая нагрузка до 7030 кг, в состав которой могут входить УР класса воздух-воздух АІМ-7М «Спэрроу», АІМ-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM; УР класса воздух-поверхность AGM-65 «Мейврик»; противорадиолокационные УР AGM-88 HARM; тактические КР AGM-84ESLAM и AGM-154 JSOW; КАБ AGM-62 «Уоллай», GBU-10, GBU-12 nGBU-16; ПКРАЭМ-84 «Гарпун»; бомбы Мк.80; кассетные бомбы CBU-59; ядерные бомбы В57 или В61. Количество точек подвески – 9.

Двигатели: два ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-402 тягой по 8035 на форсажном режиме.

ЛТХ: максимальная скорость 1915 км/ч; боевой радиус в качестве истребителя 740 км; в качестве ударного самолета - 1065 км. Потолок – 15240 м.

Массы: пустого 10810 кг; максимальная взлетная в качестве истребителя 15235 кг; в качестве ударного - 21890 кг.

Размеры: размах крыла (без учета УР на концах крыла) 11,43 м; длина 17,07 м; высота 4,66 м; площадь крыла 37,16 м.

ИСТЕРБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК БОИНГ F/ A-18 B / D«ХОРНЕТ»

Разработка двухместного варианта истребителя «Хорнет» началась одновременно с созданием одноместного. Два самолета TF-18A, позже получившие обозначение F/A-18B, были включены в начальный контракт. Этот самолет почти такой же, как и одноместный, оснащен таким же БРЭО и имеет почти аналогичные боевые харак­теристики. Поставки модификации F/A-18B флоту и корпусу морской пехоты США закончились на 40-м самолете; этот вариант никогда не состоял на вооружении бо­евых частей передней линии. Самолеты F/A-18B также состоят на вооружении двух резервных подразделений, самолеты одного из которых (VFC-12) на учениях играют роль истребителей противника.

Следующая двухместная модификация под обозначением F/A-18D очень похожа на одноместный вариант F/A-18C. Ею укомплектованы две основные учебные эскадрильи ВМС (VFA-106 и VFA-125), где готовят пилотов истребителей F/A-18. После постройки 31 серийного самолета F/A-18D началось производство его моди­фикации, приспособленной для ночных полетов, т. е. своего рода двухместного варианта ночного истребителя F/A-18С.

Всего было выпущено 109 ночных истреби­телей F/A-18D. Эти самолеты заменили устаревшие всепогодные дозвуковые штур­мовики Грумман А-6 «Интрудер», которые состояли на вооружении морской пехоты США. Они входят в состав шести боевых и одной учебно-тренировочной эскад­рильи.

Был также разработан вариант F/A-18D«Плас», не имеющий дублированно­го управления: в его задней кабине нет ручки управления (хотя при необходимости ее можно установить), однако имеются две боковые рукоятки управления вооруже­нием.

Самолеты F/A-18D американского корпуса морской пехоты отлично показали себя во время операций «Буря в пустыне» (1991 год) и в Косово (1999 год).

Двухместные истребители «Хорнет» поставлялись на экспорт; сейчас все экспорт­ные обязательства выполнены полностью. Состав БРЭО подбирается под местные требованиями, однако по своим летным характеристикам экспортные машины практически аналогичны находящимся у США. Поставки осуществлялись в Австра­лию (18 ATF-18A, схожих с американскими F/A-18B), Канаду (40 истребителей CF-18B, получивших местное обозначение CF-188B), Кувейт (8 KAF-18D) и Испа­нию (12 EF-18B, получивших местное обозначение СЕ.15). Модификация F/A-18Dзакупается и теми странами, которые имеют у себя вариант F/A-18C. Это Финлян­дия (7 самолетов) и Швейцария (8). Малайзия приобрела только восемь двухмест­ных F/A-18D. Таиланд, вначале решивший закупить восемь истребителей F/A-18C/D, аннулировал заказ.

По желанию заказчика самолеты могут оснащаться комплектом БРЛС APG-73, усовершенствованными двигателями F404-GE-402EPE и УР AMFAAM.

Характеристики двухместной модификации «Хорнета» аналогичны одноместной.

БОИНГ F/ A-18 E / F «СУПЕР ХОРНЕТ»

Результатом первой существенной модернизации истребителя F/A-18C/D«Хорнет», вы­полненной фирмой «Макдоннелл-Дуглас» до ее объединения в 1997 г. с «Боингом», стал истребитель-бомбардировщик F/A-18Е «Супер Хорнет». В первый раз новый самолет взле­тел в ноябре 1995 г., а 15 января 1999 г. эскадрилья VFA-122 получила первую серийную машину.

«Супер Хорнет» имеет ряд отличий от предшественника. В частности, основой усовершенствованного БРЭО стала новая БРЛС «Рейтеон APG-73», которую позднее устанав­ливали на истребители F/A-18C более поздних выпусков. Встроенный комплекс РЭП ЮЕСМ состоит из трех основных элементов: системы предупреждения о радиолокацион­ном облучении ALR-67(V)3, система постановки радиочастотных помех ALQ-214 и буксиру­емая с помощью оптоволоконного кабеля ложная цель ALE-55. Правда пока две последние системы находятся в стадии разработки и испытаний, так что сейчас на самолетах приме­няются буксируемые ложные цели ALE-50.

У новой модификации была существенно снижена радиолокационная заметность со стороны передней и задней полусфер. Изменена форма воздухозабрников, являющихся сильным источником отражения электромагнитного излучения. Каналы воздухозаборников искривлены вниз и вбок для отражения излучения в сторону от продольной оси самолета. Внутренние поверхности воздушных каналов сделаны из радиопоглощающего материала. Вместо решёток, закрывающих различные всасывающи и выводящие отверстия на самолете применены экраны с перфорацией, «прозрачные» для электромагнитного излучения. Значительное внимание уделено подгонке большого числа панелей корпуса, и заполнению полостей между ними, что также способствовало снижению заметности самолета. По утверждению разработчиков, на самолете «Супер Хорнет» реализованы наиболее масштабные меры по снижению радиолокационной заметности среди всех современных истребителей, за исключением F-22 и F-35.

Кабина экипажа истребителя F/A-18E схожа с кабиной на самолете F/A-18C, за исключением размещенного на приборной доске одно­го крупноформатного многофункционального плоского жидкокристаллического дисплея, установленного вместо трех катодных дисплеев. Самолет «Супер Хорнет» имеет несколько увеличенные размеры, что позволило принять более эффективные меры по снижению радиолокационного сечения. Фюзеляж удлинен на 0,86 м, крыло увеличенных размеров име­ет более толстый профиль и два дополнительных узла внешней подвески. Размеры наплы­ва по носку крыла в корневой части и площади горизонтального стабилизатора и килей увеличены.

Конструкция планера истребителя «Супер Хорнет» доработана с целью сниже­ния массы и уменьшения стоимости постройки без ущерба для прочности. Самолеты также оснащены усовершенствованной цифровой ЭДСУ, резервная механичес­кая система управления отсутствует.

Самолет F/A-18F«Супер Хорнет» является двухмест­ным вариантом истребителя F/A-18E. Задняя кабина у него имеет то же оборудование на приборной доске, что и передняя, т. е. она может использоваться как место оператора систем оружия, так и для размещения обучаемого курсанта.

ВМС США вначале намеревались приобрести 1000 самолетов «Супер Хорнет», однако потом объем закупок было решено сократить. В настоящее время произведено 432 единицы данных машин. В настоящее время данные машины остаются основой авиационной мощи ВМС США, и в обозримом будущем эта ситуация вряд ли изменится.

Характеристики Боинг F/ A-18Е «Супер Хорнет»:

Страна-разработчик: США

Тип: одноместный тактический ист­ребитель-бомбардировщик палубно­го и аэродромного базирования

Вооружение: одна встроенная 20-мм шестиствольная пушка М61А2 «Вулкан» с боекомплектом из 570 снарядов; бомбовая нагрузка до 8050 кг, состав вооружения такой же, как и на истребителе F/A-18C. Количество точек подвески – 11.

Двигатели: два ТРДЦФ Дженерал Электрик F414-GE-400 тягой по 9990 кгс на форсажном режиме.

ЛТХ: максимальная скорость на большой высоте 1915 км/ч; бое­вой радиус в качестве штурмовика при полете на большой высоте с че­тырьмя бомбами калибром 454 кг, двумя УР класса воздух-воздух AIM-9 «Сайдуиндер» и двумя сбрасывае­мыми ПТБ - 1095 км, при 135-ми­нутном патрулировании над морем с шестью УР класса воздух-воздух и тремя ПТБ - 280 км. Потолок – 15240 м.

Массы: пустого 13865 кг; макси­мальная взлетная 29940 кг.

Размеры: размах крыла 13,62 м (с учетом установленных на концах крыла ракет); длина 18,31 м; высота 4,88 м; площадь крыла 46,45 м.

(По материалам справочника Д.Дональда «Современная военная авиация и ВВС стран мира»)