Социальная защищенность оценка и рекомендации. Социальная защита: понятие и критерии оценки. Список использованной литературы

1. Социальная защита - система мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека .

Также под социальной защитой понимают совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Данная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой - институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих государство, суд, профсоюзы и другие.

Республика Беларусь как социально ориентированное правовое государство проводит социальную политику, направленную на формирование стабильного общества. Социальная политика, основывающаяся на реально имеющихся у государства ресурсах, стимулирует трудовую и хозяйственную активность населения за счет предоставления каждому трудовому человеку возможности своим трудом обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества обеспечивает эффективную социальную защиту .

Проводимая в последние годы в стране социальная политика направлена на усиление социальной защищенности малообеспеченных, оказавшихся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации граждан и семей.

Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

Пособия по безработице;

Пособия по болезни, инвалидности;

Жилищные пособия;

Пособия по получению образования;

Мед. помощь;

Гарантирование государством минимального уровня дохода .

В системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:

Защита всех социально-демографических групп населения;

Социальные гарантии трудоспособным членам общества;

Меры социальной защиты нетрудоспособного населения республики.

Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы

Методы социальной защиты:

1. Социальная помощь осуществляется как в денежной, так и в натуральной формах на условия безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении(инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы).

2. Социальное страхование- система предоставления финансовой помощи на счет взносов (обязательных или добровольных).

3. Социальное попечительство- метод социальной защиты, при которой помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью, например, когда дети остались без родителей.

4. Социальная поддержка- способ соц. Защиты граждан, чти доходы ниже установленного прожиточного минимума.

5. Социальное обслуживание-система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию.

Для проведения политики соц. защиты создается и развивается система соц. защиты, которая представляется собой совокупность мер и форм, которые обеспечивают подержания жизнедеятельности тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях сильного риска по независящим от них обстоятельствах .

Функции социальной защиты населения:

1. Экономическая заключается в замещении заработка, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособности или потеряй кормильца, оказание минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

2. Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровни жизни различных слоев населения.

3. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития населения.

4. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1. социальная защита - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям:

2. социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты является размер среднемесячного дохода населения на члена семьи, наличие источника средств существования(нетрудоспособные, безработные), потребности в помощи (ветераны войны, беременные женщины), экологическое и социальное неблагополучие(беженцы, жители экологически неблагополучных территорий). Для каждой категории уязвимых слоев населения разрабатывается своя система защиты населения.

Главная цель разработки критериев эффективности работы учреждений социального обслуживания системы и управлений (отделов) социальной защиты населения городов и районов- это «при минимальных затратах бюджетных средств добиваться более эффективной социальной защиты действительно нуждающихся в ней граждан, используя, в первую очередь, их собственные возможности»

1. С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости)

Эффективность работы учреждений социального обслуживания оценивается по группам: дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего и специального типа; психоневрологические интернаты для взрослых инвалидов; другие учреждения Такая классификация учреждений, оправдана, так как позволяет произвести оценку эффективности изначально «равных» по типу между собой учреждений.

2. В группу критериев финансовой деятельности включены следующие критерии (пункты) - это критерии эффективности целевого использования бюджетных средств на содержание учреждения; кредиторской задолженности; финансового состояния иной деятельности (критерий эффективности работы по получению дохода от иной деятельности); организации и проведения государственных закупок; своевременного освоения средств для строительства и капитального ремонта; работы со спонсорами.

3. К показателям нарушений отнесли такие критерии эффективности: критерий нарушений, зафиксированных актом или другим документом (правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и другие); критерий наличия фактов привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и наличия обоснованных жалоб на социальное обслуживание.

4. В группу критериев оценки эффективности работы самого учреждения и его отчетности представляется целесообразным внести такие показатели: исполнительская дисциплина, характеризующаяся качеством и сроками представления информации на запросы отделов управления социальной защиты населения; организационно - правовая работа с персоналом учреждений, оцениваемая через организацию трудовых отношений в учреждении; показатель внедрения новых эффективных форм и методов социальной работы в учреждении; участие в конкурсах, спартакиадах, фестивалях. Критерий эффективности, называющийся «организационно - правовая, профилактическая работа с персоналом учреждений», содержит в себе показатели состояния документации по социально- трудовым вопросам.

В состав системы социальной защиты населения включают следующие подсистемы:

Субъекты-граждане и члены их семей, на которых распространяется соц. Защита населения и социальные работники.

Виды и формы соц. Защиты

Механизмы соц. Защиты

Органы в соц. Защиты, в т.ч.:

1. Органы управления соц. защиты

2. Органы финансирования соц. Защиты граждан и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды соц. страхования.

3. Сеть организаций и предприятий соц. Защиты и соц. Обслуживания различных организационно-правовых форм .

Cтраница 1


Социальная защищенность позволяет сотрудникам сосредоточиться на производственном процессе, а не на поиске дополнительных или запасных мест работы.  

Социальная защищенность, экономические права и творческий характер труда способствуют созданию здорового морального климата. Хороший моральный климат заключается в убежденности работников, что их интересы совпадают с интересами фирмы. Как следствие существенно облегчается предотвращение таких проблем, как хищения, текучесть персонала, прогулы, производство бракованной и невостребованной продукции.  

Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов.  

Социальная защищенность детства во многом определяется качеством развития учреждений образования и воспитания детей. В частности, в отношении детских домов, школ-интернатов, домов ребенка могут быть приняты следующие основные положения их развития.  

Понятие социальная защищенность человека отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих.  

Проблема социальной защищенности населения в условиях рынка рабочей силы в России является одной из наименее изученных среди других социальных проблем. Сам термин социальная защита является новым для отечественной науки.  

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство предоставляет населению России, следующие.  

Для усиления социальной защищенности военнослужащих и военнообязанных в РФ введено обязательное страхование жизни и здоровья указанных лиц. Наряду с этим в настоящее время некоторые страховые организации практикуют добровольное страхование от несчастных случаев призывников.  

В целях социальной защищенности населения в Законе закреплено за территориальными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.  

В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.  

К стратегическим мерам социальной защищенности следует отнести систему мер, обеспечивающую всеобщую рациональную занятость.  

Особую актуальность вопросы социальной защищенности работников имеют для тех предприятий, которые находятся на грани банкротства. К ним относятся меры по сохранению рабочих мест, недопущению массового увольнения работников, финансовой поддержке для части уволенных работников, желающих заняться предпринимательской деятельностью, досрочному переводу на пенсию работников предпенсионного возраста, временному ограничению роста заработной платы, переходу на неполный рабочий день и неполную рабочую неделю с целью сохранения численности персонала. Одной из мер смягчения социальных последствий кризиса несостоятельных предприятий является первоочередное предоставление увольняемым работникам возможности устроиться на вакантные места по другим, смежным специальностям с возможностью переквалификации.  

В целях усиления экономической и социальной защищенности как населения в целом, так и отдельных категорий граждан в условиях перехода экономики на рыночные отношения налоговым законодательством России освобождены от обложения обороты по реализации отдельных социально значимых товаров, работ и услуг.  

Результатом работы является формирование социальной защищенности детей и подростков.  

Кроме того, уровень социальной защищенности населения, и в особенности его малоимущих слоев, является индикатором развития общества, степени признания им общечеловеческих ценностей. В нашей республике уже сделаны первые шаги по созданию новой системы социальной защиты населения, адекватной современному этапу развития общества. Однако в этой сфере сохраняется еще множество проблем, требующих своего незамедлительного разрешения.  

Социальная защищенность -- это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости и т. д.

Социальная защищенность -- проблема макроэкономическая, поэтому она должна опираться на правовую основу в рамках всей страны. Исходные принципы социальной защищенности надлежит разрабатывать высшим законодательным и исполнительным органам власти. Однако конкретные программы реализации социальной помощи могут иметь и общенациональный, и региональный характер.

Объектами социальной защиты должны быть все основные показатели уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.п.

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство должно предоставить населению России, следующие.

  • 1. Государство должно установить такие правила «игры» в экономической системе, чтобы сам российский рынок был социально ориентированным, поскольку Конституция Российской Федерации нашу страну провозгласила социальным государством.
  • 2. Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., предприняла попытку дать каждому человеку на земле не только равные политические права, о чем так заботится «западный мир», -- эта декларация предприняла попытку отстаивать экономические, социальные и культурные права для каждого человека, живущего на Земле.
  • 3. Высшим выражением социальной направленности государства должна быть сама государственная власть. Между тем в современной России произошло сращивание государственных чиновников с преступным миром. Социологические анализы показывают, что общие затраты на взятки в год, отдаваемые гражданами России на всех рынках бытовой коррупции, достигают астрономических величин и стали обычным экономическим преступлением. По данным Генпрокуратуры РФ, объем рынка коррупции в России ныне сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается свыше 240 млрд долл.
  • 4. Важнейшей формой социальной гарантии является минимальная оплата труда и соответственно минимальный прожиточный минимум.
  • 5. Социальная защита населения предполагает регулярную выплату заработной платы хотя бы один раз в месяц.
  • 6. Социальная защита населения предполагает индексацию доходов населения в условиях инфляции.
  • 7. С точки зрения социальной защищенности населения России, которое вымирает со скоростью более 700 тыс. человек в год, особое значение имеют уровень и динамика цен на лекарства. Цены на лекарства растут. Система льгот при покупке этих товаров пенсионерами, ветеранами, инвалидами практически не действует. Как правило, по льготным ценам нужных лекарств в аптеках нет.
  • 8. Одной из самых важнейших форм социальной защиты населения являются пенсии. Это основная форма социального обеспечения людей пенсионного возраста и инвалидов.

Средний размер назначенных месячных пенсий в настоящее время практически сравнялся с величиной прожиточного минимума пенсионера, но составляет всего 1/4 часть средней начисленной заработной платы. У людей, которые выйдут на пенсию после 2013 г., трудовая пенсия будет состоять из трех частей: а) базовой части, одинаковой для всех и финансируемой из бюджета за счет Единого социального налога в размере 6%; б) страховой части, перечисляемой организациями из Единого социального налога в размере 10%; в) накопительной части, направляемой на пенсионные нужды из Единого социального налога в размере 4%. Остальные 6% этого налога идут на другие социальные нужды.

9. В современных условиях громадное социальное значение приобретает жилищная проблема. Практически все жилье стало товаром. Бесплатно получает жилье небольшая часть населения.

Национальный проект по обеспечению жильем основную ставку делает на покупку квартир с использованием кредита. Узловой экономической и социальной проблемой становится рост цен на само жилье и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Из года в год растет квартирная плата, плата за электроэнергию, водоснабжение и канализацию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, уборку мусора и т.д. Причем на многие виды услуг цены повышаются несколько раз в году.

10. В социальном аспекте громадное значение приобретают условия труда в России. Декларация Международной организации труда (МОТ) провозглашает право на ведение коллективных переговоров, упразднение принудительного труда, недопущение дискриминации в области труда, создание надлежащих условий труда всем работникам, создание особых условий для труда инвалидов, запрещение эксплуатации детского труда. Почти 11 млн. россиян -- инвалиды, и только один из десяти инвалидов имеет возможность устроиться на работу, как правило, низкооплачиваемую.

Следует помнить о том, что в труде человек проводит одну третью часть своей жизни. Уже из этого следует громадная социальная значимость условий труда, охраны труда, забота о том, чтобы человек испытывал счастье в труде, ибо личный, свободный труд -- важнейшая часть нашей жизни.

  • 11. Один из важнейших социальных аспектов -- забота о безработных. Человеку труда надоело ждать и стоять у ворот неработающего завода; ему надоело ждать, пока он снова станет за станок; ему надоело бастовать и ждать пособия по безработице.
  • 12. Особую социальную озабоченность вызывает морально-этическое разложение детей России: это наркомания, пропаганда секса, передача в частные руки средств массовой информации, радио, телевидения, киностудий.

Наши СМИ соревнуются в том, кто больше и смачнее расскажет о веревке, на которой повесился человек, а не о том, почему человек ушел из жизни. С видом эстетов работники телевидения рассуждают о войнах, катастрофах, убийствах, сексе, безнравственности. Но ни один из них не рассуждает о целомудрии и любви. И это ли не признак морального разложения самих эстетов от российского телевидения.

  • 13. Социальной проблемой стали катастрофы всех форм и всех видов. Горят самолеты, тонут корабли, гибнут подводные лодки, идут под откос поезда, взрываются дома, гибнут невинные люди от взрыва самодельных средств террористов.
  • 14. Вечной социальной проблемой является забота о престарелых и инвалидах не только с точки зрения их денежных доходов, а с точки зрения их социального обслуживания, оказания им помощи в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Следует различать три основных формы этих социальных учреждений:

Становится очевидным, что Россия не может не заботиться о социальной безопасности, которая не менее важна, чем безопасность военная, продовольственная или какая-либо другая.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости. В России почти с детства человек обретает это чувство справедливости. Оздоровление экономики надо начинать с человека, и прежде всего с человека труда, с человека, который создает все блага, все услуги, все ценности. Нельзя допускать положения, чтобы большая часть населения целой страны жила в условиях материально -- за чертой бедности, социально -- с чувством нарушенной справедливости. Подобные условия народ может терпеть в чрезвычайных условиях, но всю жизнь эти условия все население огромной страны выдержать не может. Хотелось бы верить, что и Россия найдет в себе силы решить и разрешить все узловые вопросы социальной проблемы своей страны.

В современном российском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие в обществе изменения затронули экономическую, политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания, что, в свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития. Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной защищенности довольно большой части населения, и в первую очередь трудящихся, что может весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии общества. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественнополитического сознания, позволяющее не только сделать происходящие позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные негативные отклонения. Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное состояние В мире существует два основных документа, которые определяют международные обязательства государств в области социальных и гуманитарных прав. Это Европейская социальная хартия, принятая в 1961-ом году и обновленная в 1996-ом, а также Конвенция международной организации труда (МОТ). Отличие Конвенции МОТ от Хартии заключается в том, что в Хартии определяются основополагающие принципы социальных прав граждан, тогда как Конвенция МОТ их детализирует. Еще до вступления в Совет Европы Россия провозгласила, что обязуется обеспечивать своим гражданам все стандарты в области прав человека, установленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в том числе и социальных прав. А при вступлении в Совет Европы Россия обязалась ратифицировать Европейскую социальную хартию и с момента вступления проводить политику в соответствии с закрепленными в ней принципами. Что же мы имеем на сегодняшний день? Если рассмотреть законодательство и проанализировать Конституцию РФ, то, в принципе, за исключением отдельных мелких погрешностей, мы вполне соответствуем высокому правовому уровню Европы, ибо декларируем полную социальную защищенность своих граждан по всем параметрам. Другое дело, что далеко не всегда эти высокие обязательства выполняются. «В Хартии провозглашается, что должны соблюдаться естественные права человека. В частности - естественные права наемного работника. К таковым относится, в частности, выплата заработной платы. Согласно Хартии, каждый наемный работник имеет право на получение достойного вознаграждения за свой труд. Но, даже опуская слово «достойного», далеко не каждый наемный работник получает сегодня просто вознаграждение за свой труд. Это самое главное право, которое на сегодняшний день нарушено в Российской Федерации. Известно, что государство задолжало бюджетникам за несколько месяцев». Еще характерными нарушениями являлось несоблюдение сроков выплаты заработной платы, введение принудительных «отпусков» без сохранения содержания, побуждение работников к увольнению «по собственному желанию» и другие нарушения Кодекса законов о труде. А ведь это одно из основных социальных прав граждан, из которого следуют многие другие «гарантии». Вторая позиция, которая не соответствует принципам Хартии - это получение достойного пенсионного обеспечения. «Даже дискутируя по поводу того, что же можно считать достойным или недостойным, понятно: пенсия и социальная помощь со стороны государства не могут быть ниже прожиточного минимума. Если люди получают пенсию или социальное пособие ниже прожиточного минимума, то они просто не могут на эти деньги прожить. Таким образом признать достойным такое социальное обеспечение никак нельзя. Глобальное нарушение этого принципа в состоит в том, что существует целый ряд выплат, в том числе и пенсии, которые должны быть достойными, а на самом деле не дотягивают даже до прожиточного минимума. Если же говорить о том минимуме, которым должен быть обеспечен каждый гражданин страны по жизненным показаниям, то есть о так называемой потребительской корзине, то тут также имеется много интересного. Существуют нормы ВОЗ - Всемирной Организации Здравоохранения - по потреблению белков, жиров, углеводов. Каждая страна обязана гарантировать своим гражданам необходимый набор этих элементов. Однако и в этом вопросе имеются большие недостатки. Не один год проводились дискуссии, как же эту самую корзину рассчитывать, чтобы, с одной стороны включить туда все необходимое для поддержания жизнедеятельности человека в существующих условиях, а с другой - не перегружать бюджет, поскольку от этой основополагающей цифры должны рассчитываться все социальные пособия». Один из основополагающих принципов социальной политики стран-членов Совета Европы - обеспечение граждан медицинской помощью. Даже в тех странах, где медицинская помощь является платной, люди, не имеющие возможности оплатить медицинские услуги, по той или иной причине не имеющие страховку, получают медицинское обслуживание бесплатно от государства, либо получают страховку, которая дается государством. Многие на сегодняшний день не получают даже примитивного лечения в рамках того обязательного медицинского страхования, которое существует. Не по всем позициям дела обстоят так плохо - по некоторым Россия выглядит вполне прилично. Например, Россия более или менее решила проблему обеспечения безработных. Во всяком случае защита права каждого гражданина на труд и система занятости в общем-то реализуются: согласно официальным данным, количество вакантных мест у нас не меньше, чем количество претендующих на получение работы. По сравнению с 1993 г. существенно снизилась социальная защищенность населения, доступность для него социальных благ и услуг. По официальным данным за чертой бедности, то есть имея доходы ниже прожиточного уровня, проживает более 39 млн. чел., а 53 млн., или 36% населения не могут удовлетворить свои основные жизненные потребности даже на минимальном уровне. Социальным феноменом России стали «новые бедные», к числу которых был отнесен каждый четвертый работающий, но не зарабатывающий при этом на жизнь. Причем к этой категории относятся преимущественно работники бюджетной сферы, научные кадры». Поэтому социальные последствия проводимых реформ требуют системы конкретных государственных мер, направленных на обеспечение соблюдения социально-экономических прав и социальной защиты граждан. Социальная защищенность различных категорий населения в России. В связи с социальными и экономическими потрясениями в России численность и спектр социально незащищенных групп людей значительно расширились, поэтому здесь рассмотрены проблемы социальной защиты конкретных категорий населения: детей, пожилых, работающих, женщин и инвалидов. Социальная защищенность работающего населения На фоне усиливающейся социально-имущественной дифференциации населения, проблемы социальной защиты трудящихся приобретают весьма актуальное звучание. Остро стоит вопрос о социальной справедливости в сфере труда, так в ней решаются не только экономические, но и социальные проблемы общества, сами они достаточно тесно переплетены между собой, так что без решения социальных, не решить и производственных. В этих условиях одним из насущных требований трудящихся становится требование о социальной защищенности человека. Причем, социальная защита должна включать в себя не столько выплату денежных сумм и компенсаций, сколько создание правовых и экономических условий, которые стимулировали бы само стремление трудиться эффективно, обеспечивая тем самым и свое благосостояние, и благосостояние всего общества, обеспечение защиты трудовых прав граждан, основных социальных гарантий в области доходов населения, а также недопущения массовой безработицы. Согласно Декларации прав и свобод человека, принятой государством, а значит и обязательным для претворения в жизнь, каждый человек имеет право на труд и его результаты, на благоприятные условия труда и защиту от безработицы, на достаточный и достойный уровень жизни, улучшение условий жизни и социальную защищенность, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и утраты кормильца, а также при рождении ребенка, на охрану здоровья, включая бесплатное пользование широкой сетью здравоохранения. В связи с этим принят ряд законодательных актов, направленных на защиту трудовых прав и гарантий работников наемного труда.

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И СТРАН ЗАПАДА Общие положения:

  1. Опыт СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТ! ПЕНСИОНЕРОВ в РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА Общие положения
  2. ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ Общие положения
  3. Опыт СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН в России Общие положения
  4. Патрик Бьюкенен. СМЕРТЬ ЗАПАДА: ЧЕМ ВЫМИРАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И УСИЛЕНИЕ ИММИГРАЦИИ УГРОЖАЮТ НАШЕЙ СТРАНЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ, 2002

Введение.

1. Понятие и значение социальной защищенности.

2. Роль социальной защищенности населения в рыночной экономике.

Список использованной литературы.


Введение

Социальная защита населения в условиях формирования рыночных отношений является одной из сложных и трудно решаемых проблем для Украины, отсутствие на сегодняшний день решения которой крайне неблагоприятно влияет на ход экономических реформ, вызывая их отторжение у наименее обеспеченных слоев населения.

Вступление Украины в новый этап модернизации экономических и общественных отношений, направленный на демонополизацию экономики, появление трудовой мотивации, формирование политической демократии связывалось многими исследователями с повышением уровня социального благосостояния основной массы населения, созданием социально - экономических и политических условий для раскрытия духовного, творческого и нравственного потенциала личности.

При этом государству отводилась роль гаранта сохранения того социально - экономического состояния общества и тех прав человека в нем, которые были достигнуты на предыдущем этапе развития.

Однако в происходящих хозяйственных процессах промышленному производству не было отведено ведущее место, что явилось одной из причин финансового кризиса в 1998 году, когда фондовый и товарный рынки, не обеспеченные деятельностью отечественных промышленных предприятий показали свою несостоятельность.

В этих условиях проблемы, имеющие место в социальной жизни общества еще более обострились, в том числе и такая, как социальная защищенность населения.

1. Понятие и значение социальной защищенности

Сегодня в очередной раз в число приоритетных поставлена задача индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий на детей, помощи малоимущим.

Наиболее существенными характеристиками сложившегося экономического состояния являются:

Разрушение источников хозяйственного развития: отсутствие инвестиций, сворачивание наукоемких производств и системы научно - исследовательской деятельности в целом, деградация системы образования и культуры, прекращение геологоразведочных работ, деквалификация трудовых ресурсов и снижение производительности труда;

Нарушение системы обеспечения жизнедеятельности: сокращение отечественного продовольственного и промышленного обеспечения, снижение финансирования жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения, очевидность приближения глобальных экологических катастроф.

Имущественная дифференциация, разделившая общество на сверхбогатых и малоимущих, стала причиной нарастания в нем социальной поляризации. При этом существенным является имущественное положение трудоспособного населения, которое можно разделить на несколько групп, отличающихся по величине доходов.

В первую группу следует отнести студентов и самых низкооплачиваемых работников, которыми являются рабочие и служащие бюджетной сферы, государственных учреждений и организаций, профессорско-преподавательский состав государственных учебных заведений, военнослужащие - общая численность которых составляет около 70 % населения.

Вторую группу составляют среднеоплачиваемые работники, среди которых рабочие и служащие негосударственных учреждений и организаций, государственные служащие на высоких должностях, работники топливно - сырьевого комплекса - что составляет около 20 % населения.

В третью группу следует включить высокооплачиваемых работников из числа генералитета, служащих банков и других финансовых структур, составляющих около 4 % населения, а также мелких предпринимателей, составляющих около 3 % населения.

Четвертую группу могут представлять богатые люди, деятельность которых связана, в основном, с торгово - посредническим обслуживанием внутреннего рынка, которые составляют около 3 % населения.

В состав пятой группы следует включить сверхбогатых людей, являющихся предпринимателями, связанными с торгово - посредническими операциями на внешнем рынке, численность которых составляет около 0, 2 % от общей численности населения .

Предложенные группы населения отличаются не только по величине, но и по источникам доходов. Совершенно очевидно, что основным источником доходов первых двух групп населения являются заработная плата, пенсии, стипендии и пособия, получаемые либо по линии бюджета, либо устанавливаемые работодателем. Из них самые малоимущие, имеющие в расчете на члена семьи доход ниже прожиточного минимума, оказались на низкой ступени жизни в силу своего возраста, семейного и служебного положения.

Основную их массу составляют неработающие пенсионеры, инвалиды, одинокие матери, многодетные семьи, низкооплачиваемые служащие, некоторые работники культуры, образования и здравоохранения.

Нынешнее положение с рождаемостью во многом отражает неудовлетворенную потребность семей иметь желаемое ими число детей, а ее снижение означает в основном не отказ от рождения детей, а перенос этого события на лучшую перспективу в материальном положении семьи. Среди причин, по которым рождение ребенка отложено, более половины обследованных автором семей назвали тяжелое материальное положение и нежелание его ухудшать.

Таким образом, проблема социальной защиты населения в условиях ухудшения общей социально - экономической ситуации в стране и регионах требует безотлагательного решения, а процесс социальной защиты должен охватывать доходы населения, рынок труда, пенсионное обеспечение, демографическую ситуацию и другие сферы жизни населения .

2. Роль социальной защищенности населения в рыночной экономике

В последние года происходит рост прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии. В 2005 г. размер минимальной заработной платы и минимальной пенсионная выплата доказана к уровню прожиточного минимума для нетрудоспособного лица. их уровень, конечно, еще недостаточный, что дает основание говорить лишь о постепенной стабилизации экономической ситуации в стране, вопрос же социальной защищенности населения и становление Украины как социального государства дело, к сожалению, будущего.

Известно, что чем более богатый общество, тем меньше в нем получателей социальных благ от государства. Таким образом, эффективное решение "социального вопроса" заключается не в том, чтобы путем перераспределения общественного продукта обеспечивать максимальную социальную поддержку, а в создании таких условий, благодаря которым поддержки будет нуждаться в минимальное количество граждан.

Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Это обеспечение для определенной группы или социального слоя ладей «заслуженного» или «положенного» уровня доходов.

Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидирована рыночные отношения. И в том и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа, которое может существовать и при капитализме и которое таковым только, и было при социализме. Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом защиты, и на конец, что из себя представляют источники социальной незащищенности .

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой практики их нейтрализации. Источники незащищенности - это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Проблема социальной защищенности осложняется тем, что трудный переход от тоталитарной командно-административной системы к рыночной экономике происходит в условиях глубокого, всеохватывающего кризиса. В связи с этим в Украине сложилась парадоксальная ситуация: все факторы, и тем самым превратились в источники незащищенности. Главная причина, которая способствовала этой метаморфозе - это сама социально-политическая система, которая внутренне содержала ошибочные установки для определения приоритетности социально-экономических интересов.

Понятно, что всегда есть группы людей, обеспечения которых считается безусловной функцией государства. Классическим примером являются инвалиды из детства, сироты, многодетные семьи и т.п. Другими словами социальная защита должна быть построен на эффективном соотношении его активных и пассивных форм. Непреложным фактом есть то, что слишком высокий уровень пассивных форм социальной защиты не стимулирует трудовую активность работников, порождает в обществе иждивенческие расположения духа, провоцирует бюджетный дефицит. Проблема заключается в том, что развитию пассивных форм социальной защиты оказывает содействие желание решить проблему повышения уровня жизни населения механистическим, популистским путем .

Социальная защита является неотъемлемой частью любой нормально функционирующей государственной системы. Ее зачатки и простейшие формы существовали уже на самых ранних стадиях общественной жизни. С развитием цивилизации защитные функции все активнее берет на себя государство. А с возникновением рыночной экономики социальная защита населения становится самостоятельным видом общественной деятельности, направленной на защиту людей прежде всего от неблагоприятного воздействия социальных рисков, возможных в рыночной экономике. «Рынок и социальная защита населения тесно взаимосвязаны. Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит необходимой платой работодателей и бизнесменов за возможность нормальной хозяйственной деятельности, за стабильность общества». Таким образом, в рыночных условиях институт социальной защиты выполняет роль своеобразного буфера и является обязательным элементом общественной системы. И чем развитее, совершеннее будет организована социальная поддержка населения, тем эффективнее будет функционировать и экономическая, и политическая, и духовная сферы жизнедеятельности общества.

Сегодня не ставится под сомнение тесная связь и взаимообусловленность экономики и социальной сферы. И ученые, и политики, и практики признают, что «общество не может обеспечить свою безопасность, стать стабильным, не может обеспечить устойчивое развитие, если огромное большинство людей не чувствует себя защищенными, если растет потенциал недовольства и потенциал социального протеста», что «без социальной поддержки невозможно нормальное воспроизводство общественного продукта. Уровень социальных гарантий зависит от экономических возможностей, но он, в свою очередь, и предопределяет экономические возможности. Все это не может не учитываться рациональной экономической политикой», что «экономическое развитие и социальная защита взаимно подкрепляют друг друга; по существу они представляют собой элементы одной парадигмы. Социальная защита является одним из важных аспектов общественной жизни, способствуя росту солидарности и уменьшению социальных аномалий... Социальная защита является своего рода амортизатором экономических преобразований и структурных изменений» .

За последние годы украинская система социальной защиты населения начала приобретать некоторые новые, рыночные черты, меняется ее экономическая основа, источники и принципы финансирования. Прежде всего следует назвать переориентацию на страховые принципы социального обеспечения; ослабление патерналистских подходов; разгосударствление социальной сферы; регионализацию и муниципализацию социальной политики и социальной защиты; развитие социального законодательства и социального нормирования; формирование системы подготовки кадров для социальных служб, появление новых видов и форм социальных услуг и т.д. В то же время ряд тенденций замедляет развитие системы социальной защиты: дефицит ресурсов; нецелевое использование выделяемых на решение социальных про блем средств, коррупция; преимущественно компенсационный характер защитных мер; ослабление роли предприятий в защитных процессах; большое число различных категорий льготников; неэффективный учет нуждаемости в социальной помощи; слабое участие граждан в защитных и самозащитных процессах, неразвитость гражданских инициатив и т.д.

В итоге современная система социальной защиты носит характер слабо согласованных и обоснованных мер, представляя собой некий гибрид из остатков социалистического прошлого, плохо адаптированных элементов западных образцов, недостаточно продуманных отечественных нововведений. По признанию ряда специалистов, в Украине «...нет пока четко оформившейся системы социальной защиты населения.». Хотя на федеральном уровне все чаще озвучиваются намерения повысить уровень жизни населения, принимаются и реализуются социальные программы, реформируются защитные подходы, говорить о системной, целенаправленной, продуктивной работе в этой области пока не приходится. Последнее косвенно подтверждает и тот факт, что в настоящее время в украинском правительстве отсутствует самостоятельное министерство, курирующее вопросы социальной защиты, а функции регулирования отраслей социальной сферы распределены по разным ведомствам, чья деятельность слабо координируется. Главной же причиной низкой эффективности украинской системы социальной защиты, на наш взгляд, является отсутствие единой государственной идеологии, методологической базы социальной политики и социальных преобразований в обществе в целом. Заявленное в Конституции положение о том, что Украина - социальное государство, слабо подкреплено в законодательном, организационном и экономическом планах .

Для создания действенной системы социальной защиты населения необходимо прежде всего соответствующее учение, содержащее ее методологические, методические и организационные основы. Определенные наработки в этой области имеются, но пока их нельзя считать полностью отвечающими современным требованиям, завершенными и, тем более, принятыми на вооружение. Формирование концепции социальной защиты населения сопряжено с решением ряда принципиальных теоретических вопросов: обосновать ее теоретико-методологическую базу, упорядочить терминологический аппарат, показать место социальной защиты в системе научного знания, экономической и социальной политики, раскрыть ее содержание, систему внешних и внутренних взаимосвязей, охарактеризовать цели, задачи, принципы, функции, виды, формы, методы, приемы социальной защиты, выработать подходы для эффективного анализа ее состояния и управления ею. Успешная реализация теоретических задач позволит усовершенствовать и практику социальной защиты, так как «...целостность и эффективность системы социальной защиты определяется органичным сочетанием выбранной концепции социальной защиты и адекватного ей механизма» .

Проведение правительством действенной социальной политики требует последовательной экономической политики. С одной стороны, экономический рост есть одной из основных условий решения социальных проблем в обществе, из другого, как показывает практика, отсталость социального компоненту не разрешает увеличивать экономические результаты. Очевидно, можно говорить о закономерности: достижение социальных целей базируется на экономическом росте, который зависит от эффективного использования социальных факторов.

Итак, необходимая оптимальная модель экономического развития, которая будет обеспечивать качественный прирост ВВП и его корректное социальное распределение, которое будет оказывать содействие не только преодолению бедности, но и развитию среднего класса как движущей силы развития общества .


Выводы

Таким образом, в условиях рыночной экономики (как известно, украинская экономика получила такой статус), источником повышения благосостояния основной части населения должны стать эффективная работа, трудовая активность и предпринимательская инициатива. Нетрудоспособное население должно иметь гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет выплат из государственного и местного бюджетов, который обеспечивал бы им достойный уровень жизни.

Следует отметить, что в основе формирования бюджета должны быть не социальные минимумы, как это есть сегодня, а разработанные и введенные в бюджетную практику социальные стандарты для каждой категории населения: детей, пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.. Такие стандарты широко давно используют в других странах. В Украине с 2000 г. действует закон "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях", но в нем определено не социальные стандарты, которые обеспечивают высокий уровень жизни, а социальные минимумы.

Таким образом, основные задачи решения проблемы социальной защищенности населения Украины, а итак, и постепенного становления Украины как социального государства, должны быть направленные на внедрения рыночных, наиболее эффективных форм обеспечения условий для свободной деятельности индивидов, способных создавать материальные блага, и достойное их вознаграждение; преобразование системы социальной защиты на один из факторов развития продуктивных сил; использование в практике социального управления системы не социальных минимумов, а социальных стандартов для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.


Список использованной литературы

1. Про внесення змін до Закону України "Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні": Закон від15 червня 2004 року № 1773-IV/ Україна. Закон //Голос України. - 2004. - 8 липня

2. Вегера С. Правова та соціальна захищенність інвалідів як пріоритет держави/ С.Вегера //Юридичний Вісник України. - 2000. - 7-13 грудня. - C. 4

3. Гошовська В. Захищеність майбутніх поколінь: проблеми та пріоритети соціальної безпеки //Вища школа. - 2001. - № 6. - C. 24-32

4. Григорович Н. Соціально-економічна захищеність населення України/ Н.Григорович //Статистика України. - 2001. - № 3. - C. 37-42

5. Дядькова Н. Результати вибіркового обстеження соціальної захищеності населення/ Н. Дядькова //Праця і зарплата. - 2002. - № 46. - C. 3

6. Іванкевич В. Найголовніше - соціальні гарантії/ В.Іванкевич //Соціальна політика. - 2002. - № 5. - C. 1-2

7. Новікова Т. В. Соціально- економічна захищенність населення як об’єктивна необхідність становлення соціальної держави/ Новікова Т. В. //Актуальні проблеми економіки. - 2006. - № 3. - C. 165- 168.

8. Тяжельникова Е. Социальный пакет/ Евгения Тяжельникова //Секретарь-референт. - 2005. - № 3. - C. 60-63

9. Цыганкова, Ольга. Не обедом единым: Социальный пакет/ Ольга Цыганкова //Деньги ua. - 2007. - № 33. - C. 48-50

Калькуляція собівартості готової продукції

Вдосконалення процесу калькуляції собівартості готової продукції на підприємстві. Особливості та поняття калькуляції собівартості продукції. Теоретико-методологічні основи калькуляції...