Творческий коллектив как объект управления. М. А. Кремень психология управления курс лекций. Организация выполнения управленческих решений

Слово «управление» мы слышим в самых различных ситуациях. Например, «этот человек прекрасно управляет собой». А у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине» старшая Ларина открыла для себя «искусство мужем управлять» и т.д.

Управление – особого рода человеческая деятельность руководящего, организаторского характера, осуществляемая в рамках коллективного труда.

Всякий совместный труд требует управления. Это значит, что управление является обязательным элементом любой коллективной деятельности людей. Не только в сфере производства, но и в непроизводственной сфере, охватывающей народное образование, подготовку специалистов науки, здравоохранения, культуры и т.д.

В многообразии видов деятельности, образующих организацию как целостную систему, можно выделить элементы системы и связи между ними. В качестве элементов выступают разновидности индивидуальной деятельности, а роль связей как структурных компонентов системы играют способы их сопряжения, т.е. специфические социально-психологические условия, в которых взаимодействуют работники, выполняющие смежные задачи.

Процесс управления понимается как целенаправленное информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления с целью перевода объекта из одного состояния в другое или поддержание его в заданном состоянии при воздействии различных возмущений путем влияния субъекта на переменные параметры. Когда в качестве управления выступает коллектив, переменными параметрами могут быть: активизация, сплочение, ценностная ориентация, материальное и моральное стимулирование и т.д.

Объективные признаки существования коллектива:

  1. Коллектив объединяет людей на решение задач социально полезных обществу.
  2. Коллектив объединяет людей самим процессом деятельности. Поставленные цели достигаются только совместными усилиями, только в процессе кооперации и разделения труда.
  3. Коллектив – это не спонтанно возникшая группа, а организация людей с органами управления и самоуправления.
  4. Коллектив обладает следующими социально-психологическими характеристиками:
  • психологической направленностью на достижение социально значимых целей
  • высоким уровнем сплоченности, которая направлена на решение определенных задач не внутри группы, а вне ее
  • развитием деловых отношений общегруппового уровня
  • самоорганизацией коллектива, т.е. способностью сохранять групповую целостность и высокую продуктивность в условиях дефицита руководства

Зрелый коллектив выполняет ряд важнейших социальных функций.

Системообразующей является трудовая функция, связанная с организацией и выполнением труда, направленного на осуществление стоящих перед организацией соответствующих задач.

Управленческая функция реализуется в различных формах участия в управлении, например, через своих представителей, общим собранием и т.п.

Функция контроля трудового коллектива проявляется как самоконтроль и контроль за деятельностью администрации. Люди, объединяясь в коллективе, реализуют и защитную функцию, отстаивая интересы отдельных членов коллектива, всей группы.

Не меньшее значение для успешной деятельности коллектива имеют организационная функция и функция взаимопомощи. Достаточно тесно с ними связана воспитательная функция, которая обусловливается качественным составом коллектива. Именно в коллективе совершенствуются не только необходимые профессиональные и деловые качества работника, но и многие его личностные качества.

Социально-бытовые функции коллектива определяются степенью удовлетворения настоящих и будущих потребностей его членов, обеспечивая при этом социальную справедливость распределения благ.

Функция саморегуляции способствует приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, зависящим от своих потребностей, а также условий и требований социальной системы.

Политическая функция трудового коллектива связана с потребностью в надежности и перспективе, самоутверждении и свободе, вынуждает человека участвовать в организации и управлении обществом и таким образом защищать свои интересы, наиболее полно удовлетворяя свои потребности. Этой задаче служат общественные организации коллектива.

Нельзя, на наш взгляд, не остановиться и на хозяйственной функции, в результате осуществления которой у трудового коллектива появляется ряд обязанностей: забота об эффективном использовании предоставленной общественной собственности, о ее сохранении и увеличении, что формирует у людей чувство хозяина.

Мир пришел к осознанию факта невозможности эффективного управления, если, соблюдая интересы дела, игнорируются интересы работника.

Кроме целевых есть еще одна группа социально-психологических управленческих функций. Они направлены на формирование у коллектива таких социально-психологических состояний и свойств, которые необходимы для продуктивной работы, т.е. организация коллектива, его активизация, сплочение, совершенствование, развитие в нем самоуправления.

Понятие «организация» употребляется обычно в нескольких значениях. Как управленческая функция оно означает, во-первых, создание организации. Любая организация состоит из материально-вещественной основы и социального компонента – людей. Во-вторых, это еще и процесс организационной деятельности, сливающейся с понятием «управление».

Суть понятия «организация» включает наличие разумного согласования действий, обеспечивающего высокую результативность общих усилий. Разумеется, это не означает, что все члены коллектива должны думать и чувствовать одинаково. Полного единомыслия никогда не бывает. К этому и не надо стремиться.

Важной социально-психологической функцией является сплочение. Сплотить коллектив – это значит, выработать у него свойство сохранять свою целостность как самостоятельное объединение людей. Сплоченность зависит от того, в какой мере выражены у членов коллектива чувства, желания, стремления, установки, интересы, убеждения, что удерживают их вместе. Если члены коллектива тянутся друг к другу, хотят вместе жить и работать, значит, у них есть сплоченность. При неудачах и трудностях сплоченная социальная группа консолидируется еще больше, для нее дестабилизирующие толчки не столь опасны. Поэтому она способна решать сообща самые сложные и трудные задачи.

В зависимости от того, какие факторы объединяют людей, можно выделить два вида сплоченности – организационную и межличностную. В первом случае консолидирующим фактором выступают различные аспекты жизнедеятельности в организации – цели и содержание работы, условия, характер организации и оплаты труда и т.д. Во втором случае человека привязывают к себе люди – симпатия и доверие к ним, уважение, любовь, дружба и другие формы человеческих отношений. Межличностные узы, составляющие основу сплоченности коллектива, складываются в ходе совместной деятельности и общения.

Центральной социально-психологической функцией является активизация. Она предполагает воздействие на мотивационную сферу работников с целью поддержания у них оптимального трудового напряжения. К стимулирующим средствам относятся поощрения и наказания; материальные и моральные стимулы; административные санкции; создание психологического климата, вызывающего стремление работать лучше; подбор заданий с учетом интересов и способностей работников и т.д. Важное средство стимулирования – высокое требование к качеству труда. В первую очередь оно выражается в строгом соблюдении зависимости между результатами работы и ее материальным и моральным вознаграждением.

Активизация не означает выжимание из работника последних сил, нагнетание непосильного напряжения ради сиюминутного успеха в ущерб его здоровью и интересам завтрашнего дня. Надо беречь силы членов коллектива и помнить о том, что ему предстоит трудиться многие годы. Только тогда можно активизировать человеческий фактор в организации.

Другая социально-психологическая функция управления – совершенствование. Совершенствование превратилось в одну из ведущих функций управления, обеспечивающих перманентное обновление и развитие организации. В связи с этим возникла проблема непрерывной профессиональной учебы кадров.

К числу социально-психологических функций относится также и развитие самоуправления в коллективе.

В отличие от управления, регулирующего жизнедеятельность организации извне («сверху»), самоуправление осуществляется «изнутри» действиями самих управляемых.

Участие в управлении коренным образом меняет психологию работника: у него рождается чувство хозяина. А это – великая сила, которая вызывает новую трудовую мотивацию, желание работать инициативно, активно, заставляет переживать успехи и неудачи коллективов как свои собственные. Поэтому сегодня нужны такие руководители, которые умеют активизировать процессы самоорганизации и самоуправления. Управление современной организацией будет успешным лишь при его органическом сочетании с самоуправлением.

Любой коллектив является разновидностью социальной группы.

Целевые функции, будучи основными, задают коллективу определенную структуру. В ней выделяются две подструктуры – деловая и социально-психологическая. Деловая подструктура «обслуживает» производственную функцию, выражающую потребности организации учебно-воспитательного процесса. Она складывается из делового взаимодействия, возникающего в ходе выполнения своих должностных обязанностей членами коллектива и руководителями организации. Эти взаимодействия по вертикали между руководимыми и руководителями носят преимущественно управленческий характер, а по горизонтали между членами коллектива – профессиональный и в меньшей степени управленческий. В деловой подструктуре центральные позиции занимают руководители, наделенные административными полномочиями.

Социально-психологическая подструктура складывается из связей, имеющих психологическую природу. Они состоят из невидимых эмоциональных «нитей» – симпатий и антипатий, уважения, неуважения и других форм духовных связей, именуемых межличностными отношениями. В этой подструктуре позиции членов коллектива тоже не равны: одни пользуются большей любовью и уважением, т.е. имеют высокий социально-психологический статус, а другие обладают низким статусом. Бывают и «изолированные» члены коллектива, отвергаемые коллегами и руководителями.

Высокий социально-психологический статус дает человеку большую моральную власть – неформальный авторитет, открывающий возможность влиять на других людей. Члены коллектива, оказывающие преобладающее влияние на мысли, чувства и поступки других благодаря своему более высокому неформальному авторитету, называются лидерами. Авторитетными личностями и лидерами, как правило, становятся те, кто вносит наибольшую лепту в удовлетворение потребностей своих товарищей, борется за их интересы.

Коллектив хорошо управляется тогда, когда его деловая и социально-психологическая подструктуры совпадают или очень близки. Это значит, что руководители одновременно должны быть лидерами, пользоваться наибольшим неформальным авторитетом. Если же основными лидерами в организации являются рядовые члены коллектива, это может затруднить деятельность руководителей. Для успешного управления, как минимум, необходима поддержка администрации со стороны лидеров. Если же администрация тянет коллектив в одну сторону, а неформальные лидеры – в другую, не может быть продуктивной работы.

Нередко в коллективе бывают «отрицательные» лидеры, оказывающие на людей негативное влияние. В таких случаях возникает проблема их психологической изоляции от других путем развенчания их авторитетов в коллективе. Наличие «отрицательных» лидеров свидетельствует обычно о незрелости коллектива, его нравственном неблагополучии.

Поскольку коллектив выполняет и производственные, и социальные функции, то членов его оценивают не только по деловым качествам, но и по нравственно-коммуникативным, культурно-эстетическим и другим, столь нужным для удовлетворения духовных потребностей личности: отзывчивости, доброжелательности, милосердию и доброте, уважительности, скромности, общительности, широкой общей культуре, делающей людей интересными и привлекательными в общении. Там, где в члене коллектива видят только работника, нет настоящего коллектива, как нет его и там, где не в цене деловые качества.

Коллектив силен входящими в него личностями. Поэтому их свободное развитие, раскрытие всех их дарований – важнейшее условие создания полноценного коллектива. Но свобода не означает вседозволенности. Демократия, ответственность и дисциплина нерасторжимы. Слаженная совместная работа базируется на общих нормах, обязательных для выполнения всеми членами коллектива. Эти нормы устанавливаются демократическим путем с учетом принятых коллективом решений. Смысл участия людей в управлении как раз в том и состоит, чтобы нормы, регулирующие их поведение, вырабатывались сообща, выражали интересы всех – и самих членов коллектива, и общества в целом.

В социально-психологическом плане важным показателем успешности, гармонизирующей деятельность руководителей, выступает совершенство критериев оценки своих коллег: если они ценят друг в друге и деловые, и человеческие качества, если они выдвигают из своей среды конструктивных лидеров, помогающих хорошо работать и жить, то это значит, что коллектив управляется правильно.

Эффективность взаимодействия коллектива с его руководителями зависит от того, в какой мере их личность и поведение соответствуют ожиданиям, интересам и ценностным ориентациям членов коллектива.

Руководитель коллектива, который оправдывает добрые надежды членов коллектива или превосходит их, несомненно, будет иметь поддержку коллектива, высокий неформальный статус и шансы на успех в работе. Поэтому ему необходимо знать, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие – меньше. От этого зависит его способность прогнозировать и сознательно регулировать свои отношения с членами коллектива, находить взаимопонимание с ними.

Члены коллектива первостепенное значение придают таким качествам руководителя, как идейная убежденность, честность, справедливость, объективность, трудолюбие, любовь к людям, дисциплинированность и исполнительность. Весьма ценятся также требовательность к себе, самокритичность, тактичность и вежливость, профессионализм, мастерство, умение оказать помощь.

Большое значение придается организаторским качествам руководителя – требовательности, инициативе, изобретательности, его умению создавать в коллективе творческую атмосферу, выявлять и распространять передовой опыт, четко формулировать свои требования, систематически контролировать, сплачивать коллектив, создавать здоровое общественное мнение, решать хозяйственные проблемы.

Необходимыми слагаемыми руководящей деятельности руководителя, определяющими коллективизм в работе, являются: умение создавать общественное мнение, советоваться с членами коллектива, доверять им, замечать в них положительное, незлопамятность и отходчивость и т.д.

Значимы и такие качества руководства, как: решительность и уверенность в себе; внешняя представительность; умение доверять людям; жизнерадостность и оптимизм. Если руководитель сумеет сплотить людей, создать в их среде здоровое ядро, за ним пойдут все члены коллектива. Уметь разобраться, заглянуть в душу, уметь его понять, разделить горе, удвоить радость – наиболее важные черты современного руководителя.

Различные социально-психологические процессы в коллективе осуществляют регулирующее воздействие разной направленности: они могут, например, не только способствовать внедрению новых организационных механизмов, но и оказывать тормозящее противодействие. Различают стихийные (спонтанные) и организованные социально-психологические процессы. Стихийные, самовозникающие развиваются в каждом коллективе, независимо от желания руководителя, а организованные – только при условии целенаправленного воздействия руководителя на коллектив.

К стихийным социально-психологическим процессам относятся:

  • общение и взаимодействие между людьми
  • формирование общественного мнения, групповых норм поведения
  • формирование определенной системы взаимоотношений (по вертикали и по горизонтали)
  • разделение социальных ролей, происхождение лидерства
  • формирование определенного социально-психологического климата
  • процесс адаптации новичков

К организационным социально-психологическим процессам относятся:

  • периодическая постановка перед коллективом социально значимых задач: создание установки на совместную коллективную деятельность (подчеркивается, что цель может быть достигнута только совместно, коллективно)
  • периодическое подведение итогов выполнения поставленных целей и задач, избегающее и парадной шумихи, и самобичевания, т.е. обзор недостатков не должен превалировать над успехами, так как неудачи разобщают людей
  • организация постоянного общения и взаимодействия в коллективе, организация контактов между личностью и коллективом (собрания) и межличностных контактов (коллективные формы труда, совместная общественная деятельность)
  • организация потока информации о жизни коллектива, его успехах, об отдельных людях, их трудовых достижениях (может быть, даже о значимых эпизодах личной жизни), что создаст атмосферу единой коллективной жизни, где каждый чувствует себя ее участником
  • ориентация коллектива на содружество, сплоченность и взаимопомощь как на норму работы в коллективе
  • развитие в коллективе общественной внепроизводственной жизни, так как ее многообразие дает больше возможностей для приобщения к ней всех членов коллектива, учитывая в то же время индивидуальные особенности каждого

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что коллектив представляет собой сложное социально-психологическое образование. С позиций управления коллектив выступает в качестве объекта управления.

Для оптимизации функционирования коллектива как объекта управления обратная связь, и ее воздействие имеет важное значение. Она информирует о выполнении, или, точнее, об эффекте воздействия директивной информации – указаний, распоряжений, приказов или заданной для исполнения программы. Вот почему, если в процессе управления нет обратной связи, то он не может быть реализован. Благодаря обратной связи, встречающейся в человеческих системах, обеспечивается взаимодействие между субъектом и объектом управления, осуществляется контакт между ними. Информация обратной связи способствует не только тому, что субъект управления принимает дополнительные меры для совершенствования объекта управления, но и сам объект управления на основе полученной информации также принимает меры по своему совершенствованию.

Информация обратной связи будет эффективна тогда, если она способствует активизации системы управления в целом и, в частности, вызовет большую организованность и активность объекта управления (исполнителей). Если после рассмотрения информации обратной связи не будет получено, при необходимости, новое управляющее воздействие и вся работа не поднимется на более высокий уровень, тогда, по существу, следует считать, что управление данной системой находится под угрозой срыва.

Осознанная непрерывная целенаправленная активизация коллектива способствует повышению эффективности его деятельности.

Управление коллективом

Руководитель предприятия (начальник цеха) немыслим вне коллектива. Да и становится он таковым потому, что ему доверено управление сложнейшим социальным организмом, каковым является любое структурное подразделœение предприятия. Даже малый коллектив, состоящий из пяти-двенадцати сотрудников, поражает многообразием межгрупповых и межличностных связей. Многие из них находятся в поле зрения руководителя и оставляют в сознании след в виде оценочных характеристик как содержания взаимоотношений, так и действий.

В таких условиях руководитель практически непрерывно организует, направляет, корректирует, регулирует деятельность сотрудников. Статистика показывает, что работа с людьми занимает у руководителя от семидесяти до восьмидесяти процентов рабочего времени. Образно говорил об этом один из таких руководителœей. «Пытаюсь восстановить в памяти прошедший рабочий день, - замечает руководитель. - Казалось бы, утро обещало сравнительно спокойный рабочий день. Настроился на выполнение запланированного объема работы, но уже в лифте, поднимаясь на свой этаж, получил новую вводную. И началось... С кем-то беседовал, кого-то уговаривал, с кого-то взыскивал... Чего-то добивался (с переменным успехом!). Закончился рабочий день. Выжатый, как лимон, возвращаюсь домой. По дороге пытаюсь восстановить хотя бы основное из быстротекущих событий проходящего дня. Перед глазами встают образы сотрудников, посœетителœей, руководителœей. Встречами с одними удовлетворен. Разговоры с другими полностью разочаровывают. А запланированное на сегодня выполнено лишь на две трети. Значит завтра предстоят новые встречи, приятные или разочаровывающие контакты, каждый из которых будет нацеливаться на лучшее решение и сегодняшних “долгов” и завтрашних задач».

Где же резервы повышения продуктивности повсœедневного управленческого труда? Один из самых существенных - это совершенствование содержания и стиля совместной деятельности членов коллектива. Психологическая теория и практика управления деятельностью коллективов фирм убедительно подтверждают правильность такого суждения.

С чего начинается совершенствование стиля и содержания деятельности коллектива предприятия? Конечно же, с требовательной оценки собственных знаний: социально-психологической природы коллектива, методов опоры на общественные организации, психологических механизмов взаимовлияния коллектива предприятия на личность каждого сотрудника и индивидуальности сотрудника на эффективность деятельности коллектива.

Коллектив любого предприятия характеризуется рядом переменных величин, познание которых становится исходным условием уверенного управления психологией коллектива. Что это за переменные?

В данном случае под переменной принято понимать черта͵ свойство, форма организации или иной признак коллектива, которые могут изменяться под влиянием объективных причин или прямого управленческого воздействия руководителя (актива структурного подразделœения).

При характеристике коллектива выделяют группы независимых, социально-психологических переменных и социально-экономических переменных. Что дает руководителю знание совокупности переменных, характеризующих коллектив предприятия, цеха, отдела, управления?

В первую очередь, обеспечивает обоснованность мер управленческого воздействия на коллектив в интересах повышения эффективности деятельности. При хорошем знании социально-экономических и социально-психологических переменных существенно снижается вероятность ошибок в управлении коллективом предприятия, цеха, отдела. Основами управленческих действий теперь становятся не интуиция и предположение, а знание назревшей или назревающей проблемы.

Во-вторых, создаются условия для совершенствования стиля и методов управления коллективом. Избираемый метод воздействия соизмеряется с уровнем развития и сплоченности коллектива и только после этого реализуется в управленческой практике. В одних случаях более эффективным оказывается метод убеждения, в другом - личного примера руководителя предприятия, другого авторитетного члена коллектива. В третьем случае наиболее действенным может оказаться метод воспитания в коллективе и через коллектив.

В целом же, при условии хорошего знания всœех переменных, характеризующих коллектив, повышается действенность управляющей системы, возглавляемой руководителœем коллектива. Основное внимание в этом разделœе учебного пособия будет уделœено анализу социально-психологических переменных, а также возможностям управления этими переменными в практике повсœедневной деятельности руководителœей.

Предметом последовательного анализа станут три группы социально-психологических переменных:

а) общественное мнение коллектива;

б) внутриколлективные традиции;

в) официальные и неофициальные взаимоотношения.

Реализация управленческих функций, описанных в предыдущем разделе, осуществляется субъектом управления по отношению к организации, социальной группе, коллективу как объектам уп- равления. Группы, изучением которых занимается социальная пси- хология, могут быть разделены на большие и малые . К большим по численности социальным группам от-носятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существу- ющие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой - длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования: этнические или профес- сиональные группы.

Толпа образуется в связи с различными событиями, длитель- ность ее существования определяется значительностью инциден-та. Основной фон поведения толпы - это стихия и неорганизо- ванность, что нередко приводит к агрессивным формам поведе- ния.

Масса - более стабильное образование с довольно нечеткими границами, она организована в большей степени, чем толпа, в которую определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстра- ции, митинга. В действиях массы более четкие конечные цели и тактика поведения, но масса, как и толпа, разнородна, так как в ней возможно столкновение интересов, следовательно, ее суще- ствование неустойчиво. Публикой называют кратковременное со- брание людей для совместного досуга в связи с каким-то зрели- щем на стадионе, в зрительном зале. Публика всегда собирается ради общей, определенной цели, следовательно, она более уп- равляема, но она остается массовым собранием людей, достаточ но какого-либо инцидента, чтобы она стала неустойчивой и не- управляемой.

Устойчивые большие социальные группы складываются в ходе исторического развития общества. Они относительно стабильны, их главные разновидности: нация; профессиональные группы; половозрастные группы: молодежь, женщины, пенсионеры. В ус- тойчивых больших группах существуют специфические регулято-ры социального поведения в форме нравов, обычаев, традиций, для них характерно наличие специфического языка: у этнических групп язык - сама собой разумеющаяся характеристика, для профессиональных групп средством общения становится свой- ственный им определенный жаргон.

Анализ больших групп, особенно второго типа, является необ- ходимым условием для понимания смысла и закономерностей многих социальных процессов, так как именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и на- правленность различных малых групп.

Под малой социальной группой понимается немногочислен- ная по составу группа, члены которой объединены общей дея- тельностью и находятся в непосредственном личном контакте (об-щении), что является основой для возникновения и развития груп-пы как целого. Минимальный объем малой группы равен двум персонам (диада), а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной де ятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 учеников, составляющих школьный класс).

Существует классификация малых групп, которая делит все немногочисленные по составу объединения людей по признаку наличия общей территории и возможности реального взаимодей- ствия всех со всеми. При этом выделяют малые контактные груп-пы, где присутствуют практические связи и отношения между ее членами, и условные группы, в которых контакт затруднителен.

Обычно объект социальной психологии управления - малые контактные группы и трудовые коллективы, а предмет - соци-ально-психологическая сторона многообразия управленческих от-ношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива .

«Коллектив» - это любое официально организованное объедине- ние людей, контактная малая группа людей, занятых каким-либо общественно полезным видом деятельности. Категория «коллектив» имеет ряд общих признаков с понятием малой группы, среди ко- торых важнейшими являются следующие: общность территории и времени существования, наличие системы внутренних связей и отношений между членами группы, присутствие лидера и опре деленной иерархически организованной структуры отношений. Дифференциальным признаком коллектива считают специфику системообразующего фактора - цели существования коллектива в форме значимых социального заказа и (или) социальных задач, которые определяют содержание коллективной деятельности. Та-ким образом, можно рассматривать коллектив как социально зре- лую форму малой контактной группы.

Проблема контактной группы (далее группа - для краткости) как важнейшей формы социального объединения людей в про- цессе совместной деятельности и общения - одна из централь- ных проблем социальной психологии управления. Группу и (или) коллектив можно рассматривать в качестве самостоятельного субъекта деятельности, который может быть описан с точки зре-ния своих свойств, процессов и структур. Социально-психологи- ческий анализ группы осуществляется при помощи двух основных параметров: собственно характеристики группы и характеристик, определяющих положение каждого человека в группе.

К характеристикам группы относятся композиция группы, струк- тура и групповые процессы. Композиция группы (ее состав) - это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зре- ния анализа группы как целого, в виде ее численности, возраст-ного, полового и национального составов, а также социального положения ее членов. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены груп-пы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структу- ра), социальной власти (руководство и лидерство) и коммуника- ций. Групповые процессы включают процессы развития и сплоче- ния, группового давления и выработки решений.

К характеристикам, определяющим положение человека в груп-пе, относятся: система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Система групповых ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через группо- вые санкции. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а несоответствующее наказывается группой. Важное значение в определении функции и значения каждого члена в групповой де- ятельности принадлежит социальному статусу и социальной роли человека. Статус - это совокупность психологических характери-стик человека, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется че- рез систему ролей, под которыми понимают различные функции, выполняемые каждым членом группы в соответствии со своим положением в ней.

Социометрическая структура группы - это совокупность со подчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений, которая выглядит как система пред- почтений - отвержений; эмоциональных симпатий - антипатий между членами группы. Свое название система получила в соот- ветствии с основным методом ее диагностики - социометрией.

Система внутригрупповых предпочтений характеризуется многообразием социометрических статусов членов группы, взаимно-стью эмоциональных предпочтений, наличием устойчивых групп межличностного предпочтения и системой отвержений.

Социометрический статус как проявление социального стату- са является величиной достаточно устойчивой, которая имеет тен- денцию сохраняться в данной конкретной группе и очень часто «переходит» с человеком в другую группу, так как он привыкает выполнять роли, предписанные ему его постоянным социальным статусом. В поведении закрепляются определенные привычные фор- мы реагирования на слова и поступки других, все невербальные реакции тоже подстраиваются под определенную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычную роль, члены группы улавливают предлагаемый образ и часто подыгры- вают ему.

На меру социального статуса влияют определенные психоло- гические и социальные факторы, в частности внешний вид чело-века (физическая привлекательность и имидж, а также свойства темперамента: общительность, эмоциональность, сниженная тре- вожность и стабильность поведения). Большое значение имеют успехи в ведущей деятельности группы или коллектива: учебе, общении, профессиональной деятельности, которые определяются в большой степени интеллектуальными способностями. Интерес-но, что статус человека в конкретной группе часто зависит от его положения в других группах, успехов во внегрупповой деятельно-сти. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта, твор- честве, может за счет этого улучшить свои позиции в группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают студенты, имеющие богатый опыт социального обще- ния в различных сферах, с разными людьми.

В зависимости от доли положительных выборов социальные статусы в группе могут быть следующими:

1) «социометрические звезды» как наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

2) «высокостатусные, среднестатусные, низко-статусные», которые определяются по числу положительных вы- боров, но не имеют большого числа отвержений;

3) «изолирован- ные» - члены группы, у которых отсутствуют как положительные, так и отрицательные выборы;

4) «пренебрегаемые» - имеют боль- шое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;

5) «отверженные» - члены группы, имеющие по ре-зультатам социометрии только отрицательные выборы.

С точки зрения развития личности человеку целесообразно пе риодически менять свой статус, так как это обеспечивает ему боль-шую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные «социальные маски», разные внутригрупповые роли . Тем самым человек вырабатывает более гиб-кую и продуктивную стратегию своего поведения, познает людей и смысл их поступков. Главное условие, обеспечивающее дина-мику статусов членов группы, заключается в создании разнооб- разных форм групповой деятельности, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реали-зации многообразных личностных возможностей и ресурсов чле- нов группы.

Для повышения статуса отверженного или изолированного чле- на группы может быть использован прием, условно называемый «отсвет от звезды». Суть его в том, что высокостатусному члену группы под благовидным предлогом поручается в сотрудничестве с низкостатусным выполнить необходимую работу для группы.

Важная характеристика системы внутригрупповых предпочте-ний - это взаимность эмоциональных предпочтений. У человека может быть только один положительный выбор, но если он вза- имный, то данный человек будет себя чувствовать значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитает несколько людей, а сам он ориентирован на других, не замечающих или отвергающих его.

Существенная характеристика социометрической структуры связана с наличием устойчивых констелляций межличностного предпочтения. Возникающие в группе мини-объединения могут быть различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы. Социометричес- кая матрица дает возможность понять, как распределяются отвер- жения в группе. Например, в группе могут быть представители, которых не любит почти вся группа, или, наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значи- тельно над предпочтениями.

Коммуникативная структура группы - это совокупность пози- ций членов группы в системах информационных потоков, связы- вающих членов группы между собой и с внешней средой. Владе- ние информацией - важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, немалые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информацион-ным центром группы, называют коммуникативным лидером. С другой - информация адресуется, как правило, высокостатус- ным членам группы, т.е. обладание информацией связано с ме рой статуса индивида. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелателен характер передаваемой информации.

При анализе информационных групповых связей часто исполь-зуют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованные и децентрализованные. Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет ос-новную роль в организации обмена информацией и межличност- ного взаимодействия. Через него осуществляется общение осталь- ных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Применение централизо-ванных коммуникативных сетей целесообразно для решения кон кретных задач, возложенных на группу, а также при необходимо-сти организованного сплочения группы.

Существует три варианта централизованных коммуникативных сетей:

1) фронтальная струк-тура. Участники, не вступая в контакт, все же находятся рядом, видят друг друга, что позволяет учитывать поведение и реакции других участников взаимодействия;

2) радиальная структура. Вся информация передается всем членам группы только через цент- ральное лицо, которое может затруднять получение обратной связи от партнеров, но при этом обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно;

3) иерархическая структура. Имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельно-сти, а часть - нет.

Децентрализованные коммуникативные сети, основное отличие которых состоит в «коммуникативном равен-стве» всех участников по обладанию возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступать в прямое об-щение со всеми партнерами по совместной деятельности. Исполь-зование этого вида коммуникативных сетей уместно при решении нестандартных и не лимитированных временем сложных задач.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зави- сит от целей и вида взаимодействия. Необходимость изучения су-ществующих в группе коммуникативных сетей возникает в тех случаях, когда общение между ее членами становится неэффек-тивным для решения поставленных перед группой задач или при возрастании негативного эмоционального фона во взаимоотно- шениях.

Структура социальной власти в малой группе - это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способнос- ти оказывать влияние на решение важных и значимых вопросов и задач группы. Социальная власть в группе реализуется через потен- циальное и актуальное право на влияние и может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены две: руко-водство и лидерство.

Структура связей коллектива имеет черты сходства с описан- ными выше системами социальных отношений для малой кон- тактной группы, но обладает некоторыми специфическими чер-тами. В социальной психологии выделяют формальную (офици- альную) и неформальную (неофициальную) структуру коллекти-ва, являющуюся совокупностью всех внутриколлективных отно- шений.

Формальная структура определяется технологическим разделе- нием труда, официальными правами и обязанностями членов коллектива. В соответствии с ними каждый работник, реализуя свои функции, взаимодействует с остальными членами коллек- тива предписанным ему образом. Такое предписание может быть в виде административно-правовых актов, официальных должност- ных инструкций, приказов, других нормативных документов. Оче- видно, что формальная структура коллектива включает в себя и аппарат управления, и его функции. Неформальная структура пред- ставляет собой спонтанно сложившуюся совокупность реальных отношений между членами данного коллектива. Обычно в основе появления таких отношений лежат психологические факторы: потребность в общении, сходство интересов, симпатии и антипа- тии, склонность к доминированию и др. При этом из рассмотре- ния не исключаются также некоторые формальные предпосылки, которые облегчают людям вступление в неофициальные контак- ты. К таким предпосылкам можно отнести технологические осо бенности трудового процесса, сходство членов коллектива по полу, возрасту, семейному положению. Влияние этих предпосылок на структуру коллектива проявляется, прежде всего, через психологи- ческие механизмы внутригрупповых отношений.

Следовательно, в структуре профессионального коллектива выделяют формальную, технологически обусловленную структу- ру, и неформальную, преимущественно психологическую струк- туру межличностных отношений. Эти более сложные структурные характеристики коллектива определяются, как уже отмечалось, наличием у него социально признаваемой цели профессиональ- ной деятельности. В связи с этим функционирование коллектива более сложное, что детерминирует высокие требования к эффек тивности управления его жизнедеятельностью.

Неоднородность структуры коллектива и наличие профессио- нальных задач выступают предпосылками существования различ- ных критериев эффективности функционирования коллектива: продуктивности его деятельности и удовлетворенности содержа-нием и условиями труда его членов. Соответственно по ним оце- нивается эффективность управления производственным процес-сом и жизнедеятельностью коллектива.

В качестве экономических показателей продуктивности коллек-тива называются различные критерии: прибыль, рентабельность, производительность труда, качество продукции, ее новизну, се- бестоимость и др. В виде интегральных психологических показате-лей коллективной деятельности на практике чаще других исполь- зуются характеристики социально-психологического климата и сплоченности. Социально-психологический климат - это скла-дывающаяся в трудовом коллективе эмоциональная атмосфера, комфортная или дискомфортная для его членов; такой климат можно рассматривать как отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого - объективной жизнедеятельности коллектива.

На состояние психологического климата в трудовом коллекти-ве оказывают влияние существующая обстановка в обществе, ха- рактер общественных отношений, а также особенности данной сферы трудовой деятельности, реализуемых в ней управленческих процессов, специфика связей с иными трудовыми коллективами.

Другую важную группу факторов, формирующих психологиче- ский климат, представляют собой групповые явления и процес-сы, происходящие в трудовом коллективе. К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в формальной струк-туре данного подразделения. Большое влияние на социально-пси-хологический климат оказывают его неофициальная организаци-онная структура и психологические особенности лидера и руко- водителя. Благополучный социально-психологический климат по- вышает эффективность психологической адаптации сотрудников к условиям данного коллектива.

27 Команда как новая форма взаимозависимости и разделения ответственности. В русском языке слово "команда" имеет два распространенных значения: команда как приказ и команда как группа людей, организованная для определенной цели.

Второе значение слова несет разный смысл для разных людей: спортивная команда, команда, объединенная совместной деятельностью, связанной с сотрудничеством и помощью друг другу, кто- то думает, что любая группа, которая работает вместе - команда.

Сложное определение термина: "команда" - это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов.

Члены команды взаимозависимы в работе, т. е. для достижения общих целей они нуждаются в работе других членов. Главным отличием команд от традиционных рабочих групп является наличие синергетического эффекта.

Синергия есть, когда сумма целого больше, чем потенциал индивидуальных частей: "ум хорошо, а два - лучше".

В отличии от малой группы команда всегда состоит из профессионалов, всегда направлена на решение деловой задачи, всегда создается для действий, а уж во вторую очередь для общения. Поэтому акценты и лидерства, и управления командой смещены скорее в деловую, чем эмоциональную межличностную сферу. Хотя, эмоциональная компетентность руководителя команды, конечно же, существенно расширяет ее возможности.

Исследователи называют командой малую группу, состоящую из 5-7, реже из 15-20 человек. Они разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; Имеют взаимодополняющие умения; принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности; способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров как принадлежащих к команде.

Как правило, команда состоит из специалистов, обладающих разной специализацией и совместно работающих над решением определенных задач.

Командные отношения включают в себя такие понятия как "чувство локтя" и " дух партнерства" и проявляются в деловой сфере, не обязательно распространяясь на личную жизнь членов команды.

Три важных характеристики команды:

Взаимозависимость - каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие члены команды зависят от работы каждого. В команде все делятся рабочей информацией друг с другом. Члены команды являются равноправными участниками процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.

Разделяемая ответственность - ответственность за командные цели понимается и разделяется всеми.

Результат - ответственность за командные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность.


В зависимости от уровня развития групповой активности выделяют рабочую группу, псевдокоманду, потенциальную команду, реальную команду и высокоэффективную команду. Рабочая группа – это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой. В таких группах нет общей цели и взаимной ответственности. Члены группы взаимодействуют между собой, прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности. В отличие от команды рабочая группа полагается на сумму «индивидуальных преимуществ», необходимых для выполнения работы. Они не ставят целью коллективное производство продукта, требующего объединения усилий.

Выбирая путь команды, а не рабочей группы, люди берут на себя риски конфликта, объединяют усилия для производства изделий или услуг и используют коллективные действия, необходимые для определения общего направления, целей деятельности, подходов к работе и взаимной ответственности. Псевдокоманда – это группа, у которой имеется потребность в повышении эффективности совместного труда, есть возможность стать командой, но она не сосредоточилась на коллективном выполнении работы и не пробует делать это. Члены группы не проявляют интереса к определению и формулированию общей направленности и целей деятельности, хотя. При этом группа может называть себя командой. Псевдокоманды имеют самые низкие показатели результатов деятельности, потому что используемые ими методы работы уменьшают индивидуальную производительность каждого члена и не дают эффекта от объединения. Для псевдокоманд характерна негативная синергия, когда сумма целого меньше, чем потенциал индивидуальных частей. Потенциальная команда – это группа, у которой имеется существенная потребность в повышении эффективности совместного труда, и она пробует это делать. Такой команде не хватает ясности относительно направления, целей и процесса выполнения работы. Эта группа еще не установила коллективную ответственность, и ей требуется более высокий уровень дисциплины. Такие команды называются потенциальными, так как их члены берут на себя риски, пытаясь противостоять

неизбежно возникающим препятствиям. Реальная команда – это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу, за который они чувствуют себя взаимно ответственными. Эти люди полностью определили процедуру и процесс совместной деятельности для достижения согласованных целей. Они осознают, что каждый из них важен для эффективного выполнения работы, но они еще не полностью реализовали сами себя. Высокоэффективная команда – это реальная команда, члены которой обладают повышенным чувством ответственности за выполнение командной работы. Методы работы и взаимодействия в группе способствуют персональному росту и успеху членов команды. Такие группы

обладают избытком синергии и добиваются результата, который превосходит ожидания окружающих. Несмотря на жесткость предъявляемых требований к членам команды, люди могут продемонстрировать максимальную эффективность только при соблюдении ряда дополнительных условий:

Получение сотрудниками определенного удовлетворения от командной работы. В любом социальном взаимодействии люди стремятся сбалансировать то, чем они жертвуют при взаимодействии, а также. что они получают от него. Если ощущается субъективный дисбаланс, то отдельный член команды может ощущать разочарование, и, как следствие, будет стремиться к снижению своего вклада в деятельность команды. Что в свою очередь приведет к снижению общей эффективности работы.

Поэтому, управление командой предполагает меры по повышению у члена команды ощущения ценности своего участия в ней. В команде важно создавать высокий уровень равенства вкладов и приобретений ее членов. Такое равенство может достигаться оптимальным распределением ролей в команде.

Команда будет работать наилучшим образом, если все ее члены окажутся довольны занимаемыми позициями, а сами они подходят для занятия ролей в наибольшей степени.

Производственный коллектив - это официально организованное объединение людей, занятых общественно полезным видом деятельности.

Исходя из этого определения, можно выделить объективные признаки трудового коллектива:

Это объединение людей для решения задач, полезных обществу;

Поставленные перед коллективом цели достигаются только совместно, в процессе кооперации и разделения труда;

Наличие органов управления и самоуправления;

Психологическая направленность на достижение целей, основанная на деловых отношениях, сплоченность, самоорганизованность, т. е. способность сохранять целостность и продуктивность в условиях дефицита руководства.

Различают следующие виды коллективов :

1. Номинальная группа . Это коллектив, созданный официально, но существующий формально. В таком коллективе общая задача решается только в том случае, если она является средством достижения индивидуальных целей.

2. Ассоциация . Это коллектив, который имеет общую цель, требующую объединения трудовых усилий. Деятельность каждого члена такого коллектива индивидуальна, а конечный результат - простая сумма результатов всех членов.

3. Кооперация . Здесь есть общая цель и объединение трудовых усилий. Деятельность всех членов коллектива взаимозависима, функции распределены и согласованы. Слаженная работа такого коллектива основана на индивидуальной выгоде при распределении благ по результатам общей работы.

4. Корпорация . У такого коллектива единая цель, развитая функциональная структура, групповые нормы поведения, сплоченность.

5. Гомфотерный коллектив . Это высший уровень развития трудового коллектива. Здесь ко всем признакам трудового коллектива добавляется психологическая совместимость его членов. Такие коллективы встречаются редко, но их можно целенаправленно создавать, специально подбирая людей.

Функции , выполняемые коллективом:

Трудовая. Ради этого и создается трудовой коллектив;

Хозяйственная. Трудовой коллектив должен заботиться о своей собственности, ее сохранности и совершенствовании;

Управленческая. Она реализуется в различных формах участия в управлении производством;

Контроля. Речь идет о контроле за деятельностью администрации, общественных организаций;

Взаимопомощи. Коллектив защищает интересы каждого своего члена;

Политическая. Ее выполняют общественные организации коллектива;

Воспитательная. В коллективе формируются профессиональные, деловые и личностные качества человека;

Социально-бытовая. Эта функция состоит в удовлетворении потребностей членов коллектива;

Саморегуляции. Коллектив приспосабливается к меняющимся условиям.

Между членами трудового коллектива устанавливается ответственная зависимость , которая закрепляется:

Уставом организации;

Положениями о структурных подразделениях;

Приказами о назначениях.

Ведущую роль в жизни трудового коллектива играют экономические факторы. Однако нельзя принижать значение социально-психологических явлений, оказывающих сильное воздействие на экономические и организационно-управленческие процессы в трудовых коллективах. Никакие экономические или организационно-управленческие механизмы не могут полностью нивелировать индивидуально-психологические различия между людьми в коллективе.

В коллективе различают стихийные и организованные социально-психологические процессы.

Стихийные процессы возникают и развиваются независимо от желания руководителя. Это общение людей; формирование общественного мнения, норм поведения и морали; выбор неформального лидера; адаптация новичков.

Организованные социально-психологические процессы могут возникнуть только под целенаправленным воздействием руководителя на коллектив. К способам такого воздействия относятся:

Постоянная установка на совместную деятельность с акцентированием на том, что цель может быть достигнута только коллективно;

Периодический публичный анализ результатов работы коллектива. При этом нельзя, чтобы обзор недостатков превалировал над успехами - неудачи разобщают людей;

Создание условий для постоянного общения в коллективе (собрания, коллективные формы труда, общественная деятельность);

Информированность о жизни коллектива, его успехах, трудовых достижениях работников;

Поощрительное отношение к общению вне производства.

Внимание к социально-психологическим проблемам оправдано тем, что трудовой коллектив, как организованная общность людей, отражает все общественные изменения.

Социально-психологический климат в коллективе - это относительно устойчивый и типичный эмоциональный настрой, постепенно складывающийся в процессе совместной деятельности и общения членов коллектива. Он отражает ряд объективных факторов: характер отношений по вертикали и горизонтали, а также отношение к труду, условия труда и т. д.

Психологический климат складывается в процессе межличностных отношений в коллективе и действует на каждую личность через них. В частности, социально-психологический климат оказывает влияние на следующие стороны жизнедеятельности человека:

- отдача личности в трудовой деятельности, степень реализации ее способностей. Очевидно, что если общий эмоциональный настрой в коллективе положительный, то человек с удовольствием идет на работу с максимальным желанием реализовать себя в ней;

- трудовая стабильность личности (намерение продолжить работу в данном коллективе или искать другую работу). Этот фактор связывает социально-психологический климат с проблемой текучести кадров. Анализ причин увольнения показывает, что в качестве основных выдвигаются такие объективные факторы, как удаленность от дома, неудовлетворительные условия работы и т. д. Однако очень часто предлог скрывает основную причину - неблагополучные отношения в коллективе;

- здоровье людей . Эмоциональная сфера человеческой психики теснейшим образом связана с работой нервной системы. Таким образом, неблагоприятный социально-психологический климат вызывает различные заболевания нервной системы. В хорошем коллективе человек старается не подводить других и некоторые болезни переносит на ногах, а в коллективе с отрицательным психологическим климатом даже легкое недомогание вызывает у него тревогу, он бессознательно использует этот повод для отлучки с работы;

- эмоциональный настрой в семье . При плохом социально-психологическом климате в коллективе человек вынужден разряжать свои переживания и напряженное состояние дома;

- общее отношение к жизни . Благоприятный социально-психологи-ческий климат раскрепощает способность человека получать удовольствие от жизни, радоваться ей. При этом человек полон энергии, бодрости. И напротив, при плохом социально-психологическом климате он пытается «уйти» от отрицательных эмоций, переоценивая ценности, стремясь только к своему дому, личному покою. Меняются и личностные особенности человека, он становится более эгоистичным. Это особенно опасно в период адаптации молодежи в коллективе. Неблагоприятные состояния могут закрепиться в отрицательных чертах характера и повлиять в дальнейшем на судьбу молодого человека.

Социально-психологический климат в коллективе оценивается как благоприятный по следующим признакам:

Непринужденная атмосфера общения;

Активное обсуждение разнообразных вопросов (в том числе и о том, как лучше работать);

Общность ценностной ориентации членов коллектива. Правильно понятая всеми цель деятельности;

Уважительное отношение к мнению других. Публичная огласка каждой идеи;

Обсуждение и анализ доводов всех сторон при расхождении личных мнений по тому или иному вопросу на собраниях и в процессе совместной работы;

Критические замечания без явных и скрытых личных выпадов;

Возможность свободно выражать свои чувства и эмоции;

Разумное разделение обязанностей между членами коллектива. Отсутствие мелочной опеки со стороны руководителя;

Выполнение работ коллективом без напряжения. Постоянный и результативный поиск резервов повышения эффективности труда;

Соответствие реального поведения членов коллектива утвердившимся в нем нормам и требованиям.

Рассматривая условия, формирующие социально-психологический климат коллектива, выделяют две группы факторов: макросреды и микросреды.

К факторам макросреды относятся:

Общественный строй данного общества, его мораль;

Социально-демографические характеристики членов коллектива (пол, возраст, образование).

Проанализируем роль социально-демографических факторов:

- пол . Оптимален смешанный половой состав, так как в этих условиях отношение к труду лучше за счет того, что женщины меньше затрачивают времени на обсуждение личных проблем, мужчины испытывают прилив соревновательной активности, повышается культура поведения, есть общий стимул для общения вне работы. Диспропорции в составе по полу могут приводить к неблагоприятным последствиям;

- возраст . В молодежных коллективах социально-психологический климат зависит от возможностей общения. У молодежи повышенная потребность в общении, а в рабочее время она не удовлетворяется. В коллективах людей старшего возраста есть проблемы, связанные с возрастными изменениями личности, проявляющимися в ранимости, претензиях различного рода. Желательно, чтобы в коллективах разница в годах не превышала 15 лет, иначе возможно расслоение на «возрастные» группировки;

- образовательный уровень . В группах с низким уровнем образования микроклимат хуже. С ростом уровня образования социально-психологический климат улучшается, но в группах, где работают специалисты с высшим образованием, он хуже, чем в группах работников со средним специальным. Это связано с ростом жизненных претензий, повышенной требовательностью и критичностью, особенно к деятельности администрации. Поэтому организация работы в таких коллективах должна проводиться на более высоком уровне.

Факторы микросреды , проявляющиеся непосредственно в самом коллективе и в большей степени зависящие от руководителей, можно разделить на факторы материальной и социальной микросреды.

К факторам материальной микросреды относятся:

Условия труда;

Уровень организации труда;

Система материального стимулирования.

Хорошие условия труда могут поддерживать благоприятный социально-психологический климат, но не создавать его. Благоприятно влияет на коллектив не столько уровень, сколько динамика условий труда.

К факторам социальной микросреды относятся:

Система морального стимулирования и оценка труда;

Индивидуально-психологические особенности членов коллектива;

Личность руководителя, его взаимоотношения с подчиненными.