Организация работы органов соц защиты. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты - файл n1.doc

(Документ)

  • Новикова К.Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России (Документ)
  • Филатова Е.В. Теория социальной работы (Документ)
  • Курсовая работа - Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы (Курсовая)
  • Олимских Н.Н. Социальная защита населения: понятие и содержание (Документ)
  • Качан Г.А. Теория социальной работы (Документ)
  • n1.doc

    Книга предоставлена исключительно в ознакомительных целях.


    Рецензенты: директор Учебно-методического кабинета, разработчик стандарта

    По специальности 0205 «Социальная работа» М.П.Лукина; преподаватель юридического колледжа «Ьех» Н.В.Дмитриева

    Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф.

    Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. - 192 с.

    15ВК 5-294-00014-8 (Мастерство)

    15ВК 5-06-003924-2 (Высшая школа)

    Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.
    Может быть полезно для практических работников органов социальной защиты.

    УДК 362 ББК 65.272

    Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Мастерство» и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещается.

    I8ВN 5-294-00014-8 © Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф., 2001

    I8ВN 5-06-003924-2 © Издательство «Мастерство», 2001

    Глава I
    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

    1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи­тания детей и иных случаях, установленных законом.

    Социальная защита населения в широком смысле этого поня­тия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетру­доспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсия­ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помо­щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попав­шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и пересе­ленцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессио­нальное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб - Центров соци­ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

    Социальное обеспечение - это основная часть социальной защи­ты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное стра­хование, создание дополнительных форм социального обеспече­ния и благотворительности.

    Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Кон­ституция возлагает обязанность на государство создавать все необ­ходимые условия для осуществления этого права.

    Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации - прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня­тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов», 10.12.95 г. - «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», 24.11.95 г. - «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации».

    В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:


    • граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко
      проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

    • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших
      военнослужащих;

    • инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

    • инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

    • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Черно­
      быльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

    • безработные;

    • вынужденные беженцы и переселенцы;

    • дети - круглые сироты;

    • дети с девиантным поведением;

    • семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круг­
      лые сироты, алкоголики и наркоманы;

    • малообеспеченные семьи;

    • многодетные семьи;

    • одинокие матери;

    • молодые, студенческие, семьи;

    • граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;

    • лица с ограниченными возможностями;

    • бомжи.
    Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ­ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали­дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви­тие системы социальных служб, реализацию государственной по­литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

    1.2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

    ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ

    ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

    Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра­хования.

    Фонд социального страхования Российской Федерации - специа­лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель­стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально­го страхования - обеспечение гарантированных государством по­собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по­лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

    Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле­нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ­ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос­сийской Федерации. Пенсионный фонд России является самосто­ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве­дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:


    • страховых взносов работодателей;

    • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной
      предпринимательской деятельностью;
    Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде­ляется Федеральным законом Российской Федерации.

    Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд Рос­сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме­роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен­ной политики занятости населения.

    Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

    Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:


    • обязательных страховых взносов работодателей;

    • обязательных страховых взносов с заработка работающих;
    -- ассигнований из федерального бюджета Российской Феде­рации.

    Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготов ке безработных граждан; организацию общественных работ; вы­плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери­альной и иной помощи.

    Фонд обязательного медицинского страхования представляет из, себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза­тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

    Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра­хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

    Фонды социальной поддержки населения - это один из источни­ков финансовых средств для осуществления деятельности по со­циальному обслуживанию населения.

    Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под­держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со­циальной защиты малообеспеченным группам населения.

    Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

    Министерство труда и социального развития определяет основ­ные направления расходования средств этого фонда. На террито­рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе­ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

    Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин­валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ­ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

    Средства Фондов социальной поддержки населения расходу­ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме­роприятий по следующим направлениям:


    • предоставление натуральной помощи в виде предметов пер­
      вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно
      или по льготным ценам;

    • оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

    • организация бесплатного питания;

    • предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез­
      но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых
      услуг;

    • обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

    • создание собственных предприятий;

    • содействие в предоставлении кредитов и прочее.
      Правительство Российской Федерации содействует развитию
    негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен­ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ­ляющая деятельность по формированию активов путем привлече­ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи­зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып­лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

    Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя­занности производить обязательные отчисления в государствен­ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

    Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен­сионным фондом и страхователем.

    1.3. МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области тру­да, занятости и социальной защиты населения, является Мини­стерство труда и социального развития Российской Федерации.

    Министерство в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Пре­зидента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Мини­стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.

    Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-

    Нами местного самоуправления, общественными и иными объе­динениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

    В соответствии с задачами, поставленными перед министер­ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще­ствляет свои функции в следующих областях: решение комплекс­ных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци­альное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за­нятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита насе­ления; социальное обслуживание населения; государственная служ­ба; законодательство о труде, занятости и социальной защите на­селения; международное партнерство.

    Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представле­нию Председателя Правительства Российской Федерации. Предсе­датель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

    1.4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В различных регионах, субъектах Российской Федерации орга­ны социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Коми­теты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

    Органы социальной защиты населения области, края находят­ся в двойном подчинении - подчиняются администрации облас­ти, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные за­дачи Департамента, его структуру.

    Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защи­ты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие систе­мы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

    Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя­тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Феде­рации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

    Основные задачи Департамента


    1. Организация совместно с территориальными органами ис­
      полнительной власти государственного пенсионного обеспечения.

    2. Создание государственной системы социального обслужива­
      ния населения, содействие ее развитию.

    3. Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации
      инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.

    4. Организация социальной поддержки семьи, пожилых граж­
      дан и ветеранов.

    5. Участие в обеспечении функционирования и совершенство­
      вания системы соци&чьной защиты граждан, уволенных с воен­
      ной службы, и членов их семей.

    6. Участие в формировании и проведение финансово-экономи­
      ческой и инвестиционной политики, направленной на реализа­
      цию программ и мероприятий по социальной защите населения.

    7. Осуществление контроля за профессиональной подготовкой
      кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.

    8. Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий,
      предусмотренных действующим законодательством по социально-
      трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.

    9. Осуществление контроля за правильным применением дей­
      ствующего законодательства в подведомственных учреждениях,
      организациях и в органах системы социальной защиты населения.

    1. Привлечение на договорной основе юридических и физичес­
      ких лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке
      программ, проектов законодательных и нормативных актов по воп­
      росам социальной защиты.

    2. Информирование населения по вопросам социальной защи­
      ты и трудовых отношений.
    Функции Департамента



    Б. В области социального обслуживания населения:


    • организует и развивает совместно с органами исполнитель­
      ной власти с учетом социально-демографических особенностей
      регионов и потребностей различных категорий и групп населения
      разветвленную сеть комплексных и специализированных государ­
      ственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляю­
      щих социальное обслуживание населения, учреждений по реаби­
      литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и
      нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на
      дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и
      подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения
      родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с
      ограниченными возможностями и т. д.;

    • участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк­
      стремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного мес­
      та жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
    В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инва­лидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:

    • ной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо­
      действии с органами исполнительной власти;

    • осуществляет меры по организации и развитию службы ме­
      дико-социальной экспертизы и государственной системы реаби­
      литации инвалидов, а также по обеспечению их специальными
      транспортными средствами реабилитации и ухода за ними;

    • обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо­
      щи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ,
      предоставляемых гражданам при протезировании;

    • содействуют созданию и совершенствованию деятельности
      Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации
      инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осу­
      ществляющих социальную защиту инвалидов;


    • инвалидов, воинов-интернационалистов.
    Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и вете­ранов:

    • разрабатывает предложения по формированию государствен­
      ной политики в области социальной поддержки пожилых граждан
      и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами испол­
      нительной власти;


    • дан и ветеранов действующим законодательством.

    • разрабатывает предложения по формированию государствен­
      ной политики в области социальной поддержки семьи, материн­
      ства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с орга­
      нами исполнительной власти;

    • осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий,
      установленных для семьи, женщин и детей действующим законо­
      дательством;

    • осуществляет социальную поддержку выпускников детских
      домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставших­
      ся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
    Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:

    • подготавливает проекты нормативных актов, краевых про­
      грамм, а также обеспечивает организацию социальной поддержки
      членов семей военнослужащих, погибших при прохождении воен­
      ной службы, ветеранов войны и военной службы;

    • координирует создание и совершенствование системы соци­
      альной реабилитации инвалидов военной службы.
    Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной поли­тики:

    • финансирует подведомственные Департаменту учреждения и
      организации, краевые программы и мероприятия по социальной
      защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из
      краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реа­
      лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите
      населения;

    • рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной
      деятельности подведомственных ему учреждений и организаций;

    • осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по
      совершенствованию организации и нормирования труда работни­
      ков подведомственных ему учреждений и организаций.
    3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:

    Разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для
    государственной системы социальной защиты населения, органи­
    зует подготовку и повышение квалификации работников и специ­
    алистов органов социальной защиты населения и их контроль.
    И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:


    • осуществляет меры по повышению роли тарифных соглаше­
      ний, коллективных договоров между работодателями, наемными
      работниками и профсоюзами;

    • осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате
      труда;

    • изучает причины возникновения коллективных трудовых кон­
      фликтов и принимает участие в их разрешении;

    • разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные
      на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюде­
      ния норм и правил по охране труда работников подведомственных
      ему учреждений и организаций.
    Структура Департамента

    Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.

    Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.

    Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и ос­вобождаемых от должности по его представлению главой админи­страции края.

    Генеральный директор Департамента:

    Распределяет обязанности между своими заместителями;


    • руководит на принципах единоначалия деятельностью Де­
      партамента;

    • координирует и контролирует деятельность подведомствен­
      ных ему учреждений, организаций, предприятий;

    • в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции
      и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведом­
      ственными организациями и органами системы социальной защи­
      ты населения края;

    • назначает и освобождает от должности работников аппарата
      Департамента и руководителей подведомственных организаций,
      предприятий;

    • налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;

    • представляет в установленном порядке особо отличившихся
      работников к присвоению почетных званий и наград;

    • имеет другие права в соответствии с действующим законода­
      тельством.
    В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят: гене­ральный директор (председатель Коллегии), его заместители, ру­ководящие работники аппарата Департамента. В состав Коллегии

    Могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.

    Коллегия Департамента по социальной защите населения ад­министрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важ­ным и сложным вопросам деятельности Департамента.

    Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие воп­росы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и вос­питания кадров и другие основные вопросы деятельности Депар­тамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.

    Постановления Коллегии оформляются протоколами и прово­дятся в жизнь приказами генерального директора.

    В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.

    1.5. РАЙОННЫЕ (ГОРОДСКИЕ) ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

    Районные (городские) органы социальной защиты населения - это муниципальные органы управления в структуре администра­ции района, города. Они подчиняются как администрации райо­на, города, так и органам социальной защиты населения области, края.

    Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития си­стемы социального обслуживания населения.

    Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по ре­шению органов местного самоуправления. Управление в своей де­ятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями выше­стоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.

    В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет:

    подразделения:


    • пенсионный отдел;

    • подведомственные учреждения:

    • Центр социальной помощи семье и детям;

    • них детей;

    • службы социального обслуживания;

    • социальную гостиницу и др.
    Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с «По­ложением об управлении социальной защиты населения», кото­рое утверждает глава администрации города или района.

    Управление социальной защиты населения администрации го­рода (именуемое далее Управление) является муниципальным ор­ганом управления в структуре администрации города и подчиняет­ся в своей деятельности как администрации города, так и Департа­менту по социальной защите населения администрации края.

    Рассмотрим как функционирует Управление социальной защи­ты населения на примере г. Армавира.

    1. Управление и подведомственные ему учреждения системы со­циальной защиты населения обеспечивают реализацию государствен­ной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудо­вых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граж­дан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.


    1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодей­
      ствии с органами местного самоуправления, государственными
      внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предпри­
      ятиями, учреждениями, организациями, общественными объеди­
      нениями, гражданами. Управление в своей деятельности руковод­
      ствуется законами Российской Федерации, указами и распоряже­
      ниями Президента Российской Федерации, постановлениями и
      распоряжениями Правительства Российской Федерации и Крас­
      нодарского края, главы администрации края и города, актами
      Законодательного собрания края, приказами, указаниями, поста­
      новлениями вышестоящего органа социальной защиты населения
      края и другими нормативными актами.

    2. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по
      решению органов местного самоуправления,

    3. Управление состоит на бюджете города.

    4. Управление является юридическим лицом, имеет самостоя­
      тельный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы,
    бланки, обладает правом оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Место нахождения управления - г. Армавир, ул. Тургенева, 106.

    6. Структура Управления:

    подразделения:


    • пенсионный отдел;

    • отдел по труду и социальным вопросам;

    • централизованная бухгалтерия;
      подведомственные учреждения:

    • Центр социальной помощи семье и детям «Доверие»;

    • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолет­
      них «Улыбка»;

    • служба социального обслуживания;

    • социальная гостиница;

    • строящийся центр «Надежда».
    Основные задачи Управления социальной защиты населения

    1. Участие в разработке прогнозов социально-экономического
      развития города.

    2. Разработка на основе прогнозирования социальных процес­
      сов и реализация городских программ по социальной поддержке
      инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспечен­
      ных групп населения.

    3. Разработка мер, направленных на реализацию законодатель­
      ства Российской Федерации в области социальной защиты насе­
      ления.

    4. Организация социальной поддержки семьи, материнства и
      детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в эк­
      стремальных ситуациях.

    5. Обеспечение реализации государственной политики в обла­
      сти пенсионного обеспечения, проведения пенсионной рефор­
      мы.

    6. Защита прав граждан, их интересов, государственных гаран­
      тий, предусмотренных действующим законодательством.

    7. Осуществление мер по практической реализации государствен­
      ной политики в социально-трудовой сфере.

    8. Развитие системы социального партнерства и договорного ре­
      гулирования трудовых отношений.

    9. Координация вопросов охраны и условий труда.
    Функции Управления социальной защиты населения

    А. В области пенсионного обеспечения:


    • обеспечивает правильное и своевременное назначение, пе­
      рерасчет и выплату пенсий, пособий и других компенсационных
      выплат в соответствии с действующим законодательством;

    • осуществляет контроль за расходованием средств, предназ­
      наченных на пенсионное обеспечение;

    • ведет прием граждан, представителей предприятий, учреж­
      дений и общественных организаций по вопросам пенсионного за­
      конодательства, дает необходимые консультации, оказывает пра­
      вовую помощь в подготовке документов;

    • рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан и
      организаций по вопросам пенсионного обеспечения и готовит от­
      веты на них; анализирует причины возникновения жалоб и заяв­
      лений и принимает меры к их устранению;

    • ведет кодификацию пенсионного законодательства;

    • формирует и отправляет выплатные документы в городской
      узел федеральной почтовой связи и отделения Сбербанка, форми­
      рует и отправляет почтовые переводы, осуществляет ежемесячно
      расчеты с узлом связи;

    • ежемесячно обрабатывает исполнительные машинограммы и
      списки Сбербанка, готовит по итогам соответствующую отчетность
      для представления в вышестоящий орган социальной защиты;

    • ведет всю статистическую и бухгалтерскую отчетность по на­
      значенным и выплаченным суммам пенсий, оформляет заявки на
      выделение средств для выплаты, производит массовые перерасче­
      ты пенсий и замену выплатной документации;

    • ведет учет переплат, разрабатывает меры по их погашению;

    • обеспечивает накопление и хранение информации на ПЭВМ,
      осваивает и внедряет новые программные средства, организует
      прием и эксплуатацию новых версий программ, их установку;

    • организует документальные проверки предприятий связи,
      сбербанков по вопросам целевого расходования средств, своев­
      ременной и правильной выплаты пенсий, пособий, компенса­
      ций;

    • распоряжается средствами, ассигнованиями на выплату пен­
      сий, пособий, компенсаций с последующей отчетностью по всем
      источникам финансирования перед Департаментом по социаль­
      ной защите населения администрации края, казначейством и ме­
      стными финансовыми органами;

    • взаимодействует с Департаментом по социальной защите на­
      селения администрации края, городским управлением финансов,
      казначейством, соцстрахом и другими службами в вопросах фи­
      нансирования.
    Б. В области социального обслуживания:

    • с учетом социально-демографических особенностей города и
      потребностей различных категорий и групп населения вносит пред­
      ложения о создании на правах юридических лиц муниципальных
      учреждений социального обслуживания и социальной помощи для
      инвалидов, граждан пожилого возраста, для малообеспеченных
      семей и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • оформляет документы на помещение престарелых граждан,
      инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные
      дома-интернаты;

    • оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граж­
      дан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без
      определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужден­
      ных переселенцев;

    • осуществляет координацию деятельности учреждений соци­
      ального обслуживания, расположенных на территории города, и
      оказывает им организационно-методическую помощь;

    • проводит прием граждан по вопросам социальной защиты
      населения.
    В. В области реабилитации инвалидов:

    • осуществляет реализацию программ по социальной поддер­
      жке инвалидов;

    • оформляет документы для обеспечения инвалидов специаль­
      ными транспортными средствами;

    • оказывает помощь общественным объединениям инвалидов
      в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения
      инвалидов, воинов-интернационалистов и ветеранов;

    • вносит предложения по созданию и совершенствованию де­
      ятельности учреждений медико-социальной и профессиональной
      реабилитации инвалидов.
    Г. В области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:

    • осуществляет в пределах своей компетенции разработку и
      реализацию городских программ по улучшению положения пожи­
      лых граждан и ветеранов;

    • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре­
      ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж­
      дан и ветеранов и других льготных категорий граждан действую­
      щим законодательством;

    • координирует работу общественных организаций в вопросах
      улучшения социального положения ветеранов войны, воинов-ин­
      тернационалистов, ветеранов труда, граждан, пострадавших вслед­
      ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших несовершен­
      нолетних узников фашистских лагерей и других категорий граж­
      дан, нуждающихся в социальной поддержке;

    • осуществляет обеспечение граждан документами, дающими
      право пользования льготами;

    • осуществляет обеспечение санаторно-курортными путевка­
      ми льготных категорий граждан и контроль за их использованием;

    • производит компенсационные выплаты льготным категори­
      ям граждан, предусмотренные законодательством Российской
      Федерации.
    Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцов­ства и детства:

    • осуществляет реализацию краевых и городских программ по
      улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в
      первую очередь на оказание поддержки наиболее нуждающимся в
      ней;

    • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре­
      ализацией социальных гарантий, установленных для семьи, жен­
      щин и детей действующим законодательством;

    • производит назначение и выплату ежемесячных пособий на
      детей;

    • осуществляет меры, направленные на создание условий для
      социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограни­
      ченными физическими возможностями;

    • осуществляет социальную поддержку выпускникам школ-
      интернатов, не имеющим родителей или оставшимся без попече­
      ния, на начальном этапе их самостоятельной жизни;
    - обеспечивает совместно с органами исполнительной власти,
    негосударственными организациями и объединениями отдых и
    оздоровление детей в период школьных каникул.

    Е. В области труда и охраны труда:


    • осуществляет контроль за реализацией государственной по­
      литики в области труда, трудовых отношений;

    • осуществляет меры по повышению роли тарифных согла­
      шений, коллективных договоров, организует работу по заключе­
      нию коллективных договоров на предприятиях и организациях
      города;

    • проводит уведомительную регистрацию коллективных дого­
      воров;

    • осуществляет контроль соблюдения трудового законодатель­
      ства Российской Федерации на предприятиях и организациях го­
      рода всех форм собственности;

    • координирует работу по подготовке и заключению «Согла­
      шения о социальном партнерстве» между администрацией города,
      профсоюзами и товаропроизводителями;

    • проводит анализ заработной платы, сложившейся в городе,
      осуществляет контроль за уровнем минимальной и максимальной
      заработной платы на предприятиях;

    • принимает участие в работе конфликтных комиссий по уре­
      гулированию трудовых конфликтов, возникших на предприятиях
      города;

    • с целью определения уровня жизни населения осуществляет
      по единой методологии расчет прожиточного минимума для раз­
      личных социально -демографических групп населения;

    • проводит анализ демографической ситуации в городе;

    • организует работу в пределах своей компетенции по реализа­
      ции единой государственной политики в области охраны и улуч­
      шения условий труда;

    • разрабатывает городские программы по охране и улучшению
      условий труда;

    • анализирует состояние условий и охраны труда в городе;

    • осуществляет работу по созданию здоровых и безопасных ус­
      ловий труда на производстве, предупреждению несчастных случа­
      ев и профессиональных заболеваний на предприятиях, в органи­
      зациях и учреждениях города;

    • осуществляет работу по обеспечению взаимодействия адми­
      нистрации города с государственными органами надзора и конт­
      роля по вопросам охраны и условий труда;

    • осуществляет методическое руководство службой охраны труда
      предприятий и организаций города.
    Организация деятельности Управления социальной защиты населения

    1. Управление через средства массовой информации консульти­
      рует население по вопросам социальной защиты и трудовых отно­
      шений. Взаимодействует со службами Департамента по социаль­
      ной защите населения администрации края.

    2. Управление осуществляет контроль за качественной и эффек­
      тивной работой подведомственных учреждений социальной защи­
      ты, а также контроль за их финансово-хозяйственной деятельнос­
      тью.

    3. Управление возглавляет начальник, который назначается и
      освобождается от должности главой города по согласованию с Де­
      партаментом по социальной защите населения администрации края.
    Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих фун­кций.

    4. Начальник Управления распределяет обязанности между за­
    местителями начальника Управления, руководит деятельностью
    Управления на принципах единоначалия, координирует и конт­
    ролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пре­
    делах своей компетенции, издает приказы, инструкции и дает ука-

    Зания, обязательные для исполнения всеми работниками Управ­ления и подведомственными ему учреждениями.

    Начальник Управления утверждает штатное расписание подве­домственных учреждений, не являющихся юридическими лица­ми, в пределах установленного фонда оплаты труда и численности его работников, а также смету расходов на его содержание в пределах средств, выделяемых из городского бюджета, утверждает положе­ния о структурных подразделениях Управления, а также устав по­ложения подведомственных Управлению учреждений; вносит пред­ложения по назначению на должность и освобождению от долж­ности работников аппарата Управления и руководителей подве­домственных учреждений, возлагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, предоставляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград.

    1.6. ОТДЕЛ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

    Структурным подразделением Управления социальной защиты является Отдел по труду и социальным вопросам, поэтому перед этим отделом стоят те же задачи, что и перед Управлением соци­альной защиты населения.

    В сферу компетенции Отдела по труду и социальным вопросам входят следующие области социальной защиты населения:

    А) социального обслуживания;

    Б) реабилитации инвалидов;

    В) социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и дру­
    гих категорий граждан;

    Г) социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и дет­
    ства;

    Д) труда и его охраны.

    Организация деятельности Отдела по труду и социальным вопросам

    Отдел осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учреждений социальной защиты.

    Отдел возглавляет заведующий, который назначается и осво­бождается от должности главой города по согласованию с началь­ником Управления по социальной защите населения администра­ции города.

    Заведующий несет персональную ответственность за выпол­нение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций.

    Заведующий отделом распределяет обязанности между специа­листами, руководит деятельностью отдела на принципах единона­чалия, координирует и контролирует деятельность подведомствен­ных ему учреждений в пределах своей компетенции, дает указа­ния, обязательные для исполнения всеми работниками отдела и подведомственными ему учреждениями.



    Рис. 1. Структура Отдела по труду и социальным вопросам

    1.7. ПЕНСИОННЫЙ ОТДЕЛ ГОРОДА ИЛИ РАЙОНА

    Пенсионный отдел является структурным подразделением Уп­равления социальной защиты населения.

    Пенсионный отдел города или района организует свою работу или по участковой системе, или с применением функциональной специализации.

    Как бы ни была организована работа Пенсионного отдела, на­значения, выплаты пенсий, делопроизводство, бухгалтерские опе­рации производятся с помощью компьютеров.

    Если Пенсионный отдел организует свою работу по участковой системе, то город или район разбивается на определенные участки по улицам города или районам и по почтовым отделениям связи. Каждый участок возглавляет специалист, который ведет прием

    Граждан, принимает документы для назначения пенсий, работает с ответственными представителями предприятий, учреждений, организаций, отвечает на письма граждан и т. д.



    Если Пенсионный отдел строит работу с применением функ­циональной специализации, то город или район не разбивается на участки, а специалисты по назначению и выплате пенсий разби­ваются на определенные группы. Например, одна группа специа­листов занимается только приемом граждан и документов для на­значения пенсий, другая группа готовит проект решения комис­сии по назначению пенсий, третья группа специалистов занима­ется выплатой пенсий и т. д. Можно выделить столько групп спе­циалистов, сколько необходимо для успешной работы региона. В Российской Федерации некоторые пенсионные отделы организу­ют работу по участковой системе, а некоторые отдают предпочте­ние функциональной специализации. Структура такого Пенсион­ного отдела дана на рис. 2.
    Рис. 2. Структура Пенсионного отдела

    Для представления работников предприятия к назначению пенсий. Комиссия оказывает помощь работникам в востребовании необ­ходимых документов для назначения пенсий, готовит макеты пен­сионных дел, ведет разъяснительную работу и пропаганду пенси­онного законодательства. Работает Комиссия на общественных на­чалах.

    1.9. КОМИССИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПЕНСИЙ


    Одним из органов, принимающих участие в пенсионном обес­печении трудящихся, является Комиссия по назначению пенсий. Состав Комиссии утверждается администрацией города или райо­на, председатель Комиссии - заведующий районным, городским Пенсионным отделом, в состав Комиссии входят представитель районного (городского) финансового органа, представитель проф­союзной организации предприятий, учреждений, организации города или района. При назначении пенсий военнослужащим и членам их семей присутствует районный (городской) военный

    Комиссар.

    Функции Комиссии по назначению пенсий:


    • назначение пенсий;

    • отказ в назначении пенсий;

    • перерасчет пенсий;

    • перевод с одного вида пенсии на другой;

    • установление трудового стажа по свидетельским показа­
      ниям;

    • рассмотрение спорных вопросов, связанных с подсчетом тру­
      дового стажа и заработка.
    Решение Комиссия принимает голосованием. Оформляется ре­шение Комиссии протоколом, который подписывают все члены Комиссии. Если кто-либо из членов Комиссии не согласен с мне­нием других, то его особое мнение оформляется отдельно и при­общается к протоколу.

    При отказе в назначении пенсии или рассмотрении спорных вопросов на заседание Комиссии вызывается заявитель, которому разъясняется причина отказа со ссылками на законодательные акты и одновременно разъясняется порядок обжалования решения про­токола комиссии. Если заявитель не явился на заседание Комис­сии, то выписка из протокола Комиссии ему направляется почтой в течение пяти дней после вынесения решения.

    В последнее время практикуется назначение пенсий без реше­ния комиссий, когда однотипные, несложные пенсионные дела рассматриваются одним председателем Комиссии по назначению пенсий и только им одним подписывается протокол о назначении

    Пенсии. Во всех других случаях вопросы решаются Комиссией по назначению пенсий.

    1.10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

    Особое место в системе органов управления социальной защи­ты населения занимают учреждения государственной службы ме­дико-социальной экспертизы (МСЭК). В целях реализации Феде­рального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации приняло по­становление от 13.08.96 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами». Этим постановлением утверждены «Положение о при­знании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждени­ях государственной экспертизы».

    Основные задачи учреждений государственной службы медико-со­ циальной экспертизы - определение группы инвалидности, ее при­чин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

    Учреждения в своей деятельности руководствуются федераль­ными законами, указами и распоряжениями Президента Россий­ской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правитель­ства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об учреждениях.

    Учреждения при установлении инвалидности руководствуются «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным Пра­вительством Российской Федерации.

    Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здраво­охранения, службой занятости и другими органами и учреждени­ями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также с представителями обществен­ных организаций инвалидов.

    Решение об установлении инвалидности принимается коллеги­ально простым голосованием специалистов учреждения, прово­дивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной вла­сти, органами местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности.

    Учреждения несут в установленном законодательством Россий­ской Федерации порядке ответственность за выполнение возло­женных на них задач.

    Учреждения в своей деятельности используют формы первич­ных учетно-отчетных документов и бланков строгой отчетности, утверждаемых в установленном порядке.

    Управление учреждением осуществляется его руководителем.

    Руководитель учреждения назначается и освобождается от дол­жности органом социальной защиты населения субъекта Рос­сийской Федерации, в ведении которого находится учрежде­ние.

    На должность руководителя учреждения назначается лицо, име­ющее высшее медицинское образование.

    Руководитель учреждения исполняет следующие функции:


    • организует медико-социальную экспертизу и обеспечивает
      ее качественное проведение;

    • утверждает структуру, штатное расписание и должностные
      обязанности работников;

    • устанавливает ставки заработной платы (должностные окла­
      ды) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате тру­
      да работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-ква­
      лификационными требованиями, определяет виды и размеры над­
      бавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пре­
      делах средств, направляемых на оплату труда;

    • несет персональную ответственность за деятельность учреж­
      дения и проведение медико-социальной экспертизы граждан.
    Признание лица инвалидом

    Признание лица инвалидом осуществляется при проведении ме­дико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки со­стояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты населения Российс­кой Федерации и Министерством здравоохранения и медицинс­кой промышленности Российской Федерации.

    В зависимости от степени нарушения функций организма и ог­раничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возра­сте до 16 лет - категория «ребенок-инвалид».

    Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактичес­кому учреждению здравоохранения (далее именуется - учрежде­ние здравоохранения).

    В случае, если в соответствии с заключением учреждения здра­воохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

    Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.

    Лицо без определенного места жительства принимается на ме­дико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения.

    Учреждение здравоохранения направляет в установленном по­рядке гражданина на медико-социальную экспертизу после про­ведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитаци­онных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стой­кое нарушение функций организма, обусловленное заболевания­ми, последствиями травм и врожденными дефектами.

    В направлении учреждения здравоохранения указываются дан­ные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нару­шения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реаби­литационных мероприятий.

    Форма направления учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохра­нения и медицинской промышленности Российской Федерации. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-со­циальной экспертизы, включаются в базовую программу обязатель­ного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

    Орган социальной защиты населения может направлять на ме­дико-социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограниче­ния жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нару­шение функций организма, обусловленное заболеваниями, послед­ствиями травм и врожденными дефектами.

    Форма направления органа социальной защиты населения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством со­циальной защиты населения Российской Федерации.

    Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту све­дений, указанных в направлении на медико-социальную экспер­тизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В случае отказа учреждения здравоохранения или органа соци­альной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право об­ратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих наруше­ние функций организма, обусловленное заболеваниями, послед­ствиями травм и врожденными дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности

    1.11. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ

    Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) является доброволь­ной общественной организацией инвалидов, действующей на ос­нове собственного Устава, в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и действующим законодательством на всей территории Российской Федерации.

    ВОИ осуществляет свою деятельность под руководством своих выборных органов независимо от политических и общественных организаций, нейтрально в религиозном отношении.

    ВОИ строит свою работу на основе Программы Всероссийско­го общества инвалидов.

    Цели ВОИ:


    • защита прав и интересов инвалидов в Российской Федерации;

    • создание инвалидам условий, обеспечивающих равные с дру­
      гими гражданами Российской Федерации возможности участия во
      всех сферах жизни общества;
    - интеграция инвалидов в общество.
    Задачи ВОИ:

    • выражать и защищать законные интересы и права инвалидов в
      центральных и местных органах государственной власти и управле­
      ния, используя в этих целях право законодательной инициативы;

    • участвовать в формировании органов государственной влас­
      ти и управления, выработке принимаемых ими решений, в случа­
      ях и порядке, предусмотренных законодательством;

    • содействовать инвалидам в реализации установленных зако­
      нодательством льгот и преимуществ, в получении медицинской
      помощи, образования, трудоустройстве, улучшении материального
      положения, жилищных и бытовых условий, в реализации духов­
      ных запросов;

    • вовлекать инвалидов в члены Общества, вести широкую про­
      паганду деятельности ВОИ;

    • участвовать в проводимых другими организациями програм­
      мах и осуществлять собственные программы по медицинской, про­
      фессиональной и социальной реабилитации инвалидов;

    • взаимодействовать с государственными и общественными
      организациями и движениями, действующими в интересах инва­
      лидов;

    • развивать международные связи инвалидов и организаций
      инвалидов;

    • организовывать научные и социологические исследования по
      проблемам инвалидности;

    • осуществлять предпринимательскую, хозяйственную, произ­
      водственную и иную не запрещенную законодательством деятель­
      ность для обеспечения программ ВОИ и решения уставных задач:
    - свободно распространять информацию о своих целях и дея­
    тельности, осуществлять в установленном порядке редакционно-
    издательскую деятельность, иметь свои печатные органы и иные
    средства массовой информации.

    Принципы деятельности ВОИ:


    • гуманизация и милосердие;

    • уважение личного достоинства и мнения каждого инвалида,
      недопущение дискриминации инвалидов в зависимости от катего­
      рии, причины и тяжести инвалидности, возраста, пола, нацио­
      нальности;

    • приоритетная поддержка членов Общества, находящихся в
      наиболее тяжелом положении;

    • выборность всех органов снизу доверху;

    • гласность в работе органов ВОИ, доступность информации о
      деятельности ВОИ, обязательный учет мнения членов Общества
      при выработке и принятии решений;

    • посильное участие членов ВОИ в работе организаций ВОИ
      и др.
    Членами ВОИ могут быть инвалиды, родители, опекуны и по­печители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет, проживающие на территории Рос­сийской Федерации, признающие и выполняющие Устав и Про­грамму ВОИ.

    Прекращение членства во Всероссийском обществе инвалидов производится:


    • по личному письменному заявлению члена ВОИ;

    • в случае исключения из членов ВОИ.
    Средства Всероссийского общества инвалидов образуются:

    • из вступительных и членских взносов членов ВОИ;

    • доходов от предпринимательской, хозяйственной, производ­
      ственной, издательской и другой не запрещенной законодатель­
      ством деятельности, лотерей, аукционов, выставок и других ме­
      роприятий, проводимых ВОИ;

    • добровольных взносов и пожертвований юридических и фи­
      зических лиц;

    • поступлений от благотворительных акций;

    • дарений учреждений, организаций и граждан, в том числе
      иностранных;
    - других поступлений, не запрещенных законом.
    Средства ВОИ расходуются в соответствии с задачами и про­
    граммами Общества.

    В случае прекращения деятельности ВОИ его средства и иму­
    щество используются на цели и в порядке, предусмотренном на­
    стоящим Уставом.

    1.12. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ

    Всероссийское общество слепых (ВОС) - добровольная обще­ственная организация инвалидов I и II групп по зрению, создан­ная в целях их социальной защиты, действующая на основе само­управления в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.

    ВОС осуществляет деятельность под руководством своих выбор­ных органов на основе демократических принципов.

    Центральные, республиканские (республик в составе Россий­ской Федерации) правления, а также краевые, областные, Мос­ковское городское и Санкт-Петербургское правления (в дальней­шем местное правление) ВОС представительствуют по делам Об­щества в государственных, общественных и других организациях.

    Всероссийское общество слепых в случаях и порядке, предус­мотренных законодательством, обладает правом законодательной инициативы и полномочно вносит в соответствующие органы про­екты законов, постановлений и предложений по изменению и дополнению законодательства по вопросам, связанным с деятель­ностью Общества и положением инвалидов по зрению.

    Всероссийское общество слепых самостоятельно или в блоках и движениях участвует в выборах в федеральные, местные предста­вительные органы, выдвигает кандидатов в Государственную Думу и Совет Федерации, в местные представительные органы.

    Цели и задачи ВОС:


    • защита прав и интересов инвалидов по зрению;

    • их социальная реабилитация и интеграция;

    • приобщение к труду, культуре, спорту;

    • развитие общественной активности;

    • содействие государственным и общественным организациям
      в решении этих задач, г
    Основные направления деятельности ВОС:

    • выявлять слепых граждан, вести их учет и вовлекать в члены
      ВОС. Привлекать зрячих граждан к участию в работе Общества;

    • популизировать деятельность Общества;

    • совместно с государственными органами участвовать в раз­
      работке индивидуальных и комплексных программ реабилитации
      инвалидов по зрению и оказывать содействие в их реализации;

    • для осуществления уставных задач создавать республиканс­
      кие, местные, первичные организации и группы ВОС, производ­
      ственные объединения, учебно-производственные и другие пред­
      приятия, типографии, издательства, кооперативы, конструкторс­
      кие бюро, базы снабжения, институты повышения квалифика­
      ции, институты реабилитации, школы восстановления трудоспо­
      собности слепых, специализированные магазины по продаже то-
    варов инвалидам по зрению, музыкально-эстрадные объединения, дома культуры, клубы, санатории, дома и базы отдыха и другие учреждения;

    • осуществлять производственное и профессиональное обуче­
      ние и повышение квалификации работающих;

    • организовывать рациональное трудоустройство слепых на соб­
      ственных предприятиях и в учреждениях, принимать меры к тру­
      довому устройству слепых на государственных предприятиях и в
      учреждениях, на предприятиях других организаций, в сельском,
      хозяйстве; оказывать им содействие в развитии индииидуальной
      трудовой деятельности;

    • способствовать созданию благотворительных условий работы
      предприятий и организаций ВОС, развитию предпринимательс­
      кой деятельности в Обществе;

    • развивать изобретательскую и рационализаторскую деятель­
      ность на предприятиях и организациях ВОС. Осуществлять разра­
      ботку современных конструкций технических приборов, специ­
      альных приспособлений, облегчающих труд слепых в простран­
      стве, привлекать к этому министерства, государстненные комите­
      ты, ведомства, НИИ и предприятия. Участвовать в формировании
      доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;

    • шефствовать над школами-интернатами для слепых и слабо­
      видящих детей, способствовать повышению общеобра юпательно-
      го уровня взрослых слепых и организовывать их обучение чтению
      и письму по системе Брайля;

    • создавать условия для развития личности, удовлетворения, ее
      духовных вопросов. Осуществлять нравственно-эстетическое воспи­
      тание, экономическое и правовое образование членов Общества;

    • учреждать газеты и журналы, выпускать научно-техничес­
      кую, художественную и другую литературу;

    • содействовать органам здравоохранения в улучшении меди­
      цинской помощи слепым, в проведении работы по предупрежде­
      нию слепоты, сохранению остаточного зрения, а также осязания
      и слуха;

    • принимать меры к улучшению бытового обслуживания и
      жилищных условий членов Общества. В установленном законом
      порядке распределять жилую площадь, построенную или приоб­
      ретенную на средства ВОС;

    • поддерживать связи и деловые контакты с общестепными
      объединениями и организациями, занимающимися проблемами
      инвалидов;

    • вступать в международные общественные организации инва­
      лидов, заключать с ними соглашения, участвовать в осуществле­
      нии мероприятий, не противоречащих международным обязатель­
      ствам Российской Федерации;
    устанавливать отношения с благотворительными фондами и
    организациями, организовывать работу по сбору добровольных

    |; пожертвований в пользу Общества.

    Членами ВОС могут быть граждане Российской Федерации, 1 постоянно проживающие на территории Российской Федерации, I достигшие 14 лет и являющиеся инвалидами I и II групп по зре-" нию. ■

    Членами ВОС могут быть также инвалиды III группы по зрению и зрячие граждане, принимающие активное участие в деятельнос­ти Общества.

    Инвалиды I и II групп по зрению, не являющиеся членами ВОС, учитываются первичными организациями ВОС. Принципы деятельности ВОС:


    • все руководящие органы Общества избираются членами ВОС
      и регулярно перед ними отчитываются;

    • организации Общества осуществляют свою деятельность на
      основе настоящего Устава и решений вышестоящих органов Об-
    | щества;

    • решения принимаются большинством голосов;

    • нижестоящие органы подчиняются вышестоящим в пределах
      их полномочий.
    1.13. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ

    Всероссийское общество глухих (ВОГ) - добровольная обще­ственная организация инвалидов I и II групп по слуху, созданная в целях их социальной защиты, действующая на основе самоуп­равления в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.

    ВОГ осуществляет свою деятельность под руководством своих выборных органов на основе демократических принципов.

    Всероссийское общество глухих в случаях и порядке, предус­мотренным законодательством, обладает правом законодательной инициативы и полномочно вносить в соответствующие органы проекты законов, постановлений и предложений по изменению и дополнению законодательства по вопросам, связанным с деятель­ностью Общества и положением инвалидов по слуху.

    Всероссийское общество глухих самостоятельно или в блоках и движениях участвует в выборах в федеральные, местные предста­вительные органы, вьщвигает кандидатов в Государственную Думу и Совет Федерации, в местные представительные органы.

    Цели ВОГ:


    • защита прав и интересов инвалидов по слуху;

    • приобщение к труду, культуре и спорту;
    - развитие общественной активности;

    Содействие государственным и общественным органам в ре­
    шении этих задач.

    Задачи ВОГ:

    Выявить глухих граждан, вести их учет и вовлекать в члены

    Общественные организации взаимодействуют с органами исполнительной власти, реализуя государственную политику в отношении социальной защиты населения. Это выражается в привлечении общественных организаций к разработке и оценке регионального законодательства, использовании их опыта при разработке и экспертизе реабилитационных программ, стандартов и норм доступности жизненной среды для инвалидов.

    В наши дни общественные организации участвуют в решении многих социальных проблем различных групп населения. Прежде всего, это проблемы здоровья, социального сиротства, инфраструктуры здравоохранения, образования и других социальных сфер, материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, профилактики и рецидива попадания в трудную жизненную ситуацию и т.д.

    Общественные организации работают с разными социальными группами. Они ведут разнообразную деятельность, среди направлений которой работа с семьями группы риска для профилактики социального сиротства; социальная адаптация детей-сирот и адаптация выпускников детских интернатных учреждений, включая профориентацию и трудоустройство; долгосрочная опека в негосударственных интернатных учреждениях для детей-сирот; наставничество, в которое вовлекаются добровольцы (эта деятельность создает условия, в которых у ребенка-сироты появляется значимый взрослый-наставник); правовая защита детей-сирот.

    Большую работу в данном направлении проводит Белгородское региональное отделение ООБФ «Российский детский фонд». Данная общественная организация реализует программы и модели помощи для нейтрализации сложившейся в конкретной семье ситуации и предотвращения ее дальнейшего ухудшения. Среди них:

    – предотвращение усугубления положения проблемной семьи и ее превращения в семью группы риска по социальному сиротству;

    – предотвращение лишения родителей прав на ребенка;

    – поиск замещающей семьи;

    – адаптация ребенка к независимой жизни после выпуска из интернатного учреждения .

    Для общественных организаций можно выделить следующие основные тенденции в оказании помощи детям в трудной жизненной ситуации:

    – продолжение развития и распространения проектов по профилактике социального сиротства, в том числе в организациях, традиционно работающих с воспитанниками детских интернатных учреждений;

    – рост потребности в универсальных и тиражируемых механизмах работы по профилактике социальных проблем, в том числе в критериях оценки социального риска детей и их семей, в описании конкретных практик;

    – сохранение неудовлетворенной потребности в квалифицированном персонале некоммерческих организаций и волонтерах для проведения комплексной работы с детьми в трудной жизненной ситуации, в том числе для работы по профилактике социального сиротства и ресоциализации детей .

    На сегодняшний день наиболее востребованными видами оказания помощи в решении проблем со стороны организаций гражданского общества являются: социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, обучение их гражданским профессиям, профессиональная переквалификация; юридическая, правовая помощь, консультативные услуги; выработка проектов изменений и дополнений в соответствующее законодательство, затрагивающих решение проблем военнослужащих, ветеранов; контроль за реализацией федеральных целевых программ, касающихся решения проблем военнослужащих, ветеранов. Значительная часть некоммерческих организаций свою деятельность ориентирует на решение целого комплекса обозначенных социальных проблем ветеранов и бывших военнослужащих.

    Таким образом, общественные организации совместно с государственными учреждениями социальной защиты участвуют в решении социальных задач и оказания поддержки различным категориям граждан, помогают решать их жизненные проблемы.

    Литература: 1 . Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. [Текст] Доклад к XII Междунар.науч.конф. НИУ «ВШЭ» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / рук. проекта Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. – 56 с. 2 . Солодова И.И. Практики НКО по оказанию помощи детям в сложной жизненной ситуации. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/04/11/Солодова-дети%20в% 20ТЖС.pdf

    Белините Алина

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    (Россия, г. Москва)

    Общественные организации взаимодействуют с органами исполнительной власти, реализуя государственную политику в отношении социальной защиты населения. Это выражается в привлечении общественных организаций к разработке и оценке регионального законодательства, использовании их опыта при разработке и экспертизе реабилитационных программ, стандартов и норм доступности жизненной среды для инвалидов.

    В наши дни общественные организации участвуют в решении многих социальных проблем различных групп населения. Прежде всего, это проблемы здоровья, социального сиротства, инфраструктуры здравоохранения, образования и других социальных сфер, материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, профилактики и рецидива попадания в трудную жизненную ситуацию и т.д.

    Общественные организации работают с разными социальными группами. Они ведут разнообразную деятельность, среди направлений которой работа с семьями группы риска для профилактики социального сиротства; социальная адаптация детей-сирот и адаптация выпускников детских интернатных учреждений, включая профориентацию и трудоустройство; долгосрочная опека в негосударственных интернатных учреждениях для детей-сирот; наставничество, в которое вовлекаются добровольцы (эта деятельность создает условия, в которых у ребенка-сироты появляется значимый взрослый-наставник); правовая защита детей-сирот.

    Большую работу в данном направлении проводит Белгородское региональное отделение ООБФ «Российский детский фонд». Данная общественная организация реализует программы и модели помощи для нейтрализации сложившейся в конкретной семье ситуации и предотвращения ее дальнейшего ухудшения. Среди них:

    – предотвращение усугубления положения проблемной семьи и ее превращения в семью группы риска по социальному сиротству;

    – предотвращение лишения родителей прав на ребенка;

    – поиск замещающей семьи;

    – адаптация ребенка к независимой жизни после выпуска из интернатного учреждения .

    Для общественных организаций можно выделить следующие основные тенденции в оказании помощи детям в трудной жизненной ситуации:

    – продолжение развития и распространения проектов по профилактике социального сиротства, в том числе в организациях, традиционно работающих с воспитанниками детских интернатных учреждений;

    – рост потребности в универсальных и тиражируемых механизмах работы по профилактике социальных проблем, в том числе в критериях оценки социального риска детей и их семей, в описании конкретных практик;

    – сохранение неудовлетворенной потребности в квалифицированном персонале некоммерческих организаций и волонтерах для проведения комплексной работы с детьми в трудной жизненной ситуации, в том числе для работы по профилактике социального сиротства и ресоциализации детей .

    На сегодняшний день наиболее востребованными видами оказания помощи в решении проблем со стороны организаций гражданского общества являются: социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, обучение их гражданским профессиям, профессиональная переквалификация; юридическая, правовая помощь, консультативные услуги; выработка проектов изменений и дополнений в соответствующее законодательство, затрагивающих решение проблем военнослужащих, ветеранов; контроль за реализацией федеральных целевых программ, касающихся решения проблем военнослужащих, ветеранов. Значительная часть некоммерческих организаций свою деятельность ориентирует на решение целого комплекса обозначенных социальных проблем ветеранов и бывших военнослужащих.

    Таким образом, общественные организации совместно с государственными учреждениями социальной защиты участвуют в решении социальных задач и оказания поддержки различным категориям граждан, помогают решать их жизненные проблемы.

    Литература: 1 . Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. [Текст] Доклад к XII Междунар.науч.конф. НИУ «ВШЭ» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / рук. проекта Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. – 56 с. 2 . Солодова И.И. Практики НКО по оказанию помощи детям в сложной жизненной ситуации. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/04/11/Солодова-дети%20в% 20ТЖС.pdf

    Белините Алина

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    (Россия, г. Москва)