Лучшие многоцелевые АПЛ четвёртого поколения. Американская подлодка Seawolf, которую стоит опасаться

. «Срок службы АПЛ проектов 971 и 949 увеличится практически вдвое, а улучшенные тактико-технические характеристики позволят существенно повысить эффективность их применения в боевом составе подводных сил», - заявил адмирал Королев на вопрос журналистов о судьбе подводных охотников типа «Волк» и подводных крейсеров с крылатыми ракетами (проект 949 «Антей»), поставленных на заводской ремонт.

Как ранее сообщала «РГ», до 2020 года Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске и завод «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) должны выполнить для ВМФ России большой объем работ по ремонту и модернизации атомных подводных лодок 971-го и 949-го проектов. В результате чего, по словам главкома, подводные силы Северного и Тихоокеанского флотов получат качественно обновленные корабли, которые будут «оснащены самыми современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи».

Замминистра обороны Юрий Борисов на этот счет выразился вполне конкретно: атомные подводные крейсеры проекта 949А «Антей» в ходе глубокой модернизации на Дальневосточном заводе «Звезда» будут перевооружены на ракетный комплекс «Калибр». До настоящего времени все «Антеи» (к ним относился и погибший «Курск») были вооружены крылатыми ракетами П-700 «Гранит», главной целью которых считались авианосные корабли противника. Под программу заводских ремонтов с модернизацией петербургское ЦКБ «Рубин» , где эти корабли были спроектирован, разработало схему перевооружения на более современные ракетные комплексы - в частности, на широко известный уже «Калибр».

"А что обретут в результате ремонта и глубокой модернизации многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б» и кто первый на выданье?" - с таким вопросом "Российская газета" обратилась к генеральному директору ЦС «Звездочка» Николаю Калистратову .

Корабли этого проекта, - напомнил наш собеседник, - строились на "Севмаше" и Амурском заводе в 80-90 годы прошлого века. Их проектант - СПМБМ «Малахит» - изначально предусматривал для них комплекс средних ремонтов после десяти лет эксплуатации. Но ни через десять лет, ни через двадцать ни один из кораблей 971 проекта не прошёл среднего ремонта. Теперь, уже с учетом сложившейся ситуации и новых задач на атомоходах 971 проекта выполняется модернизация с масштабными изменениями корабля по отдельному проекту…

Погружаться в детали директор «Звездочки» по понятным причинам не стал, но дал понять следующее:

Технический потенциал, закладываемый при модернизации кораблей проекта «Щука-Б», будет сопоставим с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения «Ясень» того же самого конструкторского бюро «Малахит». По объемам работ это сопоставимо с постройкой, а по деньгам - в два раза ниже стоимости нового корабля.

Подготовку производства на предприятии начали заблаговременно. Первым делом была освоена технология агрегатной замены крупных сборочно-монтажных единиц, восстановления конструкций и амортизации зональных блоков без их выгрузки в стеснённых условиях. Параллельно шло внедрение других новейших технологий и образцов корабельной техники.

Создание фактически нового корабля потребовало, по словам Николая Калистратова, мобилизации всего технического потенциала предприятия. Были разработаны и согласованы с проектантами и базовыми НИИ сотни новых технологий и технических решений.

Модернизированные корабли 971 проекта, - убежден руководитель «Звездочки», - займут достойное место среди многоцелевых АПЛ четвертого поколения и будут востребованы для решения широкого спектра задач ВМФ России и министерства обороны в целом.

Досье «РГ»

АПЛ проекта 971 «Щука-Б» в классификации НАТО имеют обозначение Akula, из-за чего их иногда путают с советскими же лодками-гигантами проекта 941 «Акула». Но они - если не прямая, то явная друг другу противоположность. В одном случае - огромная мощь двадцати 90-тонных ракет, заключенная в рекордный по водоизмещению корпус катамаранного типа и, как неизбежное следствие, большая акустическая заметность.

А многоцелевые АПЛ 971-го проекта, разработанные в конструкторском бюро «Малахит», отличались как раз вкрадчивыми, почти кошачьими повадками, и были для своего времени лучшими по характеристикам подводной скрытности. Построенные в 1983-2001 годах на двух верфях (в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре) полтора десятка таких подводных охотников и сегодня остаются основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском ВМФ.

Но в строю сейчас, увы, всего одна такая АПЛ на Тихоокеанском флате: К-419 «Кузбас». Две ("Самара" и «Братск»), как уже сообщалось, доставлены с ТОФа в Северодвинск для ремонта и глубокой модернизации. Еще две ("Магадан" и «Кашалот») ремонтируются или ждут поддерживающего ремонта у себя в Приморье.

В составе Северного флота несут службу экипажи «Гепарда», «Вепря», «Тигра» и «Пантеры». На стапельном приеме у докторов «Звездочки» сейчас двое из того же семейства кошачьих с мурманской пропиской - АПЛ «Волк» и «Леопард». И уже скоро одному из них на выписку…

Подводные лодки типа "Барс" или "Морж" для Балтийского моря строились в 1912 году по судостроительной программе "Спешного усиления Балтийского флота" в количестве 18 единиц. Согласно данной программы шесть подводных лодок предназначались для Сибирской флотилии, двенадцать – для Балтийского флота. Выбор типа подлодок для строительства по программе 1912 года обуславливался жесткими кредитными и временными ограничениями. В январе-марте того же года начали вырабатывать оперативно-тактическое задание. По заданиям, согласованным МГШ (Морской Генеральный Штаб) и ГУК (Главное Управление Кораблестроения), полная скорость надводного хода подводной лодки должна была составлять 16 узлов, подводного хода 11-12 узлов, дальность плавания в надводном положении при скорости 10 узлов – 2500 миль, в подводном положении при скорости 11-12 узлов – 25-33 мили. Лодка должна была вооружаться 2-4 носовыми трубчатыми торпедными аппаратами, 8 торпедными аппаратами системы Джевецкого. Осадка должна была составлять 3,66 метра.


В заданиях, которые были разработаны в бригаде подводного плавания Балтийского флота, требования к скорости надводного хода были увеличены до 18 узлов, дальность плавания при скорости 10 узлов должна была составлять 3000 миль, скорость подводного хода уменьшили до 10 узлов, торпедное вооружение должно было состоять из 2 кормовых и 2 носовых трубчатых торпедных аппаратов и 10 аппаратов системы Джевецкого, осадка должна была составлять 4,28 метра, время погружения – 3 минуты, запас плавучести 25%. Также было выдвинуто требование установить для обеспечения надводной непотопляемости водонепроницаемые переборки. На основе данных заданий МГШ 11 марта 1912 года разработал задание, в котором требования к надводной скорости были снижены - не менее 16 узлов, подводная скорость увеличена до 12 узлов и дальность подводного хода - "25 миль при 12 узлах + 46 миль экономходом". Торпедное вооружение – два носовых трубчатых торпедных аппарата и двенадцать аппаратов системы Джевецкого (позднее число торпедных аппаратов Джевецкого было уменьшено до 8 шт.). В результате, 21 июня 1912 года тех. совет ГУК принял решение остановить выбор на подлодках инженера Бубнова, а именно - на подводных лодках типа "Морж". Так как выполнение всех требований Морского Генерального Штаба приводило к увеличению стоимости на 600 тыс. рублей для каждой подводной лодки и водоизмещения до 900 тонн, тех. совет принял решение ограничиться полной скоростью подводного хода в течение 3 часов – 10 узлов, при обязательном увеличении скорости в надводном положении до 18 узлов. Признавая необходимость водонепроницаемых переборок, от их установки отказались в виду отсутствия кредитов. Проекты подводных лодок на основе подлодки "Морж" были заказаны обществу "Ноблесснер" и Балтийскому заводу. Их рассмотрение состоялось 2 августа 1912 года. Водоизмещение подводных лодок Балтийского завода составляло 660 тонн, диаметр корпуса был увеличен на 110 миллиметров, метацентрическая высота - 1200 мм, на каждый вал должно было работать два дизеля, запас водоизмещения - 8 тонн. Проект "Ноблесснера" (куда перешел Бубнов И.Г.) - водоизмещение 650 тонн за счет увеличения на 915 мм длины цилиндрической вставки, что дало возможность "лучше разместить каюты для личного состава и двигатели", метацентрическая высота – 960 мм. Проект "Ноблесснера" признали лучшим и выдвинули обязательное требование снизить запас водоизмещения до 1 процента от надводного водоизмещения. Четыре подводные лодки были заказаны заводу "Ноблесснер" (еще не существующему на момент заказа) и две подлодки – Балтийскому заводу. Все лодки были заказаны для Балтийского моря. Еще шесть подводных лодок, в той же пропорции, заказали в начале 1913 года. 12 декабря 1913 года на тех же условиях заказали шесть подводных лодок для Сибирской флотилии. Стоимость одной подлодки постройки Балтийского завода составляла 1 млн. 550 тыс. рублей (без учета стоимости торпед), "Ноблесснера" - 1 млн. 775 тыс. (включая боекомплект торпед). Начало постройки первых подлодок на Балтийском заводе июль - август 1913 года, срок готовности к испытаниям по плану – лето 1915 года. Начало постройки первых девяти подлодок "Ноблесснера" – май-декабрь 1914 года плановый срок готовности к испытаниям 2 лодок – 1915 год, 6 лодок – 1916 год, и 1 лодки – 1917 год.

Подводная лодка типа "Барс": а - продольным разрез; б - план. 1 - трубчатый торпедный аппарат; 2 - кормовой и носовой подводные якоря; 3 - заместительные цистерны якорей; 4 - центробежная помпа; 5 - дифферентная цистерна; 6 - аппараты системы Джевецкого; 7 - главные гребные электродвигатели; 8 - главные дизеля; 9 - боевая рубка; 10 - перископы; 11 - штурвал вертикальных рулей; 12 - нактоуз съемного компаса; 13, 17 - масляная, заместительная, уравнительная, "отрывная " и нефтяная цистерны; 18 - офицерские каюты; 19 - элементы аккумуляторной батареи; 20 - компрессор; 21 - цистерна пресной воды; 22, 23 - носовые и кормовые горизонтальные рули

Первые четыре подводные лодки Балтийского завода были заложены "Барс" – 20 июля 1913 года, "Вепрь" – 1 августа 1913 года, "Гепард" – 17 августа 1913 года и "Волк" – 2 сентября 1913 года. Флоту лодки были сданы 25 июля, 3 сентября, 12 июля и 15 апреля 1915 года соответственно. Из-за отсутствия дизельных двигателей по проекту, на данных подлодках установили по 2 дизеля с канонерских лодок типа "Шквал" Амурской флотилии, мощность каждого 250 л.с. Штатные дизеля заказали германской фирме Круппа для головной подлодки, для второй и третьей – рижскому заводу фирмы Фельдзер, а для четвертой дизеля должен был создать по немецкой технологии Балтийский завод. Максимальная надводная скорость подводной лодки "Барс" – 9,7 узла, дальность плавания при данной скорости 3065 миль, а время погружения 3 минуты. На подводной лодке "Волк" - 11,15 узлов, 2400 миль и 2 минуты 10 секунд соответственно. В 1915 году в состав вооружения включили артиллерию – в июле на "Гепарде" и "Барсе" испытана пушка калибра 37 мм и съемные пулеметы калибра 7,62 мм. Морской министр 11.09.1915 утвердил решение об установке на всех подводных лодках по одному 37-мм и 57-мм артиллерийскому орудию и одному пулемету.

Фактически этот состав установили только на подводных лодках "Барс" и "Гепард". "Львица", "Тигр", "Волк" и "Вепрь" получили по две артиллерийские установки калибра 57 мм, а "Львица" и "Тигр" по дополнительному орудию калибра 37 мм на изогнутой тумбе (масса около 128 кг). "Рысь", "Леопард" и "Пантера" получили по одному 57- и 75-миллиметровому орудию. Морской министр 23 декабря 1916 года утвердил решение о вооружении тринадцати подлодок типа "Барс" имеющих "нештатные дизели" артиллерией в составе 57-, 75-мм орудий и 7,62-мм пулемета. Подводные лодки "Кугуар" и "Змея" со штатными дизелями должны были получить носовое 57-мм орудия, одно 37-мм орудие и пулемет. В 1920-е годы на подводных лодках типа "Барс", оставшихся в строю, 57-мм орудия были заменены 75-миллиметровыми.

Во время испытаний головных подводных лодок "Барс" и "Гепард" было выявлено несколько конструктивных недостатков: сильная вибрация корпуса во время работы главных двигателей, очень низкое расположение торпедных аппаратов системы Джевецкого, недостаточная прочность палубных цистерн, демаскирующие фонтаны воды во время погружения, медленное заполнение балластных цистерн самотеком, недостаточная жесткость крепления перископов и другие. Доработку с учетом данных недостатков начали с подводной лодки "Вепрь", при этом: на подлодках Балтийского завода диаметр кингстона увеличили до 254 миллиметров, а на подлодках завода "Ноблесснер" - до 224 миллиметров; изменили систему отвода воздуха от вентиляционных клапанов концевых ЦГБ; на подводных лодках с нештатными дизелями установили по четыре центробежных насоса (производительность каждого 900 м3) вместо двух; посты управления носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в центральный пост; установили паровое отопление, а также приняли другие меры для улучшения условий обитаемости. Торпедные аппараты Джевецкого перенесли на ВП, а ниши для них заделали. На подлодках "Барс", "Гепард" и "Вепрь" это осуществили зимой 1915/1916 годов, на "Волке", "Тигре", "Львице" и "Пантере" – во время достройки. На последующих подлодках вырезы отсутствовали. В 1920-е годы торпедные аппараты Джевецкого сняли. Подводные якоря заменили более тяжелыми. Установили деревянные кили для лежания лодок на грунте.

Подводная лодка "Пантера" типа "Барс"

Подводные лодки дивизии ПЛ Балтийского моря

Время погружения с 3 минут уменьшили до 2 (на подводной лодке "Рысь" – 1 мин. 27 сек. "Единорог" – 1 мин. 40 сек.).

Официальную закладку подводных лодок типа "Барс" на заводе "Ноблесснер" произвели 3 июля 1914 года ("Тигр", "Львица", "Леопард", "Кугуар", "Рысь", "Пантера", "Ягуар", "Тур" для Балтийского флота; "Угорь", "Язь", "Форель" и "Ерш" для Сибирской флотилии). Поскольку завод "Ноблесснер" в Ревеле, задуманный центром подводного кораблестроения, только строился, корпуса подлодок "Кугуар", "Пантера", "Тигр" и "Львица" изготавливались на санкт-петербургском Адмиралтейском заводе, а затем уже собирались в Ревеле.

Первые восемь подводных лодок (от "Львицы" до "Язя") спущены на воду в 1915-1917 годах и в строй вступили 14 мая, 28 декабря, 30 декабря, 23 июля, 4 ноября и 14 апреля 1916 года, 8 августа, 4 октября 1917 года соответственно. Подводную лодку "Язь" не достроили, в 1920-е годы ее разобрали на металл. Строительство подлодок "Форель", "Ерш" и "Угорь" передали Балтийскому заводу. 22 октября 1916 года подлодка "Угорь" была спущена на воду, в строй вошла весной 1917 года. Подводные лодки "Форель" и "Ерш" достраивались как минные заградители. Кроме того, летом 1915 года на Балтийском заводе были заложены подводные лодки "Единорог" и "Змея" (первоначально для Сибирской флотилии), в строй вступили в декабре 1916 и марте 1917 года соответственно.

Дизеля, имеющие расчетную мощность 1320 л.с. каждый, были установлены лишь на "Змее" и "Кугуаре". Скорость полного надводного хода на подводной лодке "Кугуар" составила 16,65 узла. Надводная дальность плавания - 2400 миль при 11 узлах. Дальности подводного хода данных подлодок: 28,4 миль при 8,6 узлах и 150 миль при 2,35 узлах. На подлодках "Единорог" и "Угорь" установили 420-сильные дизеля фирмы "Нью-Лондон". Скорости полного хода подводной лодки "Единорог" составляли: надводная – 12,5 узла; подводная – 7,7 узла. Дальности плавания – 2600 мили при 8,3 узла и 22 мили при 7,7 узла. По отзывам плавсостава, размеры штатных дизельных двигателей были слишком большими для отсеков подводных лодок типа "Барс", поэтому нормальное обслуживание невозможно. Дизельные двигатели компании "Нью-Лондон" были малонадежны. 250-сильные дизеля Коломенского завода были надежнее, обеспечивали большую дальность плавания, однако оптимальный для данных дизелей шаг гребных винтов, составляющий 1,1 метра, для электромоторов был невыгоден, что в сочетании с артвооружением, дополнительными ограждениями рулей и др. приводило к уменьшению скорости полного подводного хода.

Подводные лодки типа "Барс" по устройству и конструкции от подлодок типа "Морж" отличались исполнением цистерн: уравнительная цистерна была выполнена в виде цилиндра, который охватывала кольцом "отрывная" цистерна, каждая из дифферентных цистерн была уменьшена до 2,5 тонн; пространство между двойными сферическими концевыми переборками было разделено горизонтальной переборкой на цистерны - верхнюю (дифферентную) и нижнюю (для пресной воды). Метацентрическая высота в надводном положении – 120 мм; в подводном 180 (200) мм.

Составляющие нагрузки (в процентах при штатных дизелях): "корпус" – 26,2; "аккумуляторные батареи" – 17,5; "главные дизеля" – 12; "балласт, цемент, краска" – 6,8; "электромоторы" – 5,5; "прочие грузы" – 4,1. Торпедные аппараты системы Джевецкого на подводной лодке "Ягуар" были заменены четырьмя торпедными аппаратами завода "Г.А. Лесснер".

Подводная лодка "Кугуар" типа "Барс"



Была предпринята попытка дополнить вооружение подводных лодок минным . На подводной лодке "Вепрь" в 1915 году установили минные рельсы, но при этом нарушалась дифферентовка, из-за чего устройство демонтировали. На подлодках "Барс", "Львица" и "Тигр" по бортам установили кронштейны с гнездами под 8 мин. Однако эти устройства не получили боевого применения.

На подводных лодках "Леопард" и "Волк" для обеспечения зарядки аккумуляторных батарей на перископной глубине осуществили удлинение телескопической приемной трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов; на ту же высоту подняли газоотводную трубу от дизельных двигателей. В связи с малым сечением приемной трубы воздуха хватало только для работы одного дизеля.

Все подводные лодки типа "Барс" оснастили радиотелеграфом со съемной антенной. На подлодке "Единорог" зимой 1916/1917 годов были испытаны 5 киловаттная радиостанция и английская складная мачта для радиосвязи. В 1916 году было получено двенадцать комплектов приборов подводной сигнализации американской компании Фессендена и к сентябрю следующего года установлено на подводные лодки "Тур", "Ягуар", "Пантера", "Рысь" и "Тигр".

На 6 подлодках в 1917 году установили по 5 комплектов пневматических ножниц предназначенных для резки противолодочных сетей.

Подводная лодка "Волк" в Первую мировую добилась наибольших успехов – потопила четыре транспорта общей вместимости 9626 рег. т. В Гражданскую войну подлодка "Пантера" потопила английский эсминец "Викториа". В 1917 году погибли подлодки "Гепард", "Львица" и "Барс". Подводная лодка "Единорог" потерпела навигационную аварию, была поднята, однако 25 марта 1918 года в период Ледового похода затонула.

Подлодки "Кугуар", "Угорь" и "Вепрь" в 1925-1926 годах после хранения в порту разобрали на металл. Оставшиеся в строю подводные лодки в 1922-1925 годах были переименованы:
- подводная лодка "Волк": с 1920 года – "ПЛ2", с 25.03.1923 – "Батрак", с 1925 года - учебная подводная лодка, с 10.12.1932 – "У-1", с 15.09.1934 - "Б-5". В 1935 году была списана;
- подводная лодка "Змея": с октября 1921 года – "ПЛ6";с 31.12.1922 – "Пролетарий"; с 14.11.1931 – бортовой №23, с 10.12.1932 – учебная подводная лодка "У-2", с 15.09.1934 – "Б-6". Сдана для на металл 11 марта 1935 года;
- подводная лодка "Леопард": с 1920 года – "ПЛ4", с 31.12.1922 – "Красноармеец", с 10.12.1932 – учебная подводная лодка "У-7", с 15.09.1934 – "Б-7", 08.03.1936 переведена в плавучую зарядную станцию. В 1921 и 1925 годах прошла капитальные ремонты. 29.12.1940 исключили из списков флота и впоследствии разобрали на металл;
-подводная лодка "Пантера": с октября 1921 года - "ПЛ5", с 31.12.1922 - "Комиссар", с 1931 года - "ПЛ13", с 1934 - "Б-2". В 1924 году – капитальный ремонт. В 1933-1935 годах – модернизация. 21.09.1941 сбила немецкий самолет. Плавучая зарядная станция - с 1942 года. В 1955 году разрезали на металл;
- подводная лодка "Рысь": с октября 1921 года - "ПЛ1", с 1923 года - "Большевик", с 1931 года - "ПЛ14", с 1934 года - "Б-3". 25.07.1935 протаранена линкором "Марат", погиб весь экипаж. 02.08.1935 поднята и разделана на металл;
- подводная лодка "Тигр": с мая 1921 года – №3, с 01.10.1921 - №6, с 31.10. 1922 - "Коммунар", с апреля 1926 года - ПЛ1, с 14.11.1931 - "ПЛ11", с 1934 года - "Б-1". 1922 - 1924 годы – капитальный ремонт. В 1935 году разобрана на металл;
- подводная лодка "Тур": с 1920 года - "ПЛ3", с 1922 года - "Товарищ", с 15.09.1934 - "Б-8", с 08.03.1936 - плавучая зарядная станция. 1924 год – капитальный ремонт. С 29.12.1940 находилась на хранении, разобрана на металл после Великой Отечественной войны;
- подводная лодка «Ягуар»: с 1920 года – «ПЛ-8», с 31.12.1923 – «Краснофлотец», с 15.09.1934 – «Б-4», с 08.03.1936 – плавучая зарядная станция, разобран на металл в 1946 году.

Технические характеристики подводных лодок типа "Барс":
Проектант – Бубнов И.Г.;
Время разработки проекта – 1912-1913 годы;
Завод-строитель – Балтийский (С. Петербург), "Ноблесснер" (г.Ревель);
Число кораблей в серии – 18 (фактически 16);
Сроки вступления в строй – 1915-1917 годы;
Надводное водоизмещение – 650 тонн;
Подводное водоизмещение – 780 тонн;
Наибольшая длина – 68,0 м;
Ширина корпуса – 4,47 м;
Осадка средняя – 3,94 м;
Запас плавучести – 20 %;
Архитектурный-конструктивный тип – однокорпусная, с двойными концевыми сферическими переборками и цистернами главного балласта в оконечностях;
Рабочая глубина погружения – 46 м;
Предельная глубина погружения – 91 м;
Материал:
- обшивка корпуса – сталь, толщиной 10 мм;
- переборки – сталь толщиной 12 мм;
- оконечностей – сталь толщиной 5 мм;
- рубки – сталь/маломагнитная сталь толщиной 10 мм;
Автономность – 14 суток;
Время непрерывного пребывания под водой – 30 часов;
Экипаж – 45 человек;
Энергетическая установка:
- тип – дизель-электрическая;
- тип двигателей надводного хода – дизельные;
- количество двигателей надводного хода – 2;
- мощность двигателей надводного хода – 1320 л.с.;
- тип двигателей подводного хода – электромоторы;
- количество двигателей подводного хода – 2;
- мощность двигателей подводного хода – 450 л.с.;
- количество гребных валов – 2;
- количество групп аккумуляторных батарей – 4;
- число элементов в группе – 60;
- мощность вспомогательных дизель-генераторов – 40 л.с.;
Скорость хода:
- наибольшая надводная – 18 узлов;
- наибольшая подводная – 9,6-10 узлов;
- экономическая надводная – 10 узлов;
- экономическая подводная – 5 узлов;
Дальность плавания:
- подводная – 28,5 миль (при скорости 9,6 узлов);
- надводная – 2250 миль (при скорости 10 узлов) и 1000 миль (при скорости 18 узлов);
Торпедное вооружение:












Многоцелевые АПЛ по праву считаются основной угрозой и главной ударной силой современных флотов . Они бесшумно скользят в глубине, готовые в любой момент впиться зубами в днище вражеского корабля или обрушить огненный ливень на побережье противника, оставив того в полной растерянности от собственного бессилия. Их долгий кровавый след протянулся сквозь сушу и морскую поверхность, став наглядным примером возможностей современных подлодок.

Внутри современной субмарины тесно от механизмов и оружия. Гигантские ГАС и сонары бокового обзора, что способны за сотни миль засекать корабли противника. Суперкомпьютеры и боевые информационные системы, соединившие все отсеки и подсистемы подводной лодки. Крылатые ракеты большой дальности достанут врага, даже если тот прячется в подземном бункере в тысячах миль от побережья.

Подводный крейсер способен месяцами не подниматься на поверхность. Дистиллят и воздух он добывает прямо из морской воды, а его шумовой фон близок к естественному шумовому фону океана! Многоцелевой атомоход вооружен чисто конвенционным оружием и может без ограничений применяться в локальных войнах, убивая каждого на своем пути.

Атака субмарины «Конкеррор» предрешила исход Фолклендской войны, одновременно скормив рыбам 323 аргентинских моряка. «Показательная порка»: тонущий крейсер «Адмирал Бельграно» с оторванной носовой оконечностью. Эскадра из пяти британских атомоходов полностью парализовала флот противника.

Носовые ракетные шахты USS Santa Fe (SSN-763). Подлодки данного типа неоднократно принимали участие в обстрелах Ирака (1991, 1998, 2003 гг.) .

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ), или, по бесхитростной классификации НАТО, fast attack submarine - скоростной подводный охотник. На календаре - год 2014-ый. В море - четвертое поколение многоцелевых АПЛ. Какими достижениями в данной области могут гордиться отечественные корабелы? И чем «порадуют» нас наши зарубежные «братья до крови»?

Проект 0885 «Ясень» и 08851 «Ясень-М» (Россия)

В строю - 1; в процессе постройки - 3; в планах - постройка 6-8 лодок до 2020 года.

Водоизмещение (надводное/подводное) - 8 600/13 800 тонн. Глубина погружения (рабочая/предельная) - 520/600 м. Экипаж - 90 чел., в т.ч. 32 офицера.

Самая крупная и сильно вооруженная из всех лодок данного обзора. 10 торпедных аппаратов и 8 ПУ шахтного типа с суммарным боекомплектом 32 крылатые ракеты! Российский «Ясень» - симбиоз двух добрых традиций отечественного ВМФ. Многоцелевая торпедная (ПЛАТ) и лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) соединились в едином проекте подводного крейсера, идеально приспособленного для ведения боевых действий на море.

Впервые на отечественном флоте получил габаритную сферическую ГАС, занявшую всю носовую часть подлодки. Полуторакорпусная конструкция с прочным корпусом из аустенитной стали АК-32 с пределом текучести 100 кгс/мм 2 . Двухрежимная ГЭУ и обновленный реактор с интегрированными в его корпус трубопроводами первого контура.

Автоматизированная система контроля радиационно-химической обстановки нового поколения. Расположенные побортно торпедные аппараты. Гидроакустический комплекс «Аякс» с конформными антеннами, размещенными по всему корпусу лодки. Таким, коротко говоря, получился российский «Ясень»!

Преимущества :
- широкий диапазон рабочих глубин;
- мощнейшее ударное вооружение;
- унифицированное семейство КР «Калибр» для атаки морских и наземных целей. ПКР с отделяемой сверхзвуковой БЧ и крылатые ракеты с дальностью пуска свыше 2000 км. Противокорабельная модификация «Калибра», ЗМ-54, по праву считается одной из самых совершенных морских ракетных систем;
- гребной электродвигатель для скрытного «подкрадывания» к противнику (двухрежимная ГЭУ);
- обзорная телесистема МТК-115-2 (позволяет транслировать «картинку» с поверхности при нахождении на глубинах до 50 м);
- высокий уровень автоматизации. Для управления столь крупной лодкой достаточно 90 моряков.

Тестовый пуск «Калибра» с борта К-560 «Северодвинск»

Недостатки : «Ясень» критикуют за его избыточно крупные размеры и уровень собственных шумов, превышающий аналогичные показатели у зарубежных подлодок. Обилие архаичных решений (например, ГТЗА ОК-9), доставшихся в наследство от лодок 3-го поколения. Отсутствие водометного движителя (используется обычный винт).

Наибольшая порция критики достается головной лодке проекта - К-560 , которая строилась и достраивалась в течение 20 лет. Часть выявленных недостатков «Ясеня» обещают устранить на модернизированном проекте «Ясень-М».

«Вирджиния» (США)

В строю - 11; в процессе постройки - 7; в планах - 32 субмарины до 2030-го года.

Водоизмещение подводное - 7900 тонн (первая подсерия). Глубина погружения - засекречено. Экипаж - 135 чел., в т.ч. 15 бойцов SEAL. Вооружение: 4 бортовых ТА калибра 533 мм (27 единиц минно-торпедного вооружения), 12 пусковых шахт для , шлюзовая камера для работы «морских котиков», внешнее крепление для контейнера с водолазным снаряжением, необитаемые подводные аппараты.

Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская АПЛ 3-его поколения проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО - Akula), выполненная в масштабе 1/350 китайской фирмой Hobby Boss.

Прототип:

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе "горьковского" проекта 945 новую, более дешевую АЛЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали.

Набор:

Длина модели составляет 314,5 мм.
Модель в исполнении китайцев имеет ряд недостатков, некоторые из которых весьма серьезные и исправить их не получится. Попробую обозначить некоторые из них:

  • неверные обводы рубки;
  • рубка смещена относительно корпуса в корму;
  • слишком тонкие КГР;
  • неверное членение верхнего пера ВР на малый и большой (перевернут вверх ногами).
  • неверные по форме и расположению шпигаты;
  • слишком узкая рубочная дверь в носовой стенке рубки;
  • неверные крышки волнорезных щитов ТА в легком корпусе.

А вот имитация водозаборников системы охлаждения ГК турбины мне понравилась. Очень толково сделаны. Другие геометрические размеры модели не проверял, сказать ничего не могу.

Кому интересна более точная модель лодки, то следует обратить свое внимание на модель Северодвинских коллег от Polar Bear. Модель там тоже не без сюрпризов, но более точная, правда, и более дорогая.
Я решил собрать эту китайскую поделку, и посмотреть что за «буратино» получится!

Сборка:

Сборка проходила на дружественном сайте каропка.ру.
Как всегда, начал работать с корпусом. Вырезал отверстия под крупные ПМУ в крыше ограждения рубки, немного углубил вырез под ходовой мостик. Из пластика 0,13 мм сделал торцевые шайбы на НГР.

Срезал с корпуса имитацию кнехтов и сделал их заново из латунных трубочек 0,8 мм и проволоки 0,2 мм.
Все ВУ пришлось изготовить практически заново из медицинских иголок и подручных материалов . Только голову ПМУ «Синтез» (конус) использовал из коробки .
Также пришлось исправить верхнее перо ВР, развернув его вверх ногами. Ну и соответственно передвинуть вниз промежуточный кронштейн крепления.

Окраска:

Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya , Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная.

Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но китайцы допустили пару неприятных промахов. Во-первых, марки углубления отпечатаны на один борт, во-вторых, т.н. «решетки» излишне толстые.

Итак, коллеги модель перед Вами - приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!





MENSBY

4.7

Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными.

Эти стороны являются хуже всего понимаемыми аспектами американского военно-морского могущества.

Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.

Все потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов.

Создание Seawolf:

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с стратегией “Maritime strategy” ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны.

По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастионов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

Высокая скорость хода;
-низкий уровень шумности;
-большая глубина погружения;
-большой боезапас;
-большое количество торпедных аппаратов;
-способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР.

Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 "Щука-Б". Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar").

В данной АПЛ количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц.

В боезапас подлодки были включены ракеты - "Tomahawk" и "Harpoon".

Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками.

Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км. Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обеспечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании оружия. В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM). Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".

В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м. Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м. Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные запасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР. Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м. Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2).

Все миссии выполняемые субмаринами Seawolf являются абсолютно секретными, но прекрасно выполненную работу мы можем оценить по наградам, которые получил экипаж этих подлодок.

В 2007 году 140 членов команды Seawolf были награждены медалью вооруженных сил "Похвальная благодарность" (Meritorious Unit Commendation)- она примерно соответствует "Бронзовой звезде" (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, - а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с "Серебряной звездой" (Silver Star).

В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь - провести испытания под арктическими льдами.

Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием "ICEX".

Подлодка Connecticut работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях.

Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», - сообщило военно-морское ведомство.

Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке - с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.

"У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике - интересы в области безопасности", - сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.

Российские АПЛ:

Атомные подводные лодки проекта 955 "Борей".

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 955 "Борей", на данный момент на страже наших берегов состоят три таких подлодки: головной корабль "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

Лодка примечательна своим прочным стальным корпусом толщиной до 48 миллиметров, который покрыт противогидроакустическим покрытием. Этот слой вкупе с малошумными двигателями сделает "Борей" практически невидимым для вражеских систем слежения и обнаружения.

Но даже если подлодку обнаружили и повредили, жизни людей на подлодке ничего не угрожает. Весь экипаж в составе 107 человек может спастись, эвакуируясь в 5-этажную всплывающую спасательную камеру, действующую по принципу поплавка. Военные будут дрейфовать до прибытия помощи. Данная капсула имеет обязательный запас из таких важных вещей как: теплая одежда, вода и сухпаек.

Теоретически, лодка может находиться под водой десятилетия без подъема на поверхность, системы очистки воды, преобразования и подачи воздуха будут работать бесперебойно.

На "Борей" установлена ядерная энергетическая установка четвертого поколения КТМ-6.

Проект 955 "Борей" вмещает в себе 16 твердотопливных баллистических ракет "Булава-30", радиус поражения которых составляет не менее 8 тысяч километров. Ракета состоит из 10 ядерных блоков против 6 обычных. Существует система индивидуального наведения, также на "Булаве" применили принцип "виноградной грозди", который позволяет бить боеголовками одновременно по нескольким огневым целям.

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Как рассказывает журналист Дейв Маджумдар, контр-адмирал США Дейв Джонсон приказал своим подчиненным поставить макет головного корабля проекта 885 "Ясень" у входа в свой офис. Восхищенный офицер пояснил, сделано это было для того, чтобы каждый из его сослуживцев представлял, с чем им придется столкнуться в случае возможного конфликта. Теперь уменьшенная копия подлодки, действует как мотиватор для американских военных, которые пытаются создать что-то подобное.

ПЛАРК (подводная атомная лодка, оснащенная крылатыми ракетами) проекта 885 "Ясень", как и "Борей", относится к четвертому поколению подводных лодок. Она крайне универсальна в применении, поэтому зарубежные специалисты долгое время не могли найти ей конкурента для сравнительного анализа. Например, американские подлодки "Seawolf" и "Вирджиния" более или менее схожи с "Ясенем", но имеют куда более узкое возможное применение, к тому же по своей бесшумности и малозаметности аналогов у проекта 885 все еще нет. А если верить генеральному директору морского бюро машиностроения "Малахит", чьим детищем и стал "Ясень", Владимиру Дорофееву, российская лодка еще и экономически выгоднее своих зарубежных коллег.

Корпус "Ясеня" сделан из маломагнитной стали со специальным резиновым покрытием, которое снижает заметность подлодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Вместе с тем, сам "Ясень" имеет самые чуткие "уши" среди подлодок и способен обнаружить подводные и надводные цели на расстоянии более чем 230 км.

Это первый корабль, в котором удалось разместить крылатые ракеты с вертикальным взлетом. На вооружении есть десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, боезапас состоит из 30 торпед. Потенциальными жертвами этого арсенала могут стать любые надводные корабли, субмарины, морские базы и даже наземные объекты.

"Ясень" оборудован уникальной системой контроля уровня радиоактивного излучения. В случае повреждения реактора система моментально предпримет первые шаги по спасению экипажа и ликвидации аварии.