Атомные маяки. Заброшенный атомный маяк. Атомный маяк на сахалинском побережье

Самый оригинальный технический проект в период губернаторства Карафуто был осуществлен при строительстве маяка на мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива).

Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками.

Давайте узнаем о нем подробнее …

Фото 2.

Автором проекта маяка Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Любопытно отметить, что там же учился и Ёшио Кайзука, архитектор губернаторства Карафуто, создавший проекты зданий Центральной технической лаборатории (ныне ИМГиГ) и музея губернаторства (ныне Сахалинский краеведческий музей). Первыми работами Миура Синобу были маяк Осака, построенный в 1932 году, и скальный маяк Кайгара (Сигнальный), построенный в 1936 году в проливе, разделяющем острова Малой Курильской гряды с островом Хоккайдо. Его новый маяк был самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.

Фото 3.

Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы было необходимо доставлять сюда кораблем в условиях всегда неспокойного здесь моря.

Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй - радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом - механизмы пневматической сирены, на восьмом - склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник - гиря весом 270 килограммов, - заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

Фото 4.

Штат служащих на маяке состоял из четырех человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу.

Фото 5.

Маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах до начала девяностых, а вот далее…

Фото 6.

В 90-х годах маяк стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ),радиоизотопный термоэлектрический генератор) - источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада. В качестве топлива для РИТЭГ используется стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов - плутоний-238. Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10-30 лет, у большинства из них он закончился.

Фото 7.

По сути, данный маяк был маяком-роботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии, затраты на обслуживание были минимальными, но вскоре и на это не осталось средств - здание опустело, а в 2006 году военные вывезли отсюда две изотопные установки, питавшие маяк.

Фото 8.

В настоящее время маяк на мысе Анива является местом паломничества туристов-экстрималов. Учитывая «специфику» посещаемого объекта, в качестве проводников выступают «упакованные» по последнему слову техники, профессиональные спасатели из рядов МЧС.

Фото 9.

Для этих маяков была выпущена ограниченная партия миниатюрных атомных реакторов, которые были на этих маяках успешно установлены и запущены.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Российское северное побережье занимает огромную территорию. На Севере длинные полярные зимы, практически нет солнечного света – только сплошная полярная ночь длиною в 100 суток..Но Северный берег – самый короткий путь для Российских кораблей, плывущих из восточной части России в западную. Сейчас, с изобретением gps, такой маршрут не представляет никакой сложности. Но раньше gps не было, поэтому Партия приказала построить сеть маяков, полностью автономных, работающих на атомной энергии.

Маяки строились для того, чтобы вести корабли по верному пути в постоянной арктической тьме. Эти маяки должны были быть полностью автономными, потому что находились в тысячах километров от ближайшей населенной местности. После того, как были рассмотрены различные идеи по автоматизации работы маяков без длительного обслуживания и без длительной заправки топливом, решено было использовать атомную энергию для питания маяков.

В ограниченном количестве были созданы специальные радиоизотопные батареи, которые доставили на Северный полюс для установки на маяки. Они могли работать годами без всякого человеческого вмешательства.


Маяк посылал радиосигналы проходящим мимо кораблям, когда необходимо включал световой луч, в зависимости от погодных условий. Это помогало кораблям выбирать правильный курс.


На фото те самые радиоактивные батареи, которые питают атомный маяк


После развала Советского Союза атомные маяки еще работали некторое время, но затем ресурс был исчерапан, и они превратились в маяки-призраки.


Мародеры разобрали все что можно было разобрать, все металлические конструкции, все что было внутри маяков. Добрались даже до самих атомных батарей, не испугала даже высокая радиоактивность


Эти фотографии были сделаны во время поездки на один из таких маяков, наиболее приближенный к территории России. Судя по всему, на маяке все-таки кто-то находился постоянно, на фото мы видим заполненный журнал, а также санузел. Вероятно, здесь был человек, который координировал работу всех остальных маяков




Огромный фонарь маяка, свет которого был виден за десятки километров

[:RU]Кому как, но думаю, что не ошибусь, если скажу, что самым загадочным и притягательным для тех, ому интересны история флота и всё, что с этим связано, является история и «жизнь» маяков. Казалось бы, причём тут тематика сайта и маяк. Но есть и ещё один очень интересный факт. Касается он, ныне заброшенного маяка на мысе Анива (о. Сахалин).. Этот маяк — атомный. Маяк был возведён в 1939 году японскими строителями по проекту архитектора Миуры Синобу. Башня высотой 31 метр имела внутри себя 9 этажей для размещения аппаратуры управления маяком, радиорубку, склады, комнаты для отдыха дежурившего персонала. Персонал маяка составлял 4 человека, по окончании навигации рабочие покидали маяк и жили в посёлке неподалёку от мыса.

Маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах до начала девяностых, а вот далее…


В 90-х годах маяк стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ),радиоизотопный термоэлектрический генератор) - источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада. В качестве топлива для РИТЭГ используется стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов - плутоний-238.Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10-30 лет, у большинства из них он закончился.


На фото те самые радиоактивные батареи, которые питают атомный маяк


По сути, данный маяк был маяком-роботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии, затраты на обслуживание маяка были минимальны. Однако, в связи с кризисами в экономике страны, маяк был снят с дежурства. закрыт, а позже- разграблен.


Мародеры разобрали все что можно было разобрать, все металлические конструкции, все что было внутри маяков. Добрались даже до самих атомных батарей, не испугала даже высокая радиоактивность


Эти фотографии были сделаны во время поездки на один из таких маяков, наиболее приближенный к территории России. Судя по всему, на маяке все-таки кто-то находился постоянно, на фото мы видим заполненный журнал, а также санузел. Вероятно, здесь был человек, который координировал работу всех остальных маяков


Огромный фонарь маяка, свет которого был виден за десятки километров

Российское северное побережье занимает огромную территорию. На Севере длинные полярные зимы, практически нет солнечного света – только сплошная полярная ночь длиною в 100 суток..Но Северный берег – самый короткий путь для Российских кораблей, плывущих из восточной части России в западную. Сейчас, с изобретением gps, такой маршрут не представляет никакой сложности. Но раньше gps не было, поэтому Партия приказала построить сеть маяков, полностью автономных, работающих на атомной энергии..Об истории этих маяков читайте ниже..

В продолжение серии статей о городах-призраках и заброшенных станциях метро , пришла очередь рассказать и о маяках. Маяки строились для того, чтобы вести корабли по верному пути в постоянной арктической тьме. Эти маяки должны были быть полностью автономными, потому что находились в тысячах километров от ближайшей населенной местности. После того, как были рассмотрены различные идеи по автоматизации работы маяков без длительного обслуживания и без длительной заправки топливом, решено было использовать атомную энергию для питания маяков.

В ограниченном количестве были созданы специальные радиоизотопные батареи, которые доставили на Северный полюс для установки на маяки. Они могли работать годами без всякого человеческого вмешательства


Маяк посылал радиосигналы проходящим мимо кораблям, когда необходимо включал световой луч, в зависимости от погодных условий. Это помогало кораблям выбирать правильный курс


На фото те самые радиоактивные батареи, которые питают атомный маяк


После развала Советского Союза атомные маяки еще работали некторое время, но затем ресурс был исчерапан, и они превратились в маяки-призраки.


Мародеры разобрали все что можно было разобрать, все металлические конструкции, все что было внутри маяков. Добрались даже до самих атомных батарей, не испугала даже высокая радиоактивность


Эти фотографии были сделаны во время поездки на один из таких маяков, наиболее приближенный к территории России. Судя по всему, на маяке все-таки кто-то находился постоянно, на фото мы видим заполненный журнал, а также санузел. Вероятно, здесь был человек, который координировал работу всех остальных маяков