Государственное финансирование кредитование предпринимательской деятельности. Финансирование предпринимательских организаций. Источники финансирования предпринимательской деятельности

  • Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования.
  • Вопрос 16. Налоговая система рф. Налоговый механизм.
  • Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов.
  • Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика.
  • Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
  • Вопрос 20. Виды денег и их характеристика.
  • Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.
  • Вопрос 22. Законы денежного обращения.
  • Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база.
  • Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
  • Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
  • Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
  • Последствия инфляции
  • Воздействие на перераспределение национального дохода
  • Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы
  • 1. Этапы развития мировой валютной системы
  • Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
  • 1. Перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;
  • Виды кредита и их классификация по различным признакам
  • Виды кредита по количеству кредиторов:
  • Виды кредита по валюте, в которой предоставлен кредит:
  • Виды кредита по типу заемщика:
  • Виды кредита по субъектам кредитных сделок:
  • Виды кредита по обеспеченности:
  • Виды кредита по целям (направлениям использования):
  • Виды кредита по форме и способу предоставления:
  • Функции и роль кредита в современной экономике
  • Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня.
  • Вопрос 31. Банковская система рф и стратегия ее развития в современных условиях.
  • Банковская система Англиии
  • Банковская система Германии
  • Вопрос 32. Цели деятельности и характеристика функций Центрального банка Российской Федерации.
  • Вопрос 33. Денежно-кредитная политика Банка России, ее элементы.
  • Вопрос 34. Кредитование физических лиц коммерческими банками.
  • Вопрос 35. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Классификация, в зависимости от цели кредита
  • Документы, необходимые для получения бизнес-кредита
  • Оценка заемщика
  • Риски кредитования коммерческих предприятий
  • Текущая ситуация
  • Кредитование малого бизнеса
  • Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
  • Вопрос 36. Валютные операции коммерческих банков.
  • Вопрос 37.Банковские риски и их характеристика.
  • Вопрос 38. Методы управления банковскими рисками.
  • Вопрос 39. Виды инвестиций и их характеристика.
  • Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
  • Вопрос 41. Венчурное финансирование. Сущность и значение.
  • Вопрос 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
  • Вопрос 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
  • Вопрос 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе экономических отношений.
  • Вопрос 45. Рынок ценных бумаг Российской Федерации и его характеристика.
  • Вопрос 46. Характеристика операций, совершаемых на рынке ценных бумаг рф.
  • Вопрос 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
  • 1. Состав участников рынка ценных бумаг.
  • 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  • Вопрос 48. Виды ценных бумаг.
  • Вопрос 49. Производные ценные бумаги
  • Вопрос 52. Стратегия управления портфелем ценных бумаг. Определение нормы дохода портфеля ценных бумаг.
  • Портфель регулярного дохода ориентирован на получение среднего уровня дохода на капитал при минимальном уровне риска;
  • Вопрос 53. Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
  • 1. По виду эмитента:
  • 2. По форме обращаемости:
  • 3. По срокам обращения:
  • 5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
  • Вопрос 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы ее формирования.
  • Вопрос 56. Сущность и структура инвестиционного рынка
  • 3. Определение критериев и способов анализа рисков.
  • 9. Разработка мероприятий по снижению рисков
  • 10. Мониторинг рисков
  • 11. Ретроспективный анализ
  • Вопрос 57 Оценка рыночной стоимости объекта. Подходы к оценке бизнеса
  • Вопрос 59. Государственное регулирование рынка страхования
  • Вопрос 61. Личное и имущественное страхование в Российской Федерации.
  • Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
  • Вопрос 63. Сущность и виды цен.
  • Вопрос 64. Экономическая сущность основных фондов субъектов хозяйствования. Задачи воспроизводства основных фондов.
  • Вопрос 65. Управление оборотным капиталом.
  • Вопрос 66. Оценка структуры затрат с позиции доходности и риска.
  • Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
  • Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
  • Функции прибыли:
  • Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.
  • Вопрос 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
  • Вопрос 71. Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
  • Вопрос 72. Структура капитала предприятия.
  • Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
  • Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
  • Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
  • Виды финансового планирования.
  • Вопрос 76. Основные направления стратегического менеджмента.
  • Вопрос 77. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.
  • Вопрос 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
  • Вопрос 79. Факторный анализ финансово-экономических показателей предприятия.
  • Вопрос 80. Финансовый механизм предприятия.
  • Вопрос 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
  • Вопрос 82. Финансовая политика государства.
  • Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
  • Вопрос 84. Системы налогообложения малых предприятий.
  • Вопрос 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
  • Вопрос 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных отношений.
  • Вопрос 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.
  • Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.

    Сущность государственного финансирования малого бизнеса

    Государственное финансирование - это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

    Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП ), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов.

    (Источники) Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.

    Задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей:

    Предоставляет предпринимателям финансовую помощь; на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

    Выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;

    Осуществляет долевое участие в создании и деятельности; хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

    Проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи.

    Право на получение государственной поддержки имеют субъекты малого предпринимательства, удовлетворяющие следующим критериям :

    Юридические лица не относятся к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, бaнкoв, cтpaxoвыx opгaнизaций, нeгocyдapcтвeнныx пeнcиoнныx фoндoв, инвecтициoнныx фoндoв, пpoфeccиoнaльныx yчacтникoв pынкa цeнныx бyмaг, лoмбapдoв, opгaнизaций, зaнимaющиxcя пpoизвoдcтвoм пoдaкцизныx тoвapoв, дoбычeй и peaлизaциeй пoлeзныx иcкoпaeмыx (зa иcключeниeм oбщepacпpocтpaнeнныx), opгaнизaций, зaнимaющиxcя игopным бизнecoм, opгaнизaций, являющиxcя yчacтникaми coглaшeний o paздeлe пpoдyкции;

    Юридические лица не имеют в качестве учредителей (участников, членов) органы государственной власти и местного самоуправления;

    Юридические лица, в которых доля (пай) или вклад в уставном (складочном) капитале или общем имуществе других юридических лиц составляет не более 25 процентов;

    Юридические лица или индивидуальные предприниматели не являются аффилированными лицами других юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) за календарный год не превышает 30 человек;

    Индивидуальные предприниматели не зaнимaются пpoизвoдcтвoм пoдaкцизныx тoвapoв, дoбычeй и peaлизaциeй пoлeзныx иcкoпaeмыx (зa иcключeниeм oбщepacпpocтpaнeнныx), игopным бизнecoм, не являются пpoфeccиoнaльными yчacтниками pынкa цeнныx бyмaг, yчacтникaми coглaшeний o paздeлe пpoдyкции, нотариусами, занимающихся частной практикой.

    Виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства

    Государственная поддержка малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную поддержку субъектов малого предпринимательства, поддержку их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества , меры по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью, создание механизма участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд , создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональных уровнях, создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.

    К формам государственной поддержки МП относятся: - организационно-инфраструктурная; - налогово-управленческая; - имущественная; - финансово-кредитная.

    Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка.

    Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

    · меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;

    · перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

    · меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;

    · предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

    · меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

    · меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

    Региональные программы . Значительную организующую роль в становлении малого бизнеса сыграла разработка и реализация программ его поддержки в регионах России. Разрабатывались программы на различной методической основе, с разной степенью обоснования и экспертизы включаемых в них мероприятий.

    В основном программы базировались на «Рекомендациях по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства» (1993 г.). В качестве заказчиков программы выступали органы исполнительной власти субъекта федерации. Первоочередной задачей было создание необходимых условий для становления малого бизнеса. Поэтому в блок функциональных подпрограмм были выделены мероприятия по нормативно-правовому и инфраструктурному, финансовому, информационному, кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению МП. В самостоятельный раздел выделялись инвестиционные проекты в различных отраслях и сферах производства.

    Разработанные позднее региональные программы в основном придерживались предложенной структуры. Содержание программ, особенно в части инвестиционных проектов (производственных подпрограмм), отражало региональные особенности, отношение органов управления к реформе. Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки МП стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. Серьезный недостаток многих региональных программ - отсутствие оценки эффективности функциональных блоков (подпрограмм) и программы в целом.

    Муниципальные программы . Перспективы государственной политики в отношении малого бизнеса связаны с переносом акцента в реализации соответствующих мер поддержки с федерального на региональный и муниципальный уровни.

    Структура городских программ в какой-то степени повторяет структуру региональных: в них содержатся мероприятия по нормативно-правовому, организационному, инфраструктурному, финансовому, кадровому обеспечению, а также механизм реализации. В то же время приоритеты муниципальных программ становятся более конкретными. В ряде регионов уже ведется методическая и организационная работа по подготовке базовой модели поддержки малого предпринимательства на уровне органов местного самоуправления. Модель, предлагаемая регионом для муниципальных образований, должна носить рамочный характер, содержать рекомендации об организации работы над программой: формы взаимодействия с органами местного самоуправления: увязку основных разделов муниципальной программы с региональной, включая приоритетные направления; порядок отбора (экспертизы) проектов для включения в программу; определение источников финансирования.

    Усиление акцента на поддержку малого предпринимательства на муниципальном уровне предполагает разработку механизма концентрации налоговых сборов и платежей в местном бюджете, разграничение функций по регулированию развития малого бизнеса между федеральным, региональным и муниципальными уровнями.

    Проблемы финансирования поддержки малого бизнеса.

    1. Административно-бюрократические барьеры, сдерживающие развитие малых и средних предприятий в России.

    2. Недостаток кредитно-финансовых ресурсов (как, например, отсутствие каких-либо специальных фондов поддержки предпринимателей и т.д.);

    3. Недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности;

    4. Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю и общественное питание приходится около 25% МСП, в промышленности - 15,3 %, в строительном секторе - 14,4 %), а доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка;

    5. Высокая доля "теневого" сектора, являющаяся особенностью российского малого предпринимательства, составляющая от 30 до 50% реального оборота субъектов малого бизнеса;

    6. Высокая неравномерность развития МСП в РФ по регионам (примерно 50% работающих в сфере малого бизнеса сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, в том числе до 25% - в Москве);

    7. Инфраструктура поддержки МСБ не объединена в единую систему;

    8. Неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство в России. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают.

    Уровень финансирования малого бизнеса в РФ и в развитых странах.

    Опыт Великобритании, Германии, США и Японии.

    Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA).

    Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП.

    Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах

    Опыт многих стран, свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов.

    Финансирование предпринимательской деятельности – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления предпринимательской деятельности.

    Финансирование следует отличать от инвестирования:

    1) Инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности; при финансировании у субъекта таких прав не возникает

    2) Целью инвестирования является получение прибыли; целью финансирования – обеспечение нормального функционирования предпринимат.деят-ти

    3) В качестве инвестиций могут выступать материальные и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота; финансирование осуществляется только за счет денежных средств.

    Также финансирование отличается от кредитования. Кредитование, как правило, осуществляется денежными средствами, но на возвратной и возмездной основе.

    В зависимости от источника финансирования выделяют:

    Государственное финансирование (за счет фед.бюджета или субъекта РФ)

    Муниципальное (за счет бюджет муниципального образования)

    Самофинансирование

    Благотворительное (за счет взносов частных собственников)

    Государственное финансирование осуществляется по трем направлениям:

    1) Предполагает выделение бюджетных средств в счет оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юр.лицами по гос. и муниципальным контрактам.

    2) Предоставление финансовой помощи из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основа в форме субвенций и субсидий.

    3) Предоставлении бюджетных средств на возвратной и возмездной основа в форме бюджетных кредитов.

    Финансирование государственных и муниципальных нужд.

    Государственные нужды – обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или расходными обязательствами субъектов РФ за счет средств фед.бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ, исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функции субъектов РФ, в том числе реализации региональных целевых программ.



    Муниципальные нужды – обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных гос.полномочий, переданных органом местного самоуправлениям в соответствии с фед.законами и законами субъектов РФ.

    Для реализации гос. и муниципальных нужд применяются соответствующие целевые программы. Для организации работ по выполнению целевых программ утверждаются соответствующие гос.и муниц.заказчики.

    Гос. и муницип. заказчиками могут выступать органы гос. власти РФ или субъектов, органы местного самоуправлениям или уполномоченные этими органами организации.

    Заказчик должен определить предмет заказа, его начальную цену, условия исполнения заказа, условия проведения конкурса или аукциона.

    Участником целевой программы может быть любое юр.лицо или ИП.

    Гос.заказы предоставляются победителям конкурсов или аукционов или гос.заказ может быть предоставлен конкретному исполнителю без конкурса и аукциона.

    Гос.заказчики, за исключением случаев, касающихся заказов на поставки товаров, исполнение услуг для нужд обороны гос-ва или безопасности, обязаны размещать не менее 15% общего объема заказов от субъектов малого предпринимательства.

    Лицу, получившему гос.заказ, предоставляются гос.гарантии оплаты этого заказа. С лицом, получившим заказ, заключается гос.или муниципальный контракт, в котором устанавливается порядок исполнения заказа, меры ответственности за исполнение или неисполнение заказа.

    Заказчик имеет право осуществлять контроль за ходом исполнения заказа, в то же время специально уполномоченные органы вправе осуществлять контроль за соблюдением заказчиком условия контракта. Предусматривается возможность для исполнителя заказа обжаловать в суде действия или бездействия заказчика, препятствующие исполнению заказа.

    Предоставление средств в виде субвенций и субсидий регулируются ст. 78 бюджетного кодекса РФ.

    Субвенция – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр.лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

    Субсидия – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр.лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Субсидии и субвенции юр.лицам, которые не являются гос.или муницип.унитарными предприятиями, допускаются в след. случаях:

    Из фед.бюджета в случаях, предусм. фед. и регион. целевыми программами и фед. Законами

    Из бюджетов субъектов РФ в случаях, предусмотренных фед.целевыми программами, фед.законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ

    Из местных бюджетов в случаях, предусмотренных фед.законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

    Бюджетное кредитование.

    Бюджетное кредитование – предоставление бюджетных средств в собственность юр.лиц на возмездной и возвратной основе.

    Отличия бюджетного кредитования:

    Это целевое предоставление средств, т.е. при составлении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен кредит, условия и порядок предоставления кредитов, лимиты их предоставления, а также ограничение по субвенциям, которым могут быть предоставлены кредиты

    Льготный характер. Проявляется в том, что в некоторых случаях может быть продлен срок возврата кредита, правительство РФ может также проводить реструктуризацию задолженности юр.лиц по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, а также за просрочку уплаты по кредитам.

    Порядок предоставления кредита предполагает, что он предоставляется в пределах финансового года равными долями в пределах средств, поступающих от возврата ранее выделенных кредитов.

    Бюджетные кредиты предоставляются не государственным или не муниципальным юр.лицам (частным) только при условии предоставления заемщикам обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита.

    Обеспечение обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

    Если частное юр.лицо не в состоянии предоставить обеспечение по кредиту, кредит ему не предоставляется.

    Бюджетный кредит предоставляется частному юр.лицу на основании договора.

    Договор предусматривает условия, на которых предоставляется кредит, т.е. цели, для достижения которых предоставляется кредит, проценты, порядок предоставления кредита заемщику, а также договор, предусматривающий предоставление обеспечения исполнения обязательств. Если заемщик нарушает условия договора, кредитор вправе потребовать досрочного возвращения кредита и уплаты процентов по нему.

    Банковское кредитование.

    Банковское кредитование – активная банковская кредитная операция по размещению от своего имени и за свой счет привлеченных во вклады денежных средств физич. и юр. лиц.

    Банковское кредитование может осуществляться на основании лицензии банка России.

    Цель кредитования – извлечение прибыли.

    Принципы :

    - Возвратность (сумма кредита и начисленные на нее % должны быть возвращены кредитору, при этом кредитная организация не только вправе, но и обязана предпринять все необходимые меры по взысканию указанных сумм с заемщика. С баланса кредитных организаций допускается списание только безнадежных или нереальных к взысканию кредитов. Безнадежность кредита должна подтверждаться судебными актами, актами суд. представителей, актами органов гос. регистрации, доказывающими невозможность взыскания задолженности)

    - Платность (взимание с заемщика процентов за пользование предоставленными денежными средствами. Размер % зависит от срока кредитования, репутации заемщика, наличия обеспечения и связанных с этим риском невозвратности денежных средств)

    - Срочность (кредит должен быть возвращен по истечении времени, указанному в договоре)

    - Добровольность (банк или кредитная организация самостоятельно принимает решения о предоставлении кредита или об отказе в предоставлении кредита)

    - Исключительность (осуществлять кредитование могут только банки и не банковские кредитные организации на основании лицензии, полученной от Банка России)

    - Резервность (кредитная организация в обязательном порядке создает резервы на возможной потере по ссудам, размер резервов определяется в соответствии с классификацией того или иного вида кредита: зависит от уровня риска невозврата, от обеспеченности кредитов; в соответствии с качеством обслуживания долга. Размер резерва прямо пропорционален вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения заемщиком своих обязательств и варьируется от 0 до 100%. Создание резервов необходимо потому, что в качестве кредитов кредитные организации предоставляют деньги своих вкладчиков)

    Перечисленные принципы являются обязательными принципами кредитования. Выделяют также факультативные:

    - Принцип обеспеченности (заемщик предоставляет обеспечение исполнения своего обязательства по кредиту, в качестве обеспечения часто используется залог имущества, возможно также предоставление банковской гарантии, либо внесение гарантийного депозита. Нарушение условий обеспеченности кредита влечет публично-правовые и частноправовые последствия. Публично-правовые: обязанности кредитной организации реклассифицировать кредит путем отнесения его к более низкой категории качества и увеличение резерва на возможные потери по ссудам. Частноправовые: кредитная организация может потребовать досрочного возвращения суммы кредита и уплаты причитающихся процентов)

    - Целевой характер (в заявлении на получение кредита и в договоре о кредите указывается цель его использования. Указание цели кредита дает банку возможность оценить срок окупаемости проекта, оценить возможность заемщика погасить кредит, а также контролировать использование кредитных сумм. Заемщик обязан обеспечить представителю кредитной организации возможность осуществления контроля за целевым использованием кредита. При нарушении этой обязанности или при неисполнении условия об использовании целевого кредита, кредитная организация имеет право отказать заемщику в дальнейшем кредитовании и потребовать досрочного возвращения кредита и уплаты причитающихся %)

    Процедура выдачи кредита:

    I. Рассмотрение заявки на получение кредита

    II. Рассмотрение вопроса руководителем кредитного подразделения банка, либо кредитным комитетом и заключение кредитного договора

    III. Предоставление кредита. Он предоставляется только в безналичном порядке путем зачисления средств на текущий или корреспондентский счет заемщика

    IV. Кредитный мониторинг. Банк осуществляет контроль за целевым использованием кредита и исполнением графика погашения

    V. Погашение кредита

    Самофинансирование.

    Самофинансирование – финансирование за счет собственных финансовых ресурсов, а также за счет привлеченных денежных средств по иным основаниям.

    Основным источником самофинансирования является чистая прибыль, которая остается после уплаты налога на прибыль и валовой прибыли организации и которая направляется в соответствии с законодательствами и учред. документами юр лица на различные цели.

    Нормативы распределения прибыли законодательно не установлены, что предполагает произвольную форму распределения прибыли, из которой формируются фонды накопления, потребления и иные резервные фонды.

    Если фонды не создаются, то составляются сметы расходов на развитие производства, соц. нужды работников, материальные поощрения и т.д.

    Товарное кредитование – предоставление одной стороной другой стороне определенными родовыми признаками вещей. Сторона, которой эти вещи предоставлены, обязуется при этой возвратить аналогичное количество вещей того же рода и качества.

    Эти обязательства оформляются договором товарного кредита. К договору применяются нормы гражданского кодекса о банковском кредитовании.

    Как правило, по договору товарного кредита поставляются потребляемые вещи.

    Коммерческое кредитование осуществляется в результате договоров, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определенных родовым признаками, в которых предусмотрено предоставление кредита. Кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, если другое не предусмотрено законом.

    Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности

    Обеспечение предпринимательской деятельности необходимыми финансовыми ресурсами возможно в следующих правовых формах: финансирование и кредитование предпринимательской деятельности, самофинансирование, а также использование добровольных взносов от иных субъектов.

    Рыночные механизмы осуществления предпринимательской деятельности основной акцент переносят на такие формы, как кредитование и самофинансирование.

    Обеспечение потребности в финансовых ресурсах посредством кредитования представляется возможным для организаций, имеющих определенную финансовую устойчивость, занимающих стабильное положение на рынке товаров, работ и услуг. Для иных субъектов предпринимательской деятельности основной формой обеспечения остается самофинансирование за счет собственных финансовых ресурсов, а также за счет привлеченных денежных средств по иным основаниям. Основным источником самофинансирования организации является чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль с валовой прибыли организации, и направляемая в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами юридического лица, учетной политикой организации на различные цели. В настоящее время не установлены нормативы распределения чистой прибыли организации, что предполагает произвольную форму распределения прибыли, из которой формируются фонды накопления, фонды потребления, а также резервные (страховые) и иные фонды. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды работников, материального поощрения и т.д.



    Вместе с тем определенный интерес с позиции финансового обеспечения представляет и система бюджетного финансирования, которая в последние годы претерпела существенные изменения. В современных условиях осуществления предпринимательской деятельности субъекты могут использовать различные источники для финансового обеспечения расширенного воспроизводства, в том числе средства бюджетов различного уровня бюджетной системы. Использование бюджетных средств в форме финансирования осуществляется в основном в рамках приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и иных сфер, связанных с удовлетворением социальных потребностей. В основе финансирования заложены публичные интересы государства. Вместе с тем бюджетное финансирование предпринимательской деятельности необходимо субъектам, которые находятся на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности и нуждаются в поддержке государства, а также тем, чья деятельность является заведомо убыточной.

    Понятие "финансирование" не получило нормативного определения, хотя наукой финансового права данное понятие подвергается анализу с позиции правового регулирования государственных расходов. Финансирование - безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности*(843).

    Финансирование предпринимательской деятельности - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления предпринимательской деятельности.

    С позиции предпринимательского права понятие "финансирование" тесно связано с понятием "инвестирование". Понятие "инвестиции", в отличие от понятия "финансирование", закреплено в действующем законодательстве (ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-I "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"*(844) и другие акты).

    Правовой режим инвестирования следует отличать от финансирования по следующим основным критериям. Во-первых, инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Во-вторых, целью инвестиционной деятельности является получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Целью финансирования является обеспечение нормального функционирования субъекта предпринимательской деятельности. В-третьих, в качестве инвестиций могут выступать материальные и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота. Финансирование осуществляется только денежными средствами.

    В зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится:

    На государственное (за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ);

    Муниципальное (за счет средств муниципального бюджета);

    Самофинансирование (за счет собственных средств хозяйствующего субъекта);

    Благотворительное (за счет взносов частных собственников).

    Анализируя соотношение понятий "финансирование" и "кредитование", приходится признать, что нередко термин "финансирование" применяется, в том числе и в законодательстве, в широком смысле, включая банковское кредитование, когда имеется в виду не правовой режим получения средств, а их общий объем независимо от источников. В этом случае кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Вместе с тем кредитование выступает как самостоятельное звено в финансовой системе и имеет особые специфические признаки.

    В соответствии с БК РФ можно выделить основные направления получения и использования бюджетных средств:

    Получение бюджетных средств в счет оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (ст. 70-73 БК РФ);

    Получение финансовой помощи из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в форме субвенций и субсидий (ст. 78 БК РФ);

    Получение бюджетных средств на возмездной и возвратной основе в форме бюджетных кредитов (ст. 76-77 БК РФ).

    Правовые основы бюджетного финансирования предпринимательской деятельности

    Государственные или муниципальные денежные средства, аккумулированные в бюджетах соответствующего уровня, в основном направляются на финансирование государственных или муниципальных расходов. Спецификой финансирования является его безвозмездный и безвозвратный характер.

    Бюджетные средства могут использоваться для финансирования мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

    Бюджетное финансирование предпринимательской деятельности носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:

    Предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

    Предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

    Вопрос №50. Правовые основы государственного финансирования предпринимательской деятельности.

    Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности. Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Финансирование осуществляется денежными средствами.

    В зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное, муниципальное, самофинансирование, банковское, благотворительное.

    Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций , государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Основным принципом финансового обеспечения хозяйственной деятельности в рыночных условиях является переход на самофинансирование организациями своих потребностей. В условиях рынка государство берет на себя обязанность финансового обеспечения приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Финансируются отрасли и предприятия, деятельность которых удовлетворяет социальные потребности, нужды населения, обеспечивает оборону и безопасность. Так, из федерального бюджета финансируется конверсия оборонных отраслей промышленности, осуществляется государственная поддержка атомной энергетики.

    Источниками государственного финансирования служат средства федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Соответственно, основными нормативными актами, определяющими порядок государственного финансирования являются бюджетный кодекс и законы о бюджете на соответствующий год.

    Рассматриваемый вид финансирования имеет строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя финансирования и может служить основанием для применения мер ответственности.

    В соответствии с БК РФ расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капительные – обеспечение государственного финансирования инновационной и инвестиционной деятельности. Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов госвласти, ОМС и бюджетных учреждений, оказание господдержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование.

    - 238.00 Кб
    Ведение. 2
    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6

    Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности

    10

    2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10

    2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности

    11

    2.3 Государственное финансирование

    14

    2.4 Самофинансирование

    20

    2.4 Банковский кредит

    22

    2.5 Коммерческий кредит

    25

    Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане

    27

    Заключение 38
    Список использованной литературы 40

    Ведение.

    Кредитно - финансовая система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.

    Предпринимательство - это хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. Этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности.

    Любое предприятие нуждается в финансировании. Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.

    В этом плане особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике монополизированная, государственная банковская структура становится более динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и получение прибыли.

    Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .

    2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.

    3. Изучить основу кредитования предпринимательства

    Теоретической и методической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме финансирования и кредитования предпринимательства..

    Объектом исследования выступает малый и средний предпринимательский сектор Казахстана.

    Курсовая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования

    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия.

    Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале. При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия.

    Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет:

    • собственных сбережений;
    • вложений или ссуд родственников и друзей;
    • капиталов, вложенных партнерами задуманного бизнес-плана;
    • средств, полученных от выпуска облигаций;
    • дополнительных паевых взносов участников в товариществах;
    • средств от выпуска и размещения акций в акционерных обществах;
    • долгосрочных кредитов банков и других кредиторов;
    • программ государственной помощи;
    • других законных источников.

    Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия.

    Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования деятельности предприятия. Особенности воспроизводства основных фондов, производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы.

    Различают два основных метода обеспечения предпринимательства денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.

    Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на такую деятельность, которая обеспечена утвержденной проектно-сметной документацией.

    Неотъемлемой чертой финансирования является контроль за денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации.

    Важным источником финансирования становится прибыль от основной деятельности, которая представляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации. Амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизводства основных фондов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фондов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме одновременно, через определенный период времени.

    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики.

    Кредит – это заёмный капитал банка в денежной форме, который передаётся во временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, платности и целевого использования кредитов.

    В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности могут использовать такие виды кредитов: коммерческий, банковский, ипотечный, лизинговый, бланковый и консорциумный. Физические лица могут использовать потребительский кредит только в национальной валюте.

    Коммерческий кредит – это товарная форма кредита, определяющая отношения в сфере перераспределения материальных фондов в виде кредитной сделки межу двумя субъектами хозяйственной деятельности. Участники кредитных отношений при коммерческом кредите могут создавать платёжные средства в виде векселей – обязательств должника выплатить кредитору определённую сумму к определённому термину. Объектом коммерческого кредита могут быть реализованные товары, выполненные работы, предоставленные услуги с отсрочкой платежа. При оформлении коммерческого кредита с помощью векселя другие договора о предоставлении кредита не заключаются.

    Погашение коммерческого кредита может осуществляться путём:

    • выплаты по векселю;
    • передачи векселя другому юридическому лицу;
    • переоформление коммерческого кредита на банковский.

    Суть активных банковских операций заключается в размещении кредитных ресурсов на условии срочности, платности и возвратности. Кредитные операции приносят банкам основную часть прибыли. Так из общей суммы валовых операционных доходов банков США 68,1% приходится на процентные платежи по выданным кредитам и лизингу и лишь 13,4% - на доходы от портфеля ценных бумаг. Аналогичное соотношение источников доходов прослеживается и в других странах.

    По срокам использования и возвратности кредиты делятся на следующие категории:

    а) краткосрочные (до 1 года);

    б) среднесрочные (до 3 лет);

    в) долгосрочные (более 3 лет).

    Помимо сроков использования этих видов кредитов в основании классификации конкретизуется цель получения кредита. Краткосрочные кредиты могут предоставляться в случае временных финансовых затруднений, возникающих в связи с затратами производства и оборота. Среднесрочные кредиты предоставляются на оплату оборудования, текущих затрат. Долгосрочные кредиты могут предоставляться для формирования основных фондов.

    По характеру обеспечения кредиты подразделяются на:

    а) обеспеченные залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами);

    б) с гарантийным обеспечением (банками, денежными средствами, имуществом третьей стороны);

    в) с иным обеспечением (поручительство, страховой полис);

    г) бланковые (не обеспеченные никакой гарантией и выдаваемые под имидж и доверие к заёмщику).

    Основная масса банковских кредитов дается только под какое-либо обеспечение. Предмет гарантии должен отвечать следующим требованиям:

    • быть высоколиквидным (т.е. пользоваться спросом и обладать способностью конвертироваться в деньги);
    • способным к длительному хранению (по крайней мере не ниже срока погашения кредита);
    • иметь стабильную цену и низкие издержки по хранению и реализации).

    Описание работы

    Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .
    2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.
    3. Изучить основу кредитования предпринимательства

    Содержание

    Ведение. 2
    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6
    Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности
    10
    2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10
    2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности
    11
    2.3 Государственное финансирование
    14
    2.4 Самофинансирование
    20
    2.4 Банковский кредит
    22
    2.5 Коммерческий кредит
    25
    Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане
    27
    Заключение 38
    Список использованной литературы 40