Тренинговое занятие для учащихся старших классов на тему «Я – уникальный человек. Тренинговое занятие для младших школьников. Задание «Моя рабочая неделя»

Цель занятия: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
  • Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
  • Обучение приемам активного запоминания.

Ход занятия

Психолог. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашей беседе, я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Счет до 30»

Блок 1. Память и приемы запоминания.

Мини-лекция «Приемы организации запоминаемого материала»

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом, такие как:

  • Группировка - разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
  • Выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
  • План - совокупность опорных пунктов.
  • Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
  • Схематизация (построение графических схем) - изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.
  • Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Мини-лекция « Методы активного запоминания»

Золотое правило хорошего запоминания - интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную работу с текстом. Разберем некоторые из них.

Метод ключевых слов.

Ключевое слово – это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить – как вспомнится вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день -2 повторения;
2-й день - 1 повторение;
3-й день - без повторений;
4-й день - 1 повторение;
5-й день - без повторений;
6-й день - без повторений;
7-й день - 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а число повто­рений сокращается. Для этого разбейте большой по объему текст на разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором - повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

При запоминании вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти : для запоминания какого-либо предмета или коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание.

Блок 2. Приемы волевой мобилизации и приемы самообладания.

Задание «Моя рабочая неделя»

Учащимся раздаются бланки «Моя рабочая неделя»

На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами: красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым – со средней, зеленым – с отдыхами и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня.
Обсуждение : в какое время может возникнуть стресс, напряжение.

Упражнение «Ассоциации»

Психолог. Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, с чем у каждого из вас ассоциируется слово «экзамен»?
Как отметили многие из вас, экзамены – это стресс. Как же научиться самообладанию в трудных жизненных ситуациях?

Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

  • Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
  • Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
  • Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.
  • Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).
  • Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню.
  • Погулять в тихом месте на природе.

Обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться?

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, бес­покоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Для чего нам необходимо умение расслабляться? Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение.

Простой, но очень эффективный способ - аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Правила составления формулы аутотренинга:

1. Все утверждения должны быть сформулированы в ут­вердительной форме. Употребление частицы «не» запре­щается.
2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоя­щем времени.
Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжени­ем. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называ­ется релаксацией.

Упражнения на релаксацию

«Мышечная релаксация»

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох.
Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

«Кинезиологическое упражнение»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

«Дыхательная релаксация»

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха. Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

– Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

Упражнение «Ресурсные образы»

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.

Рефлексия. Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас.

Блок 3. Уверенность на экзамене

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы сегодня осваивали. А как еще можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Упражнение «Мои ресурсы»

Ученики делят лист бумаги на две части. В одной части пишут: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которые счи­тают своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения.
Заключительный этап:
Психолог. Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаю вам успеха!
Психолог раздает выпускникам памятки. (

Пояснительная записка

Данная программа направлена на формирование умения взаимодействовать с другими людьми, на овладение навыками общения.

Данная программа предназначена для учащихся 2 - 4 классов , имеющих повышенный уровень школьной тревожности и трудности в общении со сверстниками. Дети с эмоциональными и поведенческими нарушениями испытывают трудности в процессе социализации. Им требуется помощь, чтобы преодолевать возникающие преграды.

Цель.

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками в окружающем социуме.

Задачи:

Формировать чувства психологической защищённости; развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе ; закреплять навыки бесконфликтного общения в детском коллективе; повышать коммуникативную компетентность учащихся.

Наполняемость группы.

Учащиеся 2 - 4 класса имеющие повышенный уровень школьной тревожности и учащиеся, у которых есть трудности в общении со сверстниками. Общее количество детей в группе 10 человек.

Режим занятий.

Цикл включает в себя 10 занятий продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: октябрь - декабрь.

Методы и формы работы.

Беседа Ролевая игра Упражнения по межличностной коммуникации Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа) Анкетирование

Ожидаемый результат.

Снижение уровня школьной тревожности; Овладение способами взаимодействия со сверстниками; Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1. Давайте познакомимся

2. Чем я отличаюсь от других

3. Я в мире людей

4. Общение в моей жизни

5. Конфликт - как быть?

6. Без друзей меня чуть-чуть

7. Теперь я другой!

Тема № 1 “Давайте познакомимся”. На данное занятие отводится 1 час.

Позволяет участникам группы познакомиться друг с другом. Учит работать в группе.

Тема № 2 “Чем я отличаюсь от других”. На данное занятие отводится 1 час.

Позволяет осознать ценность и уникальность личности каждого.

Тема № 3 “Я в мире людей”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений. Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тема № 4 “Общение в моей жизни”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет формировать навыки эффективного общения.

Тема № 5 “Конфликт – как быть?”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет обучить поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Тема № 6 “Без друзей меня чуть-чуть”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет совершенствовать навыки эффективного повседневного общения. Воспитывать культуру общения .

Тема № 7 “Теперь я другой”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет обобщить полученные знания, умения, навыки. Проверить результативность данных занятий.

Структура занятий:

    Ритуал приветствия. Разминка. Основное содержание занятий, включающее в себя различные упражнения. Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

Методическое обеспечение

Занятия проходят с использованием следующих форм и методов работы:

    беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения; анкетирование.

На последнем занятии проводится диагностика школьной тревожности. (Метод неоконченных предложений).

Список литературы

Гилёва Т. Шихова Т. Тайны островов Внутренних Сил // Школьный психолог. – 2007. № 22. Зарипова Ю. Поверь в себя // Школьный психолог. – 2007. № 4(16). Никушкина Н. Социализация детей-сирот // Школьный психолог. – 2007. - №1(13). Рудякова О. Маленький волшебник // школьный психолог. – 2007. - №21. Овчарова психология в начальной школе. – М., 2004г. Юдина Н. Программа “Навстречу” // Школьный психолог. – 2007. - №12.

Тренинговые занятия

Тренинговое занятие №1

“Давайте познакомимся!”

Цель: знакомство с группой.

Задачи:

    совершенствовать умения действовать по правилам; развивать навыки правильного взаимодействия; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: плакаты с правилами.

1 Упражнение « Приветствие в кругу» (3 мин)

Психолог: Когда люди знакомятся друг с другом, что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Давайте встанем в круг. Я сейчас приветствую вас движением, а вы в ответ также приветствуйте меня.

Психолог приветствует детей кивком головы, ладошкой, поднятием плеча, носком ноги и т. п. Дети встают в круг и приветствуют друг друга.

2 Объяснение темы и целей занятий (3-5 мин)

Мы начинаем цикл занятий, который проведём в течение двух месяцев. Занятия будут проходить по … на … в кабинете … . Цель наших занятий выработать умения и навыки доброжелательных отношений с другими людьми. Эти умения и навыки пригодятся вам в дальнейшей жизни. Надеюсь, что наши занятия станут для вас полезными и интересными, помогут вам общаться и дружить.

3 Упражнение «Блиц – знакомство» (3- 5 мин)

Назови свое имя и свой любимый цвет.

4 Принятие правил группы(3 -5 мин)

Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.

Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите “Да-да-да” и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите “Нет-нет-нет” и топайте ногами.

Правила группы.

Внимательно слушать, когда говорят другие – “Да”

Драться – “Нет”

Уважать чужое мнение – “Да”

Шуметь – “Нет”

Шутить и улыбаться – “Да”

Дуться и быть “букой” - “Нет”

Говорить по одному – “Да”

Перебивать говорящего – “Нет”

Смотреть на того, к кому ты обращаешься – “Да”

Смеяться над говорящим – “Нет”

Сформулированные правила написаны на листах ватмана и вывешиваются на стену.

5 Игра «Снежный ком»

Психолог: Продолжим знакомство друг с другом. Давайте встанем в круг. Сейчас мы будем знакомиться, называя свои имена по очереди. Получая мячик от соседа, каждый сначала называет имена предыдущих соседей, а только потом - свое.

6 Упражнение “Знакомство” (5 – 7 мин)

Распределитесь на группы по признакам:

Цвету волос (светлые, тёмные)

Росту (от высокого до низкого)

Имени (сколько имён столько групп)

Цвету глаз (голубые, карие, серые, зелёные)

По дате рождения (весна, лето, осень, зима).

7 Упражнение “Вот я какой!” (7-10 мин)

Детям предлагается заполнить анкету.

Анкета “Вот я какой!”

Дети садятся в круг. Каждый зачитывает свои ответы по каждому пункту.

Ведётся обсуждение.

С кем из детей у тебя больше всего общего?

Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

На какой вопрос тебе было сложно ответить? Почему?

8 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Понравилось ли вам наше первое занятие? Чем?

Каждый высказывается.

9 Прощание (5 мин)

Каждый произносит фразу.

Тренинговое занятие №2

“Чем я отличаюсь от других!”

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

Задачи:

    совершенствовать умение работать в группе; развивать навыки самосознания; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: мяч, магнитофон, анкеты, карандаши.

1 Приветствие (2-3 мин)

2 Упражнение “Ласковое имя” (5 мин)

Дети стоят в кругу. Психолог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем дети, передавая мяч, называют своё ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч передаётся в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому передаёшь мяч.

3 Упражнение «Визитка» (10 мин)

Психолог: Сейчас мы с вами будем делать визитки. Возьмите фломастеры или цветные карандаши и изобразите любой рисунок, значок, символ, по которому вас можно будет узнать, определить. Это может быть какой либо предмет, игрушка, растение, животное, явление природы.

Психолог: Давайте сядем в общий круг и рассмотрим визитки друг друга, каждый по очереди объяснит свой рисунок.

4 Упражнение “Бинго! ” (10-15 мин)

Каждому участнику выдаётся бланк (“бинго” - формуляр). Утверждения, представленные в таблице, подходит, по крайней мере, одному из участников.

Играет на музыкальном инструменте

Занимается спортом

Единственный ребёнок в семье

Пишет левой рукой

Умеет плавать

Летал на самолете

Умеет играть в шахматы

Любит мороженое

Любит математику

Легко заводит друзей

Имеет домашнее животное

Любит поспать

Играет в компьютерные игры

Каждый игрок опрашивает всех участников и делает пометки в своей таблице. Если опрашиваемый ребёнок соглашается с утверждение, то в таблице делается пометка. Первый, кто справится с заданием, должен крикнуть: “Бинго!”

Дети садятся в круг и подводя итоги опроса.

5Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Каждый высказывается.

7 Прощание (3 мин)

Тренинговое занятие №3

“Я в мире людей”

Цель:

Задачи:

    совершенствовать умение работать в группе; развивать коммуникативные навыки; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений; вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: магнитофон, бумага, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)

Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру психолог. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.

3 Упражнение “Подарок” (10 мин)

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

4 Упражнение “Продолжи рисунок” (10 – 12 мин)

Детям выдаются листы бумаги и фломастеры.

По сигналу “начали” дети начинают рисовать на своём листке. По сигналу “поменялись” дети меняются листами по часовой стрелке и продолжают начатый рисунок другим ребёнком. По следующему сигналу меняются листами. Игра продолжается пока рисунок не возвратиться к хозяину.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить задание?

5 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Понравилось ли вам наше занятие? Чем?

Что нового вы узнали?

Каждый высказывается.

6 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу.

Тренинговое занятие №4

“Я в мире людей”

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; совершенствовать умение работать в группе.

Материалы: магнитофон, карточки в виде листка, фломастеры, плакат с изображением дерева.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2Упражнение “ Дерево дружбы” (5 мин)

Дети садятся за стол.

У нас есть дерево, на котором всего один листок. “Что он чувствует? Каковы его желания?”

Дети пожеланию отвечают на вопросы.

Мы можем помочь листочку, подбодрив его пожеланиями.

Пожелание нужно написать на листочке фломастером, а затем приклеить его на наше дерево.

Дети пишут пожелания. Приклеивают их на дерево. (Звучит музыка)

Что теперь чувствует листок?

3 Упражнение “Только вместе” (7 – 10 мин)

Дети разбиваются на пары и встают спиной к спине. Пробуем сесть на пол, а затем встать, не отрывая своей спины от спины партнёра.

Обсуждение. С кем работать было легче и веселее? Что было самым трудным в этом упражнении?

4Упражнение “Слепой и поводырь” (10 мин)

Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды. Остальные участники делятся на “плохих” и “хороших”. Которые подсказывают “слепому” путь. “Хорошие” говорят верно, “плохие” пытаются навести “слепого” на преграды. “Слепой” должен сам определить кто “хороший”, а кто “плохой”.

Затем меняется участник “слепой”.

5Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

6Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №5

“Общение в моей жизни”

Цель: формирование навыков эффективного общения.

Задачи:

Материалы: листки, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

3 Игра «Концентрические круги», с элементами активного слушания.

Темы для беседы:

1. Мой любимый сказочный герой.

2. Мое любимое время года.

3. Мой любимый урок.

4. Мое любимое животное.

5. Моя любимая еда.

6. Мое хобби.

Анализ игры.

Что интересного узнал про ребят?

Что нового узнал про ребят?

Какое у тебя настроение после игры?

4 Упражнение “Расшифруй слово” (5 мин)

Детям предлагается разделиться на две группы. Необходимо расшифровать каждую букву слова ОБЩЕНИЕ. Подобрать к каждой букве слово, начинающееся на эту букву, имеющее значение близкое к слову общение.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить это упражнение?

Легко ли было работать в группе?

А теперь с этими словами надо составить предложения. Затем дети по очереди зачитывают свои предложения. Задача остальных – выделить из предложения слова, которые придумали ребята.

5 Упражнение “Ситуация” (10 – 15 мин)

Дети делятся на три группы, две группы– исполнители, и одна– наблюдатели.

Группам по исполнителям предлагается разыграть сцену. Наблюдатели оценивают правильность поведения в ситуации.

Ситуация. Вы сидите в классе. Заходит ученик – “новенький”.

1 группа. Сидящие за партой продолжают разговаривать между собой и не обращают внимания на вошедшего в класс ребёнка. Вошедший ученик тихо садится подальше от них.

2 группа. Сидящие за партой с интересом смотрят на вошедшего. Спрашивают у него “Как тебя зовут? От куда ты к нам пришёл?” Называют свои имена. Приглашают войти и предлагают сесть, указывая какое место свободно. Вошедший активно отвечает на вопросы. Слушает внимательно учеников.

Группа наблюдателей разбирает поведение в ситуации. Даёт свою оценку.

Обсуждение.

В какой ситуации правильное поведение? Почему?

В какой ситуации “новенькому” сложнее?

Что ты чувствовал в роли “новенького”?

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №6

“Конфликт - как быть?”

Цель:

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать навыки эффективного общения.

Материалы: магнитофон.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

Обсуждение.

3 Упражнение “Ситуация” (15-20 мин)

Детям предлагается вспомнить конфликтную ситуацию.

Обсуждение.

Что вы тогда чувствовали?

Как вы вышли из конфликтной ситуации?

Теоретический материал.

Психолог рассказывает о разных вариантах выхода из конфликтной ситуации.

Соперничество.

Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чём не уступаешь сопернику.

Избегание.

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, всё замечательно.

Сотрудничество.

Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять его.

Приспособление.

Ты отказываешься от собственных интересов ради другого.

Компромисс.

Предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств.

Давайте потренируемся над разрешением конфликтной ситуации.

1. Ты договорился с друзьями идти гулять, а мама говорит, что надо помочь ей по дому вымыть посуду. Давайте разрешим эту ситуацию, используя разные стратегии. На ваш взгляд, какая стратегия самая удачная.

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул, а она нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты и ему домой и напомнил про книгу. А он сказал тебе, что забыл, куда ее положил и теперь не может найти. Подумайте, как можно разрешить эту конфликтную ситуацию.

4 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)

5 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

6 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №7

“Конфликт - как быть?”

Цель: обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать навыки эффективного общения; формировать навыки разрешения конфликтной ситуации.

Материалы: магнитофон.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Толкотня” (5 мин)

Детям предлагается произвольно двигаться по классу. При этом толкать друг друга.

Обсуждение.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

3 Упражнение “Ситуация” (15 мин)

Детям предлагается разыграть ситуации, которые возникают в классе.

Ситуация №1. “Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Как поступить?

Какой вариант выхода из конфликта был избран?

Как ещё можно поступить?

Следующие ситуации предлагают дети.

4 Упражнение “Я – высказывание” (10 мин)

Как высказывать свою точку зрения, не обижая партнёра?

Ситуация: Ваш одноклассник взял у вас ручку и не отдаёт. Вам ручка нужна.

Как вернуть ручку?

Дети предлагают свои ситуации и пути выхода из конфликта.

5 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)

Один ученик протягивает кому-нибудь из ребят руку со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 8

“Без друзей меня чуть-чуть”

Цель: совершенствовать навыки общения.

Задачи:

    развивать умение замечать положительное в неприметном, выражать это в доброжелательной и приятной форме; совершенствовать навыки эффективного повседневного общения; воспитывать культуру общения.

Материалы: магнитофон, корзина с карточками, карточки с номером.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)

Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.

“Дерево” и “ветер” меняются местами.

3 Упражнение “Рисунок страха” (7 – 10 мин)

На прошлом занятии мы говорили о том, что, переходя в пятый класс, в четвёртом классе появляется тревога, так как мы ещё плохо представляем, что нас там ждёт. Пятый класс уже прошёл этот путь.

Надо нарисовать свой страх или что-то тревожащее вас (это может быть место или вещь).

Обсуждение. Дети рассказывают, что они изобразили и какой страх заключили в этот образ.

Уничтожение страха. Дети рвут свои рисунки на мелкие части и мусор выбрасывают в мусорное ведро.

4 Рефлексия (3 – 5 мин)

Дети отвечают на вопрос: “Легко ли было изобразить страх”, “Какие трудности встретили при выполнении этого задания?”

5 Упражнение “Кораблекрушение”(10 – 15 мин)

Дети делятся на две команды, согласно номеру при пересчёте на “первый-второй”. Команды работают за столом. Участники получают карточки, изображающие части корабля. Каждая команда выбирает несколько карточек с надписью предмета.

Задача команды: придумать назначение этих предметов на корабле. Ответ должен быть оригинальным.

Командам даётся несколько минут на выполнение этого задания.

Затем команда представляет своё решение.

Набор карточек с названиями предметов.

Нитки, лёд, деньги, канат, игрушечный медведь, платок, тетрадь, мука, ложка, компьютер, телефон, зеркало, компас, шкаф, лыжи, дудка, барабан, слон, лупа, карта, картина, рыба, кости, глобус, перо, куртка, книга, воздушный шарик , шнур от магнитофона, краска синего цвета, сказка “Колобок”, клей, клубок пряжи, кольцо, сундук, надувной бассейн, крем, засушенный жук, клюшка, мяч, пенопласт, учебник “Русский язык”, рулон бумаги, кот “Тимофей”, фотография дома, ролики, свеча, ёжик, медаль, очки, пульт от телевизора, цветок, линейка, скакалка, печка, ботинок, перчатка, золотая цепочка, часы, лак для волос.

Обсуждение.

Легко ли вам было придумать назначение предметам? Если “нет”, то почему?

Дети высказываются по желанию.

6 Завершение (3 мин)

Каждый из вас, как эти части корабля, выброшенные на берег во время шторма, является частичкой большого, общего. Без вас нет возможности двигаться вперёд. Только объединившись – вы сила.

Дети встают в круг. Берутся за руки.

Представьте, что мы корабль, плывущий по волнам.

Звучит музыка.

Дети покачиваются в разные стороны под звуки музыки.

7 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

8 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 9

“Без друзей меня чуть-чуть”

Цель: совершенствование навыков общения.

Задачи:

    совершенствовать навыки эффективного повседневного общения; воспитывать культуру общения.

Материалы: магнитофон, листки, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)

Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.

“Дерево” и “ветер” меняются местами.

3 Упражнение “Рисунок дружбы” (7 мин)

Детям предлагается нарисовать образ дружбы.

Обсуждение.

Легко ли было образно изобразить дружбу?

Какие цвета вы чаще использовали? Почему?

Какие чувства вы испытывали, выполняя задание?

4 Упражнение “Групповая дискуссия” (5 – 7 мин)

Где можно найти себе друга?

Как выбрать друга?

Расскажи о своём друге. Почему ты с ним дружишь?

5 Упражнение “Объявление” мин)

Детям предлагается написать объявление: “Ищу друга”. В нём нужно указать свои основные увлечении, любимые занятия. Чем вы занимаетесь в свободное время ? Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?

Дети зачитывают свои объявления.

Обсуждение.

Кому захотелось ответить на объявление?

Легко ли было составить объявление?

После занятия дети вывешивают на стенд свои объявления.

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 10

“Теперь я другой!”

Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

Материалы: магнитофон, листки, фломастеры, корзина с карточками.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Ассоциации” (7 мин)

Вспомните, какими вы были в начале наших занятий. С каким предметом вы можете себя сравнить?

Сравните с каким-либо предметом, животным, цветком вас сегодняшнего.

3 Упражнение “Я – хороший, мы – хорошие”мин)

Дети выходят в центр круга по очереди и произносят: “Я – хороший” - сначала шёпотом, потом громче, потом ещё громче. После того как все побывают в центре круга, образуют круг, держась за руки, шёпотом произносят: “Мы – хорошие”. Делают шаг вперёд к центру круга и произносят фразу громче. После этого делают ещё шаг вперёд, образуя плотный круг, и очень громко произносят фразу.

4 Диагностика “Метод неоконченных предложений” (7 мин)

Детям предлагаются листки с неоконченными предложениями, которые нужно закончить.

5 Рефлексия (7 мин)

Что изменилось в вас после наших занятий?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Какие пожелания есть для участников нашей группы?

6 Прощание (5 мин)

Наше дерево Дружбы принесло плоды. Плоды эти необычные – это плоды-пожелания.

Передаём корзину с плодами по кругу и произносим слова, написанные на карточке, обращаясь к товарищу по имени. Карточку отдаём товарищу.

Карточки с пожеланиями.

1 . Ты всегда можешь положиться на меня.

2. У тебя всё получится.

3. Ты прекрасный человек.

4. Чаще улыбайся, всё будет хорошо.

6. Будь смелее.

7. Всё будет хорошо.

8. Ты очень добрый человек.

9. Ты можешь многое.

10. У тебя красивые глаза.

11. У тебя острый ум.

12. Ты просто “душка”.

13. Ты умница.

14. Ты хороший друг.

15. Ты замечательный товарищ.

16. Мы всегда придём тебе на помощь.

17. Мы верим в тебя.

18. Мы доверяем тебе.

19. Все твои желания сбудутся.

20. Помни о друге.

21. Мы всегда будем рядом.

22. Ты замечательный человек.

23. Всегда будь таким весёлым человеком.

24. Ты радуешь нас.

25. Ты наша опора.

26. Ты просто “супер”.

27. Ты замечательный друг.

28. Ты интересный собеседник.

29. Ты настоящий друг.

30. Мне приятно с тобой общаться.

31. Мне приятно с тобой работать.

Психолог благодарит всех за участие в тренинге:

“Вот и подошли к концу наши занятия. Вы учились общаться друг с другом. Теперь вам будет намного спокойнее, ведь вы стали друзьями. И всегда сможете обратиться за помощью к своим новым товарищам”.

Мы учимся общаться!

Цель: предупреждение и преодоление разногласий в учебном коллективе.

Задачи:

Развивать коммуникативные навыки и социально-психологические свойства личности;

Формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей;

Воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.

1. Приветствие

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь видеть всех вас! Сегодня необыкновенное занятие: у нас в гостях замечательные и удивительные люди – психологи и социальные педагоги школ нашего района. Каждое утро наши гости идут на работу для того, чтобы подарить детям спокойствие, радость, уверенность в своих силах, помочь разрешить конфликты и недоразумения, которые иногда случаются у школьников.

А в вашем классе случаются разногласия? (ответы детей: да). Почему?

Хотите научиться сегодня на занятии быть более дружными? (ответы детей: да).

Давайте поприветствуем друг друга по- особенному. Я предлагаю вам образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из вас пойдёт по кругу и будет здороваться со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

Обсуждение:

Вам понравилась игра?

Чье приветствие особенно понравилось?

Какие чувства выражены в приветствии европейцев, японцев, африканцев?

2. Упражнение «Доброе животное»

А теперь, ребята встаньте пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое очень доброе животное. Прислушайтесь, как оно дышит…А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, а на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, также ровно и четко бьётся его большое доброе сердце, стук шаг вперед, стук –шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого доброго животного себе.

Обсуждение:

    Сложно ли было придерживаться обозначенных правил?

    Понравилось ли вам животное, частью которого вы были?

    Что-нибудь удивило вас в этой игре?

Мы становимся дружнее!

4.Упражнение «Пазлы»

Я знаю ещё один секрет настоящей дружбы, но для этого вам необходимо преодолеть небольшое препятствие - собрать пазлы. Я предлагаю вам объединиться на команды и немного поиграть в игр. Каждому из вас я выдам по одному фрагменту - пазлу. Ваша задача: из имеющихся пазлов каждая команда должна собрать одну картинку, как можно быстрее. (во время работы звучит весёлая музыка)

А теперь, вам необходимо объединиться в одну большую команду и из 14 элементов создать одну картинку, как можно быстрее.

Обсуждение:

Как было легче работать в команде из семи человек или из четырнадцати?

2.Что помогало выполнению задания?

3. Что мешало?

4. Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия? (терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться).

Психолог: дорогие ребята, одним из секретов настоящей дружбы взаимопонимания является умение внимательно слушать и слышать друг друга! Вы хотите проверить как у вас это получается?

    Упражнение «Рассказчик»

Чтобы начать эту игру, мне необходимо определить игроков - рассказчиков (5 человек), остальные ребята будут судьями.

Рассказчикам нужно будет передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать рассказ и передавать его следующему. Первому рассказ расскажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. (рассказчики выходят за дверь).

Господа судьи: «Сейчас сюда будут заходить по одному рассказчики, первому я сообщу текст, которой он передаст второму, второй - третьему и так далее. Наша задача - запоминать, кто и как точно будет передавать текст».

Начинаем?

Я слышала, что Петя завтра собирается праздновать день Рождения, но он не хочет приглашать всех. Костю Петя решил не звать, потому что он дерется. Борю тоже не позовёт на День Рождения, потому что он двоечник и с ним неинтересно. А вот Рому обязательно позовет, потому что Рома умеет дружить и помогает делать домашние задания.

Обсуждение с судьями:

Отличается ли последний рассказ от первого?

Были ли искажена информация?

За счет чего это произошло?

Что «своего» каждый внес в рассказ?

Всегда ли нужно верить всему, что вам говорят?

Психолог: очень важно доверять и оправдывать доверие одноклассников, важно поддерживать друг друга в разных ситуациях. Чтобы это понять, давайте поиграем ещё в одну игру. Она называется «Пчёлы и змеи». Нам необходимо снова объединиться в команды по 7 человек. Те, кто хотят стать пчелами, отходят к окну, а те, кто хотят играть в команде змей, подходят к стене напротив. Каждая команда должна выбрать своего капитана команды. После того как я объясню правила игры наши капитаны выходят за дверь и ждут, пока их позовут. В это время я спрячу два предмета: для капитана пчёл – цветочек, а для короля змей – ящерицу. Капитаны должны отыскать эти предметы с помощью своей команды. Все пчелы будут жужжать: жжжжжжж... Чем ближе их капитан подходит к премету, тем громче должно быть жужжание, чем дальше – тем тише. А змеи помогают своему капитану шипением: шшшшшш... Чем ближе змеиный капитан, чем дальше – тем тише. приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Понятно ли вам задание? Капитаны, вам необходимо не надолго выйти из зала. Дорогие пчелки и змейки, рассаживайтесь по своим местам. Необходимо помнить, что во время этой игры никто не имеет право ничего говорить.

Обсуждение.

Твоя группа хорошо помогала?

Как вы взаимодействовали друг с другом?

Как ты чувствовал себя в роли капитана?

Что для тебя было самым трудным в этой роли?

Что мешало?

Психолог: дружба- это добрые слова и пожелания (я беру в руки коробочку)

Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на эту коробочку. Сейчас я потрясу её, а вы определите на слух, что в ней находится. (варианты ответов). На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле (Дети берут по одной конфете и желают доброты, здоровья, долголетия, мира, достатка, дружбы, счастья). Каждый из вас сейчас совершил маленькое чудо. От ваших пожеланий мир стал добрее. Спасибо вам! Вы большие молодцы, мне очень понравилось наше занятие, но к сожалению оно подходит к завершению.

Понравилось ли занятие вам?

Что понравилось больше – что понравилось меньше?

Что было самым трудным?

Я очень надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы будете самым дружным классом. Вы будете стараться?

Сегодня у нас есть отличная возможность поблагодарить друг друга. Для этого образуем круг. Я предлагаю поблагодарить друг друга, пожать руку и сказать: «Спасибо, что ты рядом!». (Психолог тоже в кругу, начинает или заканчивает упражнение «Спасибо, что все вы рядом»).

Обсуждение:

    Какие чувства вы испытали, играя в эту игру?

    Сложно ли было говорить слово «спасибо»?

    Часто ли вы произносите добрые слова в классе, дома.

А теперь, давайте прощаться. Ребята, покладите свои ладошки на мою руку.

Давайте вместе произнесём: «До новых встреч!»

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.