Уровни в фотошопе. Исправление тона и цвета фотографии инструментом уровни. Более яркое освещение

В этом уроке мы расскажем вам, как с помощью “Уровней” можно быстро исправить тональные проблемы изображения. Вот изображение, с которым мы будем работать:

Вы можете найти панель гистограммы через главное меню “Окно” - “Гистограмма” (Window-Histogram), но наиболее распространенным местом для просмотра гистограммы в фотошопе является диалоговое окно коррекции «Уровни» (Levels), хотя компания Adobe в версиях программ Photoshop CS, Photoshop CS3 и выше предоставила удобную возможность увидеть гистограмму и в диалоговом окне коррекции «Кривые» (Curves). Но только в окне «Уровней» мы можем легко и точно узнать, о чем говорит нам гистограмма.

По умолчанию “Гистограмма” установлена ​​в компактный режим просмотра, в котором на ней отображаются только 100 значений яркости, недостаточно для серьезного редактирования изображений. Нажмите на значок меню в верхнем правом углу палитры и выберите расширенный просмотр. Вы получите режим просмотра, при котором который отображаются 256 значений яркости, от черного до белого, где 0 - чисто белый цвет, 255 - чисто черный. Убедитесь, что вы работаете в RGB.

Гистограмма показывает, почему изображение выглядит довольно скучно. Обратите внимание, что края гистограммы не доходят до ее левого и правого края, т.е. чисто белого цвета и чисто черного цвета в нашем изображении нет. Т.е. область область теней не такая темная, а область светов не такая светлая, как они могли быть и, как результат мы имеем плоское изображение.

К счастью, эту проблему мы можем решить довольно легко с помощью “Уровней“. Для того, чтобы попасть в “Уровни”, нажмите на значок “Создать корректирующий слой” внизу палитры слоев и выберите “Уровни” из списка корректирующих слоев. Мы будем использовать корректирующий слой, а не стандартный вариант регулировки уровней через меню “Корректировка изображения”, потому что корректирующие слои позволяют нам возвращаться к данному слою и в любое время изменять настройки.

Если провести линии от левого и правого края гистограммы вниз к градиенту, мы увидим, где заканчивается тональный диапазон нашего изображения. Обратите внимание, что имеется пустое место между левым краем гистограммы и чисто черным цветом, а также между правым краем гистограммы и чисто белым цветом. Это означает, что самые темные точки на изображении в настоящее время не являются чисто черным цветом. Они скорее всего имеют оттенок темно серого, и наши белые точки - не чисто белые, а с легким оттенком серого:

Если вы посмотрите под гистограмму, вы увидите три маленьких ползунка, по одному на каждом конце и один в середине. В «Уровнях» коррекция тонов осуществляется при помощи этих трех ползунков, соответствующих трем диапазонам: теней (черный), полутонов (серый) и светов (hightlights). Ползунок на левой стороне регулирует точку черного. Это легко запомнить, потому что сам движок черный. Этот ползунок позволяет затемнить темные области в изображении, устанавливая новые черные точки. Ползунок справа регулирует точку белого. Опять же, это легко запомнить, потому что сам движок белый. С его помощью мы можем можем установить новую точку белого. С помощью ползунка в середине можно регулировать полутона. Он позволяет затемнять или осветлять уровень яркости между черной и белой точками:

Давайте сначала установив новую точку черного. Все, что нам нужно сделать, это переместить ползунок в тенях вправо, к точке, в которой начинается гисторгамма:

Как только вы переместите ползунок вправо, вы увидите, что темные области изображения становятся темнее, тени затемняются. При перемещении ползунка черной точки вправо, к примеру, на 30 уровней яркости, все данные между 0 и 23 удаляются, а уровень 23 становится новой черной точкой (пиксели, которые имеют яркость 23 затемняются до уровня 0): фото становится контрастнее и темнее. Вот наша фотография после корректировки:

Если мы посмотрим на “Гистограмму” в палитре, мы увидеть, что случилось с нашим изображение (не забудьте нажать на маленькую иконку Обновить в правом верхнем углу палитры гистограммы) :

Левый край гистограммы теперь доходит до левого угла. На нашем изображении теперь есть глубокие, темные тени, благодаря новой точке черного. Но также мы видим, что гистограмма стала разорванной. С каждым редактирования мы в некотором роде повреждаем изображение. Но в данном случае эти повреждения незначительны и не создают никаких проблем.

Но фотография еще не оптимально, поэтому мы продолжим коррекцию. Переместите белый ползунок влево до точки, с который начинается правый край гистограммы, фотография станет контрастнее и светлее.

Вы увидите, что светлые участки на изображении становятся светлее. Вот наш снимок после установки новой точки белого. Снимок стал контрастным и ярким:


Еще раз посмотрите на гистограмму в палитре и вы увидите результаты изменений. Правая часть гистограммы теперь тоже доходит до правого края, наш снимок стал контрастным и ярким. Гистограмма стала еще более разорванной:

В данный момент мы сдвинули точки черного и белого и изображение выглядит гораздо лучше. Но тем не менее, после настройки теней и светов, изображение может остаться либо еще слишком ярким, или слишком темным. Чтобы исправить это, нужно настроить полутона. Перемещение среднего ползунка полутона исправят изображения в полутонах. Ползунок средних тонов (серого) позволяет корректировать яркость без отсечения данных. Если вы перетянете ползунок вправо, изображение станет темнее, влево - светлее.

В нашем случае мы перетащим ползунок немного вправо, чтобы затемнить изображение. В отличие от черных и белых точек, для полутонов нет специфических настроек. Как далеко вы переместите ползунок, зависит только от вашего вкуса и желание видеть снимок более темным или более светлым. Обычно не нужно перетаскивать ползунок очень далеко, чтобы получить оптимальный результат:

Вот для сравнения, что у нас получилось в результате. Еще раз исходное изображение:

И вот конечный результат после установки новых точек черного и белого и регулировки полутонов:


Вот так легко можно сделать изображение более ярким и контрастным!

В прошлой статье мы разбирали, что такое гистограмма и как ею пользоваться. Здесь мы используем тот же принцип, но не для всего пространства RGB, а для каждого цветового канала отдельно. Ведь баланс белого - это, по сути, баланс между тремя цветовыми каналами, красным, зеленым и синим.

На написание статьи меня сподвигла фотография, представленная коллегой chigor.
Само фото, на мой взгляд, очень хорошее. Но бросаются в глаза две вещи:

  1. Изображение не достаточно светлое
  2. Явный "уход в синеву".

Вот это мы и попробуем исправить в Фотошопе, при помощи инструмента Levels.

Итак, загружаем наше подопытное фото в Фотошоп и выбираем Levels (Ctrl + L). В этот раз мы работаем с каждым каналом отдельно, поэтому сразу выбираем первый из списка, т.е. RED.

Дальше действуем по ранее описанной технологии . Удерживая клавишу Alt , левой кнопкой мышки двигаем белую стрелочку (2.) влево до тех пор, пока на изображении, в левом верхнем углу (1.) не исчезнут все черные пиксели фона (числовое значение, у меня, 144). Нужно отметить, что ориентироваться по фону, в целом, - неправильно, нужно ориентироваться по объекту съемки, но наш случай - исключение, т.к. на этой фотографии, на самом объекте довольно проблематично найти эталонную точку для установки уровней светлых тонов.

Подобным же образом поступаем с каналами GREEN и BLUE.

Затем, так же, поканально, выравнивает самые темные участки. Для этого я использовал тень под танком. Удерживая клавишу Alt, левой кнопкой мышки тянем черную стрелочку вправо, пока пиксели в области тени не станут черными. Важно, чтобы во всех трех каналах количество черных пикселей в этом месте было примерно одинаковым.

То, что вышло, на мой субъективный взгляд, получилось слишком светлым, поэтому мы слегка затемним средние тона нашего фото. Снова переходим в общее пространство RGB и слегка сдвигаем вправо серую стрелочку под гистограммой.


И вот, что мы имеем на выходе. Я поставил рядом исходное фото и то, что у нас получилось, и на всякий случай, подписал их, чтобы не перепутать.

Все. Успехов в творчестве.

ГЕННАДИЙ МЕЕРГУС
КАК РАБОТАТЬ С УРОВНЯМИ В ADOBE PHOTOSHOP

ГИСТОГРАММА
Чтобы понять уровни, надо сначала понять гистограмму. Выглядит она примерно так:

Рис.1. Гистограмма

Яркостная гистограмма - это такой график, в котором по горизонтали - яркость, от нуля (абсолютно неяркий, черный), до максимума в 255 (абсолютно яркий, белый), а по вертикали - количество точек, имеющих эту яркость. Таким образом:

а. для полностью черного снимка получим тонкий-тонкий столбик слева (много черных точек, и никаких других), для полностью белого - столбик справа, для серого (128) - столбик посередине;
б. для, к примеру, градиента - абсолютно плавного перехода с черного цвета на белый, получим на гистограмме ровный прямоугольник, т.к. там одинаковое количество точек каждой яркости;
в. в большинстве реальных фотографий из реальной жизни получим некую кривую. Если у нее есть видимый горб в левой части гистограммы, значит, в фотографии больше темных тонов, low key. Если в правой части - то значит, она такая светленькая, high key;
г. Если гистограмма не доходит до левого края, значит, в фотографии нет полностью черного тона, а только серый; если не дотягивает до правого - значит нет полностью белого. Если не дотягивает ни до того, ни до другого - значит, фотография в целом серая, вялая;
д. Если горбик гистограммы выглядит состоящим из отдельных «зубчиков» с перерывами между ними, значит в фотографии мало промежуточных тонов, т.е. отдельных тонов в общем мало, фотография контрастная. Если горбик плавный - значит, фотография мягкая, с плавными переходами. Соляризованные фотографии (с предельном малым количеством полутонов или без таковых вообще) выглядят как два-три-четыре тонких столбика всего. Т.е. есть точки такой, такой и такой яркости, а промежуточных между ними - нет. Полностью графичная фотография, с только черными и белыми тонами - два столбика: самый правый и самый левый.

Рис.2. Фотография и ее гистограмма. Горбик в левой части оттого, что снимок в целом темный, low key. Маленькая горка справа соответствует тонам белых цветов.

ЦВЕТНАЯ ГИСТОГРАММА
В общем, то же самое, что и яркостная, только строится отдельно для яркостей в каждом цветовом канале. Т.е. их три - красная, зеленая и синяя. Ну, и смысл в том же: гистограмма в красном канале показывает, сколько есть точек с соответствующим значением в красном канале. Если красная гистограмма сбилась в кучу слева, значит, в фотографии в общем мало красных тонов, вся она в целом цианистая, если синяя - значит, фотография в целом желтовата, и т.п. Если гистограмма синего цвета не доходит до правого края, значит нет такой точки на фотографии, у которой максимум в синем канале. Аналогично, если все три цветовые гистограммы не дотягивают ни до левого, ни до правого краев, значит в фотографии мало насыщенных цветов. Фотография без насыщенных цветов - то, что на языке недовыраженных эмоций называется «блеклая».

Рис.3. Фотография, ее яркостная гистограмма и гистограмма синего канала. Фотография имеет выраженный желтый колорит, поэтому в синем канале гистограмма существенно сдвинута влево.

ЛОГАРИФМИЧНОСТЬ
Человеческое зрение логарифмично (и слух, и остальные чувства - тоже). Это значит, что когда мы видим некую «ступеньку» яркости, то на самом деле имеет место быть умножение, а не сложение. К примеру, картинка полутонов для калибрации мониторов, которую публикуют на многих сайтах, воспринимается нами как ряд одинаковых ступенечек. Мы визуально воспринимаем этот ряд как арифметический, а он на самом деле - логарифмический.
Т.е., то, что мы видим как
А + х = В, В + х = С, С + х = Е, и т.п.
на самом деле является
А * х = В, В * х = С, С * х = Е, и т.п.
То же самое, кстати, с нотами на пианино, ибо слух наш тоже логарифмичен.
УРОВНИ
Когда мы открываем в фотошопе «уровни» (Ctrl-L), мы видим гистограмму нашего снимка, как она есть. Под гистограммой - три движка. Справа - белый, слева - черный, и серый - посередине.
Я могу двигать каждый из них. В чем смысл?

Рис.4. Уровни

Правый край шкалы гистограммы - это точка максимальной яркости (белая). Если моя гистограмма «не дотягивается» до правого края, значит, в моей фотографии нет белых точек. Я беру правый движок (белый) и двигаю его налево. Это говорит фотошопу, что за белую теперь следует принять ту яркость, в которой я остановил движок, а все остальные уровни яркостей следует пересчитать логарифмически.

Т.е. изначально движок стоял на 255, а я его сдвинул на 200. Теперь все точки в моей фотографии, которые имели яркость 200 (если таковые были), будут иметь яркость 255, все, которые были 199 - где-то 253, и т.п. Т.е. фотошоп пересчитает все уровни, даже если у меня не было точек с какой-то яркостью.


Рис.5. Сдвиг белого движка с 255 до 200 - осветление снимка с потерей деталей в светах

А для чего мне нарисовали гистограмму под линейкой уровней? Чтобы я видел, что делаю.
Самая правая точка моей гистограммы соответствует самой яркой точке моей фотографии. Если я придвину правый (белый) движок к ней, то самая яркая точка моей фотографии станет абсолютно белой. А если я буду продолжать двигать движок налево, то даже не самые яркие мои тона станут белыми. А те, которые останутся справа от движка, будут и подавно белыми, т.е. несколько тонов превратятся в один, белый (рис.5). Я начинаю терять полутона в светах. Т.е. чаще всего я не захочу тащить белый движок левее правого края своей гистограммы (см. рис.6).


Рис.6. Сдвиг правого движка до правого края гистограммы. Детали не теряются, т.к. в снимке нет точек, с яркостью больше 170. Контраст снимка увеличиватся.

Совершенно аналогично левый движок (черный). Он определяет, какой уровень моей теперешней фотографии станет абсолютно черным после обработки. Остальные пересчитываются логарифмически. Т.е. я могу вдвигать его внуть, пока не дойду до левого края своей гистограммы, и это будет значить, что самый темный тон моего снимка станет абсолютно черным (если мне это надо, конечно). Двигая его дальше левого края гистограммы, я начинаю терять детали в тенях, т.к. все тона, оставшиеся слева от движка, превращаются в один тон - черный.
Серый движок (посередине) определяет, какой тон будет средне-серым (128). Я могу двигать его вправо или влево. Двигая его вправо, я делаю серыми те тона, которые изначально были светлее серого, т.е. затемняю фотографию. При этом я только перераспределяю тона, черный остается черным, белый - белым, а все промежуточные тона становятся темнее. А когда я двигаю его влево, я делаю серыми те тона, которые были изначально темнее серого, т.е. осветляю фотографию.


Рис.7. Сдвиг среднего движка с 1 до 1.3 - осветление снимка без потери деталей.

Справа от гистограммы есть еще три кнопки с пипетками. Пипетки - это альтернативный способ задать положение движков. Т.е. вместо сдвигания правого (белого) движка до желаемого значения, я могу «взять» правую (белую) пипетку, и «показать» на самом изображении, какой именно тон я желаю превратить в белый. Это абсолютно аналогично сдвигу правого движка до яркости выбранной мною точки, что, в свою очередь, абсолютно то же самое, что вписать значение яркости выбранной мною точки в правое из окошек «Input Levels». Все три способа - вписывание числа в окошко, перемещение движка или показывание пипеткой, делают то же самое - показывают, какой уровень следует принять за белый. Аналогично, средняя (серая) пипетка и среднее окошко соответствуют серому движку, а левая (черная) пипетка и левое окошко - черному движку.

УРОВНИ И КОНТРАСТ
В изначальной фотографии было максимум 256 уровней яркости, от 0 до 255. Вдвигая правый и левый (белый и черный) уровни, я оставляю меньше яркостей, «отсекаю» те, что остались справа от движка, они становятся белыми. Иными словами, работая с правым и левым движками, я невольно делаю снимок контрастнее.
А что происходит с контрастом, когда я двигаю средний движок, напрмер, вправо? Справа от движка становится меньше точек, которые надо распределить по половине диапазона, следовательно там будет меньше уровней яркости, чем было до обработки. А слева - больше точек, которые тоже надо распределить по половине диапазона. Получается, что затемняя фотографию (средний движок - направо), я делаю света контрастнее, а тени - мягче. Аналогично, осветляя фотографию (серый движок - налево), я делаю света мягче, а тени - контрастнее.
Иногда после такой обработки можно увидеть «зубчики» на новой гистограмме.
ВЫХОДНЫЕ УРОВНИ
Под линейкой с тремя движками есть еще градиентная шкала и линейка с двумя движками. Это - операция, противоположная вышеописанной. Т.е. там мы говорили, что некий уровень, который был меньше белого, надо сделать белым. А тут мы говорим, что белый надо занизить до того, на который я поставлю правый движок. Соответственно левый движок показывает, каким станет бывший черный. После такой операции в фотографии не останется полностью белых тонов, снимок станет более серым, более блеклым, но и более мягким, с большим количеством промежуточных тонов.



Рис.8. Сдвиг выходного уровня с 255 до 218. Заметно ослабление контраста, снимок стал более вялым, исчезли белые тона.

Выходные уровни не есть действие, обратное входным уровням. Т.е. если использовал входные уровни, сделал некий цвет белым, то все тона ярче него отбросились, стали белыми. Выходными уровнями я могу сделать этот белый каким-то серым, но потерянные тона и переходы обратно не верну.
А вот наоборот - можно. Выходными уровнями я могу сказать, что белый превращается в серый. ОК, сделано. Потом входными уровнями я могу сказать обратное: возьми этот серый и сделай из него белый. Такой трюк сработает.
ЦВЕТНЫЕ УРОВНИ
Цветные уровни позволяют проводить вышеописанные операции с каждым из трех каналов отдельно. Это неплохой способ исправить (или изменить) баланс цветов. Например, на фотографии желтый оттенок (как часто случается получать из минилабов «Кодак»). Вероятнее всего, в гистограмме синего канала я увижу, что синий цвет не доходит до правого края гистограммы, а сбился в кучу в левой половине. Вдвигая правый движок примерно до края гистограммы я увеличу значение синего до 255 (абсолютный максимум) в тех точках, где оно было максимальное из всех имеющихся на фото. Если имел место цветовой разбаланс, то, после описанной операции со всеми каналами, цвета станут чище и нейтральнее, без выраженных налётов. В хороших фотоаппаратах, с тщательно просчитанными формулами, с помощью уровней иногда даже можно исправить ошибочный баланс белого или скорректировать цветное освещение. А в некоторых - нельзя.:-(В моей предыдущей камере Sony D770 ошибка в балансе белого была равносильна выбрасыванию снимка. Приходилось таскать с собой серую карту и все время измерять цвет освещения перед началом съемки. В теперешней - Olympus E-20 - установка баланса белого на глаз срабатывает четко, и даже в случае ошибки иногда можно исправить. В общем случае, на это нельзя полагаться. Баланс белого надо выставлять аккуратно. Но это я отвлекся.



Рис.9. Усиление оранжевого колорита путем сдвига влево среднего движка в красном канале

АВТО-УРОВНИ
Команда AutoLevels (ctrl-shift-L) делает следующее: в каждом из цветовых каналов, придвигает правый движок к правой границе гистограммы, а левый - к левой границе. Т.е. «подчищает» цвета в снимке. Чаще всего это визуально улучшает снимок, особенно после глупого сканирования неопытным чайником. Цвета становятся визуально чище, снимок, чаще всего, становится ярче и сочнее. Это потому, что теперь снимок использует весь доступный диапазон яркостей. Т.е. точка с максимумом красного теперь стала полностью красной, и т.п. Точка, в которой все цвета были на максимуме по снимку, стала однотонной нейтральной, вероятно, белой, хотя не факт, ибо эта операция работает с каждым цветовым каналом отдельно, но не трогает канал яркости.

Рис.10. Снимок до и после операции «Авто-уровни». Отчетливо видно, что операция чрезмерно повысила контраст. В данном случае, недодержка была намеренной, экспозиция определялась точечно по белому цветку (push-процесс). Доводка данного снимка, разумеется, предполагает более тонкие инструменты, чем авто-уровни.

Но, как всегда, есть «но». Во-первых, если снимок имел выраженный колорит, то теперь он его иметь не будет, т.к. фотошоп «растянет» гистограммы недопроработанных цветовых уровней (см. рис.11). Во-вторых, если снимок по определению не содержал каких-то тонов, темных или светлых, то авто-уровни его угробят. Если фотография состояла из веселенького серенького цвета в белые крапинки, то теперь это будут белые крапинки на черном фоне. А если это были серенькие звездочки на черном фоне, то теперь это будут беленькие звездочки. Ну, и в-третьих, как мы уже сказали, использовение уровней увеличивает контраст, что не всегда желательно.

Рис.11. Авто-уровни «убили» розовый закатный колорит снимка (самый яркий тон фотографии стал белым).

Еще одна проблема авто-уровней - граничные значения. Фотошоп «не видит» гистограммы, он «вслепую» определяет ее край: просто «вдвигает» движки уровней внутрь, пока не обнаружит какое-то количество тонов, которые слились. Т.е. эта операция обладает некоей погрешностью и при ней некие полутона в цветах и тенях неизбежно теряются. В принципе, зная, как он это делает, всегда можно вручную и на глаз сделать это точнее и тоньше, чем автоматически. Кроме того, вручную можно сохранить колорит, не трогать определенный канал, или в каком-то канале не подводить движок вплотную к краю гистограммы, а оставить его на некотором расстоянии, короче, поиграться (до полного творческого удовлетворения).
УРОВНИ В ЧЕРНО-БЕЛЫХ ФОТО
В черно-белых фотографиях, а особенно - в портретах, следует проявить некую осторожность с уровнями. Например, человек сфотографирован на фоне неба. Смело хватаем уровень и приводим его к правой границе гистограммы. Небо стало абсолютно белым, снимок стал ярче, красивее. А если человек был на фоне стены, и стена оказалась плотнее (т.е. темнее) лба человека? То самым светлым местом на фотографии станет лоб человека, и именно его мы сделаем абсолютно белым. Получится такая белая «плешь», абсолютно без деталей, которую фотографы тактично именуют «блик». На черно-белых фотографиях есть только один канал. Часто приходится видеть снимки с абсолютно белыми бликами на руках, ногах, плечах, животах, лбах и щеках. Полутона, «ушедшие в блик», не вернуть. Тут уместнее всего «играться», т.е. подводить уровень не к самому правому краю гистограммы, а оставлять в некоем отдалении, так, чтобы желаемый лоб (плечо, рука, бедро) оставался узнаваемого миленького такого серенького телесного тона, а не становился белым. Аналогично с черным. Следует помнить, что исправить уже ничего нельзя будет.

Рис.12. Уровни в черно-белом снимке. В данном снимке, при работе с уровнями не следует придвигать белый движок к правой границе гистограммы, т.к. самым ярким тоном является блик на щеке модели и мы не хотим, чтобы он стал абсолютно белым.

УРОВНИ ПРИ СКАНИРОВАНИИ
Многие сканеры тоже имеют панельку для управления уровнями. Смысл, в общем, в том же: опираясь на окошко предварительного просмотра, Вы «сообщаете» сканеру, какой цвет считать белым, какой - черным, а какой - средне-серым.
Это очень важно, т.к. сканер соответственно пересчитает яркости. Если ему этого не сказать, то он может сделать самый яркий цвет в снимке каким-то блекло серым, и все это только потому, что крышка сканера или рамка фотографии (принятая сканером за точку отсчета) была ярче, чем тот объект, который Вы считаете самым ярким, и который должен быть самым ярким.
Есть интересное отличие: в фотошопе, вдвигание движков уровней внутрь делало снимок контрастнее, т.к. заставляло перераспределять меньшее количество уровней в большем диапазоне. При сканировании - наоборот. Мы говорим, какая точка самая яркая, какая - самая темная, а остаток распределяется сканером на 256 уровней. Т.е. мы задаем меньший интервал яркостей, который должен разложиться на те же 256 полутонов. Значит, работая с уровнями при сканировании, мы делаем фотографию мягче, а не контрастнее, делаем в ней больше полутонов.
УРОВНИ В CMYK
До сих пор, чтобы каждый раз не оговариваться, я говорил про уровни в аддитивной системе (RGB). В субтрактивной системе мы не складываем цвета, получая в сумме белый, а вычитаем их из белого, получая черный, когда все вычтено. Поэтому в CMYK все панели, кроме яркости, выглядят наоборот. Т.е. самый темный уровень - справа, а светлый - слева. Движок влево - затемнение, движок вправо - осветление. Ну, и соответственно, уровни считаются не в абсолютной шкале, от белого 0 до черного 255, а в относительной, от 0 до 100%. 0% - белый цвет, которого ничего не вычтено. 100% - черный, из которого все вычтено, ничего не осталось. В панели яркости все остается, как прежде.
УРОВНИ И АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ЯРКОСТЬ
Арифметическая яркость (brightness) - это гнусная функция, сделанная глупыми компьютерщиками, ничего не понимающими в логарифмичности нашего зрения. Когда мы достаем какую-то дряную программку, сделанную программером дома на коленках в свободное от тетриса время, и там увеличиваем яркость, то программка просто гордо прибавляет какое-то значение к яркости в каждой точке. Стал ли снимок от этого светлее? Это еще как сказать. Если в снимке были белые точки, то прибавив к их яркости какое-то число, мы вывели их за 255, т.е. они остались белыми. Если были какие-то «почти белые» точки, то они тоже могли выйти за 255, т.е. слились с теми, которые и без того были белыми. Т.е. мы теряем полутона практически сразу.
А что еще? А еще, если у нас были, допустим, черные точки, то после прибавления к ним некого числа, они стали не совсем черными, а темно-серыми. А главное, снимок не станет визуально светлее, т.к. логарифмическая разность самого светлого и самого темного не поменяется, а только сдвинется. Зато сразу появятся шумы. Аналогично в другую сторону. Короче, арифметическая яркость всегда портит снимок, делает его серее, сбивает баланс цветов и всегда теряет полутона либо в светах, либо в тенях.
А для чего же эта функция есть в фотошопе? Ну, например, для коррекции. Преобразование в CMYK и обратно делается по формулам близким к k/x+b, т.е. результат преобразования может получиться сдвинутым, и тогда арифметической яркостью можно вернуть изображение в нужный диапазон, а потом - «лечить» его уровнями. А еще мы не всегда работаем в RGB и CMYK, есть другие пространства, где у яркости другой смысл.
Главное, что «арифметическая яркость» - это не инструмент осветления и затемнения, ибо таковым является Levels - уровни.

Рис.13. Арифметическая яркость. Увеличение арифметической яркости привело к исчезновению деталей в светах (облака). Общий контраст снимка уменьшается.

КРИВЫЕ
Кривые, это, в общем, те же уровни, только с бОльшим контролем над процессом. Когда я говорил про движки, я упомянул, что мы задаем уровень для белого, серого и черного, а остальные пересчитываются логарифмически. В «кривых» можно управлять тем, по какому закону перераспределяются яркости, т.е. прямо задавать передаточную функцию между тем, что есть, и тем, что хочется. По оси Х - существующие яркости (то, что есть), по оси Y - то, во что их надо перевести (то, что хочется). Вдоль обеих осей нарисованы градиенты, показывающие плотность в каждом данном Х и Y. Форму кривой можно менять путем расставления и «перетаскивания» по ней точек перегибов. Фотошоп даже не рисует при этом гистограмму на фоне (некоторые другие программы - рисуют), т.к. эта операция настолько хирургическая, что практически всегда необходимо отслеживать по реальному экрану, что же там происходит. Эта операция часто используется в полиграфии для тонкой коррекции тонов, выводимых принтером, или при сканировании.
Кривые - более тонкий и чувствительный инструмент, чем уровни, и его обсуждение выходит за рамки данного изложения.

Многие пользователи учатся использовать диалог уровней яркости (Levels), но так и не переходят к изучению кривых тональности (Curves). Давайте рассмотрим несколько причин, почему применение кривых делает вас лучшим знатоком Photoshop.

В чем разница между уровнями и кривыми?

В цифровой фотообработке и уровни и кривые используются для одной и той же важнейшей задачи – для управления тоном изображения. Когда есть снимок с неидеальным контрастом, вам требуется какая-то форма тональной настройки. Как уровни, так и кривые позволяют вам менять точки черного и белого цвета в тональном диапазоне изображения. Изменение этих точек позволяет менять глобальный или общий контраст фотографии. Этот метод дает одинаковый результат, какой бы инструмент вы не выбрали.

Также обе команды позволяют менять внешний вид средних или серых тонов. Тем не менее, важное отличие между уровнями и кривыми заключается в том, что уровни пропорционально изменяют все тона в тоновом диапазоне, тогда как кривые позволяют выбрать, какой участок тоновой палитры вы хотите изменить. Уровни – это линейное изменение, а кривые – геометрическое. Разница эта огромна и применение кривых вместо уровней позволит вам поднять свои навыки редактирования на совершенно иной профессиональный уровень.

Какой же из этих инструментов применять?

Разобраться здесь не сложно, если учесть следующие моменты:

Используйте уровни, когда:

  • Вы хотите лишь изменить точки черного и белого цвета, чтобы настроить глобальный контраст.
  • Вы хотите осветлить или затемнить весь тональный диапазон. Это вполне нормальный прием при коррекции ошибок экспозиции.
  • Вы хотите сохранить визуальное отношение значений средних тонов.

Используйте кривые, когда:

  • Вы хотите аккуратно изменить визуальное отношение тональных значений. Например, осветлить светлые участки и затемнить темные. Обычно для такого изменения требуется S-образная кривая.
  • Вы хотите изменить только светлые тона или только темные.
  • Вы хотите откорректировать тона только в небольшом участке общего тонального диапазона.
  • Вам нужен полный контроль над тональной коррекцией.

Изучение кривых требует немного больше времени, чем в случае с уровнями – многих людей отпугивает сам факт, что они отдаленно напоминают нам математику. На самом же деле здесь нет ничего сложного. Если вы поиграете с кривыми 10-15 минут, вы почувствуете себя намного комфортнее при работе с этим инструментом. И не забывайте, если вы применяете кривые как корректирующий слой, вы всегда сможете изменить эффект, не повредив оригинальную фотографию.

ЗНАКОМСТВО

В этом уроке мы познакомимся и разберемся, как работают «Уровни» в программе Photoshop.

Не смотря на то, что «Уровни» в использовании интуитивны и просты, они скрывают в себе большие возможности.

Какие именно, попытаемся разобраться.

Создать корректирующий слой «Уровни» по традиции в программе Photoshop можно несколькими путями:

1. На панели «Слои», внизу, нажать на кнопку «Создать новый корректирующий слой или слой-заливку» и в списке выбрать «Уровни».

Создание корректирующего слоя подтверждается образованием слоя «Уровни» на палитре слоев.

2. На панели «Коррекция» выбрать иконку «Уровни».

3. В меню «Слои» на строке «Новый корректирующий слой», выбрать пункт «Уровни».


Отличием этого способа является то, что после вызова «Уровней» появляется окно, в котором можно задать имя этого корректирующего слоя, использовать его в качестве обтравочной маски, выделить слой определенным цветом и что самое интересное сразу применить режим наложения и изменить непрозрачность.


При создании корректирующего слоя, открывается панель «Свойства».

Если вдруг панель не появилась, идем в меню «Окно» и выбираем «Свойства».

Эти три способа создают КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СЛОЙ «Уровни», но есть еще и другие «Уровни», которые скрываются под вкладкой меню «Изображение», в строке «Коррекция». Также их можно вызвать, нажав комбинацию клавиш Ctrl+L.


Это те же самые «Уровни» по своему функциональному назначению с теми же самыми регулировками и настройками.


Различие в том, что «Уровни» вызванные из меню «Изображение» оказывают влияние непосредственно на конкретное изображение, в то время как корректирующий слой «Уровни» влияет на все нижележащие слои, расположенные в палитре слоев, за исключением, когда он используется в качестве обтравочной маски. Еще настройки корректирующего слоя мы можем отключать или подключать в любой момент процесса обработки, нажатием на кнопку в виде глазика, слева от пиктограммы «Уровни».

Также в любой момент мы можем внести изменения в корректирующий слой «Уровни», в то время как «Уровни» расположенные во вкладке «Изображения» применяются раз и навсегда. Но у них есть свое преимущество, они могут применять коррекцию не только к изображению, но и к каналам, как к одному из них, так и группе.


Еще эти «Уровни» могут корректировать маски слоев, изменять их контрастность.


Какие из «Уровней» лучше? Вопрос не однозначный. Каждые из них применяются для своих целей и важно уметь пользоваться и теми и другими.

Давайте теперь разберемся с панелью «Свойства».

В центральной части панели «Свойства» корректирующего слоя «Уровни» расположена ГИСТОГРАММА.


Гистограмма – это своего рода график распределения количества пикселей с определенным УРОВНЕМ яркости.

При открытии изображения, программа анализирует его и пересчитывает количество пикселей в каждом яркостном уровне, после чего строится гистограмма.

То есть в программе Photoshop есть 256 уровней яркости (от 0 до 255), где «0» – уровень самых темных (черных) пикселей, а «255» – это уровень самых светлых (белых) пикселей, и эти уровни откладываются по горизонтали. По вертикали формируются значения количества пикселей в каждом уровне.

Когда мы смотрим на гистограмму, мы мнимо делим ее на три области: темных, средних и светлых тонов. Анализируя эти области, мы делаем для себя вывод, сколько на фотографии темных, средних или светлых участков. Далее можно принять решение, какие действия необходимо применить, чтобы выправить тональность, т.е. разницу по яркости снимка, если это необходимо.


В левом верхнем углу панели, рядом с пиктограммой «Уровни» расположена клавиша «Маски». Нажав на нее левой кнопкой мыши, мы получим доступ к управлению маской, которая создается одновременно со слоем «Уровни».

На панели еще присутствует кнопка расчета более точной гистограммы, но глобальных изменений на вид гистограммы и на работу корректирующего слоя она не оказывает.

В нижней части находятся кнопки общего назначения. Слева направо: «Отсечь слой от остальных», т.е. воздействие будет применяться только к ниже лежащему слою, а не ко всем; «Просмотр предыдущего состояния»; «Восстановление значений коррекции по умолчанию»; «Включение/выключение видимости слоя» и клавиша «Удаления корректирующего слоя».