«Ястреб» заходит на посадку

В конце 1950-х годов в связи с ростом угрозы возможного ядерного удара со стороны США, руководством СССР было принято решение по разработке системы дальней беспилотной фото- и радиоразведки, которая получила название «Ястреб». Ответственным за решение данной задачи было назначено ОКБ Туполева, которое уже имело опыт по созданию беспилотного ударного самолета-снаряда Ту-121. Вскоре ОКБ был создан сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик (БПЛА), получивший обозначение Ту-123 «Ястреб», другим обозначением машины было ДРБ-1 – Дальний беспилотный разведчик первый. Основным его предназначением было ведение фото- и радиоразведки на дальности более 3 000 км.

Создание в ОКБ Туполева самолетов Ту-121 и Ту-123 «Ястреб» заложило в СССР основы по аэродинамическим расчетам БПЛА с учетом специфики проектирования и изготовления бортового оборудования, законов автоматического управления и, прежде всего, систем управления и навигации. Были заложены технологии выпуска и отработки в производстве БПЛА, их доводки и испытаний. В тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами ВВС была проведена огромная работа и определена идеология боевого применения и технической эксплуатации данного рода систем в воинских подразделениях.


Система дальней беспилотной разведки предназначалась для ведения воздушной разведки аэродромов, позиций ракет, военно-морских баз и портов, военно-промышленных объектов, соединений кораблей, систем ПРО и ПВО противника, а также осуществления контроля за результатами использования массового поражения (химического и ядерного). Фоторазведка осуществлялась путем фотографирования больших площадей и протяженных маршрутов аэрофотоаппаратами общей и детальной разведки.

Радиотехническая разведка выполнялась при помощи записи сигналов радиотехнических средств противника, которые работали в зоне полета самолета-разведчика. Записанные радиосигналы позволяли определить местонахождение и тип развернутых радиотехнических средств противника. Ту-123 «Ястреб» позволял производить: фоторазведку маршрута или полосы местности шириною в 60-80 км. и длиной до 2 700 км. в масштабе 1 км. в 1 см., а также полосы шириною в 40 км. и длиной до 1 400 км при использовании масштаба 200 м. в 1 см. Радиотехническая разведка осуществлялась с глубиной бокового обзора до 300 км.

По своей конструкции БПЛА Ту-123 «Ястреб» соответствовал созданному ранее ударному самолету Ту-121, главное отличие заключалось в размещении разведывательной аппаратуры. Данная аппаратура вместе с некоторым количеством элементов навигационно-пилотажного комплекса была размещена в носовой части самолета общей массой в 2 тонны. Данная часть была возвращаемой и совершала посадку на землю при помощи парашюта. Носовая часть оснащалась специальным шасси упрощенной конструкции, которое выпускалось в воздухе непосредственно перед посадкой. Остальная часть конструкции Ту-123 после выполнения поставленного разведывательного задания погибала.

Отсеки с установленной разведывательной фотоаппаратурой создавали своеобразное «фотоателье», которое имело остекление из жаропрочных стекол, оснащенных специальной системой обдува. Данная система предотвращала образование так называемого эффекта «марева» в пространстве между стеклами и объективами фотоаппаратов. Над соплом двигателя был расположен контейнер, в котором находился тормозной парашют, используемый для гашения скорости полета перед отстыковкой носового отсека с установленным в нем оборудованием.


Система управления «Ястреба» работала автономно по заранее заданной программе. Вывод разведчика к месту приземления части с разведывательной аппаратурой осуществлялся при помощи приводной радиосистемы. К полету БПЛА готовился на стартовой позиции, в состав которой входили стартовый автомобиль-тягач СТА-30, который был разработан на базе ракетного тягача МАЗ-537 с полуприцепом – стартовой установкой и контрольно-стартовый автомобиль КАРДС-1. В кузове КАРДС-1 находилось проверочное оборудование. Непосредственно перед запуском в систему управления «Ястреба» вводилась программа полета. БПЛА Ту-123 стартовал с наклонной рампы. Старт, сход аппарата с пусковой установки и разгон до требуемой начальной скорости выполнялись с помощью стартовых твердотопливных ускорителей ПРД-52, обладающих тягой на уровне 80 000 кгс. каждый. Оба ускорителя прекращали работу на 5 секунде полета, после чего отделялись от фюзеляжа БПЛА.

Маршевый полет Ту-123 «Ястреб» обеспечивался двигателем КР-15-300, который в течение 9 секунд работал на форсажном режиме с тягой в 15 000 кгс., после чего происходил отстрел коллектора воздухозаборника и двигатель переводился в крейсерский режим работы с максимальной тягой в 10 000 кгс. В полете бортовые фотоаппараты включались и выключались по команде. После завершения задания беспилотный самолет-разведчик программно разворачивался в обратном направлении и на удалении в 400-500 км. от базы происходило автоматическое включение бортовой приводной аппаратуры.
После опознавания самолета наземными средствами осуществлялся захват на автосопровождение и выдача БПЛА команд, необходимых для его вывода в заданную точку приземления спасаемого отсека с разведывательной аппаратурой. По программе происходило выключение ТРД и происходил слив остатков топлива, после чего аппарат переводился в режим набора высоты для гашения скорости и происходил выпуск тормозного парашюта. После этого отсек с разведоборудованием отделялся и спускался на землю.

Серийный выпуск БПЛА Ту-123 «Ястреб», а также других входящих в комплекс элементов осуществлялся в Воронеже до 1972 года, до этого времени было выпущено 52 БПЛА. Полеты Ту-123 «Ястреб» с целью поддержания практических навыков специалистов частей БСР и проверки обычно осуществлялись только на достаточно больших советских полигонах (Дальний Восток, Забайкалье, Средняя Азия). Маршруты полетов прокладывались над малонаселенными районами СССР. Если по причине отказа бортовой аппаратуры беспилотник откланялся от заданного маршрута с тенденцией ухода за пределы полигона, осуществлялась его ликвидация: с земли посылалась команда, которая отключала двигатель и переводила БПЛА в пикирование с глубоким креном.


Система ДБР-1 состояла на вооружении разведподразделений ВВС СССР, которые были дислоцированы в западных приграничных военных округах, вплоть до 1979 года. Аппараты Ту-123 «Ястреб», стартуя с территории СССР, могли с успехом проводить разведку практически всей территории Западной Европы. Работа комплекса в СССР неоднократно проверялась большим числом полигонных пусков в рамках учений ВВС. Но не смотря на это разведку реальных целей на территории стран членов НАТО Ту-123 «Ястреб» так ни разу и не выполнил.

После принятия на вооружение сверхзвукового самолета-разведчика МиГ-25Р в 1972 году комплексы ДБР-1 начали постепенно сниматься с вооружения, а их элементы утилизировались. Часть беспилотников Ту-123 была передана на полигоны ВВС для создания мишеней (данные БПЛА имитировали американские ракеты «Першинг»). В настоящее время сохранившийся экземпляр Ту-123 «Ястреб» представлен на выставке авиационной техники, расположенной на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе в Москве.

На основе БПЛА Ту-123 было создано несколько различных модификаций исходного проекта:

Пилотируемый вариант Ту-123П (Ястреб-П), возвращаемый разведчик с пилотом на борту, был подготовлен проект;
- БПЛА Ту-139 (Ястреб 2) – полностью спасаемый вариант Ту-123, было построено несколько опытных образцов;
- беспилотный самолет-мишень Ту-123М (Ястреб-М), был готов опытный экземпляр;

Проект БПЛА Ту-123 с ПВРД, рассчитанный на полет на скоростях, соответствующих М=3-4;
- проект беспилотника Ту-123 с ядерной силовой установкой;
- проект применения беспилотников Ту-121 или Ту-123 в качестве последней ступени в ударной планирующей системе «ДП».

Летно-технические характеристики Ту-123 «Ястреб»:

Размеры: размах крыла – 8,41 м., длина – 27,83 м., высота – 4,78 м.
Масса пустого – 11 450 кг., максимальная взлетная – 35 610 кг.
Запас топлива – 16 600 л.
Тип двигателя – 1 ТРДФ Р-15К-300, тяга нефорсированная – 10 000 кгс.
Ускорители – 2 ПРД ПРД-52, тягой 2х80000 кгс.
Максимальная скорость – 2 700 км/ч.
Практическая дальность – 3560-3580 км.
Высота полета на начале маршевого участка – 22 800 м., в конце маршевого участка – 19 000 метров.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/spy/tu123.html
-http://www.testpilots.ru/tp/russia/tupolev/123/123.htm
-http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/6004-razvedyvatelnyi-bpla.html
http://ru.wikipedia.org

Легкий самолет F-32 Ястреб, разработанный конструкторским бюро АэроСамара, впервые поднялся в небо в 2003 году. Многоцелевой летательный аппарат построен используя схему свободнонесущий низкоплан в сторогом соответствии с нормами JAR-VLA.

Легкий самолет F-32 Ястреб

Снаружи и внутри

Использование при изготовлении планера и других элементов конструкции композиционных 3-слойных углепластиковых материалов способствует точному соблюдению заданных аэродинамических характеристик, длительной эксплуатации и возможности эксплуатации воздушного судна в любых условиях. Оперение летательного аппарата выполнено из металла, а стойки шасси приспособлены к взлетам и посадкам в полевых условиях.

Кабина пилотов, рассчитанная на двух райдеров ростом не более 195 см, имеет хорошую обзорность благодаря ее панорамному остеклению. Наличие регулировки кресел экипажа по высоте обеспечивает возможность индивидуальной подгонки под особенности телосложения каждого из пилотов.

Российский бизнес-проп характеризуется простотой управления и удобством в эксплуатации

Российский бизнес-проп характеризуется простотой управления и удобством в эксплуатации. Для этого в кабине пилотов самолета установлен комплект приборного оборудования для совершения визуального полета, система спутникового позиционирования GPS, радиостанция УКВ-диапазона, система отопления, спасательная система и противокапотажная рама. В качестве опций самолет может быть дооборудован дополнительными топливными баками, фарами и другим оборудованием.

Варианты исполнения

В зависимости от предназначения воздушная машина может выпускаться в нескольких вариантах. Первый из них — спортивный одноместный самолет с установкой винта изменяемого шага. Энерговооруженность летательного аппарата обеспечивается за счет одного поршневого двигателя Rotax 912ULS способного выдавать выходную мощность в 100 л.с.

При этом самолет может развивать максимальную скорость 230 км/ч. Следуя в крейсерском режиме, практическая дальность полета воздушного судна составляет 1000 км при выдерживании скоростного режима в 180 км/ч, а скороподъемность машины равна 300 метрам за минуту.

Воздушная машина может выпускаться в нескольких вариантах

В варианте учебно-тренировочного самолета машина может комплектоваться на выбор заказчика силовым агрегатом Jabiru 2200 мощностью в 85 л.с. при 3300 об./мин. Четырехцилиндровый оппозитный мотор способен обеспечить максимальную скорость в 245 км/ч. Как альтернатива также могут быть использованы двигатели Субару и Сузуки.

Следующая модификация — одноместная. Она характеризуется оснащением фюзеляжа крылом уменьшенного размера и более сильным авиамотором Rotax-914 оснащенным турбонаддувом. При этом максимальная скорость воздушного судна достигает значения 250 км/ч, а крейсерская — 210 км/ч. Дальность полета равна 1000 км, а при использовании винта с изменяемым шагом правомерно ожидать значительного улучшения летных параметров.

Самолет F-32 Ястреб выпущен конструкторами бюро «АэроСамара» в 2003 г. Легкий планер создан по схеме строения свободнонесущего низкоплана, соответствующей всем требованиям норм JAR-VLA.

Наружные и внутренние конструкционные особенности

Изготовленные из материалов, содержащих композиционный 3-х слойный углепластик, детали конструкции летательного аппарата обеспечивают точность необходимых аэродинамических параметров, высокую продолжительность срока службы и безопасность эксплуатации самолета в любом виде погодных и технических условий. Крылья воздушного судна выполнены из прочного металлического сплава, а шасси оборудованы стойками, которые могут применяться для взлета и посадки на поверхности грунта вне аэродрома.


Кабина аппарата способна вместить двух пилотов, рост которых не превышает 195 см, остекление панорамного вида представляет возможность обширного обзора окружающего пространства. Кресла для экипажа оборудованы регулирующим высоту механизмом, позволяющим произвести их подгонку индивидуально для каждого члена команды с учетом параметров телосложения.

Гидросамолет российского производства имеет простое, удобное в процессе обслуживания управление. Этому способствует оборудование кабины комплектом приборов, включающих системы обеспечения визуального полета, позиционирование GPS с помощью спутника, радиостанцией, работающей в УКВ-диапазоне, системами обогрева и спасения, а также противокапотажной рамой. Предусмотрено дооснащение самолета оборудованием, например, дополнительными баками для топлива, фарами и т. д.

Модификации самолета

Производится выпуск нескольких видов воздушной машины в соответствии с ее предназначением:

1. Спортивный планер с одним посадочным местом, оснащенный винтом изменяемого шага. На летательный аппарат устанавливается один поршневый авиамотор Rotax 912ULS, мощность которого составляет 100 л.с.

Максимальная скорость летательного аппарата — 230 км/ч, дальность передвижения при крейсерской скорости 180 км/ч — 1000 км, значение скорости подъема — 300 м/мин.

2. Самолет для учебно-тренировочных полетов. Предусмотрена возможность комплектации планера двигателем Jabiru 2200, обеспечивающим мощность 85 л.с., и совершающим 3300 оборотов в течении минуты. Максимально возможная скорость полета составляет 245 км/ч. Также в качестве альтернативы возможна установка силовых агрегатов, выпускаемых фирмами «Сузуки» и «Субару».

3. Одноместная модель, фюзеляж которой оборудован крыльями меньших размеров и обладающим большей мощностью двигателем Rotax-914, имеющим турбонаддув. Максимально развиваемая воздушным судном скорость достигает 250 км/ч. На крейсерской скорости, составляющей 210 км/ч, летательный аппарат преодолевает расстояние 1000 км. Если установить на него винт, обладающий изменяемым шагом, летные параметры значительно повысятся.

Легкий самолет F-32 Ястреб специально разработан, как многоцелевой самолет c высокой грузоподъемностью для российских условий эксплуатации. Широкая кабина(740мм) спроктирована под пилота ростом 1.9м. Самолет имеет прочное шасси, позволяющее летать как с бетонки так и с грунта. Устанавливается отопление салона и спассистема. Управление самолетом простое и пропорциональное. Все управление дублировано.

Самолет разработан в соответствии с нормами JAR-VLA специалистами Самарского государственного Аэрокосмического Университета (СКБ ЛА СГАУ - КБ АэроСамара), на базе опыта постройки и эксплуатации самолетов F-02 "Кречет", F-22, С-400 "Капитан", Че-25м и других. Применение современных методов проектирования и опыт работы в области разработки легкой авиационной техники с 1992 года позволили создать самолет с лучшими в своем классе летными характеристиками. При этом самолет отличается удобством в эксплуатации и простотой управления. Применение композиционных материалов позволяет добиться хорошего качества аэродинамических поверхностей, долговечности и высокой ремонтопригодности при эксплуатации в полевых условиях.

Самолет выполнен по схеме свободнонесущий низкоплан. Крыло с удлинением более 8 имеет щелевые закрылки большого размаха, щелевые элероны и специальные законцовки крыла. Вся конструкция самолета, за исключением стабилизатора и рулей, выполнена из стеклопластиковых трехслойных панелей. Оперение крестообразное, подкосное, металлическое. Все рули имеют весовую балансировку. Шасси с хвостовым колесом рассчитано на эксплуатацию самолета с неподготовленных площадок. Высота стоек шасси позволяет подвешивать под фюзеляж химаппаратуру и различные грузы, а так же применять винт большого диаметра. Кабина экипажа имеет панорамное остекление. Козырек фонаря кабины имеет одинарную кривизну, что позволяет уменьшить искажения. Компоновка кабины спроектирована для размещения пилотов, ростом до 1,95м. Кресла пилотов регулируемые по высоте.

Самолет имеет комплект приборного оборудования для визуальных полетов, СПУ, систему спутниковой навигации GPS и УКВ-радиостанцию. Возможна установка второго комплекта приборов для инструктора. Предусмотрена противокапотажная рама и установка спассистемы. Привод выпуска закрылков- электромеханический. Самолет оборудован системой управления хвостовым колесом и системой раздельного торможения основных колес с гидравлическими тормозами. На руле высоты установлен триммер с механическим приводом. Управление самолетом дублированное. Возможна установка дополнительных топливных баков, фар, и другого оборудования. В случае установки винта изменяемого шага ожидается значительный прирост летных характеристик.

Выпускается в следующих вариантах:

1) Спортивный(одноместный). Самолет может использоваться в одноместном варианте со взлетной массой до 450 кг. В этом случае эксплуатационная перегрузка может доходить до 5,2 ед. На крыле и под фюзеляжем могут крепиться дымовые шашки, вымпелы, контейнеры с фото- и видеокамерами, что позволяет проводить зрелищные авиашоу, особенно в группе. Съемный фонарь кабины позволяет получить максимальное удовольствие от пилотирования, а так же производить видеосъемку, сбрасывать парашютистов и грузы. В этом варианте самолет может даже буксировать двухместный планер. Рекомендуется установка винта изменяемого шага.

2) Учебно-тренировочный и патрульный. Самолет разработан специально для использования в аэроклубах. Он позволяет не только проводить первоначальное обучение,полеты с воды и обучение простому пилотажу, но и производить авиаработы. При использовании на патрулировании трубопроводов и авиахимработах, самолет окупается за один год. В учебно- тренировочном варианте устанавливается приборное оборудование на месте инструктора. Самолет оборудуется СПУ и УКВ- радиостанцией. Все управление самолетом дублировано. Прочное шасси позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых площадок, на лыжах и поплавках. Высокая устойчивость и пропорциональность управления по всем каналам позволяет использовать самолет как для первоначального обучения, так и для совершенствования техники пилотирования. Профиль крыла обеспечивает предсказуемое и безопасное поведение самолета при сваливании. В учебно-тренировочном варианте возможна установка шасси с носовой опорой, двигателя Jabiru 2200, а так же конверсионных двигателей Субару и Сузуки.

3) Гидровариант. При установке поплавков масса полной нагрузки может составлять до 300 кг, что при весе пилотов по 75 кг позволяет перевозить до 100 кг груза. Дополнительно устанавливается подфюзеляжный грузовой контейнер, и герметичные грузовые отсеки в поплавках. При этом возможна перевозка грузов, длиной до 4м. Установка двигателя Rotax-914 и винта изменяемого шага позволяет повысить крейсерскую скорость до 180 км/ч, а установка дополнительного топливного бака доведет дальность полета до 1500 км. Благодаря низкому расположению крыла, поплавковое шасси и груз почти не влияют на управляемость самолета, что позволяет эксплуатировать его при ветре, до 10м/с и высоте волны до 0,5м. Возможна установка амфибийного шасси, убираемого в поплавки, позволяющего производить посадку на дорогах, ровных грунтовых и бетонных ВПП.

4) Сельскохозяйственный (одноместный агрохимический). Большая грузоподъемность и хорошая энерговооруженность дают возможность использования самолета на авиахимработах. Для этого на самолет устанавливается химсистема форсуночного типа с баком, емкостью до 260 л. Установка бака под фюзеляжем снижает риск попадания химикатов в кабину пилота и защищает пилота при аварийной посадке. Обеспечен удобный доступ к агрегатам химсистемы и заправка. Дополнительно устанавливается противокапотажная рама, фары и наддув кабины фильтрованным воздухом. Прочное шасси с управляемым хвостовым колесом и раздельными гидравлическими тормозами основных стоек допускает эксплуатацию с дорог и неподготовленных площадок. Установлен уровнемер химбака и GPS-навигатор.

5) Скоростной (одноместный). При установке крыла, уменьшенного размаха (9.152 м) и уменьшенной площади (12,2 кв.м) и более мощного двигателя Rotax-914 с турбонаддувом, крейсерская скорость возрастает до 210 км/ч, а максимальная скорость? до 250 км/ч. При этом дальность полета достигает 1000 км, а с установкой подвесного бака- до 2000 км. В этом варианте может быть установлено шасси с носовой опорой.

ЛТХ:
Модификация F-32 (учебно-тренироовчный)
Размах крыла, м 10.80
Длина, м 7.40
Высота, м 1.90
Площадь крыла, м2 14.00
Масса, кг
пустого 390
максимальная взлетная 600
Топливо, л 80
Тип двигателя 1 ПД Rotax 912ULS
Мощность, э.л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 1000
Скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м

  • Дата изменения данных: 23.12.2015
Легкий многоцелевой самолет F-32 "ЯСТРЕБ"

НАЗНАЧЕНИЕ
Самолет предназначен для выполнения учебно-тренировочных, спортивных, туристических полетов, участия в авиашоу, а так же выполнения авиахимработ, патрулирования и перевозки грузов, буксировки планеров.

МОДИФИКАЦИИ
Самолет оснащается шасси с хвостовым колесом. Возможно применение шасси с носовой опорой. Самолет оборудуется лыжным и поплавковым шасси, в том числе и встроенным в поплавки амфибийным шасси.
Для выполнения авиахимработ самолет оснащается форсуночной химсистемой с баком на 230 л., подвешиваемым под фюзеляж. Это позволяет минимизировать риск попадания химикатов в кабину пилота и защищает экипаж при аварийной посадке. Форсунки химсистемы крепятся на штангах, установленных в следе крыла.
При использовании в туристическом и поплавковом вариантах, под фюзеляжем может подвешиваться дополнительный топливный бак, или грузовой контейнер, емкостью до 300л.
Для проведения патрульно-мониторинговых работ возможно применение контейнеров подвесного оборудования, общей массой до 280 кг и установка дополнительных топливных баков.
Съемный фонарь кабины позволяет производить фото- и видеосъемку, а так же сброс парашютиста или груза.

1. Одноместный (спортивный) вариант
Экипаж - 1 человек;
Масса пустого снаряжённого самолета - 360 кг;
Нормальная взлетная масса - 450 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +5,2g/-2,6g;
Запас топлива - 40 л;
Дальность полета - 400 км;

Скороподъемность - 7 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) - 55 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35градусов) 65 км/ч;
Длина разбега 70 м.

2. Учебно-тренировочный, патрульный вариант
Экипаж 2 человека;
Масса пустого снаряжённого самолета 390 кг;
Нормальная взлетная масса 600 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +4g/-2g;
Запас топлива 100 л;
Дальность полета 1100 км;
Скороподъемность 5 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 60 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) 70 км/ч;
Длина разбега 90 м.

3. Гидровариант (поплавковое шасси)
Экипаж 2 человека;
Масса пустого снаряжённого самолета 450 кг;
Нормальная взлетная масса 660 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +3,8g/-1,9g;
Запас топлива 100 л;
Дальность полета 1100 км;
Скороподъемность 4 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 65 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35градусов) 75 км/ч;
Длина разбега 100 м.

4. Агрохимический вариант
Экипаж 1 человек;
Масса пустого снаряжённого самолета 430 кг;
Максимальная взлетная масса 750 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +3,5g/-1,7g;
Объем химбака 230 л;
Тип ситемы распыления - форсуночная;
Запас топлива 40 л;
Дальность полета 400 км;
Скороподъемность 3,5 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 70 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) 75 км/ч;
Длина разбега 120 м.

РАЗМЕРЫ.
Размах крыла - 10, 8 м;
Площадь крыла - 14 кв.м;
Длина самолета на стоянке - 7,4 м;
Высота самолета на стоянке - 1,9 м;
Профиль крыла - NACA GA(W)-1, 17%;
Угол установки крыла - 3 град;
Угол поперечного V крыла - 4 град;
Хорда крыла - 1,3 м;
Размах стабилизатора - 3,3 м;
Ширина колеи шасси 1,9 м;
База шасси - 4,8 м.

РАЗМЕРЫ КАБИНЫ.
Ширина - 0,71 м;
Высота - 1,23 м.

ЧИСЛО МЕСТ.
"Ястреб" выполнен по схеме двухместный тандем. Самолет может эксплуатироваться в одноместном и двухместном варианте.

  • Ширина кабины 700мм.

    ДВИГАТЕЛЬ.
    Марка двигателя - Rotax-912 ULS;
    Тип двигателя - Поршневой, четырехтактный, четырёхцилиндровый, оппозитный;
    Тип охлаждения - воздушно-водяное;
    Мощность двигателя - 74.5 (100) кВт(л.с.);
    Максимальные обороты двигателя - 5800 об/ мин;
    Степень редукции - 2,4286;
    Вид топлива - автобензин АИ-95;
    Спецификация масла по API - не ниже "SF" или "SG";
    Расход топлива - 11 л/ч;
    Тип воздушного винта - трехлопастный "КиевПроп";
    Диаметр воздушного винта - 1,8 м.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ.
    Масса пустого самолета - 400 кг;
    Нормальная взлетная масса - 600 кг;
    Максимальная взлетная масса - 750 кг;
    Диапазон эксплуатационных перегрузок с нормальной взлётной массой +4g/-2g;
    Запас топлива - 40 л;
    Диапазон допустимых центровок - 22- 30 %САХ;
    Максимальная масса полезной нагрузки - 280 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
    Крейсерская скорость - 120-180 км/ч;
    Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) - 60 км/ч;
    Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) - 70 км/ч;
    Макс. скорость горизонтального полета - 230 км/ч;
    Предельно допустимая скорость - 260 км/ч;
    Скороподъемность с нормальной взлётной массой - 6 м/с;
    Длина разбега с нормальной взлётной массой - 90 м;
    Практический потолок - 4000 м;
    Дальность полета - 400 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет имеет комплект приборного оборудования для визуальных полетов, СПУ, систему спутниковой навигации GPS и УКВ-радиостанцию.
    Возможна установка второго комплекта приборов для инструктора.
    Предусмотрена противокапотажная рама и установка спассистемы.
    Привод выпуска закрылков- электромеханический.
    Самолет оборудован системой управления хвостовым колесом и системой раздельного торможения основных колес с гидравлическими тормозами.
    На руле высоты установлен триммер с механическим приводом.
    Управление самолетом дублированное.
    Возможна установка дополнительных топливных баков, фар, и другого оборудования.
    В случае установки винта изменяемого шага ожидается значительный прирост летных характеристик.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    Самолет выполнен по схеме свободнонесущий низкоплан.
    Крыло с удлинением более 8 имеет щелевые закрылки большого размаха, щелевые элероны и специальные законцовки крыла.
    Вся конструкция самолета, за исключением стабилизатора и рулей, выполнена из стеклопластиковых трехслойных панелей.
    Оперение крестообразное, подкосное, металлическое. Все рули имеют весовую балансировку.
    Шасси с хвостовым колесом рассчитано на эксплуатацию самолета с неподготовленных площадок. Высота стоек шасси позволяет подвешивать под фюзеляж химаппаратуру и различные грузы, а так же применять винт большого диаметра.
    Кабина экипажа имеет панорамное остекление. Козырек фонаря кабины имеет одинарную кривизну, что позволяет уменьшить искажения.
    Компоновка кабины спроектирована для размещения пилотов, ростом до 1,95м. Кресла пилотов регулируемые по высоте.

    СТОИМОСТЬ самолета в базовой комплектации от 45 000 уе.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Самолет разработан в соответствии с нормами JAR-VLA специалистами Самарского государственного Аэрокосмического Университета, на базе опыта постройки и эксплуатации самолетов F-02 "Кречет", F-22, С-400 "Капитан", Че-25м и других. Применение современных методов проектирования и опыт работы в области разработки легкой авиационной техники с 1992 года позволили создать самолет с лучшими в своем классе летными характеристиками. При этом самолет отличается удобством в эксплуатации и простотой управления. Применение композиционных материалов позволяет добиться хорошего качества аэродинамических поверхностей, долговечности и высокой ремонтопригодности при эксплуатации в полевых условиях.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

  • Собственная информация "АвиаПорт.ру", сентябрь 2003 г.

    Мониторинг:

    07.08.2015

    ПАО "ОДК - Сатурн" , пресс-релиз: Итоги работы компании в июле и за семь месяцев 2015 года были рассмотрены и поло…

    30.04.2015

    Газета.Ru: Власти Словакии одобрили сделку по покупке девяти американских вертолетов "Черны…

    03.02.2015

    ПАО "ОДК - Сатурн" , пресс-релиз: Губернатор Ярославской области посетил НПО "Сатурн" и принял
    участие в сов…

    19.12.2014

    Международный аэропорт Стригино, пресс-релиз: Для повышения авиационной безопасности полетов Международный аэропорт Нижний Нов…

    19.05.2014

    Российская газета, статья: В составе МВД России - около сотни летательных аппаратов