Как принять участие в open source проекте Chromium. Нет, никто не спрашивал. Исправление issues в pull request

Свободное программное обеспечение - неотъемлемая часть бизнеса Google. В этой компании проекты буквально рождаются и умирают с open source. Без Linux и открытого ПО не существовало бы компании Google в том виде, в каком мы её знаем. Google не только использует СПО в повседневной деятельности, но и постоянно выкладывает в открытое достояние собственные наработки. Например, за три месяца текущего года Google открыла Chrome для iOS , Upspin (фреймворк для глобального единого пространства имён), E2EMail (экспериментальный почтовый сервис с оконечным шифрованием), перцептуальный JPEG-энкодер Guetzli . Это только самые крупные проекты, которыми Google поделилась с сообществом в 2017 году.

Всего за время своей работы Google опубликовала код уже более 2000 проектов. Только как их посмотреть? Теперь вдобавок к репозиториям на GitHub все open source проекты Google доступны по единому адресу . Это новый портал свободного программного обеспечения поисковой компании.

В Уилл Норрис (Will Norris), разработчик группы Google Open Source Programs Office, пишет: «Свободное и открытое программное обеспечение лежало в нашем техническом и организационном основании с самого начала существования Google. Начиная с серверов под Linux, и заканчивая внутренней корпоративной культурой Google, когда кто угодно из другой команды разработки может выпустить патч для вашего кода. Open source является частью всего, что мы делаем. В обмен, мы публикуем миллионы строк open source кода, поддерживаем программы вроде Google Summer of Code и Google Code-in , спонсируем проекты open source и сообщества через организации вроде Software Freedom Conservancy , Apache Software Foundation и ».

И вот сейчас, спустя 18 лет после своего основания, компания Google открыла портал , который объединяет все открытые проекты Google, с сопутствующей информацией об использовании, выпуске и поддержке свободного программного обеспечения.

Зачем Google делает это? Если верить сайту, компания уверена, что СПО является всеобщим благом . Когда софт открыт и доступен для всех, это поощряет сотрудничество и продвижение технологий и «решает реальные мировые проблемы».

Наверное, так оно и есть на самом деле.

Нужно заметить, что портал Google - это не репозиторий вроде GitHub, а скорее инфорационно-справочный портал, здесь стоят ссылки на соответствующие репозитории GitHub. Таким образом, вряд ли можно опасаться, что Google откажется от размещения кода на GitHub, самом удобном сайте для совместной работы, который уже стал стандартом де-факто в своей области.

Уилл Норрис пишет, что компания не знает, какие проекты станут популярными и получат всеобщее признание, поэтому они поощряют своих сотрудников публиковать весь код, какой только возможно . Соответственно, здесь можно найти разные проекты по масштабу и уровню поддержки. Есть и крупные известные проекты вроде , и , есть и маленькие «любительские» проекты, которые сотрудники, вероятно, создали в свободное от основных обязанностей время (20% времени рабочего программисты Google могут работать над проектами на своё усмотрение). Например, и . Некоторые из проектов полностью поддерживаются и развиваются сотрудниками Google и сообществом, другие являются экспериментальными, сделанными просто ради удовольствия.

Есть кое-что ещё. Новый портал Google - это не просто собрание открытых проектов, сделанных в компании. Здесь компания ещё и делится своим опытом и корпоративными практиками разработки открытого программного обеспечения. В опубликована копия всей внутренней документации Google по разработке open source (за исключением нескольких документов). Это именно то, что видят и читают сотрудники компании. Здесь несколько разделов. Один из них посвящён - в том числе создание патчей для больших проектов и написание собственных маленьких проектов в 20% свободного времени. Другой раздел объясняет практики OSS внутри компании. Там разъясняется, под какими лицензиями можно брать и использовать код. Например, код под лицензиями AGPL использовать . Здесь размещён тщательно отобранный каталог из тысяч пакетов, рекомендованных для использования. Наконец, третий раздел посвящён инициатив свободного ПО: различным студенческим программам, проводимым мероприятиям, выдаваемым грантам и т. д.

Очевидно, что Google видит свободное ПО как неотъемлемую часть своей деятельности - и стремится максимально поддерживать и использовать его.

Open source становится важной частью бизнеса не только Google, но и многих других компаний. Как и предсказывали отцы-основатели, свободный софт распространяется как вирус, заставляя создателей производных программ тоже выпускать их под свободными лицензиями. Как сказал исполнительный директор Linux Foundation Джим Землин (Jim Zemlin), свободное ПО станет новым . Он имеет в виду, что 80% ценности любых технологий - от смартфонов или других сфер ИТ - будет происходить от свободного софта, и только 20% - от проприетарного. Процесс постепенно идёт. Исследования показывают, что в 2015 году .

Это не пустой призыв, в данном посте я расскажу какие бонусы приносят бесплатные сервисы и open source проекты…

И так начну со перечисления своих проектов (я не скромный и плодовитый):

  • Бесплатные сервис: Charts Builder (~3 000 посещений)
  • jQuery плагины: (a) Slideshow (~2 500 скачиваний), (a) Sexy Images (~500), jQuery iPhone UI (~3 500)
  • WordPress плагины: (a) Slideshow (~14 000) и (a) QR Code (~300)
  • WordPress темы: Constructor (~200 000), Black Urban (~16 000)
  • PHP библиотеки: ZFCore (~800), jQuery PHP (~7 500), Yandex XML (~700), (~1 200)
  • Разное: iCMS (~700)

Теперь о плюшках, которые мне дал каждый из этих проектов:

Опыт разработки

При разработке открытых проектов ты понимаешь, что твой код будут просматривать, анализировать, сравнивать, и уже благодаря этому, при написании кода, ты держишь себя в ежёвых рукавицах. Твой код становится красивей и проще, он становится легким на усвоении, и податливым к изменениям. Особенно это актуально, когда разрабатываешь не конечный продукт, а библиотеку, которую будут использовать другие разработчики.

// Create new instance of Yandex class $Yandex = new Yandex(); // Set Query $Yandex -> query($query) -> host($host) // set one host or multihost -> page($page) // set current page -> limit(10) // set page limit -> geo($geo) // set geo region - http://search.yaca.yandex.ru/geo.c2n -> cat($cat) // set category - http://search.yaca.yandex.ru/cat.c2n -> request() // send request ;

Опыт общения

В моей повседневной работе я редко общаюсь непосредственно с заказчиками, а вот занимаясь поддержкой своих проектов — постоянно. Кто-то что-то спрашивает, кто просит о фичах, а кто указывает и на ошибки. Помню было время, когда каждый баг или изменение функционала в рабочих проектах воспринимался в штыки, с open source проектом такой фокус не пройдет, ты либо адекватно реагируешь, либо теряешь пользователя. Такой расклад достаточно хорошо дисциплинирует. В моем почтовом ящике нет не отвеченных писем, хотя иногда и приходится начинать письмо с фразы «sorry for the late reply letter».

Если твой продукт начинает пользоваться спросом, то по чуть-чуть вокруг него начинает расти сообщество. Так на форуме поддержки темы мне нет необходимости отвечать на все вопросы, появились уже люди которые мне помогают. Там же как-то проскакивало вот такое сообщение:

Thats all when ANTON says anything listen to him he is always right:D

Монетизация

Сервис Charts Builder, как и большинство домашних страниц монетезированы при помощи Google AdSense, кое-где висит Text-Ads-Links , выхлоп при этом составляет ~$20 с AdSense и $60 с Text-Ads-Links в месяц (это всего 8 ссылок).

Конечно какие-нибудь true-сеошники скажут, что это мизерный заработок и посоветуют SAPE, XAP, Бегун и т.д, или еще какую иную систему, но я то уже многое перепробовал, и могу сказать, что рекламируете вы эти продукты исключительно с реферальными ссылками (хотя по началу отдача впечатляет, пока пузомерки не сдуются).

На каждой домашней страничке проекта у меня висит кнопочка «PayPal Donate» — именно она приносит свои плоды. С момента ее появления, а это декабрь 2009, мне накапало от сознательных людей ~$600. Для более активной стимуляции пользователей стандартная кнопка была заменена на progress bar :

Так же планирую открыть открыл страничку со списком всех благодетелей, хотя конечно это больше походить на покупку ссылки, но кого это интересует? Подобным образом сделана страничка проекта :

Бонусы

Наверное главным бонусом является распространение байки о том, что автор — «крутой разработчик». В подтверждение этой теории на моем почтовом ящики скопилось достаточное количество писем с предложением о постоянной или временной работе, главное чтобы было желание.

Ну еще бонус – мне вот недавно понравилась IDE PHPStorm , и у меня сейчас установлена бесплатная лицензионная версия для open source разработчиков:

У разработчиков WordPress тем есть дополнительный бонус в виде входящих ссылок (SEO специалисты смогут перевести эти цифры в деньги):

Трудозатраты

Тут все не так безоблачно, на разработку и на поддержку проектов естественно требуется время. Я могу рассказать о создании сервиса http://charts.hohli.com , просто тут не было поддержки и каких либо изменений, лишь разработка и отдача. Разработка заняла у меня один воскресный день, именно так, я просто читал новости, увидел сообщение о выходе нового Google Charts API и целый день потратил на разработку. Стоимость моего выходного дня — €165. В дальнейшем, поднабравшись опыта, сервис был обновлен за 16 часов — +€150.

Насчет же поддержки, каждый день на нее у меня уходит в среднем 15-20 минут, что ни коим образом не сказывается на моей эффективности, и даже наоборот, поможешь человеку с утра, и «настроение твоё улучшилось».

Раскруткой проектов практически не занимаюсь, статья в блоге + статья на хабре , вот и всё.

P.S.

В действительности, большинство моих проектов — это изучение нового, просто не хочется тратить время на простенькие примеры «hello world», ведь хочется создать действительно что-то полезное. Учил Google Chart API — создал charts.hohli.com , надо было подучить WordPress — вот вам Конструктор , изучал возможности jQuery UI — вот и iPhone UI подоспел, примеров могу приводить много.

В этой статье не будет психологических исследований на тему open-source и разработки.
Не будет анализа open-source проектов с помощью R или Python.
И не расскажу о том, как правильно контрибьютить.
Возможно я даже буду говорить какие-то банальные вещи.

Впервые я узнал про мир открытого ПО где-то в году 2009, когда начал серьёзно заниматься программированием и зарабатывать этим.
Но впервые отправил pull request в open-source проект году только в 2012. Это было попытка добавления Redis в качестве провайдера для кэша в Joomla Framework. Скажем так, попытка была не самая удачная, но попробовать очень хотелось.

Вернулся я к open-source позже - в 2015.
Я долгое время пытался придумать и реализовать с друзьями и коллегами разные идеи, «замутить стартап» и тд. Но всё почему-то захлёбывалось, лично мне не хватало мотивации.
Тогда я попытался взглянуть на эту ситуацию и понять почему это происходит.
Я понял, что всё дело в том, что меня интересовали не сами идеи, стартапы, бизнес, мне была интересна разработка и программирование.
И поняв это, я решил что если мне интересно программирование как таковое, то почему бы не направить это в полезное русло и не помочь улучшить инструменты, которыми я пользуюсь. Так я начал периодически отправлять pull request"ы в проекты, которые мне нравятся (Yii2 , Design Patterns , Django)

Почему это интересно?

1. Знакомство с новыми людьми
За всё время, что я контрибьютил в открытый код, я познакомился с большим числом отличных людей. Все они невероятные профессионалы, с которыми приятно общаться, делиться, узнавать новое. У каждого из нас есть возможность пообщаться с создателями любимых продуктов, получить от них отзыв. В целом коммьюнити - одна из самых важных составляющих таких проектов.
2. Участие во всемирно известных проектах
Вы можете работать в маленькой компании или жить где-то очень далеко, но у каждого есть возможность поучаствовать в развитии проектов, которыми пользуется весь мир. Facebook, Google, Ebay и другие выкладывают свои разработки во всеобщий доступ и мы имеем отличный шанс стать частью сообщества разработчиков таких интернет-гигантов.
3. Это весело
На самом деле, разработка ПО с открытым кодом зачастую бывает очень весёлым занятием, сопровождающимся живым общением.
Вот несколько примеров.
4. Признание
Это довольно интересное и тёплое чувство, когда Ваш код вливают в ветку известного проекта. Вы понимаете, что Вы действительно хорошо поработали, что в конце концов Вы что-то можете.
Если Вы вдруг теряете интерес к программированию или Вам кажется, что у Вас что-то не получается, попробуйте Open Source - и Вы поймёте насколько «лечебным» он может быть.

Почему это полезно?

1. Новый неповторимый опыт разработки
Тот опыт, который вы получаете при разработке ПО с открытым кодом, Вы вряд ли получите где-то ещё.
Я помню как я волновался, когда отправлял свой первый pull request. Я перечитывал каждую строчку кода, проверял code-style и т.д.
Осознание того, что Ваш код увидят тысячи других разработчиков , сами создатели проекта, заставляет вас думать, что Вы пишите в своём коде и это очень важно.

Кроме того, open-source разработка прививает хорошие навыки, такие как соблюдение стандартов кода, написание тестов и многое другое.
К тому же, здесь всегда есть возможность сделать code review чужого кода, если Вы устали от непосредственно написания кода. Это тоже бывает очень полезно и для кого-то это действительно новый опыт.

2. Возможность изучить что-то новое
Лично я люблю изучать новые языки программирования. Прочитав пару-тройку книг, хочется попровать язык в реальных условиях.
Но так как мне никогда в голову не приходят хорошие идеи (ха-ха:)), я ищу интересные проекты с открытым кодом на новом языке, и пробую контрибьютить в них.
Бояться показаться новичком не стоит, никто за это журить не будет, если будут какие-то недочёты, Вы всегда можете их исправить. А если Ваш код всё же вмержили, значит Вы действительно поняли ту или иную часть языка и проекта и можете гордиться собой.
3. Отличная галочка в резюме
После того, как я начал контрибьютить, мне всё чаще и чаще пишут HRы со словами - «нам нравится Ваша активность на GitHub, приходите к нам на собеседование».
Я думаю для работодателя ссылка в Вашем резюме на Ваши pull request"ы, принятые в крупные проекты, скажет о том, что вы действительно пишите достойный код, если его одобрило большое количество людей.
Кроме того, намного круче вместо сухого, вырванного из контектста примера кода, прислать работодателю ссылку на принятый pull request.
4. Знай свой инструмент
Участие в разработке продуктов, которыми Вы постоянно пользуетесь, помогает Вам лучше понять его - как он устроен внутри, как работает, какие люди в конце концов стоят за ним.
Кроме того, Вы всегда будете знать какие новые «фичи» появляются в проекте, какие есть нерешённые проблемы и многое другое.
5. Персональное развитие
Open source разработка помогает развить не только навыки программирования. Вот, на мой взгляд, небольшой список того, какие персональные качества развиваются ещё:
  • Умение общаться
  • Внимательность и аккуратность
  • Уровень английского языка

Этот список можно продолжать ещё.
Кроме того, я считаю, что в каждом человеке присутствует желание помогать другому человеку, и как раз-таки Open Source разработка даёт такую возможность.

Заключение

В конце я хотел бы сказать вот о чём - единственное о чём я жалею, что мне не всегда хватает свободного времени участвовать в open-source разработке. Замечательно, когда компания, в которой Вы работаете, понимает важность такого участия для разработчиков и самой компании и выделяет для этого часть рабочего времени (а я такое встречал).
Тем не менее, даже если Ваша компания не делает этого, старайтесь хоть иногда участвовать в разработке открытого ПО, это сделает Вас настоящим профессионалом и подарит отличный опыт.
  • Tutorial

Ниже я расскажу о том, как собрать Хромиум в домашних условиях, как выбрать задачу из системы баг-трекинга и как сделать так, чтобы ваш код оказался в репозитории.

Для начала хочу сказать, что по адресу www.chromium.org/Home находятся подробнейшие инструкции на все случаи жизни - начиная от получения исходного кода и заканчивая инструкциями по отправке ваших патчей на коммит. Кроме того, рекомендую прочитать этот документ и пройтись по ссылкам в нем.

Процесс для независимого разработчика состоит из следующих шагов:

  1. Собрать Хромиум.
  2. Выбрать баг из Issues List.
  3. Исправить баг, протестировать.
  4. Отправить баг на ревью.
  5. Исправить review issues, перейти к шагу 4.
  6. Попросить ревьюера закоммитить ваш код.
  7. Наслаждаться результатом.
Ниже - подробнее о каждом из шагов.
Шаг 1. Собрать Хромиум
Для сборки требуется достаточно современный компьютер, различные документы на вышеуказанном сайте рекомендуют многоядерный процессор и не менее 8 Гб памяти. Кроме того, потребуется около 60 Гб свободного пространства на жестком диске, в качестве которого рекомендуют использовать отдельный SSD.

Теперь немного о моем личном опыте. Все цифры будут приведены ориентировочно и исключительно по памяти, записей, к сожалению, не делал.

Мне удалось собрать Хром под Windows и Linux. Под Mac OS не удалось провести линковку, хотя компиляция прошла успешно.

Для сборки под Windows использовался компьютер пятилетней давности с двухядерным процессором и 3 Гб памяти. Полная сборка заняла около 6 часов (не могу сказать точнее, я ставил билд на ночь), плюс линковка - более получаса (на 32 битах оказалось невозможным включить инкрементальную линковку).

Для сборки версии под Линукс был арендован виртуальный сервер в облаке у одного из российских хостеров. Ресурсы там выделяются по запросу и при билде использовалось около 8 Гб памяти и 8 ядер процессора. Оплата там снимается за использованные ресурсы и билд с нуля обошелся, кажется, в 35 рублей. Время полного билда - около часа.

Для сборки под Mac OS использовался хакинтош в виртуальной машине, компиляция заняла больше десяти часов. Я не стал тестировать сборку под этой ОС, лишь убедился, что мои изменения не сломали билд.

Как сказал мне один из работников Google, разработчики, работающие над Хромом, используют два билд бокса с разными операционными системами на их собственный выбор. Он также добавил, что Chrome отличается от Chromium лишь наличием нескольких проприетарных модулей и логотипом. Процесс работы сотрудника Google над Chrome полностью совпадает с процессом работы независимого контрибьютора за исключением того, что сотрудник Google имеет доступ к некоторым закрытым записям в баг-трекере, связанным, например, с безопасностью.

Шаг 2. Выбрать баг из Issues List
Если сборка прошла успешно, вы можете найти открытый баг и попытаться его исправить. Все дефекты, относящиеся к браузеру, находятся в баг-трекере по адресу code.google.com/p/chromium/issues/list .

Начинающим разработчикам рекомендуется выбирать баги с меткой GoodFirstBug . Предполагается, что задачи с этой меткой проще и человек, имеющий слабое представление о коде, сможет достаточно быстро с ними разобраться.

Шаг 3. Исправить баг, протестировать
На этом шаге у вас уже есть работающая сборка и выбранный баг. Все, что вам остается, это попытаться воспроизвести баг и выяснить его причину, пользуясь отладчиком и здавым смыслом. Я пользовался Microsoft Visual C++ 2008 Express Edition (в данный момент они рекомендуют использовать версию 2010).

К счастью, некоторые несоответствия кода гайдлайнам находятся автоматически утилитой gcl, которая используется для создания чейнджлиста перед отправкой на ревью (так, у меня она нашла пробелы в конце строки, которые я не заметил).

Если это ваш первый фикс бага в проекте, то помимо изменений в коде вам необходимо внести ваше имя в файл AUTHORS и включить это изменение в ваш коммит.

Шаг 4. Отправить баг на ревью
Ревью кода перед коммитом в проекте обязательно. Если у автора кода нет прав на запись в репозиторий (а это как раз наш случай), то именно ревьюер, как правило, коммитит код.
Шаг 5. Исправить review issues, перейти к шагу 4
Ревьюеры обычно отвечают на письма в течении 24-48 часов. В моих случаях было несколько раундов ревью, и, насколько я понимаю, это распространенная практика. После того, как все ревьюеры ответят LGTM (looks good to me), вы можете попросить одного из них закоммитить ваш код.
Шаг 6. Попросить ревьюера закоммитить ваш код
Я обычно просто писал что-то вроде “Could you please commit it for me?” и получал через некоторое время письма от tryserver, а потом от commit-bot о том, что код попал в репозиторий.
Шаг 7. Наслаждаться результатом
В целом весь процесс оставил у меня самые положительные впечатления. Код качественный, все организационные и технические моменты подробно задокументированы на сайте chromium.org и в исходном коде. Утилиты удобные, а люди - дружелюбные.

С удовольствием отвечу на вопросы в комментариях.

Теги:

  • chromium
  • google chrome
Добавить метки

Многие разработчики стремятся попасть в проекты на «open source», но не знают, с чего начать. Причина этому – неуверенность в собственных силах. На самом деле open source-проекты предоставляют массу возможностей специалистам различного профиля. Программное обеспечение с открытым кодом, или «open source», существенно повлияло на развитие информационных технологий и заинтересовало многих разработчиков. Однако зачастую специалисты видят ряд препятствий для своего участия в open source-проектах. Вот основные из них:

  • «Я не очень хороший программист».
  • «У меня недостаточно времени, чтобы этим заниматься».
  • «Я не знаю, каким проектом заняться».
Но это не очень хороший подход к проблеме. Так, существует три основополагающих принципа, о которых необходимо помнить всякий раз, задумываясь о новых возможностях в области разработки: Наиболее распространенное заблуждение у новичков в том, что они считают, что для участия в open source-проектах необходимо быть настоящим «гением программирования». Но это совсем не так. Безусловно, в мире open source-разработки есть свои гуру, однако далеко не все. Большинство из них – обыкновенные разработчики, которые всего-навсего хорошо делают свою работу, независимо от того, насколько малый или большой вклад они вносят в проект. И далеко не всегда эта работа связана с программированием. Работа над open source-проектами в основном заключается в рутинном исполнении текущих задач. Большая часть задач, которые получают разработчики, не требует гениального видения проблемы, как у Ларри Уола, создателя Perl, или Дэвида Хейнемейера Ханссона, основателя Rails. Создание нового языка программирования или фреймворка, конечно, требует вдохновения, но остальная часть работы, которая и делает такие проекты, как Perl или Rails, успешными, требует постоянных рутинных усилий. Эти усилия едва ли могут принести вам славу, но они, безусловно, нужны и важны, и рано или поздно ваш вклад будет замечен.

Внимательно слушайте

Все стадии работы в open source-проектах так или иначе связаны с людьми, которые в них задействованы. Вы присоединяетесь к команде, а это значит, что необходимо понимать, как устроены процессы и взаимодействие между всеми ее участниками. Прийти в команду со своим видением ситуации и навязывать всем свою точку зрения - не самый удачный вариант. Для некоторых проектов такой подход может быть приемлемым, но если над продуктом работают уже не один месяц, шансы на то, что ваши идеи воспримут с энтузиазмом, очень невелики. Прислушиваться к мнению и точке зрения коллег – это, пожалуй, лучший способ понять, что необходимо проекту на текущей стадии. 1. Присоединяйтесь к рассылке. На многих проектах e-mail-рассылка является основным способом коммуникации. На крупных проектах обычно есть несколько списков рассылки. Например, на проекте PostgreSQL используют не менее 12 рассылок, касающихся обсуждения вопросов пользовательского интерфейса, а также 6 рассылок для разработчиков. Оптимальный вариант – следить за основными рассылками в каждой из групп, чтобы начать вникать в основные текущие вопросы. 2. Следите за блогом. Блоги, которые ведут ведущие разработчики, могут быть весьма полезны, поскольку будут информировать вас об изменениях и улучшениях в грядущем релизе. Существуют специализированные порталы со словом “planet” в названии, которые аккумулируют новости и посты из блогов с различных ресурсов, связанных с проектом. Найти такой ресурс можно, отправив поисковой запрос типа “planet ”в Google. 3. Добавляйтесь в чат. Во многих open source-проектах для обсуждения текущих вопросов используются групповые чаты. Поэтому не забудьте выяснить, как общаются между собой участники вашего проекта.

Работайте с “тикетами”

Безусловно, код – это основа любого open source-проекта, но не стоит полагать, что написание кода – это единственный способ участия в проекте. Технической поддержке зачастую уделяют недостаточно внимания в погоне за созданием новых функциональных возможностей и исправлением ошибок. А ведь именно это и есть те области, которые позволяют новичкам войти в проект. Большинство проектов имеют общую открытую систему работы с “тикетами”, которая связана с веб-сайтом проекта и включена в документацию. Подобная система – это основной источник коммуникации между разработчиками и пользователями. Постоянная работа с текущими запросами – это отличная возможность внести свой вклад в проект. Для работы с системой могут понадобиться специальные права доступа, которые вам предоставит тим лид, как только вы решите заняться текущими запросами от пользователей. 4. Находите баги. В проектах с открытым исходным кодом баги часто проходят незамеченными. Обнаружение и сортировка багов может значительно сэкономить время разработчикам на поиск проблемы. Если пользователь пишет: «Программа не работает, когда я делаю такие-то шаги», - не поленитесь разобраться в том, чем вызвана эта проблема. Проблема повторяется? Вы можете вызвать эту проблему, повторив ряд конкретных шагов? Вы можете сузить круг проблемы до конкретного браузера или дистра? Даже если вы не знаете истинную причину проблемы, попытки сузить круг возможных причин во многом помогут разработчикам справиться с ней. Независимо от того, что вам удалось выяснить, добавьте свои комментарии к багу, чтобы все могли с ними ознакомиться. 5. Закрывайте старые баги. Нередко случается, что баги «пофиксили», но «тикет» не закрыли. Таким образом, система «засоряется» старыми багами, которые мешают работать с актуальными проблемами. «Очистка» системы трекинга от старых багов – это скучная и длительная процедура, но она очень важна для всего проекта. Для начала отфильтруйте «тикеты» по дате, например, старше, чем один год, и посмотрите, существуют ли такие баги. Просмотрите логи по релизам и убедитесь, что эти баги устранили и их можно закрыть. Если баг исправили, необходимо добавить комментарий с упоминанием версии, в которой баг был устранен, и закрыть его. Постарайтесь воссоздать баг в последней версии продукта. Если его невозможно воспроизвести, сделайте соответствующую запись и закрывайте «тикет». Если баг продолжает повторяться, укажите это в «тикете» и оставьте его открытым.

Работайте с кодом

Все программисты, работающие на проекте, независимо от опыта и квалификации, могут помочь вам с кодом. Не думайте, что вам необходимо быть гением, чтобы начать работать над проектом. Если ваша работа связана с изменением кода, изучите методы изменения кода, которые используются на проекте. Для каждого проекта характерны свои внутренние технические процессы, поэтому узнайте о них побольше, прежде чем предложить ваш вариант кода. Например, на проекте PostgreSQL жестко регламентированы все процессы: изменения в коде отправляются в виде патча в рассылке всем основных разработчикам, которые тщательно изучают все изменения. С другой стороны, есть и другие типы проектов, как, например, Parrot, где программисты могут «коммитить» все изменения непосредственно в базу. Если на проекте используется GitHub, возможно, процессы поставлены через pull request’ы, т.е. запросы на включение сделанных изменений. Помните: нет двух одинаковых проектов. Всякий раз, когда вы переписываете код, не забывайте, что вы работаете в команде и поэтому делайте все возможное, чтобы ваш стиль совпадал с общей базой, используемой в проекте. Часть кода, которую вы добавляете или меняете, не должна выбиваться из общего кода. У вас могут быть свои предпочтения в оформлении кода, но ваш код должен соответствовать общим стандартам, принятым на проекте. В противном случае это то же самое, что сказать: «Мне не нравится ваш стиль, и я думаю, что мой лучше, поэтому вы должны делать так, как я». 6. Тестируйте бета-версии. В любом проекте, который создается для работы на нескольких платформах, могут возникать проблемы, связанные с переходом на другую платформу. Накануне нового релиза, когда выходит новая бета-версия, руководители проектов ожидают, что они будут протестированы на различных платформах. Вы можете принять участие в тестировании и убедиться, что продукт работает на той или иной платформе. Как правило, вам необходимо собрать и установить новый «билд» и протестировать продукт, но особенно значимо для проекта, если вы используете нестандартные аппаратные средства. Если вы подтвердите, что «билд» работает и при таких условиях, это существенно облегчит задачу руководителей проекта в определении текущего статуса релиза. 7. Исправляйте баги . Обычно с этого начинается работа новичков с кодом. Здесь всё просто: найдите «тикет», в котором описывается какой-нибудь баг и попробуйте устранить его в коде. Подтвердите изменение в документации (если необходимо). Неплохо также добавить тест для тестирования той части кода, которую вы исправили; некоторые проекты требуют, чтобы все баг-фиксы сопровождались соответствующими тестами. Ведите записи, по мере того как вы осваиваете незнакомый код. Даже если вы не можете справиться с багом, опишите в тикете, что вам удалось о нем выяснить. Это поможет тем участникам команды, кто будет работать с багами после вас. 8. Пишите тесты. В большинстве проектов используются тестовые комплексы, предназначенные для тестирования кода, но сложно представить себе такой комплекс, который бы не предусматривал возможности добавления в него новых тестов. Используйте такие тестовые инструменты, как gcov для C или Devel::Cover для Perl, чтобы установить те области исходного кода, которые нельзя протестировать готовым тестовым комплексом. Затем добавьте соответствующий тест, чтобы иметь возможность протестировать необходимый функционал. 9. Отключайте оповещения компилятора. Часто «билд» проектов на С сопровождается многочисленными оповещениями компилятора. Такое сообщение не всегда говорит об ошибке, но заставляет отвлекаться. Проверьте, возможно, в коде скрыт какой-то баг. Если же багов нет, отключайте ложные оповещения. 10. Добавляйте комментарии. Когда вы просматриваете код, вам могут встретиться отдельные запутанные участки. Если какой-то кусок кода привел вас в недоумение, то велика вероятность того, что и у других он вызовет такую же реакцию. Опишите эту проблему в документации и отправьте патч.

Работайте с документами

Ведение документации – это рутинная составляющая любого проекта, которой зачастую пренебрегают. Кроме того, проблемы с документацией часто могут быть вызваны тем, что она написана с точки зрения людей, хорошо знакомых с проектом, нежели тех, кто только знакомится с ним. Если при чтении документации по проекту вас когда-нибудь посещала мысль: «Такое ощущение, что этот мануал написан так, как будто я уже знаю, как пользоваться программой», то вы понимаете, о чем речь. Очень часто новый взгляд со стороны позволяет выявить недостатки в текущей документации, которые могут быть не замечены непосредственными участниками проекта. 11. Приводите примеры. Нет таких проектов, в которых существовало бы слишком много примеров. Независимо от того, о чем идет речь: об API, об электронной библиотеке, о графическом приложении, таком как Gimp, например, или об инструментах командной строкихороший пример с правильным описанием может быстро дать более четкое представление о правильном использовании программы, нежели стопка документов. Для API или электронной библиотеки создайте пример программы, которая использует этот инструмент. Он может быть взят из кода, который вы уже написали, и адаптирован к нуждам текущего примера. Для инструментов лучше всего привести какой-то пример, как можно использовать в повседневной жизни. Если вы визуал, добавьте скриншот какого-либо процесса, например, установки приложения.

Работайте в команде

Работа в open source-проектах только отчасти связана с кодом. Настоящий успех проекту приносит команда. И вы можете помочь созданию сплоченной команды. 12. Отвечайте на вопросы. Лучший способ сплотить команду – это помогать другим. Для дальнейшего успеха проекта особенно важно отвечать на вопросы, в частности, на вопросы новичков. Это время не будет потрачено зря, даже если новичок задает вопрос, на который можно найти ответ, перечитав необходимую документацию. Кроме того, вы получите нового благодарного и активного участника своей команды. Все с чего-то начинают, а любому проекту необходим постоянный приток кадров, чтобы он продолжал развиваться. 13. Ведите блог. Если у вас есть блог, делитесь своим опытом, который вы получили на проекте. Расскажите о проблемах, с которыми вы столкнулись при использовании софта, и как вам удалось их решить. Таким образом, вы сможете убить двух зайцев сразу: поддержать внимание к проекту своих коллег и создать полезную базу информации для тех, кто присоединится к проекту в будущем и будет искать в сети ответы на уже описанные вами вопросы. (Блог, рассказывающий о ваших технических достижениях и изысканиях – это также отличный способ поделиться реальным опытом разработки и решения технических проблем, который может вам пригодиться при поиске новой работы). 14. Уделяйте внимание вебсайту. Большинство программистов, к сожалению, не самые лучшие дизайнеры, поэтому едва ли найдется проект, при разработке которого не прибегали дополнительно к помощи дизайнеров. Если вы талантливый веб-дизайнер и можете помочь улучшить вебсайт, а, следовательно, и представление проекта для пользователей, именно на это вам и следует направить свои усилия. Возможно, сайту необходим редизайн или собственный логотип. Именно эти умения могут требоваться в вашей команде. Многим руководителям команды на проектах не хватает именно таких креативных дизайнеров. И самое главное: прислушивайтесь к словам ваших коллег. Возможно, вам удастся помочь им в решении насущной проблемы. Так, например, недавно разработчики Parrot в процессе обсуждения в рассылке решили использовать GitHub в качестве системы работы с «тикетами» вместо прежней системы Trac. Некоторые были против этого перехода, поскольку не было возможности перенести существующие «тикеты» в новую систему. После дня обсуждения всех «за» и «против» один из разработчиков предложил написать программу-конвертер, чем и привлек к себе внимание. Через некоторое время программа была готова, и всю историю из более 450 «тикетов» удалось сохранить. В любом проекте всегда есть возможность найти для себя работу, и на open source-проектах таких возможностей множество. Нужно только суметь найти правильное применение своим способностям.