(Документ)
Книга предоставлена исключительно в ознакомительных целях.
По специальности 0205 «Социальная работа» М.П.Лукина; преподаватель юридического колледжа «Ьех» Н.В.Дмитриева
Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф.
Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. - 192 с.
15ВК 5-294-00014-8 (Мастерство)
15ВК 5-06-003924-2 (Высшая школа)
Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.
Может быть полезно для практических работников органов социальной защиты.
УДК 362 ББК 65.272
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Мастерство» и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещается.
I8ВN 5-294-00014-8 © Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф., 2001
I8ВN 5-06-003924-2 © Издательство «Мастерство», 2001
Глава I
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Социальная защита населения в широком смысле этого понятия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб - Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.
Социальное обеспечение - это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации - прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 10.12.95 г. - «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», 24.11.95 г. - «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
1.2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготов ке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из, себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения - это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:
Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.
1.3. МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-
Нами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
1.4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении - подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные задачи Департамента, его структуру.
Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Основные задачи Департамента
Б. В области социального обслуживания населения:
Разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для
государственной системы социальной защиты населения, органи
зует подготовку и повышение квалификации работников и специ
алистов органов социальной защиты населения и их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.
Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению главой администрации края.
Генеральный директор Департамента:
Распределяет обязанности между своими заместителями;
Могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.
Коллегия Департамента по социальной защите населения администрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важным и сложным вопросам деятельности Департамента.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и воспитания кадров и другие основные вопросы деятельности Департамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.
Постановления Коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами генерального директора.
В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.
1.5. РАЙОННЫЕ (ГОРОДСКИЕ) ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Районные (городские) органы социальной защиты населения - это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.
Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.
В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет:
подразделения:
Управление социальной защиты населения администрации города (именуемое далее Управление) является муниципальным органом управления в структуре администрации города и подчиняется в своей деятельности как администрации города, так и Департаменту по социальной защите населения администрации края.
Рассмотрим как функционирует Управление социальной защиты населения на примере г. Армавира.
1. Управление и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
Место нахождения управления - г. Армавир, ул. Тургенева, 106.
6. Структура Управления:
подразделения:
А. В области пенсионного обеспечения:
Е. В области труда и охраны труда:
4. Начальник Управления распределяет обязанности между за
местителями начальника Управления, руководит деятельностью
Управления на принципах единоначалия, координирует и конт
ролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пре
делах своей компетенции, издает приказы, инструкции и дает ука-
Зания, обязательные для исполнения всеми работниками Управления и подведомственными ему учреждениями.
Начальник Управления утверждает штатное расписание подведомственных учреждений, не являющихся юридическими лицами, в пределах установленного фонда оплаты труда и численности его работников, а также смету расходов на его содержание в пределах средств, выделяемых из городского бюджета, утверждает положения о структурных подразделениях Управления, а также устав положения подведомственных Управлению учреждений; вносит предложения по назначению на должность и освобождению от должности работников аппарата Управления и руководителей подведомственных учреждений, возлагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, предоставляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград.
1.6. ОТДЕЛ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Структурным подразделением Управления социальной защиты является Отдел по труду и социальным вопросам, поэтому перед этим отделом стоят те же задачи, что и перед Управлением социальной защиты населения.
В сферу компетенции Отдела по труду и социальным вопросам входят следующие области социальной защиты населения:
А) социального обслуживания;
Б) реабилитации инвалидов;
В) социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и дру
гих категорий граждан;
Г) социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и дет
ства;
Д) труда и его охраны.
Организация деятельности Отдела по труду и социальным вопросам
Отдел осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учреждений социальной защиты.
Отдел возглавляет заведующий, который назначается и освобождается от должности главой города по согласованию с начальником Управления по социальной защите населения администрации города.
Заведующий несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций.
Заведующий отделом распределяет обязанности между специалистами, руководит деятельностью отдела на принципах единоначалия, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пределах своей компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками отдела и подведомственными ему учреждениями.
Рис. 1. Структура Отдела по труду и социальным вопросам
1.7. ПЕНСИОННЫЙ ОТДЕЛ ГОРОДА ИЛИ РАЙОНА
Пенсионный отдел является структурным подразделением Управления социальной защиты населения.
Пенсионный отдел города или района организует свою работу или по участковой системе, или с применением функциональной специализации.
Как бы ни была организована работа Пенсионного отдела, назначения, выплаты пенсий, делопроизводство, бухгалтерские операции производятся с помощью компьютеров.
Если Пенсионный отдел организует свою работу по участковой системе, то город или район разбивается на определенные участки по улицам города или районам и по почтовым отделениям связи. Каждый участок возглавляет специалист, который ведет прием
Граждан, принимает документы для назначения пенсий, работает с ответственными представителями предприятий, учреждений, организаций, отвечает на письма граждан и т. д.
Если Пенсионный отдел строит работу с применением функциональной специализации, то город или район не разбивается на участки, а специалисты по назначению и выплате пенсий разбиваются на определенные группы. Например, одна группа специалистов занимается только приемом граждан и документов для назначения пенсий, другая группа готовит проект решения комиссии по назначению пенсий, третья группа специалистов занимается выплатой пенсий и т. д. Можно выделить столько групп специалистов, сколько необходимо для успешной работы региона. В Российской Федерации некоторые пенсионные отделы организуют работу по участковой системе, а некоторые отдают предпочтение функциональной специализации. Структура такого Пенсионного отдела дана на рис. 2.
Рис. 2. Структура Пенсионного отдела
Для представления работников предприятия к назначению пенсий. Комиссия оказывает помощь работникам в востребовании необходимых документов для назначения пенсий, готовит макеты пенсионных дел, ведет разъяснительную работу и пропаганду пенсионного законодательства. Работает Комиссия на общественных началах.
1.9. КОМИССИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПЕНСИЙ
Одним из органов, принимающих участие в пенсионном обеспечении трудящихся, является Комиссия по назначению пенсий. Состав Комиссии утверждается администрацией города или района, председатель Комиссии - заведующий районным, городским Пенсионным отделом, в состав Комиссии входят представитель районного (городского) финансового органа, представитель профсоюзной организации предприятий, учреждений, организации города или района. При назначении пенсий военнослужащим и членам их семей присутствует районный (городской) военный
Комиссар.
Функции Комиссии по назначению пенсий:
При отказе в назначении пенсии или рассмотрении спорных вопросов на заседание Комиссии вызывается заявитель, которому разъясняется причина отказа со ссылками на законодательные акты и одновременно разъясняется порядок обжалования решения протокола комиссии. Если заявитель не явился на заседание Комиссии, то выписка из протокола Комиссии ему направляется почтой в течение пяти дней после вынесения решения.
В последнее время практикуется назначение пенсий без решения комиссий, когда однотипные, несложные пенсионные дела рассматриваются одним председателем Комиссии по назначению пенсий и только им одним подписывается протокол о назначении
Пенсии. Во всех других случаях вопросы решаются Комиссией по назначению пенсий.
1.10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Особое место в системе органов управления социальной защиты населения занимают учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭК). В целях реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации приняло постановление от 13.08.96 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами». Этим постановлением утверждены «Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной экспертизы».
Основные задачи учреждений государственной службы медико-со циальной экспертизы - определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об учреждениях.
Учреждения при установлении инвалидности руководствуются «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным Правительством Российской Федерации.
Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также с представителями общественных организаций инвалидов.
Решение об установлении инвалидности принимается коллегиально простым голосованием специалистов учреждения, проводивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности.
Учреждения несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выполнение возложенных на них задач.
Учреждения в своей деятельности используют формы первичных учетно-отчетных документов и бланков строгой отчетности, утверждаемых в установленном порядке.
Управление учреждением осуществляется его руководителем.
Руководитель учреждения назначается и освобождается от должности органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится учреждение.
На должность руководителя учреждения назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование.
Руководитель учреждения исполняет следующие функции:
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет - категория «ребенок-инвалид».
Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).
В случае, если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.
Лицо без определенного места жительства принимается на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения.
Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами.
В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Форма направления учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
Орган социальной защиты населения может направлять на медико-социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами.
Форма направления органа социальной защиты населения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.
Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности
1.11. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ
Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) является добровольной общественной организацией инвалидов, действующей на основе собственного Устава, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством на всей территории Российской Федерации.
ВОИ осуществляет свою деятельность под руководством своих выборных органов независимо от политических и общественных организаций, нейтрально в религиозном отношении.
ВОИ строит свою работу на основе Программы Всероссийского общества инвалидов.
Цели ВОИ:
Принципы деятельности ВОИ:
Прекращение членства во Всероссийском обществе инвалидов производится:
В случае прекращения деятельности ВОИ его средства и иму
щество используются на цели и в порядке, предусмотренном на
стоящим Уставом.
1.12. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
Всероссийское общество слепых (ВОС) - добровольная общественная организация инвалидов I и II групп по зрению, созданная в целях их социальной защиты, действующая на основе самоуправления в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.
ВОС осуществляет деятельность под руководством своих выборных органов на основе демократических принципов.
Центральные, республиканские (республик в составе Российской Федерации) правления, а также краевые, областные, Московское городское и Санкт-Петербургское правления (в дальнейшем местное правление) ВОС представительствуют по делам Общества в государственных, общественных и других организациях.
Всероссийское общество слепых в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, обладает правом законодательной инициативы и полномочно вносит в соответствующие органы проекты законов, постановлений и предложений по изменению и дополнению законодательства по вопросам, связанным с деятельностью Общества и положением инвалидов по зрению.
Всероссийское общество слепых самостоятельно или в блоках и движениях участвует в выборах в федеральные, местные представительные органы, выдвигает кандидатов в Государственную Думу и Совет Федерации, в местные представительные органы.
Цели и задачи ВОС:
|; пожертвований в пользу Общества.
Членами ВОС могут быть граждане Российской Федерации, 1 постоянно проживающие на территории Российской Федерации, I достигшие 14 лет и являющиеся инвалидами I и II групп по зре-" нию. ■
Членами ВОС могут быть также инвалиды III группы по зрению и зрячие граждане, принимающие активное участие в деятельности Общества.
Инвалиды I и II групп по зрению, не являющиеся членами ВОС, учитываются первичными организациями ВОС. Принципы деятельности ВОС:
Всероссийское общество глухих (ВОГ) - добровольная общественная организация инвалидов I и II групп по слуху, созданная в целях их социальной защиты, действующая на основе самоуправления в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.
ВОГ осуществляет свою деятельность под руководством своих выборных органов на основе демократических принципов.
Всероссийское общество глухих в случаях и порядке, предусмотренным законодательством, обладает правом законодательной инициативы и полномочно вносить в соответствующие органы проекты законов, постановлений и предложений по изменению и дополнению законодательства по вопросам, связанным с деятельностью Общества и положением инвалидов по слуху.
Всероссийское общество глухих самостоятельно или в блоках и движениях участвует в выборах в федеральные, местные представительные органы, вьщвигает кандидатов в Государственную Думу и Совет Федерации, в местные представительные органы.
Цели ВОГ:
Содействие государственным и общественным органам в ре
шении этих задач.
Задачи ВОГ:
Выявить глухих граждан, вести их учет и вовлекать в члены
Общественные организации взаимодействуют с органами исполнительной власти, реализуя государственную политику в отношении социальной защиты населения. Это выражается в привлечении общественных организаций к разработке и оценке регионального законодательства, использовании их опыта при разработке и экспертизе реабилитационных программ, стандартов и норм доступности жизненной среды для инвалидов.
В наши дни общественные организации участвуют в решении многих социальных проблем различных групп населения. Прежде всего, это проблемы здоровья, социального сиротства, инфраструктуры здравоохранения, образования и других социальных сфер, материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, профилактики и рецидива попадания в трудную жизненную ситуацию и т.д.
Общественные организации работают с разными социальными группами. Они ведут разнообразную деятельность, среди направлений которой работа с семьями группы риска для профилактики социального сиротства; социальная адаптация детей-сирот и адаптация выпускников детских интернатных учреждений, включая профориентацию и трудоустройство; долгосрочная опека в негосударственных интернатных учреждениях для детей-сирот; наставничество, в которое вовлекаются добровольцы (эта деятельность создает условия, в которых у ребенка-сироты появляется значимый взрослый-наставник); правовая защита детей-сирот.
Большую работу в данном направлении проводит Белгородское региональное отделение ООБФ «Российский детский фонд». Данная общественная организация реализует программы и модели помощи для нейтрализации сложившейся в конкретной семье ситуации и предотвращения ее дальнейшего ухудшения. Среди них:
– предотвращение усугубления положения проблемной семьи и ее превращения в семью группы риска по социальному сиротству;
– предотвращение лишения родителей прав на ребенка;
– поиск замещающей семьи;
– адаптация ребенка к независимой жизни после выпуска из интернатного учреждения .
Для общественных организаций можно выделить следующие основные тенденции в оказании помощи детям в трудной жизненной ситуации:
– продолжение развития и распространения проектов по профилактике социального сиротства, в том числе в организациях, традиционно работающих с воспитанниками детских интернатных учреждений;
– рост потребности в универсальных и тиражируемых механизмах работы по профилактике социальных проблем, в том числе в критериях оценки социального риска детей и их семей, в описании конкретных практик;
– сохранение неудовлетворенной потребности в квалифицированном персонале некоммерческих организаций и волонтерах для проведения комплексной работы с детьми в трудной жизненной ситуации, в том числе для работы по профилактике социального сиротства и ресоциализации детей .
На сегодняшний день наиболее востребованными видами оказания помощи в решении проблем со стороны организаций гражданского общества являются: социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, обучение их гражданским профессиям, профессиональная переквалификация; юридическая, правовая помощь, консультативные услуги; выработка проектов изменений и дополнений в соответствующее законодательство, затрагивающих решение проблем военнослужащих, ветеранов; контроль за реализацией федеральных целевых программ, касающихся решения проблем военнослужащих, ветеранов. Значительная часть некоммерческих организаций свою деятельность ориентирует на решение целого комплекса обозначенных социальных проблем ветеранов и бывших военнослужащих.
Таким образом, общественные организации совместно с государственными учреждениями социальной защиты участвуют в решении социальных задач и оказания поддержки различным категориям граждан, помогают решать их жизненные проблемы.
Литература: 1 . Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. [Текст] Доклад к XII Междунар.науч.конф. НИУ «ВШЭ» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / рук. проекта Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. – 56 с. 2 . Солодова И.И. Практики НКО по оказанию помощи детям в сложной жизненной ситуации. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/04/11/Солодова-дети%20в% 20ТЖС.pdf
Белините Алина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
(Россия, г. Москва)
Общественные организации взаимодействуют с органами исполнительной власти, реализуя государственную политику в отношении социальной защиты населения. Это выражается в привлечении общественных организаций к разработке и оценке регионального законодательства, использовании их опыта при разработке и экспертизе реабилитационных программ, стандартов и норм доступности жизненной среды для инвалидов.
В наши дни общественные организации участвуют в решении многих социальных проблем различных групп населения. Прежде всего, это проблемы здоровья, социального сиротства, инфраструктуры здравоохранения, образования и других социальных сфер, материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, профилактики и рецидива попадания в трудную жизненную ситуацию и т.д.
Общественные организации работают с разными социальными группами. Они ведут разнообразную деятельность, среди направлений которой работа с семьями группы риска для профилактики социального сиротства; социальная адаптация детей-сирот и адаптация выпускников детских интернатных учреждений, включая профориентацию и трудоустройство; долгосрочная опека в негосударственных интернатных учреждениях для детей-сирот; наставничество, в которое вовлекаются добровольцы (эта деятельность создает условия, в которых у ребенка-сироты появляется значимый взрослый-наставник); правовая защита детей-сирот.
Большую работу в данном направлении проводит Белгородское региональное отделение ООБФ «Российский детский фонд». Данная общественная организация реализует программы и модели помощи для нейтрализации сложившейся в конкретной семье ситуации и предотвращения ее дальнейшего ухудшения. Среди них:
– предотвращение усугубления положения проблемной семьи и ее превращения в семью группы риска по социальному сиротству;
– предотвращение лишения родителей прав на ребенка;
– поиск замещающей семьи;
– адаптация ребенка к независимой жизни после выпуска из интернатного учреждения .
Для общественных организаций можно выделить следующие основные тенденции в оказании помощи детям в трудной жизненной ситуации:
– продолжение развития и распространения проектов по профилактике социального сиротства, в том числе в организациях, традиционно работающих с воспитанниками детских интернатных учреждений;
– рост потребности в универсальных и тиражируемых механизмах работы по профилактике социальных проблем, в том числе в критериях оценки социального риска детей и их семей, в описании конкретных практик;
– сохранение неудовлетворенной потребности в квалифицированном персонале некоммерческих организаций и волонтерах для проведения комплексной работы с детьми в трудной жизненной ситуации, в том числе для работы по профилактике социального сиротства и ресоциализации детей .
На сегодняшний день наиболее востребованными видами оказания помощи в решении проблем со стороны организаций гражданского общества являются: социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, обучение их гражданским профессиям, профессиональная переквалификация; юридическая, правовая помощь, консультативные услуги; выработка проектов изменений и дополнений в соответствующее законодательство, затрагивающих решение проблем военнослужащих, ветеранов; контроль за реализацией федеральных целевых программ, касающихся решения проблем военнослужащих, ветеранов. Значительная часть некоммерческих организаций свою деятельность ориентирует на решение целого комплекса обозначенных социальных проблем ветеранов и бывших военнослужащих.
Таким образом, общественные организации совместно с государственными учреждениями социальной защиты участвуют в решении социальных задач и оказания поддержки различным категориям граждан, помогают решать их жизненные проблемы.
Литература: 1 . Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. [Текст] Доклад к XII Междунар.науч.конф. НИУ «ВШЭ» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / рук. проекта Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. – 56 с. 2 . Солодова И.И. Практики НКО по оказанию помощи детям в сложной жизненной ситуации. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/04/11/Солодова-дети%20в% 20ТЖС.pdf
Белините Алина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
(Россия, г. Москва)