Дизель электрическая подводная лодка проекта 677 лада. Квазиконформная фазированная антенная решетка. Большая дизель-электрическая подводная лодка

15.11.2014 ,

Новость вроде незначительная на вид, но на самом деле очень важная.

Если по атомоходам наше продолжающееся нахождение на передовых рубежах с принятием на вооружение «Бореев» и «Ясеня» сомнению уже не подлежит, то с неатомными подводными лодками ситуация немного запутаннее. Попробую её прояснить на отличном примере, которым является неатомная подводная лодка Лада проекта 677.

«Санкт-Петербург», проекта 677

Почему бы нам не сосредоточиться на атомоходах?

…как американцы? Потому, что:

  • Для множества задач атомоход избыточен.
  • Из-за реактора на атомоходах приходиться реализовывать дорогостоящие и технически сложные решения по достижению приемлемого уровня шума. А для подводных лодок тот, кто меньше шумит, тот и победил. Современные дизельные лодки под водой ходят на электромоторах и не шумят больше, чем окружающая среда, за что, например «Варшавянку» прозвали «черной дырой».
  • Цена кардинально меньше у НАПЛ (неатомных подводных лодок).
  • Атомоход требует соответствующей обслуживающей инфраструктуры, что далеко не каждая страна может потянуть.
  • Страны НАТО, которые производят дизельные лодки позволяют американцам самим не заморачиваться, а покупать их или брать в аренду по необходимости. У нас такой возможности нет.
  • Неатомные подводные лодки имеют несравнимый с атомоходами экспортный потенциал.

Почему бы не остаться на «Варшавянках»?

«Варшавянка» — это очень успешный проект дизель-электрических подводных лодок, третья модернизация которого сейчас производится для черноморского флота, а также экспортный вариант продается за рубеж. Например во третья из шести заказанных лодок должна попасть еще до начала 2015 года .


«Варшавянка», проект 636

Но у обычных дизельных лодок, к которым относиться «Варшавянка», при всех несомненных достоинствах (главное из которых — малошумность ) есть несколько фундаментальных недостатков:

  • Время нахождения под водой — всего несколько суток. А дальность хода под водой 400 миль. Потом аккумуляторы разряжаются и надо всплывать, чтобы с помощью дизелей их зарядить. Поэтому классические дизельные лодки и называют не подводными, а ныряющими.
  • Из-за необходимости экономии энергии, скорость движения под водой невысока, как правило в районе 3-х узлов (~5,5 км/час). Критично при преследовании.
  • Недостаток энергии обуславливает и ограничения на оборудование и вооружение.

Лада (проект 677) — долгожданный прорыв?

Лодки этого проекта должны прийти на смену отлично зарекомендовавшим себя и ставшим хитом продаж восьмидесятых — девяностых годов , во многом за счет поставки на экспорт которых наш морской ВПК и пережил девяностые.

Проект 677 разрабатывается с начала 90-х, но по известным причинам, только сейчас доводится до того состояния, когда становятся подводной лодкой, способной повлиять на расклад сил на море.


Подводная лодка «Санкт-Петербург», проекта 677

Так что давайте рассмотрим, чем так хороша «Лада».

Вооружение

Помимо традиционного минно-торпедного вооружения (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), стреляет из всех 6 торпедных аппаратов ракетами («Варшавянка» только из двух верхних).

Кроме того 677-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса).


Экспортный вариант проекта 677 — «Амур-1650»

Эти ракеты могут быть:

  • оперативно-тактическими,
  • противокорабельными,
  • крылатыми ракетами большой дальности , предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника (вообще новое применение для НАПЛ).

Причем все это разнообразие можно выпустить залпом , что повышает вероятность поражения цели и чего другие неатомные подводные лодки не могут.

Сразу значительно расширяются области применения .

Другие инновации

  • Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы и всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах.
  • Снижение водоизмещения с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн, а также численности экипажа с 52 до 35 человек. Это сделало лодку более компактной и менее заметной.
  • Существенное, в разы, понижение уровня акустического поля (при том, что даже «Варшавянки» продолжают оставаться одними из самых малошумящих субмарин в своем классе.
  • Снижение неакустических полей.
  • Ресурс оборудования в среднем повышен в два раза.
  • «Лада» оснащена радиоэлектроникой нового поколения. Управление кораблем, его вооружением и механизмами сведено в единую автоматизированную систему и осуществляется с пультов в командном пункте.
  • Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.
  • На «Ладе» установлен современный гидроакустический комплекс «Лира» с антенными системами, которые по своей площади сравнялись с применяемыми на атомных подводных лодках и превосходят таковые на дизель-электрических подлодках проекта 636. Что позволяет обнаруживать противника раньше, а это эквивалентно победе в противостоянии с ним.
  • «Санкт-Петербург», головная лодка проекта 677 с 2010 года на вооружении и бОльшая часть инноваций опробована и отлажена.
  • Литий-ионные батареи . Их можно легко установить на место штатной свинцово-кислотной, при этом лодка получит большую длительность подводного плавания. «Проведены опытные работы, выделено финансирование и изготовитель работает над производством штатной установки. Если она будет готова в срок, то обретет место на серийных корпусах ПЛ четвертого поколения ».

В результате мы имеем лодку, способную погружаться на 300 метров, имеющую скорость полного подводного хода до 21 узла и автономность 45 суток и являющуюся прекрасным наследником «Варшавянок». Но одна инновация может вывести эту лодку в абсолютные лидеры в своем классе в мире. А именно воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ).

Воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ)

Из названия следует, что данной установке для выработки электроэнергии не нужен воздух, как дизелям. Следовательно лодке не нужно всплывать для зарядки аккумуляторов. Точнее нужно, но гораздо реже.

Время нахождения под водой возрастает в 10 раз, до 25 суток .

На самом деле подобные энергетические установки начали использовать шведы, у которых все лодки выпускаются сейчас с подобными энергетическими установками.

А также немцы с проектом 212/214. То есть здесь мы в русле новых разработок.

Так же как и у немцев, в ее основе электрохимический генератор. Электричество будет вырабатываться при преобразовании химической энергии в электрическую без движения и горения . При соединении кислорода и водорода электроэнергия выделяется бесшумно, а единственным побочным продуктом процесса является дистиллированная вода. КПД такой установки достигает 70 процентов, а уровень шума подлодки на анаэробном ходу ниже естественных морских шумов. Но у нас помимо этого используются дополнительные усовершенствования.

  • Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога
  • Также используются топливные элементы, которые позволяют обогатить кислородом дизельную силовую установку.

Есть два пути развития механизмов подзарядки аккумуляторов в подводном положении. Электрохимический генератор (ЭХГ) или двигатель Стирлинга . Более перспективным считается двигатель Стирлинга, используемый шведами. У нас видимо используется ЭХГ, как у немцев, но с исключением дорогостоящей структуры хранения и зарядки топливных элементов на борту водородом. Выбор технологии явно происходил с учетом большого количества факторов, часть которых не очевидна для сторонних наблюдателей.

В соединении с другими вышеуказанными преимуществами Лада становится вне конкуренции.

К тому же при ее производстве можно будет варьировать комплектацию в зависимости от желаний и возможностей заказчика.

Конкуренты

Конкурентов достаточно:


Германия, проект 212/214
Швеция, Готланд
Франция, Scorpene

Действительно ли неатомные лодки так эффективны?

Примеры эффективности неатомных подводных лодок:

  • В своем первом выходе из базы на Камчатке только что принятая флотом первая тихоокеанская «Варшавянка» (подводная лодка проекта 877) обнаружила американскую атомную подводную лодку типа Los Angeles.
  • В октябре 2006 года китайская субмарина класса Song всплыла в непосредственной близости (пять миль) от авианосца Kitty Hawk (CV-63), когда ударная группа маневрировала возле островов Окинава. Лодка была обнаружена визуально летчиком одного из пролетавших самолетов, отрабатывавших учебное задание. Этот случай стал еще одним свидетельством недостаточной эффективности противолодочной обороны авианосного соединения даже по отношению к субмаринам типа Song, которые ONI считает менее опасными противниками в сравнении с проектами 636 и 677
  • во время учений в Карибском море экипаж немецкой лодки Тип 212А смог преодолеть незамеченным систему обороны американского авианосца «Enterprise» и имитировал пуск торпедного веера. В другом случае пострадала репутация американского подводного хищника – многоцелевой подлодки типа «Los Angeles», вокруг которой немцы нарезали несколько кругов, а американцы так ничего и не заметили.
  • на учениях в акватории Средиземного моря израильские подлодки типа «Долфин» (модификация Тип 212) условно «потопили» половину Шестого флота США.
  • в 2003 году, «Готланд» продемонстрировал уникальные возможности в борьбе со своим самым опасным противником – подлодками врага. Шведская субмарина выследила и «потопила» атомную французскую лодку и американскую ПЛА SSN-713 «Хьюстон» во время учений в Средиземном море.
  • Во время морских учений Joint Task Force Exercise 06-2 «Готланд» «перетопил » всю седьмую авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Рональд Рейган».

Асимметричный ответ

Лодка разрабатывается очень давно. Первый экземпляр принят на вооружение с обычной дизельной двигательной установкой. При проектировании лодки возникло множество проблем, как финансового, так и технического характера. К тому же из-за отсутствия средств пришлось связать судьбу головных лодок с проблемами опытной эксплуатации, доводкой, устранением возникших неполадок.

Но указанная в эпиграфе новость говорит о том, что скоро российский ВМФ получит эту лодку со всеми ее новейшими технологиями (включая ВНЭУ).

Нам подобные лодки нужны. А гарантировано получить их мы можем, как показывает эпопея с «Мистралями», только сделав самостоятельно. С этой задачей наш ВПК справился, создав действительно конкурентную на мировом уровне неатомную подводную лодку. И что не менее важно — создав кооперацию предприятий для ее производства.

  • пр.677 — LADA
    • сейчас по проекту 677 в дополнение к «Санкт-Петербургу» строится «Кронштадт» и по «Севастополю» должен быть подписан госконтракт. Эти лодки строятся без ВНЭУ.
    • ВНЭУ будет скорее всего начиная с четвертой лодки. По плану в 2016 году в виде дополнительного отсека.

    Проект 677 Лада – ход конём русских «Чёрных дыр» (636-х) на радарах НАТО

    Успех отечественных ДЭПЛ (дизель-электрической подводной лодки) 3-го поколения «Варшавянок» (для стран Варшавского Договора) продолжил развиваться в новом проекте 677, ещё незавершённом. Стелс-подлодка «Варшавянка» (проекта 877) получила громкое прозвище от западных военных – «Чёрная дыра», что в 1976-м положило конец гидрорадиоакустическому преимуществу США под водой (и как следствие – это замораживание противолодочной системы обнаружения СОСУС (США) и приход с началом 1980-х – корабельной боевой информационно-управляемой системы ИДЖИС). Устаревшая Варшавянка проекта 877 – по-прежнему «Чёрная дыра» для радаров НАТО, стала ещё боеспособней в проекте 4-го поколения 677 Лада.

    Субмарины (подводные корабли) – это стратегическое вооружение, позволяющее наказать агрессоров ядерными ударами в любой точке мира, где бы они ни находились. Вопросы такого масштаба могут решать только технически, научно и экономически развитые страны, самые сильные из которых по-прежнему США и Россия. Глобальная агрессивная политика стран НАТО проводится по отношению ко всем государствам. Россия, не успев оправиться от распада СССР, вынуждено торгующая уникальностью природных запасов, собственностью предприятий и научных достижений, покупая необязательный западный и восточный ширпотреб – снова в состоянии равнозначно ответить на нападение как минимум ещё 30 лет – это благодаря проекту 677 Лада.

    История проекта 677

    История работы главного конструктора Ю.Кормилицына над одной и той же неатомной подводной лодкой (НЕАП) «Варшавянкой» привела от проекта 877 «Палтус» (отечественное название подводной лодки времён СССР, экспортный вариант – проект 636, который прошёл ряд модернизаций на экспорт 636М и 636.1, и для ВМФ РФ 636.3) до проекта 677 «Лада». Чтобы представить себе насколько современнее стала автоматика подлодки-невидимки под комплексным обеспечением центрального программного управления 2016-го – сразу станет заметным численность человек в команде, где 35 подводников заменили 52-х (в перспективе 20 чел). Освободившееся место от устаревшего оборудования и от жизнеобеспечения членов экипажа – это освободившееся место для последних разработок вооружения – более мощного, более дальнего, более точного, более неуязвимого и малогабаритного.

    Мы уже писали ранее о «Варшавянке» (см. как дополнение к статье) и её значение для страны, в новой лодке приумножились её преимущества, размеры корпуса стали меньше (длина 74 м снизилась до 67 м, ширина 10 м стала меньше – 7 м). Уменьшенная отражающая поверхность, даже такого незаметного подводного корабля, со сверхсекретным постоянно-совершенствуемым корпусом (при строительстве каждой следующей субмарины – стел-улучшения) из не намагничиваемой стали со сложным композитным покрытием – это ещё большая неуязвимость и улучшенная мелко-глубинная проходимость. Дизельные двигатели остаются пока лучшими, но с ними приходится периодически всплывать, над решением новых источников энергии работаю давно, как у еас так и на Западе. У НАТО есть, в России ещё нет, только разрабатываются ВНЭУ (воздухонезависимые энергетические установки), которыми оборудуют как раз новейшие подлодки – Лада.

    Технические характеристики Проекта 677 Лада – что обрела Варшавянка нового поколения

    Время не стоит на месте, хотя воздухонезависимые (ВНЭУ) двигатели ещё не имеют преимущества над дизельными, но это только дело времени. К тому же ВНЭУ способны дополнить ДГ (дизель-генераторы), как альтернативный источник энергии. К субмаринам предьявляются и другие требования, не менее важные – дальность гидроакустического обнаружения, скорость обработки информации и принятие решений, взаимодействие в группе, точность и возможность залповой стрельбы, применение новеших РЭБ использование современных ракет для поражения надводных, подводных и наземных целей.

    Лада на перископной глубине легко держится и выполняет боевые задачи при волнении моря 7 баллов, что не возможно для надводных кораблей, которые боеспособны до 5 баллов. Для уничтожения ПЛ, перспективных беспилотных подводных аппаратов – есть 18 торпед, для перекрытия фарватера – 44 мины. Для встреч с авиацией есть 6 ЗУР (зенитно-управляемых ракет) расположенных в ТПК (транспортно-пусковых контейнерах) и ещё ПУ (пусковая установка) ПЗРК «Игла-1М».

    Дизельные двигатели Д49 работают в паре с ДГ (дизель-генераторами), гибридный вариант с ВНЭУ увеличивает дальность плавания на электрохимических генераторах с подзарядкой до 16 000 миль, а традиционно заявлена – 6 000 миль. Скорость над водой 10 узлов, под водой 20 узлов. Провизии на 45 суток.

    Назначение НАПЛ Лада

    Зачем Россия за явным преимуществом над НАТО улучшает невидимость и зоркость – развивает успех в гидроакустике? – на ближайшую перспективу, т.к. в США спешат разработать и внедрить новую противолодочную систему ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel) путем использования подводных беспилотников (БП). Именно результаты этой разработки могут свести на нет незаметность атомных подводных лодок за счёт дальности обнаружения до 3 км, при глубине погружения до 300 м и дальности плавания 6 000 км и с расчётом 80-ти дней пребывания под водой. Общий срок службы таких БП должен будет составлять 15 лет при стоимости 20 млн. долларов.

    Данную программу собираются внедрить в течение к 2017-му году. Поэтому, чтобы всегда оставаться незамеченной «Чёрной дырой» в океане и у берегов – ВМС России должны иметь на вооружении более дальнозоркие и совсем незаметные подлодки (ПЛ). Стоящие сейчас на вооружении ДЭПЛ проекта 636.3 имеют шумность 30 дб – это естественный шум моря. Четвёртое поколение российских неатомных подводных лодок проекта 677 в сложившейся перспективе решает стоящие перед ней задачи в океанской и прибрежной зоне:

    class="eliadunit">

    • вести разведку;
    • уничтожать ПЛ и БП;
    • уничтожать надводные корабли и АУГ (авианосные ударные группировки);
    • уничтожать наземные цели и укреплённые районы;
    • проводить диверсии путем транспортировки, выпуска и впуска водолазов;
    • ставить минные заграждения.


    Главные отличия от предшественника (636-го)

    В процессе создания этого начала проекта новой серии 677 Лада, различными НИИ, ОКБ и предприятиями ВПК России – произведено более 200-т работ, главным разработчиком является ЦКБМТ «Рубин». Результатами труда стало применение нового высокоточного оружия и создание современных малошумных субмарин с наименьшим энергопотреблением комплекса радиоэлектронного вооружения. Отличия от Варшавянок:

    • новый гидроакустический комплекс, работающий на базе шумопеленгаторной квазикомформной антенны большой площади – КФАР (квазиконформная фазированная антенная решетка);
    • возможности ведения залповых стрельб ракетами с ядерными зарядами по надводным целям до 800 км. – это П-800 (отечественного образца Оникс или импортного (индийского) БраМос), а также по наземным целям до 2 000 км. – НК--- - Калибр;
    • комплексная АСУ (автоматизированная система управления) подводным кораблём и его боевыми возможностями;
    • противогидролокационное покрытие для корпуса лодок 4-го поколения;
    • увеличенное применение радиоэлектронного вооружения;
    • в наличии непроникающие в корпус выдвижные системы за исключением перископа.

    Гидроакустический комплекс и шумопеленгаторная станция

    Шумопеленгаторная станция – это пассивное средство наблюдения для обнаружения шумящих объектов в толще воды и над ней, направление на этот объект тоже определяется этой станцией. Достоинство её работы – абсолютно скрытое. Поэтому эти станции применимы в первую очередь на ПЛ, где фактор обнаруживать и быть незаметным – определяющий.

    Во время II Мировой войны шумопеленгаторная станция представляла собой одну базу от 8-ми до n десятков приёмников (из кристалла сегнетовой соли или ферримагнитного стержня), а ещё усилитель, конденсатор, фильтр, громкоговоритель и телефон. С помощью приёмников энергия звука приходящая к базе трансформировалась в электричество по одному из принципов – пьезоэлектрическому или магнитно-стрикционному эффекту.

    Американцы давно отказались от дизельных ПЛ (а НАТО – нет, они разрабатываются в Швеции, Франции и Германии). США применяли для своих ДПЛ станции «УК» и «УР» с двумя приборными частями, одна – в боевой рубке, вторая – в торпедном отсеке. При торпедной атаке эти шумопеленгаторные станции определяли цель и куда она двигалась, данные поступали к спецгруппе (управляющей торпедной стрельбой) от гидроакустика.

    Современный метод шумопеленгования – фазовый, основан на фиксировании разности времени звука 2-мя приёмниками (группами приёмников).

    Квазиконформная фазированная антенная решетка

    Изобретение из области радиотехники для улучшения технологичности – в повышении энергопотенциала, в уменьшении обзора полусферы, повышении точности пеленгования и для высокой помехозащищённости. Чтобы получить данные достижения путём установки n-го количества фазированных плоских подрешёток, прилегающих одна к другой и расположенные по кольцу поясами осесимметричную поверхность 2-ной кривизны, ещё к этому распределяющее устройство, а также соединение с каналами приёма и передачи. Плоские ФА (фазированные антенные) подрешётки одинаковой приёмопередающей конструкции АФАР с прямым углом апертуры, установлены так, что каждый кольцевой пояс состоит из 3-х подрешёток. А в каждом следующем из поясов (меньшего размера) подрешёток становится постоянно на 3 меньше. Обзор полусферы пространства производится квазиконформным способом единовременно 3-мя лучами, так что отставание проекции лучей в азимутальной плоскости составляет 1200. Практическое применение изобретения – в обзорных радиолокаторах. Изменение луча на 600 КФАР в пространстве верхней полусферы квазиконформным способом – это активный способ, если более 600 – это пассивный. При сканировании в активная зона проходит по поверхности КФАР (размеры и кол-во подрешёток не изменяется). Цифровая КФАР обладает высокой улучшенной точностью. Дальность обнаружения русских РЛС вдвое-втрое превышают натовские.

    class="eliadunit">

    в Избранное в Избранном из Избранного 0

    Четвертое поколение неатомных субмарин проекта 677 «Лада» превзошло по своим характеристикам подлодки 636 проекта, которые неофициально называют «черной дырой» за скрытность и бесшумность.

    Об этом заявил в беседе с корреспондентом ТАСС генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. «Уже по итогам опытной эксплуатации подводной лодки «Санкт-Петербург» можно сказать, что «Лада» по скрытности превосходит свою предшественницу проекта 636, которую во всем мире называют «черной дырой», - сказал он.

    Подводные лодки четвертого поколения проекта «Лада» являются дальнейшим развитием подлодок 636 проекта, напомнил Бузаков. Их отличает низкий уровень шумности благодаря новому противогидролокационному покрытию, усовершенствованный гидроакустический комплекс, а также новые технологии и материалы.

    «Кроме того, в рамках реализации проекта 677 было выполнено значительное количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Внедряя новые разработки на подводных лодках проекта 677, мы «подтягиваем» на новый уровень и подлодки 636-го проекта. Наглядный пример - непроникающие подъемно-мачтовые устройства, которые впервые были установлены на первой «Ладе» («Санкт-Петербург»), а сегодня успешно внедрены на всех сериях 636 проекта», - добавил собеседник агентства.

    Глава «Адмиралтейских верфей» отметил, что сегодня лодки проектов 636 и 677 являются «одними из наиболее серьезных представителей своего класса благодаря мощному ракетному вооружению».

    Говоря о возможном продолжении серии «Лада», Бузаков подчеркнул, что такие вопросы находятся в компетенции Министерства обороны. «Да, такие планы есть, но без постановления правительства по гособоронзаказу говорить о конкретных сроках подписания контракта преждевременно», - пояснил собеседник агентства.

    «Адмиралтейские верфи» являются одним из старейших судостроительных предприятий страны. В 2014 году они отметили 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти 3 тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое «потаенное судно» - прообраз первой подводной лодки, легендарный крейсер «Аврора», первый атомный ледокол «Ленин».

    Сегодня это петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На стапелях «Адмиралтейских верфей» строятся подлодки проектов 636 и 677.

    Ну а далее предлагаю вашему вниманию подробную информацию об этих субмаринах. Взято от сюда - http://militaryrussia.ru/blog/topic-217.html :

    Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш" (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре).

    Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

    Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось ().

    Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25.07.2010 г. (фото - Дмитрий Шипуля, http://militaryrussia.ru/forum).

    Серия ПЛ пр.677 находится в производстве - всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 г.г. запланирована постройка 6 ПЛ пр.677. В первых числах ноября 2011 г. появилась инфромация о том, что строительство ПЛ пр.677 заморожено. 24 ноября 2011 г. генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.

    27 июня 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительство ПЛ пр.677 по скорректированному проекту. 13.02.2012 г. генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщил СМИ: ""На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется". 18 мая 2013 г. Главком ВМФ в СМИ заявил, что первые три ПЛ пр.677 Флот получит с обычными ГЭУ (). Контракт на строительство "Крогнштадта" и "Севастополя" вступил в силу 9 июля 2013 г. ().


    ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на испытаниях. Балтика, не позже лета 2007 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru/).


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в Кронштадте, ноябрь 2010 г. (фото из архива Владимира Владимировича, http://military.tomsk.ru/forum).


    Одно из первых изображений модели аванпроекта ПЛ семейства "Амур" (экспортный вариант - "Амур-1650") в СМИ (ориентировочно 1997 г., http://milparade.ru)

    Конструкция ПЛ - одно-полуторакорпусная, в конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ "Прометей". За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность ПЛ будет в несколько раз ниже шумности ПЛ пр.877 . На ПЛ этого проекта установлены рубочные горизонтальные рули. Противогидроакустическое покрытие лодки разработано ЦНИИ им.акад.Крылова выполнено 7-8-слойным и толщиной 40 мм.

    1 отсек - антенны ГАК и ТА
    2 отсек - командный пункт
    3 отсек - жилой
    4 и 5 отсеки - энергетическая установка


    Носовой блок-модуль корпуса ПЛ "Кронштадт" перед транспортировкой из цеха №9 в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи", декабрь 2014 г. ("Адмиралтеец", №23 / 2014 г.).



    Спуск ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на воду(28 октября 2004 г., http://www.ckb-rubin.ru/)


    Качество и состояние противогидроакустического покрытия ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" по состоянию на 2005 г. (вверху) и на 2011 г. (внизу). Фотографии с салонов МВМС, г.Санкт-Петербург. (фото - adv1971, 2005 г. и Cheslav, 2011 г., http://forums.airbase.ru и http://fotki.yandex.ru).


    Детали корпуса ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, ).

    Двигатели : полное электродвижение с единым всережимный электродвигателем

    2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО "Электросила" мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления. В ходе ремонта, который по 27 марта 2012 г. проводился на головной лодке "Санкт-Петербург" на ССЗ Адмиралтейские верфи произведена замена генераторов ().

    1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. (4100 кВт по др.данным), разработки ЦКБ МТ "Рубин" совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова. Производство ОАО "Новая эра" (сборка), ОАО "Электросила", ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". Управление - цифровая система управления разработки ЦНИИ "Электроприбор". Малогабаритный опытный прототип двигателя успешно прошел испытания, первый полноразмерный прототип установлен на головной ПЛ пр.677. По результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы при частоте вращения 125 об/мин и более, проведена в 2007 г. Мощность, развиваемая двигателем в ходе испытаний по данным Лукина (см. источники) не превышала 50%. По данным на май 2010 г. ПЛ Б-585 принята в опытную эксплуатацию ВМФ с ГЭД работающим на 60% мощности. По состоянию на ноябрь 2011 г. по неофициальным данным и согласно СМИ проблемы с недоведенностью электродвигателя остаются.

    2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М (?) мощностью по 140 л.с. разработки НПП "Морская техника".


    Дизель-генератор 28ДГ (фото из архива DenisKA, http://forums.airbase.ru/).


    Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ "Рубин" (фото ЦКБ МТ "Рубин")

    На лодках пр.667Д система электродвижения будет модернизирована ().

    Механика - 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями и две выносных винтовых колонки РДК-35.


    ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de/)


    Спуск ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на воду (28 октября 2004 г., http://www.ckb-rubin.ru)


    Фотомонтаж на базе снимков сделанных при спуске на воду ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004г., http://www.elforo.de)


    Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург", 2009 г. (фото из архива Испытателей_10, http://forums.airbase.ru).

    Энергетика - аккумуляторы, 2 группы по 126 шт - изделие 476, общая мощность - 10580 кВт/ч. Система электропитания ПЛ - для выдвижных устройств - постоянный ток напряжением не менее 175 и не более 320 вольт.

    Согласно интервью директора "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова достройка лодок по модернизированному проекту начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. Так же при готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ "Кронштадт". По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены.

    Система спасения - спасательный универсальный комплекс типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт, в надстройке перед ограждением выдвижных устройств, система разработана ЦКБ "Лазурит", используется так же на ПЛА К-335 "Гепард").

    ТТХ подводной лодки :
    Экипаж - 35 чел

    Длина - 66.8 м
    Ширина - 7.1 м
    Осадка - 6.7 м

    Водоизмещение надводное - 1765 тонн (1950 тонн по др.данным)
    Водоизмещение подводное - 2650 тонн

    Скорость надводного хода - 10 уз
    Скорость подводного хода максимальная - 21 уз
    Дальность хода максимальная подводная с чередованием режима РДП (скорость 7 уз) и тихого хода (3.5 уз) - 16000 миль (с учетом расхода топлива на зарядку аккумуляторов)
    Дальность хода подводная в режиме РДП (скорость 7 уз):
    - 6500 миль (без учета расхода топлива на зарядку аккумуляторов)
    - 6000 миль ()
    Дальность хода подводная (скорость 3 уз) - 650 миль
    Глубина погружения рабочая - 240-250 м (по разным данным)
    Глубина погружения предельная - 300 м

    Автономность - 45 суток
    Гарантированный срок эксплуатации - 25 лет
    Гарантированный срок эксплуатации до первого ремонта - 10 лет

    Шумность ПЛ - по заявлениям в СМИ шумность пр.677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр.877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ.

    Вооружение :
    6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания "Мурена" (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед.

    Боезапас - мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды "Шквал" и ПКР "Бирюза" (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1. По данным 2009 г. в 1990-е годы для ПЛ пр.677 разрабатывалась торпеда ТЭ-2 "Игрушка" - судьба неизвестна.
    6 х ПЗРК "Игла-1М"


    Система торпедных аппаратов ПЛ пр.677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


    Вид на крышки носовых торпедных аппаратов ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de)


    Вид на носовую часть ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 в плавдоке. Санкт-Петербург, апрель 2008 г. (фото из архива Amoralex, http://forums.airbase.ru).


    Носовая часть ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 - по центру хорошо видно люк для погрузки торпед(http://forums.airbase.ru).


    Оборудование:

    пр.677 пр.677Д
    БИУС (боевая информационно-управляющая система) Комплексная система автоматизированного управления кораблем "Литий" разработки НПО "Аврора" при участии ЦКБ МТ "Рубин" и нескольких НИИ ВМФ (прототипом системы "Литий" является система "Булат" разработанная в 1980-е годы). Автоматизированная система управления движением "Лиана". По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно некоторым СМИ остаются проблемы с недоведенностью БИУС "Литий" (не подтверждено). БИУС "Литий"
    Управление общекорабельными системами Модернизированная система управления корабельными техникечсими средствами ()
    ГАК

    ГАК "Лира" (по результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы - вероятно, в части сопряжения ГАК с БИУС "Литий" и в части программного обеспечения) - НИОКР ГАК с начала 1980-х годов. Головной разработчик - ПО "Волна" (г.Москва), основной исполнитель по разработке - ЦНИИ "Электроприбор" (с апреля 2005 г. официально, с лета 2005 г. фактически). Производство ГАК - таганрогский завод "Прибой". По состоянию на 2008 г. велись конструкторские испытания ГАКи испытания программного обеспечения на стенде.

    Состав ГАК:
    - Прибор №1 ГАК "Лира" - носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01
    - Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса
    - ГАС активная миноискания, измерения расстояний и звукоподводной связи
    - ГАС с буксируемой акустической антенной (пр.677 - точно, пр.677Э - ?)
    - Аппаратура обеспечения безопасности плавания "ГАС-БП" (третий завершающий этап испытаний с января 2007 г.)

    ГАК "Лира"
    Комплекс РЛС РЛС КРМ-66 "Кодак", экспортный вариант КРМ-66Э - разработан и производится концерном "Гранит-Электрон" (г.Санкт-Петербург). Включает в себя активный и пассивный радиолокационные каналы, совмещенный антенный пост каналов, комплект ЗИП.
    Электропитание - от сети постоянного тока 175-320 вольт
    Потребляемая мощность - 3.5 кВт
    Радио-техническое оборудование
    Радиосвязь Цифровой комплекс средств радиосвязи "Дистанция" (включая выпускную буксируемую антенну К-697 для подводной связи - из верхней кормовой оконечности ограждения рубки, длина антенны 20 м, используется на глубине до 100 м по непроверенным западным данным)
    Навигационный комплекс

    Навигационный комплекс "Апассионата" (испытания 2007 г.) с инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС - впервые на нАПЛ в ВМФ СССР и Росии, малогабаритный, со сниженным энергопотреблением. К 2008 г. прошел государственные испытания, разработан ЦНИИ "Электроприбор".
    Точность навигации - отклонение координат места за 2 дня - 5 км при изменении курсов до 6 град/мин.

    О завершении разработки комплекса ЦНИИ "Электроприбор" объявлено 03.12.2003 г. (http://www.rbc.ru/spb/), сообщается стоимость УПК - 8 млн.USD. Оба перископа с гироскопической стабилизацией линии визирования. Работа перископов обеспечивается при скорости ПЛ до 10 узлов. В 2004 г. УПК "Парус-98" отгружен на ФГУП "Адмиралтейские верфи" для установки на головную ПЛ пр.677 "Санкт-Петербург".

    Модернизированный навигационный комплекс ()
    Перископы

    Унифицированный перископный комплекс УПК "Парус-98" ("Парус-98Э" - экспортный вариант). Разработчик - ЦКБ МТ "Рубин", головной исполнитель и соразработчик - ЦНИИ "Электроприбор". Состав комплекса:

    Командирский перископ непроникающего типа "Парус-98КП" (командирский перископ) с оптическим и ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х - дневным и низкоуровневым, с видеозаписью - разработка ФГУП ЦКБ "Фотон";

    Оптронная мачта непроникающего типа "Парус-98УП" (универсальный перископ) с ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х - дневным и низкоуровневым, тепловизионный канал, канал лазерного дальномера - разработка ФГУП ЦКБ "Фотон";

    УПК "Парус-98"
    Прочее

    На этапе первых ходовых испытания (декабрь 2005 г.) на ПЛ "Санкт-Петербург" устанавливалась нештатная навигационная РЛС "Галс" производства НПО "Горизонт".

    На ПЛ "Санкт-Петербург" начиная с 2007 г. проходили испытания оборудование: ПМУ (выдвижные устройства ограждения рубки) "Жиклер", ПМУ "Кодак", ПМУ "Ананас", РДП, УПК "Парус-98" (с забортными кабелями), блоки БДА комплекса "Клинок", СЕВ "Гном-2М". ОКР "Лира" (ГАК) испытания не прошла по причине неготовности программного обеспечения (план доработки - 2008 г.). На ПЛ используется аварийный передатчик системы "КОСПАС-САРСАТ" В-603.

    На ПЛ "Санкт-Петеребург" пр.677 по состоянию на лето 2009 г. еще дорабатывается ГАК. ПЛ пр.677Э по состоянию на 2007 г. еще не имеет ГАК (не готов, сумма расходов на разработку ГАК уже составляет 1 млрд. 300 млн. рублей).

    По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно неофициальным данным проблемы с недоведенностью ГАК решены.


    Квазиконфорные шумопеленгаторные антенны ГАС (боковая и носовая) ГАК "Лира" (фото СКб МТ "Рубин", Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


    Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК "Лира" (фото вероятно ПЛА "Кронштадт", 2009 г., из архива Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru).


    Оптронная мачта "Парус-98УП" унифицированного перископного комплекса "Парус-98Э", выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)


    Модуль лазерного дальномера и ТВ-канала (слева) и модуль тепловизионного прибора (справа) для оптронной мачты (ФГУП ЦКБ "Фотон", http://www.ckb-photon.ru, 2009 г.)


    Антенный пост РЛС КРМ-66Э перископного комплекса "Парус-98Э", выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)


    Главный командный пункт ПЛ пр.677 (рисунок ЦКБ"Рубин", http://milparade.com)


    Устройства в ограждении рубки ПЛ пр.677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


    Унифицированный перископный комплекс "Парус-98" и ограждение рубки ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко, http://photofile.ru/users/carpenco)


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге, 26.07.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).

    Модификации:
    пр.677 / 06770 "Лада" - LADA - серия ПЛ для отечественного ВМФ. производство ведется на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург).

    1) Б-585 "Санкт-Петербург", заводской №01570 (головная пилотная ПЛ проекта) - заложена 26.12.1997 г., цикл корпусного производства закончен в январе 2002 г. - строительные блоки ПЛ переведены в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи" для монтажа оборудования и сборки, спущена на воду - 28.10.2004 г., сдача флоту - 2010 г. (план 2009 г.), ранее - до конца 2009 г. (план начала 2009 г.). Изначально планировалось сдать ПЛ флоту в 2005 г., в 2008 г. (план 2005 г.) и в 2009-2010 г.г. (объявлено в 2008 г.); приемный акт подписан ВМФ 22.04.2010 г., подъем флага ВМФ ожидается в первых числах мая 2010 г.

    2) Б-586 "Кронштадт", заводской №01571 (первая серийная ПЛ) - заложена 28.07.2005 г.. спущена - 2009 г. нет, сдача флоту - 2013 год (план начала 2009 г.), ранее - 2010 г. (план начала 2009 г.), ранее - 2008 г. (план 2005 года);


    Закладная доска ПЛ Б-586 "Кронштадт" пр.677 LADA (фото из архива Snake, http://forums.airbase.ru/).

    3) Б-… "Петрозаводск", заводской № нет данных - заложена - лето 2006 г. (согласно сообщениям СМИ, подтверждения события нет). ПЛ так и не была заложена либо была заложена, но позже переименована в "Севастополь" (см.ниже). Есть вероятность того, что наименование "Петрозаводск" аннулировано из-за событий в Кондопоге.

    4) Б-587 "Севастополь", заводской №01572 (третья серийная ПЛ пр.677) - заложена 10.11.2006 г., спуск на воду - нет данных, сдача ВМФ - 2015 год (план начала 2009 г.);

    пр.677Э "Амур" / "Амур-1650" LADA - экспортная модификация ПЛ пр.677, головная лодка заложена на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г.


    Модель ПЛ пр.677, 2004г. (http://4ekist.photofile.ru)




    Компоновочная схема ПЛ "Амур-1650" пр.677Э (http://www.ckb-rubin.ru).


    Корпусные конструкции ПЛ "Амур-1650" пр.677Э на набережной ЛАО, г.Санкт-Петербург, 3 ноября 2011 г. (автор фото - reflex-yu, http://forums.airbase.ru).

    пр.677Д - 24 ноября 2011 г. генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту - условное наименование пр.677Д. Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. 9 февраля 2012 г. эту информацию по сути подтвердил главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявив, что строящиеся лодки пр.677 будут модернизированы. Так же главком заявил о разработке проекта воздухо-независимой двигательной установки, которую можно начать испытывать на лодках пр.677 в 2014 г. Согласно интервью директора "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова достройка лодок начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. В случае готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ "Кронштадт". По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены. 9 июля 2013 г. вступил в силу контракт на строительство ПЛ пр.677Д ("Кронштадт" и "Севастополь"). Лодки обновленного проекта будут отличаться несколько модернизированным оборудованием и обновленной системой электродвижения ().

    2010 г. 21-22 мая - акватории Северной верфи Санкт-Петербурга проводилось кренование ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" и операции размагничивания на полигоне в районе Кривой дамбы.

    2010 г. 25 июля - ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" приняла участие в военно-морском параде на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ.


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25-26 июля 2010 г. (фотографии любезно предоставлены автором, Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).

    2010 г. 21.декабря - генеральный директор ГКБ "Рубин" А.А.Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок пр.677 LADA и поэтому ПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же заявлено, что ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России как минимум до конца 2011 года. В ходе опытной эксплуатации системы ПЛ доводятся до желаемых показателей.

    2011 г. май - по неподтвержденным официально данным за год опытной эксплуатации на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" устранены проблемы с работой ГАК, в процессе устранения проблемы с главным электродвигателем, произведены стрельбы КР "Калибр".

    2011 г. 3 ноября - корпус ПЛ "Амур-1650" в недостроенном виде обнаружен на набережной ЛАО, муссируются слухи о замораживании строительства лодок проекта. так же высказывалось предположение, что это корпусные конструкции или "Кронштадта" или "Севастополя", но их корпуса полностью собраны.

    2011 г. 24 ноября - генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.

    2012 г. 06 февраля - в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний ПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов". На основании этого заявления можно сделать вывод о том, что начаты или планируются испытания на Северном флоте ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург".

    2012 г. 27 марта - после завершения ремонта ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 выведена из V пролета цеха №12 ССЗ Адмиралтейские верфи в спусковой док и спущена на воду. В ходе ремонта на лодке была произведена замена генераторов. Позже начаты швартовые испытания лодки ( , ).


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 после вывода из V пролета цеха №12 ССЗ Адмиралтейские верфи после завершения ремонта лодки (Адмиралтеец. № 6 / 2012 г.).

    2012 г. 01 июня - после завершения ремонта ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" выведена из спускового дока в Неву.


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге после вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


    Конструкции недостроенной ПЛ пр.677Э на Неве в Санкт-Петербурге, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).

    2012 г. 6 июня - завершено сервисное обслуживание ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" на ССЗ "Адмиралтейские верфи". Лодка поступила на завод для проведения обслуживания и ремонта в августе 2011 г. 27 марта 2012 г. лодка была спущена на воду. Позже проведены швартовые испытания и 6 июня 2012 г. лодка вернулась в опутную эксплуатацию в ВМФ России (ист. - Васильева С. ).


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 после ремонта уходит к месту постоянной дислокации, г.Санкт-Петербург, 6 июня 2012 г. ("Адмиралтеец", №11 / 2012 г.).

    2012 г. 27 июня - в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительства ПЛ пр.677 по скорректированному проекту.

    2012 г. 21 сентября - в СМИ появилась информация о том, что строительство лодок будет возобновлено в 2013 г. если лодки будут включены в Гособоронзаказ-2013. Так же сообщается, что головная лодка Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в конце сентября 2012 г. начнет переход на Северный флот, где совершит погружение на предельную глубину и в дальнейшем будет нести боевую службу. 25.09.2012 г. лодка еще находилась на Балтике.

    2012 г. 26 октября - неофициальная информация о том, что ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в 2012 г. не будет переходить на Северный флот из-за неготовности к переходу систем ПЛ - в т.ч. радио-электронного вооружения.

    2013 г. 13 февраля - генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщил СМИ: ""На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется". В настоящее время головная ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" находится в Кронштадте и готовится к переходу на Северный флот "для завершения опытной эксплуатации" (). Переход лодки на Северный флот планируется осуществить летом 2013 г. ().

    2013 г. 19 марта - в 2013 г. начнется достройка второй лодки проекта 677, прочный корпус лодки уже готов. Сдача второй лодки Флоту планируется на 2016 г. ().

    2013 г. 9 июля - вступил в силу контракт на строительство первой серийной ПЛ проекта - "Кронштадт". Сдача корабля Флоту намечена на 2017 г. ().

    2013 г. 15 июля - генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит сообщил РИА "Новости" , что строительные работы по второй серийной ПЛ пр.677 "Севастополь" на Адмиралтейских верфях уже ведутся. ЦКБ "Рубин" выпустил для "Севастополя" соответствующую документацию, и сейчас контракт между Минобороны и заводом на достройку лодки находится в стадии заключения. Что касается ВНЭУ, то первая серийная ПЛ ("Кронштадт") оснащаться ВНЭУ не будет, а по второй серийной лодке ("Севастополь") решение пока Флотом не принято. Опытный образец ВНЭУ ЦКБ "Рубин" планирует предъявить Флоту до 2016 г. После чего и будет принято решение об оснащении ВНЭУ той или иной лодки.


    Церемония закладки и закладная доска ПЛ Б-587 "Великие Луки", 19.03.2015 г.

    Экспорт :
    Индия:
    - 2011 г. 19 декабря - на тендер ВМС Индии на поставку 6 неатомных ПЛ предложен проект ПЛ "Амур-1650" с ВНЭУ.

    Китай:
    - 2013 г. 25 марта - СМИ со ссылкой на центральное телевидение Китая (CCTV) сообщают, что во время визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию было подписано рамочное соглашение на поставку 4 подводных лодок класса "Лада" (). Возможно речь идет о поставках ПЛ пр.677Э и, возможно так же, что речь о поставках ПЛ Амур-1650ВНЭУ .

    2014 г. 12 августа - в СМИ появилась информация о том, что с Китаем идет согласование технического облика ПЛ "Амур-1650", которые панинуется в перспективе поставить в Китай ().

    Головная дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада» прошла все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в нее характеристики. Таким образом, сложились благоприятные условия для получения отечественной промышленностью дополнительных заказов Министерства обороны РФ на корабли данного типа и заключения контрактов по линии военно-технического сотрудничества на экспортный вариант «Амур 1650».Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Николаевича Кормилицина. Главная задача «Лады» - поиск и уничтожение вражеских субмарин. Внедрив множество новейших технологий и передовых конструкторских решений, специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» создали уникальный «подводный истребитель». Во время испытаний на Балтике и затем (с середины 2013 года по настоящее время) на полигонах Северного флота «Санкт-Петербург» продемонстрировал отменные качества «охотника». В дуэльных ситуациях с надводными кораблями и субмаринами других проектов он первым обнаруживал «противника». Это давало командиру подлодки возможность занять выгодное для атаки положение и неожиданно «открыть огонь» по ничего не подозревающему «супостату».

    Порой «жертвами» «Лады» становились и непрошеные гости из числа подводников стран НАТО. Получив звуковым импульсом по корпусу, «лоси» предпочитали поскорее «унести копыта», направляясь прочь от российских берегов. У наших геополитических «партнеров» остается одна отрада - тот факт, что в состав ВМФ России пока принят только головной корабль данного типа. Однако в радостном настроении они будут пребывать недолго. На мощностях «Адмиралтейских верфей» кипит работа над вторым корпусом - «Кронштадтом», спуск на воду которого ожидается в начале следующего года. За ним последует ДЭПЛ «Великие Луки». Предполагается, что сначала ВМФ России получит четыре корабля в первоначальном «дизель-электрическом» варианте, а затем - еще пять улучшенного проекта с воздухонезависимой энергетической установкой.Аэробная силовая установка Генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит утверждает, что «Лада» представляет самую современную на сегодняшний день неатомную подводную лодку, способную успешно конкурировать со всеми существующими германскими, французскими и шведскими субмаринами данного класса. В практическом плане данное утверждение относится в первую очередь к международному тендеру Project 75i на шесть субмарин для ВМС Индии, в котором с российской стороны «Рособоронэкспорт» продвигает «Амур 1650». «Все остальные предложения основаны на кораблях более ранних проектов и каких-то их усовершенствованиях, тогда как мы предлагаем индийским партнерам создавать собственную подлодку на базе нашей, которая на сегодняшний день является самой современной. И это очень важное обстоятельство», - говорит Игорь Вильнит.Второе обстоятельство связано с конкретными особенностями будущего корабля в свете обязательного требования ВМС Индии по оснащению его воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Смысл таков: дооснащение дизель-электрических субмарин ВНЭУ дает возможность увеличить продолжительность подводного плавания на малом ходу (три-пять узлов) в два-три раза, что повышает скрытность действий подводников на коммуникациях противника и вблизи его побережья. «Санкт-Петербург» аэробной системой не обладает, но, начиная с пятого корпуса, на серийные «лады» будут устанавливаться ВНЭУ на основе риформинга дизельного топлива.

    За последние несколько лет специалисты «Рубина» серьезно продвинулись по программе создания аэробной энергетической установки для подводных лодок. Сначала ими был построен демонстратор технологий, затем - береговой стенд. Испытания на нем полностью завершены, а требования ВМФ России выполнены. В настоящее время идет подготовка к следующему этапу испытаний. Ввиду режима секретности подробности программы не раскрываются. Вместе с тем создатели отечественной ВНЭУ открыто заявляют, что их установка обладает рядом существенных преимуществ над аналогичными западными разработками. «Принцип работы нашей ВНЭУ признан в мире как наиболее оптимальный, поскольку и немецкие, и французские коллеги перешли на этот тип, но наше конструкторское бюро начало эту работу гораздо раньше. Тут мы имеем преимущество, и оно будет воплощено в перспективном проекте для ВМС Индии с помощью и при участии индийских предприятий», - утверждает гендиректор «Рубина».Победа в Индии очень важна для вывода нового продукта на мировой рынок. Иностранные контракты, идущие в дополнение к государственному оборонному заказу, позволят быстрее окупить понесенные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, повысить серийность и снизить стоимость единицы продукции. Субмаринами с ВНЭУ интересуются многие страны-импортеры, но им хочется получить готовую, апробированную систему. Если «Рособоронэкспорту» удастся убедить наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству в преимуществах продукции отечественных судостроителей, то «Рубин», «Адмиралтейские верфи» и их смежников ждут многочисленные контракты, номинированные в свободно конвертируемой валюте. Это позволит им сохраниться на рынке и продолжить развитие отечественной школы подводного кораблестроения.Мощная гидроакустика Индийские военные внимательно отслеживают все последние достижения российских моряков и корабелов. Особенный интерес они проявляют к «Санкт-Петербургу», коль скоро этот корабль предъявляется в качестве прототипа в тендере Project 75i. Главный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов поясняет: «Мы говорим, что прототипом для "Амура 1650" выступает дизель-электрическая подлодка проекта 677 "Лада". Подтверждаю, что все основные испытания головного корабля завершены. Остался лишь небольшой объем проверок, связанный с новым гидроакустическим комплексом».Как известно, «Санкт-Петербург» оснащен опытным образцом ГАК «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор». По своему техническому уровню он существенно превосходит серийные гидроакустические комплексы семейства МГК-400 «Рубикон», что используются на ДЭПЛ предыдущих проектов 636 и 877 семейства «Варшавянка».

    «Поскольку на "Санкт-Петербурге" установлен действительно уникальный гидроакустический комплекс, сегодня все работы направлены на то, чтобы провести его всестороннюю проверку в совершенно различных условиях, - продолжает Игорь Молчанов. - Комплекс работоспособен и подтвердил все заложенные в него характеристики, но поскольку гидрология - вещь сложная и меняющаяся, проводится большой объем работ именно для различных гидрологических условий, какие только могут встретиться в Мировом океане. Подчеркну, что речь идет не о подтверждении работоспособности ГАК - в этом больше нет сомнений, - а о наборе определенной статистики, которая позволит использовать данный комплекс с заданной эффективностью в совершенно различных условиях».Именно «Лира» в сочетании с малыми размерами корабля и необыкновенно малошумным гребным электродвигателем на постоянных магнитах СЭД-1 (а таковой применен на российской подлодке впервые) придает «Ладе» черты «охотника» за иностранными субмаринами. Однако основания для страха есть не только у вражеских подводников. Торпедные аппараты калибра 533 мм приспособлены для стрельбы и крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ». Свои первые ракетные пуски «Санкт-Петербург» провел осенью прошлого года.Подлодка способна выполнить залп из всех шести аппаратов, а устройство быстрого заряжания позволяет за считаные минуты выпустить по врагу весь боезапас из 18 единиц. Это делает «Ладу» опасной для любого противника, включая авианосную ударную группу. Среди вариантов исполнения ракет есть и 3М14Т, которые уже использовались ДЭПЛ проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» и «Краснодар» для уничтожения наземных целей в Сирии, принадлежавших террористам из так называемого «исламского халифата». Хотя испытания головного корабля заняли продолжительное время (с 2005 года по настоящее время), их завершение свидетельствует, что у нашего флота появился грозный «подводный истребитель», полностью подготовленный к серийному производству.