Ликвидация некоммерческой организации - пошаговая инструкция 2018 – 2019 года, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.
Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).
Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:
В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.
Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:
Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:
Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.
При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).
Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.
Полномочие |
Срок осуществления |
|
Уведомление Минюста об избрании ликвидатора |
После ее создания |
П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ |
Публикация объявления о начале процедуры |
После направления уведомления о ликвидации |
П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ |
Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде |
В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве |
П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ |
Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке |
По истечении 2 месяцев после публикации |
|
Получение дебиторской задолженности |
П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ |
|
Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст |
Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ |
П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ |
Проведение расчетов с кредиторами |
П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ |
|
Исполнение налоговых обязательств |
П. 1 ст. 49 НК РФ |
|
Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве |
При недостаточности имущества |
Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ |
Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст |
П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@ |
В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.
Участники (учредители) обязаны:
Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).
При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.
Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:
Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.
Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.
Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:
Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:
Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.
Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.
Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.
Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.
При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.
Ликвидация НКО - пошаговая инструкция в 2018-2019 году, приведенная в этой статье, позволяет официально прекратить деятельность объединения и освободить его участников от занимаемых должностей, а также сопутствующих прав и обязанностей. Читатель найдет далее информацию о том, как осуществляется ликвидация НКО через Минюст, какие документы для этого требуются, а также ознакомится с образцом составления протокола собрания учредителей, на котором принимается решение об упразднении объединения.
Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.
Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:
Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:
Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:
После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:
В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура .
В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.
Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:
Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:
Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:
ПРОТОКОЛ
общего собрания участников
НКО «Центр развития личности»
10.01.2019 г. Ярославль
Повестка дня:
Все вопросы повестки дня рассмотрены.
Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов
Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.
К числу таких органов относятся:
С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.
Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:
Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .
Ликвидация некоммерческой организации представляет собой процесс прекращения её существования без права передачи права собственности третьим лицам. При этом вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а объект прекращает свое существование в качестве юридического лица.
О том, какими нормативами регулируется ликвидация НКО и каков порядок проведения процедуры, мы сегодня и поговорим.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется статьями 7 и 82 ФЗ «О некоммерческих организациях». Их ликвидация проводится в установленном порядке по Гражданскому Кодексу (статья 50).
Так как некоммерческие организации приравниваются к юридическим лицам, то прекращение их существования признается только после внесения изменений в ЕГРЮЛ. До этого момента организация считается действующей, её работа регулируется законодательными актами.
Согласно законодательным нормативам, основанием для инициализации прекращения деятельности могут выступать следующие факторы:
Для инициализации процесса ликвидации потребуется протокол собрания НКО, где и было принято решение о прекращении существования организации. Подписывают его все управляющие, после чего протокол закрепляется подписью секретаря (если таковой присутствовал на собрании).
Основные требования к протоколу собрания НКО о ее ликвидации следующие:
Только после этого отправляется уведомление о принятии решения в ФНС – именно этот орган уполномочен вносить изменения в ЕГРЮЛ и прекращать деятельность юридического лица.
Порядок действий при ликвидации НКО включает следующие шаги:
Все оставшиеся финансовые средства после прекращения деятельности распределяются между участниками, прописанными в уставе организации. Это допускается только при отсутствии имущественных претензий и активных рассматриваемых в судовом порядке дел.
Имущество частного учреждения, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, должно быть направлено на выполнение уставных целей, то есть распределено между дольщиками уставного капитала ранее существовавшей организации. Если по каким-то причинам выполнение этого обязательства невозможно, то имущество передается в обиход государству (оно, в свою очередь, направляет его на благотворительные цели). Все это указано в 8 пункте статьи 63 ГК РФ.
Госпошлина за начало процесса ликвидации НКО составляет 800 рублей. Не взимается эта сумма только в тех случаях, когда прекращение деятельности было вызвано банкротством юридического лица.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ после получения всего пакета документов от НКО выполняется в течение 5 рабочих дней. В течение следующего дня подготавливается справка для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В последующие 3 дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.
Указанные выше сроки не регулируются только в том случае, если прекращение деятельности некоммерческой организации инициализировано в судебном порядке. При таком раскладе внесение изменений в ЕГРЮЛ производится после полного прекращения судебного процесса.
В течение 2 месяцев с момента получения извещения ФНС ведется прием имущественных претензий со стороны кредиторов и должников. Если есть спорные моменты, они рассматриваются в судебном порядке, а завершение ликвидации осуществляется только после решения всех споров и исполнения обязательств.
Нарушение нормативов процесса ликвидации влечет за собой не только отказ во внесении изменений в ЕГРЮЛ, но и наложение штрафов, санкций. Поэтому все неясные моменты лучше уточнять заблаговременно.
Получить копию решения суда о ликвидации НКО можно только лично непосредственно в представительстве суда. Для обращения потребуется паспорт, так как копия выдается только причастным к деятельности организации лицам (фигурантам дела).
Информация о прекращении деятельности НКО также публикуется в СМИ (согласно законным нормативам), без этого завершить ликвидацию не получится.
Ликвидатором может выступать абсолютно любое лицо, полномочия для которого были установлены общим решением собрания руководителей некоммерческой организации. Естественно, в некоторых случаях такие полномочия берут на себя судебные исполнительные органы.