В результате добычи полезных ископаемых и торфа открытым способом и складирования отходов промышленного производства значительные площади сельскохозяйственных и лесных угодий изымаются их хозяйственного использования. Эти земли пустуют, зарастают сорняками, служат источником загрязнения воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод. Одним из средств восстановления ландшафтов, нарушенных добычей нерудных ископаемых и выработанных торфяных месторождений, а также улучшения санитарно-гигиенических условий природной среды являются рекультивационные мероприятия.
Рекультивируемые земли могут быть использованы для создания продуктивных сельскохозяйственных угодий, лесов, водоемов различного назначения; объектов отдыха и санитарных зон, мест застройки, а также использованы как консерванты нарушенных земель, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду.
Работы по рекультивации земель, как правило, выполняются последовательно в два этапа:
а) техническая рекультивация;
б) биологическая рекультивация.
Целью технической рекультивации является подготовка нарушенной поверхности для последующей биологической рекультивации.
Биологическая рекультивация включает мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель, прошедших техническую рекультивацию, для последующего использования: а) в сельском хозяйстве; б) в лесном хозяйстве; в) в рыбном хозяйстве. В данном упражнении рассматривается вариант использования рекультивируемых земель для сельскохозяйственных целей.
Хозяйственно-бытовые сточные воды (сток из жилых домов, бань, прачечных) содержит много органических веществ и микроорганизмов, в том числе болезнетворных. Поэтому перед сбросом стоков в естественные водотоки или водоемы производится механическая или биологическая их очистка. При механической их очистке сточные воды освобождаются от крупных плавающих предметов, взвесей и таким образом осветляются. Для этого используются решетчатые и песчаные фильтры, отстойники. Уничтожение болезнетворных бактерий, оставшихся в осветленных стоках, осуществляется добавлением раствора хлорной извести.
При биологической очистке сточные воды подвергают действию микроорганизмов и сложным процессам окисления, в результате чего минерализуются содержащиеся в стоках органические загрязнения и уничтожаются болезнетворные бактерии. Биологическая очистка может быть искусственной и естественной. При искусственной очистке стоки пропускают через искусственные емкости заполненные щебнем, галькой, шлаком, коксом и другими фильтрующими материалами. Сточные воды, пройдя через фильтрующую засыпку полностью освобождается от взвешенных и коллоидных веществ и микроорганизмов, но в них может оставаться микрофлора и яйца гельминтов. В сельских населенных пунктах более целесообразна естественная биологическая очистка сточных вод. При этом стоки подаются в земляные пруды-отстойники, на поля фильтрации и земледельческие поля орошения.
В прудах отстойниках жидкие стоки самоочищаются за счет жизнедеятельности растительного и животного планктона. Наиболее интенсивное самоочищение в биологических прудах происходит в теплое время года. Расчетная нагрузка пруда-отстойника составляет примерно 1000 м3/сут сточных вод на 1 га пруда.
Использованные воды для хозяйственных и других нужд удаляются с территории населенного пункта через систему подземных труб или каналов-канализацию. Система водоотведения - это комплекс инженерных сооружений и мероприятий, предназначенных для сбора, транспортировки, очистки и удаления сточных вод за пределы населенных пунктов (рис.9.11). Наряду с жидкими нечистотами и загрязненными водами, поступающими из жилых и производственных зданий, отводятся также сточные воды от атмосферных осадков. Воды атмосферных осадков имеют меньшую степень загрязнения и менее опасны для санитарно-гигиенического состояния поселка. Поэтому они могут отводиться по отдельной канализации. Если все воды отводятся по одной системе, такая канализация называется общесплавной. Может быть неполная сплавная или полураздельная канализация. Посредством раздельной канализации наиболее загрязненные и опасные в санитарном отношении бытовые и производственные сточные воды удаляются по подземным трубам, а менее загрязненные атмосферные воды могут отводиться открытой сетью каналов, лотков или по кюветам вдоль дорог.
В сельских населенных пунктах экономически целесообразна раздельная система сплавного водоотведения. Через систему труб наиболее опасно загрязненные в санитарном отношении воды, поступающие из жилых зданий, производственных предприятий, животноводческих ферм отводятся в закрытые коллекторы. По коллекторам стоки транспортируют на очистные сооружения. В очистных сооружениях происходит их механическая и биологическая очистка.
Водоотводящие трубы выполняются из разных материалов (железобетонные, керамические, асбестовые, пластмассовые и др.), наружная сеть – из труб диаметром не менее 125 мм.
Для надзора за работой сети и в целях обеспечения удобных условий ее ремонта по трассам труб устраиваются смотровые колодцы. Их сооружают в местах соединения нескольких коллекторов, на поворотах, в смене уклона труб, а также на прямолинейных участках через 100...150 м.
Водоотводящую сеть сеть рассчитывают на пропуск максимального секундного расхода.
Под водоснабжением понимается комплекс инженерных сооружений по забору, очистке, подаче воды и распределению ее между водопотребителями.
Для подачи и распределения воды потребителям проектируются системы водоснабжения. Системы водоснабжения - это комплекс сооружений для обеспечения группы потребителей водой в требуемом количестве и требуемого качества.
Взаимное расположение сооружений и устройств в системе водоснабжения определяется схемой водоснабжения, Исходя из конкретных местных условий (рельефа, возможностей электроснабжения, типа водоисточника и др.) схемы водоснабжения могут быть с одной или двумя насосными станциями (водоподъемниками), водорегулирующей емкостью, совмещенной с водонапорной башней или подземным охладительным резервуаром, запасом воды на тушение пожара из запасных емкостей или непосредственно из водоисточника и пр. Схема водоснабжения выбирается на основании технико-экономических расчетов с учетом комплексного решения вопросов водоснабжения и вида водопотребителей.
Лабораторная работа 9.1. Изучение основных типов водоподъемников и напорных башен
Центробежные насосы просты по устройству и надежны в эксплуатации. Чем больше рабочих колес, тем на большую высоту они могут подать воду. По числу колес они подразделяются на одноступенчатые и многоступенчатые (одноколесные и многоколесные). В зависимости от расположения вала они бывают горизонтальные и вертикальные.
В центробежных насосах жидкость подается за счет центробежной силы, возникающей при вращении рабочего колеса. Перед пуском насоса всасывающую трубу и корпус насоса заполняют водой.
Рабочее колесо 1 состоит из двух дисков, отстоящих на некотором расстоянии друг от друга. Между дисками, соединяя их в единую конструкцию, находятся лопасти, плавно изогнутые в сторону, противоположную направлению вращения колеса. Внутренние поверхности дисков и боковые поверхности лопастей образуют межполастные каналы колеса.
Смыв, размыв, образование оврагов вследствие нерегулированного поверхностного стока талой, дождевой и ливневой водой называется водной эрозией почв.
Эродированные земли как правило, являются малогумусными и малоплодородными за счет смыва питательных веществ и гумуса водой. Из первоначальной стадии начала образования эрозии почв на склоновых участках она постепенно распространяется на обширные территории с образованием оврагов, балок, ложбин, лощин и пр. Последние являются помехой для обработки почвы, значительная часть площади выбывает из сельскохозяйственного освоения.
По отношению к поверхности почвы различают два вида водной эрозии - плоскостную и линейную (струйчатую, овражную).
Зона овражно-балочных образований и прилегающих к ним территорий, подвергаемых водным эрозионных процессам, составляет овражно-балочную систему.
Противоэрозионные мелиоративные мероприятия выполняют в пределах овражно-балочной системы (ОБС) комплексно в тесной увязке с противоэрозионными мероприятиями, проводимыми на водосборном бассейне, что позволяет вовлечь сильноэродированные земли в интенсивное использование и одновременно защитить сельскохозяйственные угодья от дальнейшей эрозии.
Мелиоративно-хозяйственные мероприятия на ОБС включают следующие виды работ: заравнивание промоин, неровностей и мелких оврагов глубиной до 1,5...2 м с последующим залужением; выполаживание оврагов с устройством ГТС (лотков, быстротоков, водосбросов, перепадов и др.), предотвращающих новые размывы; устройство распылителей стока; водозадерживающих и водоотводящих валов, дамб-перемычек, донных запруд и др.; отсыпку несформированных (неустойчивых) откосов; создание берегоукрепительных лесных полос, залужение берегов и донных участков балок.
Задачей культуртехнических работ является приведение поверхности осваиваемых земель в удобное для обработки состояние, ликвидация мелкоконтурности и улучшение организации территории.
К культуртехническим видам работ относятся: расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности и пней; удаление кочек и мохового очеса; уборка камней с поверхности почвы и пахотного слоя и др. По степени покрытия площадей кустарником различают редкую поросль - до 30 %, среднюю - 30-60 % и густую - 60 % и более площади занято кустарником.
Пнистость оценивается объемом извлеченной древесины из корнеобитаемого слоя (в % от объема слоя). При засорении до 0,5 % - малая пнистость; 0,5...1 % - средняя, 1...2 % - выше средней, 2.0...3,0 % большая, более 3 % - очень большая пнистость.
Степень засоренности площади кочками подразделяется на слабую - 15...30 % площади занято кочками (менее 5 тыс. шт/га), среднюю - 31...60 % (5-15 тыс. шт/га), сильную - более 60 % (более 15 тыс. шт/га).
По количеству камней на сельскохозяйственном поле земли подразделяются на очень сильной засоренности с объемом камней 100 и более м3/га; сильную - 50...100; среднюю -20...50; слабой - 5...20 и очень слабой - до 5 м3/га. Земли очень сильной засоренности камнями практически не пригодны для сельскохозяйственного использования.
По крупности камни подразделяются: на очень крупные со средним диаметром 100 и более см, крупные - 60...100, средние - 30...60, небольшие – 10...30 и мелкие 5...10 см.
Очистка площадей от древесно-кустарниковой растительности. Основное требование - максимальное удаление корневой массы и сохранение гумусового горизонта. Это значит, что участок должен быть очищен от наземной части древесной растительности, а пахотный слой - от корней, пней и погребенной древесины.
В засушливые периоды вегетации растения испытывают недостаток влаги в почве и воздухе. Требуется дополнительная подача воды на поле из внешнего водоисточника. Восполнение недостатков влаги осуществляется при помощи орошения. Из существующих способов орошения (мелкодисперсное, дождевание, поверхностное, внутрипочвенное, субирригация) в зонах с неустойчивым увлажнением дождевание является наиболее эффективным и перспективным. В Республике Беларусь дождевание является основным способом орошения.
Для создания искусственного дождя применяются дефлекторные (отражательные) и струйные насадки. Наиболее широкое практическое применение получила короткоструйная дождевальная насадка с конусным дефлектором (рис.6.1). Дефлекторные насадки устанавливаются на двухконсольных дождевальных агрегатах ДДА-100 МА, дождевальных машинах "Кубань", а также на установках для полива цветников, газонов, в теплицах. Они создают дождь диаметром капель 0,9...1,1 мм. Основной недостаток- небольшой радиус (6...8 м) охвата площади дождем и большая интенсивность дождя (0,7...1,1 мм/мин). Вода под напором (0,08...0,15МПа) вытекает с определенной скоростью из отверстия (сопло) и, ударяясь о дефлектор (конус под углом 120о), образует водяную пленку, которая в воздухе распадается на мелкие капли.
Существуют щелевые и центробежные насадки, однако они не получили широкого практического применения.
Струйные насадки используют во всех вращающихся аппаратах дождевальных машин и установок. По конструкции они мало отличаются друг от друга, но существенно различаются по напору и расходу воды, а также принципу вращения и дальности полета струи.
В комплекс сооружений и мероприятий для организации стока и отвода поверхностных вод входят:
- ложбины, колодцы-поглотители, закрытые собиратели с фильтрующей засыпкой траншей, с установкой колонок-поглотителей или засыпкой траншей местами хорошофильтрующим материалом (для отвода воды из замкнутых понижений в проводящую сеть) или водоемы-копани (рис.5.10, 5.11);
- водоемы-копани (для аккумуляции почвенного и дренажного стока при невозможности или экономической нецелесообразности строительства на объекте открытой проводящей сети);
- планировка поверхности мелиорируемых земель бульдозером и длиннобазовым планировщиком (для предотвращения застаивания поверхностных вод в понижениях местности);
- глубокое рыхление почв среднего и тяжелого механического состава (для улучшения водно-физических свойств и водно-воздушного режима этих почв) и др.
В данном упражнении освещаются особенности проектирования ложбин стока, открытых воронок, колодцев-поглотителей, раскрытия западин и понижений, планировки мелиорируемых площадей и глубокого рыхления.Ложбины стока прокладываются по наиболее низким элементам рельефа. Максимальная глубина ложбин 0,6 м, минимальная – 0,2 м, уклон более 0,002. Заложение откосов не менее 1:10, уклон дна - не менее 1,0 ‰, длина не более 400 м (при i = 0,002...0,001 не более 200 м).
Засеваемые ложбины в процессе эксплуатации мелиорируемых земель должны восстанавливаться силами землепользователей через каждые 4...5 лет. При устройстве ложбин стока предусматриваются мероприятия по сохранению гумусового слоя.
При проектировании западинных ложбин гидравлического расчета не требуется, а по тальвеговым ложбинам они приводятся при Q10% более 0,05 м3/с и i более 0,05.
Вертикальный дренаж - один из способов гидромелиораций, позволяющий оперативно управлять водным режимом почв, экономно расходовать водные ресурсы, автоматизировать процессы регулирования почвенной влагой как при осушении, так и при увлажнении.
Осушение вертикальным дренажем осуществляется путем откачки воды насосами из специальных вертикальных колодцев-скважин, заложенных в водоносном слое, или путем самотечного отвода из напорного водоносного слоя. Воду отводят в ближайший искусственный (пруд, водоем, водохранилище) или естественный водоприемник. Вода может использоваться также на увлажнение, орошение и другие хозяйственные нужды с забором непосредственно из скважин или искусственных водоприемников (водоемов-накопителей).
Целесообразность устройства системы вертикального дренажа определяется водохозяйственными и технико-экономическими расчетами на основе разрабатываемых вариантов.
Выбор площадей для проектирования систем вертикального дренажа осуществляется на основании имеющихся гидрогеологических карт района, отчетов по инженерно-геологическим и гидрогеологическим изысканиям и съемок, выполненных на данной и прилегающей территории.
Вертикальный дренаж целесообразен при осушении заболоченных котловин и плоских низменностей, удаленных от водоприемников. Осушение и регулирование грунтовых вод им производится на объектах грунтового и грунтово-напорного водного питания, на постоянно подтапливаемых землях со стороны водоемов и водотоков.
При этом способе осушения избыточная вода с поверхности расчетного слоя почвы отводится по устроенным в подпочвенном слое полостям с заданным уклоном - дренам.
При устройстве закрытой осушительной сети повышается коэффициент земельного использования; исключаются препятствия при проведении механизированных сельскохозяйственных работ; упрощается эксплуатация систем; сокращается количество гидротехнических сооружений; существенно улучшается оперативность в управлении водным режимом. Закрытый дренаж эффективен при любых почвенно-рельефных условиях, где открытую систематическую сеть технически применять нельзя или экономически невыгодно.
Закрытый дренаж состоит из расположенных на определенной глубине и расстоянии друг от друга пустотных полостей, стенки которых укреплены тем или иным материалом (материальный дренаж) или остаются уплотненными незакрепленными (нематериальный дренаж).
По отношению к поверхности земли дренаж бывает трех видов: горизонтальный - когда дрены и собиратели располагаются примерно параллельно поверхности земли; вертикальный - регулирующая сеть устраивается вертикально к поверхности земли (скважины, колодцы); комбинированный - сочетание горизонтального с вертикальным дренажем.
Закрытый дренаж применяют для осушения болот и избыточноувлажненных земель при коэффициенте фильтрации почвогрунтов более 0,01 м/сут при грунтовом и грунтово-напорном, смешанном и намывном водном питании. Закрытые собиратели устраивают при осушении слабоводопроницаемых грунтов атмосферного типа водного питания и коэффициенте фильтрации менее 0,01 м/сут.
Мелиорация земель. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»1.
«Мелиорация» дословно означает «улучшение».
Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию опти- 1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142. § 3. Мелиорация и рекультивация земель 159
мального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне увлажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.
Проведение мелиоративных мероприятий в необходимых случаях требует сооружения и эксплуатации мелиоративных систем - каналов, водохранилищ, систем орошения и дренажных систем, гидротехнических объектов. Их строительство и эксплуатация осуществляются гражданами и организациями в соответствии с государственной лицензией на соответствующие виды деятельности1 по результатам государственной экспертизы пред-проектной и проектной документации, а также при условии положительной оценки государственной экологической экспертизы.
В целях сохранения целостности мелиорированных земель установлены ограничения на их дробление. В частности, не допускается выдел земельного участка в счет доли, если размер такого земельного участка меньше минимального, специально установленного для этой категории субъектами РФ. Рекультивация означает восстановление нарушенных земель, плодородия и других полезных свойств почв. По завершении рекультивации предполагается своевременный возврат рекультиви-рованных земель в хозяйственный оборот. В необходимых случаях, связанных со строительством и добычей полезных ископаемых, рекультивация сочетается с обязанностью пользователя снять и использовать плодородный слой почвы. При снятии плодородный слой остается в собственности собственника земельного участка и может использоваться им только для улучшения малопродуктивных земель.
Общая обязанность землепользователей по рекультивации земель закреплена в ЗК. В соответствии со ст. 13 ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное
1 Положение о лицензировании деятельности в области мелиорации земель Утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1093 // СЗ Рф. 1996. № 38. Ст. 4441. 160
вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель1.
Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации земель предусмотрена ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»2. В частности," на недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами.
Консервация земель проводится в целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо его части принимают в зависимости от категории земель и формы собственности органы государственной власти либо органы местного самоуправления по результатам обследований, проводимых МПР России, Минсельхозом России либо Минздравом3.
Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и химическому загрязнению, консервация обязательна.
В порядке консервации эти земли выводятся из категории земель сельскохозяйственного назначения и переводятся в земли запаса. С этого момента их использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением федеральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
См. Основные положения о рекультивации земель, утв. приказом Минприро-ды и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. 2
СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. 3
См. постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №. 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» // САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 505.
3. Мелиорация и рекультивация земель 161
случае земельные участки сохраняются за собственниками, пользователями, владельцами, арендаторами, если ими создаются условия для восстановления земель.
Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, - возместить собственнику его стоимость. Недостаточно ясен вопрос о том, кто несет расходы по восстановлению земель и компенсирует все убытки, если виновное лицо не обнаружено. Положением о консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, предусматривается в этом случае финансирование восстановительных мероприятий из соответствующих бюджетов. Однако такие возможные расходы, которые могут быть значительными, необходимо предусматривать при определении бюджетов.
Несмотря на большое внимание, уделяемое правовому регулированию в области охраны земель, положение дел в этой области остается неудовлетворительным. В подавляющем числе регионов процессы деградации земель не только не остановлены, но и приобрели тенденцию к нарастанию. Так, в последнее время наблюдается резкое снижение содержания гумуса на землях сельскохозяйственного назначения. Практически не ведется известкование, фосфатование почв, значительно сократились мелиоративные работы. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель РФ в 2000 г., из-за отсутствия финансирования работы по почвенным и геоботаническим обследованиям почвы повсеместно свернуты. Мероприятия по борьбе с эрозией, предусмотренные Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России в 1996-2000 гг. (II этап), остались практически нереализованными. Нарастает интенсивность процессов опустынивания на территории Республики Калмыкия, которое уже охватило более 48% территории. Площадь открытых песков только за 1997 г. увеличилась на 40 тыс. га. Из- за недостаточного финансирования работы по фитомелиорации, закреплению открытых песков не проводятся. В районах интенсивных работ по добыче полезных ископаемых остается нерешенной проблема рекультивации земель. В Ненецком автономном округе около 200 скважин из 900 пробуренных с 1974 г. не ликвидированы. Из общей площади нарушенных в результате 162
Глава 10. Правовая охрана земель
эксплуатации нефте- и газодобывающих предприятий (2,7 тыс. га) рекультивирован лишь 1% земель. Повсеместно усилились процессы захламления земель, загрязнения неконтролируемо размещаемыми отходами. К примеру, в Московской области размещены 96 полигонов для хранения отходов и более 200 санкционированных и несанкционированных свалок. Почти все отходы вывозятся из Москвы в Московскую область.
Такое положение с выполнением мероприятий по охране земель не может быть признано удовлетворительным. В этих ус-, ловиях требуется не только совершенствование законодательства в направлении более детального разъяснения прав и обязанностей по охране земель, разработки процедур выполнения мероприятий по охране земель, но,„и обеспечение достаточного финансирования1
Мелиорация и рекультивация земель. Консервация деградированных земель
Мелиорация земель. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» .
«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне увлажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.
Проведение мелиоративных мероприятий в необходимых случаях требует сооружения и эксплуатации мелиоративных систем - каналов, водохранилищ, систем орошения и дренажных систем, гидротехнических объектов. Их строительство и эксплуатация осуществляются гражданами и организациями в соответствии с государственной лицензией на соответствующие виды деятельности по результатам государственной экспертизы пред-проектной и проектной документации, а также при условии положительной оценки государственной экологической экспертизы.
В целях сохранения целостности мелиорированных земель установлены ограничения на их дробление. В частности, не допускается выдел земельного участка в счет доли, если размер такого земельного участка меньше минимального, специально установленного для этой категории субъектами РФ.
Рекультивация означает восстановление нарушенных земель, плодородия и других полезных свойств почв. По завершении рекультивации предполагается своевременный возврат рекультиви-рованных земель в хозяйственный оборот. В необходимых случаях, связанных со строительством и добычей полезных ископаемых, рекультивация сочетается с обязанностью пользователя снять и использовать плодородный слой почвы. При снятии плодородный слой остается в собственности собственника земельного участка и может использоваться им только для улучшения малопродуктивных земель.
Общая обязанность землепользователей по рекультивации земель закреплена в ЗК. В соответствии со ст. 13 ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации земель предусмотрена ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» . В частности," на недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами.
Консервация земель проводится в целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо его части принимают в зависимости от категории земель и формы собственности органы государственной власти либо органы местного самоуправления по результатам обследований, проводимых МПР России, Минсельхозом России либо Минздравом.
Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и химическому загрязнению, консервация обязательна. В порядке консервации эти земли выводятся из категории земель сельскохозяйственного назначения и переводятся в земли запаса. С этого момента их использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением федеральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
По отношению к другим категориям земель могут быть установлены ограничения в виде особых условий использования. В этом случае земельные участки сохраняются за собственниками, пользователями, владельцами, арендаторами, если ими создаются условия для восстановления земель.
Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, - возместить собственнику его стоимость. Недостаточно ясен вопрос о том, кто несет расходы по восстановлению земель и компенсирует все убытки, если виновное лицо не обнаружено. Положением о консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, предусматривается в этом случае финансирование восстановительных мероприятий из соответствующих бюджетов. Однако такие возможные расходы, которые могут быть значительными, необходимо предусматривать при определении бюджетов.
Несмотря на большое внимание, уделяемое правовому регулированию в области охраны земель, положение дел в этой области остается неудовлетворительным. В подавляющем числе регионов процессы деградации земель не только не остановлены, но и приобрели тенденцию к нарастанию. Так, в последнее время наблюдается резкое снижение содержания гумуса на землях сельскохозяйственного назначения. Практически не ведется известкование, фосфатование почв, значительно сократились мелиоративные работы. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель РФ в 2000 г., из-за отсутствия финансирования работы по почвенным и геоботаническим обследованиям почвы повсеместно свернуты. Мероприятия по борьбе с эрозией, предусмотренные Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России в 1996-2000 гг. (II этап), остались практически нереализованными.
Нарастает интенсивность процессов опустынивания на территории Республики Калмыкия, которое уже охватило более 48% территории. Площадь открытых песков только за 1997 г. увеличилась на 40 тыс. га. Из-за недостаточного финансирования работы по фитомелиорации, закреплению открытых песков не проводятся. В районах интенсивных работ по добыче полезных ископаемых остается нерешенной проблема рекультивации земель. В Ненецком автономном округе около 200 скважин из 900 пробуренных с 1974 г. не ликвидированы. Из общей площади нарушенных в результате эксплуатации нефте- и газодобывающих предприятий (2,7 тыс. га) рекультивирован лишь 1% земель. Повсеместно усилились процессы захламления земель, загрязнения неконтролируемо размещаемыми отходами. К примеру, в Московской области размещены 96 полигонов для хранения отходов и более 200 санкционированных и несанкционированных свалок. Почти все отходы вывозятся из Москвы в Московскую область.
Такое положение с выполнением мероприятий по охране земель не может быть признано удовлетворительным. В этих ус-, ловиях требуется не только совершенствование законодательства в направлении более детального разъяснения прав и обязанностей по охране земель, разработки процедур выполнения мероприятий по охране земель, но и обеспечение достаточного финансирования.