Государство как основной субъект социальной политики. Социальная политика: понятие, цели, функции, принципы и направления


Социальная политика - это согласованная деятельность институтов государства, экономических субъектов, направленная на управление социальным развитием, обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.
Социальная политика пронизывает все уровни общественной и экономической деятельности. На микроуровне социальная политика является одним из направлений создания благоприятных и достаточных условий по обеспечению наемных работников доходами, необходимыми как для удовлетворения первичных потребностей, так и для воспроизводства, поддержания работоспособности труженика, воспитания и обучения детей, создания нормальных условий в семье. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика, которая является неотъемлемо важной составляющей социально-экономической политики государства. Материальное обеспечение социальной политики в целом не складывается само по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Этот процесс является одной из главных задач государственного регулирования.

Социальная политика помогает достижению социального согласия, рынкам - лучше функционировать при обеспечении устойчивых доходов и снижении риска, перераспределением доходов - сглаживать проблемы и решать социальные и экономические задачи.
Объекты социальной политики - отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, деловыми, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны.
Субъекты социальной политики - те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу социальной политики, осуществляет действия по ее реализации. К субъектам следует отнести органы государственного управления на республиканском и местном уровнях, негосударственные объединения, коммерческие организации, отдельных граждан, действующих в рамках гражданской и общественной инициативы. Основным субъектом, координирующим деятельность по осуществлению социальной политики, является государство.
Цель социальной политики государства - формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов, нейтрализация негативных последствий рыночной экономики. Следовательно, субъекты социальной политики призваны выполнять стабилизирующую и стимулирующую функции. Реализация первой функции достигается посредством перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты всех членов общества и определенных социальных групп. Выполнение второй функции субъектами социальной политики предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду и учет трудового вклада каждого трудоспособного члена общества в создание национального продукта.
Реализация перечисленных функций требует определенных усилий, решения целого комплекса сложных и порой противоречивых задач, а также соблюдения принципов, на которых базируется социальная политика.
Важнейшие принципы формирования и функционирования социальной политики:
- принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности и предполагающий как равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий, так и дифференциацию населения по практическому вкладу их труда в создание благ. В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей (уравнительный тип справедливости), и в то же время для наиболее активных, способных и результативных членов общества государство призвано создавать возможность получать за свой труд большее вознаграждение в форме дохода (распределительный тип справедливости);

  • принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам обязательного минимума социальных физических и духовных благ и услуг, потребление которых обеспечивает подготовку индивида к самостоятельной жизни;
  • принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества призван прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Если по независящим от индивида обстоятельствам удовлетворить первичные потребности не представляется возможным, государство должно оказать помощь своим гражданам в соответствии с положениями национального законодательства;
  • принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного подхода .
Социальная политика с точки зрения субъектов осуществляется на общегосударственном и региональном уровнях.
На государственном уровне определяются цели, задачи и приоритеты социального развития, принимаются нормативно-правовые акты, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.
На региональном уровне принимаются решения, регулирующие социально-экономические отношения на определенной территории, разрабатываются социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.
Основные направления государственной социальной политики включают:
  • развитие отраслей социально-культурного комплекса;
  • общие вопросы политики доходов населения;
  • политику в сфере труда и трудовых отношений;
  • социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;
  • демографическую и миграционную политику;
  • охрану окружающей среды.
Таким образом, социальная политика направлена на обеспечение соответствующих условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, адресной поддержки малообеспеченных групп населения, на создание условий для воспроизводства рабочей силы и др.

Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство . Государственная социальная политика проводится федеральными, региональными, муниципальными органами власти, отдельными государственными предприятиями, организациями, учреждениями.

На федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы и меры их достижения по отношению ко всему обществу. На федеральном уровне субъектами государственной социальной политики являются федеральные органы исполнительной власти: министерства здравоохранения и медицинской промышленности; общего и профессионального образования; труда и социального развития; государственные комитеты по физической культуре и туризму; санитарно-эпидемиологический надзор; федеральные службы занятости и миграционная служба.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры. На этом уровне разрабатываются целевые национальные проекты и социальные программы, формируются внебюджетные государственные фонды, определяются условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией, осуществляется подготовка кадров для социальной сферы и др.

На региональном уровне, в субъектах Российской Федерации государственную социальную политику осуществляют органы законодательной и исполнительной власти. В структуре органов законодательной власти существуют комитеты, комиссии по различным направлениям социальной политики. Исполнительная власть субъектов Российской Федерации в лице глав, президентов, правительств, администраций, органов государственного управления реализует федеральную социальную политику. Региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей и возможностей региона, уровня экономического развития, национальных, историко-культурных и других особенностей.

В субъектах Федерации принимаются законы и правовые акты по вопросам социальной политики субъектов РФ. Региональные органы власти реализуют национальные проекты и социальные программы, а также разрабатывают свои программы. Региональный уровень органов власти обеспечивает функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи, реализуют жилищную политику и политику в области образования, здравоохранения и т. д. Непосредственную работу по реализации социальной политики осуществляют органы местного самоуправления.

На муниципальном уровне, в структуре представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеются специальные подразделения, занимающиеся социальными вопросами. Это учреждения, организации, предприятия социальной сферы, в том числе социального обеспечения, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта, связи. Данные отрасли оказывают соответствующие услуги населению, удовлетворяют их повседневные потребности и интересы.

Каждый уровень власти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в своих зонах на принципе федерализма (распределение ролей между уровнями власти во всех общественно значимых сферах). В результате коренной трансформации российского общества меняется характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики. Оно постепенно отходит от монополий на социально-политическую деятельность.

Существенное значение для формирования социальной политики имеет создание ее нормативно-правовой базы. В Российской Федерации формируется конституционная, законодательная и нормативная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране и регламентированию социальной помощи населению.

Наиболее полное представление о правовой и нормативной защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти.

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. №117 "Об основных целях и нормах социальной политики". В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации, которая опирается на основные положения данной Конвенции. Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области.

В качестве субъектов социальной политики государства выступают органы государственной власти, которые формируют и реализуют социальную политику. Главой государства является Президент Российской Федерации. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Социальная политика является неотъемлемой составной частью внутренней политики, следовательно, Президент РФ выступает как субъект социальной политики. При Президенте РФ существуют консультативные и совещательные органы. Консультативными органами являются Совет по культуре и искусству, Совет по физической культуре и спорту. Эти советы информируют главу государства о положении дел в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта. Они обеспечивают его взаимодействие с творческими союзами, физкультурно-спортивными объединениями, организациями культуры и искусства, физкультурными и спортивными организациями, представителями творческой интеллигенции, деятелями физической культуры и спорта. Советы вырабатывают предложения Президенту РФ по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства, физической культуры и спорта. При Президенте РФ также существовал с 2001-2004 совещательный орган -- Национальный совет по пенсионной реформе, созданный для достижения общественного согласия при осуществлении пенсионной реформы. Совет готовил предложения Президенту РФ по выработке государственной политики в области пенсионного обеспечения и основных направлений совершенствования пенсионного законодательства. Он обеспечивал взаимодействие между органами государственной власти федерального и регионального уровня, общественными объединениями и организациями при рассмотрении вопросов реформирования пенсионной системы. Совет разрабатывал рекомендации по определению основных параметров пенсионной системы, способов, форм и этапов проведения пенсионной реформы, рассматривает концептуальные основы совершенствования пенсионной системы и проекты федеральных законов о пенсионном обеспечении. Он анализировал практику применения пенсионного законодательства в процессе реформирования пенсионной системы.

Субъекты социальной политики различаются по ветвям и уровням государственной власти. На федеральном уровне субъектами социальной политики являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть представлена Федеральным Собранием РФ. Как субъекты социальной политики Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ принимают социальное законодательство, включают социальные нормы в другие законы, непосредственно не связанные с социальными законами.

Субъектами социальной политики являются федеральные органы судебной власти, рассматривающие социальные вопросы. В нашей стране нет специальных судов по социальным или трудовым делам. В некоторых странах они функционируют. Например, в ФРГ имеются федеральные и земельные суды по трудовым и социальным делам.

Исполнительная власть представлена Правительством РФ и ее федеральными органами. Как субъект социальной политики российское правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной и миграционной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности. Оно принимает меры по реализации трудовых прав граждан, развитию физической культуры, спорта, туризма, санаторно-курортной сферы, реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. К его полномочиям относится разработка программ сокращения и ликвидации безработицы, обеспечение их реализации, содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принятия мер по реализации молодежной политики. Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования, обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия общегосударственного значения и народов России.

Субъектами социальной политики являются федеральные органы исполнительной власти, входящие в социальный блок: министерства -- здравоохранения, культуры, образования, труда и социального развития; государственные комитеты -- по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, физической культуре и спорту. В социальный блок также входит Федеральная миграционная служба. Как субъекты социальной политики федеральные органы исполнительной власти выполняют разные функции. Министерства руководят отраслями социальной сферы, государственные комитеты осуществляют межотраслевое регулирование. Если отраслевое министерство проводит социальную политику по отношению к сотрудникам, работающим в определенной отрасли экономики, то тогда оно выступает также в качестве субъекта социальной политики.

Также необходима дополнительная конкретизация социальных ориентиров.

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

· Пенсионный фонд Российской Федерации

· Фонд социального страхования Российской Федерации

· Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд России - это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат. Основной принцип, положенный в основу создания пенсионных фондов, - принцип солидарности поколений. Его суть состоит в необходимости обеспечения заработанного конкретным человеком материального уровня жизни путем перераспределения средств как во времени, так и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми страховыми отчислениями уже обеспечил себе определенный прожиточный уровень в будущем, который должен быть гарантирован в независимости от наличия средств в конкретном фонде.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом. Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

социальный политика законодательный государство