Трудовые правовые и педагогические услуги соц обслуживания. Учебник: Этика социальной работы

Оказание социальных, психологических и социально-бытовых услуг

Оказание социально-бытовых услуг - наиболее распространенный на сегодняшний день вид социальной работы. В этой сфере деятельности проявляются все закономерности социальной работы, в соответствии с которыми и осуществляются действия социального работника. Деятельность социального работника, как и любая целесообразная деятельность, направлена на преобразование предмета деятельности, в данном случае - на преобразование условий жизнедеятельности личности (клиента) и положительную трансформацию самой личности, которая выступает наравне с социальным работником как активное начало, субъект деятельности.

В этой сфере деятельности социального работника также действуют специфические этические нормы и правила.

2. Деятельность социального работника включает в себя непосредственное общение с клиентом и его ближайшим окружением, вследствие чего требует полного напряжения сил и отдачи.

3. Несмотря на то, что деятельность социального работника, в профильном учреждении социальной защиты связана, как правило, с одной категорией клиентов, имеющих общие проблемы, ему следует учитывать конкретные особенности обстоятельств жизни и индивидуальные черты личности каждого из них.

4. В отличие от представителей многих профессий, также работающих с людьми, социальный работник имеет дело не с какой-либо одной стороной жизнедеятельности или личности клиента, а с целостностью, совокупностью его личностных свойств и жизненных обстоятельств и в своей работе обязан учитывать все факторы.

5. Эффективность деятельности социального работника сложно оценить по конкретным результатам работы (например, можно ли сказать, что результат работы положителен, если разводящаяся семья отозвала из суда заявление о разводе - иногда большим благом является расторжение брака, нежели его формальное сохранение), хотя определенные критерии оценки имеются. Результаты деятельности социального работника зависят не только от него самого, но и от усилий и желания клиента, от деятельности всего коллектива учреждения социальной защиты, от возможностей системы социальной защиты населения.

Приступая к работе по социально-бытовому обслуживанию клиента (пожилого человека или инвалида, семьи и т. п.), социальный работник обязан ознакомить его с перечнем тех услуг, которые клиент может получить от данной социальной службы, и с порядком их предоставления. Памятка, содержащая перечень оказываемых услуг, как правило, разрабатывается социальной службой в расширение федерального перечня и может быть предоставлена клиенту. Если у клиента возникают вопросы о его правах на количество и качество услуг (бесплатных, полностью или частично оплачиваемых), следует дать ему соответствующие разъяснения; в противном случае клиент имеет право предъявить претензии социальной службе.

Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получать клиент. При этом целесообразно вести особую тетрадь заявок клиента, в которую в присутствии клиента с последующей его росписью или самим клиентом заносится перечень товаров, которые должен приобрести социальный работник. Такая мера не является неэтичной по отношению к клиенту - она необходима для того, чтобы впоследствии между ним и социальным работником не возникло разногласий по поводу ассортимента и количества заказанных и приобретенных товаров (клиент может забыть, что поручил приобрести, а свою забывчивость приписать невнимательности социального работника). Следует также заранее предупредить возможность возникновения разногласий по поводу цен на приобретаемые продукты и товары, сообщив клиенту примерную стоимость каждого из них примерную стоимость всех покупок.

Социальный работник оказывает помощь и в соблюдении клиентом требований личной гигиены. Выполняя эту работу, он не должен демонстрировать свое отвращение к внешнему виду и особенностям телосложения или состояния здоровья клиента, неприязнь к такого рода услугам, хотя объективно они не всегда могут выглядеть эстетично. В таком случае социальный работник должен руководствоваться сознанием, что это - его обязанности, а в каждой профессии имеются служебные обязанности, выполнение которых не доставляет удовольствия. Клиент же ни при каких условиях не должен почувствовать негативного отношения к нему социального работника.

Социальные услуги в соответствии с Законом1 могут предоставляться пожилому человеку или инвалиду, проживающему в семье. Отношения социального работника с близкими клиента должны быть доброжелательными, в этих людях следует видеть своих союзников, единомышленников. Если же клиент страдает от невнимания к себе, то с его согласия следует начать работу с родными, выяснить причины такого отчуждения и постараться наладить между ними нормальные человеческие отношения.

Довольно часто (и это входит в обязанности социального работника) клиент просит написать письмо родным или близким. Если клиенту трудно сформулировать свои мысли, следует деликатно предложить ему собственный вариант и узнать его мнение; в случае одобрения написать, а затем прочитать клиенту все письмо. Не следует прибавлять что-либо от себя, описывая бедственное положение своего клиента и требуя внимания к нему и выполнения по отношению к нему родственного, дружеского или просто человеческого долга - это можно сделать только по поручению или с разрешения клиента.

В случаях, когда пребывание в домашних условиях становится для клиента невозможным, социальный работник оформляет его в пансионат для престарелых или аналогичное стационарное учреждение. Следует помнить при этом, что для человека самыми тяжелыми и мучительными оказываются первые полгода пребывания в стационаре: оказавшись в непривычной обстановке, он тяжело переживает по поводу этих перемен. В этот период социальный работник - единственное связующее звено с прошлой, домашней жизнью, единственный близкий человек для клиента. Несмотря на то, что в стационаре имеется свой персонал, учитывающий специфику периода адаптации клиента к новым условиям и принимающий меры к тому, чтобы это время прошло как можно менее болезненно для клиента, социальному работнику следует продолжить посещения своего бывшего клиента хотя бы в течение первого полугодия.

Оказывая психологическую помощь клиенту, социальный работник выступает в роли консультанта, советчика, старшего товарища своего клиента. Прежде чем приступить к рекомендациям, ему следует изучить клиента и его жизненные обстоятельства, приведшие к необходимости консультации у специалиста. Давая конкретные рекомендации, специалист не вправе задавать вопросы, не имеющие отношения к необходимой информации. Следует избегать штампов, рутинного подхода к работе.

В обязанности социального работника входит также оказание ритуальных услуг. Порой оказывается так, что социальный работник - единственный, кто провожает человека в последний путь. Средства на ритуальные услуги выделяются в небольшом объеме и перечень бесплатных услуг невелик, но тем не менее, по возможности, все пожелания клиента в части организации похорон и выполнения ритуала должны быть исполнены - этого требует не только нравственность, но и обычай.

Оказание социально-бытовых услуг - наиболее распространенный на сегодняшний день вид социальной работы. В этой сфере деятельности проявляются все закономерности социальной работы, в соответствии с которыми и осуществляются действия социального работника. Деятельность социального работника, как и любая целесообразная деятельность, направлена на преобразование предмета деятельности, в данном случае - на преобразование условий жизнедеятельности личности (клиента) и положительную трансформацию самой личности, которая выступает наравне с социальным работником как активное начало, субъект деятельности.

В этой сфере деятельности социального работника также действуют специфические этические нормы и правила.

2. Деятельность социального работника включает в себя непосредственное общение с клиентом и его ближайшим окружением, вследствие чего требует полного напряжения сил и отдачи.

3. Несмотря на то, что деятельность социального работника, в профильном учреждении социальной защиты связана, как правило, с одной категорией клиентов, имеющих общие проблемы, ему следует учитывать конкретные особенности обстоятельств жизни и индивидуальные черты личности каждого из них.

4. В отличие от представителей многих профессий, также работающих с людьми, социальный работник имеет дело не с какой-либо одной стороной жизнедеятельности или личности клиента, а с целостностью, совокупностью его личностных свойств и жизненных обстоятельств и в своей работе обязан учитывать все факторы.

5. Эффективность деятельности социального работника сложно оценить по конкретным результатам работы (например, можно ли сказать, что результат работы положителен, если разводящаяся семья отозвала из суда заявление о разводе - иногда большим благом является расторжение брака, нежели его формальное сохранение), хотя определенные критерии оценки имеются. Результаты деятельности социального работника зависят не только от него самого, но и от усилий и желания клиента, от деятельности всего коллектива учреждения социальной защиты, от возможностей системы социальной защиты населения.

Приступая к работе по социально-бытовому обслуживанию клиента (пожилого человека или инвалида, семьи и т. п.), социальный работник обязан ознакомить его с перечнем тех услуг, которые клиент может получить от данной социальной службы, и с порядком их предоставления. Памятка, содержащая перечень оказываемых услуг, как правило, разрабатывается социальной службой в расширение федерального перечня и может быть предоставлена клиенту. Если у клиента возникают вопросы о его правах на количество и качество услуг (бесплатных, полностью или частично оплачиваемых), следует дать ему соответствующие разъяснения; в противном случае клиент имеет право предъявить претензии социальной службе.

Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получать клиент. При этом целесообразно вести особую тетрадь заявок клиента, в которую в присутствии клиента с последующей его росписью или самим клиентом заносится перечень товаров, которые должен приобрести социальный работник. Такая мера не является неэтичной по отношению к клиенту - она необходима для того, чтобы впоследствии между ним и социальным работником не возникло разногласий по поводу ассортимента и количества заказанных и приобретенных товаров (клиент может забыть, что поручил приобрести, а свою забывчивость приписать невнимательности социального работника). Следует также заранее предупредить возможность возникновения разногласий по поводу цен на приобретаемые продукты и товары, сообщив клиенту примерную стоимость каждого из них примерную стоимость всех покупок.

Социальный работник оказывает помощь и в соблюдении клиентом требований личной гигиены. Выполняя эту работу, он не должен демонстрировать свое отвращение к внешнему виду и особенностям телосложения или состояния здоровья клиента, неприязнь к такого рода услугам, хотя объективно они не всегда могут выглядеть эстетично. В таком случае социальный работник должен руководствоваться сознанием, что это - его обязанности, а в каждой профессии имеются служебные обязанности, выполнение которых не доставляет удовольствия. Клиент же ни при каких условиях не должен почувствовать негативного отношения к нему социального работника.

Социальные услуги в соответствии с Законом1 могут предоставляться пожилому человеку или инвалиду, проживающему в семье. Отношения социального работника с близкими клиента должны быть доброжелательными, в этих людях следует видеть своих союзников, единомышленников. Если же клиент страдает от невнимания к себе, то с его согласия следует начать работу с родными, выяснить причины такого отчуждения и постараться наладить между ними нормальные человеческие отношения.

Довольно часто (и это входит в обязанности социального работника) клиент просит написать письмо родным или близким. Если клиенту трудно сформулировать свои мысли, следует деликатно предложить ему собственный вариант и узнать его мнение; в случае одобрения написать, а затем прочитать клиенту все письмо. Не следует прибавлять что-либо от себя, описывая бедственное положение своего клиента и требуя внимания к нему и выполнения по отношению к нему родственного, дружеского или просто человеческого долга - это можно сделать только по поручению или с разрешения клиента.

В случаях, когда пребывание в домашних условиях становится для клиента невозможным, социальный работник оформляет его в пансионат для престарелых или аналогичное стационарное учреждение. Следует помнить при этом, что для человека самыми тяжелыми и мучительными оказываются первые полгода пребывания в стационаре: оказавшись в непривычной обстановке, он тяжело переживает по поводу этих перемен. В этот период социальный работник - единственное связующее звено с прошлой, домашней жизнью, единственный близкий человек для клиента. Несмотря на то, что в стационаре имеется свой персонал, учитывающий специфику периода адаптации клиента к новым условиям и принимающий меры к тому, чтобы это время прошло как можно менее болезненно для клиента, социальному работнику следует продолжить посещения своего бывшего клиента хотя бы в течение первого полугодия.

Оказывая психологическую помощь клиенту, социальный работник выступает в роли консультанта, советчика, старшего товарища своего клиента. Прежде чем приступить к рекомендациям, ему следует изучить клиента и его жизненные обстоятельства, приведшие к необходимости консультации у специалиста. Давая конкретные рекомендации, специалист не вправе задавать вопросы, не имеющие отношения к необходимой информации. Следует избегать штампов, рутинного подхода к работе.

В обязанности социального работника входит также оказание ритуальных услуг. Порой оказывается так, что социальный работник - единственный, кто провожает человека в последний путь. Средства на ритуальные услуги выделяются в небольшом объеме и перечень бесплатных услуг невелик, но тем не менее, по возможности, все пожелания клиента в части организации похорон и выполнения ритуала должны быть исполнены - этого требует не только нравственность, но и обычай.

В соответствии с пунктом 1 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № АЖ-П12-8307 во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № Пр-3464ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года, на сегодняшний день рассматривается законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Нормы законопроекта систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, закрепляя основные положения, приводя их в соответствие с приоритетными направлениями государственной политики в сфере совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных(муниципальных) учреждений») и порядка предоставления государственных услуг (Федеральный закон от 27июня 2010 г. № 210-ФЗ«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Среди норм, вводимых законом и требующих практической реализации на уровне региона такие позиции, как:

— Оказание социальных услуг в соответствии с государственными стандартами;

— Определение индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальных услугах;

— Формирование индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданину (семье);

— Создание реестра поставщиков социальных услуг формирующегося в целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг и расходования средств в системе социального обслуживания;

— Создание регистра получателей социальных услуг формирующегося в целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг и оценки результатов их предоставления получателям социальных услуг;

— Ведение информационных систем в области социального обслуживания, в которых осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг, а также о получателях социальных услуг, на основании представляемых поставщиками социальных услуг первичных данных;

— Организация межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.

В ходе совещания по вопросам совершенствования социального обслуживания населения, проведенного 12 мая 2012 г. Президентом Российской Федерации г. Тамбове, дано протокольное поручение субъектам РФ в течение 6 месяцев с момента принятия закона обеспечить приведение нормативной базы регионов в соответствие с новым законом, внедрение его положений в работу социальных служб.

Текст упомянутого законопроекта здесь http://www.rg.ru/2011/09/05/socuslugi-site-dok.html , общественное обсуждение здесь http://s.zakon-fom.ru/node/134 . Результаты общественного обсуждения не отслеживал, участие не принимал, поэтому буду говорить в рамках того, с чем знаком по первой ссылке.

Проблема первая – стандарты.

В частности в законопроекте указано: «Статья 5. Доступность социального обслуживания населения. 2. Доступность социального обслуживания населения обеспечивается: 5) стандартизацией социальных услуг.»

Может по своей наивности, может благодаря полученному образованию и жизненному опыту я полагаю, что стандарты должны быть едины на всю территорию Российской Федерации, и в соответствии с ними и должны оказываться услуги, чтобы человеку, допустим на Камчатке был доступен и гарантирован тот же самый набор и качество услуг, что и жителю столицы. Но в законе создание стандартов в результате обсуждений, в существующей на сегодняшний день версии законопроекта отдано на откуп субъектам РФ, а значит здесь опять будет определенное неравенство для получателей услуг.

Одной из задач разработки было создание единого классификатора/справочника социальных услуг для применения во всех учреждениях соцзащиты, основными элементами этого справочника были выделены: категория получателей услуг, вид социальной услуги, вид социального обслуживания, наименование услуги. С этой целью в рамках разработки пришлось проанализировать по тематике практически всю нормативную базу, существующую в федерации и субъекте, где система внедряется.

Есть целая серия национальных стандартов в сфере оказания социальных услуг. Основные из них приведу списком (кто захочет может найти в сети тексты):

  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52886-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53058-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53349-2009 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52877-2007 «Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52876-2007 «Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53064-2008 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий».

Кроме того есть Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК 003-99 (ОКИСЗН), который входит в Общероссийскую систему классификаторов, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003г. N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». В соответствии с п.3 указанного постановления предписывается: «Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением Положением».

Что же оказалось при ближайшем рассмотрении? ОКИСЗН оказался совершенно не пригоден для ставящихся при разработке целей. Корректировался в последний раз до выхода указанных выше стандартов. Это к вопросу о формировании, актуализации и использованию реестра базовых государственных информационных ресурсов . «Что имеем не храним, потерявши плачем.»

Теперь о стандартах. Это вообще шедевр, такое впечатление, что каждый стандарт разрабатывался разными людьми без оглядки уже на ранее принятые. По этому поводу в рамках разработки был сделан целый отчет что-то порядка 1,5 тыс. страниц, поэтому вкратце основное приведу здесь.

Первое что бросается в глаза при анализе нацстандартов это разные подходы к построению стандартов. В части стандартов услуги привязаны к категориям (подкатегориям) получателей услуг, в части к формам (видам) социального обслуживания. Тогда как для построения справочника, пригодного для применения в информационных системах, автоматизирующих процесс оказания социальных услуг необходимо иметь и то и другое, чтобы четко понимать какие услуги, какого типа учреждениями и для каких категорий оказываются.

Что касается категорий получателей услуг. В одном из нацстандартов приведен перечень категорий получателей услуг, в каждом последующем с этими категориям обращаются довольно вольно – объединяют, вводят новые, есть категории, которые определены в первом, но не используются ни в одном из следующих.

Вместо наименований услуг приведены функции социальных работников в качестве услуги в НАЦСТАНДАРТЕ! Например:

  • учет нуждающихся в социально-медицинской помощи (ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»);
  • учет семей и отдельных граждан, нуждающихся в социально-медицинской помощи (ГОСТ Р 52886-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам»);
  • организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам (ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»);
  • организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи таким семьям путем проведения благотворительных аукционов, выставок-продаж вещей, бывших в употреблении, и т.д (ГОСТ Р 52886-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам»);
  • привлечение средств для оказания помощи этим семьям (организация благотворительных аукционов, различных лотерей, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т. д.) (ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»).

Ну а уж в наименованиях услуг чего только не увидишь: и категория получателя входит в наименование услуги, и однотипные услуги названы в десяти-пятнадцати разных вариациях, при чем даже в рамках одного стандарта. Некоторые разночтения в наименованиях услуг могут повлечь и правовые последствия, например, наличие лицензии на оказание медицинских услуг.

В национальных стандартах часто встречаются формулировки «оказание помощи», «содействие». Требуется конкретизировать данные понятия, т.е. ввести некую детализацию услуги. Детализация услуги должна представляет собой некоторый набор конкретных действий/процедур, выполняемых при оказании услуги. В зависимости от жизненной ситуации для одной и той же услуги можно будет применять тот или иной набор детализированных процедур, требуемый конкретному получателю в конкретной ситуации. Каждая процедура должна четко описывать действия, иметь конкретную единицу измерения. Весьма желательно чтобы каждая процедура помимо единицы измерения имела бы еще и стоимостное выражение (цену детализированной услуги). Наличие цены позволит формировать государственное задание по оказанию услуг в стоимостном выражении, а так же может применяться при расчетах при оказании услуг на условиях полной или частичной оплаты.

Приведу пример (по нормативной базе Свердловской области):

Услуга: Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов

Детализация услуги

Покупка и доставка на дом продуктов питания до 7 кг

Покупка и доставка на дом горячих обедов

Помощь в приготовлении пищи

Приготовление пищи

Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости

Детализация услуг приведена в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 20 декабря 2006 г. N 211-ПК «Об утверждении предельных тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые населению Свердловской области государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

На мой взгляд, именно детализация оказываемых услуг и может быть отдана на региональный уровень, а сами стандарты услуг должны быть едиными на всю территорию РФ.

И последнее на чем хотелось бы остановиться со стандартами услуг. В соответствии с положениями 83-ФЗ услуга должна еще и иметь показатели качества, этого нет на сегодняшний день. А их неплохо бы было указать не просто какими-то словами или никому непонятной формулой, а в соответствии с положениями серии стандартов качества ISO-9000, а сами учреждения, оказывающие социальные услуги населению, неплохо бы было сертифицировать на соответствие этим стандартам.

Вот такова у нас на сегодня ситуация со стандартами, в частности в сфере оказания социальных услуг населению. И прикиньте сколько нужно времени чтобы исполнить «протокольное поручение Президента субъектам РФ в течение 6 месяцев с момента принятия закона обеспечить приведение нормативной базы регионов в соответствие с новым законом, внедрение его положений в работу социальных служб»?

Расшифровка каждого вида социальных услуг ГОСТ Р 52143-2003 «Основные виды социальных услуг»)

Социально-бытовые услуги

«4.1.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.

4.1.2. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.

4.1.3. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.

4.1.4. Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.

4.1.5. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.

4.1.6. Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы.

4.1.7. Оказание помощи в написании и прочтении писем.

4.1.8. Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.

4.1.9. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).

4.1.10. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.

4.1.11. Содействие в приготовлении пищи.

4.1.12. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.

4.1.13. Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.

4.1.14. Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.

4.1.15. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.

4.1.16. Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.

4.1.17. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.

4.1.18. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.

4.1.19. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.

4.1.20. Создание условий отправления религиозных обрядов.

4.1.21. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.

4.1.22. Содействие в направлении в стационарные учреждения».

Социально-медицинские услуги

«4.2.1. Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.

4.2.2. Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.

4.2.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).

4.2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.

4.2.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

4.2.6. Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.

4.2.7. Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации.

4.2.8. Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).

4.2.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.

4.2.10. Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.

4.2.11. Организация квалифицированного медицинского консультирования.

4.2.12. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.

4.2.13. Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.

4.2.14. Организация медико-социального обследования.

4.2.15. Оказание первой доврачебной помощи.

4.2.16. Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).

4.2.17. Оказание помощи в выполнении физических упражнений.

4.2.18. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

4.2.19. Организация лечебно-трудовой деятельности.

4.2.20. Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.).

4.2.21. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.

4.2.22. Организация экстренной медико-психологической помощи.

4.2.23. Формирование и организация работы "групп здоровья" по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.

4.2.24. Социально-медицинский патронаж.

4.2.25. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.

4.2.26. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

4.2.27. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.

4.2.28. Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.

4.2.29. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.

4.2.30. Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.

4.2.31. Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

4.2.32. Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).

4.2.33. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.

4.2.34. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.

4.2.35. Услуги по слухопротезированию».

Социально-психологические услуги

«4.3.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование.

4.3.2. Психологическая диагностика и обследование личности.

4.3.3. Психологическая коррекция.

4.3.4. Психотерапевтическая помощь.

4.3.5. Социально-психологический патронаж.

4.3.6. Психологические тренинги.

4.3.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.

4.3.8. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.

4.3.9. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому».

Социально-педагогические услуги

«4.4.1. Социально-педагогическое консультирование.

4.4.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.

4.4.3. Педагогическая коррекция.

4.4.4. Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.

4.4.5. Содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования.

4.4.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.

4.4.7. Социально-педагогический патронаж.

4.4.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.

4.4.9. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование.

4.4.10. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.

4.4.11. Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.

4.4.12. Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).

4.4.13. Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков.

4.4.14. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.

4.4.15. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.

4.4.16. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.

4.4.17. Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.

4.4.18. Организация обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жестов.

4.4.19. Услуги по переводу на язык жестов».

Социально-экономические услуги

«4.5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.5.2. Оказание материальной помощи.

4.5.3. Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.

4.5.4. Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.

4.5.5. Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками.

4.5.6. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.

4.5.7. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения».

Социально-правовые услуги

«4.6.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.

4.6.2. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.

4.6.3. Помощь в оформлении документов.

4.6.4. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.

4.6.5. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.

4.6.6. Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.

4.6.7. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.

4.6.8. Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.

4.6.9. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.

4.6.10. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.

4.6.11. Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.

4.6.12. Содействие в получении страхового медицинского полиса.

4.6.13. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.).

4.6.14. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.6.15. Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.

4.6.16. Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.

4.6.17. Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.

4.6.18. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью».