Варианты подвески вооружения самолета харриер. Литература и источники информации. Крыло и оперение

Sea Harrier FA2 из 801 NAS в полете на Royal International Air Tattoo

Разработка и производство

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Стрелково-пушечное

  • 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съёмные).

Управляемые ракеты

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51);
  • ракеты «воздух-поверхность»: ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle.

Неуправляемые ракеты

  • 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Бомбы

  • свободнопадающие калибром до 454 кг.

Бритиш Аэроспейс «Си Харриер» (англ. British Aerospace Sea Harrier ) - британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки. Создан на основе самолёта «Харриер» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах..

История создания

В послевоенный период, Королевский флот начал заражения параллельно с распадом в Британской империи за рубежом и появлением Содружества Наций, уменьшая потребность в большем флота. К 1960 году последний корабль, HMS Vanguard , был отправлен в отставку из ВМС, побывав в эксплуатации менее пятнадцати лет. Возможно, самый большой знак новой тенденции к военно-морской строгости пришла в 1966 году, когда планируется CVA-01 класса крупных авианосцев, предназначенные для Королевского военно-морского флота был отменен; по-видимому заканчивая участие военно-морского флота в с неподвижным крылом палубной авиации в качестве носителей эпохи Второй мировой войны были медленно удалился по одному. В это время требований в Королевском флоте начали формироваться для вертикальной и / или короткого взлета и посадки (В / короткого взлета и посадки) палубная перехватчик заменить Де Хэвилленд моря Vixen . После первый V / короткого взлета и посадки испытания на корабле начался с P.1127 Hawker Siddeley посадки на HMS Ark Royal в 1963 году.

После их ключевой роли в 1982 Фолклендской войны, было извлечено несколько уроков от выполнения самолета, что привело к утверждению для обновления флота к FRS.2 (позже известный как FA2) Стандартный должна быть представлена ​​в 1984 году Первый полет опытного самолета состоялся в сентябре 1988 года и был подписан контракт на 29 модернизированного самолета в декабре того же года. В 1990 Военно-морской флот заказал 18 новой постройки FA2s, на единицу стоимости около 12 миллионов фунтов стерлингов четыре дальнейшая модернизация самолетов были заказаны в 1994 году первый самолет был доставлен 2 апреля в 1993 году.

Производство

Вторая концепция для будущего военно-морской авиации, появились в начале 1970-х годов, как первый из нового класса "через палубы крейсера" было запланировано. Они были очень тщательно и политически назначен крейсеров сознательно избегают термина «авианосец», для того, чтобы повысить шансы на финансирование от враждебного политического климата от дорогих столичных судов, они были значительно меньше, чем ранее искать CVA-01. Эти корабли были заказаны как Invincible класса в 1973 году, и в настоящее время широко признается в качестве авианосцев. Почти сразу же после их строительства, трамплина был добавлен в конце 170-метрового палубе, позволяя операторам эффективно работать небольшое количество V / STOL струй. Royal Air Force "с Hawker Siddeley Harrier GR1s был введен в эксплуатацию в апреле 1969 года navalised вариант Harrier был разработан Hawker Сиддели служить на предстоящих судов, это стало Sea Harrier. В 1975 Военно-морской флот заказал 24 Sea Harrier FRS.1 (стоит за «Fighter, разведкой, забастовка») самолета, первого из которых был введен в эксплуатацию в 1978 году. В течение этого времени Hawker Siddeley стал частью из British Aerospace путем национализации в 1977 году. К тому времени, прототип Sea Harrier был доставлен в Dunsfold 20 августа 1978 года приказ был увеличен до 34. Sea Harrier был объявлен в эксплуатацию в 1981 году на борту первого Непобедимый корабль класса HMS Invincible , а дальше самолет присоединился к старению HMS Hermes авианосец позже в этом году.

Описание конструкции

Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан.

Фюзеляж

По сравнению с FRS. Mk 1, F/A. Mk 2 внешне отличается менее заостренным носовым обтекателем антенны, задняя часть фюзеляжа была длиннее, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

Крыло и оперение

Крепление крыл осуществляется с помощью 6 узлов, попарно установленных на трех шпангоутах. При замене двигателя крыло придётся демонтировать. Оперение вертикальное и горизонтальное было съемное.

Шасси

При работе двигателя на земле сопла отклонена в положение, соответствующее вертикальному взлету или взлету с коротким разбегом. Главная стойка расположена центрально под фюзеляжем, 2 стойки шасси на концах крыла. Такая конструкция позволила не принимать никаких специальных мер для обеспечения нормальной работы шасси с учетом нагрева пространства под фюзеляжем выхлопными газами из сопел двигателя. Стойки оборудованы гидравлической системой управления, обеспечивающей поворот вправо и влево на 45 градусов. Носовое колесо свободно поворачивается на 179 градусов.

Силовая установка

В центральной секции фюзеляжа размещен двигатель и его агрегаты. Боковые воздухозаборники двигателя снабжены дополнительными створками в передней части обечайки, предназначенными для увеличения расхода воздуха при малых скоростях полета, а также служат для слива пограничного слоя по периметру кабины с выходом в задней части фонаря. Дополнительные створки в передней части закреплены на шарнирах и работают автоматически между внутренним и внешним амортизирующими стопорами.

Вооружение и оборудование

Было установлено 5 систем подвески вооружения. Основными стрелково-пушечного вооружением были 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол. Также управляемые ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9, AIM-120 (FRS.2) и ракеты класса "воздух-поверхность" ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle. Была возможность установки неуправляемых ракет 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Дизайн

Sea Harrier является дозвуковой самолет, предназначенный для заполнения забастовки, разведки и истребителей роли. Это имеет один Rolls-Royce Pegasus турбовентиляторных двигателя с двумя приемами и четыре vectorable сопел. Он имеет два шасси на фюзеляже и два выносных опор шасси на крыльях. Sea Harrier оснащен четырьмя крыла и три фюзеляжа пилонов с оружием в руках и внешние топливные баки. Использование трамплина позволили самолету взлетать с короткой взлетной палубе с тяжелым экипировки, чем в противном случае возможно, хотя это может также снять как обычный загруженного истребителя без вектором тяги от нормальной взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Sea Harrier во многом основывается на Harrier gr3, но был изменен, чтобы иметь повышенную кабины с " пузырем "навес для большей наглядности, и вытянуты вперед фюзеляж для размещения Ferranti Blue Fox радар. части были переходит на использование устойчивых к коррозии сплавов или покрытий были добавлены для защиты от морской среды. После Фолклендской войны, Sea Harrier был оснащен новой ПКР Sea Eagle ракеты.

Sea Harrier FA2 признакам Синий Vixen радар, который был описан как один из самых передовых импульса доплеровский радар систем в мире; радар Blue Fox был, по мнению некоторых критиков как имеющие сравнительно низкую производительность, что было доступно в Время закупок. Голубой Vixen легли в основу развития Eurofighter Typhoon "с Captor радара. Sea Harrier FA2 также нес AIM-120 AMRAAM ракету, первый британский самолет будут обеспечены этой возможности усовершенствованная модель двигателя Pegasus, Pegasus Mk 106 , был использован в Sea Harrier FA2; в ответ на угрозу радиолокационных основе анти авиационных средств поражения были добавлены электронные контрмеры. Другие улучшения включали увеличение к нагрузке воздух-воздух оружие, посмотреть вниз радар, увеличенный диапазон, а также улучшение дисплеи кокпита.

Кабина в Sea Harrier включает в себя обычный центр палка расположение и левую дроссельную заслонку. В дополнение к обычным управления полетом, Харриер имеет рычаг для управления направлением четырех vectorable сопел. Форсунки указать назад с помощью рычага в переднее положение для горизонтального полета. При установке рычага задней форсунки сверху вниз для вертикального взлета и посадки. полезность вертикальной посадки возможности в Sea Harrier было продемонстрировано в инциденте 6 июня 1983 года, когда Sub-лейтенант Ян Уотсон потерял контакт с авианосец HMS Прославленная и должен был приземлиться Sea Harrier ZA176 на баке испанской грузового судна Alraigo.

В 2005 году, хотя уже расписанию, на пенсию, Sea Harrier был изменен с системой An "Автоленд", чтобы позволить истребитель выполнить безопасное вертикальной посадки без пилотного взаимодействия. Несмотря на качки судна, создавая естественную проблему, система была разработана, чтобы быть в курсе таких данных, и успешно выполнил посадку на море в мая 2005 года.

Летно-технические характеристики

Эксплуатационная история

Ввод в эксплуатацию Первые три моря Гончие были партии разработка и были использованы для оформления испытаний. Первый серийный самолет был доставлен в RNAS Yeovilton в 1979 году, чтобы сформировать интенсивных полетов Trials Unit (также известный как 700A морской авиационной эскадрильи). В марте 1980 интенсивных полетов Испытания Группа стала 899 Naval Air Squadron и будет действовать в качестве блока landborne штаб-квартиры этого типа. первый рабочий эскадра 800 Naval Air Squadron также была образована марта 1980 первоначально для работы с HMS Invincible перед ним переданы HMS Hermes . В январе 1981 года вторая операция эскадра 801 Naval Air Squadron была создана для работы от HMS Invincible.

Фолклендские острова войны Линейка Sea Harrier реактивных самолетов, стоящих слева от фотографии. На расстоянии высокий, скучно цвета склад. Sea Harrier в RNAS Yeovilton . Пре-Фолклендские войны краска схема увидеть здесь был изменен, рисуя над белыми нижними и маркировки на пути к островам. Море Гончие принял участие в Фолклендской войне 1982 года, выполнявшего рейс из авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes. Море Гончие исполнил главную роль ПВО с второстепенной роли штурмовиков. RAF Harrier GR3 при условии, что основные средства наземного силу атаки, в общей сложности 28 море Харриер и 14 Harrier GR3s были развернуты в театре. Эскадроны Sea Harrier сбили 20 аргентинского самолета в воздух-воздух бой с не воздушным в воздухе потерь, хотя два моря Гончие были потеряны для низового пожара и четыре несчастных случаев. Из общего объема аргентинских потерь воздуха, 28% были сбиты гончих.

Ряд факторов способствовал провал аргентинского бойцов сбить Sea Harrier. Хотя Mirage III и кинжал струи значительно быстрее, были, Sea Harrier был значительно более маневренным. Тактика, такие как "МКФ" (Vectored в горизонтальном полете) с помощью сопла обычно используется для вертикального полета для торможения и другие маршрут оказался решающим в воздушных боях, хотя по крайней мере один авторитетный источник сообщил Viffing не был использован RN пилотов на Фолклендских островах. Кроме того, Harrier использованы новейшие AIM-9L Sidewinder ракет и Blue Fox радар. Английские летчики были превосходные воздуха боевой подготовки, одним из проявлений которого было то, что они думали, что они заметили, аргентинские пилоты иногда выпуская оружие за пределами их рабочих параметров. Это теперь полагают, были Миражи выпуская внешние топливные баки, а не оружия, и, отвернувшись от конфликта с Sea Harrier. Это позже снижается их способность бороться эффективную кампанию против Sea Harrier в связи с сокращением ассортимента и отсутствия внешних топливных баков.

Боевое применение

Фолклендская война (1982) В ходе войны с Аргентиной, Великобритания использовала 28 «Си Харриеров».По официальным данным, на счету британских «Харриеров» 31 аргентинский самолёт (в большинстве Mirage III), без потерь со своей стороны. По другим источникам - 21 воздушная победа, при потере одного, сбитого «Даггером» (Мираж-5). Всего за войну было потеряно 6 Sea Harrier.

Война в Югославии (1994-1995, 1999) «Си Харриеры» ВМС Великобритании использовались для атак по боснийским сербам в 1994 году. 16 апреля один самолет был сбит, пилот катапультировался, приземлившись на территории боснийских мусульман.

В 1999 году, во время операции НАТО «Союзная сила» британские самолеты патрулировали небо над Косово, пытаясь закрыть его небо от сербских «Мигов».

Литература и источники информации

Ильин В. Е., Левин М. А. Современные истребители. - Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. - С. 12-15. - 288 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-85561-014-4 .

Галерея изображений

Истоки появления британского истребителя-бомбардировщика «Харриер » (Harrier) (англ. гончая) лежат в середине 1950-х гг., когда в ряде стран Северо-атлантического альянса авиаинженерами были проведены экспериментальные работы по изучению возможности вертикального взлета самолета с неизменяемой геометрией крыла.

Эта задача встала перед авиаконструкторами в связи с тем, что именно в эти годы стало совершенно очевидно, что большие военно-воздушные базы весьма уязвимы при потенциальной атаке тактическим ядерным оружием, поэтому технологический прогресс перевел задачу уменьшения площади военных авиабаз в плоскость практического решения. В Великобритании компания «Хоукер Сиддли» (Hawker Siddeley) в тесном сотрудничестве с компанией «Бристол Аэро Энджине» (Bristol Aero Engines) разработала первые прототипы самолета с одним турбореактивным двигателем «Роллс-Ройс Пегас». Новые машины получили обозначение «Р.1127», а в дальнейшем - «Кестрел FGA. 1» (Kestrel FGA Мк. 1). Именно они стали «прародителями» многоцелевого истребителя «Харриер ».

В 1970 г. первый в мире Харриер самолет с вертикальными взлетом и посадкой поступил на вооружение 4-й эскадрильи ВВС Германии, став одним из ключевых факторов в противостоянии НАТО и стран Варшавского договора в Центральной Европе. Новый истребитель обладал уникальной способностью маневра на любых стадиях полета, который давал ему значительное преимущество по сравнению с другими самолетами. Если бы гипотетически вдруг разразилась война между НАТО и странами Варшавского договора, то «харриеры» можно было бы легко рассредоточить в самых неожиданных местах, укрыв в амбарах, больших зданиях железнодорожных вокзалов, супермаркетов, складских комплексов и прочих массивных постройках, которые можно в короткие сроки пере-
оборудовать под ангары.

Все необходимое для технического оснащения таких мест входило в программу Объединенных сил быстрого развертывания. На начальном этапе разработки нового боевого самолета предполагалось, что этот истребитель сможет переносить небольшое количество вооружения на достаточно короткое расстояние, но с течением времени «Харриер» превратился в весьма грозное оружие. Харриер самолет II GR. 7 (Harrier II GR.7), стоявший на вооружении британских Королевских ВВС, мог совершать вылеты в любое время суток и при любых погодных условиях.

Этот истребитель был вооружен двумя 25-мм пушками и на подвесках дополнительно мог нести до 5000 кг внешних грузов, включая различные типы бомб, ракеты ближнего радиуса действия, реактивные снаряды класса «воздух-воздух», позволявшие использовать самолет в качестве перехватчика, а также фотоаппаратуру для воздушной разведки или ядерное оружие.

Превращение «Харриера» в мощный боевой самолет не могло состояться без участия Корпуса морской пехоты США. После того как американские военные летчики в 1968 г. совершили пробные вылеты на этих истребителях, США заказали Великобритании модификацию этой машины, получившую наименование «AV-8A». В сочетании с оперативной мобильностью, способностью нанесения ответного удара, универсальностью и возможностью действовать как на море, так и на суше, «харриеры» вполне подходили для боевых действий сил передового базирования. Новый вариант истребителя «АV-8А "Харриер"» был произведен в Великобритании, но затем был переделан компанией «Макдоннел-Дуглас» и лицензирован для производства на территории США. Дальнейшая модификация истребителя для нужд американского Корпуса морской пехоты обеспечила самолетам семейства «Харриер» долгое будущее.

Новое, существенно большее и сложное крыло усовершенствованного варианта «AV-8B "Харриер" II» позволило использовать шесть узлов подвески вооружения вместо четырех, что с одним центральным под фюзеляжным узлом почти вдвое увеличило боевую нагрузку самолета по сравнению с его предшественником; а кабина пилота, оснащенная новейшим радиоэлектронным оборудованием, стала чуть ли не «произведением искусства». Органы управления основных систем боевого самолета разместились на верхней панели, расположенной под коллиматорным индикатором на лобовом стекле. Новая авионика сделала машину легкой в управлении, а система бомбометания по угловой скорости фирмы «Хьюз» в сочетании с системой лазерного наведения и показа цели на телевизионном экране обеспечила высокую точность поражения объектов. Дальнейшая модернизация «А7-8В» заключалась в установке бортовой РЛС и систем ночного видения, позволявших производить ночные бомбометания.

В 1982 г. авианосцы «Инвинсибл» (Invincible) (англ. непобедимый) и «Гермес» (Hermes) вместе с палубными истребителями «Си Харриер» (Sea Harrier) принимали участие в войне между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами. На первый взгляд может показаться, что «Си Харриеры» с их дозвуковыми скоростями уступали по летно-техническим характеристикам истребителям-бомбардировщикам «Даггер» (Dagger) и легким палубным штурмовикам «Дуглас Л-4 "Скайхок"» (Douglas А-4 Skyhawk).

Аргентинские самолеты могли летать со скоростями, соответствующими числу Маха = 2. Однако «харриеры» легко адаптировали свою скорость к скорости авианосца и могли взлетать при любых погодных условиях, что было несколько проблематично для обычных реактивных самолетов. В бою пилот «Харриера» мог изменять направление движения самолета: или резко поднять нос машины, чтобы избежать попадания ракеты, или, резко затормозив, развернувшись или ускорив свое движение, заставить противника промахнуться при атаке.

В 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне» «харриеры» осуществляли непосредственную огневую поддержку с воздуха подразделений морской пехоты. Три эскадрильи и одно авиакрыло из 6 истребителей действовали с наземных военно-воздушных баз, в то время как эскадрильи из 20 самолетов взлетали с авианосцев, находящихся в море. Во время проведения наземной части операции «AV-8B "Харриеры" II» совершили 3380 боевых вылетов, тем самым обеспечив достижение более 90% успеха операции.

Превращение «Харриера» в эффективную боевую машину продолжалось несколько десятилетий, хотя зачастую это был весьма трудный процесс. Тем не менее, эффективность истребителя-бомбардировщика вертикальных взлета и посадки была доказана практикой, и опыт «Харриера» лег в основу при создании боевых самолетов будущего, в частности «F-35 "Лайтнинг" II».


British Aerospace

На этапе концептуальной проработки у командования ВМС ещё не было окончательного решения относительно того, какой именно тип летательного аппарата заменит AV-8A, крылатый или винтокрылый, поэтому в конкурсе приняла участие вертолётостроительная компания Sikorsky (как филиал корпорации United Aircraft) с проектом разведывательно-ударного конвертоплана . Руководство ходом работ, компьютерное моделирование тактической обстановки воздушного боя и испытания различных подсистем, узлов и агрегатов для перспективного летательного аппарата возлагались на казённые исследовательские учреждения в структуре ВМС США и НАСА :

  • Шасси , взлётно-посадочная и ангарная инфраструктура кораблей-носителей - Исследовательский центр кораблестроения, Кардерок , Мэриленд ;
  • Стрелково-пушечное вооружение, ракетное вооружение, подсистема управления вооружением класса «воздух-воздух» - Исследовательский центр вооружений флота, Чайна-Лейк , Калифорния ;
  • Подсистема управления вооружением класса «воздух-поверхность» - Центральная военно-морская лаборатория, Вашингтон, округ Колумбия ; Научно-исследовательский центр авиации флота, Уорминстер , Пенсильвания ;

Опытно-конструкторские работы

Специально для применения в производстве фюзеляжей и крыльев «Супер-Харриера» разрабатывались высокопрочные конструкции сэндвичевого типа на основе лёгкого титанового сплава, устойчивого к коррозии и температурным перепадам, турбовентиляторная двигательная установка большого диаметра и малой длины с изменяемой геометрией элементов (турбин и сопел) и низким уровнем шума, новые средства аварийного покидания кабины - катапультируемое кресло минимального размера и массы c герметично упакованной парашютной системой. Инновацией в авионике, которая так же разрабатывалась по заказу ВМС специально для установки на разрабатываемом перспективном летательном аппарате, была безаналоговая на тот момент система отображения информации на лобовом стекле (до того, на лобовом стекле отображались только знаки целеуказания прицельно-навигационных комплексов, на стекле «Супер-Харриера» предполагалось отображать помимо целеуказания весь спектр необходимой информации управления полётом для принятия лётчиком того или иного решения на осуществление манёвра и его граничных параметров), а также цифровые голографические дисплеи и светодиодные индикаторы на приборной доске . Системы управления вооружением разрабатывалась компаниями Hughes Aircraft в Калвер-Сити , Калифорния , и Westinghouse Electric Systems Division в Балтиморе , Мэриленд , одновременно для «Супер-Харриера» и перспективного истребителя «Томкэт ».

Проект AV-16

McDonnell Douglas AV-16 связывали старые партнёрские отношения и договорные обязательства с Hawker Siddeley, две компании совместно работали над рядом американо-британских авиакосмических проектов. По сути дела, в вопросе разработки «Супер-Харриера» McDonnell Douglas выступала как местный представитель интересов Hawker Siddeley в Соединённых Штатах и наоборот, Hawker Siddeley выступала представителем McDonnell Douglas в Великобритании и странах Британского Содружества в вопросе регламентного обслуживания, работ по продлению срока эксплуатации и модификации «Фантомов » под требования национальных вооружённых сил. Лицензионное соглашение на модификацию «Харриера» исходной модели под требования национальных заказчиков - видов вооружённых сил и производство модифицированных самолётов на американских авиазаводах, было заключено между McDonnell Douglas и Hawker Siddeley на перспективу 22 декабря 1969 года, ещё до начала конкурса подачи заявок на «Супер-Харриер».

Среди дюжины других перспективных оригинальных проектов, проект McDonnell Douglas, получивший индекс AV-16 , не отличался особой оригинальностью, поскольку реализовал идею создания лицензионной модификации Harrier - улучшенного л. а. с использованием существующего фюзеляжа и хвостовой части, но с увеличенным крылом и с более мощным двигателем (после 1977 года Hawker Siddeley была национализирована правительством Джеймса Каллагана и партнёром McDonnell Douglas с британской стороны стала British Aerospace). Эта программа, принятая к дальнейшей проработке, в итоге была свёрнута после того, как расходы по ней превысили 1 млрд долларов.

Проект AV-8B

Несмотря на это McDonnell Douglas не сдаётся и предпринимает новую попытку улучшению самолёта без изменения двигателя. Чтобы увеличить бомбовую нагрузку и дальность полёта, новому самолёту дали большее крыло с вместительными баками и большим числом точек подвеса. Однако отказ от замены двигателя (и его мощности) приводил к требованию, чтобы общий вес нового самолёта оставался равным весу базовой модели AV-8A. Чтобы достичь этого, инженеры McDonnell Douglas решают выполнить фюзеляж и крылья из лёгких материалов, а также улучшить лётные свойства самолёта. В результате большее крыло было выполнено из графитовых композиционных материалов (легче алюминия и по некоторым характеристикам прочнее стали). Также были увеличены и усовершенствованы воздухозаборники, на крылья установили большие закрылки, а к пушечному контейнеру снизу фюзеляжа для улучшения лётных качеств во время взлёта и посадки добавили гребень.

Макеты нового самолёта были показаны в августе 1975 года. Вначале для испытания необходимые улучшения получили два самолёта AV-8A. Первый полёт этих прототипов состоялся в конце 1978 года. Испытания прошли настолько успешно, что была начата программа по улучшению всего американского парка AV-8A. Улучшенные самолёты получили обозначение AV-8C.

В начале 1980-х было испытано четыре самолёта, построенных с нуля. В 1981 году компания British Aerospace заключила соглашение с McDonnell Douglas. По этому соглашению British Aerospace принимала участие в программе в качестве субподрядчика, что означало возвращение британского правительства в программу Harrier. Производство было начато в 1983 году, McDonnell Douglas строила 60 процентов самолётов, а British Aerospace - оставшиеся 40. AV-8B поступил на вооружение морской пехоты США в конце 1983 года, британская версия (GR.5) была принята на вооружение ВВС Великобритании несколько позже.

На базе самолётов морской пехоты было проведено несколько модификаций. В конце 80-х был создан вариант для ночных операций (AV-8B Night Attack) - в носу была размещена ИК-система переднего обзора, используемая совместно с очками ночного видения. Всего в период 1989-1993 гг. было построено 72 самолёта в модификации AV-8B Night Attack. В июне 1987 года British Aerospace и McDonnell Douglas решают создать модификацию Harrier II с радаром. Для этого в нос самолёта AV-8B Night Attack установили импульсно-доплеровскую РЛС AN/APG-65 (похожа на используемую в McDonnell Douglas F/A-18 Hornet). Эта модификация позволила самолёту вести воздушный бой и улучшила его характеристики по нанесению наземных ударов. Морская пехота заказала 31 самолёт новой модификации (Plus), её поставки были начаты в июле 1993 года. Ещё 72 самолёта были модифицированы в 1997 году. К 1997 году в морской пехоте стояли на вооружении только модификации Plus и Night Attack.

Видео по теме

Модификации

  • YAV-8B - прототип, 2 экземпляра.
  • AV-8B Harrier II - базовая модификация.
  • AV-8B Harrier II Night Attack - модернизированный вариант с ИК-системой переднего обзора и новым двигателем Pegasus 11.
  • AV-8B Harrier II Plus - модернизированный вариант Night Attack с новым радаром.
  • TAV-8B Harrier II - двухместный учебный вариант.
  • EAV-8B Matador II - обозначение в ВМС Испании.
  • EAV-8B Matador II Plus - обозначение в ВМС Испании.

Боевое применение

Применялся американской стороной во время войны в Афганистане. Ночью 14 сентября 2012 года около 15 талибов одетых в американскую форму совершили атаку на стоянку американских самолётов в Кэмп Бастион. В результате атаки было уничтожено восемь «Харриеров» и один C-130 , не считая множества зданий и ангаров .

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации AV-8B . Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER

Технические характеристики

  • Экипаж : 1 (пилот)
  • Длина : 14,12 м
  • Размах крыла : 9,245 м
  • Высота : 3,551 м
  • Площадь крыла: 21,37 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд : 30,62°
  • Коэффициент удлинения крыла : 4,0
  • База шасси : 3,481 м (между основными стойками)
  • Колея шасси : 5,182 м (между боковыми стойками)
  • Масса пустого: 5 822 кг
  • Масса снаряжённого: 6 097 кг (без боевой нагрузки)
  • Максимальная взлётная масса : 14 060 кг
    • при вертикальном взлёте: 8618 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 590 кг
  • Объём топливных баков : 4 319 л (+ 4 × 1 136 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406
  • Тяга : 1 × 95,86 кН
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 1 063 км/ч

Штурмовой истребитель-бомбардировщик «Харриер» - самолет, который производится в Британии. Отличается он прекрасными характеристиками, возможностью вертикального взлета и посадки, а также конструкционными преобразованиями. Первый вылет на этом агрегате был совершен в далеком тысяча девятьсот шестидесятом году. На протяжении многих лет он используется в армиях США, Испании, Таиланда, Великобритании. постоянно совершенствуется, имеет несколько модификаций.

Серия GR-1: описание

Фактически «Харриер» - самолет, который впервые в истории авиации смог совершить вертикальный взлет и посадку. Первый опытный образец поднялся в воздух осенью 1960 г. Серийный выпуск начался через семь лет. В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году была сформирована первая эскадрилья военно-воздушных сил Британии, состоящая из двадцати одной единицы рассматриваемого самолета.

Основное назначение летательного аппарата этой серии - поддержка сухопутных войск. Это обусловлено высокой маневренностью и возможностью действовать в различных климатических регионах. Диапазон высот, на которые ориентирован агрегат - от трех до четырнадцати тысяч километров. В конструкции применяются материалы из алюминиевых, титановых и магниевых сплавов. Кроме того, некоторые части корпуса и узлов изготовлены из композитных компонентов и высокопрочной стали.

Оснащение

Двигатель и сопутствующие агрегаты

Военные реактивные истребители США под маркой «Харриер GR-1» оборудуются турбинным реактивным силовым агрегатом Rolls Roys Bristol. Он крепится в четырех местах к шпангоутам центральной фюзеляжной части. Поворот сопел осуществляется посредством пневматического мотора. Изменение тормозного и взлетного показателя вектора тяги - это возможность изменения положения в полете не менее, чем на девяносто градусов.

Корректировка самолета в пространстве происходит следующим образом:

  • работающими четырьмя компрессорами, агрегирующими с воздухопроводом в носовой и хвостовой части;
  • тремя соплами, которые находятся в задней балке и служат управлением тоннажа;
  • парой выхлопных элементов, предназначенных для управления по каналу.

Система реактивного включения активируется при вертикальном взлете и посадке в режиме полета на малых скоростях (сопла мотора переводят режим двадцати и более градусов).

Характеристики

«Харриер» - самолет боевого назначения в первой серии имеет такие параметры:

  • год выпуска - 1969;
  • размах/площадь крыла - 7700/1868 метров;
  • длина/высота - 13,87, 3,43 метра;
  • вес - пять с половиной тонн;
  • предельная взлетная масса - 11, 34 т;
  • двигатель - Pegasus Mk-101 с тягой в 8160 кг/с;
  • скоростные показатели (крейсерское/максимальное значение) - 1185/1360 километров в час;
  • ресурс полета без дозаправки - 3700 км;
  • боевой радиус - тысяча двести километров;
  • состав экипажа - один пилот;

Истребитель-бомбардировщик Harrier оснащен пятью узлами подвески, на которых размещается штатное вооружение. К нему относится:

  • тридцатимиллиметровая пушка «Адэн»;
  • две управляемые ракеты AIM-9D;
  • аналогичные снаряды класса «воздух-земля»;
  • бомбовые кассеты, зажигательные аналоги, 450-килограммовые бомбы;
  • другой боекомплект, взаимозаменяемый с названными приспособлениями

Кроме того, летательный аппарат может оснащаться пусковыми установками Type, вооружением типа НУР или блоком с разведывательной системой.

Harrier GR-3: краткий обзор

Истребитель многоцелевого предназначения отличается от предшественника усовершенствованным мотором. Его взлетная тяга находится в пределах 9753 килограмм. Фюзеляж остался практически без изменений. Расход топлива для всех классов рассматриваемого самолета довольно большой, что характерно для аналогичных аппаратов с вертикальным взлетом.

В штатное оснащение реактивной машины входит система дозаправки в воздухе, дальномер лазерного типа, лобовые датчики. К особенностям истребителя относится следующее:

  • на вооружении - пара тридцати миллиметровых пушек «Адэн», расположенных под фюзеляжем;
  • возможность установки реактивных боеприпасов «Матра»;
  • прицельно-навесное оборудование Ферранти»;
  • оснащение радиостанциями с приемом различных волн.

В США морская пехота укомплектовывалась рассматриваемыми самолетами с тысяча девятьсот семидесятого года. Кроме того, этот аппарат освоили воздушные эскадрильи Великобритании и Германии. В серийном производстве машины пробыли около двух десятков лет.

ТТХ самолета GR-3

Рассмотрим тактико-технические параметры штурмового истребителя:

  • год принятия на вооружение - 1970;
  • высота/длина - 3, 45/13,87 метра;
  • крыло (размах/площадь) - 7,7 м/18,68 кв. м;
  • взлетный вес по максимуму - одиннадцать с половиной тонн;
  • внутреннее топливо (масса) - 2,29 тонны.

Боевой самолет «Харриер GR-3» способен разгоняться свыше одной тысячи трехсот километров в час, при практической дальности полета 3425 км. В экипаж по-прежнему входит один летчик, возможность боевого поражения составляет пятьсот двадцать километров.

Серия GR-5

В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году пополнились истребителями «Харриер» пятой версии. Основным отличием от предыдущей модификации стала увеличенная боевая нагрузка и радиус действия. Самолет предназначен для ведения разведки по воздуху и непосредственной помощи сухопутным войскам. Вертикальный взлет и посадка осталась неизменной, как и общая структура машины.

Аппарат представляет собой моноплан свободнонесущего типа, который оснащен крыльями с высоким размещением, велосипедным шасси, однокилевой хвостовой отделкой. При создании данной модели активно использовались композиционные материалы. Крыло неразборного типа имеет утолщенный и устойчивый к критическим нагрузкам профиль. Увеличен размах крыла и его площадь. Эти элементы агрегируют со свисающими элеронами, которые отклоняются соответственно положению сопел.

Конструкционные изменения

Истребители США и Британии этой серии имеют усовершенствованную конструкцию крыла, которая увеличивает лобовое воздушное сопротивление и снижает максимальную скорость самолета. Однако этот недостаток компенсируется за счет изменения элементов, сопряженных с фюзеляжем и обустройства заборников воздуха.

Основные наружные части изготовлены из графитных, эпоксидных, алюминиевых сплавов. Защита под фюзеляжем и плоскость перед лобовым стеклом имеют титановую основу. Между стойками шасси предусмотрено место для монтажа специальной коробки, которая состоит из поперечного трансформирующегося щитка, продольных фиксированных гребней. Она служит в качестве отражателя выхлопных газов при взлете. Такое решение позволило увеличить подъемную силу почти на полтонны. Кабина самолета Hawker Siddeley Harrier рассчитана на одного пилота, имеет систему кондиционирования, высокое расположение кресла и обзорный прожектор.

Топливная и моторная система

Рассматриваемая модификация оснащена турбинным реактивным силовым агрегатом, который имеет опцию изменения направления тягового вектора. Статическая тяга по максимуму составляет 9870 кг/с. Функционирует четырехсекундный прерыватель работы двигателя в случае вертикальной посадке при повышенной температуре. Бортовая кислородная система, узел управления полетом и герметизация агрегируются с компрессором, работающим на сжатом воздухе.

Истребители США и Британии марки «Харриер» имеют топливный блок, который мало чем отличается от предшественника. За счет увеличения вместимости резервуаров, баки могут вмещать в себя до четырех тысяч литров каждый. Также на рассматриваемой модели предусмотрено дополнительное обеспечение горючим в воздухе и возможность монтажа добавочных емкостей подвесного типа.

Техническая сторона летательного аппарата GR-5

Истребитель оснащен парой подфюзеляжных пушек «Адэн» двадцатипятимиллиметрового калибра (боекомплект включает в себя двести зарядов). Остальное вооружение размещается на нескольких точках подвески. В комплект могут входить бомбы и ракет разного типа.

Характеристики:

  • пуск в эксплуатацию - тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год;
  • параметры крыла - размах (9,25 м)/площадь (21,37 кв. м);
  • длина/высота - 14,1/3,5 метра;
  • вес порожнего самолета - 6,25 тонны;
  • боевой радиус - пятьсот метров;
  • предельная скорость - 1150 километров в час;
  • дальность практическая - 3 825 км.

Учебно-тренировочные самолеты этой марки имеют аналогичные характеристики, за исключением полного боевого комплекта.

Модификация GR-7

«Харриер-2» под индексом GR-7 является самой распространенной моделью, входящей в состав вооруженных сил великой Британии. Машина изготавливается совместно английской и американской компаниями.

Технические параметры самолета:

  • длина/высота - 14,53/3,55 метра;
  • размах/площадь крыла - 9,25 м/21,37 кв. м;
  • двигатели - Rolls-Royce-Pegasus Mk-105;
  • предельный вес при взлете - десять с половиной тонн;
  • практическое перемещение - 15 с четвертью километров;
  • состав экипажа - один летчик;
  • боевая дальность - 2,7 км;
  • запас горючего - почти девять тысяч литров.

Кроме того, самолет имеет на вооружении пару пушек «Адэн», девять узлов подвески для дополнительного боекомплекта и пусковые установки под управляемые ракеты.

«Харриер GR-9»

Эта модификация получила два основных отличия от предшественников. Усовершенствована программа комплексного вооружения, которая рассчитана на использование широкого спектра высокоточного оружия разного калибра. Кроме того, появился мощный двигатель от того же Rolls-Royce под номером Мк-107.

«Харриер» - самолет, который в последней модификации построен с учетом новейших систем вооружений и защиты ПВО, оснащен предельно информативной приборной панелью и системой оповещения о сближении с посадочной площадкой. Первый вылет на рассматриваемом аппарате был совершен в две тысячи первом году. Имеются разработки двухместных машин, оснащенных не таким мощным мотором с системой IWP.

Характеристики GR-9

Данный самолет имеет следующие параметры:

  • длина/высота - 14,3/5,5 м;
  • размах крыла - девять метров;
  • площадь крыла - двадцать один квадратный метр;
  • вес истребителя (максимальный) - четырнадцать тонн;
  • тяговое усилие - 10,75 т;
  • предельная скорость на максимальной высоте - 1198 км/ч;
  • боевая дальность - две тысячи семьсот километров.

Самолет оснащен стандартным для этого класса вооружением, а также бомбами с оптическим наведением и разведывательными комплексами типа ПУ НУР.

В заключение

Штурмовой истребитель «Харриер» по праву входит в категорию «лучшие военные самолеты мира». Он имеет вертикальный взлет и посадку, обладает большим запасом прямого перелета и имеет отличное вооружение. Если сравнивать его с отечественным аналогом «Як-38». То можно отметить, что британский аналог превосходит соперника по многим параметрам. Если учесть первые серии машин, то в некоторых аспектах «Як» выносливее и маневреннее. Усовершенствованные версии британского самолета практически не испытывают конкуренции среди равных по типу летательных аппаратов.

В пользу рассматриваемого самолета дополнительно свидетельствует интерес к нему самых развитых военно-воздушных сил в таких странах, как Германия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Многофункциональность, надежность, хорошее оснащение и высокая скорость - определяющие факторы успеха истребителя «Харриер».

Вертикально взлетающий или с малой длиной разбега истребитель-бомбардировщик и разведчик British Aerospace Harrier GR.3 является развитием опытных самолетов Hawker P.1127 и Kestrel FGA.1, и с 1969 г. состоит на вооружении ВВС Англии, став первым боевым СВВП за рубежом. СВВП Harrier GR.3 предназначен для поддержки наземных войск и фронтовой разведки, разработан как система оружия и приспособлен для автономных боевых действий в условиях рассредоточения. В 1966 г. ВВС Англии заказали первую партию из 78 одноместных истребителей-бомбардировщиков Harrier GR.1 и 13 двухместных учебно-тренировочных самолетов Harrier T.2, на базе которых был создан ряд модификаций.

Разработка СВВП Harrier GR.3 (в переводе «Лунь») была начата в 1965 г. в соответствии с требованиями ВВС Англии, учитывающими опыт разработки опытного самолета Kestrel FGA.1 и проекта сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Hawker P.1154. Требования предусматривали обеспечение высоких лётных характеристик, не уступающих характеристикам обычных истребителей-бомбардировщиков, предназначенных для атаки наземных целей при непосредственной поддержке войск, в сочетании с максимальной независимостью от аэродромов. Последнее требование предусматривало как обязательное условие использование вертикального взлета или взлета с малой длиной разбега, а также применение шасси, обеспечивающего эксплуатацию с неподготовленных площадок и обслуживание собственными силами.

Для обеспечения эффективной эксплуатации СВВП Harrier GR.3 было важно, чтобы дополнительные расходы, связанные с обеспечением вертикального взлета или взлета с малой длиной разбега, были приемлемыми. Поскольку мерой успеха боевого вылета является боевая эффективность, определяемая весом боевой нагрузки и точностью ее доставки, ставилась цель, чтобы в этом отношении СВВП Harrier GR.3 не только не уступал обычным самолетам, но и имел перед ними преимущества. По сравнению с обычными самолетами СВВП Harrier GR.3 может:
рассредоточиваться на элементарно подготовленных взлетно-посадочных площадках вблизи районов боевых действий, что уменьшает поражаемость и сокращает время нанесения ответного удара;
обеспечивать быстрые ответные действия, выполняя операции по поддержке наземных войск в районах боевых действий;
доставлять большее количество вооружения за летный час при выполнении заданий по непосредственной поддержке.

Первый предсерийный СВВП Harrier GR.1 совершил первый полёт 31 августа 1966 г., первый серийный СВВП был построен в октябре 1967г., а первый полёт состоялся 28 декабря 1967 г. В апреле 1969 г. в ВВС Англии была сформирована первая эскадрилья из 12 самолетов Harrier GR.3 и началась их эксплуатация. Всего фирмами «British Aerospace» и «McDonnell Douglas» были построены 351 СВВП «Harrier» и «Sea Harrier» всех модификаций, а затем еще 395 СВВП «Harrier II», состоящих на вооружении ВВС и ВМС Великобритании, корпуса морской пехоты США и ВМС Испании, Италии и Индии, хотя первоначально предполагалось, что будет построено около 2000 СВВП для замены самолетов «Хантер». Это было вызвано тем, что СВВП «Harrier» имели переразмеренную силовую установку массой 1600 кг. Несмотря на использование облегченной конструкции, относительная масса конструкции составляла 71%, а вся полезная нагрузка только 29%, что значительно ограничивало массу боевой нагрузки и боевой радиус.

Производились следующие модификации :
Harrier GR.1 - с ТРДД «Пегас» 6 Мк.1 (взлетная тяга 8620 кг), выпускались серийно в декабре 1967-1971 гг. для ВВС Великобритании, было построено шесть предсерийных и 78 серийных самолетов, позднее 50 самолетов были модифицированы в вариант Harrier GR.3;

Harrier GR.3 - усовершенствованный вариант Harrier GR.1 с TPДД «Пегас» 6 Мк.102 (взлетная тяга 9070 кгс) выпускался серийно с января 1967 г. Всего было построено 120 самолетов Harrier GR.1 и Harrier GR.3 для ВВС Великобритании;

Harrier T.2 – двухместный учебно-тренировочный вариант с ТРДД «Пегас» 6 Мк.101, имеет удлиненный на 3,12 м фюзеляж. Первый полет состоялся в апреле 1969 г.;

Harrier T.2A – вариант самолета Harrier T.2 с ТРДД «Пегас» 6 Мк.102. Самолеты Harrier T.2 и Harrier T.2A выпускались серийно в 1969-1972 гг. Всего было построено два предсерийных и 12 серийных СВВП для ВВС Великобритании, из которых 10 были позднее модифицированы в вариант Harrier T.4;

Harrier T.4 – двухместный учебно-тренировочный самолет с ТРДД «Пегас» 11 Мк.103 (взлетная тяга 9750 кгс);

Harrier Mk.252 – двухместный самолет для демонстрационных полетов, подобен Harrier T.4, построен в одном экземпляре;

Harrier AV-8A – вариант Harrier GR.3 для корпуса морской пехоты США. Первый серийный СВВП был построен в ноябре 1970 г. Поставлено 102 самолета, из которых 47 были модифицированы в усовершенствованный вариант Harrier AV-8C;

Harrier TAV-8A – двухместный учебно-тренировочный вариант корпуса морской пехоты США;

Sea Harrier FRS.1 – палубный СВВП для ВМС Великобритании, совершил первый полет 20 августа 1976 г., на вооружении с сентября 1979 г., поставлено 73 СВВП Sea Harrier FRS.1 и Sea Harrier FRS.2 для ВМС Великобритании, включая 4 двухместных учебно-тренировочных T.Mk.4N. СВВП Sea Harrier FRS.1 базируются на трех авианесущих кораблях типа «Инвинсибл», на каждом из них размещается 5 СВВП FRS.1 и 9 вертолетов ПЛО «Си Кинг» (в военное время число СВВП может быть увеличено до 12-15). Для улучшения взлетных характеристик самолета и увеличения боевой нагрузки при взлете с корабля применяется короткий разбег с использованием трамплина «Ски Джамп» (с углом наклона 7-12°);

Harrier AV-8S Matador – вариант для ВМС Испании. Построено 12 самолетов Harrier Mk.50 (включая два двухместных TAV-8S), заказано еще 8, базируются на авианосцах «Дедало» и «Принсипе Астуриас»;

Harrier FRS.51 – палубный СВВП для ВМС Индии, заказавших 23 самолета, включая два двухместных Т.Мк.60. Поставленные СВВП базируются на авианосце «Викрант» и вертолетоносце «Гермес».

Harrier GR.5 – развитие самолетов Harrier GR.1 и Harrier GR.3 с ТРДД «Пегас» Мк.105 с тягой 9750 кгс и усовершенствованным оборудованием, производился также для КМП США под обозначением AV-8B;

Самолет Harrier GR.3 выполнен по схеме моноплана с одним подъемно-маршевым ТРДД и велосипедным шасси. Является развитием опытных СВВП Hawker P.1127 и Kestrel FGA.1. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Силовой набор изготовлен из алюминиевых сплавов, стали и титана. Кабина экипажа одноместная, герметизирована, на учебно-тренировочных вариантах – двухместная. Катапультное кресло Мартин-Бейкср 9А Мк.2 обеспечивает покидание самолета на земле или в полете на режиме висения; возможно катапультирование сквозь остекление фонаря толщиной 8 мм. На самолетах Harrier AV-8S установлены катапультные кресла Стенсел SIIIS-3.

Крыло стреловидное кессонного типа, имеет три лонжерона и фрезерованную обшивку, на носке имеются запилы. Крыло имеет также два небольших аэродинамических гребня и 24 турбулизатора. Угол поперечного V= – 12°, угол установки 1°45". Относительное удлинение крыла 3,175, сужение 0,336. Угол стреловидности по передней кромке 40°, по линии 1/4 хорд 34°. Корневая хорда крыла (по продольной оси самолета) 3,25 м, САХ 2,42 м. Относительная толщина профиля у корня 10%, на конце 3,3%. На концах крыла расположены обтекатели подкрыльных стоек шасси. Для перегоночных полетов к концам крыла крепятся законцовки, увеличивающие размах крыла на 1,34 м и площадь до 20,06 м 2, Механизация крыла состоит из закрылков общей площадью 1,29 м 2 (хорда закрылка 0,447 м). Максимальный угол отклонения закрылков 50°.

Оперение. Горизонтальное оперение размахом 4,24 м, цельноповоротное, стреловидное, имеет небольшой излом по передней кромке. Угол стреловидности по линии 1/4 хорд 32°53", угол поперечного V = – 15°50". Площадь оперения 4,42 м2. Относительное удлинение 4,079. Диапазон углов отклонения от +11°15"до – 10°15". Вертикальное oneрение имеет площадь 2,4 m z (площадь вертикального оперения на самолете Т.2 увеличена до 3,06 м 2). Угол стреловидности по линии 1/4 хорд 40°22". Площадь руля направления 0,49 м2.

Шасси велосипедного типа. Передняя опора самоориентирующаяся (угол поворота (45°), имеет одно колесо размером 0,66x0,2 м (давление в пневматике 6,33 кгс/см2 на самолете Harrier GR.3 и 7,03 кгс/см2 на самолете Т.Мк.2). Главная опора имеет масляно-воздушный амортизатор и спаренные колеса размером 0,68x0,2 м, давление в пневматиках 6,33 кгс/см2 (GR.Mk.3) и 6,68 кгс/см2 (Т.Мк.2). Подкрыльные опоры телескопические, имеют по одному колесу размером 0,32x0,16 м с давлением в пневматиках 6,68 кгс/см2. Шасси снабжено дисковыми тормозами колес и автоматами скольжения, что позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых ВПП.

Силовая установка. Подъемно-маршевый ТРДД Rolls-Royce F402-RR-401 установлен за кабиной экипажа; поворотные сопла расположены с боков фюзеляжа. Воздухозаборники боковые нерегулируемые; общая площадь отверстий воздухозаборников 0,855 м2. По периметру воздухозаборников имеются восемь створок, которые обеспечивают дополнительную подачу воздуха на вертикальных режимах полета. Все четыре сопла поворачиваются синхронно с помощью цепной передачи от двух пневмодвигателей; максимальный угол поворота сопл 98,5°. Двигатель имеет трехступенчатый вентилятор, восьмиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевую камеру сгорания и двухступенчатые турбины низкого и высокого давления. Степень двухконтурности двигателя 1,4, степень повышения давления 14. Масса сухого двигателя (без поворотных сопл) 1405 кг. Топливо размещается в пяти фюзеляжных и двух крыльевых баках общей емкостью 2 870 л, под крылом возможна подвеска двух ПТБ по 455 л (для увеличения боевого радиуса) или по 1500 л (для перегоночных полетов). Возможна установка штанги топливоприемника для заправки топливом в полете.

Система управления. Для управления самолётом на крейсерском режиме служат элероны, цельноповоротный стабилизатор и руль направления. Проводка управления жесткого типа. Управление стабилизатором и элеронами осуществляется с помощью дублированных гидравлических механизмов. Управление рулем направления ручное. Для повышения маневренности в воздушном бою одновременно с отклонением аэродинамических поверхностей могут поворачиваться и сопла ТРДД. Для управления на вертикальных режимах и на малых скоростях используется газодинамическая система управления (ГДСУ). Система состоит из пяти струйных рулей (два служат для продольного управления и установлены в носовой и хвостовой части самолета, один для путевого управления, размещенный в хвостовой части самолета, и два для поперечного управления, установленные на концах крыла) и системы трубопроводов. Воздух в ГДСУ отбирается от компрессора высокого давления, включение ГДСУ производится автоматически при повороте сопл двигателя на угол более 20°. Для согласованности работы ГДСУ и аэродинамических поверхностей управления между ними имеется механическая связь.

Системы. Гидравлическая система дублированная, рабочее давление 210 кг/см2, служит для привода поверхностей управления, шасси и воздушной турбины, используемой для привода аварийного гидронасоса. Электрическая система включает генератор переменного тока мощностью 12 кВ/А и две аккумуляторные батареи напряжением 28 В и емкостью 25 А/ч. Кислородная система имеет один баллон с жидким кислородом (емкость 5 л). Максимальный перепад давления в кабине 0,24 кгс/см2.

Навигационное и электронное оборудование. На самолёте Harrier GR.3 установлены приемник КВ/УКВ фирмы «Плесси», запасной приемник УКВ, система TAC.AN фирмы «Хоффман» и система опознавания фирмы «Коссор». В подфюзеляжном киле установлены антенны радиовысотомера AN/APN-194. Самолет снабжен коллиматорным индикатором HUD фирмы «Смит», который связан с системой навигации и управления огнем Ферранти FE541, компасом Сперри C2G и ЭВМ обработки данных воздушной обстановки. Все самолёты Harrier GR.3 английских ВВС имеют лазерные целеуказатель и дальномер Ферранти 106, размещенные в удлиненном носовом обтекателе. В носовой части самолета возможна установка фотокамеры F.95 Мк.7.

Истребитель Harrier FRS.1 оснащен ИЛС HUDWAC, инерциально-допплеровской системой NAVHARS, в состав которой входит гировертикаль Ферранти HARS. Радионавигационное оборудование включает приемник системы «Такан» и УВЧ оборудование наведения по приводным маякам. Имеется система предупреждения о радиолокационном облучении. Радиосвязь осуществляется при помощи многоканального приемника-передатчика УВЧ/ОВЧ PTR-377.

Вооружение. Под фюзеляжем в съемных обтекателях установлены две пушки «Aden» калибром 30 мм. Под крылом имеются четыре узла для подвески различного вооружения; два внутренних узла рассчитаны на нагрузку 910 кгс, а два внешних – на 295 кгс. Один подфюзеляжный узел рассчитан на нагрузку 454 кгс. На самолетах Harrier GR.3 и AV-8A под крылом могут устанавливаться УР AIM-9L «Сайдуиндер» или AMRAAM, могут подвешиваться до шести контейнеров Матра 115 или 116М с НАР калибром 68 мм, пять бомб калибром 454 кг, пять кассетных бомб, 10 контейнеров с дипольными отражателями. Индийские самолеты «Си Харриер» вместо УР «Сайдуиндер» могут оснащаться ракетами «Мажик» французского производства. Вооружение самолёта Harrier FRS.Mk.1 и 2 дополнено усовершенствованными УР класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (возможна подвеска четырех ракет) и противорадиолокационными УР ALARM.

Технические характеристики Harrier GR.3
Экипаж: 1 (пилот)
Размеры:
размах крыла 7,7 м
длина самолета 13,91м
высота самолета 3,43 м
площадь крыла 18,68 м2
Двигатели 1 ТРДД Rolls-Royce F402-RR-401
взлетная тяга 9750 кгс
Массы и нагрузки:
максимальная взлетная при вертикальном взлете 8850 кг
при взлете с разбегом 11 400 кг
пустого снаряженного 5730 кг
запас топлива во внутренних баках 2295 кг
максимальная боевая нагрузка 2270 кг
Удельная нагрузка на крыло:
при вертикальном взлете 474 кгс/м2
при взлете с разбегом 610 кгс/м2
Летные данные:
максимальная скорость у земли 1175 км/ч
максимальное число М при пикировании 1,29
практический потолок 15 600 м
Боевой радиус:
при вертикальном взлете и боевой нагрузке 1360 кг 92 км
при взлете с разбегом длиной 180 м и боевой нагрузке 2270 кг 230 км
Перегоночная дальность с подвесными топливными баками и перегоночными законцовками крыла 3425 км
Вооружение:
Стрелково-пушечное: 2 x 30 мм пушки Aden (съёмные)
Точки подвески: 5
Боевая нагрузка:
под фюзеляжем и внутренние: 3 x 907 кг
внешние: 2 x 454 кг
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» 2 x AIM-9
Неуправляемые ракеты:
16 (4 x 4) x 127 мм в блоках LAU 10
28 (4 x 7) x 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 68
76 (4 x 19) x 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 69
Бомбы: свободнопадающие:
фугасные:
5 x 119 кг Mk.81 или 227 кг Mk.82
2 x 460 кг Mk.83
зажигательные: 5 x 340 кг Mk.77
кассетные:
4 x Mk.20
2 x CBU-24
Подвесные топливные баки: 2 x 454 л