Вы узнаете что такое логистика, зачем она нужна и какие виды логистики существуют, а также как выбрать компанию по оказанию услуг логистики начинающему бизнесмену
Добрый день, с вами Эдуард Стембольский. У меня за плечами несколько лет работы в качестве экономиста в крупных отечественных корпорациях. Логистика – сфера, с которой я знаком не понаслышке.
Грамотный подход к логистике позволит вам оптимизировать процесс управления оборотными средствами и запасами, снизить себестоимость конечной продукции, повысить способность реагировать на запросы, выдвигаемые рынком, и, в итоге, сделать ваш бизнес более эффективным.
Также в конце статьи я поделюсь 7-ю практическими советами по выбору логистической компании. Поэтому обязательно дочитайте данную статью до конца!
В наиболее универсальном формате логистика представляет собой процесс планирования и организации прохождения потока материальных ценностей, услуг и информации от мест их возникновения к местам их потребления с целью обеспечения работы предприятия.
Подобное всеобъемлющее определение требует некоторых уточнений.
Современная логистика с точки зрения структуры включает в себя два масштабных процесса:
Логистический процесс многогранен.
На практике он содержит:
Отдельные этапы логистического процесса могут оптимизироваться по-разному в соответствии с принятой общей логистической моделью. Некоторые функции находятся на «пограничье» логистики и маркетинга. Однако их конечная цель одна – повышение эффективности бизнеса.
Именно сложность самого процесса транспортировки грузов обусловила то, что подобная деятельность выделилась в отдельное направление.
Поэтому в современном мире фирмы очень часто прибегают к услугам логистических компаний, а обучение логистике и управлению цепями поставок - особая сфера знания.
Исторически логистика появилась рано. Еще в период аграрного общества она тесно переплеталась с международной торговлей предметами роскоши (логистическая структура караванов Великого шелкового пути или торговых флотилий финикийцев была довольно сложна) и военным ремеслом (первые трактаты о военной логистике возникли еще до нашей эры).
Все изменилось с выходом промышленности на новый уровень современных экономических отношений и роль логистики увеличилась.
Теперь, что такое логистика знают на каждом предприятии.
Факт
Общие логистические затраты – крупная статья в структуре себестоимости промышленной продукции. Здесь логистика опережает расходы на заработную плату и уступает лишь материальным издержкам.
Состояние логистики в России далеко не идеальное. К сожалению, такое положение наблюдалось и в прошлом. Известное изречение про то, что одна из двух главных отечественных бед – плохие дороги родилось не вчера.
Доля транспортных расходов в нашей стране в структуре ВВП достигает 20%, что существенно превышает среднемировые показатели (справедливости ради надо отметить: отчасти это обусловлено тем, что РФ является одним из крупнейших поставщиков нефти, а также существенными размерами нашей страны).
Среди проблем логистики в России стоит выделить:
Пример из практики
Мелкие нарушения контрактов на поставку в России практически невозможно оспорить в судебном порядке. В условиях отечественной правовой системы размер сумм к взысканию не оправдает затраченных усилий.
В случае проблемных ситуаций с предприятиями-естественными монополиями (РЖД, поставщики электроэнергии) тяжбы абсолютно бесперспективны.
В условиях кризиса большинство логистических систем начинают сжиматься. Это может привести к тому, что ряд отраслей отечественной экономики потеряют приемлемый уровень рентабельности.
Обратная сторона ситуации – открывающиеся возможности для логистических компаний. При грамотной организации подобного бизнеса есть возможность проникновения в рыночные ниши с чрезвычайно низким уровнем конкуренции.
Предмет логистики как науки – состояние ресурсов в некоторой системе (как -микро так и макроуровня) и управление их потоками.
Цель логистики – повышение экономической эффективности системы путем оптимизации логистического процесса.
Основные задачи, решаемые логистикой:
Логистика исследует ряд объектов :
На практике построение логистической системы предполагает поиск баланса «интересов производства» и «оптимизации ликвидности».
Система «работы с колес» (одна из крайних точек упомянутой выше дуальной модели) хороша с позиции активизации использования оборотного капитала. В таком случае отсутствуют средства, омертвленные в запасах сырья или готовой продукции, минимизированы складские расходы.
Обратная сторона – высокий риск простоев производства или нарушения условий контрактов, заключенных с контрагентами. Система становится крайне хрупкой.
Факт
Промышленные предприятия Российской Федерации вынуждены формировать запасы, превышающие аналогичный показатель в ЕС и США на 18%.
Сравнение с Японией демонстрирует, что объем запасов в этой стране ниже российского на 64%. Причина такой ситуации – низкое качество отечественной логистической системы.
Ниже я привожу сравнительную таблицу эффективности логистической системы в зависимости от объемов имеющихся запасов:
№ | Показатель | Большое объем запасов | Малый объем запасов |
1 | Расходы на логистику | Высокие (-) | Низкие (+) |
2 | Эффективность использования оборотного капитала | Низкая (-) | Высокая (+) |
3 | Риск нарушения контрактных обязательств | Низкий (+) | Высокий (-) |
4 | Возможность адаптироваться к изменениям спроса по объему | Высокая (+) | Низкая (-) |
5 | Возможность адаптироваться к изменениям спроса по ассортименту | Низкая (-) | Высокая (+) |
6 | Сложность управления логистической системой | Низкая (+) | Высокая (-) |
С целью упрощения механизма управления логистической системой логистический процесс разбивается на ряд составляющих. На базе этого выделяют отдельные виды логистики.
Материальный поток, проходя через предприятие, участвует в ряде производственных операций и трансформируется. Управление им на этой фазе осуществляется на базе производственной логистики. Ее цель – оптимизация затрат на этапе технологических процессов.
Производственная логистика решает ряд задач:
Управление материальным потоком при организации обеспечения предприятия комплектующими, сырьем и материалами – это задача закупочной логистики (логистики снабжения). Фаза снабжения включает в себя: закупку, доставку, временное хранение ресурсов до их передачи в производство.
Важность закупочной логистики обусловлена двумя факторами :
Грамотная организация закупочной логистики – обязательное условие для высокой конкурентоспособности бизнеса. Этот процесс требует исследования рынка закупок. Иногда необходимо решать задачу «купить или произвести самим».
В ведении логистики запасов находится управление производственными запасами и товарными запасами. В рамках данного процесса вычисляется норма запасов на базе оценки ритмичности поставок, сезонных колебаний и рисков. Этот параметр должен обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции.
Решает задачу доставки материальных ценностей в заданном объеме и в определенные сроки от точки предыдущей трансформации материального потока к точке последующей трансформации материального потока. При этом определяется оптимальный маршрут.
Информационная логистика – управление потоком данных, сопровождающих материальный поток. При этом выделяют внешние и внутренние по отношению к предприятию информационные потоки. Также отдельно организуются горизонтальные и вертикальные потоки.
Информационная логистика должна быть закреплена во внутреннем положении предприятия о документообороте (включая электронный). При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.
Таможенная логистика – процесс обеспечивающий прохождение материального потока между разными странами.
При этом приходится решать ряд задач:
Таможенная логистика требует учета ряда правовых нюансов, которые могут сильно влиять на возникающие обязательства перед бюджетом.
Цель данного вида логистики – управление процедурой принятия материальных ценностей на склад их хранения и выдачи.
Также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.
Логистических компаний в России немало. Качество услуг не всегда высокое, но рынок не монополизирован, что почти всегда оставляет пространство для выбора.
Достаточно пользоваться небольшим перечнем приведенных ниже правил, чтоб сделать правильный выбор даже в малознакомом регионе.
7 золотых советов :
Итак, в этой статье я рассказал, что такое логистика и сформировали представление о многогранном логистическом процессе. Хотя само понятие, на первый взгляд относится только к распределению путей транспортировки товара, оно на самом деле более обширно.
Следует обратить внимание на одну чрезвычайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее время и в отечественной литературе и логистической практике) наряду с понятием "логистическая система" стали широко применяться термины "логистическая цепь" и "цепь поставок". И если ранее, вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую использовались как синонимы, то в настоящее время, когда реализуется самостоятельная парадигма управления цепями поставок (Supply Chain Management), разграничение этих терминов весьма важно и своевременно.
Напомним, что под логистической системой мы понимаем упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. Логистическая система, будучи базовой дефиницией, отражает функциональное содержание основной управляющей структуры логистики, ее содержательное наполнение и границы компетенции.
Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и (или) готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена с учетом его статуса и организационной специфики.
Цепь поставок определяется как объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. В этом определении подчеркивается свойственная цепи поставок интегративность основных функциональных логистических функций фирмы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения логистического потока или его составляющих до полного удовлетворения конечного потребителя. Именно в структуре цепи поставок могут быть выделены полные логистические цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроизводственного процесса от источников сырья до конечных потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности составляют максимальную цепь поставок.
Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт не только однозначно определяют понятие "управление цепями поставок", но и устанавливают его содержание. По их определению "управление цепями поставок (Supply Chain Management) - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц". Как видим, такое определение носит содержательный характер и определяет сферу компетентности этого управления.
Функциональный характер носит определение Европейской логистической ассоциации: управление цепями поставок (SCM) - это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значительно превышая уровень компетентности "неинтегрированной" логистики, действительно ставит новые задачи перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение потребует нового уровня взаимодействия логистического менеджмента и других видов функционального менеджмента фирмы.
Разумеется, подобные новации не могли не затронуть и основополагающие понятия и категории. Укажем на трансформацию категории "логистика".
В соответствии с классической трактовкой логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Рассмотрение 5СМ-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет "неинтегрированную" логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась практически неразрешимой.
Положительное восприятие - концепции привело к пересмотру определения логистики как таковой. Согласно определению Совета логистического менеджмента (США), данному в 1998 г., логистика определяется как часть процесса в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.
Таким образом, если на ранних этапах становления и развития управления цепями поставок его можно было трактовать как этап развития логистики, связанный с интеграцией в логистических цепях, и в категориальном аспекте определять как интегральную концепцию логистической парадигмы, то в предыдущем определении констатируется зависимость логистики от управления цепями поставок как категории более высокого порядка.
Следует отметить, что интегральная логистика предусматривает объединение логистических активностей, в то время как БСМ требует интеграции не только логистических, но и прочих функциональных активностей. Эти различия ведут и к масштабным системным изменениям. Если управление прямой цепью поставок возможно в рамках микрологистической системы, то переход к расширенной цепи поставок потребует интеграции в масштабе мезологистических систем. Эффективное же управление максимальной цепью поставок потребует обязательной интеграции в масштабе макрологистической системы, при этом многие проблемы перерастут собственно логистический аспект и примут макроэкономический характер. Отметим еще одно отличие, на которое не часто обращают внимание, - характер управления потоками.
Если в классической логистике все логистические системы подразделяются на толкающие и вытягивающие, то управление цепями поставок, начинающееся (в причинно-следственном аспекте) от конечного пользователя и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и информации, предполагает исключительно вытягивающий характер функционирования логистических систем.
Управление цепями поставок включает следующие ключевые функции:
Реализация этих функций предусматривает широкий спектр конкретных исполнителей (с точки зрения координированной деятельности различных видов функционального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика и маркетинг (п. 1 и 2), логистический и производственный менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и производственный менеджмент (п. 6), только маркетинг (п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодействия указанных видов функционального менеджмента выполнены быть не могут - потребуется взаимодействие с бизнес-планированием па уровне компании, с управлением проектами, экологическим менеджментом и пр.
Таким образом, "управление цепями поставок" выходит за рамки компетентности не только классической, но и интегрированной логистики и предполагает появление нового вида функционального менеджмента.
Следует заметить, что логистическому менеджменту имманентно присуща идея замкнутости процесса обращения ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы компетенции логистики от введения в оборот природных ресурсов до завершения процесса потребления конечной продукции, так и в значимости экологической составляющей конкурентного потенциала фирмы. Supply Chain Management позволяет нам довести эту идею до логического завершения. Для этого подчеркнем два положения.
Предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи поставок в расширенном масштабе (рис. 1.5). Как видно, классическая логистика функционировала в прямой цепи поставок, интегральная логистика стала охватывать расширенную цепь поставок и подготовила переход к управлению цепями поставок, которое реализуется в рамках максимальной цепи поставок. Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение подлежащих управлению логистических потоков следует относить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к самому процессу добычи полезных ископаемых, процессу отчуждения ресурсов от окружающей среды (природы).
Характер формирования этих потоков во многом предопределяет характер их существования в интегрированной цени поставок. У конечного потребителя не заканчивается процесс управления совокупностью этих логистических потоков. Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкнутый характер циклического функционирования этих ресурсов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию, которая на данном уровне технологического развития ни для кого не представляет вторичную ценность, следует так подготовить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.
Таким образом, речь идет о формировании полной цепи поставок, в значительной мере снимающей противоречие социально-
Рис. 1.5.
экономического и экологического аспектов хозяйственного развития.
Отметим и возможность организации возвратных потоков не только между соседними по цепи поставок субъектами, но и любыми другими участниками полной цепи поставок, исходя из организационной целесообразности. При этом перед Supply Chain Management как не только функциональным менеджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают множественные проблемы, среди которых как наиболее важные следует отметить следующие.
Несколько вариантов понимания этого процесса от логистов различных отраслей
Управление логистикой - сфера деятельности предприятия направленная на организацию и регулирование финансовых, материальных и информационных потоков с целью минимизации затрат на всем пути следования, а также общей оптимизации деятельности предприятия. Логистика - наука об управлении и оптимизации материального и связанных с ним потоков в процессе товародвижения. Логистическая цепь - это взаимосвязанная цепь процессов движения (распределения) товаров от поставщика (сырье) до клиента (конечный продукт), включающие в себя процессы, начиная с заказа и заканчивая сервисом.
Есть производство с потребностью в сырье (комплектующих) для выпуска конечного продукта. На рынке уже сложились условия работы с производителями и поставщиками сырья с момента уплаты денег поставщикам (производителям), до момента получения денег за доставку готовой продукции. Весь процесс надо организовать и управлять им на всех этапах, чтобы не выбиться за денежные лимиты по закупочной деятельности с ее транспортировкой и хранением.
Организация управления логистикой - это взаимоувязка отдельных бизнес - процессов исполнительного характера. Задача логистики оптимизировать исполнительные процессы в компании в сумме, а не по отдельности.
Логистика - это эффективное управление материалопотоком с обеспечением наименьших издержек и направленное на улучшение качества обслуживания клиентов и повышение уровня организации логистических процессов. Это планирование, контроль и регулирование всех процессов, которые проходит материалопоток на пути от источника сырья до конечного потребителя. А именно - транспортировка, складирование, внутризаводская переработка, упаковка, распределение готовой продукции и т. п. На этом пути материалопоток естественно увеличивается в стоимости. Применение логистического подхода в управлении материалопотоком позволяет сэкономить (или не потратить), как денежные средства (например, за счет снижения складских запасов), так и сократить затраты ручного труда и операционные издержки. В данном случае огромное значение имеет четко налаженная информационная система.
Логистическая цепь - это четко налаженная взаимосвязь между подразделениями:
- доставки готовой продукции;
- отделом снабжения;
- производством;
- складами;
- департаментом продаж;
- отделом ВЭД.
При рациональном взаимодействии между подразделениями продукция (еще в виде сырья) в необходимом количестве поступает на склад, затем на производство (в нужном объеме и в срок), затем на склад готовой продукции, затем доставляется клиенту (без задержки). Выполняется расчет рентабельности доставки (по какому маршруту, каким видом транспорта и т. п.).
Организация логистики - слаженное действие процессов анализа рынка. закупки, производства, доставки, а также анализ и учет процессов не влияющих на производство - сезонность рыночные скачки, поглощение и дробление контрагентов.
Товародвижение в логистике - процесс движения продукта с момента его выпуска до конечного покупателя с полным контролем и оптимизацией на всех этапах его прохождения через промежуточные стадии производства и движения.
Управление логистикой - это планирование, организация и контроль деятельности по перемещению и складированию товара, с момента и от пункта его закупки, до момента и пункта его конечной использования/реализации.
Логистическое управление - создание схем, структур, процессов направленных на бесперебойное и экономически целесообразное (с минимальными затратами) взаимодействие всех структур организации. Их эффективное взаимодействие со внешней средой.
Управление логистическим товародвижением - это система, включающая в себя разные структурные подразделения:
- доставка грузов от производителя на склад и до потребителя;
- управление товарными запасами. таможня;
- складской товарооборот;
- разработка схем маршрутов и загрузок транспорта;
- управление экспедицией;
- перемещение и хранение грузов.
Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.
Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.
Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.
Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.
Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.
Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.
В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.
Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.
Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.
Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.
Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.
Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.
Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.
Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.
Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.
Логистическая цепьЭто линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.
Логистическая системаЭто адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).
Логистическая функцияЭто укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.
Материальный потокЭто продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.
Информационный потокЭто совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.
Логистические издержкиЭто затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.
Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.
Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.
Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).
Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.
Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.
Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса
Логистика цепи снабжения | Логистика сервиса |
Прогнозирование продаж | Прогнозирование услуг |
Определение источников сырья и материалов | Установление потенциальных клиентов и партнеров |
Планирование и организация производство | Организация работы персонала и оборудования |
Доставка материалов | Сбор информации |
Управление запасами | Обработка информации |
Хранение сырья и материалов | Обучение персонала |
Обработка заказов различных потребителей | Определение требований потенциальных клиентов |
Выбор рациональной системы распределения | Формирование сети каналов услуг |
Складирование товароэ | Хранение информации |
Контроль распределения | Контроль коммуникаций |
Осуществление транспортных перевозок | Планирование и регламентация времени |
Формирование приемлемой цены продукции | Формирование приемлемой стоимости услуг |
Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.
При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.
Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).
Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.
Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.
Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.
Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.
Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.
Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.
Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.
Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).
Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.
Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.
Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.
Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.
Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.
Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.
Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.
Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.
В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.
Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).
Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.
Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.
Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.
Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.
Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.
Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.
С чем это связано? Кто такой логист и какие функции он осуществляет? Об этом и будет рассказано далее.
Доставить нужную продукцию из одного пункта в другой согласно назначенным срокам - очень важная задача. Еще более важно сохранить товар целым и невредимым. Именно такой специалист, как логист, осуществляет управление цепями поставок и контролирует эффективную транспортировку и доставку нужной продукции. Сразу стоит отметить, что любая профессия в сфере логистики считается очень сложной и трудной. Так, чтобы стать качественным специалистом в сфере управления поставками, необходимо обладать очень развитым мышлением, знать иностранные языки, иметь отличные организаторские способности. Проследить за большим количеством разного рода товаров не так уж и просто, а делать это качественно - тем более.
Где должен учиться человек, чтобы получить возможность работать логистом и осуществлять управление цепями поставок? Какие есть у рассматриваемых специалистов обязанности? Об этом будет рассказано далее.
В сфере логистики можно работать, имея как высшее, так и среднее образование. Однако количество обязанностей, прав, а также оплата труда в этом случае будут значительно отличаться.
Лицо, имеющее среднее профессиональное образование, способно работать лишь помощником логиста или менеджером. Осуществлять полноценное управление людям, не окончившим вуз, если и удастся, то с большим трудом. Стоит также отметить, что далеко не везде есть рабочие места для лиц, не имеющих высшего образования. Из-за узкой направленности, а также из-за ряда других факторов устроиться на рассматриваемую работу лицу, имеющему лишь среднее образование, будет не так уж и просто.
Совсем по-другому дела обстоят с лицами, все-таки имеющими высшее образование. Так, люди, окончившие экономические вузы по соответствующей специальности, имеют полное право устроиться на любое свободное рабочее место. Пожалуй, стоит выделить основные учебные заведения, где можно получить необходимое образование. Это (в Москве на Лубянке), МИИТ, МАДИ и знаменитый СПбГУ. В любом из этих вузов есть специальность, именующаяся как "Логистика и управление цепями поставок".
Как уже было сказано выше, специалист в сфере логистики должен обладать очень обширным багажом знаний. Какие именно дисциплины обязан качественно знать рассматриваемый работник? Вот лишь некоторые из них:
Специалист, на плечи которого ложится управление цепями поставок, должен знать действительно очень многие вещи. Более того, работник в сфере логистики обязан еще и постоянно самосовершенствоваться и дополнять свои знания. Связано это с тем, что технологии постоянно модернизируются, а потому работать на протяжении нескольких десятков лет с одними лишь университетскими знаниями логисту вряд ли удастся.
Безусловно, одних лишь знаний для осуществления своих рабочих функций логисту будет недостаточно. Специалист, в задачи которого входит логистическое управление цепями поставок, должен обладать также определенными навыками, умениями и чертами характера.
Что именно здесь можно выделить?
Стоит также отметить, что качественный специалист обязан также обладать такими чертами характера, как стрессоустойчивость, высокая работоспособность, организаторские функции и т. д.
Как уже было сказано, сфера логистики невероятно обширна. Здесь трудится большое количество работников, осуществляющих самые разные функции. Однако возможность выделить наиболее обобщенные обязанности все-таки имеется.
Так, стоит отметить, что в рассматриваемой профессиональной среде за работниками закреплены следующие обязанности:
Функций у логиста действительно много. Однако зависит все, в основном, от имеющегося разряда и уровня квалификации.
Почти никаких проблем не должно возникнуть у выпускника образовательного заведения по специальности "Логистика и управление цепями поставок". Вузы зачастую сами предлагают студенту варианты вакантных мест. А в связи с тем, что рассматриваемая профессия сегодня является невероятно актуальной и востребованной, перед человеком, имеющим должное образование, откроется попросту множество самых разных возможностей трудоустройства.
И все же, где именно может работать рассматриваемый специалист? Можно выделить:
Управление поставками и логистика нужны практически на каждом производственном предприятии. И это громадное преимущество данной сферы: у человека, желающего связать свою жизнь с рассматриваемой трудовой деятельностью, совершенно точно не возникнет проблем с трудоустройством.
Что можно сказать о карьере рассматриваемого специалиста? Как и в любой другой трудовой сфере, повышение квалификации можно заработать лишь путем накопления должного опыта и совершенствования рабочих навыков.
Однако в сфере системы управления цепями поставок есть одна немаловажная черта. Если вкратце, то заключается она в том, что возможностей для так называемого самосовершенствования здесь просто масса. Так, специалист может усиленно изучать новые иностранные языки, разрабатывать собственные специализированные программы, улучшать свои коммуникативные навыки, доводить до автоматизма работу с документацией и т. д. Благодаря всему этому практически любой специалист, даже не имеющий высшего образования и работающий помощником, сможет достичь профессиональных высот.
Специалист в сфере логистики, как и любой другой работник, обладает определенными профессиональными правами. Что именно здесь можно выделить? Вот что закрепляет специальная должностная инструкция работника:
Таким образом, довольно широкий спектр прав закреплен за специалистом, имеющим своей обязанностью управление цепями поставок. На предприятии, однако, логисты обладают и большой долей ответственности за все совершаемые действия. В особенности стоит выделить, что на работника налагается ответственность:
Профессия логиста имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Какие плюсы работы можно выделить? Сюда относятся, безусловно:
Возможно, есть у профессии и другие плюсы. Выше были названы лишь самые основные достоинства. А какие здесь можно выделить недостатки?
Достоинств у профессии, безусловно, больше. И это совсем не удивительно: логистика - это поистине престижная и важная сфера.